святые номера на рождественском бульваре
Рождественский девичий монастырь
Святые номера
Этот монастырь контрастировал с порочной Трубной площадью. Основанная как память супружеской верности, Рождественская обитель вскоре пополнилась еще и символом материнской любви: в 1835 году С.И. Штерич построила колокольню в память об умершем от чахотки сыне.
Рождественский монастырь заложила в 1386 году вдова Владимира Серпуховского, героя Куликовской битвы. По этой обители получили названия улица Рождественка и Рождественский бульвар.
Считается, что сначала монастырь размещался на территории Кремля, а в 1484 году обитель перенесли к Трубной площади. Но есть версия, что монастырь с самого начала находился на берегу Неглинки, во владениях князя Владимира Серпуховского.
В 1501-1506 годах в Рождественском монастыре построили каменный собор Рождества Богородицы. Деревянная церковь появилась при основании обители, но так как монастырь выполнял оборонную функцию — защищал Кремль — она часто горела.
В 1670-80-х годах в Рождественском монастыре шло большое строительство на средства князей Лобановых-Ростовских. Тогда появились каменная церковь Иоанна Златоуста, каменная ограда и шатровая колокольня. Деревянные стены монастыря также перестроили в камне. В благодарность Лобановы-Ростовские получили родовую усыпальницу на территории обители. Она сохранилась.
В начале XX столетия архитектору Ф.О. Шехтелю заказали строительство новой трапезной с церковью Казанской иконы Божией Матери. Но его проект оказался слишком дорогим и был отклонен.
Тогда за дело взялся Н.П. Виноградов, и в 1906 году в Рождественском монастыре появилась пятиглавая Казанская церковь в русско-византийском стиле. Но уже к этому времени обитель получила нелицеприятное соседство: еще в середине XIX века окрестности Трубной площади наполнились многочисленными публичными домами.
После 1917 года женский Рождественский монастырь в Москве закрыли.
Изымая церковные ценности, отсюда вывезли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. А самые почитаемые иконы перенесли сначала в соседнюю церковь Николы в Звонарях, а потом в церковь Знамения в Переяславской слободе.
Инокинь выселили. Но некоторые из них осталась жить в кельях, как в коммунальных квартирах, которые устроили в монастыре. Также в обители работали различные учреждения, исправительный трудовой дом, Московский архитектурный институт.
При этом почти все строения Рождественского монастыря сохранились. И сейчас обитель вновь действует.
Святые номера на рождественском бульваре
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Дом № 14 по Рождественскому бульвару.
Первой известной хозяйкой особняка была графиня Ростопчина, но до сих пор идут споры о том, какая именно. Дело в том, что представительниц этого знатного рода с инициалами «Е.П.» было две – Екатерина Петровна и Евдокия Петровна, приходившиеся друг другу свекровью и невесткой, соответственно.
Однако загадка становится ещё заковыристей от того, что документально этот московский адрес не встречается ни у одной, ни у другой. И всё же дом так и называют по сей день – особняк Ростопчиной.
Евдокия Петровна Ростопчина была необыкновенной женщиной. Ею восхищались. Ей завидовали. Ей посвящали стихи. Пётр Вяземский называл её «московской Сафо». Жуковский ценил в ней «истинный талант», а Лермонтов писал: «Я верю, под одной звездою мы были с вами рождены».
Её творческое наследие включает стихи, поэмы, повести и романы.
В своём дневнике она записала однажды: «Меня немного понимали, немного уважали и, если можно, немного любили…».
«Вы вспомните меня, мечтая одиноко
Под вечер, в сумерки, в таинственной тиши,
И сердце вам шепнет: «Как жаль! Она далёко,
Здесь не с кем разделить ни мысли, ни души. »
Когда гостиных мир вам станет пуст и тесен,
Наскучит вам острить средь модных львиц и львов,
И жаждать станете незаученных слов
И чувств не вычурных, и томных женских песен —
Вы вспомните меня. »
Родилась Евдокия в 1811 году. В семье девочку звали Додо. Додо Сушкова. Когда девочке было 6 лет, умерла от чахотки её мать. Отец был в постоянных разъездах, и девочка воспитывалась в семье родственников. Додо окружали любящие люди, её баловали, не жалели денег на учителей и воспитателей, но свое сиротство девочка чувствовала. Она рано начала писать стихи, ей было лет 11-12, но она тщательно прятала свои сочинения от старших.
Додо вывозили на детские праздники, чтобы развлечь её. Там она подружилась с мальчиком, которого на праздники привозила бабушка. Мальчика звали Мишель Лермонтов. А на своём первом балу в 16 лет Додо познакомилась с Александром Пушкиным. «Он дум моих тайну разведать желал».
У дяди Додо, поэта и драматурга Николая Васильевича Сушкова, был литературный салон. Там Додо стала читать свои стихи.
Однажды добрый знакомый Сушковых Пётр Андреевич Вяземский случайно прочитал в тетрадке девушки её стихи. Одно из них переписал и послал в Петербург Антону Антоновичу Дельвигу, редактору альманаха «Северные цветы». Автора Вяземский не указал. Не принято было тогда девушкам-дворянкам заниматься такой ерундой, как написание стихов. Стихотворение напечатали. Успех был ошеломительный.
И тут неожиданное для всех замужество. Жених — граф Андрей Ростопчин. Никаких чувств между молодыми замечено не было и вся Москва знала, что граф собирался жениться на другой, однако его мать воспротивилась тому браку.
Вот она, свекровь Додо. Кипренский гениально изобразил эту женщину. В глазах Ростопчиной, словно завороженной некой сверхъестественной силой, прочитывается глубокий душевный надлом. Кипренский обнажил трагедию знаменитого и несчастного семейства. Графиня-мать тайно перешла в католичество. Когда всё открылось, её муж, бывший градоначальник, тяжело переживал беду, несомненно, приблизившую его кончину. Андрей же Ростопчин хоть и старался держаться вдали от фанатичной матушки, имел также немало странностей.
Совершенно ясно, что молодой девушке, выросшей в патриархальной православной, благочестивой обстановке, предстояло встретиться с совершенно чуждым миром. После свадьбы муза онемела.
Три года Ростопчину не видели ни в Москве, ни в Петербурге: она не появлялась в свете. Но в редакцию доходили её стихи. Без суеты, медленно, но верно Ростопчина завоёвывала известность и среди обыкновенных любителей изящной словесности, и среди известных ценителей. Её стихотворения были положены на музыку Глинкой, Даргомыжским, А. Рубинштейном, Чайковским.
Ростопчина сразу же вошла в большую моду. В салоне Ростопчиной на Дворцовой набережной частенько бывал Пушкин. Последний раз он появился там за день до дуэли. Он находился в ужасном состоянии. О том доподлинно известно от мужа Евдокии Петровны, который вспоминал, что за обедом Пушкин несколько раз выходил из-за стола мочить себе голову, до того «она у него горела». Конечно, Евдокия Петровна знала и суть этих душевных терзаний, и роль, которую сыграл тут «большой свет». А дальше случилось то, что случилось… Выстрел на Чёрной речке для Ростопчиной, как и для многих, стал трагедией, которая унесла какую-то важную часть собственной жизни. В своём большом стихотворении, посвящённом памяти поэта, она писала, чем он был для неё: «…смесь жизни, правды, силы, света!»
Семейная жизнь Ростопчиной не принесла счастья. А такая пылкая душа не могла жить без любви. И тут случился мучительный роман с Андреем Карамзиным, младшим сыном известного историка.
Этот роман обсуждался в свете, но Ростопчина была безоглядной в своём чувстве, хотя и понимала, что у него нет будущего. От этой связи она родила двоих дочерей, которые воспитывались в Женеве и носили фамилию Андреевы. Дальнейшее подтвердило справедливость предвидения Ростопчиной «всегда за радостью встречала горе я».
Охлаждение Карамзина, а вслед за тем известие о его предстоящей женитьбе на красавице Авроре Демидовой, Ростопчина восприняла мужественно.
В 1856 году вышел в свет первый том собраний её сочинений, предпосланный такими словами критика: «Имя графини Ростопчиной перейдет к потомству как одно из светлых явлений нашего времени… В настоящую минуту она принадлежит к числу даровитейших наших поэтов».
…Летом 1857 года Ростопчины, отдыхая в своей подмосковной усадьбе Вороново, навестили соседей. За ужином домашний врач хозяев, сидевший напротив Евдокии Петровны, обратил на неё особое внимание, а по окончании вечера просил кого-нибудь из близких людей предупредить Ростопчина: «Его жена опасно больна. У неё все признаки рака».
Графиня Ростопчина умерла от рака 3 декабря 1858 года.
Однако история дома на Рождественском бульваре связана не только с Ростопчиными.
В конце 20-х годов девятнадцатого столетия владение №14 по Рождественскому бульвару приобретает медик по образованию, ставший впоследствии профессором, читавшим лекции по физике и химии, Карл Иванович Яниш.
Его родная дочь – Каролина Карловна – была весьма образована: владела 8-ю языками, писала прекрасные стихи, весьма недурно рисовала и делала переводы для иностранных читателей произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского и Н. М. Языкова.
В прелестную Каролину Яниш влюбился польский поэт Адам Мицкевич и попросил у неё руки. Девушка ответила взаимностью, но родители высказали неудовольствие этому браку и выдали её за беллетриста Николая Филипповича Павлова. История сделала виток и повторилась.
С этого времени началась новая история дома, получившего известность благодаря проводимым в его стенах «павловским четвергам».
Здесь собирались такие известные литераторы и публицисты, как Николай Васильевич Гоголь, Александр Иванович Герцен, Алексей Степанович Хомяков, Николай Платонович Огарёв, Тимофей Николаевич Грановский, Пётр Яковлевич Чаадаев, Константин Сергеевич Аксаков, Афанасий Афанасьевич Фет и другие.
В 1840 году особняк Павловых-Яниш стал местом прощания с литературным обществом Москвы Михаила Юрьевича Лермонтова, уезжавшего тогда в вечность – ссылку на Кавказ, где он и погиб на дуэли. Подтверждением этого факта служит сохранившийся набросок поэта, где он изображён вместе с Алексеем Хомяковым в кабинете хозяина.
В 1867 году городской особняк выкупает Эмилий Маттерн – французский купец, при котором дом и перестроили в 1870 году.
Рождественский бульвар: история, достопримечательности
Фото Рождественского бульвара
Рождественский бульвар расположен в Мещерском районе столицы, он простирается от площади Сретенские ворота до Трубной площади. Рождественский бульвар является частью Бульварного кольца.
Свое название он получил в честь Рождественского женского монастыря, который находится в самом его начале. Первые сведения о застройке этого района относятся к XIV столетию.
Сегодня бульвар ухожен и благоустроен. В его центральной части расположена широкая зеленая аллея с плиткой, лавочками и современной системой освещения. По обеим сторонам проходят велосипедные дорожки.
История
Застройка района нынешней Трубной площади началась в XIV веке после строительства двух новых монастырей – Рождественского и Сретенского.
Вокруг них стали селиться крестьяне, ремесленники и рабочий люд, а в XVII столетии за стенами Белого города появилась Печатная слобода. Сегодня на ее месте находится Печатников переулок. Позже здесь была построена Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
К началу XVIII века стены Белого города обветшали и окончательно потеряли свое фортификационное значение. В 1770-е годы укрепления разобрали, а на их месте по приказу Екатерины II были разбиты бульвары. Так появилось Бульварное кольцо.
Несмотря на высочайшее повеление, Рождественский бульвар появился не сразу. Долгое время на его месте процветала стихийная торговля – территорию быстро застроили лавками и магазинами.
Во время пожара 1812 г. большая часть из них сгорела. В 1820 г. на месте уничтоженных строений была заложена зеленая аллея, которая спускалась к Трубной площади. В ее конце построили гостиницу, которая сохранилась до наших дней.
На протяжении XIX века бульвар активно застраивали и благоустраивали. В 1887 г. по нему начала ездить конка, которую в 1911 г. сменил электрический трамвай. В советские годы маршрут убрали.
Несмотря на наличие сразу двух монастырей, в XIX столетии бульвар пользовался весьма неоднозначной репутацией. Здесь в большом количестве располагались дома терпимости (публичные дома).
По воспоминаниям писателя Н.Д. Телешова, по вечерам окрестности буквально «кишели веселыми девами самых разных категорий». В это же время в соседнем женском монастыре звонили колокола, призывая монашек к всенощной.
Гостиницу, расположенную рядом, использовали для интимных встреч. В народе она получила название «Святые номера». В начале прошлого века все дома терпимости были закрыты, что значительно улучшило моральный облик района.
Рождественский бульвар и его обитатели служили источником вдохновения для известных российских живописцев. Здесь свою знаменитую картину «Тройка» написал Василий Перов. «Натурщиками» для нее стали трое мальчиков-подмастерьев, затягивавших бочку с водой на крутой Сретенский холм. Один из них вскоре умер от оспы, его мать приходила к художнику, чтобы еще раз посмотреть на родное лицо. Позже Перов сделал для женщины репродукцию картины.
Виды Рождественского бульвара также можно увидеть на картинах Егорнова, Винокура, Стародубова, Косничева, Качанова.
В советский период часть исторической застройки была снесена, но в целом район сохранил свой облик. После войны бульвар реконструировали, здесь установили новые лавочки, ограды, высадили дополнительные деревья.
Помните стихотворение Самуила Маршака «Рассказ о неизвестном герое»? Оно написано на основе реального события, которое произошло на Рождественском бульваре в 1936 г. Случайный парень вынес молодую девушку из горящей квартиры. Для этого ему пришлось забраться на 4 этаж по водосточной трубе. Передав пострадавшую в руки пожарных, он сел на трамвай и уехал. Маршак прочитал об этом случае в газете. Правда, личность героя потом все-таки удалось установить. Им оказался 27-летний учащийся рабфака В.М. Бурнацкий.
В 1953 г. во время похорон Сталина на бульваре и прилегающей Трубной площади случилась страшная давка, во время которой погибли сотни человек. Точное количество жертв до сих пор неизвестно.
В 70-е годы городские власти решили, что крутой подъем – слишком серьезная помеха для транспорта, поэтому через Трубную площадь нужно перекинуть эстакаду. К счастью, эту идею не реализовали, и район сохранил свой первоначальный облик.
В 90-е годы несколько исторических зданий снесли, а на их месте построили новоделы.
В 1996 г. неподалеку от Трубной площади начали возводить офисно-развлекательный центр, который вскоре превратился в долгострой. В народе это здание прозвали «навозный жук». Его площадь несколько раз увеличивалась, работы проходили с многочисленными нарушениями.
Объект сдали в 2017 г., сегодня в нем находится фуд-корт «Центральный рынок».
В 2012 г. на бульваре был установлен поклонный крест в честь великой княгини Московской Евдокии Дмитриевны.
Достопримечательности
Архитектурный ансамбль бульвара органично сочетает в себе застройку XIX и начала XX столетий со зданиями советской постройки. Особого внимания заслуживают следующие объекты:
Дом № 9. Дом княжны Бебутовой.
Здание построено в 1909 г. по проекту немецкого архитектора Гельриха и считается одной из лучших работ зодчего. Дом выполнен в стиле модерн, его фасад богато украшен лепниной и ажурными решетками. В 1910 г. здесь проживал известный мистик и путешественник Георгий Гурджиев. Перед революцией в здании располагалось Генеральное консульство Франции. После 1917 г. дом отдали под коммунальные квартиры. В 2018 г. фасад дома был капитально отреставрирован.
Дом № 12. Дом Фонвизиных.
В конце XVIII века особняком владела княгиня Голицына, а потом он перешел в собственность Александра Фонвизина. Его сыновья были декабристами, в доме проходили собрания тайного общества. Отсюда они отправились в сибирскую ссылку. В 60-е годы XIX века здание было перестроено. Сегодня оно имеет статус объекта культурного наследия, его занимает государственный комитет по рыболовству. Этот дом упоминается в произведениях Н.А. Некрасова и В.А. Гиляровского.
Дом № 13. Усадьба М.А. Лагофита.
Эта городская усадьба состоит из двух одинаковых корпусов, построенных в начале XIX столетия. Они выполнены в стиле позднего классицизма. В разные годы ею владела майорша П.П. Лагофит и ее потомки. В 1982 г. здания были частично снесены, а на их месте построили точные копии из кирпича (изначально усадьба была деревянной). Сегодня в особняке находятся государственные конторы и офисы.
Дом № 14. Особняк графини Ростопчиной.
Это здание было построено в начале XIX века по проекту архитектора Э.Ф. Маттерна. Оно интересно не только с точки зрения архитектуры, но и имеет богатую историю. В 40-е годы XIX столетия им владел Николай Павлов – беллетрист и переводчик. На всю Москву были известны «павловские четверги», во время которых в доме собирался литературный бомонд города. Здесь бывали Гоголь, Фет, Герцен, Баратынский, Чаадаев. В этом доме Лермонтов прощался с московскими друзьями-литераторами перед отправкой на Кавказ.
Рождественский бульвар не так знаменит, как другие его «собратья» по Бульварному кольцу. Здесь нет особенно ярких достопримечательностей, на которые так падки туристы и городские обыватели. Но он прекрасно благоустроен и удобно расположен, поэтому всегда многолюден и любим москвичами.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Прогулки по Москве. Рождественский бульвар
Отрада все записи автора Сегодня наша прогулка пройдёт по Рождественскому бульвару.
Местность эта известна с конца XIV века. Когда на крутом берегу реки был выстроен Рождественский девичий монастырь. Основан он был на древней дороге, которая вела от Кремля на Кучково поле. От Рождественского монастыря, окруженного сначала деревянными, а позднее каменными стенами, спускались по склону к речке монастырские огороды. Монастырские работники селились поблизости.
Земли, расположенные за стенами монастыря, стали осваивать уже в XVI веке.
В XVII веке за стенами Белого города, образовалась Печатная слобода, в которой селились типографы Печатного двора, расположенного на территории нынешней Никольской улицы.
После разрушения стен Белого города, территория застраивалась лавками купцов и горожан в хаотичном и стихийном порядке, даже, несмотря на указ Екатерины II, предписывающий устройство бульвара на месте снесенной крепостной стены.
Во время Отечественной войны 1812 года из-за пожара, купеческие лавки сгорели. Но внутренняя часть Рождественского бульвара чудом сохранилась. И уже после войны в 1820 году началось обустройство бульвара.
Была высажена зеленая аллея, спускающаяся к Трубной площади. А на месте сгоревших домов построены капитальные каменные здания.
Несмотря на многочисленные перемены, переобустройства и исторические события, место это сейчас является очень живописным уголком Москвы.
В самом начале, в окружении Трубной площади сейчас, увы, сплошной новодел.
На месте дома №1/2 когда-то находился третьеразрядный трактир «Крым». Простые люди называли это заведение Ад. А вот для уголовников тут был рай, где делилось и прогуливалось награбленное. Здание простояло до середины 1980-х годов, и было снесено перед Олимпиадой, а на освободившемся месте тогда воздвигли Дом политического просвещения архитекторов В. С. Андреева и К. Д. Кислова.
Просуществовало здание до начала нынешнего века. На его месте сравнительно недавно выстроили многофункциональный комплекс «Легенды цветного».
Дома по нечетной стороне в начале бульвара, все сплошь комфортабельные жилые «доходки», появившиеся в начале XX века.
Особенно выделяется среди них дом под № 9. Этот доходный дом княгини Бебутовой был построен в 1909 году архитектором Г. А. Гельрих в стиле позднего, но очень приятного глазу, модерна.
Перед Октябрьской революцией в доме размещалось Генеральное консульство США.
А сейчас находится Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.
Дом под № 10, примыкающий к Рождественскому монастырю, доходный дом В.А. Андреева, 1903 года постройки, архитектора В.А. Кокорина.
Примечательно, что интерьеры дома были спроектированы Федором Шехтелем.
На месте этого дома в 1820-х годах была огородная земля иностранца, зубного лекаря Карла Жоли, а в начале 1830-х годов отставной флота, лейтенант, помещик Тамбовской губернии Д. Н. Сатин построил здесь двухэтажный дом с флигелями по бокам. В начале XX века по проекту архитектора Н. И. Кокорина на стены были сделаны надстройки, превратившие старые строения в пятиэтажный дом.
Под номером № 13 ныне расположены два жилых дома начала XIX века, находящиеся в основе усадьбы М.А. Лагофита.
Голубой особняк под № 12, постройки конца XVIII столетия, являющийся историко-культурным памятником федерального значения, имеет долгую и богатую историю.
В 1881 году у владения появился новый хозяин – успешный чаеторговец Алексей Семенович Губкин, по наследству передавший его родному внуку А.Г. Кузнецову.
В 1912 году особняк числился уже за Дворянским земельным банком, который владел им вплоть до 1917 года. После революции в особняке размещались Рабоче-крестьянская инспекция, районный исполнительный комитет и райком партии.
Сейчас в этом доме находится Федеральное агентство Российской Федерации по рыболовству, благодаря которому здесь и была проведена последняя реставрация.
Какое-то время тут работал министр рыбного хозяйства СССР, о чем опять же нам «повествует» мемориальная доска, установленная на фасаде здания.
На самом бульваре напротив особняка в 2012 году был установлен поклонный крест в память о святой, Великой княгине Московской Ефросинии, супруге Великого князя Дмитрия Донского, преподобной Ефросинии Московской, по воле которой в 1395 году в Москву была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана.
Рядом, под номером № 14 не менее интересное строение, особняк Ростопчиной – Павлова.
Построен он был еще в начале XIX столетия. А нынешний вид приобрел уже в 1870 году, когда была проведена его реконструкция архитектором Андреем Николаевичем Стратилатовым. Двухэтажное строение, выкрашенное в яркий оранжево-апельсиновый цвет, довольно сильно выделяется на фоне соседних построек.
Декор богато украшен, оконные проемы обрамлены шикарной лепниной, гирляндами и венками.
Первой известной хозяйкой этого особняка была графиня Ростопчина, но какая именно, не известно. Дело в том, что представительниц этого рода с инициалами «Е.П.» было две – Екатерина Петровна и Евдокия Петровна, приходившиеся друг другу свекровью и невесткой. И, что самое интересное, документально этот московский адрес не встречается ни у одной, ни у другой.
В конце 20-х годов XIX века домом владел Карл Иванович Яниш, медик по образованию, впоследствии ставший профессором.
Его дочь, Каролина Карловна была также очень образована, владела языками, писала стихи, рисовала, и делала переводы для иностранных читателей произведений Пушкина, Лермонтова, Баратынского… Кроме того, Каролина была еще и красавица, в которую влюбился польский поэт Адам Мицкевич и попросил у нее руки. Но, родители высказались против этого брака и выдали ее замуж за беллетриста Николая Филипповича Павлова.
На знаменитые «павловские четверги» собиралась вся литературная Москва.
Бывали здесь и Гоголь, и Герцен, и Огарев… захаживал и, Петр Яковлевич Чаадаев, и Константин Сергеевич Аксаков, и Афанасий Афанасьевич Фет/
В 1840 году особняк Павловых-Яниш стал местом прощания с литературным обществом Москвы Михаила Юрьевича Лермонтова, уезжавшего тогда в ссылку на Кавказ…
Доходный дом напротив, под номером № 15, был построен на месте бывшей городской усадьбы Фонвизиных в 1890-х годах по проекту архитектора Константина Францевича Буссе.
Отделка фасада довольно строгая, выделяют его лишь изящные чугунные балкончики.
Еще один декоративный элемент, небольшой псевдопортик в центральной части здания.
Соседнее здание, под номером № 17 смотрится гораздо наряднее.
Это доходный дом Н. И. Силуанова, был построен в 1904 году архитектором П.А. Заруцким. Украшают здание декорированные элементы модерна. Тут и плитка зеленовато-коричневатых тонов, и лепнина над окнами в виде раковин и картушей.
Под номером № 19 находится доходный дом К. А. Колесова в стиле зрелой неоклассики, построенный в 1914 году по проекту архитектора Д. Челищева.
Шестиэтажное здание, выкрашенное в серый цвет, облицовано модным в те времена материалом, под названием, портландцемент. Фасад украшают редкие лепные вставки, да скругленный эркер в центральной части. В этом доме жила семья Мовшовичей, с которой был знаком В. И. Ленин, неоднократно посещавший это семейство.
Небольшой двухэтажный особнячок под номером №21, доходный дом банкира И. И. Джамгарова, был построен в качестве городского особняка в стиле XIX века.
В этом доме в период с 1933 по 1943 годы жил писатель Демьян Бедный.
На углу с улицей Большая Лубянка, необычный, «дырявчатый» домик под номером №23.
Доходка Е. З. Мелас — С. И. Малютина, построенная в 1896 году, архитектором М. А. Арсеньевым.
По нечетной стороне после 21-го дома находятся владения Сретенского монастыря, заслуживающие отдельного рассказа.
А в самом конце бульвара стоит красавица –церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Этот каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи, опираясь на надпись, обнаруженную на одном из образов храма.
В войну 1812 года храм был разграблен французами, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. А В 1897—1902 годах трапезная и часовня были полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина.
После революции церковь закрыли. Здание было отдано тресту Арктикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем — музей «Морской флот СССР».
В 1994 году он был освящен заново.
По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета серебряник, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.
Источник
Рубрики: | архитектура |
Метки: архитектура москва
Процитировано 6 раз
Понравилось: 15 пользователям