тренер в легенде номер 17
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных детских фильмов
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Евгением Стебловым по одному кадру!
Актёрские байки: Александр Абдулов
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Игорем Квашой по одному кадру!
Журнал
5 знаменитых имен из фильма «Легенда № 17»
Голы для гурманов, капитан Бандитов и о том, какой хоккей нам не нужен…
ВАЛЕРИЙ ХАРЛАМОВ (Данила Козловский)
Нападающий команды ЦСКА и сборной СССР, двукратный олимпийский чемпион и восьмикратный чемпион мира. Один из ведущих хоккеистов СССР 1970-х годов, получивший международное признание.
Его родители познакомились на танцах в клубе завода «Коммунар». Испанка Кармен, привезенная в СССР еще в детстве, работала там токарем-револьверщицей, а Борис Харламов — слесарем-испытателем.
«Легенда № 17», к/к «ТРИТЭ», т/к «Россия-1», 2013, реж. Н. Лебедев
Спортом Валерий Харламов начал заниматься в детстве, но вскоре у юного спортсмена обнаружили порок сердца, который мог бы поставить крест на карьере, но отец думал иначе и записал его в хоккейную секцию. Талантливого хоккеиста вскоре стали рекомендовать во взрослую команду ЦСКА, но тренер Анатолий Тарасов долгое время не видел в нем перспектив. Хоккеист был вынужден раз за разом доказывать, что он достоин основного состава команды. Только спустя несколько лет, в 1968 году, Харламов стал членом клуба ЦСКА и членом сборной СССР. Всего через год сборная с участием Валерия Харламова стала чемпионом мира, а спортсмен получил звание заслуженного мастера спорта.
«Легенда № 17», к/к «ТРИТЭ», т/к «Россия-1», 2013, реж. Н. Лебедев
Слава пришла к нему после суперсерии СССР — Канада 1972 и 1974 годов. Заброшенные им шайбы считались образцовыми, в западной прессе их назвали «голы для гурманов». После этих игр Валерий Харламов стал суперзвездой советского хоккея.
Легендарный хоккеист погиб вместе с женой в автокатастрофе под Клином в 1981 году.
АНАТОЛИЙ ТАРАСОВ (Олег Меньшиков)
Заслуженный мастер спорта СССР, хоккеист и футболист, тренер по этим видам спорта, кандидат педагогических наук. Тарасова называли «отцом русского хоккея», под его тренерством сборная СССР по хоккею становилась чемпионом в международных турнирах 9 лет подряд.
В 1937 году Анатолий Тарасов поступил учиться в Высшую школу тренеров при Московском институте физкультуры. До войны он был футболистом, играл за одесское «Динамо» и московский клуб ЦСКА, а после чемпионата 1941 года ушел на фронт. После войны работал тренером в московском спортивном клубе Военно-воздушных сил — тренировал футболистов и хоккеистов, и при этом сам был игроком команд. В 1947 году назначен играющим тренером ЦСКА, вместе с клубом стал чемпионом СССР по хоккею. Провел 100 матчей, на его счету 106 заброшенных шайб. Закончив играть остался старшим тренером хоккейной команды ЦСКА и сборной СССР.
«Легенда № 17», к/к «ТРИТЭ», т/к «Россия-1», 2013, реж. Н. Лебедев
Под его тренерством сборная выиграла три зимние Олимпиады, несколько раз получала звание чемпионов мира и чемпионов Европы по хоккею с шайбой. Тарасов прославился как жесткий тренер с новыми тренерскими методами. Его спортсмены помимо хоккея занимались прыжками в воду с вышки, приседаниями на одной ноге с 40-килограммовой штангой или в свинцовом поясе, подъемом в горы с рюкзаками с песком, силовым баскетболом и даже постановочными «драками» — вратарь должен был отбивать шайбы в то время, как его лупили клюшками другие игроки…
ФИЛ ЭСПОЗИТО (Отто Гётц)
Канадский хоккеист, центральный нападающий и лучший бомбардир суперсерии СССР — Канада 1972 года. За 18 лет игры в НХЛ забил 717 шайб.
«Легенда № 17», к/к «ТРИТЭ», т/к «Россия-1», 2013, реж. Н. Лебедев
Был известен экспрессивной и даже агрессивной игрой, в советской сборной его считали достойным и опасным соперником. Один из наших хоккеистов потом вспоминал, что на Эспозито не действовали никакие помехи — он игнорировал толчки и удары и шел напролом. В 1972 году в первом же матче суперсерии в Монреале Эспозито через 30 секунд после начала забил шайбу в ворота советской сборной, однако, все равно канадцы проиграли с разгромным счетом 7:3.
После суперсерии спортивный комментатор Борис Фёдоров говорил, что Эспозито грубо охотился на основного нападающего — Валерия Харламова, а комментатор Николай Озеров, глядя на стиль игры хоккеиста, произнес крылатую фразу: «Такой хоккей нам не нужен!». Сам же хоккеист считал, что «если не удается выиграть, то надо хотя бы покусать соперника», а опасался он больше не Харламова, а Александра Якушева.
БОББИ КЛАРК (Андрей Рунцо)
Канадский хоккеист, двукратный обладатель Кубка Стэнли, центральный нападающий и капитан клуба НХЛ «Филадельфия Флайерз», после окончания карьеры — генеральный менеджер клуба. Как и Эспозито, был известен агрессивным стилем игры, даже в НХЛ его побаивались, хотя считали гениальным хоккеистом. С детства у спортсмена был серьезный диабет, что не помешало ему стать легендой в мировом спорте.
«Легенда № 17», к/к «ТРИТЭ», т/к «Россия-1», 2013, реж. Н. Лебедев
Играл за «Филадельфию» 15 лет, став символом клуба и одним из самых знаменитых игроков в истории Канады. Всемирную известность получил во время суперсерии Канада — СССР 1972 года. Прославился, правда, не столько игрой, сколько травмой, которую нанес Валерию Харламову прицельно ударив его клюшкой по лодыжке. За это Кларк получил звание «убийцы» и «капитана Бандитов», а в Канаде его называли «дьявол». Пугающее лицо Кларка без передних зубов было на всех обложках советских газет.
После завершения карьеры, Кларк стал самым молодым менеджером в истории НХЛ. Он говорил, что «хотел бы видеть в своей команде Харламова, Якушева и Третьяка, но увы игроков такого класса больше нет…»
НИКОЛАЙ ОЗЕРОВ (Павел Никитин)
Сын оперного певца Николая Озерова и брат кинорежиссёра Юрия Озерова был одним из самых знаменитых в СССР спортивных комментаторов. Сам он был мастером спорта по теннису и заслуженным мастером спорта СССР.
«Легенда № 17», к/к «ТРИТЭ», т/к «Россия-1», 2013, реж. Н. Лебедев
В 1941 году Озеров поступил на актерский факультет ГИТИСа, окончил его и был принят в труппу МХАТа. На театральной сцене он сыграл более 20 ролей, и мог бы стать прославленным актером, но в 1950-м году ему поручили провести репортаж о футбольном матче, и он понял, что нашел свое призвание. Почти 40 лет Николай Озеров вёл репортажи со всех крупных спортивных мероприятий — пятнадцать Олимпийских игр, тридцать чемпионатов мира по хоккею, в том числе и суперсерию СССР — Канада 1972 года, восемь чемпионатов мира по футболу
Он был уникальным комментатором, сочетающим отличное знание спорта, мастерское владение языком и актерскую экспрессию. Его выражения из комментаторской будки часто становились афоризмами: «Такой хоккей нам не нужен!», «Извините, технические неполадки вне территории СССР», «Удар по воротам… шайба сломалась… Гол!», а также «Сейчас прозвучит государственный флаг Советского Союза!»
Легенда №17 (2012)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
последнее обновление информации: 03.10.21
Премия «Золотой орёл» (2013):
Лучший фильм
Лучший сценарий
Лучшая актриса второго плана (Нина Усатова)
Лучший актер второго плана (Владимир Меньшов)
Лучшая музыка
Лучший монтаж
Номинация на премию «Золотой орёл» (2013):
Лучший режиссер (Николай Лебедев)
Лучшая актриса (Светлана Иванова)
Лучший актер (Данила Козловский и Олег Меньшиков)
Лучший художник
Лучший звукорежиссер
Спортивная драма «Легенда № 17» (Legenda No. 17)
Ведь сознательно из нас давят слезу.
Предупредил кот Бублик и внезапно зарыдал
Вот птичек в начале они зря настолько бездарно нарисовали.
Претензия кота Бублика
СССР, 1967 год, юношеская школа ЦСКА. Молодые хоккеисты Валерий Харламов (Данила Козловский) и Александр Гусев (Александр Лобанов) привлекли внимание могущественного тренера ЦСКА и по совместительству тренера сборной — Анатолия Тарасова. Однако Анатолий Тарасов не спешит брать подающий большие надежды молодняк во взрослый состав ЦСКА. Он отправляет их в заштатный чебаркульский клуб «Звезда», где Харламов с Гусевым должны показать себя.
Поначалу дела у новичков в команде «Звезда» идут ни шатко ни валко: местные тафгаи объясняют пацанчикам, что сильно напрягаться — совершенно не резон, поэтому надо забросить одну шайбешку, а потом кататься по площадке в свое удовольствие, стараясь не получить лишний стресс.
С местными авторитетами не поспоришь, поэтому новички поначалу так и делают — пинают ногами вовсе не шайбы, сливая одну игру за другой.
Но внезапно Харламов понимает, что если они не выделятся в команде «Звезда», то никакого ЦСКА им не видать как своих ушей. Гусев с ним согласен, поэтому пацаны начинают играть изо всей силы, постепенно выводя задрипанную «Звезду» в следующую лигу.
После этого и Тарасов подоспел: забирает молодежь во взрослый состав ЦСКА. Но продолжает воспитывать их характер: подолгу держит на скамейке запасных, чтобы они до ломоты в зубах, до дрожи хотели сыграть за ЦСКА.
А потом, когда Харламов начинает показывать отличную игру в основном составе Центрального клуба и сборной, вдруг выясняется, что сборная СССР получает возможность провести серию игр Суперкубка со знаменитыми канадскими профессионалами. Сразиться с ними — мечта всей жизни Харламова.
Поначалу, когда я услышал, что рекламируемый со всех сторон фильм «Легенда № 17» снял тот самый Николай Лебедев, сотворивший также рекламируемый со страшной силой, но при этом достаточно слабенький фильмец «Волкодав», который «первое русское фэнтези» и, надеюсь, последнее — я подумал, что шансов тут мало. Правда, потом я вспомнил, что Николай Лебедев также поставил мини-сериал «Апостол», который, при всей своей голливудщине и явно слитом финале, был очень даже неплох: я его посмотрел не без удовольствия, тем более что там отлично сыграл Евгений Миронов.
Ну и тогда я подумал, что дадим Лебедеву шанс — надо будет посмотреть это дело.
Посмотрел. Что интересно, начало фильма демонстрировало совершенно махровую и заштампованную голливудщину — все эти экзотические Испании, собачки на пути стада разъяренных быков, маленький мальчик Валера Харламов, спасающий собачку («Вот что им стоило поставить туда котенка мимими. », — горестно спросил кот Бублик), гордый дядя-испанец, устроивший корриду с помощью пионерского испанского платка — все это попахивало явным дурновкусием.
Дальше, в общем-то, дурновкусие только усилилось. Какая-то наимутнейшая история с «поездкой в Японию», какая-то полная лажа с чебаркульскими хоккеистами-звездоболами, которые, дескать, требуют на площадке не напрягаться ибо лениво, какая-то насквозь прокиношная девица, которую юный Харламов встречает то на пути в Чебаркуль, то в последнем трамвае, то в московской столовке…
Впрочем, дальше Лебедев вроде как опомнился и начал выстраивать вполне внятный фильм по всем канонам голливудской же спортивной драмы, щедрой рукой добавив туда чисто советского колорита. Да, многие вещи для людей, которые застали описываемые времена, вызывали определенное удивление, но тем не менее сюжет уже особо нигде не пробуксовывал, а шел на полных парах к главной корриде Советского Союза — матче Суперкубка сборной СССР с канадскими профессионалами.
И во всем этом Лебедев как постановщик показал, что он не зря беззаветно следовал определенным стандартам — фильм получился действительно хороший.
Во главу угла повествования тут поставлен легендарный советский хоккеист Валерий Харламов, который был хорошо известен не только в СССР, но и во всем мире.
Его юность, становление характера, раскрытие таланта под руководством тренера-диктатора Анатолия Тарасова, создание легендарной тройки Михайлов-Петров-Харламов, жуткая травма, после которой все боялись, что Харламов не сможет играть в хоккей, восстановление и возвращение на площадку, знаменитый матч с канадцами, когда советские хоккеисты победили кажущихся совершенно непобедимыми канадцев — в фильме это все показано, врать не буду, с большим мастерством, которое доказывает, что Лебедев явно вырос как постановщик. Он научился делать кино по голливудским, подчеркиваю, канонам, но с российским (в данном случае — советским) колоритом.
Успешному результату также способствует очень хороший кастинг и, соответственно, игра актеров. Данила Козловский не только внешне похож на Валерия Харламова, но и сыграл просто замечательно. Главный герой получился очень симпатичный и на удивление естественный, что у Лебедева как постановщика не совершенно не получилось сделать в «Волкодаве».
Меньшиков, который во взрослом варианте лично мне нравится на порядок меньше искрящегося, хотя и сомнительного Костика из «Покровских ворот», здесь сыграл просто отлично. Тарасов, как известно, действительно был тренер-тиран и исповедывал сугубо авторитарный метод управления командой, однако он и результатов добивался соответствующих, за что его и терпели.
И Меньшиков эту авторитарность и тренерский талант продемонстрировал очень здорово — роль получилась отличной.
Владимир Меньшов классно сыграл подлого партейного функционера. Понятно, что образ собирательный и достаточно утрированный, но партейный подлец получился — ну просто как живой.
Кстати, канадских «бычков» играли немцы, американцы и канадцы. Самого главного бычка, который напоминает Харламову далекое испанское детство, играет Гетц Отто — Клаус Адлер из очень забавного фильма «Железные небеса». А хоккейные сцены для фильма ставил канадский постановщик Джоди Стечик.
Некоторые зрители ставят Лебедеву в упрек то, что для фильма многие факты из реальной жизни легенды советского хоккея или перевраны, или они вообще никогда не имели место.
И действительно, определенные события из жизни Харламова на самом деле происходили совершенно не так, как это показано в «Легенде № 17». Например, в «Звезду» Тарасов отправил Харламова уже после того, как он пришел во взрослый состав ЦСКА и даже участвовал в одном из матчей. В свою первую аварию, после которой он долго восстанавливался, Валерий попал вместе со своей женой (она тогда, к счастью, не пострадала), а произошло это в 1976 году — через четыре года после первой Суперсерии СССР-Канада.
Ну и с Гусевым он так не дружил, как показано в фильме: Харламов дружил с Мальцевым и Васильевым.
Однако Лебедев все-таки снимал так называемый «байопик» — художественный фильм об известном человеке, а не документальное исследование, ну и в «байопике» некоторая вольность в обращении с фактами, на мой взгляд, вполне уместна, тем более что Лебедев с этим не перебарщивает.
Кроме того, некоторые события из фильма, которые многим зрителям кажутся совершенно невероятными и выдуманными, на самом деле имели место. Да, никакого бега быков в Бильбао, где родилась мама Харламова, быть не могло, потому что бег быков и коррида проводится в Памплоне, однако Харламов в детстве действительно был в Испании и несколько месяцев жил в Бильбао.
Эпизод с уводом Тарасовым команды ЦСКА во время матча со «Спартаком», на котором присутствовал сам Дорогой Леонид Ильич, реально был на самом деле. Правда, Тарасова после этого никто с тренеров не снимал, его просто лишили звания Заслуженный тренер СССР, но через несколько месяцев звание вернули. Ну и Тарасов тогда увел команду из-за своего самодурства, а не потому что ЦСКА подло засуживали.
Некоторые зрители старшего поколения благодарят создателей фильма за то, что он, мол, воскрешает в них сладостные воспоминания об СССР, но я вам так скажу: у меня никаких сладостных воспоминаний о социалистическом концлагере нет и быть не может, я просто счастлив тем, что этот совершенно уродливый государственный строй в конце концов прекратил свое существование. Но приятные воспоминания фильм все-таки действительно воскрешает. Потому что в те времена хоккей смотрели практически все! Игроков по именам и фамилиям знали даже мамы и бабушки, а уж когда шли игры сборной, в особенности с канадцами, у телевизора собирались семьи в полном составе трех поколений и улицы совершенно пустели. Да, мы любили хоккей, мы гордились нашей хоккейной сборной!
Так что создателям картины спасибо за то, что они напомнили о тех славных хоккейных временах и сделали это очень достойно. И опять-таки, на фоне того несусветного шлака, который в России называют «патриотическим кино», «Легенда № 17» — это действительно хороший фильм, который я посмотрел с большим удовольствием. Вот такое патриотические кино меня вполне устраивает. Спасибо.
Оценки по пятибалльной шкале | ||
Зрелищность Актерская игра Режиссерская работа Сценарий Кратко о фильме Нужно ли смотреть |