учетный номер плательщика в фсзн
Издание атрибутного сертификата для ФСЗН
МЕНЮ РАЗДЕЛА ГОССУОК
Издание атрибутного сертификата для ФСЗН
Для подтверждения учетного номера плательщика в органе ФСЗН необходимо представить:
> копию извещения о постановке на учет, подтверждающую учетный номер плательщика в органе ФСЗН, заверенную в соответствии с законодательством Республики Беларусь,
> либо информационное письмо органа ФСЗН, дублирующее сведения извещения о постановке на учет,
> либо заверенную информацию с корпоративного портала ФСЗН.
Учетный номер плательщика в органе ФСЗН должен содержать 9 символов.
Для обмена с Фондом социальной защиты населения (далее — ФСЗН) электронными документами плательщику необходимо:
Иметь действующий сертификат открытого ключа ГосСУОК юридического лица.
В случае отсутствия получить в Республиканском удостоверяющем центре, либо в региональных регистрационных центрах сертификат открытого ключа ГосСУОК с изданием дополнительного атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН
Получить дополнительный атрибутный сертификат для работы с системами ФСЗН в дополнение к действующему сертификату юридического лица:
Установить актуальное клиентское программное обеспечение «Программный комплекс Автоматизированное рабочее место плательщика ИОК КАИС Фонда»
Бухгалтерия ИП самостоятельно: как платить взносы в ФСЗН
Каждый индивидуальный предприниматель сталкивается с бумажными проволочками и строгими правилами. Среди регулярных обязательных процедур, помимо уплаты налогов, числятся и взносы в ФСЗН. Сегодня рассказываем о том, сколько нужно платить Фонду социальной защиты населения, зачем это делать и куда идут деньги.
Страховые взносы в ФСЗН – это обязательные регулярные отчисления от зарплаты и иных подобных доходов. Порядок уплаты взносов регулируется Положением об уплате обязательных страховых взносов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.
Зачем перечислять деньги в ФСЗН?
Деньги, полученные от взносов, идут на финансирование пенсий, больничных листов, пособий по безработице, беременности и родам. А право на эти выплаты имеют люди, которые в периоды работы или занятия предпринимательской деятельностью подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали взносы в Фонд.
В ФСЗН хранится все информация о стаже вашей работы и размере взносов. Потом, исходя из этой информации, будет определяться размер вашей пенсии и других возможных выплат.
Кто должен платить?
Платить взносы в ФСЗН обязаны практически все зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Постановка на учет в качестве плательщика взносов осуществляется автоматически с момента регистрации ИП в исполкоме.
Из любого правила есть исключения. Существуют категории ИП, для которых платежи в ФСЗН являются добровольными. Хочешь – плати, Фонд не откажется. Не хочешь – не плати, претензий никто не предъявит.
Добровольно уплатить взносы в ФСЗН могут ИП, которые:
Сколько нужно платить?
Размер страховых взносов ИП считает самостоятельно. Платить нужно раз в году по итогам прошедшего года. При этом установлен порог – не менее 35% от минимальной зарплаты, установленной законодательно. Заплатить больше можно, меньше – нельзя.
Рассмотрим пример. В 2019 году минимальная заработная плата была установлена на уровне 330 рублей. Эту цифру нужно умножить на 12 месяцев, а потом – на 35%:
3960 / 100 х 35 = 1386 рублей
Таким образом, минимальный размер взноса в ФСЗН для ИП по итогам 2019-го года составляет 1386 рублей. Если предприниматель зарабатывал больше «минималки» – он может перечислить фонду больше, но это не обязательно, по желанию.
С 1 января 2020 года минимальная зарплата составляет 375 рублей. Значит, взнос в ФСЗН за 2020 год составит минимум 1575 рублей.
Информацию о минимальной зарплате всегда можно найти на сайте Министерства труда и социальной защиты населения.
Ставка в 35% установлена неспроста. Есть четкое целевое назначение взносов:
Согласно указу №500 от 27 декабря 2018 года, ИП, нотариусы и адвокаты теперь могут платить взносы в ФСЗН только за период фактического осуществления своей деятельности с получением дохода. Если вы вели деятельность неполный год, то рассчитать сумму взноса необходимо самостоятельно исходя из количества отработанных дней. Чтобы не запутаться, можно воспользоваться специальным калькулятором ФСЗН
Сумму страховых взносов можно уменьшить, если индивидуальный предприниматель был на официальном больничном. Для этого надо подать заявление своему инспектору и приложить больничные листы.
Как оплатить?
Как угодно – наличными в банке, через инфокиоск, интернет-банкинг… ФСЗН подключен к ЕРИП, так что операция простая. Для ее проведения необходимо:
1) Войти в систему “Расчет” (ЕРИП)
2) Выбрать вкладку «ФСЗН», выбрать регион и ваш районный (городской) отдел ФСЗН
3) Выбрать «Взносы физ.лиц за себя»
4) Ввести учетный номер плательщика ФСЗН (9 цифр, его можно найти в свидетельстве о регистрации ИП)
5) Ввести сумму платежа в белорусских рублях
7) Подтвердить совершение платежа
На всякий случай стоит сохранить чек об оплате.
Отчетность
Недостаточно просто заплатить взносы – о них нужно отчитаться. Для этого нужно скачать с сайта ФСЗН специальную программу «Ввод ДПУ» и заполнить там форму ПУ-3. Программа находится здесь. Выбирайте версию под свою операционную систему.
Подробную инструкцию заполнения формы можно скачать тут. Еще одна хорошая инструкция находится здесь.
Отчетность необходимо предоставить в органы ФСЗН не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом (т.е. до 31 марта 2020 за отчетный 2019-ый год). Есть два способа это сделать:
Отчитываться перед ФСЗН нужно только после уплаты взносов.
В известной социальной рекламе говорилось: «Заплати налоги – и живи спокойно». Про ФСЗН там не упоминали, но уплата взносов в Фонд не менее серьезное дело, чем налогообложение. Заплатить придется в любом случае, а если не сделать это вовремя и добровольно, дополнительно нужно будет раскошелиться на пеню и штраф в 20% от суммы задолженности.
Кроме того, уплата страховых взносов в ФСЗН – это гарантия выплат пенсий и пособий тем, кто сейчас в них нуждается. Платежи выполняют важную социальную функцию, не пренебрегайте ими.
Вам будет интересно почитать:
Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!
Новый порядок обмена электронными документами с ФСЗН
С 1 апреля 2021 г. вместо Инструкции о порядке обмена электронными документами, утвержденной постановлением N 8, будет действовать новая Инструкция о порядке обмена электронными документами, утвержденная постановлением N 2. Рассмотрим, как изменится обмен электронными документами между ФСЗН и плательщиками обязательных страховых взносов в ФСЗН.
Перечень электронных документов, представляемых в ФСЗН
Новая Инструкция о порядке обмена электронными документами уточняет перечень документов, которые представляются плательщиками обязательных страховых взносов с использованием электронных и автоматизированных (компьютерных) технологий в электронном виде.
Как и сейчас, в ФСЗН с 1 апреля 2021 г. нужно будет представлять следующие электронные документы :
1) пачки ДПУ. В новой Инструкции о порядке обмена электронными документами конкретизированы формы представляемых ДПУ, а именно ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3, ПУ-6.
Напомним, что ДПУ необходимо передавать в ФСЗН в виде сформированных пачек. При этом пачка ДПУ должна содержать формы только одного вида и за один отчетный период ;
2) отчет о средствах ФСЗН (далее — отчет формы 4-фонд).
Работодатели в обязательном порядке представляют ДПУ и отчет формы 4-фонд в виде электронных документов, заверенных ЭЦП через корпоративный портал ФСЗН. Исключение составляют работодатели, среднесписочная численность работников у которых до 10 человек. Им разрешено представлять указанные документы в виде электронных документов без заверения ЭЦП, а отчет формы 4-фонд также можно представить на бумажном носителе нарочным ;
3) пояснительная записка к пачкам ДПУ, содержащим форму ПУ-3. В действующей Инструкции о порядке обмена электронными документами нет указания на необходимость представления данного документа в виде электронного документа через корпоративный портал ФСЗН. Однако такое требование установлено ч. 1 п. 5 Инструкции о порядке передачи-приема форм ДПУ и поэтому не является новшеством для плательщиков взносов в ФСЗН.
Обратите внимание!
Пояснительную записку к пачкам ДПУ, содержащим форму ПУ-3, по итогам 2020 года нужно представить до 1 марта 2021 г. .
На заметку
Техническая возможность подавать перечень ППС и другие электронные документы через корпоративный портал ФСЗН уже существует. Делать это можно через программу «Ввод ДПУ».
В новой Инструкции о порядке обмена электронными документами из перечня электронных документов, представляемых в ФСЗН, исключен отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование (форма 4-платежи). Напомним, что данный отчет перестали использовать с 2018 года. В настоящее время учет сведений о начисленных и уплаченных взносах на профессиональное пенсионное страхование формируется ФСЗН на основании формы ПУ-6.
Порядок выдачи сертификата открытого ключа проверки подписи
Для подачи электронного документа через корпоративный портал ФСЗН необходимо наличие :
— действующего сертификата открытого ключа Государственной системы управления открытыми ключами (ГосСУОК);
— дополнительного атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН.
В действующей Инструкции о порядке обмена электронными документами вопросу получения сертификата открытого ключа проверки подписи посвящена глава 2. В ней описан порядок получения сертификата открытого ключа, какие нужны для этого документы, как отозвать такой сертификат. Новая Инструкция о порядке обмена электронными документами данный вопрос не регулирует.
Полагаем, с 1 апреля 2021 г. получение и отзыв сертификата открытого ключа и атрибутного сертификата для целей обмена электронными документами с ФСЗН будут осуществляться в общем порядке. Данный порядок описан на сайте НЦЭУ.
На заметку
Необходимые инструкции и разъяснения по настройке корпоративного портала ФСЗН находятся на сайте ФСЗН.
Подписание электронных документов
Новая Инструкция о порядке обмена электронными документами уточняет, как могут подписываться документы с помощью ЭЦП для последующего представления в ФСЗН :
— посредством программного комплекса «Ввод ДПУ» на корпоративном портале ФСЗН;
— в личном кабинете плательщика.
Вместе с тем данные способы подписания документов ЭЦП появились еще с 15 июня 2020 г. в связи с прекращением эксплуатации программного комплекса «Автоматизированное рабочее место плательщика АИС ИОК Фонда». Подробнее см. разъяснение ФСЗН.
Прием и контроль электронных документов
Новая Инструкция о порядке обмена электронными документами определяет единый для всех электронных документов порядок приема и контроля. Кроме того, уточнены этапы контроля :
1) входной контроль. На данном этапе проверяется подлинность электронного документа и соответствие его формата установленным законодательством требованиям. Другими словами, это первичный осмотр документа без проверки содержания. Оценивается, правильно ли составлен документ, проверяется достоверность ЭЦП;
2) контроль в АИС ФСЗН. Осуществляется контроль электронного документа на соответствие содержащихся в нем сведений имеющимся данным в АИС ФСЗН. На данном этапе внимание уделяется именно содержанию документа.
Результат контроля электронных документов
С 1 апреля 2021 г. по результатам прохождения контроля любых электронных документов плательщику будут выдаваться :
— квитанция с указанием статуса «принят в обработку» или «отклонен» с указанием причин отклонения — после прохождения входного контроля;
— протокол обработки электронного документа, который может иметь статус «принят» или «не принят» с указанием причины, — после прохождения контроля в АИС ФСЗН.
В настоящее время по результатам проверки электронных документов в зависимости от их вида ФСЗН выдает :
— квитанции с результатом «принят» или «отклонен» с указанием причины — при первичном приеме как пачек ДПУ, так и отчета формы 4-фонд;
— протокол обработки ДПУ — после обработки ДПУ;
— извещение о приеме или об отказе — после обработки отчета формы 4-фонд.
С 1 апреля 2021 г. изменится дата, которую нужно считать датой представления электронных документов в ФСЗН. Различия с действующей Инструкцией о порядке обмена электронными документами представлены в таблице.
Период | Вид электронного документа | Дата представления электронных документов | Нормы НПА |
до 1 апреля 2021 г. | пачки ДПУ | дата, указанная в квитанции с результатом «принят» | п. 19, 27 действующей Инструкции о порядке обмена электронными документами |
отчет формы 4-фонд | дата, указанная в извещении о приеме (отказе в приеме) | ||
с 1 апреля 2021 г. | любые электронные документы | дата, указанная в протоколе обработки электронного документа со статусом «принят» | п. 9 новой Инструкции о порядке обмена электронными документами |
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Новости
Вниманию индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов Информация о порядке и сроках уплаты обязательных страховых взносов, представлении документов персонифицированного учета
Порядок уплаты обязательных страховых взносов (далее – взносы) регулируется Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.
Постановка на учет в качестве плательщика взносов осуществляется в органах Фонда по месту жительства индивидуального предпринимателя автоматически со дня внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
Доход для исчисления взносов за периоды осуществления деятельности определяется самостоятельно, но не менее суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством.
Размеры взносов составляют:
29% на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование);
6% на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, смерти застрахованного лица или члена его семьи (социальное страхование).
Перечислениевзносов производится единым платежом 35% (29%+6%). Код платежа 03512.
Уплата взносов осуществляется в течение года, но не позднее 1 мартагода, следующего за отчетным годом. Обязательные страховые взносы, поступившие в бюджет фонда после
1 марта, относятся к платежам текущего года и не могут учитываться
в более раннем периоде.
Платежи принимаются наличными денежными средствами в кассы банков, а также с использованием платежно-справочных терминалов, инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга, банкомата, кассы банка, устройств приема наличных денег (cash-in) и других пунктов банковского обслуживания, подключенных к системе «Расчет».
Для проведения платежа необходимо:
1) выбрать пункт «Система «Расчет» (ЕРИП);
2) выбрать вкладку «ФСЗН», нажать последовательно вкладки для выбора региона, в котором находится районный (городской) отдел ФСЗН, плательщиком которого вы являетесь;
3) выбрать вид платежа;
4) ввести учетный номер плательщика ФСЗН (9 цифр).
5) ввести сумму платежа в белорусских рублях;
6) проверить правильность выбранных (введенных) данных;
7) подтвердить совершение платежа.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности и суммы обязательных страховых взносов за эти периоды отражаются в индивидуальных сведенияхпо форме ПУ-3 (далее – форма ПУ-3).
С 1 января 2018 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 500 «О государственном социальном страховании» периоды неосуществления в отчетном году предпринимательской деятельности также указываются в форме ПУ-3.
Форма ПУ-3 представляется в органы Фонда не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.
Данная форма может быть представлена в электронном формате (с приложением документов на бумажных носителях, заверенных подписью плательщика) в орган Фонда по месту постановки на учет в качестве плательщика взносов, а также в виде электронного документа, заверенного электронно-цифровой подписью. Электронные документы предоставляются с использованием сети Интернет путем обращения на web-портал Фонда (http://portal.ssf.gov.by).
Добровольный порядок уплаты взносов предусмотрен для индивидуальных предпринимателей, которые:
одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовыхотношениях; а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, являются собственниками имущества(участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц и за которых в соответствии с законодательством уплачиваются взносы;
являются получателями пенсий;
имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования;
участвуют в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.
Право на выплаты (пенсия, пособие) имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности, подлежали государственному социальному страхованию и за них и (или) ими самими уплачивались взносы.
Подтверждение стажа и заработка для назначения пенсии с 01.01.2003 осуществляется на основании сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Информацию, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете, можно получить в органе Фонда при обращении с документом, удостоверяющим личность,страховым свидетельством государственного социального страхования, заполнив заявление.
Общеустановленный пенсионный возраст
Страховой стаж, требуемый для назначения пенсии
Учетный номер плательщика в фсзн
В Беларуси уплатить страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН) можно посредством ЕРИП.
С 14 ноября 2018 года физическим лицам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам) предоставлена возможность посредством системы «Расчет» единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП) уплачивать в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН):
Таким образом, уплачивать указанные платежи в ФСЗН можно не только наличными денежными средствами в кассы банков, но и с использованием платежно-справочных терминалов, инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга, банкомата, кассы банка, устройств приема наличных денег (cash-in) и других пунктов банковского обслуживания, подключенных к системе «Расчет». Подробная информация о перечне пунктов банковского обслуживания, задействованных в системе «Расчет», размещена на сайте www.raschet.by в разделе «Плательщикам».
Ранее в ФСЗН посредством ЕРИП можно было уплачивать только обязательные страховые взносы.
Кроме того, индивидуальные предприниматели могут уплачивать указанные платежи посредством ЕРИП в ФСЗН и за граждан, которым они предоставляют работу по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Для проведения платежа необходимо:
1) Выбрать пункт «Система «Расчет» (ЕРИП);
2) Выбрать вкладку «ФСЗН», нажать последовательно вкладки для выбора региона, в котором находится районный (городской) отдел ФСЗН, плательщиком которого вы являетесь;
3) Выбрать вид платежа (взносы в ФСЗН физ.лиц за себя, взносы ФСЗН физ.лиц за наемных, пеня в ФСЗН физ.лиц за себя, пеня в ФСЗН физ.лиц за наемных, штрафы в ФСЗН физ.лиц за себя, штрафы ФСЗН физ.лиц за наемных);
4) Ввести учетный номер плательщика ФСЗН (9 цифр). Необходимо учитывать, что учетный номер плательщика ФСЗН при уплате платежей за граждан, которым индивидуальные предприниматели предоставляют работу по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (за наемных) отличается от соответствующего номера, указываемого при уплате платежей за себя.
Для сведения. Если появилось сообщение «Ошибка ЕРИП: Незарегистрированный номер плательщика ФСЗН», то это означает, что неправильно указан номер плательщика ФСЗН либо не обновлена база данных плательщиков (обновляется еженедельно). Для уточнения регистрационных данных необходимо обратиться в районный отдел ФСЗН по месту постановки на учет.
5) Ввести сумму платежа в белорусских рублях;
6) Проверить правильность выбранных (введенных) данных;
7) Подтвердить совершение платежа.
Внимание! Отменить платеж с ошибочно выбранными (введенными) данными после его совершения невозможно.