в чем заключается направляющая функция классного часа
Методика проведения классного часа
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися.
По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С, Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наука. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т.д.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.
Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т. д.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует, определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка» может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
.общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).
Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы алгоритма:
Определение темы, целей и задач.
Выбор формы проведения и названия.
подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д.по теме;
составить план проведения;
дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;
определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
Проведение самого мероприятия.
. Педагогический анализ совершается на двух уровнях:
обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;
собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.
В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.
Выделяются следующие формы классного часа:
— беседа (этическая, нравственная);
— встречи с интересными людьми;
— викторины по различным областям знаний;
— дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
— читательские конференции и т.д1.
Советы по организации классного часа:
Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.
Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.
Функции классного часа
Роль классного часа в воспитательной работе с учащимися
Классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной работы в школе. Теперь он вошел в школьное расписание, что дает возможность классному руководителю еженедельно в течение часа общаться с детьми, решать организационные и воспитательные задачи.
Классным часам посвящено огромное количество литературы. Методические пособия, профессиональные периодические издания обобщают опыт лучших классных руководителей России, приводят примеры отличных сценариев классных воспитательных мероприятий.
Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и т. п.
По мнению некоторых ученых, классный час выполняет следующие воспитательные функции : просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую.
Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников. Предметом классного часа может быть информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений.
Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.
Направляющая функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.
Формирующая функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует навыки учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.
Тематика классных часов разнообразна.
Классные часы могут посвящаться:
— проблемам науки и познания;
— вопросам государства и права;
— вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни;
— общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, праздничным датам).
При составлении плана классных часов на учебный год, необходимо учитывать ряд нормативных документов:
— Федеральная целевая программа «Дети России» на период с 2006 по 2010 год.
— Конвенция о правах ребенка.
— Закон РФ «Об образовании».
— Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
— Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
По мнению ученых, процесс социализации имеет такие стадии:
— адаптация (ощущение себя частью народа, страны, края, семьи);
— индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей самопознания, саморазвития);
— интеграция (желание «вписаться» в контекст современного общества, развивать навыки общения).
Таким образом, в течение года классный руководитель может провести в классе 17 классных часов (по 2 мероприятия в месяц, кроме января). Планируя тематику классных мероприятий в классе, можно рассмотреть такое соотношение:
Организация классного часа
Работа с детьми включает в себя распределение ролей, организацию команд (выбор названия, девиза и т. п.), советы по подготовке к конкурсам.
Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к классному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где также указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаг и в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.
Во время классного часа дети могут сидеть, как на уроке. Но иногда, чтобы организовать групповую работу, работу в командах, лучше поставить парты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.
Музыкальное оформление классного часа
Музыка во внеклассной работе, конечно же, необходима. Удачно подобранная музыка создает необходимый эмоциональный фон для общения во время классного часа. Музыкальные фразы могут заполнить паузы во время конкурсов, заданий. Музыка не оставляет детей равнодушными, они обязательно поинтересуются, что это за произведение, кто автор, что, безусловно, расширит кругозор детей.
Где взять необходимую музыку, на чем ее воспроизводить, если школьный магнитофон уже год не работает? Все эти вопросы неминуемо встанут перед классным руководителем.
Что тут можно посоветовать?
Музыкальное оформление можно поручить одному из учеников класса или старшеклассникам, которые работают в школьном компьютерном кабинете. Многие школы сейчас подключены к Интернету, и скачать любую музыку не составляет труда.
Классный час как одна из форм воспитательной работы
10.1. Классный час – это одна из форм внеурочной воспитательной работы, специально организованная ценностно-ориентационная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет три воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг научных знаний учащихся, обогащает их кругозор, осведомленность в тех или иных областях жизни.
Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенного отношения к объектам окружающей действительности, происходящим в мире и рядом с ними событиях, к людям, самим, в выработке у них материальных и духовных ценностей. Эта функция тесно связана с просветительской, так как нельзя сформировать отношение к фактам, с которыми ученик незнаком.
Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Ведь если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на учащихся существенно снижается, а знания не становятся убеждениями.
Выделим возможные направления в планировании тематики классных часов.
Человек и его взаимоотношения. Эта проблема включает рассмотрение и обсуждение принципов человеческого общежития, взаимоотношений людей, анализ этических категорий, формирование представлений о культуре поведения и соответствующих навыков. Причем материал для обсуждения должен быть не абстрактный, а жизненный, включающий яркие наглядные примеры, обогащенный конкретными представлениями о нравственных понятиях.
Наука и познание. Классные часы на эту тему способствуют выработке у школьников правильного отношения к процессу познания, к науке, источникам информации, интереса к самостоятельному поиску знаний, формированию умений и навыков самообразования.
Вопросы государства и права. Эти темы должны развивать интерес школьников к политическим событиям в мире, желание иметь и отстаивать свою позицию, гражданственность и патриотизм учащихся.
Психология и педагогика. Классные часы, посвященные этим темам, должны удовлетворять потребности школьников в самопознании, стимулировать процессы самовоспитания и самосовершенствования, вызывать интерес к проблемам достижения успеха, осознания своего места в жизни, своей жизненной философии.
10.2. Эффективность классного часа определяется правильно поставленными целями и задачами, содержанием, методикой подготовки и проведения. Нет необходимости проводить классный час каждую неделю, чтобы не обеднять другие формы воспитательной работы с классом. Целесообразно проводить классный час один раз в месяц, чередуя его с другими формами внеклассной работы. Особенно тщательно необходимо подходить к постановке воспитательной задачи перед каждым классным часом.
Цель классного часа – это тот конечный результат, к которому стремится классный руководитель в системе воспитательной работы. А задача классного часа – тот результат, который планирует получить и получает педагог на данный момент. Многие классные руководители не всегда видят различие между целью и задачей классного часа; придумывают тему классного часа, а потом «подгоняют «под нее воспитательную цель и задачи, идут от дела, а не от воспитания. Это неправильно, так как бессмысленны и даже вредны старания там, где нет ясной цели и нет понимания того, что же именно достигается в данный момент и какое это имеет значение для общего движения к цели, которая всегда должна служить исходным началом.
При определении содержания классного часа классный руководитель должен исходить из поставленной задачи, учитывать возрастные особенности детей, степень и характера развития класса, уровень их воспитанности.
Классный руководитель перед проведением классного часа должен решить ряд задач:
— определить тему и форму;
— выбрать место и время проведения;
— составить план подготовки и проведения классного часа;
— вовлечь в процесс его организации как можно больше участников;
— распределить задания между творческими группами и отдельными участниками;
Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок: продумывать содержание, определять четкую структуру, создавать обстановку и заранее готовить вспомогательный материал.
Нередко классные руководители жалуются на недостаток готовых материалов, разработок, «сценариев», которые помогли бы им при подготовке классного часа. Однако и самая подробная разработка не может освободить педагога от необходимости проявления творческого подхода к подготовке и проведению классного часа. Самым благодатным материал для бесед является наша реальная действительность, события в стране и за рубежом, в своем городе, в коллективе школы и класса. Неоценимую помощь классному руководителю в подготовке и проведении классных часов оказывают публикации в журналах «Воспитание школьников», «Классный руководитель», методических пособиях по организации воспитательной работы.
Методика организации классного часа складывается из трех основных направлений работы педагога: определение содержания классного часа, организационное оформление, планирование серии классных часов.
Методы и приемы проведения классных часов очень разнообразны. Это: чтение газетного и журнального материала, лекции, беседы, встречи с интересными людьми, социально-психологические тренинги, игры, «беседа за круглым столом», анкетирование и анализ его результатов, диспуты, экскурсии, конференции, устные журналы и др.
Структура классного часа имеет три части: вступительная, основная (содержательная), и заключительная.
Назначение вступительной части: мобилизовать внимание учащихся, обеспечить заинтересованное отношение к теме разговора, обосновав актуальность обсуждаемого вопроса в жизни человека и общества.
Основная (содержательная) часть определяется воспитательной задачей классного часа.
Заключительная часть должна стимулировать самостоятельную деятельность учащихся после классного часа.
Классный час изменяется в течение всего учебного года. Классный руководитель должен следить за этой трансформацией и в зависимости от этого планировать содержание, методы и формы общения. Такая динамика классного часа определяется прежде всего изменением позиции учащихся: от пассивных слушателей к активным организаторам. Первоначально на классном часе организующим лицом является педагог, участие школьников ограничивается в основном восприятие информации. После нескольких классных часов картина меняется: появляются реплики, вопросы, дополнения, предложения. Педагог должен понять, что наступил новый этап в развитии этой формы воспитательной работы, а значит, надо постепенно приобщить учащихся к проведению классного часа: подобрать помощников, выяснить желания класса по тематике, предложить ребятам подготовить определенный материал. К концу года инициаторами проведения классных часов могут стать уже сами школьники.
Динамику содержания классных часов можно обрисовать так: от тематики занимательной к тематике интересной, с элементами сложной информации, требующей умственного напряжения, и далее – к темам более сложным, к проблемам мировоззренческого характера. Первые классные часы следует проводить, учитывая уже сформировавшиеся и преобладающие в коллективе интересы. А затем – расширять круг этих интересов. Допустим, значительная часть учеников класса интересуется только футболом. Нецелесообразно начинать в этом классе классный час эстетического или философского плана.
Классные часы не следует также использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что в данный момент их воспитывают, а воспринимали эту форму воспитательной работы как час общения, совместных раздумий, открытия нового.
10.3. В этом параграфе мы предлагаем методический материал для разработок классных часов на темы «Лучшее слово о дружбе», «Приручить своих драконов» из опыта работы классных руководителей.
Тема: «Лучшее слово о дружбе»
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
1. Чтение и обсуждение рассказов: С.Александрович «Мой лучший друг», С.Косов «Терешка», С.Сергеев «Над кем лучше смеяться?».
2. Подбор пословиц о дружбе.
3. Выставка книг разных писателей о дружбе.
4. Рисунки детей «О дружбе».
Ход классного часа.
I. Вступительная беседа.
— Кого человек вправе назвать своим другом?
— Что вам нравится в вашем друге?
— Помогали вы другу, когда ему было трудно?
— Помогал ли вам друг в трудную минуту?
— Что такое настоящая дружба? Как она проверяется?
II. Рассказ учителя.
— Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за «красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не имеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать о таком важном понятии, как порядочность. Это качество лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте.
III. Обсуждение проблемных ситуаций.
1. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
2. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
3. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
4. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
5. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу этой ситуации.
IV. Беседа с учениками.
— Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?
Вывод. Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в
— Ребята, а какими качествами должен обладать хороший друг?
Надпись на доске: Друг – это …
— Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают листочки в урну).
V. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».
Учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.
VI. На нашем классном часе утвердим «Законы дружбы»?
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Итог: Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Тема: «Приручить своих драконов»[9, с. 62]
1) способствовать процессам самопознания и самосозидания личности учащихся класса;
2) изучать индивидуальные особенности личности детей в классе.
Ход классного часа
I. Вступительное слово классного руководителя. Он говорит о том, что в каждом человеке наряду с положительными качествами существуют и отрицательные. Один ученый назвал их нашими «драконами», «Драконы» мешают нам в жизни, общении с людьми, достижении намеченной цели. Например, лень. (Беседа с детьми об этом отрицательном качестве.) Чтобы «приручить своих драконов», надо хорошо знать себя, видеть не только свои положительные, но и отрицательные черты характера. Педагог объясняет цель классного часа и предлагает учащимся выполнить несколько заданий.
II.Задание 1. Напишите одно, два или три отрицательных качества своего характера, которые вам мешают (ваши «драконы»>.
III.Задание2. Закончите, пожалуйста, следующие предложения:
«Я с легкостью могу отказаться от. ».
«Мне не нравится в людях, когда они. ».
«Если я вижу, что один человек поступает несправедливо по отношению к другому, то я. ».
IV. Задание 3. Ответьте на вопросы теста, выражая свое согласие или несогласие с называемыми утверждениями ответами «да» или «нет».
VI.Задание 5. Оцените, пожалуйста, как вы воспитаны, и прикрепите на изображение дерева зеленый листок в то место, которое соответствует уровню вашей воспитанности.
VII. Учащиеся сдают классному руководителю листочки с выполненными заданиями.
Анализ результатов классного часа. Классный руководитель изучает результаты выполнения заданий, составляет сводную таблицу качеств, присущих ученикам, намечает программу деятельности по педагогическому руководству самовоспитанием детей и оказанию поддержки в саморазвитии личности учащихся.
Глава 11.
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1447; Нарушение авторского права страницы