в чем бердяев видит двойственность человеческой природы
БЕРДЯЕВ Н.А. «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
(К ПОСТРОЕНИЮ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)»
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – великий русский религиозный философ являлся представителем персонализма и одним из предшественников экзистенциализма в западной философии XX века. На рубеже 1900-х годов он находился под влиянием идей марксизма и неокантианства, примыкал одно время к течению легального марксизма, но в дальнейшем обратился к религиозной философии, испытав воздействие идей Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева и других мыслителей.
Ключевыми идеями учения Н.А.Бердяева являются идея свободы, творчества и объективации (отчужденное бытие, искажение, «свертывание» духа), идея личности и «метаисторического» эсхатологического смысла истории (ее завершения). Общей основой этих идей служит картина реальности, в которой противопоставляются два ряда начал. С одной стороны, это свобода, Бог, ноумен («вещь в себе»), субъект (личность, «Я»), с другой стороны, необходимость, мир, феномен (явление), объект.
Оба ряда характеризуют два различных вида реальности, взаимодействующих между собой. Эта картина, по Н.А.Бердяеву, близка метафизике И.Канта, однако основные понятия последней переосмысливаются: ноуменом или «вещью в себе» оказывается у Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности заключена, по его мнению, непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.
Этот взгляд воплощается и в небольшой работе «Проблема человека», в которой мыслитель рассматривает значительный круг вопросов. К ним относятся двойственность природы человека и в то же время его целостность, способность человека к творчеству как проявлению свободы, личность и ее сущностные черты, тройственный состав человека, смысл смерти, отчуждение человека в обществе и смысл истории.
Вопросы для конспектирования
1. В чем Бердяев видит двойственность человеческой природы?
2. В чем Бердяев усматривает сущность человека и в чем заключается, с его точки зрения, смысл человеческого творчества?
3. Что есть человеческая личность в учении Бердяева?
4. Какова роль духа в человеческой личности?
5. В чем для Бердяева заключается смысл смерти?
6. В чем заключается для Бердяева смысл истории?
Литература
1.Бердяев Н. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Ступени. – 1991. – № 1.
САРТР Ж.-П. «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ–ЭТО ГУМАНИЗМ»
Жан-Поль Сартр (1905-1980) – выдающийся французский философ, писатель, публицист, основатель французского атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Работа «Экзистенциализм – это гуманизм» представляет текст доклада, в котором он излагает основные тезисы своего трактата «Бытие – ничто».
В начале работы Ж.-П.Сартр рассматривает упреки, высказанные в адрес экзистенциализма представителями других идейных течений. В ответ Ж.-П.Сартр формулирует основные постулаты экзистенциализма.
Во-первых, он дает определение, что такое экзистенциализм, подчеркивая, что основой этого учения является человеческая субъективность. Далее автор рассматривает две разновидности экзистенциализма, представителей которых объединяет приверженность идее о том, что у человека «существование предшествует сущности».
Во-вторых, Ж.-П.Сартр поясняет, что означает человеческая субъективность. Следует обратить особое внимание на те понятия, которые составляют внутреннюю сущность субъективности и отражающие трагический характер мировоззрения человека эпохи двух мировых войн.
В-третьих, Ж.-П.Сартр подчеркивает, что экзистенциализм прямо противоположен квиетизму, ибо суть экзистенциализма в утверждении, что человек существует лишь настолько, насколько «себя осуществляет», «судьба человека в нем самом… надежда в нем самом, в его действии».
В-четвертых, следует обратить особое внимание на своеобразие понимание Ж.-П.Сартром свободы человека (его взгляд расходится со многими трактовками свободы, которые были предложены до него).
В-пятых, Ж.-П.Сартр формулирует главный постулат своего учения – что такое гуманизм в понимании экзистенциалистов, подчеркивая, что «человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире».
Вопросы для конспектирования
1. Какие обвинения выдвигают противники в адрес экзистенциализма?
2. Какие два направления существуют внутри экзистенциализма? В чем различие между ними и в чем они близки?
3. В чем смысл идеи «экзистенция – это человеческая субъективность»?
4. В чем состоит суть идеи, что существование предшествует сущности?
5. Каковы, по Ж.-П.Сартру, экзистенциалы человеческой духовности?
6. Как понимает экзистенциализм, что такое свобода?
7. Что считает Ж.-П.Сартр экзистенциалистским гуманизмом? Действительно ли, экзистенциализм – это гуманизм?
Литература
1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.
ФРЕЙД З. «Я И ОНО»
Зигмунд Фрейд (1856-1939) известен как создатель концепции психоанализа. Наблюдая патологические отклонения в психике пациентов, австрийский врач-психиатр пришел к выводу о наличии в ней особой сферы бессознательного, некоего потаенного резервуара переживаний и влечений, который в принципе не может быть до конца просветлен разумом, и энергия которого во многом определяет поведение человека. Многие переживания детского возраста, которые могли бы разрушить детскую психику, были «забыты» сознанием, вытеснены в бессознательное и продолжают жить там всю оставшуюся жизнь, беспокоят человека, иногда разрастаясь до серьезных психических расстройств.
В работе З.Фрейд изложил психоаналитическую концепцию структуры психики, рассмотрена также проблема бессознательного эротического влечения ребенка к родителю противоположного пола, получившая у З.Фрейда название Эдипова комплекса: личность формируется в зависимости от его переживания. Он анализирует и проблему идентификации ребенка с объектом (отцом или матерью) по типу уподобления как самой первоначальной формы эмоциональной связи. Ребенок замещает, копирует и отождествляет себя с объектом на сексуальной почве, что в дальнейшем влияет на формирование его характера и поведения. Изложен также взгляд на проблему роли инстинктов Эроса и Танатоса в психике и жизни человека.
Учение З.Фрейда убеждает в том, что хотя бессознательное полностью контролировать невозможно, мы должны стремиться узнать больше о своей психике, учиться сознательно управлять своей жизнью.
Вопросы для конспектирования
1. Каков критерий деления психики на сознательное и бессознательное?
2. Какова структура психики, что собой представляют ее основные элементы и как они взаимодействуют?
3. Что такое инстинкты Эрос и Танатос, в чем их роль в жизни человека?
4. В чем заключается значение психоанализа для философии?
5. Каковы достоинства и недостатки психоанализа?
Литература
1.Фрейд З. Я и Оно. – М., 1998.
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 30 | Нарушение авторских прав
БЕРДЯЕВ Н.А. «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
(К ПОСТРОЕНИЮ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)»
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – великий русский религиозный философ являлся представителем персонализма и одним из предшественников экзистенциализма в западной философии XX века. На рубеже 1900-х годов он находился под влиянием идей марксизма и неокантианства, примыкал одно время к течению легального марксизма, но в дальнейшем обратился к религиозной философии, испытав воздействие идей Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева и других мыслителей.
Ключевыми идеями учения Н.А.Бердяева являются идея свободы, творчества и объективации (отчужденное бытие, искажение, «свертывание» духа), идея личности и «метаисторического» эсхатологического смысла истории (ее завершения). Общей основой этих идей служит картина реальности, в которой противопоставляются два ряда начал. С одной стороны, это свобода, Бог, ноумен («вещь в себе»), субъект (личность, «Я»), с другой стороны, необходимость, мир, феномен (явление), объект.
Оба ряда характеризуют два различных вида реальности, взаимодействующих между собой. Эта картина, по Н.А.Бердяеву, близка метафизике И.Канта, однако основные понятия последней переосмысливаются: ноуменом или «вещью в себе» оказывается у Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности заключена, по его мнению, непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.
Этот взгляд воплощается и в небольшой работе «Проблема человека», в которой мыслитель рассматривает значительный круг вопросов. К ним относятся двойственность природы человека и в то же время его целостность, способность человека к творчеству как проявлению свободы, личность и ее сущностные черты, тройственный состав человека, смысл смерти, отчуждение человека в обществе и смысл истории.
Вопросы для конспектирования
1. В чем Бердяев видит двойственность человеческой природы?
2. В чем Бердяев усматривает сущность человека и в чем заключается, с его точки зрения, смысл человеческого творчества?
3. Что есть человеческая личность в учении Бердяева?
4. Какова роль духа в человеческой личности?
5. В чем для Бердяева заключается смысл смерти?
6. В чем заключается для Бердяева смысл истории?
Литература
1.Бердяев Н. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Ступени. – 1991. – № 1.
САРТР Ж.-П. «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ–ЭТО ГУМАНИЗМ»
Жан-Поль Сартр (1905-1980) – выдающийся французский философ, писатель, публицист, основатель французского атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Работа «Экзистенциализм – это гуманизм» представляет текст доклада, в котором он излагает основные тезисы своего трактата «Бытие – ничто».
В начале работы Ж.-П.Сартр рассматривает упреки, высказанные в адрес экзистенциализма представителями других идейных течений. В ответ Ж.-П.Сартр формулирует основные постулаты экзистенциализма.
Во-первых, он дает определение, что такое экзистенциализм, подчеркивая, что основой этого учения является человеческая субъективность. Далее автор рассматривает две разновидности экзистенциализма, представителей которых объединяет приверженность идее о том, что у человека «существование предшествует сущности».
Во-вторых, Ж.-П.Сартр поясняет, что означает человеческая субъективность. Следует обратить особое внимание на те понятия, которые составляют внутреннюю сущность субъективности и отражающие трагический характер мировоззрения человека эпохи двух мировых войн.
В-третьих, Ж.-П.Сартр подчеркивает, что экзистенциализм прямо противоположен квиетизму, ибо суть экзистенциализма в утверждении, что человек существует лишь настолько, насколько «себя осуществляет», «судьба человека в нем самом… надежда в нем самом, в его действии».
В-четвертых, следует обратить особое внимание на своеобразие понимание Ж.-П.Сартром свободы человека (его взгляд расходится со многими трактовками свободы, которые были предложены до него).
В-пятых, Ж.-П.Сартр формулирует главный постулат своего учения – что такое гуманизм в понимании экзистенциалистов, подчеркивая, что «человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире».
Вопросы для конспектирования
1. Какие обвинения выдвигают противники в адрес экзистенциализма?
2. Какие два направления существуют внутри экзистенциализма? В чем различие между ними и в чем они близки?
3. В чем смысл идеи «экзистенция – это человеческая субъективность»?
4. В чем состоит суть идеи, что существование предшествует сущности?
5. Каковы, по Ж.-П.Сартру, экзистенциалы человеческой духовности?
6. Как понимает экзистенциализм, что такое свобода?
7. Что считает Ж.-П.Сартр экзистенциалистским гуманизмом? Действительно ли, экзистенциализм – это гуманизм?
Литература
1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.
Проблема человека
Бердяев Николай Проблема человека
(К построению христианской антропологии )
«In die Mitte der Welt habe ich Dich gestellt, damit Du frei nach allen Seiten Umsehen zu halten vermoegest und erspoehest, wo es Dir behabe. Nicht himmlisch, nicht irdisch, nicht sterblich und auch nicht unsterblich habe ich Dich geschaffen. Denn Du selbst nach Deinem Willen und Deiner Ehre dein eigener Werkmeister und Bildner sein und Dich aus dem Stoffe, der Dir zusagt, formen, so steht es Dir frei, auf die unterste Stufe der Tierwelt herabzusinken. Doch kannst Du dich auch erheben zu den hoechsten Sphaeren der Gottheit».
Pico della Mirandola*
«Nulie autre religion que la chrtienne n’a connu que I’homme est la plus excellente crature et en mme temps la plus misrable».
«Nun siehe, Mensch, wie Du bist irdisch und dann auch himmlisch in einer Person vermischt, und traegest das irdische, und dann auch das himmlische Bild in einer Person: und dann bist Du aus der grimmigen Quaal und traegest das hoellische Bild an Dir, welches gruenet in Gottes Zorn aus dem Quell der Ewigkeit».
Загадка человека ставит не только проблему антропологической философии, но и проблему антропологизма или антропоцентризма всякой философии. Философия антропоцентрична, но сам человек не антропоцентричен. Это есть основная истина экзистенциальной философии в моем понимании. Я определяю экзистенциальную философию как противоположную философии объективированной (см. мою книгу «Я и мир объектов».). В экзистенциальном субъекте раскрывается тайна бытия. Лишь в человеческом существовании и через человеческое существование возможно познание бытия. Познание бытия невозможно через объект, через общие понятия, отнесенные к объектам. Это сознание есть величайшее завоевание философии. Можно было бы парадоксально сказать, что только субъективное объективно, объективное же субъективно Бог сотворил лишь субъекты, объекты же созданы субъектом. Это по-своему выражает Кант в своем различении между «вещью в себе» и явлением, но употребляет плохое выражение «вещь в себе», которая оказывается закрытой для опыта и для познания. Подлинно экзистенциально у Канта «царство свободы» в противоположность «царству природы», то есть объективации, по моей терминологии.
В чем бердяев видит двойственность человеческой природы
1. Основные положения философии н.А. Бердяева
По своему основанию философия Бердяева дуалистична и включает противоположные начала: дух и природа, свобода и детерминация, субъект и объект, личность и общество. Царство Бога и царство Кесаря. На этом дуализме и строится вся философская антропология Бердяева.
Бытие проявляется и открывается в человеке и через человека. Он есть микрокосмос и микротеос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Но в то же самое время он является существом природным и ограниченным. Человек, таким образом, есть пересечение двух миров — высшего и низшего.
Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом.
Другая сторона — с необходимостью, природой, материей. На этой основе Бердяев различает понятия «личность» и «индивид»: «Личность следует отличать от индивида, — пишет он. — Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества» Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Ч. 1. С. 21.. Человеку изначально присуща свобода, которая не детерминирована «ни снизу, ни сверху». Со стороны этой свободы, которая объясняет возможность творчества в мире, человек и выступает как личность.
Двойственная природа человека выражается также в том, что «он есть бесконечность в конечной форме, синтез бесконечного и конечного» Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 239.. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность — с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог, то это самое безнадежное и ничтожное.
Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествление человека, ибо в этом случае распадается сам образ человека, а гуманизм переходит в свою противоположность, как это имеет место, например, у Ницше. Если на место Бога заступает человек, то люди могут стать на путь «человекопоклонства». С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека «есть форма идолопоклонства».
Если нет Бога, то нет победы над смертью, все лишено смысла и абсурдно. Двойственная природа человека рождает, по Бердяеву, вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное — он подчинен необходимости и не может вырваться за ее рамки. Трагическая борьба и противоречие между свободой и необходимостью, «царством Духа» и «царством Кесаря» неразрешимы в этом мире. Решение этой проблемы связано с преодолением дуализма человека, которое возможно лишь эсхатологически, т. е. может быть достигнуто только в «царстве Божьем».
Важнейшей для философа является проблема творчества. Творчество — это главное предназначение человека, причем речь идет о творчестве в философском смысле — о «миротворчестве», которое находит свою «объективацию» в культуре, науке, искусстве и т. д. При этом обнаруживается существенное противоречие самого творчества. В акте творчества человек свободен, он преодолевает отчуждение, «низший» мир — природный и социальный, не являющийся подлинным бытием, который он и называет «объективацией». Но в результате творчества человек опять возвращается в сферу «объективации», которая всегда «антиперсоналистична», обезличивает человека, создает психологию раба. В этой связи следует отметить, что Бердяев находит рабство и в богословии, которое рассматривает Бога как «Господа» и тем самым унижает человека. По его мнению, на отношения между Богом и человеком были перенесены отношения между господином и рабом, взятые из социальной жизни.
С философской антропологией связана и социальная философия Бердяева, понимание им отношений между личностью и обществом. Общество — объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность. При этом, с точки зрения его экзистенциальной философии, «общество является частью личности, ее социальной стороной», а не личность — частью общества. Объективированное общество подавляет личность, в нем царит разобщение людей. В таком обществе существует коммуникация, но нет общения, личность существует только как функция, господствует всеобщее отчуждение, власть техники и государства. В этой связи он пишет: «Высшим типом общества является общество, в котором объединены принцип личности и принцип общности (Gemeinschaft). Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом» Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии. Ч. 1. С. 23.. В таком обществе за каждой личностью признается абсолютная ценность.
Поэтому Бердяев выступает как против изолированного индивидуализма, так и против механистического коллективизма, за общинность и соборность. «Необходимо, — по его мнению, — стремиться к синтезу аристократического, качественного принципа личности и демократического, социалистического принципа справедливости и братского сотрудничества людей». Там же. С. 24.
Для социального переустройства общества на такой основе, по Бердяеву, нужно, прежде всего, не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России оно связано с утверждением «русской идеи», взгляды на которую у него во многом совпадают со взглядами Вл. Соловьева. Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий все общество, его культуру и сознание. Суть «русской идеи» — осуществление царства божия на земле. Ее самобытность заключена, прежде всего, в «коммунитарности», в «идее братства людей и народов». Бердяев осуждает крайности и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, считал он, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она стоит в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоко-Западом», соединителем, а не разделителем их.
Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия со своим неповторимым обаянием. Это полиаспектная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм. Из ее истории и ее целостного содержания нельзя произвольно исключать никакие фрагменты, школы или течения. Любые купюры, по каким бы причинам они ни существовали, ведут лишь к обеднению ее содержания и искажению ее реального смысла и значения.
Русская философия — это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение, как для философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России.
Ряд глубоких философско-мировоззренческих проблем поставлен и решен им в работах «О смысле творчества», «Философия неравенства», «Судьба России», «Философия творчества, культуры и искусства», «О назначении человека», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др. Сжатую, но содержательную характеристику своей философской позиции Бердяев дает в статье «Мое философское миросозерцание».
Из всего многообразия идей Бердяева можно выделить проблемы, которые проходят через все его философское творчество. Это а) проблема человека; б) проблема свободы; в) проблема творчества.
Бердяев подчеркивает, что центральной темой его философского творчества является человек, что его философия в высшей степени антропологична. Ибо исследование этой темы определяет постановку проблем свободы, творчества личности, духа и истории. И сама философия является знанием о человеке, о человеческом существовании. Бытие, отмечает Бердяев, проявляет себя через субъект, а не через объект. Субъект экзистенционален, имеет свой внутренний духовный мир. Смысл бытия познается философией, прежде всего через субъект. В объекте внутреннее существование закрыто. Поэтому философия, стремясь познать смысл существования человека, опирается, прежде всего, на духовный, внутренний мир и опыт человека. Исследование этого мира и должно быть подлинным предметом философии. Она должна начинаться не с объекта, а с человека, Я, выяснения его сущности, судьбы и предназначения, носить личностный характер.
Главное в его философии — личность, индивидуальность, которая мучается над разработкой своего бытия, ищет смысл своей жизни, смысл мира. Личность, человек первичнее бытия, ибо является абсолютным центром всего бытия, всех миров. И судьба личности выражает судьбу мира, считает Бердяев.
Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же время человек есть существо природное, ограниченное. Двойственность человека проявляется в пересечении в нем двух миров: высшего и низшего, духовного, божественного и материального, природного. Будучи образом и подобием Бога, человек выступает как личность, как категория духовно-религиозная, обладающая свободой и творчеством. Как существо духовное, человек является образом Бога, частью мира духовного. Духовная основа в человеке не зависит от природы и общества и не определяется ими, составляя его сущность. Являясь частью природы, человек предстает как категория натуралистически-биологическая, существо плотское, в качестве такового человек подвержен круговороту мировой жизни и находится в зависимости от нее.
Дуализм, двойственность природы человека заключается и в различии видимости его проявления и его сущности. Человек, рассматриваемый как часть внешнего мира, видится крошечной частью мирового целого, и на первый взгляд его сущность исчерпывается этой видимостью. Но в действительности он есть нечто неизмеримо большее и качественно иное, чем маленький осколок мира. Человек представляет собой таинственный мир огромных, потенциально бесконечных сил, внешне втиснутых в малый объем. Потаенные глубины духа человека несопоставимы с их внешним проявлением.
Бердяев, как и его предшественники, например Ф.М. Достоевский, уделяет большое внимание вопросу о необходимости связи человека с Богом и недопустимости противоречия между человеком и Богом. Смысл и истину мира, его дух и свободу выражает Бог. И человек без Бога, взятый сам по себе, теряет свою ценность, ибо потеря Бога означает, по Бердяеву, потерю смысла и цели жизни, делает ее абсурдной. Но еще хуже, если человек пытается себя поставить на место Бога, самообожествляет себя, стремится стать «человекобогом». В этом случае он теряет самого себя, исчезает как личность. Поэтому реализация человека в качестве личности есть сложный процесс восхождения от подсознательного через сознательное к сверхсознательному, к божественной духовности.
БЕРДЯЕВ Н.А. «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
(К ПОСТРОЕНИЮ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)»
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – великий русский религиозный философ являлся представителем персонализма и одним из предшественников экзистенциализма в западной философии XX века. На рубеже 1900-х годов он находился под влиянием идей марксизма и неокантианства, примыкал одно время к течению легального марксизма, но в дальнейшем обратился к религиозной философии, испытав воздействие идей Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева и других мыслителей.
Ключевыми идеями учения Н.А.Бердяева являются идея свободы, творчества и объективации (отчужденное бытие, искажение, «свертывание» духа), идея личности и «метаисторического» эсхатологического смысла истории (ее завершения). Общей основой этих идей служит картина реальности, в которой противопоставляются два ряда начал. С одной стороны, это свобода, Бог, ноумен («вещь в себе»), субъект (личность, «Я»), с другой стороны, необходимость, мир, феномен (явление), объект.
Оба ряда характеризуют два различных вида реальности, взаимодействующих между собой. Эта картина, по Н.А.Бердяеву, близка метафизике И.Канта, однако основные понятия последней переосмысливаются: ноуменом или «вещью в себе» оказывается у Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности заключена, по его мнению, непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.
Этот взгляд воплощается и в небольшой работе «Проблема человека», в которой мыслитель рассматривает значительный круг вопросов. К ним относятся двойственность природы человека и в то же время его целостность, способность человека к творчеству как проявлению свободы, личность и ее сущностные черты, тройственный состав человека, смысл смерти, отчуждение человека в обществе и смысл истории.
Вопросы для конспектирования
1. В чем Бердяев видит двойственность человеческой природы?
2. В чем Бердяев усматривает сущность человека и в чем заключается, с его точки зрения, смысл человеческого творчества?
3. Что есть человеческая личность в учении Бердяева?
4. Какова роль духа в человеческой личности?
5. В чем для Бердяева заключается смысл смерти?
6. В чем заключается для Бердяева смысл истории?
Литература
1.Бердяев Н. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Ступени. – 1991. – № 1.
САРТР Ж.-П. «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ–ЭТО ГУМАНИЗМ»
Жан-Поль Сартр (1905-1980) – выдающийся французский философ, писатель, публицист, основатель французского атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Работа «Экзистенциализм – это гуманизм» представляет текст доклада, в котором он излагает основные тезисы своего трактата «Бытие – ничто».
В начале работы Ж.-П.Сартр рассматривает упреки, высказанные в адрес экзистенциализма представителями других идейных течений. В ответ Ж.-П.Сартр формулирует основные постулаты экзистенциализма.
Во-первых, он дает определение, что такое экзистенциализм, подчеркивая, что основой этого учения является человеческая субъективность. Далее автор рассматривает две разновидности экзистенциализма, представителей которых объединяет приверженность идее о том, что у человека «существование предшествует сущности».
Во-вторых, Ж.-П.Сартр поясняет, что означает человеческая субъективность. Следует обратить особое внимание на те понятия, которые составляют внутреннюю сущность субъективности и отражающие трагический характер мировоззрения человека эпохи двух мировых войн.
В-третьих, Ж.-П.Сартр подчеркивает, что экзистенциализм прямо противоположен квиетизму, ибо суть экзистенциализма в утверждении, что человек существует лишь настолько, насколько «себя осуществляет», «судьба человека в нем самом… надежда в нем самом, в его действии».
В-четвертых, следует обратить особое внимание на своеобразие понимание Ж.-П.Сартром свободы человека (его взгляд расходится со многими трактовками свободы, которые были предложены до него).
В-пятых, Ж.-П.Сартр формулирует главный постулат своего учения – что такое гуманизм в понимании экзистенциалистов, подчеркивая, что «человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире».
Вопросы для конспектирования
1. Какие обвинения выдвигают противники в адрес экзистенциализма?
2. Какие два направления существуют внутри экзистенциализма? В чем различие между ними и в чем они близки?
3. В чем смысл идеи «экзистенция – это человеческая субъективность»?
4. В чем состоит суть идеи, что существование предшествует сущности?
5. Каковы, по Ж.-П.Сартру, экзистенциалы человеческой духовности?
6. Как понимает экзистенциализм, что такое свобода?
7. Что считает Ж.-П.Сартр экзистенциалистским гуманизмом? Действительно ли, экзистенциализм – это гуманизм?
Литература
1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.
ФРЕЙД З. «Я И ОНО»
Зигмунд Фрейд (1856-1939) известен как создатель концепции психоанализа. Наблюдая патологические отклонения в психике пациентов, австрийский врач-психиатр пришел к выводу о наличии в ней особой сферы бессознательного, некоего потаенного резервуара переживаний и влечений, который в принципе не может быть до конца просветлен разумом, и энергия которого во многом определяет поведение человека. Многие переживания детского возраста, которые могли бы разрушить детскую психику, были «забыты» сознанием, вытеснены в бессознательное и продолжают жить там всю оставшуюся жизнь, беспокоят человека, иногда разрастаясь до серьезных психических расстройств.
В работе З.Фрейд изложил психоаналитическую концепцию структуры психики, рассмотрена также проблема бессознательного эротического влечения ребенка к родителю противоположного пола, получившая у З.Фрейда название Эдипова комплекса: личность формируется в зависимости от его переживания. Он анализирует и проблему идентификации ребенка с объектом (отцом или матерью) по типу уподобления как самой первоначальной формы эмоциональной связи. Ребенок замещает, копирует и отождествляет себя с объектом на сексуальной почве, что в дальнейшем влияет на формирование его характера и поведения. Изложен также взгляд на проблему роли инстинктов Эроса и Танатоса в психике и жизни человека.
Учение З.Фрейда убеждает в том, что хотя бессознательное полностью контролировать невозможно, мы должны стремиться узнать больше о своей психике, учиться сознательно управлять своей жизнью.
Вопросы для конспектирования
1. Каков критерий деления психики на сознательное и бессознательное?
2. Какова структура психики, что собой представляют ее основные элементы и как они взаимодействуют?
3. Что такое инстинкты Эрос и Танатос, в чем их роль в жизни человека?
4. В чем заключается значение психоанализа для философии?
5. Каковы достоинства и недостатки психоанализа?
Литература
1.Фрейд З. Я и Оно. – М., 1998.
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 30 | Нарушение авторских прав
Философия Н. А. Бердяева. Философия свободы
Философские идеи Бердяева
Согласно стилю изложения своих философских мыслей и основных темах, которые в своих произведениях рассматривал Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 годы), его философию можно отнести к новой, неклассической форме разновидности экзистенциальной философии.
Философские воззрения Н. А. Бердяева не образуют целостную законченную систему с выделенным в ней понятийным аппаратом. В качестве особенностей его подхода к философии следует выделить соотнесение определенных идей и паттернов с индивидуальными формами внутреннего опыта, чувствования и переживания действительности.
В качестве основы предмета и задач философского знания, Бердяев выделяет экзистенциально-антропологический подход. Так, философии необходимо определять сущность бытия из личности человека, и с помощью человека, при этом, в качестве собственного содержания выделяя природные и исторические формы мирового устройства.
Дух является свободой и свободной энергией, которая стремится вырваться в природные и исторические формы мироздания. В духовной силе человека, согласно Бердяеву, изначально содержатся не только человеческие, но также и богочеловеческие особенности характера, так как ее основу составляет высшее духовное существо – Бог.
Несмотря на то, что при определении сущности философских задач Бердяев исходит из позиций экзистенциальной философии, его понимание содержит в себя и некоторые смысловые отличия.
Экзистенциализм, согласно Бердяеву, не может трактоваться в качестве нерелигиозной, либо недостаточно религиозной философии. Себя он, в свою очередь, считал представителем религиозной, спиритуальной формы экзистенциализма. В отличие от представителей экзистенциального направления, Бердяев обращает внимание не на особенности трагичности человеческих форм жизнедеятельности, а на личностную свободу человека, совместно с человеческим творчеством.
Жизнь, по Бердяеву, невозможна без существующих в ней творческих, духовных, ответственных и совестных начал. Так, философу необходимо скорее причислить статус философа, обладающего экзистенциальным мышлением, а не звание обычного последователя экзистенциального направления философии, как отдельно сформированного направления, в которой существует отдельная собственная терминология.
Бердяевым был внесен значительный вклад в развитие философии XX века. Не стремясь делать глубокий анализ многообразным формам его размышлений о философии, кратко опишем его вклад в развитие данной отрасли:
В этом и заключаются основные идеи и проблемы, которые он определил перед собой, чтобы в последующем решать на протяжении жизни.
Философия творчества и свободы
Бердяев причислял себя к «философам свободы». Свободу он понимал, как фундаментальную онтологическую реальность, в которую человек должен стремиться попасть из существующего реального мира «мнимостей», которых не существует свободы, и, следовательно, не существует и жизни.
Развивая данную идею, которая является одной из главенствующих у него, им признавалось наличие внебожественных источников человеческой свободы. Свобода, согласно Бердяеву, не является божественным созданием, свобода является категорией, которая предшествует Богу, и, следовательно, ее нельзя ограничить, либо сдержать никакими формами чуждого для нее бытия, включая и Божье.
Бог выступает только в качестве светлой стороны в данной свободе, а мир, который им создан также мог бы быть добрым и светлым, однако выступая в качестве творца, Бог не является ответственным за свободу, которая породила зло. Бог является всемогущим для созданного им мира, однако он не может быть властителем свободы, поскольку он не является ее создателем. Философ максимально парадоксальным образом завершил данную мысль высказыванием «Бог обладает меньшей властью, чем полицейский».
Людям сложно осознать причины того, что Бог не создал идеальный мир, в котором не существует болезней, детский слез и страданий. Ответом на это служит то, что в этом мире не было бы места для свободы, которая составляет основу мироздания, следовательно, Бог не обладает полномочиями в ее ограничении.
Миру необходимо «испытание свободой», для того, чтобы выбор доброй и светлой стороны не являлся формой вынужденного принуждения, а являлся отражением внутренней свободной позиции. Так, судьба мира является идентичной судьбе свободы в этом мире.
Так, в возвышении свободы над всем сущим и определяется смысл жизни человека – «целью человека является творчество, а не спасение».
Бердяев причислял себя к числу пророков мирового творческого и христианского переустройства. Согласно его позиции, если Боя является Творцом, а человек выступает в качестве образа и подобия Бога, то человека тоже необходимо определять в качестве творца, поскольку в противном случае он не будет оставаться человеком.
Процессы творчества представляют для Бердяева превосходство духа над душой и природой. Творческие процессы невозможны без свободы, так как свобода является компонентом творчества, которой привносит в него что-то новое. Так появляется вопрос: «Что составляет творческую трагедию?»
Согласно позиции Бердяева, результатом творчества, вне зависимости от того, будет это социальным движением, либо новым направлением искусства, либо научной теорией, является то, что конечный его результат обретает собственную новую жизнь, без привязки к ее создателю. Человек не обладает властью над продуктами собственного творчества, и это составляет человеческую трагедию.
Учение о личности и обществе
Проблемы понимания свободы в философских воззрениях Бердяева имеют тесную связь с проблемами понимания личности. Согласно его позиции, «основу мировоззрения и мировосприятия составляют категории личности, свободы и творчества». Однако, что представляет из себя личность? Бердяевым выделялись принципиальные различия в категориях «личность» и «индивид».
Так, категорию «индивид» составляет биологическая природа человека, совместно с его индивидуальным телесно-душевным единством. В свою очередь, личность представляет собой религиозно-духовную категорию: источником личности является не плоть, а дух. В качестве индивида, человек является частью природы и общества, он существует в контексте действия законов, существующих в этом мире.
Являясь личностью, человек лишь отчасти становится объектом общества и коллектива, поскольку основной его составляющей – личностью, он стремится следовать духовным формам мироустройства и Богу, стараясь найти пути экзистенциальной коммуникации с Ним.
Личность является «категорией духа». Человеку необходимо при реализации ориентации на высшие формы духовного мира преодолевать рамки и границы собственного естества, преодолевать паттерны раздвоенности и страстности, свои скитания от добра к злу, и, совместно с преодолением замкнутости на себе становиться личностью в полном смысле этого слова.
Спецификой трактовки Бердяева категории «личность» является то, что личность в его мировоззрении можно анализировать исключительно в рамках ценностного подхода. Для философа значимость личности представлена в высшей иерархической ценности мира, которая относится к ценностям духовной области. Личность в его понимании представляет большую ценность, нежели государство, совместно с любыми коллективными ценностями.
Понимание личности, как высшей ценности стало основой для определения философом соотношения между личностью и обществом. Согласно позиции Бердяева, личность является более приоритетной, нежели общество. Личность определяет собственные формы бытия в качестве высшего смысла мироздания, он намного ценнее как общества, так и целого космоса.
Бердяев пытался донести до людей, что не личность выступает в качестве части общества, а наоборот, общество необходимо рассматривать в качестве части личности. Личность лишь частично может быть соотнесена с обществом, так как личность обладает определенной глубиной, которая никогда не станет доступной для общества.
Проблема смысла истории
«Сущность истории находится в ее конце» – это знаменитое высказывание философа в самой полной мере отражает его позицию касательно эсхатологии – своеобразного учения о конце истории и мира. Бердяев считал, что история должна рассматриваться в контексте ее эсхатологических перспектив.
Для полного осмысления конечности истории значимым является вопрос соотношения вечности и времени.
Само по себе, течение земного времени является лишь этапом, периодом внутри вечности вселенной, оно расположено в границах вечности и прочно там укреплено.
При выходе за пределы вечности, совместно с осуществлением определенных задач, для нашей истории наступит конец. Процесс течения истории происходит в своем историческом временном периоде, однако история не может не выходить за ее пределы. Имея начало, человеческая история со временем придет к завершению.
В противном случае, отмечал Бердяев, если предположить наличие существования «дурной бесконечности» в мировом процессе, история не могла бы реализовывать переход в иные состояния, совместно с выходом из несовершенных форм существования в русло вечных форм жизни.
В следствии уверенности в конечном существовании истории Земли, и в том, что время, которое является отдельным этапом вечности рано или поздно закончится, формировались взгляды автора и на процессы прогресса. Существование бесконечной истории было бы бессмысленным, и, в случае обнаружения в ней непрерывного прогресса, он являлся бы неприемлемым, так как являлся бы средством отражения становления определенного поколения средством существования для последующих поколений.
Из этого следует, что теории прогресса ложны и безнравственны – говорил в своих работах философ. История не является прогрессом, протекающим по восходящим линиям, также как и не является регрессом, история – это трагическое противостояние противоположных паттернов – полюсов добра и зла.
Однако, если прогресса не существует, значит не существует и идеальных форм существования общества, к которому тянется все человечество. Исходя из этого, верованиям в то, что создание такого Божьего Царства является возможным, в любых его ипостасях – коммунизма, или теократии, не суждено свершиться в человеческой истории.
История является дорогой к иным формам организации мира, следовательно, задачи, сформулированные в истории, могут быть разрешены за пределами ее границ – в сфере метаистории, которая представлена вечностью.
Философ настаивал на традиционной для экзистенциального направления позиции, согласно которой человек сам выступает в качестве создателя истории, объясняя это тем, что человек сам находится в контексте исторических событий, и, следовательно, все происходящее является «его историей», исходя из чего, человек предстает в качестве соучастника и творца истории.
Согласно позиции Бердяева, спасение может приобретать только общие формы, и наступить в том случае, если случатся религиозные изменения в структуре бытия, возможные благодаря творческим усилиям всего человеческого сообщества. В этом случае произойдет падение закрепощающего материального мира.
Исходя из этого, согласно позиции Бердяева, конец необходимо трактовать в качестве преображения, перехода человеческого общества в новые измерения собственного существования, в новую форму – эпоху духа, в которой центральным фактором будет являться любовь, способная творить и преображать.
Судьба России: Русская идея
Мысли о значении и роли, которую играет Россия в своей истории, совместно с ее судьбой и предназначением в контексте мирового человеческого сообщества – то есть область вопросов, которая связана с трактовкой русской идеи, особое значение имела в работах философа.
Он начал задаваться этими вопросами в годы Первой мировой войны, где произошло острое формулирование вопросов касательно русского национального самосознания, и, впоследствии он постоянно обращался к ним в процессе осмысления опыта русской революции и особенностей Второй мировой войны.
В своем труде «Судьба России», Бердяевым уже неоднократно употреблялся термин «русская идея», который упоминался в самых различных контекстах, важнейшим из которых заключается в том, что у России существует определенная миссия в отношении Европы.
«Судьба России заключается в освобождении различных народов. Данная миссия является основой в специфическом русском духе. Достоверность данной миссии в контексте мирового распределения миссий, для России сформулирована на уровне духовных исторических сил».
«Русская идея», как идея об «особенной миссии» России, в трудах философа основывалась на тематике Запада и Востока. В данном случае Бердяев высказывал вполне традиционные идеи своей эпохи: также, как и Хомяков, Достоевский и Соловьев, а также многие другие, он видел невозможным для России стать на исключительно западную, либо наоборот, исключительно восточную стратегию развития.
Россия, в его понимании, должна выступать в качестве Востоко-Запада, и реализовывать возникновение нового состояния общественного уклада, которое должно появиться в качестве альтернативы буржуазности: «Россия может быть осознанной и находить свою мировую миссию исключительно в рамках проблем Запада и Востока. Россия находится в центре западного и восточного миров, и, следовательно, выступает в качестве Востоко-Запада.
Бердяев был страстным приверженцем великой возрожденной России, совместно с ее историческим призванием и «особым путем». Он выступал автором идеи о «русском примере», в рамках которого Россия, приведя себя в жертву, должна выступать в качестве примера для всего человечества в ситуации преображения всех мировых жизненных процессов, совместно с ее последующим переходом в новые формы общественного христианского состояния.