в 5 лет трудно понять что верно а что неверно
Ошибки устной речи дошкольников 5-7 лет и пути их преодоления
Учитель-логопед Рабина Ю.И,
МАДОУ д/с №3 «РОмашка» городского округа Ликино-Дулёво
Методическая разработка для воспитателей старших и подготовительных логопедических групп
В наше время глобальной компьютеризации и телевидения, огромной загруженности родителей на работе, обособленности и изолированности детей друг от друга возникла огромная проблема: дети не умеют общаться друг с другом и с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка.
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи, что особенно важно для успешного речевого развития дошкольника и школьника.
В детском саду контроль за речью детей ложится на плечи учителя-логопеда, и воспитателя. Речь воспитателя является образцом для детей. Грамматическая правильность речи педагога, ее выразительность одно из обязательных условий формирования у детей правильного стереотипа речевого поведения. Но одного образца для подражания недостаточно. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов в речи дошкольников.
Поскольку на сегодняшний день число детей с речевой патологий возрастает, и у нас в детском саду (МАДОУ детский сад №3 «Ромашка» городского округа Ликино-Дулево, г Куровское) более 50% детей подготовительной и старших групп является детьми с речевыми нарушениями, необходимо познакомить воспитателей и родителей с грамотными приемами формирования грамматически правильной речи у дошкольников.
С этой целью мною, учителем-логопедом Рабиной Ю.И., была разработана консультация для воспитателей старшей и подготовительной логопедических групп: «Грамматические ошибки дошкольников 5-7 лет и пути их преодоления».
Целью данной консультации стало: познакомить воспитателей с результатами мониторинга лексико-грамматического строя детей логопедической группы, а также с некоторыми дидактическими упражнениями и приемами для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников.
Под лексико-грамматической стороной речи дошкольника понимают словарь и грамматически правильное его использование. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Первыми появляются следующие формы слова: Именительный падеж единственного и множественного числа, Винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3–4 слов.
К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5–6 слов, отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
К 4 годам формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.
После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Уже к 5 годам в речи детей появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который. [2]
Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. [1]
При исследовании устной речи дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи II-IV уровня, можно говорить о нескольких группах ошибок: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические. К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, работу по их устранению проводит учитель-логопед на индивидуальных занятиях и воспитатели в ходе индивидуальных занятий. Акцентологические ошибки разнообразны, но не составляют большой процент по отношению к другим видам ошибок. ( Наиболее распространенные ошибки в форме множественного числа: много сто`лов, куклы`, ку`сты и т д). Словообразовательные ошибки состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Наиболее обширную группу составляют морфологические ошибки. По результатам мониторинга в старших и подготовительной логопедической группах можно выделить следующие типичные ошибки:
Ошибки в склонении несклоняемых имен существительных: на палъте, на пианине, на тюле. (у 80% детей 5 лет).
Ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребенки, медвежонки. И в образовании множественного числа имен неодушевленных существительных (окны, стулы).
Неправильное образование притяжательных прилагательных (у 80% детей 6-7 лет были неверно указаны следующие притяжательные прилагательные: индюшачий (индюшевый, индюшный, индюшиный), львиный (львовый, львенковый), овечий (овчинный, овчий)).
Неправильное образование глагольных форм: повелительного наклонения: искай (ищи), exaй (езжай), дадишь (ошибки типичны для детей 5 лет).
Много ошибок у дошкольников при образовании сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, хорошее (70% детей старшей группы).
Ошибки при склонении числительных: нет двоих домов, к два дома.
При пересказе текста и описании предметов у многих дошкольников наблюдались такие ошибки как употребление в одном простом предложении двух подлежащих: «Мальчики они катались на лыжах», «Охотники они берут специальный кувшин».
Таким образом, мы видим, что грамматические ошибки в речи дошкольников разнообразны и необходима систематическая работа по их преодолению. Для развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников можно наметить несколько конкретных задач: научить правильному образованию множественного числа существительных; образованию новых форм слова; образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов; образованию притяжательных и относительных прилагательных; научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями; научить правилам согласования слов в простых предложениях с использованием предлогов.
Для преодоления речевых ошибок дошкольников важно создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Важно вовремя исправлять грамматические ошибки детей, не думая, что это лишь забота родителей и затем школьного учителя. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. При этом слишком частые и резкие замечания могут привести к тому, что у ребенка появится недоверие к себе, он может «замолчать». Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно. Не следует повторять неправильно сказанное ребенком слово или предложение, иначе в его памяти останется произнесенное воспитателем искаженное слово.
Одним из компонентов формирования грамматически правильной речи детей дошкольников являются специальные занятия, проводимые учителем-логопедом, направленные на формирование у детей лексико-грамматических категорий. Однако элементы грамматических упражнений необходимо использовать воспитателям и в ходе режимных моментов. Например, на прогулке, попросить сосчитать количество лопат, ведер на участке. При чтении художественной литературы и пересказе текста можно использовать упражнение «Ответь на вопросы». (Почему птицы осенью улетают на юг? Для чего нужен пылесос? Зачем мальчик пошел в библиотеку? И т. д.) Интересный способ – специально созданные игровые и бытовые ситуации… Воспитатель может спросить в ходе игры: Маша взяла утюг чтобы, Миша огорчился потому что … и поэтому…
Еще одним способом формирования грамматического строя речи у дошкольников является использование дидактических игр.
В свободное от основных логопедических занятий время воспитателям рекомендуется проводить логопедические пятиминутки с использованием дидактических игр для коррекции лексико-грамматического строя речи.
Приведем пример некоторых игровых упражнений, которые могут быть рекомендованы учителем логопедом для закрепления материала фронтального занятия. Эти игры собраны в картотеку дидактических игр по формированию грамматического строя речи.
Игра «Разное значение» (на употребление омонимов)
Сначала предлагаем детям ответить на вопросы: «У кого?», «У чего?». Нужно было определить с какими предметами используются слова (например: ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка. Далее воспитатель читает стихотворение, детям предлагали внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
а) В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмарева)
б) Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)
Или игра «Найди 2 слова – «неприятеля»
Игра проводится с помощью карточек с напечатанными словами и карандашом.
Воспитатель предлагает детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля», ненужное слово надо зачеркнуть, объясняя при этом, почему?
(Друг, печаль, враг.// Высокий, большой, низкий.// Ночь, сутки, день.// Длинный, большой, короткий. И т д)
Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Образец: корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит. Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. (Образец: врач – лечит; художник – рисует; повар – варит). Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо его действие. (Люба – играет; Дима – прыгает).
Еще несколько примеров игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи.
Игра «Опиши картинку» (для усвоения родовой принадлежности)
Предметные картинки (яблоко, ведро, полотенце, груша, платье) разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое). Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».
Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок:
Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье).
Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша).
Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко).
Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже
Дидактическая игра с предметами и куклой Таней. «Чего нет у Тани?»
Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы). А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто).
Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно. [5]
Игра «Как кто передвигается?»
Цель игры: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).
Воспитатель показывает изображения животных, птиц, насекомых и спрашивает у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки. Затем каждый ребенок уже рассказывает о своем животом и отвечает на вопрос воспитателя: кто как ест (кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно), кто как голос подает (корова мычит и т д).
С картинками животных и с игрушками можно играть в дидактическую игру «Кто ушел и кто пришел». В ней закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Пришла кошка, пришли кошки, ушла кошка, нет кошки,/ кошек и т далее.
В подготовительной группе дидактические игры усложняются.
Вот пример такой словесной дидактической игры: «Кто он такой?».
Дети учатся образовывать существительное от глагола.
Воспитатель проводит игру с мячом. Задает вопрос и бросает ребенку мяч: «если он за всех заступается, то он кто? он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.
Для некоторых детей грамматические упражнения даются особенно тяжело, тогда необходимо в игру вводить персонажа, использовать игрушки.
Например, для развития грамматического строя речи в старшей группе можно провести игру-драматизацию «День рождения куклы».
У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?
Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек).
Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец).
Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?
Для хлеба есть что? (Хлебница).
Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу, с лово повторяется хором).
Как называется посуда для конфет? (Конфетница).
Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу).
Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.
Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван.
Таким образом, мы видим, что дидактическая игра в этом случае многофункциональна. В ней закрепляются и навыки словообразования, и падежные формы существительных.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей с взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений. Выполнение заданий должно вызывать у детей положительные эмоции, происходить интересно и живо.
«Верно — не верно» — прием технологии развития критического мышления. Как использовать этот прием на уроке?
За аббревиатурой ТРКМЧП скрывается технология обучения, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами — это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Один из приемов технологии критического мышления получил название «Верно — не верно». Попробуем разобраться, что это за прием, как и когда его использовать на уроке.
Технология развития критического мышления призвана научить ребенка самостоятельности в рассуждениях, учит работать с информацией, сравнивать ее, оценивать, анализировать, обобщать и применять на практике.
В кратком изложении ТРКМЧП можно представить следующим образом:
«Верно — не верно» как прием ТРКМЧП
Прием «Верно — Не верно» давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписались в технологию развития критического мышления, что методисты теперь рекомендуют его проводить именно в рамках уроков по ТРКМ.
Педагогический прием «Верно — Не верно» в рамках ТРКМ удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.
В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.
Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом «Верно — Не верно».
Алгоритм работы приема ТРКМЧП «Верно — Не верно»
Пример вопросов для приема «Верно — не верно»
Тема: Аграрная реформа П. Столыпина.
Нюансы использования приема «Верно — Не верно»
При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения. Особенно часто такой прием предлагается на уроках английского языка или литературы, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст.
В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а составленная учащимися таблица анализируется сразу.
Хотелось бы отметить, что приемы ТРКМЧП — это не просто новые технологии, призванные разнообразить урок или «украсить» его. Это целая система, использовать которую нужно постоянно и целенаправленно, а не от случая к случаю.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Как пишется “неверно” – слитно или раздельно?
Слово «неверно» довольно активно употребляется в обыденной речи с разными смысловыми оттенками. Правописание связано со сложностями выбора, появляются досадные ошибки. Вопрос, как следует писать: «не верно» либо «неверно», т.е. слитно или раздельно, не имеет однозначного ответа. Следует рассматривать оба случая написания в различных контекстах.
Правописание слова
Анализируемое слово, наречие как часть речи, следуя орфограммам, встречается в текстах в двух вариантах написания:
Аналогичный подход проявляется в использовании однокоренных прилагательных «не верный» или «неверный». Проблема, как правильно употреблять слова, решается на основе рассуждения:
Таким образом, слово пишется ошибочно, когда анализ речевой ситуации проведен неправильно. Стоит подробнее остановиться на каждом варианте написания.
Помните ли вы, в каких случаях в прилагательных пишутся две буквы “н”, а в каких – одна? Например, слово “ветреный” – как правильно написать? Читайте ответ здесь.
Слитное написание «неверно»
Слово «неверно» образовано с помощью суффикса «о» от прилагательного «неверный», которое, в свою очередь, произошло с помощью приставки «не-» от качественного прилагательного «верный».
Приставка «не-» меняет значение слова на антонимичное, т.е. придает противоположное значение:
Слово «неверно» в различных контекстах выступает либо кратким прилагательным в среднем роде, ед.ч. либо однокоренным наречием. Оба случая употребления подчиняются общему правилу написания: если отсутствует противопоставление, слова, усиливающих отрицание, то лексема «неверно» означает утверждение, пишется слитно.
Примеры
Мнение оппонента абсолютно неверно (краткое прилагательное).
Студент решил задачу полностью неверно (знаменательное наречие).
В первом примере анализируемое слово «неверно», так как пишется слитно, может быть заменено синонимом без приставки «не-», например, «ложно», «ошибочно».
Во втором предложении «неверно» выступает в роли знаменательного наречия, тождественного по значению слову «ошибочно». Противопоставление в контексте отсутствует. Использование наречия «полностью» со значением меры и степени не влияет на слитное написание слова.
Раздельное написание «не верно»
Выраженное с помощью частицы «не» отрицание в предложении является основанием писать слово «не верно» раздельно. Создается речевая конструкция с отрицанием с помощью лексических и синтаксических средств:
Какой вариант правильный – “зоря” или “заря”? Ответ есть в нашей следующей статье.
Примеры предложений
Как пишется «неверно» или «не верно»?
Слитно или раздельно?
Слово “неверно” пишется слитно – неверно.
Сочетание “не верно” с противопоставлением пишется раздельно – не верно.
Написание наречий и прилагательных с “не” вызывает множество затруднений, так что ответ на вопрос, как правильно пишется слово неверно, слитно или раздельно, не будет слишком простым. В данном случае правописание будет зависеть от того, можно ли заменить слово синонимом и есть ли противопоставление.
Правило “неверно” (наличие синонима)
Так, в большинстве случаев наречие или краткое прилагательноеневерно пишется слитно по общему правилу, когда его можно заменить синонимом “ошибочно”. Чтобы понять, что имеется в виду, рассмотрим несколько примеров.
Примеры
Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.
Правило “не верно” (наличие противопоставления с союзом “а”)
Если же в предложении четко прослеживается противопоставление, то есть имеется союз “а”, то наречие или краткое прилагательноес “не” пишется раздельно – не верно.
Примеры
Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.
10 признаков того, что ты выбрал неправильный жизненный путь
Сегодня мы расскажем о нескольких признаках, которые покажут тебе, что ты, скорее всего, двигаешься не в том направлении, и, возможно, стоит изменить свои цели.
1. Твои достижения не приносят тебе удовольствия
Никто не знает, что ждёт его в жизни, и нередко, условно говоря, инженерам приходится работать в пиар-отделах, а менеджерам — заниматься технической работой. Неважно, что ты делаешь, но если ты этим недоволен, пришло время обдумать свои действия и определить, действительно ли тебе нужно это занятие, каким бы престижным оно ни было. Да, возможно, тобой не будут гордиться так, как если бы ты, родившись в семье потомственных юристов, пошёл работать в адвокатуру, зато ты будешь удовлетворён своим выбором.
2. Ты употребляешь слишком много стимуляторов
Выпить полбокала вина после трудного рабочего дня — это вполне нормально, но вот когда ты начинаешь злоупотреблять алкоголем, курением и другими стимуляторами лишь для того, чтобы хоть как-то скрасить свои серые будни, знай: ты на неправильном пути.
Когда ты в гармонии с собой, когда тебя всё устраивает, дополнительные стимуляторы не нужны, ведь ты и так постоянно будешь получать дозу эндорфина, радуясь событиям в течение дня.
3. Ты постоянно чувствуешь усталость
Любой, даже самый сильный человек устанет после недели работы над сложным проектом по 12 часов в день без выходных. Но если ты просыпаешься уставшим уже в понедельник и понимаешь, что, когда начнётся рабочий день, ты будешь желать только одного — побыстрее отдохнуть, то ты на неправильном пути. И это касается не только работы, но и других вещей, к примеру отношений. Уставать от партнёра, видя его только за завтраком и в постели перед сном, — это не норма.
4. У тебя есть сомнения
Постоянное сомнение в том, что ты делаешь, — это яркий показатель того, что ты где-то свернул с правильного пути. Особенно показателен факт, когда человек начинает спрашивать у других, всё ли он делает правильно. В этом случае он осознаёт, что что-то идёт не так, но ищет одобрения у других, чтобы те, сказав своё «конечно, ты всё делаешь верно», хоть немного уменьшили его сомнения.
5. Ты пытаешься оправдаться
Неважно, перед собой или перед другими, но ты пытаешься оправдать тот жизненный путь, который выбрал, чем угодно, начиная с финансовых трудностей и заканчивая классическими «Да это временно, потом будет лучше. Нужно просто потерпеть».
Если при мысли о чём-то ты переходишь в оборону, пытаясь найти плюсы в своей ситуации, и у тебя на одной стороне доски оказывается множество недостатков и парочка достоинств, то это показатель неверно выбранного пути.
6. Ты не вдохновлён
Когда что-то становится рутиной, днём сурка, который только и делает, что вызывает апатию или даже раздражение, ты начинаешь чувствовать себя разбитым и подавленным. Когда ты чувствуешь, что то, что ты делал до этого, не приносит тебе удовольствия или даже вносит в жизнь разлад, самое время пересмотреть свои цели и понять, где ты сделал ошибку, чтобы вернуться к тому моменту, когда ты ощущал радость жизни.
7. Ты делаешь что-то для других, а не для себя
Изредка делать что-то для других — это хорошо, но когда ты всё время сосредоточен не на себе, то это неправильный выбор. Мы говорим, к примеру, о желании родителей видеть своего ребёнка великим математиком, хотя тот мечтал стать композитором. Ребёнок делает это для родителей, чтобы не разочаровывать их, и живёт не своей жизнью, что явно не способствует гармонии с собой.
8. Ты постоянно чувствуешь тревогу
Беспокоиться о чём-то, особенно если у тебя грандиозные планы, — это нормально. Но когда ты находишься на неправильном пути, то бороться с тревогой становится сложно. Мозг подсознательно даёт тебе понять, что то, что ты делаешь, неправильно, и ему не хочется заниматься решением данной задачи.
Человек, который знает, что идёт верным путём, может испытывать тревогу, но это связано чаще всего с волнением, вызванным неизвестностью, а не депрессией по поводу отсутствия реализации в жизни.
9. Ты не можешь чётко сформулировать цели и мечты
Просто спроси себя: «В чём моя цель?» Затем задай вопрос: «И к чему это приведёт?» А потом: «Стоит ли оно того?» И самый важный вопрос: «Принесёт ли это счастье и умиротворение?» Если ответы на эти вопросы тебя не устраивают, то это показатель того, что тебе стоит что-то менять в своей жизни.
10. Тебя легко переубедить
Кто-то не особо знакомый говорит, что то, что ты делаешь, — это глупо/несерьёзно/не стоит того, и ты с ним легко соглашаешься? Возможно, стоит пересмотреть свои взгляды на жизнь, ведь твёрдую убеждённость в чём-то, продуманный план или вожделенную мечту, мысль о которой не даёт уснуть по ночам, настолько она хороша, не получится подвергнуть сомнению, даже приведя существенные аргументы против них.