в чем главная особенность методик компьютерного обучения
Компьютерные технологии обучения
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
Классификационные параметры технологии:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная.
По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.
По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.
По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.
По подходу к ребенку: сотрудничество.
По направлению модернизации: эффективность организации и управления.
По категории обучаемых: все категории.
Акцент целей:
• Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
• Подготовка личности «информационного общества».
• Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
• Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения:
• Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
• Диалоговый характер обучения.
• Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
• Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
• Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
• Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Особенности содержания:
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки иерархического типа.
В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.
Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы.
В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.
Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко пере структурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.
Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.
Особенности методики:
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.
В функции учителя компьютер представляет:
— источник учебной информации ;
— индивидуальное информационное пространство;
— средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
— средство подготовки текстов, их хранения;
— графопостроитель, графический редактор;
— вычислительная машина больших возможностей ;
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
— программировании, обучении компьютера заданным процессам;
— создании программных продуктов;
— применении различных информационных сред.
Досуговая среда организуется с помощью:
— компьютерных игр по сети;
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
• Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
• Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят:
— знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
— знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
— знание современных операционных систем и владение их основными командами;
— знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения и владение их функциями;
— владение хотя бы одним текстовым редактором;
— первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
— первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
• переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
• привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
• интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
Одним из направлений информационных технологий является использование аудио и видео средств. Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.
Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения.
Компьютерная технология обучения
Цели реализации технологии: улучшение качества обучения; формирование умений работать с информацией; подготовка личности «информационного общества»; повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации; разработка перспективных средств, методов обучения с ориентацией на развивающее; интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении компьютерных технологий.
Особенности методики компьютерного обучения
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что составляет особенность методик компьютерного обучения.
Компьютер используется на вcex этапах процесса обучения. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.
Технология дистанционного обучения
Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривает как организацию учебного материала, так и общение с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на расстоянии получило название дистанционного обучения.
Характеристики дистанционного образования:
-Уникальная доступность. Наибольший выигрыш дает дистанционное образование в удаленных от центральных районов городах.
-Модульное построение курсов. Каждый может выбрать себе курсы по потребности.
-Низкие относительные затраты на обучение, что связано с малой потребностью в аудиториях и преподавателях.
-Максимальная экономичность свободного времени обучаемого.
Особенности внеурочных работ по биологии
Внеурочная работа – это такая форма организации учеников для выполнения вне урока обязательных (включенных в учебную программу), связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя.Организация внеурочных работ учеников диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий.
Многие работы носят предварительный характер. Это значит, что учителю надо заранее дать задание ученикам, чтобы получить результаты к конкретному уроку. Внеурочные работы могут осуществляться и непосредственно после изучения темы как закрепление и углубление знаний, полученных на уроке.
Внеурочные работы применяют: при изучении нового материала, его закрепления, а также с целью проверки знаний учеников. Продолжительность выполнения внеурочной работы может быть различна в зависимости от характера задания и времени, необходимого для проведения опытов и наблюдений. Иногда выполнение заданий приходится переносить на летний период. Внеурочные работы выполняются учениками по каждому учебному курсу: в младших классах их содержание связано с наблюдением и уходом за живыми объектами, в старших классах – этоработы с литературой.
Внеурочные работы имеют большое значение для формирования личности ученика: развивают самостоятельность, прививают интерес к изучаемым биологическим объектам и явлениям, школьники овладевают исследовательскими умениями, у них вырабатываются волевые качества, аккуратность и трудолюбие.
Принципы и методы компьютерного обучения
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (в нашем случае ЭВМ). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.
Принципы программированного обучения (по В.Я. Беспалько) следующие:
Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств. Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей. В этой иерархии выступает в первую очередь педагог, управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему, индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения.
Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения. Методы компьютерного обучения.
Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто
Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.
Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска оптимального режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операций и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
— тестово-информационный (проверка усвоенного);
— проблемный блок: решение задач па основе полученных знаний;
— блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
— точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
— банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
— методическое руководство по достижению целей;
— практические занятия по формированию необходимых умений;
— контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А. Чошанов).
Активные методы обучения. В настоящее время широкое распространение получили активные методы обучения. Применение этих методов требует тщательной подготовки как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемых. Особое внимание среди личностных качеств обучаемого мы придаем такому свойству личности как познавательная самостоятельность. Его следует рассматривать как необходимое качество, «которое проявляется в стремлении и умении своими силами овладеть основами и способами деятельности и применять их в учебной, последовательной и практической деятельности с целью подготовки к деятельности профессиональной».
С творческой направленностью тесно связана профессиональная устремленность, которая заключается в постоянной ориентации на профессиональные интересы, потребности, в установке на практическое применение всего изучаемого, всей полученной информации. Профессиональная устремленность обучения обязательно включает «умственное владение знаниями», причем применять эти знания студент должен не раздельно, а в единстве и взаимосвязи друг с другом. Профессиональную устремленность можно считать таким качеством личности, которое необходимо для познавательной деятельности, так как учет будущей или настоящей специальности является сильным стимулом мотивационной активности. Таким образом, профессиональную устремленность можно рассматривать как важное качество личности специалиста.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что для равноправного общения, которого требуют активные методы обучения, нужны познавательная самостоятельность, интеллектуальная активность, творческая направленность и профессиональная устремленность. Этот список далеко не исчерпывает все свойства, необходимые субъекту обучения, однако являются основными, базовыми. Это значит, что их наличие их у обучаемых будет способствовать более эффективному использованию активных методов обучения.
Новые информационные технологии широко используют активные методы обучения, метод проектов, обучение в сотрудничестве (креативные курсы, метод проектов, обучение в сотрудничестве).
Креативное обучение. Креативное обучение базируется на следующих принципах.
Основой обучения креативного типа является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан обучаемым.
Принцип соответствия внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям (непрерывная диагностика личного образовательного приращения).
Принцип индивидуальной образовательной траектории студента в образовательном пространстве.
Принцип интерактивности занятий, осуществляемых при помощи телекоммуникаций.
Принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой студентом образовательной продукции.
Принцип соответствия образовательных процедур коммуникационным формам и технологиям.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Основные требования к использованию метода проектов:
— наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
— определение конечных целей совместных индивидуальных проектов;
— определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
— структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
— использование исследовательских методов:
а) определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
б) выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
в) оформление конечных результатов;
г) анализ полученных данных;
д) подведение итогов, корректировка, выводы.
Более удачным нам представляется термин «интеллектуальная активность», под которой понимают целостное свойство личности отражающее взаимодействие интеллектуальных и личностных секторов в их неразрывном единстве. Интеллектуальную активность студентов вуза мы будем считать вторым важным личностным качеством для активного обучения. Л.Г. Богоявленской определены три уровня интеллектуальной активности, которые условно обозначены как репродуктивный, эвристический и креативный.
На репродуктивном уровне выполнение задания идет в рамках указанного или первоначально найденного способа, безынициативно принимается то, что задано извне. Эвристический уровень характеризует инициативность обучаемых, выражаемую в стремлении находить самостоятельно новые способы действия. Креативный уровень интеллектуальной активности является высшим и отличается от других предыдущих тем, что при выполнении деятельности происходит самостоятельное становление новой проблемы, отличной от той, над которой начиналась работа. Такое определение внутренней структуры интеллектуальной активности и ее качественной специфики может быть использовано в методических целях при активных методах обучения.
Познавательная самостоятельность и интеллектуальная активность являются важными для будущего специалиста качествами личности. Формирование этих качеств как реализация одного из принципов дидактики высшей школы предусматривает также и развитие в ходе учебного процесса творческой самостоятельности студентов. Это качество рождается в процессе обучения, активного поиска и проявляется в самостоятельном анализировании добытых фактов. Таким образом, активные методы и формы обучения способствуют развитию в деятельности личности творческой направленности.
Метод информационного ресурса. Данный метод базируется на основе информационных ресурсов. В этом методе организация познавательной деятельности студентов происходит при сборе, поиске, систематизации и хранении больших объемов информации, сосредоточенной во всевозможных базах данных и базах знаний. Метод является следствием использования новых образовательных технологий высшего профессионального образования, предполагающих не только поиск нужной информации, но и ее анализ и установление гиперсвязей по тематическим линиям, а также использование коммуникационных технологий для передачи, обработки различных видов компьютерных данных. Метод информационного ресурса требует от преподавателя создания высокой степени мотивации у обучающихся, а от студентов жесткой самоорганизации и творческого подхода для достижения поставленных задач.
Метод учебного компьютерного моделирования. Этот метод представляет возможность моделирования реальных и учебных объектов и ситуаций.
Основой метода является использование в учебном процессе компьютерной модели изучаемого объекта, или демонстрация с помощью компьютера изучаемого явления, процесса. Эффективность этого метода обеспечивается колоссальными возможностями современных компьютерных технологий. Как известно модель лишь отражает реальный объект с той или иной степенью приближения к оригиналу, поэтому благодаря высокому уровню развития современных компьютерных технологий именно компьютерная модель может максимально приблизить это сходство, естественно, что при оценке результатов компьютерного моделирования необходимо учитывать, что степень соответствия модели реальному объекту во многом зависит от сложности решаемой задачи. Целью этого метода является получение количественных и качественных характеристик рассматриваемой модели, созданной на основе содержательного анализа объекта изучения.
Программированный метод обучения с использованием компьютера
учитель английского языка
Ивендикова Наталья Валерьевна
Суть програм мированного метода обучения заключается в том, что все обучение ведет не учитель непосредственно. Оно осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах: безмашинном (программированные учебники, комплекты карт, перфокарты и т.д.) и машинном (преимущественно с использова нием компьютера). Программное обеспечение компьютерного обучения включает в себя системную и обучающую программу.
Компьютер как средство обучения обладает способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность программированного метода обучения с использованием компьютера.
Основными целями компьютерного обучения являются:
формирование умений работать с информацией;
развитие коммуникативных способностей;
подготовка личности «информационного общества»;
формирование исследовательских умений;
формирование умений принимать оптимальные решения;
преподносить столько информации, сколько ученик в со стоянии усвоить.
Концептуальными особенностями применения компьютерно го обучения являются:
принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям каждого ученика;
управляемость: в любой момент возможны коррекция учителем процесса обучения;
неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения могут быть как угодно велики;
поддержание у ученика психологического комфорта при общении с компьютером.
Обратная связь необходима не только учителю, но и учащемуся тоже. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, ко торые ведут процесс обучения, то такая связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи, учащиеся сами анализируют итоги своей учебной деятельности, а при внешней это делает учитель или управляющие устройства.
Четвертый принцип состоит в осуществлении пошагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного ма териала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятости обучающей программы.
При внедрении компьютера в обучение иностранному языку появляется возможность организовать диалог с каждым учени ком, изучать материал в индивидуальном темпе, эффективно ор ганизовывать контроль. Компьютер гарантирует конфиденциальность. Ученик знает, какие ошибки он делает, у него нет страха, что кто-то узна ет о его ошибках. Также компьютер имеет большие методические достоинства. Он моментально реагирует на введенную информацию, т.е. компью тер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или в лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией на ответы учеников в ходе выполнения упражнений. И поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответ ствует принципу индивидуального обучения.
Каждый учитель придает большое значение практике при овладении иностранным языком. В учебном процессе недостаточно произнести фразу один раз, ее необходимо повторять несколько раз, при этом желательно менять ее языковое оформление так, чтобы более четко выявить содержание. Программы, включаю щие в себя базы данных, позволяют повторять подобные инструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контексты.
В разветвленную программу вводятся дополнительные разъяс нения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответом, т.е. последовательность сообщения нового материала меняется в зависимости от результата выполнения предыдущего зада ния. Если задание выполнено верно, то ученику разрешается при ступить к изучению новой порции материала, в противном случае, он получает дополнительные упражне ния.
Компьютерные программы обычно классифицируют по следующим характеристикам:
Классификация основных характеристик компьютерных программ
по функциональному назначению
по способу программирования
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обу чения: при объяснении (введении) нового материала, закрепле нии, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции : учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
В функции учителя компьютер представляет:
источник информации (частично или полностью заменяющий учителя и учебник);
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможно стями мультимедиа и телекоммуникации);
индивидуальное информационное пространство;
средство диагностики и контроля.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности.
В структуру содержания компьютерной грамотности входят:
знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
владение хотя бы одним текстовым редактором;
знание современных операционных систем и владение их ос новными командами;
первоначальное представление об алгоритмах.
Всем известно, что электронно-вычислительная машина бла годаря своей памяти, быстродействию, программному управле нию способна заменить учителя во многих его функциях. Но, ис пользуя компьютер для организации урока, каждый учитель дол жен четко определить:
что нового дает компьютер как средство обучения для данно го конкретного урока;
согласуются ли предлагаемые обучающие компьютерные программы с положениями образовательного стандарта;
У компьютерного метода обучения есть свои сторонники, но и есть свои противники. Они выражают беспокойство по поводе того, что компьютер воздвигает барьер между учителем и учени ком, отгораживая их друг от друга. Они отмечают также, что ответы на вопросы посредством компьютера, очевидно, экономят время, но живая беседа, особенно на иностранном языке, незаме нимы для учителя и ученика.
К преимуществам компьютерного метода обучения относится следующее:
усиливается индивидуализация обучения;
не проявляется чувство страха при неправильном ответе ;
облегчается усвоение, так как разработчики программ выну ждены снимать многие трудности;
способствует релаксации учащихся в процессе познаватель ной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а следовательно, и усвоение изучаемого материала;
формируется конструктивное мышление;
реально осуществляются поэтапное управление учебной дея тельностью ;
обеспечивается оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учебный материал — обучающийся»);
происходит эффективное обучение самоконтролю, само управлению и коррекции учебной деятельности.
К недостаткам компьютерного метода обучения можно отнести:
снижение (а в некоторых случаях и ликвидацию) обучения в группе, что уменьшает развивающий и воспитывающий потенциал обучения;
слабое развитие творческой активности;
снижение непосредственного влияния личности учителя и воз можности живого общения друг с другом;
невозможность интеллектуального и эмоционального воздей ствия личности педагога на ученика;
дисплеи вредят здоровью, так как вызывают утомление, снижают зрение, что может привести к близорукости (самой трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстом; если край не резок, глаз постоянно ищет резкости и не находя, быстро устает; недостаточная час тота смены кадров может оказать влияние на центральную нервную систему).
Но все-таки следует признать, что компьютер еще не стал привычным инструментом, которым может пользоваться каждый учитель при проведении каждого урока иностранного языка
Примеры использования компьютерного метода обучения на уроках английского языка
Регулярная работа с компьютером позволяет учителю созда вать свои собственные компьютерные упражнения на отработку лексического материала, грамматических явлений, развитие навыков письма, подготовку к речевому общению.
Также можно использовать ком пьютер для обучения скоростному чтению.
Упражнения в восприятии и понимании иноязычной речи на слух. Синхронизируется фонограмма с визуальным изображением на экране дисплея. Так появляется хорошая возможность создать зрительные опоры для аудирования иностранного текста. Зрительные опоры могут быть в виде пред текстовых упражнений, которые направлены на снятие трудно стей при прослушивании текста. Опоры предъявляются до про слушивания текста и, в случае необходимости, могут находиться на экране при прослушивании.
В компьютер также можно заложить справочный материал по грамматике и лексике для разного контингента учащихся, правила чте ния и произношения, лингвострановедческую и историческую информацию и т.д.