в чем функциональное значение закона табель о рангах

Табель о рангах. Её суть и влияние на общество.

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах
4 февраля (24 января по старому стилю) 1722 года Петр I принял закон Табель о рангах, устанавливающий регламент государственной службы и разделяющий чины по ранжиру. Этот документ оказал большое влияние не только на развитие государства, но и на систему социальных отношений. Он действовал вплоть до 1917 года, претерпев при этом несколько изменений.

На момент начала царствования Петра I деятельность бюрократического аппарата была запутана и непригодна для эффективного управления государством. Внутри него шла междоусобная борьба за власть между сословиями. Так возникла потребность централизации власти, усиления её позиций на местах, формирования разветвленной схемы административного аппарата, находящегося под чётким контролем верховных органов власти.

Преобразование системы управления государством и административной деятельности шло фактически на протяжении всего пребывания на царстве Петра I. Закреплением на законодательном уровне и обобщением всей реформаторской деятельности Петра в части военной, гражданской и судебной администрации явилась Табель о рангах, создание которой началось в 1719 году.

За основу Табели был взят опыт европейских стран – в большей степени административные акты Дании, Пруссии и Швеции. Также были учтены и российские традиции: древние русские чины и принятые на тот момент законы. С введением в действие Табели о рангах такие сословия как окольничие, бояре и пр. не были ликвидированы, однако плата жалования их представителям прекратилась. Большое внимание при разработке нового закона было уделено соотношению военных, придворных и статских служебных чинов.

Табель о рангах являлась классификацией чинов в табличной форме. Должности были выстроены в три ряда: воинские, гражданские (статские) и придворные. Каждый ряд разделялся на 14 рангов (классов) по старшинству, при этом 1-й ранг считался наивысшим. Воинские чины дополнительно разделялись на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. При Петре I в Табели о рангах насчитывалось 263 должности. Кроме самой таблицы в законе существовало еще 19 пунктов с пояснениями, в том числе о штрафах за его нарушения.

Между рядами чинов было приведено соответствие. Например, придворный служащий, имеющий какой-либо чин, при переходе на гражданскую службу, мог притязать на тот же чин и ту же заработную плату.

Согласно новому закону социальное положение теперь определялось не местом в аристократической иерархии, а чином, заслугами и выслугой лет. Устанавливая место в иерархической структуре государственной службы, Петровская Табель давала возможность талантливым людям выдвинуться на высокие посты вне зависимости от их происхождения.
Кроме старшинства рангов существовало старшинство между носителями одинакового ранга. Оно зависело от того, когда служащему был пожалован чин.

Примечания к Табели предусматривали исключения из принципа бюрократической выслуги: князья императорского рода при любых обстоятельствах оставались выше по иерархии остальных князей и высокопоставленных чиновников.

Устанавливались и уставные обращения к представителям соответствующих рангов. Если чиновник на публике требовал по отношению к себе почестей не положенных ему по чину, ему предназначался штраф, равный заработку нарушителя за два месяца. При этом одна треть денежных средств перечислялась доносившему, а две трети шло на материальное обеспечение госпиталей. За неподобающее и жестокое поведение на публике иногда следовала потеря чина. Вернуть чин можно было только за серьёзные заслуги и при наличии именного указа. Замужние дамы имели тот же чин, что и их мужья, а незамужние девушки имели ранг на несколько позиций ниже, чем у отцов. Женщины облагались соответствовавшими чину штрафами за неправомерные деяния.

Для дворянства служба была обязательной. При этом начинать следовало с самого низкого класса Табели: с 14-го. Если дворянин отказывался служить, то его лишали имения.

С подписанием Табели дворянство становилось открытым сословием. Служащие, достигнувшие 7-го ранга в гражданском или придворном ведомстве, причислялись потомственно к дворянскому сословию, но это правило не действовало на отпрысков, появившихся на свет до достижения их отцом чина. Ввиду того, что служба предоставляла доступ в дворянство широким слоям населения, генеалогический состав сословия изменился.

Военнослужащие причислялись к дворянству, начиная уже с 14-го ранга. Расположение чина в служебной иерархии связано было с получением различных привилегий. По очередности в соответствии по чинам разносили блюда на званых ужинах, на почтовых станциях давали лошадей. Чиновники всех видов служб обязательно должны были носить мундир или в зимнее время шинель. В зависимости от ведомства на форменной одежде различались пуговицы, иногда подкладки. У каждого чиновника должен был быть экипаж и форменная одежда для лакеев и кучеров в соответствии с чином.

Источник

По чину и честь: что давала петровская «Табель о рангах»

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

4 февраля 1722 года Петр I ввел в действие систему военных, гражданских и придворных чинов, действовавшую до 1917 года

Трансформация России как государства, затеянная и реализованная Петром I, была бы существенно затруднена, если бы ей не сопутствовала трансформация русского дворянства. Превращенное царем-реформатором в действительно служилое сословие, оно стало основным проводником и реализатором царских начинаний. Но для этого потребовался еще один механизм, придуманный и воплощенный Петром – знаменитая «Табель о рангах». Введенная в действие царским указом от 4 февраля (24 января по ст. ст.) 1722 года, она превратила дворянство в открытое и социально мобильное сословие, что оказало существенное влияние на развитие Российской империи. «Табель о рангах», время от времени переживавшая незначительные изменения, просуществовала вплоть до Октябрьской революции, пока не была отменена специальным декретом большевистского правительства.

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Рукописный вариант «Табели о рангах», XVIII век

Что изменила «Табель о рангах»

Новая система чинов и званий Российской империи имела не IX, как в Московском государстве, а XIV классов. Соответственно, и продвижение по этой лестнице, и скорость получения более высоких чинов менялись и требовали от претендентов существенно больших усилий. Высшим чином I класса в петровской «Табели о рангах» стал: у военных – генерал-фельдмаршал, а у гражданских – канцлер. При этом высший придворный чин – обер-маршал – относился только ко II классу; в первоначальном варианте табели о рангах туда же относился и канцлер, то есть министр иностранных дел, но Петр I внял советам своего сподвижника Андрея Остермана и поднял канцлерский чин на класс выше. К низшему, XIV классу у военных относился чин фендрика (позднее — прапорщика) в сухопутных войсках, инженерского фендрика в артиллерии и корабельного комиссара во флоте, у гражданских – коллегии-юнкера, а у придворных – гоф-секретарь и приравненные к нему. При этом чинов, соответствовавших XIII, XI и X классу у придворных не было: после XIV шел сразу XII, а затем – IX класс.

Первое и самое очевидное изменение, которое внесла в русскую жизнь петровская «Табель о рангах», – это прекращение присвоения всех старых русских чинов и званий. Разного рода постельничие, сокольничие, ключники, стряпчие и им подобные сохранялись в виде званий, полученных их обладателями ранее, но больше их никому присвоить было нельзя. Второе важнейшее изменение – очевидное преимущество военных чинов над гражданскими и придворными. Стране срочно требовалась сильная, отвечавшая современным требованиям армия с мощным офицерским корпусом, и самым простым и очевидным способом решения этой задачи было предоставление военным заметных привилегий. Еще одно изменение, закрепленное «Табелью о рангах», окончательно превратило русское дворянство в служилое сословие. В петровском пояснении к самой табели, то есть таблице, в которой перечислялись все новые чины и определялось их соответствие, прямо говорилось: никому никакие ранги (чины) не предоставляются до тех пор, пока претенденты «нам и отечеству никаких услуг не покажут». При этом оговаривалось, что дворянские дети могут начинать гражданскую службу с самого нижнего, XIV классного чина — но только при условии, что они получили необходимое образование и имеют патент на службу. Тем же, кто был необразован и не имел патента, если и дозволялось поступить на службу, то лишь в чины, которые не предусматривали ранга. Получить нижний из них такие дворянские дети могли лишь за счет «знатных услуг» или выслуги лет, и все равно при условии получения необходимого образования.

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Портрет Петра I работы художника Жана-Марка Натье, 1717 год

Как получить новых дворян

Рассматривая государственную службу – военную, гражданскую или придворную – как важнейшую обязанность любого дворянина, Петр I включил в «Табель о рангах» важный механизм получения личного и потомственного дворянства. Причем и в этом вопросе военные имели существенное превосходство перед гражданскими и придворными: первый же, самый низший офицерский чин XIV класса давал им право передать своим детям по наследству дворянское звание. Что касается гражданских и придворных чинов, то у них право на получение личного дворянства приобреталось с получением чина XIV класса, а на потомственное — только с VIII и далее. Правда, при этом для военных действовало важное условие: обер-офицерские чины от XIV до IX классов давали безусловное право на потомственное дворянство только детям, которые родились после присвоения их отцу первого обер-офицерского звания — прапорщика (и соответствующих ему в гвардии, артиллерии и флоте). Если же, как оговаривали пояснения к табели, «не будет в то время детей», то отец мог ходатайствовать о получении потомственного дворянства одним из его сыновей – по собственному выбору.

Такие правила действовали с момента введения «Табели о рангах» в действие и до манифеста императора Николая I от 23 (11 по ст. ст.) июня 1845 года. С того момента право на получение потомственного дворянства военные приобретали только с получением штаб-офицерского чина VIII класса, то есть майора (позднее — капитана), а гражданские – с V класса, то есть статского советника. А император Александр II еще раз повысил требования к получению потомственного дворянства, ограничив его VI классом (полковник) для военных и IV (действительный статский советник) для гражданских. Впрочем, к тому времени российское дворянство было уже достаточно многочисленным, причем существенное пополнение его произошло именно за счет выслужившихся военных по правилам петровской версии «Табели о рангах».

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Ассамблея при Петре I. Картина Станислава Хлебовского, 1858 год

Отдельно в «Табели о рангах» оговаривались условия, при которых тот или иной дворянин мог лишиться своего титула. Непременным условием была отставка за совершение тяжких преступлений; перенесший публичное наказание, пытку тоже переставал быть дворянином. Вернуть звание и чин мог лишь сам император за какие-нибудь выдающиеся заслуги, причем это решение должно было подтверждаться соответствующим документом. При этом, если «злодеи по злобе других приводят», то есть оговаривают невиновных, – тот, кто был подвергнут пыткам по ложному доносу, получал царскую грамоту с подтверждением его невиновности и избавлялся от лишения дворянства и чина.

Штраф за привилегии

Созданная Петром I система государственных чинов и званий, помимо всего прочего, описывала и весьма жесткие требования к правилам соблюдения тех вольностей и преимуществ, которые давал тот или иной класс. В частности, за требование почестей «выше своего ранга» или занятие в церкви места «выше данного ему ранга» нарушитель должен был платить штраф в размере двухмесячного жалования. При этом треть штрафа шла тому, кто доложил о нарушении, а остальное – на нужды государственных госпиталей. Такое же наказание полагалось и за то, что обладатель высокого ранга уступил свое место на церковной службе имеющему более низкий класс. Обосновывалось это просто: привилегии нужно было заслужить, чтобы «охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Но нарушениями, связанными с привилегиями, дело не ограничивалось. Такой же штраф в размере двухмесячного жалования взимался и с того, кто потребовал присвоения того или иного ранга, не имея на руках «на свой чин надлежащего патента». И это еще раз утверждало требование к дворянам как к служилому сословию, в котором основные преимущества получал тот, кто наилучшим образом проявлял себя в государственных делах, а не тот, чьи предки были более именитыми.

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Обер-офицер и штаб-офицер Лейб-Гвардии Преображенского полка, с 1700 по 1732 год. Иллюстрация из монографии Александра Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению», 1841-1862 гг.

Подобные нормы действовали и по отношению к женщинам, хотя к ним требование об обязательной государственной службе не относилось. Замужние дамы получали классный чин, равный классному чину мужа, при этом несли точно такую же ответственность за нарушение положенных им привилегий. Что же касается «девиц, пока они замуж не выданы», то они получали ранг на четыре ступени ниже отцовского — и только по отношению к женам нижестоящих офицеров и чиновников. Скажем, дочери генерал-фельдмаршала считались старше рангом, чем жены бригадиров, а дочери бригадиров — чем жены капитанов.

А последним пунктом в пояснениях к «Табели о рангах» значилось требование каждому обладателю того или иного классного чина иметь «наряд, экипаж и ливрею, как чин и характер (звание. — Прим. авт.) его требует». Обосновывалось это условием тем, что многие получившие классные чины либо внешне им не соответствуют, либо, напротив, «разоряются, когда они в уборе выше чина своего поступают». По сути своей такое требование подкрепляло значимость «Табели о рангах» и тех званий, которые она предусматривала, повышая тем самым престиж государственной службы и мотивируя дворянство.

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Гражданская казнь Николая Чернышевского 31 мая 1864 года. Согласно традиции, этот ритуал предполагал лишение в том числе и сословных прав, как это было предусмотрено «Табелью о рангах»

Источник

Петровский Табель о рангах

Табель о рангах (петровский Табель о рангах) — документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской империи.

Табель о рангах Петра 1-го был утвержден 24 января 1722 г. самим императором и просуществовал до ноября 1917 г., а на некоторых территориях и вплоть до 1922 г. За время своего существования документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Основная идея Табеля о рангах состояла в том, чтобы создать документ, который бы содержал в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в государстве. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).

История создания Табеля о рангах Российской империи

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру Великому, который принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. В документ были внесены определенные правки, но при итоговом рассмотрении Петр 1-й их не принял.

Содержание Табеля о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины делились на три типа: придворные, военные и статские — и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими, а люди, занимающие эти должности, — больше шансов подняться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Значение Табеля о рангах

Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В нем были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Главное значение Табеля о рангах 1722 г. состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службе больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели возможность в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра 1-го окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

В современной России существует аналогичный документ. В нем представлена таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских званий, членов юстиции и прокурорских работников.

Источник

Табель о рангах Российской Империи

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Табель о рангах вводил в Российской Империи 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданский службы. Изначально каждый (в том числе и знатные) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Сам табель приведен ниже.

Таблица 1: Табель о рангах с 1722 по 1917

Военные чиныГражданскиеОбращение
СухопутныеМорскиеГвардейские
1ФельдмаршалГенерал-адмиралКанцлерВаше
высоко-
превосхо
дительство
2Генерал-аншеф, генералы от родов войскАдмиралДействительный тайный советник
3Генерал-лейтенантВице-адмиралТайный советникВаше
превосхо
дительство
4Генерал-майорШаутбенахт (до 1740),
Контр-адмирал (после 1740)
ПолковникДействительный статский советник,
Оберпрокурор,
Герольдмейстер
5БригадирКапитан-командорПодполковникСтатский советникВаше высокородие
6ПолковникКапитан 1-го рангаМайорКоллежский советникВаше высоко
благородие
7ПодполковникКапитан 2-го рангаКапитанНадворный советник
8МайорКапитан 3-го рангаКапитан-лейтенантКоллежский асессор
9Ротмистр (в кавалерии)
Капитан,
Есаул (у казаков)
Капитан-лейтенант (до 1884),
Лейтенант (после 1884)
ЛейтенантТитулярный советникВаше
благородие
10Штабс-капитан,
Штабс-ротмистр (в кавалерии)
Лейтенант (до 1885),
Мичман (после 1885)
Унтер-лейтенантКоллежский секретарь
11Корабельный секретарьКорабельный секретарь
12Поручик (в кавалерии),
Лейтенант (в пехоте)
Унтер-лейтенант (до 1732),
Мичман (1796-1885)
ФендрикГубернский секретарь
13ПодпоручикМичман (1732-1796)Провинциальный секретарь
14Фендрик (до 1731),
Корнет (в кавалерии)
Прапорщик (в пехоте)
Коллежский регистратор

Все виды службы были поделены на 2 категории:

Эти условия были актуальным до 1856 года. После этого были введены новые правила относительно получения дворянства. Личное дворянство получали с 12-го ранга (Поручик), а потомственное дворянство – с 6 ранга (Полковник). На гражданской службе право личного дворянства давал 9 ранг (Титульный советник), а потомственного – 4 ранг (Действительный статский советник).

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Особенности Табеля

При Петре действовала следующая формула – каждый образованный человек обязан служить, и служить может любой человек с образованием. Начиная с петровской эпохи по службе продвигались благодаря знаниям и умениям, а не благодаря происхождению. Солдат мог стать офицером, обычный горожанин мог стать высокопоставленным чиновником. Все зависело от умений. Но есть важное ограничение – табель о рангах не распространялся на крепостных крестьян.

Мы говорим о Табеле, что он давал дорогу образованным людям, но что такое образованность в 16-17 веках? С ней, особенно у дворян, были большие проблемы. В результате Петр 1 сформулировал минимум, который должны были знать все дворяне: 4 действия арифметики, уметь читать и писать, понимать иностранный язык. И даже с такими требованиями у дворян были большие проблемы. Они не хотели учиться, поэтому Петр ввел систему приема экзаменов (часто царь лично их принимал), где проверялись знания дворян, и проверялось их соответствие определенной службе и место в Табеле.

Источник

По чину и честь: что давала петровская «Табель о рангах»

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

4 февраля 1722 года Петр I ввел в действие систему военных, гражданских и придворных чинов, действовавшую до 1917 года

Трансформация России как государства, затеянная и реализованная Петром I, была бы существенно затруднена, если бы ей не сопутствовала трансформация русского дворянства. Превращенное царем-реформатором в действительно служилое сословие, оно стало основным проводником и реализатором царских начинаний. Но для этого потребовался еще один механизм, придуманный и воплощенный Петром – знаменитая «Табель о рангах». Введенная в действие царским указом от 4 февраля (24 января по ст. ст.) 1722 года, она превратила дворянство в открытое и социально мобильное сословие, что оказало существенное влияние на развитие Российской империи. «Табель о рангах», время от времени переживавшая незначительные изменения, просуществовала вплоть до Октябрьской революции, пока не была отменена специальным декретом большевистского правительства.

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Рукописный вариант «Табели о рангах», XVIII век

Что изменила «Табель о рангах»

Новая система чинов и званий Российской империи имела не IX, как в Московском государстве, а XIV классов. Соответственно, и продвижение по этой лестнице, и скорость получения более высоких чинов менялись и требовали от претендентов существенно больших усилий. Высшим чином I класса в петровской «Табели о рангах» стал: у военных – генерал-фельдмаршал, а у гражданских – канцлер. При этом высший придворный чин – обер-маршал – относился только ко II классу; в первоначальном варианте табели о рангах туда же относился и канцлер, то есть министр иностранных дел, но Петр I внял советам своего сподвижника Андрея Остермана и поднял канцлерский чин на класс выше. К низшему, XIV классу у военных относился чин фендрика (позднее — прапорщика) в сухопутных войсках, инженерского фендрика в артиллерии и корабельного комиссара во флоте, у гражданских – коллегии-юнкера, а у придворных – гоф-секретарь и приравненные к нему. При этом чинов, соответствовавших XIII, XI и X классу у придворных не было: после XIV шел сразу XII, а затем – IX класс.

Первое и самое очевидное изменение, которое внесла в русскую жизнь петровская «Табель о рангах», – это прекращение присвоения всех старых русских чинов и званий. Разного рода постельничие, сокольничие, ключники, стряпчие и им подобные сохранялись в виде званий, полученных их обладателями ранее, но больше их никому присвоить было нельзя. Второе важнейшее изменение – очевидное преимущество военных чинов над гражданскими и придворными. Стране срочно требовалась сильная, отвечавшая современным требованиям армия с мощным офицерским корпусом, и самым простым и очевидным способом решения этой задачи было предоставление военным заметных привилегий. Еще одно изменение, закрепленное «Табелью о рангах», окончательно превратило русское дворянство в служилое сословие. В петровском пояснении к самой табели, то есть таблице, в которой перечислялись все новые чины и определялось их соответствие, прямо говорилось: никому никакие ранги (чины) не предоставляются до тех пор, пока претенденты «нам и отечеству никаких услуг не покажут». При этом оговаривалось, что дворянские дети могут начинать гражданскую службу с самого нижнего, XIV классного чина — но только при условии, что они получили необходимое образование и имеют патент на службу. Тем же, кто был необразован и не имел патента, если и дозволялось поступить на службу, то лишь в чины, которые не предусматривали ранга. Получить нижний из них такие дворянские дети могли лишь за счет «знатных услуг» или выслуги лет, и все равно при условии получения необходимого образования.

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Портрет Петра I работы художника Жана-Марка Натье, 1717 год

Как получить новых дворян

Рассматривая государственную службу – военную, гражданскую или придворную – как важнейшую обязанность любого дворянина, Петр I включил в «Табель о рангах» важный механизм получения личного и потомственного дворянства. Причем и в этом вопросе военные имели существенное превосходство перед гражданскими и придворными: первый же, самый низший офицерский чин XIV класса давал им право передать своим детям по наследству дворянское звание. Что касается гражданских и придворных чинов, то у них право на получение личного дворянства приобреталось с получением чина XIV класса, а на потомственное — только с VIII и далее. Правда, при этом для военных действовало важное условие: обер-офицерские чины от XIV до IX классов давали безусловное право на потомственное дворянство только детям, которые родились после присвоения их отцу первого обер-офицерского звания — прапорщика (и соответствующих ему в гвардии, артиллерии и флоте). Если же, как оговаривали пояснения к табели, «не будет в то время детей», то отец мог ходатайствовать о получении потомственного дворянства одним из его сыновей – по собственному выбору.

Такие правила действовали с момента введения «Табели о рангах» в действие и до манифеста императора Николая I от 23 (11 по ст. ст.) июня 1845 года. С того момента право на получение потомственного дворянства военные приобретали только с получением штаб-офицерского чина VIII класса, то есть майора (позднее — капитана), а гражданские – с V класса, то есть статского советника. А император Александр II еще раз повысил требования к получению потомственного дворянства, ограничив его VI классом (полковник) для военных и IV (действительный статский советник) для гражданских. Впрочем, к тому времени российское дворянство было уже достаточно многочисленным, причем существенное пополнение его произошло именно за счет выслужившихся военных по правилам петровской версии «Табели о рангах».

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Ассамблея при Петре I. Картина Станислава Хлебовского, 1858 год

Отдельно в «Табели о рангах» оговаривались условия, при которых тот или иной дворянин мог лишиться своего титула. Непременным условием была отставка за совершение тяжких преступлений; перенесший публичное наказание, пытку тоже переставал быть дворянином. Вернуть звание и чин мог лишь сам император за какие-нибудь выдающиеся заслуги, причем это решение должно было подтверждаться соответствующим документом. При этом, если «злодеи по злобе других приводят», то есть оговаривают невиновных, – тот, кто был подвергнут пыткам по ложному доносу, получал царскую грамоту с подтверждением его невиновности и избавлялся от лишения дворянства и чина.

Штраф за привилегии

Созданная Петром I система государственных чинов и званий, помимо всего прочего, описывала и весьма жесткие требования к правилам соблюдения тех вольностей и преимуществ, которые давал тот или иной класс. В частности, за требование почестей «выше своего ранга» или занятие в церкви места «выше данного ему ранга» нарушитель должен был платить штраф в размере двухмесячного жалования. При этом треть штрафа шла тому, кто доложил о нарушении, а остальное – на нужды государственных госпиталей. Такое же наказание полагалось и за то, что обладатель высокого ранга уступил свое место на церковной службе имеющему более низкий класс. Обосновывалось это просто: привилегии нужно было заслужить, чтобы «охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Но нарушениями, связанными с привилегиями, дело не ограничивалось. Такой же штраф в размере двухмесячного жалования взимался и с того, кто потребовал присвоения того или иного ранга, не имея на руках «на свой чин надлежащего патента». И это еще раз утверждало требование к дворянам как к служилому сословию, в котором основные преимущества получал тот, кто наилучшим образом проявлял себя в государственных делах, а не тот, чьи предки были более именитыми.

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Обер-офицер и штаб-офицер Лейб-Гвардии Преображенского полка, с 1700 по 1732 год. Иллюстрация из монографии Александра Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению», 1841-1862 гг.

Подобные нормы действовали и по отношению к женщинам, хотя к ним требование об обязательной государственной службе не относилось. Замужние дамы получали классный чин, равный классному чину мужа, при этом несли точно такую же ответственность за нарушение положенных им привилегий. Что же касается «девиц, пока они замуж не выданы», то они получали ранг на четыре ступени ниже отцовского — и только по отношению к женам нижестоящих офицеров и чиновников. Скажем, дочери генерал-фельдмаршала считались старше рангом, чем жены бригадиров, а дочери бригадиров — чем жены капитанов.

А последним пунктом в пояснениях к «Табели о рангах» значилось требование каждому обладателю того или иного классного чина иметь «наряд, экипаж и ливрею, как чин и характер (звание. — Прим. авт.) его требует». Обосновывалось это условием тем, что многие получившие классные чины либо внешне им не соответствуют, либо, напротив, «разоряются, когда они в уборе выше чина своего поступают». По сути своей такое требование подкрепляло значимость «Табели о рангах» и тех званий, которые она предусматривала, повышая тем самым престиж государственной службы и мотивируя дворянство.

в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть фото в чем функциональное значение закона табель о рангах. Смотреть картинку в чем функциональное значение закона табель о рангах. Картинка про в чем функциональное значение закона табель о рангах. Фото в чем функциональное значение закона табель о рангах

Гражданская казнь Николая Чернышевского 31 мая 1864 года. Согласно традиции, этот ритуал предполагал лишение в том числе и сословных прав, как это было предусмотрено «Табелью о рангах»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *