усть кут школа номер 9
МОУ СОШ № 9 г.Усть-Кут
О школе
Учительская
Новости
О школе
Наша школа — одно из старейших учреждений образования в г. Усть-Куте. Это дом знаний, в котором учат видеть, любить и создавать красоту, учат быть счастливыми гражданами своей страны. Работая над проблемой гражданского становления личности, наш коллектив создал и воплощает в жизнь систему воспитательной работы, которая выросла из программы “Я — гражданин России”. Определяя совокупность целей нашей воспитательной системы, мы считаем, что стержнем ее является патриотическое воспитание, ибо воспитание любви к Родине помогает формировать гражданское самосознание каждого школьника, сознание собственного “я”.
В школе обучается — 1211 учеников, 52 класса-комплекта, из них 20 классов-комплектов (474 человека) на уровне начального общего образования, в том числе 1 класс-комплект для детей с ОВЗ; на уровне основного общего образования 26 классов-комплектов (616 человек), в том числе 3 класса-комплекта для детей с ОВЗ, на уровне среднего общего образования 6 классов-комплектов (121 человек).
На уровне среднего общего образования функционируют классы профильного обучения: информационно-технологического; социально-экономического. В сентябре 2021 года набрали четвертый класс от ООО «Иркутской нефтяной компании», в который поступили 20 обучающихся из разных школ района и области на базе 9 класса.
Ведущими направлениями являются:
1. Краеведческое: в 1985 году создан краеведческий музей. Школьный музей — многократный победитель смотров школьных краеведческих музеев города, области, России. Актив музея, состоящий из учащихся 2-11 классов, проводят экскурсии в музее, музейные уроки, а также участвуют в съемках фильмов «Тропою памяти». К 2017 году снято 17 фильмов о героях и простых жителях Усть-Кута и Усть-Кутского района.
3. Военно–спортивное: спортивные секции, клуб “Зарница”, отряд ЮИД, отряд юных пожарных.
4. Научное: создано научное общество учащихся, ежегодно представляются работы на конференции различного уровня.
Для интеллектуалов 5–11 классов и учителей создан клуб “Знатоки”. Воспитанники В.И.Соболевой ежегодно показывают достойные результаты муниципальном клубе. ПО итогам года звание «Лучшая команда года» завоевала команда «Сталкеры» (8б), звание призера «Лучшая команда года» получила команда «Совушки» (9б).
На уровне НОО члены команды «Эрудиты» в течение нескольких лет являются победителями и призерами муниципальных интеллектуальных игр.
МОУ СОШ №9 УКМО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Оценка надежности
Высокая оценка надежности
Признаки фирмы-однодневки не обнаружены
Недостатков не обнаружено
Реквизиты
Сведения о регистрации
Коды статистики
Контакты
Контакты неверны или неактуальны?
Если вы являетесь владельцем или руководителем МОУ СОШ №9 УКМО, вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.
Виды деятельности ОКВЭД-2
Финансовая отчетность МОУ СОШ №9 УКМО
Руководитель
Учредитель МОУ СОШ №9 УКМО
Связи
Не найдено ни одной связи по руководителю
Учредитель МОУ СОШ №9 УКМО также является руководителем или учредителем 54 других организаций
1. | МДОУ ДС №3 УКМО 666780, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Первомайская, д. 1 Образование дошкольное |
2. | МДОУ ДС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №50 УКМО 666785, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Нефтяников, д. 23 «а» Образование дошкольное |
3. | МОУ СОШ П. ВЕРХНЕМАРКОВО УКМО 666778, Иркутская область, Усть-Кутский район, п. Верхнемарково, ул. 40 Лет Победы, д. 41 Образование основное общее |
4. | МОУ СОШ №4 УКМО 666780, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Речников, д. 40 Образование основное общее |
5. | МОУ ЛИЦЕЙ УКМО 666780, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Советская, д. 113 Образование основное общее |
МОУ СОШ №9 УКМО не является управляющей организацией
МОУ СОШ №9 УКМО не является учредителем других организаций
Лицензии
Согласно данным ФНС, организацией МОУ СОШ №9 УКМО была получена 1 лицензия
Сообщения на Федресурсе
Нет сообщений о банкротстве
Организация МОУ СОШ №9 УКМО не опубликовала и не является участником ни одного сообщения на Федресурсе
Госзакупки
Согласно данным Федерального казначейства, МОУ СОШ №9 УКМО является участником системы государственных закупок
Проверки МОУ СОШ №9 УКМО
Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении организации МОУ СОШ №9 УКМО инициировано 20 проверок
Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ
Арбитражные дела
В арбитражных судах РФ было рассмотрено 1 судебное дело с участием МОУ СОШ №9 УКМО
Исполнительные производства
Нет сведений об открытых в отношении МОУ СОШ №9 УКМО исполнительных производствах
Налоги и сборы
Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах
Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам
Вакансии
Мы смогли найти информацию о 1 вакансии от МОУ СОШ №9 УКМО
История изменений
Согласно данным ЕГРЮЛ, организация МОУ СОШ №9 УКМО — или МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ — зарегистрирована 28 августа 2002 года по адресу 666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, пер. Школьный, д. 2. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области.
Реквизиты юридического лица — ОГРН 1023802082578, ИНН 3818015718, КПП 381801001. Регистрационный номер в ПФР — 048028004169, регистрационный номер в ФСС — 381300281038131. Организационно-правовой формой является «Муниципальные казенные учреждения», а формой собственности — «Муниципальная собственность».
Основным видом деятельности организации МОУ СОШ №9 УКМО является «Образование основное общее». Организация также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Образование среднее общее».
Директор — Скажутина Дэния Назибовна.
На 22 октября 2021 года юридическое лицо является действующим.
Смотрите также
Прочие фирмы и организации
АО «МАНУФАКТУРА» Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом г. Екатеринбург |
ПРОФКОМ ДАГЕСТАНСКОГО ФИЛИАЛА ПАО «РУСГИДРО» Деятельность прочих общественных организаций г. Каспийск |
ООО «ЭККОФИШ» Торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами п. Салми |
МБДОУ Г. ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД №54 Образование дошкольное г. Иркутск |
МУП «ОШС.» Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания г. Костомукша |
Подключив сервис «Мой бизнес» вы сможете добавить логотип и описание вашей компании, редактировать контактную информацию, отключить рекламу, загрузить фото и многое другое
Соединение с официальным сайтом ФНС и подготовка ссылки на выписку из ЕГРЮЛ в формате PDF.
Усть-Кутская школа №9 или 98
Виктория Самум запись закреплена
Борьба за охрану материнства в дореволюционной России.
О государственной политике охраны материнства в дореволюционной России говорить не приходится, так как по существу ее просто не было, а были лишь отдельные попытки чисто благотворительного характера частных лиц и обществ. Государство, как таковое, ограничивалось лишь выдачей разрешений на открытие того или другого учреждения и то с большой проволочкой.
Показать полностью. Несмотря на то, что с развитием капитализма в конце XX в. в стране наблюдалось и понижение рождаемости, борьба с детской смертностью велась крайне слабо и Россия значительно отставала от своих западных соседей в борьбе с таковой. Большая детская смертность, в противоположность всем другим европейским странам, не обнаруживала тенденции к уменьшению. Этот факт не мог не привлечь внимания врачей общественников и нашел отражение, например, в работах известного медицинского статистика П.И. Куркина.
Лишь под влиянием рабочего движения в 1905 г. положение дела в области охраны материнства стало несколько изменяться. Рабочие в своих требованиях во время стачек стали громко ставить этот вопрос. Особенно настойчивы в этом направлении были работницы. Так, например, на суконной фабрике Торнтона, на которой в большинстве своем работали женщины, рабочие потребовали открытия родильного приюта, льгот для беременных и рожениц, устройства яслей для детей, улучшения медицинской помощи и т.д. Санитарные условия работы женщин на этой фабрике были настолько плохи, что даже в печати были озвучены ряд вопиющих фактов. В заметке от 11 марта 1906 года писалось: «В обеденное время на заводском дворе можно наблюдать тяжелые картины: работницы с исхудалыми лицами, группами, в самых оригинальных позах, приткнувшись к какому-либо забору или в углу, кормят малюток, и это бывает в сильные морозы. А когда рабочие будут волноваться из-за этого, наши охранители вместе с фабрикантами начнут кричать, что здесь крамола, что здесь «рабочих смущают», — писала одна из либеральных газет.
Какова же была реакция на это? Вместо выполнения требований, администрация просто закрыла фабрику на несколько месяцев, а при новом приеме рабочих всех энергичных зачинщиков стачечных требований выбросила вон. Естественно, что недовольство рабочих на этом не прекратилось. Вскоре рабочими организациями были выдвинуты не только требования по устранению этих безобразий, но и еще громче стали звучать голоса о воспрещении женского труда в тех производствах, где он вреден для их здоровья, освобождении женщин от работы в течение 4 недель до и 6 недель после родов с сохранением заработной платы в полном размере и с сохранением места, а также об освобождении от работы на пол часа для возможности кормления ребенка и устройства яслей для малолетних детей. Помимо перечисленных требований на других питерских заводах рабочие также выдвинули требование устройства родильных приютов (на Путиловском, Обуховском и др.). Одновременно эти требования также были выдвинуты и рабочими в целом ряде других городов страны. Все это показывало правящему классу рост сознательного отношение рабочих к своему здоровью и к здоровью своих детей.
Наконец, в 1908 г. в Москве было организовано специальное общество борьбы с детской смертностью. Это новое общество поставило своей задачей теоретическое изучение причин детской смертности и организацию учреждений в помощь матерям, но на первых порах ограничивалось в основном лишь чтением лекций. Комиссия по охране материнства при этом обществе была организована лишь в 1911 году. Под дальнейшим давлением рабочего движения правительством в 1912 г. был принят закон о страховании материнства в больничных кассах на период обязательного перерыва в работе на 2 недели до родов и 4 недели после родов. Размер денежного пособия на случай родов колебался от половины до полного заработка участницы кассы. Правом на пособия пользовались лишь те работницы, которые состояли участницами кассы не менее 3 месяцев до родов. Предприниматели обязывались платить 2/3 от взноса своих рабочих. Однако, действие закона 1912 г. распространялось лишь на фабричный пролетариат, другие трудящиеся женщины пособиями не пользовались. Постановление 1912 г. — первое и единственное по охране работницы как матери в Российской империи.
Лишь накануне империалистической войны в России было организовано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, имевшее своими задачами «уменьшить детскую смертность, способствовать нарастанию здорового населения, а также охранять здоровье матерей». Состав этой организации, находившейся под покровительством императрицы, был следующий: 10 губернских земских управ, 69 уездных земских управ, 41 городская управа, 149 обществ и учреждений и около 1 000 отдельных лиц. Это попечительство начало свою деятельность в 1914 г. Однако, общее количестве учреждений по всей России, принадлежавших этой филантропической полубюрократической, полуобщественной организации, на протяжении всего периода ее деятельности оставалось низким. В отношении охраны материнства попечительство подняло лишь вопрос о возможном страховании материнства. Всю тяжесть по созданию фонда в 25 000 руб. оно возлагало на матерей, «физически заинтересованных» в страховании материнства.
Годы войны еще более ухудшили положение рабочих семей. Повысилась детская смертность, усилилась заболеваемость работниц вместе с их занятостью в производстве. Охрана материнства по прежнему отсутствовала, не считая двух десятков филантропических учреждений на всю огромную Российскую империю. Всероссийское попечительство не имело ни достаточно средств, ни энергии, ни инициативы для осуществления поставленных им задач. Несмотря на это, временное правительство после Февральской революции именно этому попечительству снова поручило работу по охране матери и ребенка на прежних основаниях. При изменившихся условиях эта организация проявила еще сильнее всю свою несостоятельность. Настоящая, активная, полная энтузиазма работа по охране матери и ребенка началась лишь после Октября.
Виктория Самум запись закреплена
Ататюрк и права женщин.
Значительный прогресс в вопросе равенства мужчин и женщин в Турции, как и в России, был достигнут в начале XX века в период становления республики. Реформы, осуществленные под руководством Ататюрка, способствовали достижению женщинами гражданских и политических прав.
Показать полностью. В результате этих преобразований стало возможно участие турецких женщин в таких важных сферах, как образование, политика и деловая жизнь. Государство посредством проведения политики равенства полов поддерживало их участие во всех сферах общественного развития.
К реформам в области прав женщин Ататюрк начал готовить все еще достаточно консервативное турецкое общество личными публичными выступлениями. Например, в речи, произнесенной в Измире в 1923 г., он поставил вопрос о необходимости подготовки образованных граждан, подчеркнув в этом важную роль женщин: «. мы стали людьми благодаря своим матерям. Они сделали все, что могли. Но уровень, который у нас имеется, не отвечает современным потребностям и нуждам. Нам необходимы люди с более широкими взглядами и этих людей смогут воспитать образованные женщины». Далее Ататюрк заявил, что по этой причине «женщины тоже отныне должны быть образованными и они будут проходить все ступени образования, как и мужчины. Женщины будут идти бок о бок с мужчинами и будут помогать и поддерживать друг друга». Вскоре в Турции был принят закон о едином образовании «Tevhidi Tedrisat Kanunu» (1924), обеспечивавший женщинам возможность обучаться наряду с мужчинами.
Следующим шагом стало принятие в 1926 г. Гражданского кодекса «Turk Medeni Kanunu», который кардинально изменил правовой статус турецкой женщины, уравняв ее в правах с мужчинами. Этот кодекс основывался на принятой в 1924 г. Конституции Турецкой Республики, провозгласившей равенство всех граждан, независимо от пола. В соответствии с той частью гражданского кодекса, которая регулировала брачные отношения, в стране было запрещено многоженство. Согласно положениям Свода законов о семье (ст. 88 и 90) совершеннолетние граждане (достигшие 18-летнего возраста) теперь могли вступать в брак без согласия старших членов семьи. Супруги отныне имели равное право возбуждать дело о разводе (ст. 141), были закреплены равные права супругов в вопросах наследства. Однако Гражданский кодекс 1926 г., все же сохранил ряд правовых преимуществ мужчины, истоком которых следует считать не только остаточное влияние ислама, но и ограниченную трактовку прав женщины, которая на тот момент существовала и в европейских странах.
На первом этапе реформ турецкие законодатели предоставили женщинам возможность работать вне дома, в частности на производстве. Однако поле политической жизни оставалось для них в значительной степени закрытым. Поэтому турецкие женщины продолжили борьбу за свои социальные и политические права, за создание благоприятных условий для более активного участия в общественной жизни страны. В апреле 1923 г. во время обсуждения Закона о выборах депутатов наиболее прогрессивные турецкие женщины поставили вопрос о предоставлении им избирательного права. Положительных результатов это не дало, поэтому в феврале 1924 г. был образован Союз турецких женщин («Turk Kadinlar Birligi»). В его устав был включен пункт, где говорилось, что основной целью организации является достижение политических прав турецкими женщинами. Союз турецких женщин планировал свое участие на выборах 1927 г. и заявил об этом в прессе. Первые успехи были достигнуты на местных выборах в 1930 г. и на парламентских выборах 1935 г.
8 октября 1934 г. в результате настойчивости Союза турецких женщин Великим Национальным Собранием Турции был принят закон, гарантирующий всем турецким женщинам право избирать и быть избранными. Получение избирательных прав обеспечило высокую явку избирателей на выборах 1935 г. Участие и интерес женщин к выборам, как в роли избирателей, так и кандидатов в депутаты, были высокими. Явка избирателей в крупных городах превысила 80%, причем 48% из этого числа составляли женщины. Первой женщиной, ставшей депутатом меджлиса, была крестьянка Хатидже Чырпан, выдвинутая лично Ататюрком. В своих выступлениях после окончания выборов турецкие женщины, ставшие депутатами, выражали признательность за реформы, которые способствовали распространению идеалов равенства в общественном сознании страны. Женщины, избранные в Великое Национальное Собрание от Союза турецких женщин, направили свои основные усилия на окончательную ликвидацию неграмотности среди женщин и устранение недостатков в социальной сфере. Дальнейшее развитие женского образования привело к росту числа женщин, преподающих в высших учреждениях Турции. Постепенно вводилась практика назначения женщин на государственные должности, в частности в органы управления народного образования.
Александр Сергеев запись закреплена
Церковь и школы в Российской империи.
Правительство Российской империи, обеспокоенное размахом крестьянского движения во второй половине XIX в., решило усилить влияние церкви на народ. Сеть церковных школ стала быстро развиваться, и к 1865 г. по официальным данным насчитывалось 21 420 таких школ, в тоже время школ других ведомств было только 14 315.
Показать полностью. Императорский рескрипт 1873 года ставил в вину народной школе, что в ней недостаточно внимания уделялось чтению церковных книг и что детей воспитывали в «пренебрежительном отношении к церкви». Правила о народных школах 1874 года усилили роль дворянства по наблюдению за школой и за политической благонадежностью учителей, а для надзора за школой была создана особая школьная полиция.
Считая церковную школу оплотом в борьбе против крестьянского и рабочего движения, правительство систематически увеличивало ассигнования на содержание и развитие этих школ, ограничивая в то же время средства на начальные школы министерства просвещения. В 1896 г. на содержание церковноприходских школ из средств государственного казначейства было отпущено 3,4 млн. руб., а на содержание всей сети начальных школ министерства просвещения — только 1,5 млн. руб. В 1900 г. на церковные школы ассигновано 6,8 млн. руб., на школы министерства — 3 млн. Начиная с 1902 г., из государственного казначейства на содержание церковных школ отпускалось ежегодно по 10 млн. руб., а на нужды школ министерства просвещения — от 4,8 млн. (в 1903 г.) до 9 млн. (в 1907 г.).
Основные воспитательные задачи церковноприходских школ заключались в том, чтобы внушать детям почтение к российскому императору, власти и церкви. В церковных школах детей учили чтению, письму, началам арифметики, церковной обрядности, сообщались сведения «из истории церкви и отечества», нередко проповедовалась религиозная и национальная нетерпимость. Церковные школы в обязательном порядке получали издававшуюся синодом «приходскую библиотеку», пропитанную церковным духом. За период с 1891 по 1908 г. синодом было напечатано 1,5 млн. экз. этой библиотеки стоимостью свыше полумиллиона рублей. Синодом было издано также много книг для церковных школ. С 1891 по 1908 г. выпущено свыше 33 млн. экз. книг на 6,7 млн. руб.
Церковь стремилась контролировать и начальные школы министерства просвещения. Для этой цели содержалось множество наблюдателей-священников, на которых тратилось ежегодно свыше полумиллиона рублей, не считая местных средств. В 1907 г. из церковной среды был создан институт школьных сыщиков. Они должны были выяснять, как относятся учителя и ученики к церкви, к обрядам, т.е. в какой степени школа проникнута церковностью. На церковных сыщиков возложили также обязанность проверять, как проводятся чтения для народа, нет ли в них чего-нибудь недозволенного, не ведется ли преподавание по не утвержденным учебникам. Им вменялось в обязанность контролировать пополнение школьной библиотеки — достаточно ли в ней книг церковного содержания, нет ли книг недозволенных. Сыщики обязаны были следить за работой начальной школы независимо от органов надзора «министерства просвещения.
Церковь не доверяла учителям, получившим образование в учительских семинариях. «Нет нужды,— писало епархиальное начальство,— сразу искать учителя образованного, лучше на первый раз поставить преданного церкви». Учителя народных школы разоблачавшие церковную ложь, объяснявшие детям различные явления природы и дававшие начала научного представления о мире нередко встречали противодействие. На них писали доносы о подрыве религиозного воспитания в школе и добивались увольнения. В 1907 г. по инициативе синода был поднят вопрос о закрытии Рязанской учительской семинарии ввиду выпуска из нее, по словам церковного ведомства, учителей, зараженных «религиозным индифферентизмом». Церковники нередко натравливали учащихся церковных школ на учеников земских школ, заставляли их забрасывать камнями квартиры учителей, переманивали и даже силой переводили учеников земских школ в свои школы.
Виктория Самум запись закреплена
Коран — это книга, написанная в VII в., продукт своего времени, отражающая патриархальные общественные отношения, бытовавшие в регионе ее возникновения. Откуда же берет начало невысокий статус женщин, зафиксированный в этом «священном» писании? Чтобы понять это, нужно вспомнить о древнем обычае закапывания новорожденных девочек в землю, бытовавший у арабов вплоть до возникновения этого религиозного учения.
Показать полностью. Обычай этот возник из-за суровых природных условий пустынной Аравии, не позволявших прокормить много детей. Поэтому дочери у народов данного региона считались лишними в семье, так как они не могли принимать участия в походах племени, приносивших добычу. Неодинаковое отношение отца к рождению сына и дочери, упоминание о старом обычае отчетливо сохранилось и в Коране: «А когда кого-нибудь из них порадуют вестью о девочке, лицо у того делается мрачным, он становится унылым; прячется от людей, огорчаясь тем, чем хотели его обрадовать; удержать ли ее при себе, к своему посрамлению? Или скрыть ее в земле?» (16, 60—61)
Хоть с появлением Корана и было несколько смягчено прежнее отношение к девочкам, но неравноправный статус женщин был сохранен. Коран утверждал господство мужа и отца, а все члены семьи обязаны были подчиняться его воле и желаниям. «Мужья стоят выше жен, потому что Господь дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них» (4, 38). Неравноправие полов нашло свое отражение в брачных отношениях, которые были подробно разработаны в шариате. Согласно нормам шариата, женщина не решала вопроса о браке, за нее это делал кто-нибудь из ее ближайших родственников мужчин или доверенное лицо. По этой причине очень часто согласие девушки на брак было формальным. Родственники или доверенное лицо отдавали ее замуж любому, кто был в состоянии заплатить выкуп. Брак явственно принимал черты коммерции. Жена приобреталась мужчиной как имущество. Шариат подтверждал, что муж получает полную власть над женой по уплате мехра. При определении мехра принимали во внимание возраст, красоту, происхождение, ум и другие качества девушки.
Поскольку женщину покупали за деньги или обменивали на скот, то, естественно, в семье она обладала невысоким статусом. В семье мужа она находилась под вечным страхом, что за малейшую оплошность ее могут выгнать из дому. Возвращение к родным не сулило ей ничего хорошего, а к общественному труду женщина не была приспособлена в силу распространенных обычаев затворничества. Традиционные нормы не защищали женщину в должной мере, поэтому она не смела поднять голос в защиту своего достоинства и своих прав. Напротив, Коран разрешал мужу строго наказывать строптивую жену: «Тех, которые опасны по своему упрямству, вразумляйте, делайте им побои» (4,38). В Коране подробно регламентировалось положения о разводе. Право на расторжение брака также целиком принадлежало мужчине. Даже в тех случаях, когда жена «видит притеснение себе от мужа» или его отвращение к ней, Коран советовал обеим сторонам помириться «искренним миром» ( 4, 127). Только в одном месте Kopaна оговаривалось право жены на развод при условии уплаты мужу выкупа (2, 229).
Поводом для развода со стороны мужа, могла служить малейшая провинность жены, любой пустяк. Муж мог развестись с женой и без всякого повода. Стоило только мужчине произнести положенную ритуалом формулу развода, как развод вступал в силу. В то время, как за мужчиной закреплялось неограниченное право на развод, права женщин в этом отношении были весьма ограничены. После развода жена оставалась в доме мужа на небольшой срок, который нужен был для того, чтобы установить, не беременна ли она (2, 228). Ведь если бы беременная жена ушла из дома мужа раньше этого срока, то она унесла бы в своем чреве наследника, который по закону принадлежал не ей, а мужу. Если женщина была беременна, то после родов она оставляла ребенка мужу, лишаясь права на его воспитание. В неравные условия была поставлена разведенная жена и при разделе имущества семьи. Коран рекомендовал мужу дать своей жене «надел в «благоприличном размере, как подобает людям благочестивым» (2,242). То есть женщина могла надеяться на определенную часть имущества только при условии, что муж окажется человеком благочестивым, размер же этой части зависел от желания мужа.
Одной из причин экономического неравенства женщин с мужчинами был обычай затворничества. Женщины не имели права без разрешения отца или мужа выйти из дома, поддерживать знакомство с другими людьми. Исследователи считают, что обычай затворничества женщин связан с оседлым образом жизни, что до определенного периода у кочевых племен региона такого ограничения для женщин не было. Большинство исследователей сходится на том, что этот обычай был перенят у оседлых народов. Согласно различным источникам, хиджаб и затворничество получили распространение у ближневосточных народов лишь в VIII в., причем эти институты привились главным образом в городах, где женщины не участвовали в общественных делах. Это подтверждается, например, тем, что у кочевых народов Средней Азии женщина во все времена оставалась свободной от ношения хиджаба и не подвергалась затворничеству. Поскольку женщинам наравне с мужчинами приходилось делить все тяготы кочевой жизни, а затворничество и ношение хиджаба не давали бы возможностей для нормального осуществления повседневных обязанностей.
Виктория Самум запись закреплена
История происхождения культа Марии.
Первые христиане в своем учении очень мало внимания уделяли Марии. В тоже самое время Рим в текстах ранних христиан зачастую изображен в виде женщины, сидящей на звере. Никаких следов почитания Марии нет и в ранних посланиях, приписываемых апостолу Павлу.
Показать полностью. Автор этих посланий представлял Иисуса сыном Господа, сошедшим на землю, а совсем не сыном некой добродетельной женщины. В Новом завете Мария не занимает сколько-нибудь значительного места. В самом раннем из канонических евангелий — Евангелии от Марка нет описания рождения Иисуса, рассказ о нем начинается сразу с прихода Иисуса из Галилеи и крещения его Иоанном. В позднейших евангелиях Матфея и Луки в описаниях рождения Иисуса начинает фигурировать Мария. У Матфея эти рассказы менее подробны, чем у Луки. Автор третьего евангелия вводит рассказ о том, как к Марии явился ангел и объявил, что она зачнет от святого духа. Но о дальнейшей жизни Марии в период проповеди Иисуса, во время суда над ним и после казни его в первых трех евангелиях ничего не сказано: мать Иисуса даже не упомянута среди женщин, присутствовавших при распятии. Только в Евангелии от Иоанна Мария, мать Иисуса, оказывается у креста. Вот и все сведения о ней, которые содержатся в Новом завете. И все-таки культ Марии существует, и торжественно справляются праздники в честь ее рождения и смерти, о которых ни слова нет в «священных» писаниях. Откуда же он взялся?
Ответ очевиден для всякого критичного исследователя. Он был заимствован ранними христианами из других религиозных систем. Ведь среди средиземноморских культов большую роль играл древний земледельческий культ матери, которая олицетворяла плодородие. Вряд ли можно было найти в древнем Риме область, где в той или иной форме не почиталось бы женское божество. В Греции была Деметра, в Малой Азии — Кибела, в Месопотамии — Иштар, в Египте — Исида. В первые века н.э. эти древние верования по прежнему существовали, особенно среди деревенского населения провинций. Крестьяне на последние гроши ставили посвятительные надписи «великой матери», прося у нее и покровительства, и хорошего урожая. Они инстинктивно продолжали сохранять свои традиционные культы и свои древние обряды. Особое распространение — даже в Италии — получил культ египетской богини Исиды, по легенде, жены Осириса и матери Гора. Она обычно изображалась с младенцем Гором на руках. Римский писатель II в. Апулей в своей знаменитой повести «Метаморфозы» подробно описывает культ Исиды. Герой этого произведения — молодой человек Луций с помощью колдовства превращается в осла. Он претерпевает множество приключений пока наконец Исида не освобождает его.
Итак, один из столпов церкви IV в., чьи произведения изучались и цитировались последующими церковными писателями, официально заявлял, что он ничего не знает об обстоятельствах смерти Марии (даже неизвестно, где и как она была похоронена). Лишь в IV—V вв. культ Марии побеждает в христианской среде. Центром почитания Марии становится Эфес, где издавна существовал женский культ Артемиды. Как писал один из исследователей происхождения культа Марии, А. Древе, древний культ матери «снова ожил в культе Марии, переменив только имя и получив христианскую окраску». Праздники в честь Марии были введены еще позднее. Они были приурочены к местным языческим праздникам: рождение Марии впервые стало отмечаться с VI в., в дни языческих праздников, связанных с началом года (ближневосточный год начинается с сентября), а успение — с конца V в. Праздник успения совпадал с празднованием крестьянами окончания уборки урожая. Таким образом, в основу одного из важнейших культов позднейшего христианства, были положены более древние языческие верования.
Александр Сергеев запись закреплена
Краткая история создания ветхозаветных текстов.
Завоевав Палестину и жестоко расправившись с ее оседлым населением (в Ветхом завете описываются «подвиги» иудеев, которые, с благословения Яхве, безжалостно уничтожали целые города и опустошали плодородные области этой благодатной части ближневосточного региона), древние евреи осели в этой стране, перешли к земледельческому образу жизни и создали здесь свое государство.
Показать полностью. Немалое влияние на развитие их культуры — возможно, также и религии — оказали при этом традиции древних палестинских народов, отныне включенных в состав еврейского государства.
В этот ранний период среди евреев большим авторитетом и влиянием пользуются иерархи иерусалимского храма, «слуги божьи», а также различные «пророки», выступавшие нередко в роли оппозиции по отношению к первым. Иерусалимский храм с течением времени, особенно после реформ иудейского правителя Иосии в 622 г. до н.э., становится не только центром, но и практически единственным местом, где совершаются ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. Остальные святилища и алтари, равно как и другие древнееврейские и заимствованные у завоеванных народов Ханаана культы, с начала I тысячелетия до н.э. постепенно отодвигаются на второй план. Только одному Яхве возносили теперь молитвы храмовые жрецы. Яхве был на устах у многочисленных пророков, чьи поучения были включены в Ветхий завет и дожили до наших дней. В известной мере можно сказать, что вся жизнь народа и политика государства все более концентрировались вокруг Яхве и иерусалимского храма. Недаром и весь период древнееврейской истории до 586 г. до н.э., когда Иерусалимский храм был разрушен, называется периодом Первого храма.
Таким образом, период Первого храма становится эпохой усиления культа Яхве. Уже тогда сложились те основы иерократии и теократии, которые отчетливо проявили себя позже, в период Второго храма. В 538 г. до н.э. Иерусалимский храм был отстроен заново. Служители его утопали в роскоши — со всех концов страны к ним стекались обильные подношения. В период Второго храма еще резче и последовательней, чем прежде, стал насаждаться очищенный от наслоений прошлого культ единого и всемогущего Яхве. Служители храма, практически забравшие в свои руки всю власть в стране, энергично боролись против политеистических «пережитков» и в частности евреям было запрещено изготовление «идолов» других религиозных культов.
Вскоре вся эта история и теория иудаизма, столь тесно связанные с жизнью и судьбами древних евреев, нашли свое отражение в Библии, в ее Ветхом завете. Хотя Библия, как сумма «священных» книг, стала комплектоваться еще на рубеже II—I тысячелетий до н.э., основная часть текстов и, видимо, редакция общего свода датируется периодом Второго храма. В этот период жрецы, не имевшие забот по обслуживанию храма, сосредоточили свои усилия на переписывании и редактировании старых свитков, а также на составлении новых текстов. В итоге, ветхозаветная часть Библии была составлена из ряда книг, которые почитались священными и изучались многими последующими поколениями евреев. Будучи прежде всего церковной книгой, Библия воспитывала в своих читателях слепую веру во всемогущество объекта поклонения иудеев, в его всесилие, в творимые им чудеса и т.п. Ветхозаветные тексты учили евреев смирению перед волей Яхве, повиновению ему, а также говорящим от его имени еврейским жрецам и пророкам.
Главным в ветхозаветных преданиях стали не только те чудеса, которые якобы являл сам Яхве, но и та чудесная связь, которую будто бы имел Яхве с покровительствуемым им народом, в той необычайной мудрости, которой он будто бы щедро наделял избранных им патриархов этого народа. Именно это в первую очередь и было записано в текст «священной» книги. И вот в ветхозаветных текстах мы находим, что первый патриарх евреев Авраам, чья жена Сарра уже на старости лет родила единственного сына Исаака, готов по первому слову Яхве принести ему в жертву своего первенца, а в награду за столь ревностное почитание и повиновение господь благословляет Авраама, Исаака и все их племя. А вот сын Исаака Иаков, преодолевая все сложности, добывает себе любимую жену, умножает свои стада, обзаводится большой семьей и огромным имуществом, и все это также благодаря Господу.
Таким образом, отличительная черта иудаизма выражалась в его исключительной вере во всемогущество Яхве. Идея же этого всемогущества лучше всего, пожалуй, нашла отражение в книге Иова. Книга эта рассказывает о страданиях Иова, у которого Яхве, решивший провести своего рода эксперимент, поочередно отнял все имущество, детей, здоровье и привел его к краю гибели, как бы испытывая, возропщет ли отличавшийся благочестием Иов, отречется ли он от великого и всеблагого Яхве. Долго терпел Иов, страдая и по-прежнему благословляя господа. Но на краю гибели он не выдержал и возроптал. Господь через верных ему посланцев сурово осудил Иова за малодушие и неверие, за ропот и противодействие — и посрамленный Иов смирился, после чего Господь вернул ему все, что ранее отнял. Книга Иова весьма показательна в плане воспитания в своей пастве покорности и смирения, упования на помощь всемогущего Яхве до последнего.
Итак, квинтэссенция Ветхого завета заключена в идее избранничества. Господь един для всех — это великий Яхве. Но всемогущий Господь из всех народов выделил один — еврейский. Прародителю евреев он дал свое благословение, и с тех пор этот народ со всеми его успехами и неудачами, бедствиями и радостями, благочестием и неповиновением находится в центре внимания Господа. Как и другие монотеистические религии, иудаизм не только резко выступал против многобожия, но и был религией, не терпящей существования наряду с их великим Господом никаких других культов. Характерно, что в период Второго храма, т.е. примерно с V в. до н. э., иерусалимские иерархи весьма строго следили даже за тем, чтобы их паства не вступала в брачные связи с иноплеменниками. В итоге, избраннические мотивы иудаизма сыграли немалую роль в дальнейшей судьбе еврейского народа. Убежденная вера в свою исключительность, избранность способствовала выработке той психологии, которая обнаруживалась и после того, как раннее еврейское государство перестало существовать, а большинство евреев рассеялось по всему миру.
Виктория Самум запись закреплена
Л. Толстой. Патриотизм или мир?
Ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма — войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся.
Показать полностью.
Часто, когда спрашиваешь у детей, что они выбирают из двух несовместимых вещей, но которых им обеих очень хочется, они отвечают: и того, и другого. Что хочешь: ехать кататься или дома играть? И ехать кататься и дома играть.Точно так же отвечают нам народы на поставленный им жизнью вопрос: что они выбирают из двух: патриотизм или мир? Они отвечают: и патриотизм, и мир, хотя соединить патриотизм и мир так же невозможно, как в одно и то же время ехать кататься и оставаться дома.
Если американец желает предпочтительного пред всеми другими народами величия и благоденствия Америки, и точно того же желает англичанин, и русский, и немец, и поляк, и абиссинец, и т.д., и все они убеждены, что эти желания не только не надо скрывать и подавлять, но что этими желаниями можно гордиться и должно развивать их в себе и других, и если величие и благоденствие одной страны или народа не может быть приобретено иначе, как в ущерб другой или иногда и многих других стран и народов, то как же не быть войне. И потому для того, чтобы не было войны, нужно не читать проповеди и молиться о том, чтобы был мир, не уговаривать «великие нации» быть в дружбе между собою, чтобы властвовать над другими народами, не составлять двойственный и тройственный союзы друг против друга, не женить принцев на принцессах других народов, а нужно уничтожить то, что производит войну. Производит же войну желание исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом. А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать.
Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвел объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть множество патриотизмов, противоположных один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.
Говорить, что если патриотизм был благодетелен, соединяя людей в государства, как это было некогда, то от этого патриотизм и теперь так же благодетелен, всё равно, что говорить, что так как пахота была полезна и благодетельна для поля перед посевом, то она так же будет благодетельна теперь, когда посев уже взошел. Ведь хорошо бы было удерживать патриотизм в память той пользы, которую он когда-то принес людям, как хранят и удерживают люди старинные памятники храмов, гробниц и т.п. Но эти памятники стоят, не принося людям никакого вреда, патриотизм же не переставая производит неисчислимые бедствия.
Хотят или не хотят этого люди, вопрос ясно стоит перед человечеством: каким образом может тот патриотизм, от которого происходят неисчислимые как физические, так и нравственные страдания людей, — быть нужным и быть добродетелью? И ответить на этот вопрос необходимо. Необходимо или показать, что патриотизм есть такое великое благо, что он выкупает все те страшные бедствия, какие он производит в человечестве, или признать, что патриотизм есть зло, которое не только не надо прививать и внушать людям, но от которого надо всеми силами стараться избавиться.
Если мы действительно хотим мира, то патриотизм есть пережиток варварского времени, который не только не надо возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который надо искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой. Если мы хотим жить в мире, то не только нельзя сочувствовать могуществу своего отечества, но надо радоваться ослаблению его и содействовать этому. И чем больше государство, тем злее и жесточе его патриотизм, тем на большем количестве страданий зиждется его могущество. Поэтому, если мы не только не должны, как теперь, желать увеличения своего государства, но желать уменьшения, ослабления его и всеми силами содействовать этому. И так и воспитывать молодые поколения. Должны воспитывать молодые поколения так, чтобы как теперь стыдно молодому человеку проявлять свой грубый эгоизм, например, тем, чтобы съесть всё, не оставив другим, столкнуть слабейшего с дороги, чтобы самому пройти, отнять силою то, что нужно другому, — так же бы было стыдно желать увеличения могущества своего отечества; и так же, как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя, так же бы считалось глупым восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах, проповедях и глупых народных гимнах. Надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны, ужасные, страшные войны.