в большом словаре русского языка говорится что национализм идеология
В большом словаре русского языка говорится что национализм идеология
ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС ЪБНЕЮЕО «ЧУРМЕУЛ» ХЗПМПЧОЩИ РТЕУФХРМЕОЙК ОБ ПУОПЧЕ ТБУПЧПК Й НЕЦОБГЙПОБМШОПК ТПЪОЙ. вПТШВБ У ЙУЛПТЕОЕОЙЕН ОБГЙПОБМЙЪНБ ДПМЦОБ ЧЕУФЙУШ ОЕ ФПМШЛП РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩНЙ ПТЗБОБНЙ, ОП Й ПВЭЕУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОЙЪБГЙСНЙ. пВПЪОБЮЕООБС РТПВМЕНБ Ч УПЧТЕНЕООПК ОЕРТПУФПК УЙФХБГЙЙ РТЙПВТЕМБ ПУФТПФХ Й БЛФХБМШОПУФШ. уФБОПЧМЕОЙЕ ЗТБЦДБОУЛПЗП ПВЭЕУФЧБ ДЙЛФХЕФ ХФЧЕТЦДЕОЙЕ ЗХНБОЙУФЙЮЕУЛЙИ РТЙОГЙРПЧ Ч ДХИПЧОПК ЦЙЪОЙ МАДЕК. б ЬФП ОЕЧПЪНПЦОП ВЕЪ ЗТБЦДБОУЛПЗП НЙТБ Й ОБГЙПОБМШОПЗП УПЗМБУЙС, ВЕЪ РТЕПДПМЕОЙС ОБГЙПОБМЙЪНБ.
оП ЧП ЧУЕИ ПРТЕДЕМЕОЙСИ ОБГЙПОБМЙЪНБ ПФУХФУФЧХЕФ МЙЮОПУФШ, РТЙПТЙФЕФ ПФДБЈФУС ОБГЙПОБМШОПНХ РЕТЕД ПВЭЕЗХНБОЙУФЙЮЕУЛЙН, БВУПМАФЙЪЙТХЕФУС ОБГЙПОБМШОПЕ, РТПФЙЧПРПУФБЧМСАФУС ОБТПДЩ ДТХЗ ДТХЗХ, ТБЪЦЙЗБЕФУС ОЕДПЧЕТЙЕ Й ЧТБЦДБ НЕЦДХ ОЙНЙ.
фБЛБС БОПНБМЙС ПЛБЪЩЧБЕФУС УЧПКУФЧЕООПК Й ФЕН, ЛФП СЧМСЕФУС ПВЯЕЛФПН ОБГЙПОБМШОПК Й ЫПЧЙОЙУФЙЮЕУЛПК РПМЙФЙЛЙ, ОБГЙПОБМШОПК ДЙУЛТЙНЙОБГЙЙ Й ЗОЈФБ Ч УПГЙБМШОПК РТБЛФЙЛЕ.
оБГЙПОБМЙУФЙЮЕУЛБС РУЙИПМПЗЙС ОЕ ЧПЪОЙЛБЕФ УБНБ РП УЕВЕ Й ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ РУЙИПМПЗЙЙ ОБГЙПОБМШОПК, пОБ ВБЪЙТХЕФУС ОБ ОБГЙПОБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПВТБЪПЧБОЙСИ. пОЙ РПД ЧМЙСОЙЕН НБУУПЧЩИ ЙОФЕТЕУПЧ УФБОПЧСФУС РТЕДНЕФПН БВУПМАФЙЪБГЙЙ Й РТЕЧТБЭБАФУС Ч ОЕЛПФПТХА УПЧПЛХРОПУФШ ЙУЛБЦЈООЩИ Й ХРТПЭЈООЩИ РТЕДУФБЧМЕОЙСИ П МАДСИ УЧПЕК Й ДТХЗЙИ ОБГЙК Й ОБТПДОПУФЕК. ьФЙ РТЕДУФБЧМЕОЙС ЪБЛТЕРМЕОЩ ОЕЛТЙФЙЮЕУЛЙ ЧПУРТЙОСФЩН ПФЧЕФПН ОЕЗБФЙЧОПЗП ПФОПЫЕОЙС Л РТЕДУФБЧЙФЕМСН ДТХЗЙИ УПГЙБМШОП-ЬФОЙЮЕУЛЙИ ПВЭОПУФЕК.
йЪЧЕУФОП, ЮФП ОБГЙПОБМЙЪН ОБЮЙОБЕФУС У ЗЙРЕТФТПЖЙТПЧБОЙС Й УХВЯЕЛФЙЧОПЗП РТПФЙЧПРПУФБЧМЕОЙС «УЧПЕЗП» «ОБГЙПОБМШОП-ПУПВЕООПЗП» УЧПЕПВТБЪЙА ДТХЗЙИ ОБГЙК.
лТБКОЕ ОЕЗБФЙЧОЩЕ РПУМЕДУФЧЙС РПЧМЕЮЈФ ЪБ УПВПК ТБУФХЭБС ОЕФЕТРЙНПУФШ РП ПФОПЫЕОЙА Л ОБГЙПОБМШОЩН НЕОШЫЙОУФЧБН. ч НЙТЕ РПЮФЙ ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ЬФОПМЙОЗЧЙУФЙЮЕУЛЙ ПДОПТПДОЩЕ ФЕТТЙФПТЙЙ. рПЬФПНХ ЧЩЮМЕОЕОЙЕ ОБГЙПОБМШОПЗП НЕОШЫЙОУФЧБ ЙЪ УПУФБЧБ РТЕЦОЕК УФТБОЩ Й УПЪДБОЙЕ ЙН УПВУФЧЕООПК ЗПУХДБТУФЧЕООПУФЙ ОЕ ФПМШЛП ОЕ УОЙНБЕФ РТПВМЕНХ, ОП Й ДЕМБЕФ ЕЈ ЕЭЈ ВПМЕЕ УМПЦОПК. дЙУЛТЙНЙОБГЙС ЮБУФЙ ОБУЕМЕОЙС Ч МАВЩИ ЕЈ ЖПТНБИ (ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК, УПГЙБМШОПК, БДНЙОЙУФТБФЙЧОПК, РПМЙФЙЮЕУЛПК, СЪЩЛПЧПК) РПТПЦДБЕФ ЮХЧУФЧБ ПФЮХЦДЈООПУФЙ ПФ РПМЙФЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЩ Й ЗПУХДБТУФЧЕООПУФЙ Ч ГЕМПН, РТПЧПГЙТХЕФ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ, УФЙНХМЙТХЕФ ДЕСФЕМШОПУФШ ЬЛУФТЕНЙУФУЛЙИ ЬМЕНЕОФПЧ. ч УЧПА ПЮЕТЕДШ БЛФЙЧЙЪБГЙС ЬФЙИ ЬМЕНЕОФПЧ ХУЙМЙЧБЕФ ЧТБЦДЕВОПУФШ ЬФОЙЮЕУЛПЗП ВПМШЫЙОУФЧБ Л НЕОШЫЙОУФЧХ, ФПМЛБЕФ ЕЗП ОБ ЫПЧЙОЙУФЙЮЕУЛЙЕ РПЪЙГЙЙ, ПУМБВМСС УЙМЩ, ФТБДЙГЙПООП РТПФЙЧПУФПСЭЙЕ ОБГЙПОБМЙУФЙЮЕУЛЙН ЙЪЧТБЭЕОЙСН.
рП ДБООЩН зПУЛПНУФБФБ 63% ПРТПЫЕООЩИ ВЩМЙ УПЗМБУОЩ У УХЦДЕОЙЕН: «ДЕМП ЙДЈФ Л ФПНХ, ЮФП НЕЦОБГЙПОБМШОЩЕ ЛПОЖМЙЛФЩ НПЗХФ РТЙЧЕУФЙ Л ТБЪЧБМХ тПУУЙКУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ». й ФПМШЛП 14 % ОЕ РТЙДБЧБМЙ ВПМШЫПЗП ЪОБЮЕОЙС ЬФЙН ЛПОЖМЙЛФБН.
нОЕОЙС ПВ ПУФТПК ПРБУОПУФЙ НЕЦОБГЙПОБМШОЩИ ЛПОЖМЙЛФПЧ ДМС тПУУЙЙ ЧЩТБЦБЕФ ОЕ ФПМШЛП ПГЕОЛХ ЛПОЖМЙЛФОПУФЙ ОБГЙПОБМШОЩИ ПФОПЫЕОЙК Ч тж, ОП Й ТЕБЛГЙА ОБ ТБУРБД ууут, РБЧЫЕЗП РПД ХДБТБНЙ УХЧЕТЕОЙЪБГЙЙ ЕЗП ТЕУРХВМЙЛ. рТЙ ЬФПН ЧЩСУОЙМПУШ, ЮФП УХЧЕТЕОЙЪБГЙС Й РТПЧПЪЗМБЫЕОЙЕ РПМОПК ОБГЙПОБМШОПК ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ ОЕ РТЙЧЕМЙ Л ТЕЫЕОЙА ОБГЙПОБМШОЩИ ЛПОЖМЙЛФПЧ. тПУУЙС, ЙНЕС ЧОХФТЙ УЕВС ТЕЗЙПОЩ ОБГЙПОБМШОПК ОБРТСЦЈООПУФЙ Й ЛПОЖМЙЛФОПУФЙ, ПЛБЪБМБУШ ПЛТХЦЈООПК РПЮФЙ РП ЧУЕНХ РЕТЙНЕФТХ УФБТЩНЙ Й ОПЧЩНЙ ЛПОЖМЙЛФОЩНЙ ЪПОБНЙ.
еУМЙ ЦЕТФЧПК ЛУЕОПЖПВЙЙ УФБОПЧСФУС ЛПНРБЛФОЩЕ ЗТХРРЩ ЧЩИПДГЕЧ ЙЪ ДТХЗЙИ ТЕЗЙПОПЧ, УЮЙФБАЭЙИ ДБООХА ФЕТТЙФПТЙА НЕУФПН УЧПЕЗП РПУФПСООПЗП РТПЦЙЧБОЙС, НЕЦЬФОЙЮЕУЛЙЕ ПФОПЫЕОЙС РТЙПВТЕФБАФ ЧЩУПЛХА УФЕРЕОШ ОБРТСЦЈООПУФЙ. уЛБЪБООПЕ ПФОПУЙФУС ЛБЛ Л тПУУЙЙ, ФБЛ Й Л МАВПК ДТХЗПК УФТБОЕ. пУФТПФБ ЬФПК РТПВМЕНЩ, РП ЧУЕК ЧЙДЙНПУФЙ, Ч ПВПЪТЙНПН ВХДХЭЕН ВХДЕФ ЧПЪТБУФБФШ, РПУЛПМШЛХ ЪОБЮЙФЕМШОЩК, РПУФПСООП ХЗМХВМСАЭЙКУС ТБЪТЩЧ ХТПЧОЕК ЦЙЪОЙ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ТЕЗЙПОБИ тПУУЙЙ Й Ч ТСДЕ ДТХЗЙИ ЗПУХДБТУФЧ УФЙНХМЙТХЕФ НПЭОЩЕ НЙЗТБГЙПООЩЕ РПФПЛЙ.
ч тПУУЙЙ ХЦЕ ВПМЕЕ 12 НЙММЙПОПЧ НЙЗТБОФПЧ. ч ЬФПН НЩ ХУФХРБЕН ФПМШЛП уыб. ьФП РПТПЦДБЕФ НОПЦЕУФЧП РТПВМЕН, ЛПФПТЩЕ ДПМЦОЩ ТЕЫБФШУС Й ОБ ХТПЧОЕ ъБЛПОПДБФЕМШУФЧБ.
мПВВЙУФЩ ЛПНРБОЙК, ЪБЙОФЕТЕУПЧБООЩИ Ч ДБТНПЧПК ТБВПЮЕК УЙМЕ, ХНЕОШЫБАФ ПРБУОПУФШ. йИ ЧЩЗПДБ РПОСФОБ: ФПМШЛП НПУЛПЧУЛЙЕ ДЕМШГЩ, ЙУРПМШЪХАЭЙЕ ЗБУФБТВБКФЕТПЧ «ЧЮЈТОХА», ЪБТБВБФЩЧБАФ ОБ ЬФПН ПЛПМП 80 НЙММЙБТДПЧ ТХВМЕК Ч ЗПД. йЪЧЕУФОЩ ЙИ БТЗХНЕОФЩ Ч РПМШЪХ РПМЙФЙЛЙ ПФЛТЩФЩИ ДЧЕТЕК, ЧЕДШ РТЙЕЪЦЙЕ ЪБОЙНБАФ УБНЩЕ ОЕ РТЕУФЙЦОЩЕ ТБВПЮЙЕ НЕУФБ, ЗДЕ ОЕ ИПФСФ ТБВПФБФШ НЕУФОЩЕ.
пУПВЕООП ЧПУРТЙЙНЮЙЧПК Л ЙДЕЕ ЧЕМЙЮЙС Й УБНПГЕООПУФЙ УПВУФЧЕООПК ОБГЙЙ ПЛБЪЩЧБЕФУС ОБЫБ НПМПДЈЦШ. пОБ СЧМСМБУШ ЪОБЮЙФЕМШОПК УЙМПК, РТЙОЙНБЧЫЕК ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ ХЮБУФЙЕ Ч НЙФЙОЗБИ, ЛПФП-ТЩЕ РТПЙУИПДЙМЙ Ч УФТБОЕ ОБ ОБГЙПОБМШОПК РПЮЧЕ, ОБЮЙОБС УП ЧФПТПК РПМПЧЙОЩ 80-И ЗПДПЧ.
юЕН ЬФП ПВЯСУОСЕФУС? лБЛ ЙЪЧЕУФОП, НПМПДЈЦЙ УЧПКУФЧЕООП ЛТБКОПУФШ Ч ЛБЛЙИ-ФП ФТЕВПЧБОЙСИ, РТПЙУИПДСЭЙИ УПВЩФЙСИ, Ф.Е. РПЧЩЫЕООБС ЬЛЪБМШФБГЙС, ЬНПГЙПОБМШОБС ОЕХУФПКЮЙЧПУФШ Й Ф.Д. нПМПДЈЦШ ЧЕУШНБ РПДЧЕТЦЕОБ ЧМЙСОЙА ФПМРЩ. еА МЕЗЮЕ НБОЙРХМЙТПЧБФШ.
лТПНЕ ПФНЕЮЕООЩИ ПУПВЕООПУФЕК УМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ Й ФБЛЙЕ РТПВМЕНЩ НПМПДЈЦЙ, ЛБЛ РТПВМЕНБ ЪБОСФПУФЙ, ФТХДОПУФЙ У ЦЙМШЈН, ОЕХЧЕТЕООПУФШ Ч ЪБЧФТБЫОЕН ДОЕ Й БЗТЕУУЙЧОПУФШ. й ФХФ ОБГЙПОБМШОЩЕ ЙДЕЙ УФБМЙ ДМС НОПЗЙИ НПМПДЩИ УБНПДПЧМЕАЭЙНЙ. ч РТЙОГЙРЕ Й ОБГЙПОБМШОЩЕ ЙДЕЙ УРПУПВОЩ УМХЦЙФШ УПЪЙДБОЙА, ОП ЮФП ВЩ ЬФПЗП ДПВЙФШУС, ОХЦОП ВПМЕЕ ВМБЗПРПМХЮОБС УПГЙБМШОП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛБС ВБЪБ Й ЧЩУПЛБС ЛХМШФХТБ. пФУХФУФЧЙЕ ЦЕ ФПЗП Й ДТХЗПЗП РТЙЧПДЙФ ОБГЙПОБМШОЩЕ ЙДЕЙ Л ОБГЙПОБМЙУФЙЮЕУЛЙН РЕТЕЛПУБН.
ч ОБГЙПОБМЙЪНЕ ПФУХФУФЧХЕФ НЕУФП ЮЕМПЧЕЛХ, ЕЗП ДПУФПЙОУФЧХ. оБГЙПОБМЙУФЩ ОЕ УФПМШЛП ЧЩТБЦБАФ ЙОФЕТЕУЩ ОБТПДБ, УЛПМШЛП УФБТБАФУС ПФПЦДЕУФЧМСФШ ОБГЙПОБМЙЪН У ОБТПДПН, ЛПФПТПЗП ПОЙ ОБ УБНПН ДЕМЕ ОЕ РТЕДУФБЧМСАФ. оЕДППГЕОЈООБС Ч УЧПЈ ЧТЕНС БОФЙЮЕМПЧЕЮЕУЛБС УХЭОПУФШ ОБГЙПОБМЙУФЙЮЕУЛПЗП ЬЛУФТЕНЙЪНБ ПВОБЦЙМБУШ ЧП ЧУЕК УЧПЕК НЕТЪПУФЙ.
хЦЕ УЕЗПДОС ОБ ТПМШ ДПВТПЧПМШОЩИ «ЮЙУФЙМШЭЙЛПЧ ХМЙГ» РТЕФЕОДХАФ НПМПДЈЦОЩЕ ЗТХРРЩ У ОБГЙУФУЛЙН ХЛМПОПН. дЧБ ЧЕДХЭЙИ УПГЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ ГЕОФТПЧ УФТБОЩ (чгйпн Й жпн) РТЕДПУФЕТЕЗБАФ П ТПУФЕ РТЙЧМЕЛБФЕМШОПУФЙ ЖБЫЙУФЛПК ЙДЕПМПЗЙЙ Й РТБЛФЙЛЕ Ч ЗМБЪБИ ОБУЕМЕОЙС. нБТФПЧУЛЙЕ ПРТПУЩ Ч 44 ТЕЗЙПОБИ тПУУЙЙ РПЛБЪБМЙ: 12% ОБУЕМЕОЙС УЮЙФБАФ, ЮФП «Ч ЖБЫЙЪНЕ ЕУФШ ЮФП-ФП РПМПЦЙФЕМШОПЕ». б ЛБЦДЩК 4 ДХНБЕФ, ЮФП ЖБЫЙУФУЛЙЕ НЕФПДЩ ТЕЫЕОЙС ОБГЙПОБМШОЩИ РТПВМЕН «ПУПВПК ПРБУОПУФЙ ОЕ РТЕДУФБЧМСАФ».
п ФПН, ЮФП ЛПМЙЮЕУФЧП РТЕУФХРМЕОЙК, УПЧЕТЫБЕНЩИ УЛЙОИЕДБНЙ ЧЕУШНБ ЧЕМЙЛП, НПЦОП УХДЙФШ ИПФС ВЩ РП ФБЛПК ГЙЖТЕ: ФПМШЛП ЪБ 2001 ЗПД Й ФПМШЛП Ч чПТПОЕЦЕ ВЩМП УПЧЕТЫЕОП 72 ОБРБДЕОЙС ОБ ЙОПУФТБООЩИ УФХДЕОФПЧ (РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП ЙЪ бЖТЙЛЙ). рП нПУЛЧЕ УХЭЕУФЧХАФ ДБООЩЕ П ЮХФШ МЙ ОЕ ЕЦЕДОЕЧОЩИ ОБРБДЕОЙСИ УЛЙОИЕДПЧ ОБ «ЙОПЗПТПДГЕЧ». лПОЕЮОП, НЩ ЪОБЕН ДБМЕЛП ОЕ ПВП ЧУЕИ УМХЮБСИ БЗТЕУУЙЙ УП УФПТПОЩ «ВТЙФПЗПМПЧЩИ». нЩ ХРПНСОЕН ФПМШЛП ОБЙВПМЕЕ ЗТПНЛЙЕ «ДЕМБ».
рЕТЧЩК РПДПВОЩК УМХЮБК, РПМХЮЙЧЫЙК ЫЙТПЛЙК ТЕЪПОБОУ, РТПЙЪПЫЈМ Ч БРТЕМЕ 1995 З. ч уБОЛФ-рЕФЕТВХТЗЕ ОБ ДЕОШ ТПЦДЕОЙС зЙФМЕТБ. зТХРРБ УЛЙОИЕДПЧ Ч НЕФТП ЙЪВЙМБ БЪЕТВБКДЦБОГБ Й ПФТЕЪБМБ ЕНХ ХИП. фПЗДБ ВЩМ БТЕУФПЧБО Й ПУХЦДЈО МЙДЕТ РЙФЕТУЛЙИ УЛЙОИЕДПЧ бТФЈН фБМБЛЙО.
7 НБС 1998 ЗПДБ ТЕКД ВБОДЩ ИХМЙЗБОПЧ ОБ ТЩОПЛ Ч мХЦОЙЛБИ ЪБЛПОЮЙМУС ХВЙКУФЧПН БЪЕТВБКДЦБОГБ, РПУМЕ ЛПФПТПЗП БЪЕТВБКДЦБОУЛЙЕ ФПТЗПЧГЩ ХУФТПЙМЙ ОЕУБОЛГЙПОЙТПЧБООХА ДЕНПОУФТБГЙА РТПФЕУФБ. рП ЧЕТУЙЙ БЪЕТВБКДЦБОГЕЧ ЬФП ВЩМЙ УЛЙОЩ. чУФТЕФЙЧ ПФРПТ, ПОЙ ЧЩЪЧБМЙ РПДНПЗХ, РПРТПУЙЧ ДМС ЬФПЗП ТБГЙА Х НЙМЙГЙЙ, ПИТБОСЧЫЕК ТЩОПЛ.
ч БРТЕМЕ 2005 З., Ч тбо РТПЫМБ ЛПОЖЕТЕОГЙС тПУУЙКУЛПЗП БОФЙЖБЫЙУФУЛПЗП ДЧЙЦЕОЙС «оБЫЙ». рП ЪБСЧМЕОЙА ТХЛПЧПДЙФЕМС ЬФПЗП ДЧЙЦЕОЙС, ВПТШВБ У ЛПТЙЮОЕЧЩН ЪМПН СЧМСЕФУС ЧФПТПК ЧБЦОЕКЫЕК ЪБДБЮЕК. нЕФПДЩ ВПТШВЩ У РТПСЧМЕОЙСНЙ ЖБЫЙЪНБ Ч тПУУЙЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ НЙТОЩНЙ, ОЕОБУЙМШУФЧЕООЩНЙ. хЦЕ УЕКЮБУ УЖПТНЙТПЧБОЩ БОФЙЖБЫЙУФУЛЙЕ РБФТХМЙ, ЛПФПТЩЕ РТПЧПДСФ БЗЙФБГЙА РТПФЙЧ ОБГЙЪНБ. рТПЧПДСФ БЛФЙЧОХА ТБВПФХ УП ЫЛПМБНЙ. чхъБНЙ, унй РП ЙУЛПТЕОЕОЙА УЛЙОИЕДПЧ. уПЪДБАФУС «ЗПТСЮЙЕ» ФЕМЕЖПООЩЕ МЙОЙЙ.
Словари
отт. Возведение эгоизма какой-либо нации в ранг государственной политики; шовинизм.
2. Защитный рефлекс и мощный инстинкт национального самосохранения на массовом уровне, когда нации угрожает опасность (в начале XX в. в СССР и в начале XXI в. в России).
отт. Любовь к своей нации и забота о ней на индивидуальном уровне.
1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.
Идеология и политика, насаждающие идею исключительности и привилегированности одной нации по отношению к другим, что приводит к межнациональному отчуждению или противостоянию.
Национализм тем отвратителен, что губит красоту жизни, а эта красота, собственно, и составляет национальность (Пришвин).
национали́ст, националисти́ческий (националистический съезд), националисти́чный (националистичная речь)
От французского nationalisme ‘национализм’.
Национализм противостоит проникновению представителей других народов на свою территорию в любой форме. Характерной его чертой является отсутствие интереса к материальной культуре и убежденность в том, что и без материальной культуры, только силою духа и развитием духовной культуры, возможно преодоление любых трудностей социального развития, включая классовые противоречия. Национализм в своих крайних формах политической практики может не только проповедовать свою культуру, но и навязывать ее силой другим народам, нередко путем завоеваний.
В многонациональных федеративных государствах национализм доминирующей нации, взаимопротиводействуя с национализмом малого народа, создает ряд неразрешимых проблем.
Поведение, поступки, выражающие чувства национального превосходства, идеи национального антагонизма, национальной замкнутости.
С русским великодержавным шовинизмом нужно провозглашать беспощадную борьбу, ибо он вызывает в ответ местный национализм (А. Рыбаков).
Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим;
Син.: шовинизм, расизм;
Идеи национализма, к сожалению, во все времена находят своих сторонников.
1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, подчиняющая общечеловеческие интересы и ценности национальным интересам. Фашистская идеология основывалась на национализме. Борьба с национализмом.
2. Проявление чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости. Проявление национализма. Выступление депутата с позиций национализма.
◁ Националисти́ческий (см.). Национа́льный (см.).
1. Реакционная буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, основывающаяся на идеях превосходства и исключительности какой-л. нации и оправдывающая господство одних наций над другими.
Узость идеалов Киплинга, стесненных слепым национализмом, мешает признать его гениальным писателем. Куприн, Редиард Киплинг.
2. Национальное движение в порабощенных странах за национальную независимость против империализма, колониализма.
превращение живого народного, этнического самосознания в отвлеченный идеологический принцип, в проповедь безусловной противоположности «национального» «общечеловеческому». В основе явлений национализма лежит психологический комплекс неполноценности. Знание данного комплекса помогает объяснить их, но не дает повода для их оправдания. Патриотизм, любовь к Родине, к своему народу и национализм соотносятся между собой так же, как соотносятся гордость духа и гордыня. Национальный эгоизм одна из самых разрушительных форм человеческого эгоизма, наряду с индивидуальным, социально-экономическим эгоизмом, вступающим в противоречие с основным законом мудрости «Делай другим то, чего ты желаешь себе».
(nationalism), идеология и психология, к-рые часто проявляются в требовании представителей нации полит, самоопределения, обычно подразумевающем создание независимого гос-ва. Определить, что такое нация, очень трудно, но в общих чертах это группа людей, объединенных общностью целей в силу происх., языка, культуры и религии. Совр. нац. объединения демонстрируют необыкновенную живучесть, служат мощным катализатором полит, перемен. Более ранние нац. движения, как, напр., в Германии и Италии в 19 в., ставили, как правило, во главу угла создание крупных и мощных государств на месте существовавших мелких образований. В 20 в. возобладало стремление свергнуть имперское или колон, правление (мн. развивающиеся страны стали свидетелями возникновения нац. движений, борющихся за создание независимых гос-в) либо выйти из состава существующего гос-ва. Совр. освободительные движения, напр., шотландцев, басков, нац. меньшинств в быв. СССР, являют собой пример Н., принявшего форму сепаратизма. Либералы и социалисты часто склонны отвергать Н. как иррациональное, атавистическое явление, но мало кто станет отрицать мобилизующую силу нац. чувств и привязанностей (община, этнические группы, самоопределение).
Ср. В наше время жизненная, глубокая и богатая идея национальности, стремящейся к достижению общечеловеческих идеалов, не утрачивая своей самобытности, уступает место узкому понятию о национализме, замыкающемся в забвение о других и горделивое самомнение.
А.Ф. Кони. «Труды и задачи СПб. Юридич. общества».
Почитание своего общества есть рефлекс самопочитания.
В современных анкетах в графе «партийность» пишут национальность.
Люблю народность как чувство, но не признаю ее как систему.
В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа.
Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Итак что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и Еллины, все под грехом.
Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность.
Афинянин попрекал Анахарсиса, что он скиф; он ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор своей родине».
НАБЛЮДЕНИЕ КОВАЛЯ: Монгол китайцу хохол.
Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения.
Владимир Ленин о Сталине, Дзержинском и Орджоникидзе
Есть люди, лишенные каких бы то ни было национальных предубеждений. Они готовы драться с каждым.
Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит.
Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.
НАПОМИНАНИЕ: Национальное большинство не значит, что отдельный его представитель больше представителя национального меньшинства.
Хирурги научились менять человеку пол, теперь у них на очереди национальность.
Герберт Джордж УЭЛЛС
национали́зм, национали́змы, национали́зма, национали́змов, национали́зму, национали́змам, национали́змом, национали́змами, национали́зме, национали́змах
сущ., кол-во синонимов: 4
признание национальной исключительности.
сегрегация. десегрегация. | джимкроуизм.
гетто. | черномазый (прост).
суд линча. линчевание. линчевать.
Он может быть оборонительным и наступательным. Политический Н., проявляется в организации движений за захват власти лидерами тех или иных национальностей, за вытеснение иноязычных групп за пределы национальных государств, либо их ассимиляцию и даже физическое уничтожение. Наиболее реакционную форму национализм принял в гитлеровской Германии (национал-социализма), где он фактически слился с расизмом. Во второй половине XX в. национализм в той или иной форме проявился в различной степени в большинстве стран мира, в т. ч. и в экономически развитых, где процессы межэтнической экономической и культурной интеграции должны были привести к его исчезновению. Напр., в Канаде (франко-канадский, или квебекский национализм), в Испании (баскский, каталонский и галисийский национализм), в Великобритании (шотландский Н.; британский Н. по отношению к иммигрантам) и др. Элементы национализма зрели в национальных республиках Советского Союза; с середины 80-х гг. XX вв. он проявился более открыто, предъявив экономические, политические, культурные и языковые требования, что способствовало росту национал-сепаратизма и развалу Советского Союза. Аналогичные процессы прошли в Югославской Федерации. Этим термином же часто обозначается борьба в бывших колониальных странах Африки и Азии за национальную независимость.
НАЦИОНАЛИЗМ а, м. nationalisme m. 1. устар. Интерес к своеобразию жизни народа. Все эти новые условия жизни полно отразились в школе романтизма.. с ее подчеркнутым национализмом (народность, couleur locale), с ее пристрастие к экзотизму. Брюсов Смысл соврем. поэзии.
Тесты на тему «53»
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: МОРАЛЬ .
Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ВАРИАНТ 48
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Лицо, которое по закону обязано платить налог, — налогоплательщик
(юридическое или физическое лицо)
Доход или имущество, подлежащее налогообложению
Доход (заработная плата, гонорары, прибыль и др.), из которого оплачива ется налог
Величина начислений на единицу объекта налога (рубль дохода, гектар зем ли и т. п.)
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Библиотека; государственный аппарат; государственный орган; полиция; государ% ственное учреждение.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «политическая элита».
1) высокий социальный статус; 2) политическая власть; 3) помощник известного политика; 4) организаторские способности; 5) министр правительства; 6) телевизи% онный комментатор.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Возникновению и существованию религии во многом способствуют способность че ловека к воображению, возможность сознания абстрагироваться.
2)В структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
3)Религия выражает уровень и степень овладения человеком закономерностями раз вития природы и общества.
4)Религия использует формы отражения действительности, требующие обоснования собственной достоверности.
5)Религия восполняет недостаток знаний людей о мире, помогает человеку в его ду ховных исканиях.
Установите соответствие между признаками и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со ответствующую позицию из второго столбца.
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ
А) переход к субъектсубъектным отношениям между учителем и учеником
Б) использование в процессе обучения здоровьесберегаю щих технологий
В) повышение роли истории и литературы в образова тельном процессе
Г) проведение обмена между учащимися разных стран
Д) сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека
гуманитаризация об разования
гуманизация образова ния
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В стране Б. значительное место отводится институту наследования. Какие иные клю чевые институты с точки зрения организации общества поддерживаются в этой стране?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
судебная экспертиза 5) побратимство
Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они ука заны.
1)Одной из важнейших функций налогов является учёт доходов граждан, предпри ятий и организаций.
2)В отличие от косвенных налогов прямые взимаются при образовании материаль ных благ.
3)Одной из особенностей косвенных налогов является то, что их платит потребитель.
4)Прямые налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу.
5)Налоги способствуют циклическому развитию экономики.
Установите соответствие между примерами и видами расходов потребителя, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству ющую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ РАСХОДОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
А) оплата услуг ЖКХ 1) обязательные
Б) покупка телевизора 2) произвольные
В) приобретение одежды
Г) покупка подержанного автомобиля
Д) приобретение акций
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В стране Л. распределение продуктов осуществляется по результатам конкуренции. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой стране имеет место рыночная экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Вся экономическая деятельность нацеливается на удовлетворение потребностей че ловека и общества.
2)Стимулируется научнотехнический прогресс.
3)Решаются такие социальноэкономические проблемы, как безработица, развитие фундаментальной науки.
4)Появляется тенденция к монополизации производства.
5)Формируются условия, препятствующие циклическому развитию экономики.
6)Создаются основы для социального равенства.
На графике отражено изменение предложения на рынке услуг не P квалифицированной рабочей силы: кривая предложения перемести лась из положения S в положение S1. (На графике P — цена товара, Q — количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вы звать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
увеличение безработицы в стране Q
повышение доли лиц с высшим образованием
рост числа мигрантов в стране
открытие новых высокотехнологичных производств 5) повышение пенсионного возраста
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Социальные нормы вырабатываются на основе ценностей, сложившихся обще ственных представлений о хорошем и плохом.
2)Особенностью социальных норм является то, что они регулируют отношения меж ду людьми и их объединениями.
3)Характерная черта социальных норм заключается в однократности их действия.
4)Социальные нормы предстают перед человеком в виде социальных предписаний.
5)Функции социальных норм сводятся исключительно к информированию об опти мальных способах достижения целей.
Среди учащихся 5х и 10х классов общеобразовательных школ страны Т. был прове дён опрос. Им задавали вопрос: «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?» Учащимся была дана возможность выбрать несколько вариантов ответа. Полученные ре зультаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Общаться с друзьями
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграм мы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Занятия десятиклассников в свободное время ничем не отличаются от занятий пя тиклассников.
2)Большинство учащихся 5х классов предпочитает в свободное время заниматься спортом.
3)Пятиклассники, в сравнении с десятиклассниками, в свободное время меньше об щаются с друзьями.
4)Десятиклассники в свободное время больше, чем пятиклассники, читают.
5)Примерно в четыре раза возрастает к 10му классу число подростков, предпочитаю щих в свободное время просто спать.
Выберите верные суждения о форме государства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Принципы, на которых происходит становление государства и из которых вытека ет его сущность, выражаются в форме государства.
2)Форма правления представляет собой организацию верховной государственной власти.
3)Форма государства отражает систему средств и способов осуществления политичес кой власти в стране.
4)В понятие «форма государства» включают три элемента: форму правления, форму государственнотерриториального устройства, политический режим.
5)Среди современных форм правления выделяют унитарное государство, федерацию и конфедерацию.
Установите соответствие между органами и ветвями государственной власти в Рос сийской Федерации, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ
ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А) Правительство Республики Калмыкия
Б) Рязанская областная Дума
В) Главное управление по земельным ресурсам Омской области
Г) Федеральное собрание
Д) Федеральная служба судебных приставов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В государстве Г. отсутствуют независимые общественные организации — детские, юно шеские, взрослые. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этом государстве сло жился тоталитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Источником прав и свобод является государство, которое дарует их в соответствии со своими целями.
2)Существует унификация и идеологизация общественной жизни.
3)Отсутствует единая идеология.
4)Реализуется правовой принцип: «Разрешено всё, кроме политики».
5)Существует традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путём жёсткого контроля определённых секторов общественной жизни. 6)Деятельность оппозиции отрицается.
Что из перечисленного относится к экономическим правам граждан Российской Фе дерации? Запишите цифры, под которыми указаны экономические права.
на судебное решение при лишении имущества
на социальное страхование
на частную собственность
на защиту семьи, материнства и детства 5) на охрану здоровья
Выберите верные суждения о трудовом договоре и запишите цифры, под которыми они указаны.
К обязательным условиям трудового договора относится улучшение социальнобы товых условий работника и членов его семьи.
Одной из причин, по которой администрация может расторгнуть бессрочный тру довой договор, является несоответствие работника занимаемой должности.
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается за ключённым на один год.
Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае со кращения штата.
О расторжении трудового договора работник должен предупредить работодателя не позже чем за месяц.
Установите соответствие между признаками и видами нормативных правовых актов, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со ответствующую позицию из второго столбца.
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
А) издаётся компетентными органами государства
Б) регулирует наиболее важные общественные отно шения
В) имеет вид письменного документа
Г) играет вспомогательную и детализирующую роль
Д) принимается референдумом
и закон, и подзаконный акт
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
За преступление небольшой тяжести гражданин Р. получил полтора года лишения свободы. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт об уголовной от ветственности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
может налагаться за противоправные мысли
всегда носит личный характер
не распространяется на несовершеннолетних
представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности
всегда связана с назначением наказания виновному
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально во взаимодействии инновации и (А) в культуре домини рующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливав шиеся новшества. Причём эта система на ранних стадиях развития общества по необхо димости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени свободы, свойствен ной (Б). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запелёнутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и поступков, составляю щих (В) человека, в формулы житейской (Г), практического
(Д), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий
случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стихотворе ние, пропись, обобщённый художественный (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«В Большом словаре русского языка говорится, что «национализм — идеология и по литика, направленные на разжигание вражды между народами путём утверждения пре восходства одного народа над другим».
В Сравнительной политологии в терминах и понятиях под национализмом подразу мевается «идеология, ставящая в центр внимания свою нацию (национальность) и её проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным».
Существуют и другие определения рассматриваемого понятия. Но во всех определе ниях национализма отсутствует личность, приоритет отдаётся национальному перед об щегуманистическим, абсолютизируется национальное, противопоставляются народы друг другу, разжигается недоверие и вражда между ними.
Как социальное явление национализм реализуется в виде определённого образа мышле ния и поведения людей, объединённых в какието общности и действующих для достиже ния общих целей. Это обстоятельство позволяет рассматривать национализм не только как явление идеологическое, но и как социальнопсихологическое. Основание для такого суж дения даёт анализ его происхождения и функционирования. Возникновение национализма обычно связано с искажённым отражением фактов в сознании людей, взаимодействующих в пределах конкретных социальноэтнических общностей. Конкретное проявление нацио нализма характеризуется аномальным состоянием сознания тех, кто выступает в качестве его носителей, индивидов, социальных групп или значительных масс людей, попавших в силу действия тех или иных социальноэкономических причин под его тлетворное влияние. Эта аномалия чётко прослеживается в ходе распространения национализма — стихийного или преднамеренного, но всегда происходящего на основе иррациональных психических процессов, для которых характерно некритическое восприятие и усвоение извращённых представлений о своей собственной и других социальноэтнических общностях.
Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психо логии национальной. Она базируется на национальнопсихических образованиях. Они под влиянием массовых интересов становятся предметом абсолютизации и превраща ются в некоторую совокупность искажённых и упрощённых представлений о людях своей и других наций и народностей. Эти представления закреплены некритически вос принятым ответом негативного отношения к представителям других социальноэтни ческих общностей» (Адзиев Х. Г., Гасанов Н. Н. Преодоление национализма — условие формирования гражданского общества // Социальногуманитарные знания. 2004. № 6. С. 140—141.).
Выпишите из текста черту национализма, которая присутствует в обоих его определе ниях.
Опираясь на текст, объясните, как связаны между собой националистическая и нацио нальная психология.
С чем, по мнению авторов, связано возникновение национализма? Привлекая обще ствоведческие знания, сформулируйте две другие причины появления национализма.
Авторы указывают на то, что национализм реализуется в виде определённого образа мышления и поведения людей. Опираясь на текст, знания обществоведческого курса и социальный опыт, назовите три известные вам формы национализма.
Перечислите любые четыре принципа деятельности органов судебной власти в Российской Федерации.
Приведите три функции средств массовой информации в современном обществе и рас кройте каждую из них на примере.
Основоположник современной аэродинамики Н. Е. Жуковский, как и его предше ственники, начал наблюдать за полётами птиц, источником подъёмной силы их полётов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математичес кую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для ле тательных аппаратов. Расчёты и рекомендации Н. Е. Жуковского полностью оправда лись на практике: крылья и воздушные винты современных самолётов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных учё ным. Сущность какого процесса иллюстрирует приведённый пример? Укажите четыре признака, по которым вы это определили.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная роль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. Бердяев).
«О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало» (Д. Колеман).
Социология, социальная психология
«Кто умеет справиться с конфликтами путём их призна ния, берёт под свой контроль ритм истории» (Р. Дарен дорф).
«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государ ственный деятель — на следующее поколение» (У. Чер чилль).
«Не быть подчинённым никакому закону — значит быть лишённым самой спасительной защиты, ибо законы долж ны нас защищать не только от других, но и от себя самих» (Г. Гейне).