в чем был прав и в чем ошибался раскольников
Сочинение на 5.Ру
В чем был прав и в чем ошибался Родион Раскольников? «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
Сочинение на тему: В чем был прав и в чем ошибался Родион Раскольников?
В чем был прав и в чем ошибался Родион Раскольников?
Роман Достоевского «Преступление и наказание» отражает главные проблемы общества 60-к годов XIX века. Он как в зеркале показывает нам судьбу многих людей и общую атмосферу царившую в то время в России. Это время, когда положение дел в стране было весьма угнетающим. Многочисленные реформы потрясали население, и главной из них была отмена крепостного права. Произошло резкое обнищание масс и, следовательно, рост преступности. В Петербург, так же как и в другие города, приехала масса молодых людей, которые оказались без всяких средств к существованию. Это были одинокие, беспомощные люди, о которых государство не позаботилось, и им предстояла жестокая схватка с жизнью. Желание как- то состояться в жизни и невозможность что-либо сделать отнимали у людей последние духовные силы. Действительность обрушивалась на них, и в результате они ощущали полную безысходность. По этой причине возник кризис общества, выражавшийся в упаднических настроениях, сильно возросла преступность.
В романе Достоевский открывает новый мир ощущений, ставит вопросы, о которых читатель, может, никогда бы и не задумался. Ведь действительно, далеко не все люди размышляют над тем, можно ли убивать безнаказанно.
Герой романа — несчастный бедный студент, который придумал теорию, допускающую убийство человека. В некоторых его размышлениях есть здравый смысл, по саму идею можно назвать только антигуманной.
Сначала следует сказать о причинах, побудивших Раскольникова создать свою теорию. Во-первых, у него была очень тяжелая жизнь. Иногда он не имел денег даже для того, чтобы купить хоть что-нибудь поесть. Он каждый день видел страдания близких ему людей, которые заслуживали совсем иной участи. Но больше всего его угнетало то, что он ничего не мог для них сделать, не мог им помочь. Состояние Раскольникова было близко к состоянию человека, находящегося на грани, когда подчиняешься не уму, а инстинктам, побуждающим делать вещи, которые нормальному человеку кажутся безумными. Раскольникову ведь очень плохо, он страдает и заводит себя своими же мыслями в тупик.
Для осуществления его теории людям надо было бы попрощаться со своей совестно и честью, со всем добрым и человечным, что есть у человека в душе.
Раскольников разделил всех людей на две группы, причем основную массу он назвал тварями дрожащими, а единицы — «право имеющими. Страшно даже вообразить себе такое общество, страшно и невозможно.
Общество не может дать согласие на убийство, даже если это убийство человека крайне неприятного. Старуха-процентщица ведь не была, по сути дела, преступницей, она никого не убивала. Да, она была ужасным человеком, несла людям зло, делала только хуже, такой тип иногда называют «кровопийцами», но это все же не дает право лишать ее жизни. Каким бы ни был человек отвратительным, не нам судить его за его поступки.
Побуждения Раскольникова были, безусловно, благородны: он хотел помочь людям, сделать их жизнь лучше, облегчить страдания. Совсем другое дело — средства, которыми он хотел достичь цели. Стремление помочь людям всегда похвально, но, убив старуху-процентщицу, вряд ли можно сделать окружающих счастливее. Никакое благое дело не может быть до.- стигнуто преступными средствами, нельзя нести добро, осуществляемое злом, оно потеряет свою суть.
Проливая «кровь по совести», люди приравнялись бы к Богу, а это невозможно. Очень опасно давать человеку неограниченную власть — это приводит к трагическим последствиям. Бог дает жизнь человеку, и только он может ее забрать, мы не в праве решать, кому жить, а кому нет.
Раскольникова очень жаль. Он хороший человек, заведенный в тупик, много страдавший и видевший страдания других. Однако я не принимаю теорию Раскольникова. Она пришла ему в голову от отчаяния и безысходности. И Достоевский дал ему возможность вернуться в мир людей, обретя новые для него истины, которые человечество знало давно: «Ни убий» и «Возлюби ближнего своего». Раскольников совершил страшное преступление, но тем не менее его душа оставалась чистой, потому что он страдал. Иногда и благородный человек может совершить ужасный поступок под влиянием обстоятельств. При этом сам он будет переживать огромный эмоциональный стресс и корить себя. Раскольников сострадал людям, и мир распахнулся перед ним, дал возможность духовно очиститься. Он прав в том, что нужно любить и сострадать. Для Раскольникова жизнь сердца оказалась важнее, вина же его в том, что он доверился не своей душе, а теории.
В чем был прав, а в чем заблуждался Родион Раскольников (Достоевский Ф. М.)
Вспомним, в каком состоянии находился главный герой накануне преступления.
Бывший студент университета дошел до крайней степени нужды. У него нет ни гроша за душой, поэтому нет возможности ни одеться, ни прокормить себя, ни оплатить учебу и комнатушку, которую он снимает. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу, »- именно таким предстает перед нами Родион Раскольников в начале романа. Вследствие бедственного материального положения юноша становится раздражительным и угрюмым. Он отдаляется от людей и становится все более замкнутым. Гордый и самолюбивый, Родион отказывается от помощи матери и друга Разумихина, считая такую помощь унизительной.
Незаурядный ум, больное самолюбие и нищенское положение порождают в голове молодого человека идею, согласно которой все люди на Земле делятся на «тварей дрожащих» и « право имеющих», которым разрешена « кровь по совести». Желая проверить себя, к какой категории людей он относится, Раскольников идет на убийство процентщицы. Старуху он считает глупой и никчемной, ведь титулярная советница живет тем, что наживается на бедах людей, давая деньги под залог и беря высокие проценты. Убив ее, герой, по его мнению, сможет начать новую благополучную жизнь и сделает человечество счастливым.
Родион Раскольников прав в том, что не хочет мириться со своим нищенским существованием, с тем, что в мире так много жестокости, несправедливости, обмана. Он, вынашивая в своем воспаленном мозгу некую теорию, пытается изменить жизнь к лучшему.
Однако идея, которой одержим главный герой, антигуманна по своей сути. Нельзя осчастливить одних людей ценою жизни других. Убивая старуху – процентщицу и ее сестру, он совершает страшную ошибку. Убийство – это, прежде всего, преступление против человека, это тяжкий грех, и оно не может быть оправдано никакой теорией. Все люди равны, деление их на « тварей дрожащих» и « властелинов» противоестественно. Оказавшись во власти ложной идеи, Раскольников, человек, по натуре добрый и благородный, становится преступником.
Борясь с социальной несправедливостью и безысходностью, герой романа, к сожалению, выбрал ошибочный путь. За это он понес справедливое наказание, пройдя через муки совести, леденящий душу страх, невыносимые страдания.
«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чём заключалась ошибка теории Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)
Герой знаменитого романа «Преступление и наказание» горел желанием помочь людям, но выбрал для этого ошибочный путь. Родион Раскольников был уверен, что можно совершать преступления как во зло, так и во благо. Автор произведения Фёдора Достоевского показал несправедливость разделения людей на «тварей дрожащих» и тех, кто якобы имеет особые права. По разумению Раскольникова, сильные ради великих целей имеют право совершать преступные действия.
Отнеся самого себя к «право имеющим», герой совершил тяжкие преступления — убийства. Они привели героя на каторгу, не к всеобщему благоденствию. Так в чём же ошибочность теории главного героя романа?
В другом произведении достоевского «Братья Карамазовы» мысли Ивана Карамазова схожи с преступными рассуждениями Раскольникова в начале романа. Иван также считает, что при определённых условиях «всё позволено». Эти размышления делают его соучастником убийства собственного отца. Именно рассуждения Ивана натолкнули Смердякова на убийство. Чувствуя свою сопричастность, Иван уезжает из города. Но муки совести не покидают его. Уйдя от осуждения законом, Иван не может миновать суда небесного, он теряет разум. Мы снова видим, что нельзя стремиться к благу через совершение убийства.
Таким образом, ошибочность теории героя Достоевского в том, что не существует никаких «сверхлюдей», имеющих право на преступление. Мораль не может быть двойной. Она одинакова и для сильных личностей, и для маленьких людей. Преступление во имя добра — то же зло.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Теория Раскольникова. Цитаты из романа
Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизу ставшую свидетельницей его преступления. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».
Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.
Суть теории Раскольникова
По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:
Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.
Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:
Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:
Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).
Причины преступления
Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:
Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:
Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:
При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:
Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:
Крах теории Раскольникова
Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:
Согласно его же теории, «высшие» люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества. Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий. Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя «высшим» человеком в своих собственных глазах:
О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:
В конце романа сам Раскольников признает, что он не из тех кто «право имеет», но от своей теории не отказывается:
Достоевский о теории Раскольникова
Достоевский сам немного рассказывает о своем отношении к теории Раскольникова в письме у русскому публицисту Михаилу Каткову от 1865 года. В этом письме писатель просит опубликовать свой будущий роман в журнале «Русский вестник», и пересказывает его сюжет. При этом, описывая причины преступления говорит о том, что поддавшись странным «недоконченным» идеям, главный герой решается одним разом покончить с бедностью:
Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:
Д.И. Писарев о теории Раскольникова
Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:
В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:
в чем прав и в чем заблуждался Раскольников
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его “двойниками”: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, “шатания”, “заблуждения”.
В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незаурядность личности Раскольникова, стремящегося к “всеобщности” решения вопросов о бедности, нищете и несправедливости. Деловой человек Лужин с его “экономическими теориями”, оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняет бескорыстие помыслов Раскольникова. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно “проливать кровь по совести”, мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, “помрачение ума”.
Свидригайлов — человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольаикова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов — это своеобразный “черный человек”, который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они “одного поля ягоды”, и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Достоевский развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образы Сони, Порфирия Петровича, Миколки, взявшего на себя преступление Раскольникова и решившего пострадать. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла — одна из самых заветных и любимых мыслей писателя.