в чем бегают профессиональные бегуны
Как купить правильные беговые кроссовки и избежать травм. Совет эксперта
Бег — один из самых самых популярных видов тренировок. В беге подкупает его простота — встал, обулся, вышел на улицу и побежал. Особенно летом. Чтобы избежать травм и получать наибольший результат от тренировок, нужно ответственно подойти к выбору беговых кроссовок. Мы узнали, на что следует обратить внимание при покупке кроссовок.
Особенности обуви для бега
Амортизация. Часто она расположена в пяточной части подошвы, но может быть и в носке или равномерно распределена по всей подошве. Сегодня многие известные производители делают кроссовки с амортизирующими элементами. Они гасят удары и позволяют минимизировать травмы. При выборе такой обуви обратите внимание на свой вес. Чем он больше, тем больше амортизирующих элементов должно быть в кроссовках.
Подошва. Очень важный пункт в подборе беговых кроссовок. От подошвы зависит, какую нагрузку получат ваши ноги и позвоночник. Она должна быть гибкой и мягкой в передней части кроссовка. В пяточной части должны быть устойчивые к истиранию резиновые вставки.
Материал изготовления. Беговые кроссовки никогда не изготавливают из кожи или плохо «дышащих материалов». Жёсткие элементы верха кроссовка могут находиться только в пяточной части. И при этом минимально контактировать с ногой – не натирать и не давить на ахиллово сухожилие.
Шнуровка. Лучше, если её петли не будут объединены жёсткой планкой, тогда это позволит плотнее утянуть кроссовок по ноге. Сама шнуровка должна быть скрещена ассиметрично – ближе к внутренней части стопы.
Вес. Беговые кроссовки не обязательно должны быть лёгкими. Спортсменам-любителям лучше использовать «технологичные модели», которые оснащены амортизирующими вставками, фиксирующими элементами и прочими «помощниками». Соответственно от оснащённости зависит и вес обуви. Но лучше, если вес пары не превышает 400 г.
Размер. Мерить беговые кроссовки лучше вечером, когда нога немного больше в размере. При этом выбирайте так, чтобы большой палец не доставал до носка 3-4 мм. Для чего? Дело в том, что во время бега стопа увеличивается как в длину, так и в ширину. И если ваши кроссовки вплотную прилегают к стопе, вы рискуете получить мозоли или более серьёзные травмы.
Что ещё нужно учитывать при подборе беговой обуви?
Консультант по бегу в магазине STRIDE Шамиль Шиханов: «Главное понять, какую цель ставит перед собой человек, когда начинает бегать. В первую очередь нужно узнать, как давно бегает человек, в каких кроссовках и на какой поверхности. Учитывать также важно пронацию и наличие лишнего веса. В нашем магазине есть беговая дорожка, с помощью которой мы можем определить пронацию человека в разных кроссовках. Например, людям с гиперпронацией нужна обувь с хорошей амортизацией. Теста на беговой дорожке вполне достаточно при подборе кроссовок на начальном этапе. А если человек хочет досконально изучить проблему подбора идеальной беговой обуви, можно обратиться к нашим партнёрам MySportExpert. У них представлен специальный аппарат, который изготавливает персональные стельки. Там же можно сделать биомеханику бега, то есть посмотреть, как вы бегаете и какие есть проблемы».
Пронация – это естественное движение, приводящее к заваливанию стопы вовнутрь. Кроссовки стоит выбирать, учитывая эти особенности ноги. Выбор кроссовок, учитывающих такие особенности ноги, меньше, но всегда можно воспользоваться ортопедическими стельками. Как их правильно выбрать? Людям с избыточной пронацией лучше обратить внимание на стельки с супинатором, они увеличат амортизацию и спасут ваши колени. В то время как гипопронаторам их носить запрещено, так как вероятность подвернуть ногу.
Определить вашу пронацию можно на глаз, но если вы хотите более точных рекомендаций, нужен Gait-анализ. Сначала вы оцениваете кроссовки по своим ощущениям: насколько они удобные. Далее специалист записывает на камеру вашу пробежку в подобранных кроссовках на камеру. А специальная программа анализирует ваше общее положение тела во время пробежки, осанку и углы в суставах ног на разных фазах бега.
Так как сейчас лето и многие вышли тренироваться на улицу, важно обратить внимание на поверхность, по которой вы планируете бежать.
Если вы учли все факторы при покупке беговых кроссовок, смело отправляйтесь на тренировку. Но пару недель попробуйте чередовать новые кроссовки со старыми, чтобы организм и кроссовки адаптировались. И помните: для бега подойдут только беговые кроссовки!
«Раньше за кросс по району можно было прилично огрести, теперь все спокойно». Учимся выбирать беговые кроссовки без вреда для здоровья и кошелька
В день шестой бог создал человека, в седьмой чуток отдохнул, а в восьмой придумал ЗОЖ. Потом человек пообвыкся, научился всем этим пользоваться и самостоятельно сочинил кроссовки. В итоге сорок лет назад побежала Северная Америка, семь лет назад — Россия с Украиной, а потом подключилась и Беларусь. В стране становится все больше марафонцев, полумарафонцев и любителей дистанций покороче. Всем им нужно в чем-то заниматься. Onliner.by рассказывает об отечественном рынке беговых кроссовок, бронебойном маркетинге и возможности сэкономить.
Беларусь побежала три года назад — тогда в Минске провели первый хорошо организованный полумарафон, выделили спортсменам проспект и сделали праздник.
— Не берем массовку, которая закрыла по 5 километров, — говорит тренер беговой школы iRun Дмитрий Добровольский. — В первый год полумарафон пробежали в районе 1000 человек, 10 километров — примерно 700. В прошлом было 3000 полумарафонцев и что-то вроде 1000 участников, которые осилили 10 километров.
В Америке беговой бум случился в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого столетия. Люди использовали кроссовки на минимальной подошве и страдали коленями. Чтобы сохранить здоровье клиентов (да и, собственно, самих клиентов), компании провели исследование и поняли, что надо укреплять пятку. Потому как с нее любители в основном и бегут. Это не очень правильно по технике, но производители пошли навстречу аудитории. Итог — подошва стала толще, амортизация улучшилась, колени успокоились.
По своей сути нынешняя конкуренция на рынке беговых кроссовок — это битва технологий, по которым делаются подошвы.
В нашем распоряжении пять пар кроссовок самых доступных в Беларуси брендов, тренер школы бега iRun, представитель магазина exxe.by, а также бывшая легкоатлетка — очаровательная Полина, которая и будет тестировать опытные образцы.
Asics GT1000 5
Ориентировочная стоимость — 175 рублей
Asics — японская корпорация, широко известная в мире и легендарная у себя на родине. Этого названия довольно много в тамошней массовой культуре. К примеру, оно часто всплывает в рассказах Харуки Мураками.
— Asics — наиболее классическая (если можно так выразиться) марка обуви для бегунов, — отмечает Добровольский. — Профи считают, что это круто. Не скажу, сколько в данном утверждении маркетинга, но кроссовки реально хорошие.
У японцев есть довольно широкая волейбольная линейка плюс сорвавшие кассу повседневные модели GEL-Lyte III и GEL-Lyte V, ставшие популярными и в Беларуси. Но основной профиль компании — именно беговой.
— Я был в Японии. Там все повернуты на беге — марафонах и других длинных дистанциях, — комментирует тренер. — Эти ребята разбираются в том, что нужно бегуну.
В нашем распоряжении средняя, но очень крепкая модель GT 1000 5. Она имеет межподошву из пены различной плотности: слой пены под пяткой, слой твердой пены Duomax с внутренней стороны для предотвращения завала стопы вовнутрь во время бега. Основная межподошва связывает эти слои с гелевыми подушками, которые видно с внешней стороны под пяткой. В носочной части также есть гелевая подушка, но она спрятана внутри пенного слоя. Итогом всей этой спайки должно быть ощущение большей амортизации.
Полина довольна дизайном, пусть раскраска и довольно неброская.
— Очень достойно, — говорит девушка, отбегав. — Хорошие амортизация, упругость, дизайн и цена. Плюс долгая история доверия бренду. Мне понравилась фиксация стопы. Если учитывать, что у новичков она не самая сильная, аспект очень важный. Классное начало, давайте смотреть другие модели.
Adidas Supernova Glide 7 Boost
Ориентировочная стоимость — 245 рублей
Что бы ни производили немцы, конечный результат их творчества ассоциируется с качеством. Бренд, который занимает третье место в рейтинге ценности спортивных компаний, продолжает играть важную роль в футболе. Один из самых известных его клиентов — Дэвид Бекхэм, который даже после завершения игровой карьеры не теряет популярности.
За casual отвечает рэпер Канье Уэст. Мальчишки и девчонки по всему миру продолжают визжать от результата творческих усилий бренда и музыканта — топовых кроссовок Yeezy Boost.
Но вернемся к спорту. Полина бегает в Adidas Supernova Glide7 Boost. Это вариант на осень и зиму. Если очень грубо классифицировать немецкие технологии, то есть продукция Climaheat (утепленный вариант) и Climacool (летний, с лучшей циркуляцией воздуха).
— Это по большей части кроссовки для плохой погоды, — говорит представитель exxe.by Геннадий Собань. — Мне слабо верится в то, что любитель будет приобретать себе разную обувь для разных поверхностей и держать одновременно четыре или пять пар. Но если есть возможность, вполне можно иметь вариант на осень и зиму, помимо основного. В этих «бустах» реально бегать по улице даже в снег.
Успех в битве за потребителя зависит не только от разницы в технологии изготовления подошвы, но и от умений маркетологов. Немецкие отмечают, что у Boost есть свойство возврата энергии и резиновая часть подошвы от Continental, созданная для оптимального сцепления во влажных условиях. В общем, заявляют очередную революцию в беге.
Сама подошва изготовлена из инновационного гранулированного вспененного материала («энергетических капсул»). Проще говоря, это очень крутой пенопласт, который обеспечивает классную амортизацию и гасит нагрузку в динамике.
Полина рада за маркетологов и по большей части согласна с ними.
— Мы бегаем в манеже, так что мне жарковато, — отмечает важный момент девушка. — Если есть жесткий выбор, лучше выбрать вариант полегче. Если не заморачиваться на сложных названиях технологий, то в простонародье это называется «сеточка». Она дает лучшую циркуляцию воздуха. Конкретно эта модель определенно для зимы. Но у производителя есть летний вариант с такой же сильной подошвой. Сцепление у нее очень хорошее.
Reebok ZPrint
Ориентировочная стоимость — 190 рублей
В 2005 году английский «Ливерпуль», облаченный в форму Reebok, выиграл, возможно, самый крутой финал в истории футбольной Лиги чемпионов. В 2006-м компанию поглотил Adidas. В 2011-м случился один из крупнейших скандалов последних лет.
В рекламе говорилось, будто соответствующие кроссовки укрепляют и гармонизируют работу ног и ягодичных мышц лучше, чем обычная спортивная обувь. Мол, бег и ходьба в них укрепляют ахиллы и икры на 11%, а мышцы ягодиц — на 28% лучше по сравнению с простыми кроссовками. Также упоминалось о статистическом подтверждении этих заявлений.
Компания не смогла доказать правдивость указанных свойств. Плюс кроссовки наносили урон здоровью некоторых покупателей. Чтобы избежать судебного иска, Reebok согласилась выплатить компенсацию.
Но вообще, мы не за этим тут собрались. Прямо сейчас Reebok продолжает оставаться в порядке, интенсивно развиваясь, и больше всего ассоциируется с новомодным кроссфитом. По легенде, производитель специально придумал это направление фитнеса, чтобы за его счет реализовать свои маркетинговые цели.
— Хипстерская беговая обувь, — комментирует Добровольский. — Мало ребят бегают в Reebok. Доверия к производителю у атлетов не особо много. Классный внешний вид — ноль вопросов. Но со стороны кажется, что долго в них не побегаешь.
Полина прекрасно смотрится в фисташковых Reebok ZPrint. Но это, пожалуй, лучшая часть экспертизы данной модели. Производитель заявляет мягкую промежуточную подошву, которая эффективно поглощает энергию удара, массажную стельку с технологией Memory Tech для комфорта, независимые подвижные элементы в основных зонах подошвы для «непревзойденной гибкости».
— Да, очень красивые, нежный цвет. Но сдается, что они больше для ходьбы. Например, скандинавской. Бегать мне в таких не очень удобно. Остается ощущение излишней мягкости. Такие тапочки. Ну и верх, думаю, разобьется из-за движения стопы. Хотя любую обувь нужно уметь носить.
В итоге все сходятся на том, что Reebok ZPrint — отличная модель для прогулок по городу.
— Многие легендарные модели изначально были беговыми, но потом вошли в моду и стали casual, — отмечает Собань. — Тут важно вот что: лучше перепутать беговую обувь с casual, чем casual с беговой. В спортивной кроссовке учтены все необходимые моменты по здоровью. Ведь бег без амортизации изнашивает суставы, бьет по голеностопу и колену, а потом это отдает в поясницу и позвоночник. Беговая подошва гасит нагрузку.
Joma R.Speed
Ориентировочная стоимость — 135 рублей
Joma — испанская фирма хорошего уровня с официальным представительством в Минске. Ребята пришли на белорусский рынок лет 6—7 назад и укрепились за счет контракта с футбольным БАТЭ. В мае 2013-го компания подписала с клубом контракт о техническом спонсорстве. Правда, с нынешнего года команда вернулась к услугам Adidas.
— Модель, которую мы рассматриваем, — подчеркнуто бюджетный вариант, — отмечает Добровольский. — Хотя у Joma есть премиум-линейки. И они очень крутые.
Для нашего рынка это кроссовочный лоукост хорошего качества. Можно достать пару за 100 рублей и жить счастливо.
— Для новичка, который будет бегать два-три раза в неделю, — просто песня, если не заморачиваться по дизайну. Потому что, когда мы говорим о дизайне, Nike и Adidas всех уделывают, — считает Добровольский.
— В Беларуси нет предвзятого отношения к Joma, но другие марки как-то более привычны, — комментирует Собань. — Хотя испанцы завоевывают позиции, в этом им не откажешь.
Полина разувается после пробежки.
— Честно скажу, я мало сталкивалась с этим брендом. Видно, что данная модель бюджетная. Но можно сказать и по-другому: это самый выгодный в Беларуси беговой бренд. Для новичка — то, что надо. Сильная пятка, жесткая подошва, безопасность. Хотя когда ваше увлечение бегом станет более серьезным, определенно придется сменить модель.
Nike LunarGlide 8
Ориентировочная стоимость — 265 рублей
Американцы — короли маркетинга, которые делают, к примеру, вот такие мощные штуки.
Полина признается, что в бытность профессиональной спортсменкой отдавала предпочтение именно Nike.
— Согласна, что изначально я жертва маркетинга. Правда, с годами все это развилось в крепкую любовь.
Мы тестируем пару Nike LunarGlide 8. Это премиум-модель с соответствующей стоимостью.
Подошва выполнена по технологии Lunarlon — это смесь пеноматериалов различной плотности. Они обеспечивают мягкость и адаптивную амортизацию без утяжеления. Оболочка более твердая, она стабилизирует мягкую середину, которая распределяет ударную нагрузку по большой площади.
Полина возвращается с дорожки.
— Они достаточно мягкие и удобные. Хорошо держат стопу. Мне все нравится. Но сложно оценивать Adidas и Nike, которые делают вещи на очень высоком уровне. Тем более если речь идет о премиальных моделях.
Выбор беговых кроссовок, как и выбор любой другой одежды, — дело личное. В любом случае нужно мерить. В идеале перед тем, как начинать заниматься бегом, стоит сходить к ортопеду. Но этого, естественно, никто не делает. В крутых брендовых или мультибрендовых магазинах прямо в залах стоит беговая дорожка. Покупатель берет понравившиеся кроссовки, обувается и идет на тест. Камера отслеживает постановку стопы. В итоге подбирается оптимальная модель, подходящая под технику бега конкретного человека. Ход скорее маркетинговый, но эффектный. У нас этого пока нет.
Рынок развивается, но остается не самым широким. Как и во всем мире, лучше всего представлены зубры — Adidas и Nike. Это дает возможность без особых сложностей найти модели всех ценовых категорий.
Если хочется чего-то поэксклюзивнее, придется «серфить» по интернету и играть в охотника за скидками.
— Улица Калиновского и Уручье считаются самыми беговыми районами столицы, — итожит Добровольский. — Года четыре назад можно было получить по голове, выйдя побегать по району в лосинах. Типа «Че за пацан в колготках?». А сейчас можно бегать спокойно. Появляется мода.
Полина делает свой выбор. Удивительно, но любовь к Nike не сыграла. Из предложенных моделей больше всего по душе и ноге девушке пришлись Asics. К победе привели комфорт, жесткая подошва, скромный дизайн и не самый космический ценник.
В чём бегают самые быстрые участники Московского Марафона
С вами рубрика «Занимательная статистика» — мы собрали данные о том, в каких кроссовках бежали Московский Марафон 2015 года 100 самых быстрых мужчин и 100 самых быстрых женщин. Результаты исследования вряд ли можно назвать шокирующими, тем не менее эта статистика кажется нам достойной вашего внимания.
В общей сводке по самым быстрым финишерам обоих полов лидирует бренд Asics — его предпочли 76 из 200 бегунов. На втором и третьем местах: adidas и Nike — 46 и 31 человек соответственно. Самый редкий бренд — Kalenji, его выбрал всего один марафонец из 200.
Теперь давайте рассмотрим подробнее, какие бренды предпочли 100 самых быстрых мужчин:
Если сравнивать эту статистику с предпочтениями женщин, то прослеживаются некоторые различия. Мужчины больше любят бренд adidas, чем женщины: 28 против 18 человек. При этом среди женщин замечен больший разброс по брендам — кроссовки Reebok, Skechers и Salomon выбрали суммарно 6 девушек и ни один мужчина. В отношении Asics среди бегунов царит единодушие: 37 женщин и 39 мужчин выбрали именно этот бренд.
Первая десятка финишеров среди мужчин и женщин единогласно выбирает три бренда: adidas, Nike и Asics — но в разном соотношении. 6 из 10 мужчин пробежали Московский Марафон в кроссовках adidas, а большинство девушек (4 из 10) предпочли Nike:
На следующем графике представлено соотношение количества финишеров в кроссовках соответствующих брендов ко времени, которое показали спортсмены. Мы видим, что наилучшее время, уложившись в 2 ч 30 мин, показали спортсмены в кроссовках adidas (пятеро), Nike (трое) и Asics (один). Наибольшее количество бегунов в обуви Asics (35 человек) финишировало в промежутке с 2:40 до 3:00.
На графике соотношения количества финишеров-женщин ко времени видно, что кроссовки фирмы Asics лидируют на всех временных отрезках, кроме самых быстрых. Наиболее равномерно распределились по графику бегуньи в кроссовках adidas — от двух до четырёх девушек в каждом временном промежутке.
Мы собрали и проанализировали эти данные с одной целью — удовлетворить собственное (надеемся, что и ваше) любопытство. Доминирование одним брендов над другими может быть обусловлено множеством факторов: тем, что выдающиеся спортсмены спонсируются конкретными брендами, или, например, веянием моды. Поэтому предлагаем не относиться слишком серьёзно к цифрам и выводам, а рассматривать их просто как любопытный факт.
Фото: Moscow Marathon
Инфографика: NewRunners via infogr.am