в чечне блатные номера
«Мерседесы» от Кадырова догнали краповые береты
Глава Чечни щедр на подарки спортсменам и спецназовцам
Если на номере автомобиля в Чечне (95 регион) увидите сочетание букв КРА, можете не сомневаться в его «блатном» происхождении. Это принадлежность к некой клике/клану, которая расшифровывается как «Кадыров Рамзан Ахматович» или «Команда Рамзана Ахматовича». С такими номерами здесь можно ездить по «встречке» задним ходом с заметным превышением скорости — никто не остановит, а участники движения опасливо пропустят такого «кадыровца».
Для бойцов Росгвардии и МВД — получить краповый берет, является символом особого отличия. Это даже больше, чем орден на груди. «Краповник» — значит первый и лучший, носителей такого головного убора уважают по определению. Пройти испытание на право ношения берета — уже подвиг. За это не полагается прибавка к жалованию или повышение в должности. Чеченским спецназовцам подфартило больше — помимо призового миллиона рублей досталось ещё и по дорогущему автомобилю, чествовали их практически как олимпийцев. Рамзан своих отблагодарил по-царски — росгвардейцам других регионов подобное и не снилось, хотя заслуг у иных может и побольше наберётся.
Хотя, с другой стороны, может это и пример для других руководителей субъектов Федерации, чтобы отметить заслуги выдающихся служивых людей? Вот у единственной в России женщины, удостоенной права ношения крапового берета (1996 год), Галины Филлиповны Калиниковой «Мерседеса» точно нет. Есть только пенсия прапорщика военфельдшера и скромная подработка в родном Новочеркасске Ростовской области. Вот бы тамошний губернатор Василий Юрьевич Голубев раскошелился и одарил женщину-«краповика» пусть не иномаркой, то хотя бы какой «Приорой».
Что касается самого Рамзана Кадырова, то на подарки он, как известно, человек щедрый. И автомобили дарил неоднократно. Порой дорогие, порой и не очень, но факты, как говорится, запомнились. Вот сенегальскому футболисту Аблайю Мбенге, игравшему за грозненский «Терек» (сейчас ФК «Ахмат»), и вколотившему два гола московскому «Спартаку»12 мая 2015 года, досталась за это Toyota Corolla. Двукратный чемпион мира по боевому самбо дагестанец Хабиб Нурмугамедов получил в награду за победу над Конором Макгрегором от Рамзана Mercedes W222 и звание почетного гражданина Грозного. Достался Mercedes и бойцу Александру Емельяненко выступавшего под знамёнами бойцовского клуба «Ахмат» и триумфально одолевшего американца Вирджина Цвикера. Впрочем, автомобиль у Емельяненко вскоре отобрали — его забрал глава клуба Абузайде Висмурадов, поскольку Александр нарушил спор по поводу употребления алкоголя. Кадыров на конфликтную ситуацию никак не отреагировал.
Дарил Кадыров дорогие автомобили и другим людям, в том числе родственникам, и другим «заслуженным людям», в этом списке «железных коней» есть и мотоциклы. В 2015 году он передал от лица фонда им. Ахмата-Хаджи Кадырова 16 мотоциклов «Ночным волкам», правда, из чеченского отделения этого байкерского движения. Ему и самому достался новый мотоцикл — подарок «самого легендарного мотоциклиста России и мира Хирурга», так Кадыров называет Александра Залдостанова.
Если судить по подаркам Рамзана Кадырова и его личному автопарку, производство Mercedes налажено не только в немецком Штутгарде, но и в окрестностях Грозного. К слову, в России «Мерседесы» выпускают в Нижнем Новгороде (ГАЗ) — микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic и в Набережных Челнах (КАМАЗ) — грузовики Mercedes Actros 1841 LS, а в Подмосковном Солнечногорске налажен конвейер по производству легковушек класса Е и С. В самой Чечне в почёте другие «Мерседесы» — такие на которых возят самого Кадырова.
В его «конюшне», помимо Bugatti Veyron, Lamborghini Reventon и Aston Martin One-77, присутствуют и престижные «мерины». Это Mercedes-Benz SLR McLaren Stirling Moss, Mercedes G63 AMG Sahara Edirion Mansory, Mercedes-Benz AMG GT Mansory, вероятно, что автопарк Кадырова обновляется и другими автомобилями, за ними не уследишь. К слову, в кортеже сопровождения Рамзана замечены автомобили Porshe Cayenne, BMW 530i и Lexus LX 470 — тоже достаточно дорогие «игрушки».
— Перечисленные модели «Мерседесов» Кадырова это в большей степени понты, — считает автомобильный эксперт Алексей Гусев. — Машины мощные, спортивные и скоростные, при этом неоправданно дорогие. Рамзан Ахматович может себе подобное позволить. А вот что касается подаренных им автомобилей спецназовцам, то это скорее «Мерседесы» наиболее бюджетного Е-класса, стоимость которых составляет порядка трёх миллионов рублей. Здесь можно сказать, что Кадыров поддерживает отечественного производителя — сборка машин осуществляется в Подмосковье, завод там президент Владимир Путин открывал. К слову большинство чиновников и депутатов ездят именно на российских «Мерседесах». Ну, а подарок неплохой, не всякому офицеру на такой автомобиль заработать.
В качестве отступления можно отметить, что удостоиться права ношения крапового берета (первое награждение главным символом спецназа прошло в 1993 году) смогли за эти годы около десяти тысяч человек. Ни «Мерседесов», ни даже «Жигулей» они за это не получали, здесь можно сказать, что Кадыров зародил новую традицию, правда, в отдельно взятой республике. Как-то несправедливо по отношению к другим «краповникам».
— Начнём с того, что дарёному «мерину» в ценник не смотрят, — говорит политолог Александр Зимовский. — Самое простое объяснение да, видимо, и самое верное, надо искать в словах персонального водителя товарища Саахова — товарища Джабраила: «Это старинный красивый обычай». Обычай, как известно, требует, чтобы всё было натурально. В медиа будут сопротивляться, брыкаться, даже кусаться, звать Росгвардию, кричать: «Я буду жаловаться в Кремль!», — но вы не обращайте внимания. Единственно, что в конкретном случае с одаренными «краповиками» надо оценить, это законность собственно события.
Здесь я должен сразу уточнить. Как-то СМИ создали такую картину, будто автомобили достались солдатикам, прошедшим/не прошедшим суровое мужское ристалище. Э, нет, тарапица нэнада. Транспортными средствами поощрены отнюдь не рядовые гвардейцы, а командир ГБР СОБР «Терек» Управления Росгвардии по Чеченской Республике подполковник полиции Сайди Лорсанкаев и командир ОМОН Управления Росгвардии по Чеченской Республике майор полиции Анзор Бисаев.
Дальнейшие их действия определяются приказом № 39 подписью главкома Росгвардии генерала Золотова. В приказе есть пункт № 8, который обязывает любого росгвардейца сдать подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тысячи рублей либо стоимость которого неизвестна; сдать материально ответственному лицу, назначенному вышестоящим командиром. Поэтому за дальнейшими разъяснениями о судьбе пресловутых «меринов» любопытным надо обращаться к начальству, которому подчинены вышепоименованные офицеры.
Далее по поводу дарителя. Дарителем «Мерседесов» выступил Региональный общественный фонд имени Ахмата Кадырова. Согласно «Положению о фонде» он обладает надлежащими правами одаривать и вообще благодетельствовать. Фонд и одаривает. Например, байкерскому клубу «Ночные Волки» фонд подарил не дешёвые мотоциклы. Поди плохо? Помогал фонд и семьям погибших псковских десантников, и паломничество в Мекку оплачивает верующим старше 60 лет, и вообще список добрых дел там большой. Поэтому и здесь с правовой точки зрения всё понятно.
Что до общественного мнения и общественного же бурления, то не надо забывать о нашей истории. Ведь ещё конунг Рюрик, создатель древнерусского государства, титуловался «кольцедаритель». Кольцедаритель есть тот, кто одаривает своих воинов-дружинников, свою ближнюю стражу изделиями из драгметаллов в виде наручных колец за боевые заслуги и массовый героизм. Вот, Беовульф, например, или Ательстан, первый король Англии, частенько этим баловались, что и отражено в сагах. Кольцедарительство вообще устойчивая традиция, зафиксированная многими хрониками германского и скандинавского эпоса. Неудивительно, что она благополучно дожила до наших времен и прочно угнездилась в менталитете.
Славный Александр Васильевич Суворов частенько получал тысчонку-другую душ от щедрот государыни императрицы Екатерины II, а уж сколько всего получил от Петра Великого минхерц Александр Данилович Меншиков — лучше не вспоминать. Тема развивалась даже на стыке монархии и развитого социализма, все мы помним про шубу с царского плеча, которую Иоанн Грозный жалует кинорежиссеру Якину.
Это говорит нам о том, что общество всё понимает насчет происхождения различных внезапных «заслуг», и не слишком по такому поводу обольщается, но и не дергается особо. С другой стороны, безнаказанный рост количества действительных членов всероссийского клуба «Божья роса» как раз и свидетельствует, что их планы и надежды не рухнут из-за безответственных устремлений очередных революционеров. Как и было сказано на заседании дискуссионного клуба «Валдай». А что не так?
«Северный Кавказ глазами блогеров». Чечня. Совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ «Кавказский узел»
О «блатных» автомобильных номерах в Чечне
Мурад Магомадов из Грозного пишет о престижных номерах автомобилей и их владельцах.
Мурад Магомадов родился, вырос и сейчас живет в городе Грозный, Чечня. Журналист, публицист, непрофессиональный писатель. Бывший корреспондент газеты «Чеченское общество», писал для Британского института по освещению войны и мира (IWPR).
Синее BMW с номерными знаками 666 буквально «летит» по разделительной полосе одного из центральных проспектов Грозного, слегка подсигналивая и подмигивая как встречным, так и попутным авто. Скорость машины явно превышает положенные в городе 60 километров в час, да и едет она прямо по так называемой «сплошной полосе», однозначно нарушая правила дорожного движения.
Но сотрудник ГИБДД равнодушно провожает автомобиль взглядом, даже не делая попытку остановить его. В чем тут подвох? Ведь не слеп, глух и нем милиционер?
Его спросить у самого постового, то в случае честного ответа он, скорее всего, скажет, что его смущают номера машины – 666. Нет, не потому, что это так называемое «число дьявола». Просто номер слишком «крут», наверняка внутри сидит кто-то непростой. Такого остановишь, потом сам рад не будешь. В лучшем случае водитель просто «отмажется» каким-то удостоверением, не исключено, что сотрудника того же ГИБДД, причем вовсе не в звании рядового.
Впрочем, «крутые» или «блатные» номера востребованы в водительской среде не только потому, что есть шанс не быть остановленным гаишником в случае нарушения правил.
Прежде всего, это вопрос статуса водителя, наряду с маркой и внешним видом автомобиля, еще один показатель, которым можно помериться с окружающими.
Понятно, что владелец крутой иномарки старается и номер иметь покруче. Но и владельцы машин попроще, но сами при этом «пантовее», не прочь повысить уровень своей крутости за счет номерных знаков.
Самый «блатной» номер – это с тремя одинаковыми цифрами: 111, 555, 777. Затем идут круглые числа, делящиеся на 100: 100, 500, 900, 200. Потом на 50: 150, 250.
Престижны числа, имеющие узнаваемую историю: 007 – Джеймс Бонд, 013 – «чертова дюжина», 177 – автомобильный код региона Москва, 095 – код Чечни.
Круто иметь одинаковые номера и серию авто. Например, номер 350 на BMW серии 350. Или номер 740 на Volvo 740.
В номерах существует своя иерархия, иногда совсем даже непонятная. Почему, к примеру, нечетные цифры престижнее четных? Однако это так. Или, к примеру, номер 737 предпочтительнее 484.
С сериями примерно такая же ситуация. Самые престижные – «однобуквенные»: ААА, ВВВ, ССС. Теоретически серии должны идти в алфавитном порядке. То есть, в ГИБДД вначале должны выдавать номера серии ААА, затем ААВ и так далее.
Однако на улицах Грозного в изобилии можно видеть номера серий ХХХ, ТТТ, ННН или РРР. Нет разве что МММ. Секрет простой – все «блатные» серии продаются. Престижные номера стоят недешево – от 100 долларов до нескольких тысяч. И пока сотрудники ГИБДД могут зарабатывать на этом, они будут «открывать» новые серии вовсе не по алфавиту. Делается это, конечно, по согласованию с федеральным руководством.
Таким образом, появились на улицах Чечни как «однобуквенные» серии, так и серии ТРК и КСМ, означающие инициалы двух известных людей. Первый был главой отдела по регистрации автотранспорта, который и занимался согласованием серий с федеральным начальством. КСМ – Какиев Сайд-Магомед, некогда влиятельнейший командир батальона «Запад». Соответственно все «какиевцы» ездили на машинах с номерами серии КСМ.
Некие серии были сразу зарезервированы за правительством. Например, ААА – администрация президента Чечни, ООО и ЕЕЕ – правительство ЧР.
Иногда по серии можно определить профессиональную или вернее ведомственную принадлежность. Серию ККК предпочитают работники прокуратуры. На номерах УУУ ездят депутаты местного парламента, РЕО – сотрудники ГИБДД. ЕКХ, АКХ, АКМ, ЕКМ – силовики в целом. В последнем случае существует легенда, согласно которой такие номера имеют на своих машинах сотрудники спецслужб в Москве, и благодаря им они могут ездить куда им заблагорассудится, причем сотрудники ГИБДД не имеют права их останавливать. Согласно этому мифу, серия ЕКХ расшифровывается как «еду куда хочу». Вот и грозненские силовики не прочь заиметь такие номера, хотя бы и без московских привилегий. Правда, серии ЕКХ на всех не хватило, пришлось расшириться и на сходные по названию аббревиатуры.
Серия АКМ тоже часто используется на служебных машинах. Тут простая аналогия – Автомат Калашникова Модернизированный. Номер А 762 КМ в этом свете просто популярнейший, поскольку его можно интерпретировать как Автомат Калашникова Модернизированный калибра 7,62.
Почему пошли такие серии, как КТО, КВН или СТО, сложно сказать. Но вряд ли владельцы первых таким образом голосуют за введение на территории республики режима контртеррористической опасности (КТО), а вторые – поголовно играют в команде КВН от Чечни.
Собственно, это тенденция не только водителей в Чечне. В любом российском регионе ровно такая же картина, и особенно в Москве. Но на Кавказе эта погоня за номерами приобретает совершенно гигантский размах, сопоставимый с московским. Тем более, что и в Москве кавказцы в первых рядах этого процесса.
Но в Чечне есть еще одна особенность номеров, связанная непосредственно с личностью президента республики. В ЧР существует целая связка серий автомобильных номеров, так или иначе привязанная к имени Рамзана Кадырова.
В первую очередь, это номера серии КРА (инициалы Кадырова) – самые известные и самые востребованные в республике. По разговорам, автомобиль с такими номерами не имеет права останавливать ни один милиционер, а выдает их ГИБДД только с личной санкции самого президента и только его родственникам и сподвижникам.
Купить такие номера невозможно. Зато более доступны и популярны другие номера, за которыми народная молва закрепила иные значения, связанные с президентом Чечни. Это КАР (инициалы сыновей президента), ККР (Команда Кадырова Рамзана), ККК (первая буква в фамилии Кадыров, или по другой версии – Какой Кадыров Красавчик), РРР (первая буква в имени Рамзан), РАМ (первые три буквы в имени Рамзан)¸ ХОС (три первые буквы названия родового села Рамзана Кадырова Хоси-Юрт).
Одним словом, мир охотников за автомобильными номерами хотя и нельзя назвать целой субкультурой, но определенным культурным срезом, который может поведать о состоянии и жизни всего общества в Чечне, он, безусловно, является.