в аптеке нет лекарства по льготному рецепту что делать
Когда аптека оплатит бесплатные лекарства, разъяснил Верховный суд
Некоторые категории граждан, например, инвалиды, имеют право получать лекарства от государства в рамках социальной помощи. Нередко в аптеках нет нужных препаратов для бесплатного отпуска, и больным приходится покупать их за свои деньги. Так поступила инвалид первой группы Марина Мушаллаева*, которая не смогла получить противоопухолевый препарат гефитиниб в филиале «Губернских аптек» в Лесосибирске Красноярского края. Она дважды предъявляла рецепт от 31 августа 2016 года, но ей отвечали, что лекарства нет. В итоге 22 сентября женщина купила лекарство самостоятельно за 95 550 руб. В этот же день, когда Мушаллаева получала направление на консультацию в Красноярск, она узнала, что аптека написала письмо в «Лесосибирскую межрайонную больницу» с просьбой отозвать рецепт, потому что контракт на этот препарат кончился (больные получили весь запас). Однако спустя неделю инвалид смогла получить в «Губернских аптеках» такое же лекарство по новому рецепту.
Когда Мушаллаева узнала о просьбе аптеки отозвать рецепт, она решила взыскать с нее стоимость самостоятельно купленного средства. Ведь учреждение обязано было обеспечить ее необходимыми препаратами по закону. Первая инстанция с этим согласилась. Райсуд указал, что в случае отсутствия лекарства аптека должна была отпустить аналог или организовать отсроченное обслуживание (п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. 29 декабря 2004 года). Другого мнения оказался Красноярский краевой суд, который отменил решение о взыскании убытков. По закону аптека не обязана выплачивать компенсацию льготнику, который покупает лекарство за свой счет, объяснила апелляция. Она не нашла вины за «Губернскими аптеками»: учреждение выдало весь запас препарата другим получателям, а значит, добросовестно выполнило госконтракт.
С этим не согласился Верховный суд, который отменил апелляционный акт. Если человек не смог получить бесплатное лекарство по вине аптеки и вынужден был потратиться, он может получить от нее возмещение, указала «тройка» ВС под председательством Людмилы Пчелинцевой. Аптека, в которой кончились «социальные» запасы препарата, должна была предпринять меры, а не просить отозвать рецепт, потому что средства уже нет, говорится в определении 53-КГ17-32.
Если человек не смог получить бесплатное лекарство по вине аптеки и вынужден был потратиться, он может получить от нее возмещение. Верховный суд.
ВС разъяснил, каким образом должно было действовать учреждение. В частности, аптека обязана была поставить рецепт на учет для того, чтобы в течение 10 дней гарантированно обеспечить лекарством (а в срочных случаях – в течение 48 часов). Если есть возможность, препарат можно было заменить аналогом (дженериком). Об отсутствии нужного товара аптека должна информировать поставщика. Такие нормы содержатся в Методических рекомендациях «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», одобренных 10 июля 2006 года. «Губернские аптеки» должны были соблюдать эти инструкции, указал ВС. В то же время нормативно-правовые акты не дают аптеке права просить отозвать лекарство, потому что его запасы закончились. С таким обоснованием ВС оставил в силе акт первой инстанции, которая взыскала с аптеки с пользу Мушаллаевой компенсацию цены покупки.
Неэффективные рекомендации и звенья цепи: комментарии экспертов
Важно понять, что Верховный суд «наказал» аптеку не за то, что там не оказалось лекарств, а за то, что она не выполнила Методические рекомендации (в частности, не проинформировала поставщиков), акцентирует внимание генеральный директор ООО «Факультет медицинского права» Полина Габай. Видимо, руководство не стало сообщать поставщикам об отсутствии лекарства потому, что это бессмысленно – весь объем был выбран, предполагает Габай.
По ее мнению, аптеку и апелляцию ввело в заблуждение слово «рекомендации» – они решили, что исполнять этот акт необязательно. Но даже апелляционная инстанция, лояльная к аптеке, заметила, что процедуры отзыва рецепта законодательством не предусмотрено, и лечебное учреждение не обязано было это делать, говорит Габай. В сфере медицины и фармацевтики она рекомендует соблюдать не только законодательные акты, но и «рекомендации» госорганов и страховых фондов (в том числе в форме писем). «Даже если они явно неэффективны, их надо выполнять», – советует Габай.
В сфере медицины и фармацевтики необходимо соблюдать не только законодательные акты, но и «рекомендации» госорганов и страховых фондов (в том числе в форме писем). Их надо выполнять, даже если они явно неэффективны.
Генеральный директор ООО «Факультет медицинского права» Полина Габай
В аптеках довольно часто не оказывается необходимых средств, подтверждает адвокат «Гражданских компенсаций» Ирина Фаст. Она рассказывает, что регламенты и правила предусматривают целую цепочку действий, начиная от аптеки и заканчивая Росздравнадзором. Каждая ситуация с нехваткой лекарства индивидуальна, потому что надо разбираться, какое звено нарушило схему, утверждает Фаст. По ее словам, решить проблему помогает звонок на горячую линию министерства здравоохранения субъекта. Что касается исков к аптечным сетям, их мало не потому, что нет нарушений, а потому, что главная задача инвалидов – выжить, а сил судиться у них нет, говорит Фаст.
Каждая ситуация с нехваткой бесплатного препарата индивидуальна, потому что надо разбираться, какое звено нарушило схему поставки. Регламенты и правила предусматривают целую цепочку действий – от аптеки до Росздравнадзора.
Адвокат «Гражданских компенсаций» Ирина Фаст
Льготные лекарства и как их получить
Для льготных категорий граждан увеличена сумма, на которую они могут получать бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Теперь государство будет выделять на одного льготника 886,4 рубля в месяц. Это увеличит бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей в 2020 году. На бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.
Какие лекарства считаются льготными?
Правительство РФ ежегодно составляет список льготных лекарств — «Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения». Вот он на 2020 год. Бесплатно или со скидкой можно получать препараты только из этого списка и только людям льготных категорий.
Кто имеет право на льготные лекарства?
Льготными категориями считаются:
Полный перечень категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатных лекарств, содержится в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.
Льготы есть только на лекарства или на что‑то еще?
Льготы касаются не только лекарств. Например, для детей с редкими заболеваниями помимо лекарств доступны продукты лечебного питания.
Как человек может получить эти льготы?
Лекарство можно получить только по рецепту врача. Обращаться нужно в те медицинские организации (городские больницы, поликлиники, диспансеры), в которых врачи имеют право выписывать льготные рецепты.
Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются только из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них.
Как сейчас сфера льготного обеспечения лекарствами регулируется законодательно?
Обеспечение россиян лекарственными препаратами осуществляется в рамках реализации следующих социальных гарантий:
Перечень категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федбюджета, определен Федеральным законом №178-ФЗ и Приказом Минздравсоцразвития России № 328.
Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 206-ФЗ предусмотрено создание Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федбюджета и бюджетов субъектов РФ.
С 2021 года все льготники независимо от уровня льготы будут получать льготные лекарства в объеме не менее чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Над чем ГД работает сейчас в этом направлении, какие планы по совершенствованию льготного лекарственного обеспечения?
«Экспертный совет Комитета по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям ведет работу по совершенствованию механизма обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности», — сообщил Председатель Комитета Дмитрий Морозов
Также продолжится работа над проектом ФЗ, направленного на совершенствование правового регулирования оборота лекарственных средств и создание условий комплексного и стабильного обеспечения граждан России лекарственными препаратами.
Что делать, если в аптеке говорят, что льготного лекарства нет?
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», аптечная организация организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Если за то время, когда препарата не было в наличии, истек срок действия рецепта, переоформлять его не нужно.
Если вам отказали в выписке рецепта или выдаче лекарства по нему, вы вправе также обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения либо в суд.
Как получить бесплатные лекарства?
Врач назначает лечение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, а также исходя из полной картины вашего здоровья. Самолечение может нанести вам серьезный вред, поэтому все бесплатные лекарства отпускаются только по рецепту.
Если Вы – федеральный льготник, Вы можете обратиться в московскую медицинскую организацию (см. список) и предъявить следующие документы:
Документ, удостоверяющий личность;
Документ(ы), подтверждающий(ие) право на получение набора социальных услуг;
Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное ПФР;
Выписки из медицинской карты амбулаторного больного или истории развития ребенка с указанием СНИЛС.
Вам выпишут льготный рецепт с пометкой «иногородний», и вы сможете получить необходимые вам лекарства в аптечной организации (московской).
На региональные льготы (получение лекарственных препаратов бесплатно) имеют право только жители города Москвы.
Согласно ст. 3 Закона города Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» жители города Москвы (москвичи) – граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности.
Да, лекарства по рецепту может также получить ваш законный представитель (обычно родственник), но для этого вам нужно оформить на него доверенность. Эту услугу оказывает нотариус.
Если в аптечном пункте временно лет лекарств, которые вам полагаются по льготе, аптечный работник обязан поставить рецепты на отсроченное обеспечение с внесением в журнал неудовлетворенного спроса.
Для обеспечения вас лекарствами Минздравом России установлены сроки:
— 10 рабочих дней с момента обращения в аптечную организацию для препаратов, включенных в федеральный перечень;
— 15 рабочих дней с момента обращения в аптечную организацию – для лекарственных препаратов, выписанных по решению врачебной комиссии медицинской организации.
В таком случае на вашем рецепте будет проставлено обозначения «CITO» (срочно). Получить лекарства по таким рецептам вы можете в течение суток.
Что делать, если нужного лекарства в аптеке не оказалось?
Лекарственное обеспечение — постановка рецепта на «отсроченное обслуживание»
К сожалению, очень часто граждане, которым положено предоставление бесплатных лекарственных препаратов в рамках оказания государственной социальной помощи, их не получают.
Иногда это случается ввиду незнания работниками лечебных учреждений и аптек закона. А иногда такие специалисты намеренно пытаются ввести население в заблуждение, пользуясь правовой неграмотностью последних.
В этой статье мы попробуем разобраться, как нужно действовать в такой ситуации на примере вопроса о постановке рецепта на «отсроченное обслуживание».
Часто пациенты сталкиваются с такой проблемой, что врачи не выписывают рецепты на положенные по закону лекарства, ссылаясь на их отсутствие в аптечных пунктах. Это может происходить даже не по злому умыслу врачей, а просто потому, что они не могут и не успевают уследить за всеми изменениями в законодательстве.
Часто врачи при назначении лекарственного препарата выписывают рецепт на основании информации о наличии или отсутствии лекарства. Ранее такая обязанность действительно существовала: при назначении и выписывании лекарственных средств для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи врач (фельдшер) должен был использовать оперативную информацию о наличии в аптечном учреждении необходимых лекарственных средств (дозировки, фасовки). Но сегодня данная норма утратила силу, и врачи обязаны выписывать рецепт, несмотря на наличие или отсутствие лекарственного препарата в аптеках.
Если вы столкнулись с тем, что врач отказывается выписывать вам рецепт, ссылаясь на такое обоснование, настаивайте на выдаче рецепта (например, покажите закон в распечатанном или электронном виде). Если врач по-прежнему отказывается, вы можете обратиться с устным или письменным обращением к главврачу. Как правило, этого хватает и рецепт выдают.
Получив рецепт, вам необходимо прийти с ним в аптечный пункт.
Лекарственного препарата в аптеке действительно может не оказаться. Но НИ В КОЕМ случае не уходите!
Законодательством предусмотрена такая процедура, как «постановка рецепта на отсроченное обслуживание». Для этого вам нужно зарегистрировать свой рецепт в специальном «Журнале учета рецептов отсроченного обслуживания», который должен быть в КАЖДОЙ аптеке. На вашем рецепте специалист аптеки делает отметку (на обратной стороне ставится штамп аптечной организации или отметка с указанием наименования и адреса аптеки, дата постановки на отсроченное обслуживание и подпись зарегистрировавшего лица), что рецепт становится на отсроченное обслуживание, и данные рецепта заносит в указанный журнал.
Следите, чтобы это был именно журнал, а не обычная тетрадь, блокнот и т.д., и не оставляйте свой рецепт в аптеке после регистрации, он должен находиться у вас.
Также не поддавайтесь на уловки работников аптек, которые могут попробовать ввести вас в заблуждение, например, отказать в регистрации рецепта, ссылаясь на отсутствие журнала в аптеке.
Если такая ситуация произошла, просите пригласить заведующего аптекой или звоните на месте в Минздрав или Роспортребнадзор, так как это серьезное нарушение аптекой лицензионных требований и условий деятельности.
Далее, когда ваш рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание, у аптечного пункта есть 10 дней (для препаратов, назначенных по стандарту) и 15 дней (для препаратов, назначенных по решению врачебной комиссии) для предоставления вам лекарственного препарата.
Если по истечении этого времени препарат в аптеке так и не появился, и вы его не получили, можно его покупать (обязательно взять кассовый и товарный чеки).
Купив лекарственные препараты на свои деньги, пройдя данную процедуру полностью (рецепт был зарегистрирован, истек срок), вы имеете право на компенсацию денежных средств, но только в судебном порядке. Если вы не прошли обязательный порядок, в компенсации вам будет отказано.
Также нужно написать претензию главврачу медицинского учреждения, где вам выдали рецепт, и Минздрав о том, что лекарственный препарат вами получен не был.
По закону при истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления, но лучше перестраховаться и продлить рецепт – получить новый, снова идти с ним в аптеку и зарегистрировать. Так, в случае судебного производства это станет хорошей доказательственной базой.
Не бойтесь отстаивать свои права!
Нормативная база
1) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. № 403 н “Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность”.
2) Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N№ 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
3) Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1175 н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Льготные и бесплатные лекарств: куда жаловаться на отсутствие?
Не многие наши сограждане знают, что действующим российским законодательством предусмотрено определенное количество гарантий на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Тем не менее, на практики нередко возникают трудности при получении положенного лечения, но далеко не все продолжают отстаивать это свое право и по этой причине нередко платят приличные суммы денег для приобретения того, что они имеют полное право получить бесплатно или на льготных основаниях. Итак, нет льготных лекарств куда жаловаться?
Но перед этим необходимо понимать, кто имеет право на льготное и бесплатное обеспечение и что требуется для получения льготных или бесплатных лекарств.
Кто имеет право на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение?
Что требуется для получения льготного лекарственного обеспечения?
В первую очередь, претендент на льготное лекарственное обеспечение в обязательном порядке должен посетить врача со следующим набором документов, которые потребуются для выписки необходимого препарата:
Для получения права на льготное лекарственное обеспечение в обязательном порядке должно быть подтверждено наличие определенного законом заболевания врачом узкой специализации. Также, в обязательном порядке запись в карточке о наличии заболевания должна быть сделана еще и терапевтом.
При наличии всех этих условий лечащий врач выписывает рецепт по специальной форме, которая установлена законом для получения льготной категории лекарственных препаратов. На бланке рецепта врач ставит свою личную подпись и печать. Помимо этого, на таком рецепте должна быть проставлена и печать поликлиники. Срок действия такого рецепта составляет 2-4 недели.
После этого делается заявка участковым терапевтом фармацевту районной (городской) больницы о том, что конкретному человеку требуется определенное лекарство по праву льготного обеспечения медикаментами.
После того, как полностью заверенный рецепт оказался на руках, льготнику следует обратиться в ближайшую аптеку, которая принимает участие в программе бесплатного обеспечения лекарствами. На практике нередко возникают ситуации, когда требуемого препарата на данный момент времени нет в наличии. В таком случае провизор должен вписать его в отсроченное обслуживание и сделать об этом соответствующую пометку в специализированном журнале.
К сожалению, на практике нередко возникают ситуации, когда врач отказывает в выписке соответствующего рецепта по причине того, что соответствующий лекарственный препарат на данный момент отсутствует в аптеке. Соответственно, такой отказ является незаконным, поэтому может быть обжалован в установленном законом порядке.
Врач не может не выписать льготный рецепт
В случае, если врач все-таки отказывается выписать вам льготный рецепт, требуйте от него, чтобы он сделал соответствующую запись в вашей карте с указанием причины такого своего решения, то есть отсутствие препарата в аптеке. По закону врач не имеет права делать таких записей в карте, то он либо все же выпишет рецепт, либо же продолжит настаивать на своем. В таком случае требуйте от него сделать пометку, что вы посетили его прием именно в этот день.
На подобные неправомерные действия врача можно написать жалобу на имя главного врача поликлиники. Такая жалоба составляется обычно в двух экземплярах, один из которых отдается секретарю главного врача. На втором экземпляре, который остается у вас, должна быть сделана соответствующая пометка о принятии у вас жалобы. Если же секретарь отказывается принимать вашу жалобу, то ее следует направить на имя главного врача заказным письмом. После получения жалобы главный врач обязан ее рассмотреть и принять по ней решение о привлечении врача к дисциплинарной ответственности и о выписке рецепта на льготный препарат.
Куда можно пожаловаться на непредоставление льготного или бесплатного лекарственного препарата?
В ситуации, когда льготного лекарства при поступлении соответствующего запроса в аптеке отсутствуют, оно должно быть заказано сотрудниками аптеки и быть доставлено в течение определенного времени. Если в законный срок требуемый препарат так и не был доставлен в аптеку, то льготник имеет полное право обратиться в Департамент здравоохранения. Там действует специальная «горячая линия», куда можно свободно позвонить и объяснить суть своей проблемы. Также, можно попросить, чтобы данную ситуацию поставили на контроль.
Сам перечень льготных препаратов может найти любой желающий на официальном сайте Росздравнадзора. На этом сайте также предусмотрена возможность подачи жалобы на трудности, которые возникли в связи с получением льготного или бесплатного лекарственного обеспечения. Жалоба пишется в свободной форме, но в ней в обязательном порядке должны быть указаны следующие данные:
Помимо указанных выше обязательных реквизитов, должна быть четко изложена сама суть жалобы. Все факты должны быть описаны достаточно кратко, но емко. Обязательным является и хронологическая последовательность в их изложении. Является недопустимым хаотическая форма рассказа. От четкости и лаконичности изложения фактов напрямую зависит результат рассмотрения вашей жалобы, поэтому подойдите к этому вопросу с максимальной степенью серьезности.
Если какие-либо должностные лица или организации препятствуют осуществлению вашего права на льготное или бесплатное лекарственное обеспечение, вы можете составить соответствующую жалобу в органы прокуратуры. К такой жалобе в обязательном порядке должны быть приложены следующие документы:
Таким образом, если не дают бесплатные или льготные лекарства то, по моему мнению, эффективнее всего обращаться в прокуратуру или в органы исполнительной власти в области здравоохранения.
Денежные средства, которые били потрачены на приобретение лекарственных препаратов, которые обязано предоставить государство, могут быть компенсированы за счет соответствующего бюджета. Подробнее читайте по ссылке!