в чем душа теплится
На парте и в тетрадках школьных,
И на стволах деревьев сильных,
На берегах морей просторных
Пишу твое я имя
На всех прочитанных страницах,
Хоть кровью, пеплом, струйкой дыма
С любовью, что в душе теплится
Пишу твое я имя
На всех рисунках позолотой,
Коронах – медленно, с нажимом,
И на оружии всей роты
Пишу твое я имя
На стенах дома по соседству,
В тропических лесах, в пустыне
И на далеком эхе детства
Пишу твое я имя
На чудесах ночей и снов,
И на окне, что тронул иней,
Как холод сброшенных оков,
Пишу твое я имя
Луной и солнцем, прямо с неба,
На тихой водной глади синей;
И на насущном нашем хлебе
Пишу твое я имя
На горизонте всех полей,
На вольных птиц прекрасных крыльях
На крыльях мельницы теней
Пишу твое я имя
Собрав все лучики восхода
И на вершинах горных ими,
На кораблях в бескрайних водах
Пишу твое я имя
На небе пеной облаков
И на стене дождей обильных,
Как будто испокон веков
Пишу твое я имя
На молниях, колоколах
Сверкая искрами лихими,
На правде, победившей страх,
Пишу твое я имя
На всех проложенных путях,
Движением, следами, пылью
В освобожденных областях
Пишу твое я имя
Включая, погашая свет,
С тобой я мыслями своими,
И на любой вопрос в ответ
Пишу твое я имя
На зеркале моем, на том,
Что с братьями делю моими
И на подушке перед сном
Пишу твое я имя
На преданном и верном псе,
Его неловких лапах длинных
Ушах приподнятых, хвосте
Пишу твое я имя
На приоткрывшейся двери,
На всем родном и всем любимом,
Огне святом; огне внутри
Пишу твое я имя
Созвездиями вдалеке,
На том, что зримо и незримо,
Любой протянутой руке
Пишу твое я имя
На затуманенном окне,
Губах, мне внемлющих немыми,
В царящей строгой тишине
Пишу твое я имя
И ярким светом маяка,
На всех надежд моих руинах,
Как вдруг найдет меня тоска,
Пишу твое я имя
На одиночестве своем,
Прощаясь с сердцу дорогими,
Под риском смерти каждым днем
Пишу твое я имя
И, излечившийся от ран,
Оставшийся уже с живыми,
Лучом надежды, что мне дан,
Пишу твое я имя
И мощью слова снова жизнь начать
Встаю, поправ все прошлые невзгоды.
Я был рожден, чтобы тебя узнать
Чтобы тебя назвать,
Свобода
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Теплота, тепло. Цитаты. Согревающие цитаты. Теплые цитаты. Часть 1.
Излучайте тепло, теплее будет и Вам самим
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
— Время, когда близкие здоровы, когда в душе мир, когда улыбки искренни, а счастье бегает по дому и всех любит.
Грейте, люди, друг другу души. Чем сумеете: словом, действием, добром, приветом, сладким чаем.
Дарите тепло. Цените жизнь, берегите близких, каждый день делайте что-то хорошее для этого мира и дарите чуточку тепла окружающим вас людям. Поймите, что каждый день уникален и неповторим, и именно от вас зависит каким будет завтра. Взрастив сегодня отросточек добра в своей душе, вы вскоре получите плоды гармонии и счастья. Для того, чтобы получить любовь и тепло, постарайтесь сначала найти его в себе и поделиться им с окружащими. Aня Скляр
Если мы каждый день будем делиться хотя бы маленькой частицей тепла с теми, кого встречаем на своём пути, зима станет намного теплей. Для всех.
И пододвинул трёх котов)
. из дома надо выходить с запасом тепла, чтобы делиться им с окружающими.
Мы в детстве были много откровенней:
— Что у тебя на завтрак?
— Ничего.
— А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего.
Года прошли, и мы иными стали,
Теперь никто не спросит никого:
— Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего.
Мы не знали или забыли, что в каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик.
И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворятся, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.
Спасибо всем, кто несет тепло в себе 🙂
Берегите друг друга, будьте теплее!
Любовь теплая, добрая, мягкая)
Не надо ничего говорить. Ты можешь прочесть много книг, заработать много денег, прослыть умным или щедрым. Ты можешь произнести много слов или можешь написать много слов. Вся эта внешняя шелуха, не более чем погремушка. Важно лишь насколько тепло рядом с тобой. Имеет значение лишь то, насколько теплее от твоих слов. Этот Мир существуешь благодаря огню. Ты можешь внести свой вклад. Больше ничего не нужно.
Не рвите тёплые отношения, впереди холода!)
Важно лишь то, насколько тепло рядом с тобой. Имеет значение лишь то, насколько теплее от твоих слов. Этот Мир существует благодаря огню. Ты можешь внести свой вклад. Больше ничего не нужно.
Чем теплится душа…
Народный художник, лауреат Государственной премии Беларуси профессор Василий ШАРАНГОВИЧ своё 70-летие отметил большой персональной выставкой в Музее современного изобразительного искусства. Его графические листы, акварели, рисунки пронизывает щемящая любовь к родной земле, односельчанам, чьё каждодневное существование наполнено тяжёлой работой и животворным юмором. Однако ностальгия – выразительная и яркая память детства – не главная черта творчества этого мастера. В работах художника притягивает мощный, жизнедеятельный, созидательный дух белорусов, будничное прикосновение к земной красоте и всегда праздничная вера в новый, лучший день. Василий Шарангович стоял у истоков создания белорусской школы графики, много лет отдал работе в Академии искусств, а сегодня руководит самым молодым музеем страны – Музеем современного изобразительного искусства.
– Давайте начнём разговор с воспоминаний о вашей родной Мядельщине. Талант и одержимая работоспособность, огромное желание достичь поставленной цели и беззаветное служение ей вывели мальчика из глухой деревни Качаны на широкий путь искусства. Многие художники, вспоминая детство, рассказывают, как мечтали стать лётчиками или военными, а вы, что удивительно, всегда хотели быть художником…
– Помню с детства, если с кем-то что-то трагическое случалось, деревенские мужики говорили: что ж, такая у него судьба, – понимая под этим какие-то неизвестные высшие силы. Кстати, только в студенческие годы я впервые услышал от аспиранта Академии наук Владимира Савченко, который на свой страх и риск занимался запрещённой в советское время генетикой, что действительно существуют ген жизни и ген смерти. Они закладываются человеку при рождении, и, видимо, по-деревенски эти гены и назывались судьбой. Ген жизни – всё хорошее и всё плохое, что передаётся от родителей, даже дедов и прадедов, детям. Мужики, обсуждая те или другие поступки деревенской молодёжи, всегда говорили: «Такие у него и родители». Понятно, что к детям относились так же, как и к их родителям. Эта деревенская интуиция, можно сказать, философия, основанная на жизненных фактах, имела под собой определённую почву…
Мне же в школе пророчили будущее математика, потому что я хорошо знал точные предметы. Отец мечтал, чтобы я был кузнецом или столяром. А я восхищался тем, как мама преподавала мне первые азы рисования, и с того момента твёрдо решил стать живописцем. Других стремлений и мечтаний у меня не было. Моя дорога сложилась в детстве. По ней и шёл, никуда не сворачивал. А теперь уже никуда и не свернёшь, даже если захочется.
– Почему всё-таки выбор основного художественного занятия выпал именно на графику? Ваша дипломная работа в Минском художественном училище говорила о несомненном чувстве цвета, так необходимом для учёбы на живописном отделении Белорусского государственного театрально-художественного института.
– В жизни многое получается случайно. Действительно, в училище занимался масляной живописью. Собирался стать живописцем. А пойти на графическое отделение театрально-художественного института уговорили однокурсники, чтобы уменьшить конкуренцию на вступительных экзаменах. Но я никогда об этом не жалел. Заинтересовало новое, неизведанное, то, что ещё не пробовал. Занятия в институте меня захватили целиком – акварельная живопись мне давно нравилась, а тут ещё работа над офортом, литографией, потом линогравюра, книжная иллюстрация. Всё мне нравилось, только к рисунку я относился спустя рукава, без должного внимания, хотя понимал его первоочередную важность для художника. Немного позже я пришёл к истинному понимаю роли рисунка как основного инструмента графика, и он занял соответствующее место в моём дальнейшем творчестве.
– Вы много работали в области книжной графики. Как происходит иллюстрирование: образ идёт от текста?
– Художник – сам режиссёр книги. Его задача – расставить акценты. Иллюстрирование книги похоже на создание декораций для сцены. Не случайно многие режиссёры рисовали и рисуют. Сергей Эйзенштейн зарисовывал на бумаге все мизансцены будущих фильмов, в определённом плане его можно считать иллюстратором сценария. Так и художник при оформлении книги не может отрываться от произведения целиком, но должен по-своему его интерпретировать, добиваться того, чтобы его образы совпали с как можно большим количеством представлений читателей. Не со всеми, потому что это невозможно, но с большинством. Читатель тогда или воспринимает трактовку художника, или создаёт другой образ, но уже на основании текстов и иллюстраций.
– Период расцвета книжной графики пришёлся на 60–80-е годы прошлого века…
– Мне посчастливилось попасть в общее течение тогдашнего восторженного творческого настроения. К сожалению, ушедшего. Сегодня с большим сожалением констатирую, что иллюстрированная книга в нашей стране как явление высокого искусства практически исчезла, а детской иллюстрации по сути нет – есть детские картинки, временами на грани китча и безвкусицы. В этом смысле мне вспоминаются слова Корнея Чуковского, которого однажды спросили: как надо рисовать для детей? На что он ответил: как для взрослых, только намного лучше…
Большой пласт книжной иллюстрации, существовавший в советские годы, практически погиб. Как свидетельство былого расцвета остался альбом «Советская книжная иллюстрация», в первом томе которого представлены лучшие иллюстрации советских художников, во втором – лучшие примеры шрифтового оформления. Есть там и несколько художников из Беларуси, среди которых Владимир Басалыга, Елена Лось, Арлен Кашкуревич, Георгий Поплавский. А недавно, пересматривая это издание, заметил, что я единсвенный из нашей республики был представлен сразу в двух томах – как шрифтовик и как иллюстратор книги.
– Как же развивалась станковая гравюра при такой популярности книжной?
– Школа белорусской графики закладывалась именно на основе развития книжной иллюстрации. Книга стала толчком для развития гравюрных техник, а в конце концов и станковой графики. Как правило, хорошие художники книги одновременно были интересными станковистами. Одно подталкивало другое. Поэтому я всегда повторял студентам: график должен в одинаковой мере владеть мастерством и в станковом творчестве, и в книжной иллюстрации. Лично мне станковая графика всегда помогала в иллюстрировании книги, а книжная графика поддерживала станковую. Получался интересный творческий альянс.
– В иллюстрациях к поэмам Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» и Якуба Коласа «Новая земля» впечатляют типично белорусские образы. У вас была задача выявить в работах национальный типаж?
– Действительно, образы шляхтичей и панов в «Пане Тадеуше» мало отличаются от образов односельчан. А в «Новой земле» я отталкивался от народных типажей. Я никогда не делал портреты с натуры, стремился показать что-то характерное. Такой подход возник сам по себе. Белорусский типаж заложен от природы. Наша природа не имеет острых углов. Холмы покатые, крутые берега – редкость. Вероятно, сама природа создала образ человека с «незаострённым», «округлым» характером. Наш народ, в отличие от горских народов, и более мягкий, и более рассудительный. Природа и человек неразрывны, и как бы человек ни стремился воздействовать на природу, природа в большей степени воздействует на человека, она формирует, создаёт народ, потому что определяет условия жизни, самого существования людей на протяжении многих лет, столетий, поколений.
– Белорусская художественная школа формировалась на народном этносе, народном духе, переложенном на язык профессионального творчества. Можно ли эти черты сохранить в сегодняшнем унифицированном и глобализированном мире?
– Сегодня искусство отказывается от предметного мира, строит ребусы. Но, мне кажется, наигравшись, человечество вернётся к глубокому познанию, высокому образованию, философско-аналитическому подходу и объективной оценке жизни. Владимир Фаворский однажды сказал, что за миллионы лет природа создала столько форм, что ни один человек не может придумать что-то новое. И задача художника – найти и показать это разнообразие.
– Что вас огорчает и что обнадёживает сегодня?
– Что касается графики, к сожалению, прежде популярные эстамп, гравюра, литография и офорт почти не используются художниками из-за их большой трудоёмкости. Все перешли на смешанные, комбинированные техники. Это быстрее и проще, чем вырезать гравюру, которая требует абсолютной точности, не допускает технических вольностей. С другой стороны – исчезают необходимые для классических графических техник материалы. Старые печатники уходят, а новой смены нет. По пальцам можно пересчитать тех, кто ещё занимается офортами.
Да я и сам перешёл сегодня на акварель и рисунок. Надеюсь, что в этих вольных техниках мне удастся высказать то, чем теплится душа…
Значение слова «теплиться»
1. Гореть легким, слабым пламенем. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка. Тургенев, Хорь и Калиныч. Озаряемые сияньем луны, палатки нашего бивака казались иссиня-белыми. Около них чуть теплился огонь. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня. || Излучать слабый свет, светиться. Небо было совсем серое; звезды едва теплились. Мамин-Сибиряк, В горах. Стиснутые оградами улочки были пусты, где-то за кустами, за запертыми калитками теплились окна. Тендряков, Свидание с Нефертити.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТЕ’ПЛИТЬСЯ, люсь, лишься, несов. 1. Гореть, светиться легким пламенем. Перед кивотом. теплилась золотая лампада. Пушкин. Красными пятнышками теплились перед старинными образами восковые тонкие свечи. Тургенев. 2. перен. Существовать в скрытом виде, незаметно (поэт.). В нем еще теплится надежда на лучшее будущее. То в нем восторг блеснет, как метеор, то, как осенний день, в нем теплится истома. Фофанов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
те́плиться
1. гореть слабым, неярким пламенем ◆ Перед образами теплятся лампады. Ф. К. Сологуб, «Тени и свет», 1910 г. (цитата из НКРЯ)
2. быть охваченным слабым, неярким пламенем ◆ Бросаюсь с постели к окну ― весь город теплится, огненные языки шевелятся уж над кровлями. И. И. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г.
3. излучать слабый свет ◆ Звезды тихо гасли; только две или три продолжали ещё теплиться мигающими блёстками. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «В худых душах», 1882 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Заря чуть теплится… А. И. Эртель, «Записки Степняка», 1883 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В репьевском дому все уже легли спать, только у Петра Леонтьевича ещё теплился свет в окошке. А. Н. Толстой, «Мишука Налымов (Заволжье)», 1909 г. (цитата из НКРЯ)
4. перен. проявляться слабо, в незначительной степени ◆ Жизнь ещё теплилась в этих обвядших травинках, а в золотых кувшинчиках зябры ещё не высохла и капелька меда, а смолка ещё липла к пальцам, а пушица не утратила своего шелковистого тепла. Л. М. Леонов, «Русский лес», 1950–1953 г. (цитата из НКРЯ)
5. перен. существовать в скрытом виде ◆ В сердце её теплится и бьётся последний огонёк надежды. А. Н. Вербицкая, «Ключи счастья», 1909 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова батман (существительное):
ТЕПЛИТЬСЯ
Смотреть что такое «ТЕПЛИТЬСЯ» в других словарях:
теплиться — См … Словарь синонимов
Теплиться — (иноск.) о существованіи и поддержаніи добрыхъ чувствъ (намекъ на огонь, который теплится въ лампадѣ передъ иконой). Ср. При всей суетности ея жизни и распущенности рѣчей, усвоенной ею въ обществѣ пріятельницъ своихъ, «кокодетокъ», въ душѣ ея… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ТЕПЛИТЬСЯ — ( люсь, лишься, 1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), лится; несовер. Гореть слабым пламенем, слабо светиться. Теплится свеча. Теплится надежда (перен.: ещё есть, не совсем пропала). Жизнь чуть теплится в ком н. (перен.: очень слаб, близок к смерти).… … Толковый словарь Ожегова
Теплиться — несов. неперех. 1. Гореть слабым, неярким пламенем. отт. Быть охваченным слабым, неярким пламенем. отт. Излучать слабый свет. 2. перен. Проявляться слабо, в незначительной степени. 3. перен. Существовать в скрытом виде. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
теплиться — теплиться, теплюсь, теплимся, теплишься, теплитесь, теплится, теплятся, теплясь, теплился, теплилась, теплилось, теплились, теплись, теплитесь, теплящийся, теплящаяся, теплящееся, теплящиеся, теплящегося, теплящейся, теплящегося, теплящихся,… … Формы слов
теплиться — т еплиться, ится … Русский орфографический словарь
теплиться — (II), те/плюсь, лишься, лятся … Орфографический словарь русского языка
теплиться — A/A гл см. Приложение II (гореть слабым пламенем; еле заметно проявляться) те/плю(сь) те/плишь(ся) те/плят(ся) те/плил(ся) 235 см … Словарь ударений русского языка
теплиться — лится; нсв. 1. Гореть неярким, слабым пламенем. Лампада, свеча теплится. Огонь в костре едва теплится. // Излучать слабый свет, светиться. Слабо теплилась полоска зари. Небо еле теплится звёздами. Сквозь сумрак теплятся окна дома. 2. Испускать… … Энциклопедический словарь