в чем абай видит причину нравственного падения человека

В чем абай видит причину нравственного падения человека

3. Будь трудолюбивым. «Не жди добра с неба, ищи добро в труде».

4. Проверяй все сердцем. Мозг может ошибиться, пойти на компромисс, а сердце никогда. «Воля, ты сильная, но пусть тобой руководит сердце».

5. Стремись к знаниям, к науке. «Науку надо любить, как мать любит родного сына. Тогда и наука ответит тебе взаимностью».

Учитесь, чтобы стать Человеком, стать полезным своему народу».

«Древние мудрецы говорили: «То, в чем ты всегда находишь радость, однажды принесет тебе и огорчение».

9. Контролируй себя. «Тот, кто хочет быть в стане разумных, должен раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что полезное для народа, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить – то будет нечего».

10. Помни добрые, мудрые советы и следуй им. «Для того, чтобы запомнить советы и следовать им. Нужно соблюдать четыре условия. Первое: надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе дают совет. Второе: надо принимать умные слова сердцем, всей душой, так словно бы утоляешь ими жажду. Третье: следует несколько раз повторять про себя услы­шанное, чтобы закрепить его в памяти. Четвертое: надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий разум и ­заставляют его терять свои знания.

Таких вещей, кстати, тоже четыре. Это беспечность, зубо­скальство, меланхолия и пагубное пристрастие к вину, женщинам, деньгам, азартным играм».

Есть три вещи, которые унижают человека. Это невежество, леность и злодеяние.

Люди должны иметь ума хотя бы настолько, чтобы противо­стоять этим трем порокам и стать знающими, чтобы быть в жизни энергичными и справедливыми».

Во многих стихотворениях, поэмах, назиданиях Абая подчер­кивается огромное значение труда в жизни человека, в формировании его взглядов.

Все пороки, все пристрастия к дурному, Абай объясняет бездельем. «Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусости еще и глуп, а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете»,- говорит он в третьем слове.

Труд лежит в основе всего миропонимания Абая, его понимания счастья и смысла бытия. «Не зная, в чем счастье, люди унижают жизнь пустыми делами. Они преследуют друг друга, хвастают друг перед другом, копят богатство и когда наступает последний час, готовы отдать все нажитое ими за день жизни. Почему же презрение при­ходит к людям так поздно? Почему бы с самого начала не поверить в свою судьбу и не заняться трудом. Тогда самая скудная земля одарила бы нас своими плодами». Это четвертое слово Абая.

Наряду с трудолюбием одним из основных нравственных черт человека Абай считает стремление к познанию, к науке.

«Глубоко обеспокоенный тяжелым положением кочевого народа, зави­сящего полностью от стихии природы, Абай убежденно утверждал:

«Народу нужны просвещение, знания. Ему нужно учиться и воспи­тываться…Настало время, когда спокойно дремать, надеясь на бескрайние кочевья, на широкие выпасы не приходится. Уже пора учиться у народов, которые опередили нас».

Абай безгранично верит в науку и возможности человека.

Абай за активное участие в сборе научных материалов и экспонатов по статистике, истории, географии и этнографии Киргизского края по представлению Е. Михаэлиса в 1886 году стано­вится членом Семипалатинского областного статистического комитета, который впоследствии был преобразован в Семипалатинский подотдел Западно-сибирского отдела русского географического общества, внесшего заметный вклад в исследовании природы Восточного Казахстана.

Необходимо отметить, что Абай был далеко не единственным представителем из многочисленных народов Российской империи, кто так высоко оценивали роль русской науки и культуры в жизни этих народов.

Великий сын грузинского народа Илья Чавчавадзе писал:

«Русская школа, русская наука открыли нам двери к образованию, русская литература воспитала наше мышление…Каждый из нас вырос на русской литературе, каждый из нас по ней направлял свою жизнь и общественную жизнь».

Русский язык сыграл непреходящую роль и значение для многих народов Востока. В то время, когда писались эти строки, во всех уездных городах Акмолинской и Семипалатинской областей уже имелись школы-интернаты для казахских детей, но казахи посылали в русские школы детей неохотно и с боязнью. В романе Мухтара Ауэзова «Путь Абая» отмечается, что в отдельных аулах соглашались отдавать детей лишь за выкуп. Абай настоятельно советует родителям «Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сперва в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это требуется для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из сына вышел человек. Не будет успокоения тебе, если сын останется невеждой, не будет счастлив он сам и не будет от него блага на роду. Абай был одним из первых казахов, отдавших детей учиться в русские школы и училища.

Абай был заступником народа, во всех степных родовых и семейных распрях он был на стороне слабого, обиженного. К нему за советом и поддержкой приезжали посланники различных родов Сары-Арки, с берегов Балхаша и даже Семиречья и низов Иртыша. Абай помогал народу в тяжелые времена джута, отдавал свои пастбища, спасал скот.

Все темные силы объединились против Абая. Что только ни говорили невежды, завистники, злые языки про Абая. «Он отбивает

Это произошло 18 июня 1898 года, когда семипалатинский уeздный начальник пригласил его с другими аксакалами для vcтановления границы между Мукунской и Чингизской волостями. Когда Абай сидел один около юрты уездного начальника, на него напала толпа озлоблен­ных казахов Мукунской волости, сорвали шапку, часы с золотой цепочкой, повалили на землю и стали избивать плетью. Его спас казах Уваис Сокин. Он упал на Абая, и удары принял на себя. На крик выбежал уездный начальник и со стражей разогнал напавших.

А6ай вернулся в родной аул, боясь еще большего насилия со стороны мукyновцев. Абай подал в суд на покушавшихся, но его дело из Семипалатинского уезда было передано в суд областного правления,

которое нашло, что нет достаточных данных, и дело было прекращено.

По журнальному постановлению от 13 февраля 1899 года. А6ай был вынужден послать письмо в правительственный сенат в Санкт-Петербург. Письмо было настолько аргументировано и юридически правильно составлено, что сенат отменил решение суда, издав специальный указ от 3 января 1901 года. Для Ибрагима Кунанбаева, то есть Абая, отмена решения областного суда было большой победой. Напавшие хулиганы были вынуждены просить у поэта про­щения, а местный казахский народный суд обложил их штрафом.

Абай был подлинным рыцарем правды. Правда, и только правда, каких бы это не стоило жертв. Он говорил: «Вера не в силе, а в правде». «Человек, который переспорил сотню людей и сбил их с правильного пути, бесконечно ниже человека, который направил на путь правды одного человека». Абай на путь правды направлял свой народ, а это неимоверно труднее. Но самое пора­зительное состоит в том, что по его мнению, любовь и правда не взаимно исключающие понятия, а дополняющие, усиливающие друг друга. Лучше всего на путь правды направлять любовью и добром.

«Достоинство человека определяется не внешностью и достат­ком, Аллах судит о человеке по его сердцу и уму». «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достиг ли он её.» По сути, эти слова Абай писал о себе. А нас многие десятилетия учили, что цель оправдывает средства.

И нам ничего не остается, как верить пророческим словам Абая.

И в то же время даже глубокая вера в Аллаха не могут скрыть скептицизма и разочарований Абая. «Эй, мусульмане! Почему так устроена жизнь, что одни богаты, другие бедны, одни больны, другие здоровы, одни умны, другие глупы, одни предрасположены к добру, другие наоборот, склонны к злодеяниям?

Какому-то вору или мошеннику он дает крепкое здоровье, а безвин­ного тихоню изводит тяжелым недугом…Разве все это говорит о непогрешимости, милосердии и справедливости Всевышнего?»

По мысли Абая Бог, создавший вселенную и человека, добро и зло, в повседневную жизнь человека не вмешивается. Человек имеет полное право выбора и несет ответственность за свои поступки перед совестью и людьми. Человек должен поступать добродетельно, потому что он разумное существо, а каждый разумный должен быть благочестивым.

Долгое время литературоведы и критики Абая преподносили читателю чуть ли не как атеиста, но Абай с любовью изучал и воспринял священную книгу «Коран». А разве атеист напишет трид­цать восьмое слово, разве атеист напишет сорок пятое слово?

«Самым веским доказательством существования Аллаха является то, что многие тысячелетия люди на разных языках говорят об одном и том же: о великом и непогрешимом Боге. Сколько бы ни было разных религий, все они утверждают, что Богу присущи справедли­вость и любовь». «Даже тайна созидания недоступна мудрейшим из людей, не

говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум

пределен. Разве можно предельным измерить бесконечное?»

А если он высшее творение бога, то разве не означает, что человек был удостоен его любви? Как же человеку, будь он даже самым великим ученым на земле, как же человеческому роду не быть благодарным ТВОРЦУ и не считать себя вечным должником».

Своим творчеством Абай дает советы, и ответы на животрепе­щущие вопросы нашего времени. Как злободневно звучит сегодня его третье слово, в котором он критикует «новоявленных богачей»:

Не к этой ли простой формуле сводится вся «мудрость» многих нынешних олигархов в переходный период к рыночному «процветанию».

А вот отрывки из одиннадцатого слова: «Степь заполонили воровство и подстрекательство…Все оказались опутанными липкой паутиной подстрекательства и вовлеченными в воровство и забыли о честном труде… Пустыми стали понятия о клятве, дружбе, честности и совести. Когда же придет конец всему этому? Можно бы пресечь воров, но как укротить богачей, плодящих смутьянов?» Абай своим словом, стихами, поступками потрясал основы байского благополучия: «Разве можно быть довольным, если народ 6едствует?- вопрошал он.

Или взять критику Абаем существующей в то время системы выборов. И сегодня она звучит так же остро и злободневно.

«На три года выбирается волостной. Первый год пролетит в легких

обидах, людей, избравших его, во взаимных упреках и заигрываниях. Второй год проходит в борьбе управителя с кандидатом на его место, нужно попробовать победить его на дальних подстyпах к выборам. Третий год тянется в посулах, ибо каждый надеется остаться на месте правителя и на следующий период. Я вижу, как в этой сутолоке мой народ мельчает с каждым годом и становится все более безнравственным».

Многие мысли из слов Абая предельно лаконичны, образны, легко запоминаются, носят форму афоризмов. Вот некоторые из них:

С тобою повсюду он в ясный день,

А в непогоду, как не ищешь,

Всё равно его не сыщешь».

По глубине мысли, по точности, образности и афористичности выражений и суждений книга Слов Абая заняла достойное место в

одном ряду с великими литературными памятниками человечества

Вспомним, что не только Абай не публиковался при жизни.

Шакарим унаследовал от Абая любовь к Пушкину, которого он сравнивал с солнцем. Лишь безграничной любовью к русскому поэту

можно его строки о Пушкине

«Не повторю я Пушкина слова:

Как солнце он слепит глаза

Казахов, непривычных к свету,

И научиться нужно многому сперва,

Чтобы смотреть в сиянье это.»

(подстрочник Каюма Мухамеджанова, г.Семипалатинск)

Как и Абай, Шакарим страстно звал свой народ к образованию и знаниям. Его перу принадлежит значительный труд »Мусульманство», первый роман на казахском языке «Адиль и Мария», сборник рас­сказов «Сад роз», цикл блестящих по форме и содержанию афоризмов и другие литературные труды. Шакарим совершил хадж в Мекку, жил в Турции и Париже, издавал газету в Крыму. На склоне лет вернулся на родину, удалился от злых людей в далекий отгон, но и там его нашла злодейская пуля из pук работ­ников ГПУ. Такова судьба продолжателя Абая выдающегося писателя, поэта и историка казахского народа Шакарима.

Источник

СРС Проблема человека в философии Абая Кунанбаева. Проблема человека в философии Абая Кунанбаева

Южно-Казахстанский Государственный Университет имени М. Ауэзова

Тема: Проблема человека в философии Абая Кунанбаева

Выполнил: Хусанов Мустафа
Группа: ЖТ-19-2Р
Шымкент

2.Роль Абая Кунанбаева в философии,литературе,культуре казахского народа.

3. Абай-философ Нового времени.

5.Список используемой литературы.

Казахская философия определяется конкретно-исторической судьбой казахского народа, его менталитетом, характером мировоззренческих проблем в разные периоды его исторического развития. Началом казахской философии можно обозначить философию казахского просвещения 19 века. Данная философия формировалась под воздействием Востока и русской просветительской мысли, т.к. после присоединения Казахстана к России менялось мышление казахов, их уклад жизни, этнические традиции. Социальные противоречия в жизнидеятельности казахского народа критически осмысливались Чоканом Валихановым (1835-1865гг.), Абаем Кунанбаевым (1845-1904гг.), Шакаримом Кудайбердиевым (1858-1931гг.) и др.Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли необходимо обратиться к такой яркой фигуре в казахской культуре как Абай. Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира. Образ замечательного сына казахского народа Абая Кунанбаева до сих пор привлекает к себе внимание многих выдающихся писателей,художников и поэтов. С его именем связано почти полувековое развитие казахской литературы, в его творчестве воплощены идеи и мысли второй половины девятнадцатого века – кануна великих революционных событий.С именем Абая связано прогрессивно-демократическое направление казахской общественной мысли и литературы того периода. Абая– классик казахской литературы, композитор, выдающийся общественный деятель, горячий поборника дружбы русского и казахского народов.Внес огромный вклад в развитии многих наук,в том чиле и в философию.

Абай рано начал свою творческую деятельность. По данным Ауэзова, уже в неполных 12 лет он стал сочинять стихи,рассказы и распространять их среди народа от имени своих друзей. Начиная с 1886 г., Абай стал распространять и печатать свои произведения под собственным именем. Им написано достаточное количество содержательных произведений, затрагивающих самые жгучие проблемы казахской общественной мысли. Первый сборник его стихов был опубликован лишь после его смерти в 1909 г. в Петербурге.

Человек должен в этой космической «песчинке – на земле» найти свое место, найти себя и быть самим собой.

«В душу вглядись глубже, сам собою побудь:

Я для тебя загадка, я и мой путь!

Знай, потомок, дорогу я тебе открывал.

Против тысяч сражался, не обессудь!»

Легко сказать: вот Бог! Но путь

К нему лежит не через слово.

Душой и сердцем чистым будь –

Не надо истине иного.

Но Бога не постичь умом,

Зря мой язык о нем толкует.

Сомненья нет! Господь во всем,

Что в зримом мире существует.

Проблема истины является стержневой и для всего творчества П.А. Флоренского, религиозного философа Всеединства. Поиск Истины был началом и конечной целью его интеллектуальных и духовных устремлений «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением Истины». Его мысль созвучна Абаю в том, что науке недоступна цельность мироздания, через нее не постигается абсолютная истина, она лишь дает относительные знания.Для Н. Бердяева, также как и для Абая, внутреннее есть основа человека, и именно оно должно определить поведение «внешнего человека». Н. Бердяев ставит человека не только выше любой вещи в мире, но и выше самого мира. Человек для него не как индивид, а как личность. «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью». Абай, как и Н. Бердяев наряду с человеком выделяет Аллаха (Бога), который есть «альфа и омега» этого мира, есть Истина. Он пишет: «Правда именуется еще истиной, а истина – это Аллах». Для Н. Бердяева – истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху).Таким образом, у обоих философов конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог).

Можно констатировать: великие смотрят на суть духовности, а не на догмы определенной религии. А духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность- это выражение Вселенского мироздания Души.И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой.

Возможно множество параллелей между казахской и русской философией. И это понятно, так как и Россия и Казахстан являются представителями евразийской мысли. Здесь стираются границы Востока и Запада, рождая своеобразную культуру и философскую мысль.И мы можем сказать – великие – созвучны, они духовные братья. Они часто говорят об общем, всечеловеческом, перекликаясь через века и расстояния.

Великий сын казахского народа Абай Кунанбаев оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом. Особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана. Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ.Абай Кунанбаев-это выдающийся гуманист-просветитель.Это доказывается его утверждениями в своих великих произведениях.И каждый человек,прочитав их,должен многому поучиться.

Источник

Специальность «Общая медицина»

Вопросы 2 рубежного контроля

Дисциплина «ФИЛОСОФИЯ»

Учебный год

Специальность «Общая медицина»

1.Кто из казахских мыслителей создал первый профессиональный философский труд «Три истины»?Шакарим Кудайбердиев

2.Согласно Шакариму, основу истины души составляет:Совесть

3.Согласно Абаю, важнейшая цель знаний и науки, это:Очеловечивание человека (Воспитание человека)

5.Кем были заложены основы психоанализа как философской концепции? ЗИГМУНД Фрейд

6. Совокупность принципов, предупреждающих о негативных последствиях биомедицинских технологий не только для человека, но и для общества в целом.

8.Открытие материалистического понимания истории принадлежит:К. Маркс и Ф. Энгельс

9.Признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский методДиалектика

10. Для какого философа характерно понимания человека как проявление общественных отношений? Вроде КАНТ

11.Способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей.СВОБОДА

13.Область современного научного знания, связанная с изучением явлений самоорганизации и претендующая на роль основания новой научной картины – Синергетика

15. Кто считал, что человек как особое существо сформировался в процессе труда?Энегельс

16.Один из основоположников школы «философская антропология»:М.Шелер и Х.Плеснер и Гелен

19.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию:Иррационализм

20. Интеллектуально-эмоциональная деятельность человека, связанная с созданием качественно нового и реализующая себя во всех видах духовной и практической деятельности.ТВОРЧЕСТВО

21.В каком понятии выражается способность человека делать выбор и нести ответственность?ЛИЧНОСТЬ

27.Всякий процесс изменения, всякое взаимодействие, развертывающееся в пространстве и во времени.Движение

30.Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира.Знание

36.Кто из мыслителей, опираясь на нравственно-эстетическую доктрину, считал, что «красота спасет мир»?ДОСТОЕВСКИЙ Ф

37. Кто из русских мыслителей проповедовал «непротивление злу насилием»?Толстой Л

38.Абсолютный, всеобщий, необходимый нравственный закон у И. Канта называется:категорический императив

39. Представитель немецкой классической философии, выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека

41.Важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложившихся в нём принципов, норм, правил и ценностей-Мораль

43.Философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме.ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

45.Понятие, в котором выражена значимость явлений действительности для человека и человечества.НЕТ ОТВ

46. Намеренное ограничение (подавление, ущемление физических и моральных возможностей человека – НАСИЛИЕ или АСКЕТИЗМ крч такая хуйня

47.Понятие, выражающее универсальные тенденции и процессы, происходящие в мире природы и общества и характерные для нашей планеты в целом.НЕТ ОТВ

48. Согласно К.Марксу, общественно-экономическая формация –в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

50.Философом, впервые провозгласившим естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, былДжон Локк

51. Автор теории локальных «культурно-исторических типов» общества – Н, Данилевского

53. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе предметно-практической и общественно-исторической деятельности, а также сам способ создания, применения и передачи этих ценностей другим поколениям КУЛЬТУРА

54. Философское направление, согласно которому высшим благом признаётся наслаждение, человек живет ради удовольствий.ГЕДОНИЗМ

55. Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведениемЯЗЫК

59. Укажите положение, характеризующее структуру способа материального производства по К.Марксу

60. Смысл и предназначение человеческой истории Августин Блаженный видел в:

61. Кто из философов был убежден в том, что зло исходит не от Бога, не от природы, а от человека, от его злоупотребления свободой?

63. Платон выделял следующие части души: Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность.

64. Что было предметом размышлений Ж.Баласагуни? ПРАВИТЕЛЬ И ЕГО КАЧЕСТВО КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ОСНОВЕ УПР.ОБЩЕСТВА

66. Что было предметом размышлений М.Кажгари? тюркский язык и письменность, их место в культуреформы и методы познания, источники знаниябытие, формы бытия, структура мираБог и пути его постижениянаука и ее место и роль в обществе

67. Кто дал определение свободы как познанной необходимости?Гегель, Маркс, Спиноза

68. Учение какого философа западного средневековья было признано в качестве официального учения католицизма –Фома Акинский

70. В естественном состоянии людей идет «война всех против всех» утверждал :Томас Гоббс

71. Метод философии изучающий все явления окружающей действительности в развитии, в движении и во взаимосвязи друг с другом.Диалектический

72. Немецкий философ и географ,один из основоположников философии техники ЭРНСТ КАПП

73. Британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории».АРНОЛЬД ДЖОЗЕФ ТОЙБИ

74. Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества.ДЭНИЭЛ БЕЛЛ

75. Предмет анализа в аналитической философии. анализ теоретических результатов деятельности историка

76. Историко-культурная и геополитическая концепция, обосновывающая особый статус и значение западно-европейских ценностей в мировом цивилизованном и культурном процесса.ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ

77. Эволюция взаимодействия организмов разных видов, не обменивающихся генетической информацией, но тесно связанных экологически.КОЭВОЛЮЦИЯ

78. Философ, который ввел в философию истории понятие «осевое время» для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное и философское.КАРЛ ЯСПЕРС

79. Социально-философская концепция, согласно которой функционирование и развитие общества обусловливаются местоположением страны, ее климатическими условиями ГЕОПОЛИТИКА

80. Нравственный принцип бескорыстного служения другим людям; готовность жертвовать ради них своими интересами.АЛЬТРУИЗМ

81. Автор концепции нормативного этоса науки. РОБЕРТ МЕРТОН

82. Философ, считавшего, что родившийся младенец – чистый лист бумаги, у которого еще нет впечатлений и сознания, которое будет формироваться в течение жизни, базируясь на чувственных образах – впечатлениях, полученных посредством органов чувствДЖОНН ЛОКК

83. Высокий уровень способностей человека к определенной деятельностиТАЛАНТ

84. Немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики. ФРИДРИХ ДАНИЭЛЬ ШЛЕЙМАХЕР

85. Немецкий протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952г.), обосновавший концепцию «благоговения» перед жизнью, считал критерием развития культуры считал уровень гуманизма, достигнутый обществом.АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР

86. Какое из философских направлений особое внимание уделяет вопросу свободы личности? Экзистенциализм

87. Кто из философов французского Просвещения выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией, а также лозунг о «возврате в природу»?РУССО

88. Кто впервые употребил термин «культура» применительно к человеческому уму, духу?ЦИЦЕРОН

89. Как называется процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходивший в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей?КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

91. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ

93. Автор глобальной концепции мировой истории как истории взаимодействия народов (этносов), их формирования, подъема и упадка, назвавший себя «последним евразийцем»ГУМИЛЕВ

94. Представитель объективного идеализма во взглядах на философию истории:ГЕГЕЛЬ

97. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества –СОЦИОЛИЗАЦИЯ

99. Большая группа людей, которая характеризуется четырьмя социально-экономическими признаками: местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способом получения доли дохода.КЛАСС

100. Наиболее закрытой социальной группой является:КАСТА

102. Совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.

103. Философ средневековья, определявший человека как единство души и тела:

104. Эпоха, характеризующаяся пафосом гуманизма, автономией человека, вера в его безграничные возможности:

105. Сторонник механистических взглядов на человека, согласно которым человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму.

109. Автор разграничения двух типов морали: «мораль господ» и «мораль рабов»:

111. Специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания.

114. Эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность всех частей и элементов формы, предмета. Необходимая основа прекрасного.

117. Что Зигмунд Фрейд называл «Общечеловеческим навязчивым неврозом»?

118. Учение, признающее личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью-

119. Основной принцип неопозитивизма:

120. В чем Абай видит причину нравственного падения человека?

121. Что было предметом размышлений Коркыт- ата?

122. Философско-мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

123. Философско-мировоззренческая, культурная ориентация, отрицающее ценность и значимость

125. Духовное состояние, при котором человек колеблется между различными точками зрения или мнениями, испытывает неуверенность в истинности чего-либо, затрудняется в разрешении какого-либо вопроса

126. Реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее это:

127. Сфера жизни общества, система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности)- это

128. Сфера общества, которая подразумевает совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом

129. Высшая, присущая только людям и связанная с языком функция мозга обобщенно и целенаправленно отражать действительность, есть:

132. Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности:

133. Какой смысл Абай вносит в понятие «правильная вера»?

134. Что было предметом размышлений Асан- Кайгы?

135. Основные положения размышлений Абая:

136. В чем Абай видит сущность Бога?

138. В чём проявляется объективная основа возникновения искусства?

139. Процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека:

140. Абсолютный, всеобщий, необходимый нравственный закон у И. Канта называется:

143. В чем состоит сущность философского понятия времени?

144. В чем состоит сущность философского понятия пространства?

145. В чем выражается ответственность личности:

146. Учение, согласно которому жизнь человека изначально предопределена

147. Богом, судьбой или объективными законами бытия, называется:

148. Выберите верное определение понятия «эпистемология»:

149. Какой форме познания характерны системность, рациональность,

150. объективность знания?

151. Какова роль практики в процессе познания?

152. Абсолютность. относительность. конкретность. объективность являются

154. Способность человеческого сознания постигать истину, несмотря на отсутствие доказательств, есть:

156. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или

157. познания, происходящие за относительно короткий период времени:

158. Образец, прообраз, имеющий большое значение, нравственный образец, воплощённое стремление к совершенству;

160. Основная проблематика философии по Конфуцию:

161. Кому из казахских мыслителей принадлежит мнение, что нравственными началами человека должны быть любовь и справедливость?

162. Сущность какого учения выражает это высказывание: «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения»?

163. Кто в древнегреческой философии начал изучать человека, исходя из идеи: «познай самого себя»?

164. Принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *