стратегия россии журнал последний номер
Цифровой концлагерь и продуктовые карточки. Чем грозит либералам новая стратегия развития России
Разрабатываемая правительством Стратегия развития страны до 2030 года включает в себя меры протекционизма, направленные на рост высокотехнологичных и экспортно-ориентированных отраслей. Либеральные мантры в документе отсутствуют.
Правительство Мишустина – Белоусова ускоренными темпами разрабатывает Стратегию развития страны до 2030 года. Согласно планам правительства, будущее десятилетие должно не просто повысить уровень благосостояния граждан (этот пункт содержался во всех предыдущих стратегиях), но изменить сам уклад и образ жизни граждан России.
Стратегия социально-экономического развития России базируется на пяти основных направлениях:
Сразу же бросается в глаза тот факт, что как минимум в трёх из пяти направлений будет уделяться особое внимание применению цифровых технологий.
Цифровой концлагерь и продуктовые карточки
Действительно, превращение общества в тот самый цифровой концлагерь, похоже, является неизбежным. Но главный вопрос заключается в том, кто будет контролировать сферы жизни общества: государство или коммерческие структуры? Перспективы последнего случая совсем не вдохновляют. Вряд ли наши граждане захотят доверить свою судьбу Яндексу или Сбербанку. Чтобы подобного не произошло, государство должно, во-первых, определить чёткие границы проникновения «цифры», а также взять основные направления цифровизации в свои руки.
В связи с этим в Стратегии социально-экономического развития до 2030 года определён ряд целей. Например, речь идёт о создании единой государственной цифровой платформы. Кто-то может сказать, что уже сейчас подобная имеется: «Госуслуги». Однако нынешние «Госуслуги» являются демоверсией того, что планируется. Новая масштабная цифровая платформа станет глобальной (в пределах страны) социальной сетью, где пользователь сможет получить абсолютно всё необходимое: начиная от образовательных программ, заканчивая выходом на биржу труда. Это будет государство в государстве (интернете), которое заменит и паспортный стол, и сервисы онлайн-заказов. Экосистема Сбера покажется лишь разминкой.
Безусловно, риски для общества велики. Мы не знаем, что будет через 10 лет. Это сейчас всё выглядит красиво и необходимо, пока верхушка нашей власти остаётся приверженцем консервативной идеологии. Но кто взойдёт на властный олимп через 10 лет – непонятно. Условный «владелец экосистем» вполне может получить рычаги управления государством и обществом. И тогда «цифровой концлагерь» станет не пугающей страшилкой, а реальностью наших дней.
Интересным пунктом является введение продуктовых карточек. Данный шаг также укладывается в политику цифровизации. Несмотря на то что у значительной части нашего общества талоны на еду ассоциируются по старой памяти с дефицитом и разрухой, на деле данная инициатива может оказаться более чем полезной.
Во-вторых, продовольственные талоны позволяют поддержать отечественного производителя. Это можно расценивать как протекционистскую меру, направленную на реальное импортозамещение. Для этого необходимо ввести определение «национальная компания», критериями которого являются регистрация и ведение деятельности в русской юрисдикции, работа на отечественном оборудовании и материалах. В зависимости от отрасли критерии могут разниться.
Безусловно, в случае введения продуктовых карточек «национальные компании» смогут существенным образом нарастить производство, обойдя по прибыли конкурентов. Это позволит им значительно снизить себестоимость продукции за счёт экономии от масштаба. В свою очередь, подобное сделает продукцию «национальных» компания конкурентоспособной на внешнем рынке.
В случае грамотной работы и просчёта всех деталей при введении талонов на еду выиграют все: и граждане, и государство, и бизнес.
Теперь рассмотрим экономическое направление Стратегии развития России до 2030 года.
Рабочую группу направления «Новая высокотехнологичная экономика» возглавил первый вице-премьер Андрей Белоусов. В группу также вошли вице-премьеры Юрий Борисов, Александр Новак и Дмитрий Григоренко. Исходя из состава участников, можно сделать вывод, что ставка будет сделана на развитие реального сектора экономики, а финансовый станет лишь необходимым дополнением.
Андрею Белоусову предстоит разобраться с пятью проектами направления: новая энергетика, развитие электронной и радиоэлектронной промышленности, связывание пространства и транспорт, новый инвестиционный цикл, защита конкуренции в условиях цифровой экономики.
Реальное избавление от нефтяной зависимости
Избавление экономики России от нефтяной зависимости является давно желанной целью как правительства, так и граждан. Тем не менее, несмотря на подобное рвение, в реальности сделать мало что получилось. По крайней мере, к настоящему моменту. Безусловно, зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов сильно снизилась. Если ещё 7–8 лет назад доля углеводородных доходов составляла 55%, то в докризисном 2019 году эта цифра уже была равна 39%. Тем не менее доля нефтегазового экспорта не меняется: она устойчиво находится в диапазоне 55–65%.
Изменить ситуацию помогут две вещи: рост ненефтегазового неэнергетического экспорта, а также ориентация на экспорт продукции глубокой переработки сырья. Например, на полимеры. Что касается первого, то согласно национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», куратором которого также является Андрей Белоусов, объём промышленных товаров должен вырасти со 119,5 млрд до 146 млрд долларов, а продукции АПК – с 25 млрд до 34 млрд долларов. Итого уже к 2024 году мы получим прирост несырьевого неэнергетического экспорта на 35,5 млрд, что снизит долю углеводородов на 5–10%.
Помимо этого, ускоренное строительство заводов по глубокой переработке сырья позволит отказаться от вывоза нескольких десятков миллион тонн нефти и миллиардов кубометров газа. Это добавит ещё 9–18 млрд долларов несырьевой валютной выручки.
Промышленность и инфраструктура
Второй проект «Новой высокотехнологичной экономики» посвящён ускоренному развитию и внедрению на российском рынке отечественной электроники. Ещё в прошлом году правительство сделало первый шаг. Вице-премьер Юрий Борисов продавил законопроект об импортозамещении в госзакупках, согласно которому государственные компании обязаны приобретать исключительно отечественное оборудование. Разумеется, если аналогов зарубежной продукции на нашем рынке нет, то принуждать госкомпании к отказу от импортных товаров никто не будет. Несмотря на принятый закон, его реализация столкнулась с большими проблемами.
Так, госкомпании не спешат переходить на отечественное электронное оборудование, а также на ПО. Критерии, устанавливаемые в тендерах, специально пишутся под иностранную продукцию. Ярким примером является ситуация с пластиковыми карточками. Так, Московский метрополитен определил критерии тендера так, чтобы они подходили исключительно под голландскую компанию NXP. По этому поводу недовольство выразил оренбургский производитель «Оренкарт». Ситуация действительно сложная. Выработать эффективные правила, которые госкомпании будут соблюдать в обязательном порядке и не найдут «лазеек», практически невозможно. Тем не менее без решения данной проблемы говорить об ускоренном развитии нашей высокотехнологичной промышленности не придётся.
Пункт «связывание пространства и транспорт» является, пожалуй, самым затратным и долго окупаемым. Речь идёт как о масштабном строительстве транспортной инфраструктуры, так и о создании эффективных транспортных средств. Одного без другого быть не может. Если мы строим качественные дороги, то по ним должны ездить наши КамАЗы, а не китайские грузовики.
Не секрет, что строительство большого количества объектов растянуто во времени. Более того, по мере реализации проекта их сметная стоимость в силу объективных и субъективных причин увеличивается. При создании транспортной инфраструктуры государство может положиться исключительно на свои силы и ресурсы. В отличие от электронной промышленности, невозможно представить, чтобы частный бизнес вкладывал бы деньги в отрасль, которая если и принесёт доход, то не ранее чем через 20 лет.
Внутренний и внешний суверенитет
«Новый инвестиционный» цикл означает ускоренный рост инвестиций в реальный сектор экономики. Механизмы реализации данного проекта уже запущены. В первую очередь речь идёт о механизме СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений), который был запущен полгода назад. Однако уже к сегодняшнему дню подписаны соглашения по 36 проектам на общую сумму в 1,3 трлн рублей. К 2024 году подобных соглашений должно быть не менее 600, а предполагаемый объём инвестиций – 12,6 трлн рублей.
Однако этого недостаточно. Белоусов разрабатывает иные меры стимулирования инвестиций, которые направлены в первую очередь на проекты малого и среднего бизнеса. К подобным мерам относятся дешёвое кредитование предприятий, инвестиционный вычет, компенсации налога на прибыль и т. д.
Впрочем, говоря об увеличении инвестиций, мы снова вспоминаем о проблеме финансирования проектов, достаточный объём которого может предоставить исключительно банковский сектор. Тем не менее для развития точечных отраслей субсидий из федерального бюджета может оказаться достаточно.
Самым загадочным пунктом стратегии является «защита конкуренции в условиях цифровой экономики». Но один вывод можно сделать однозначный: речь идёт о создании отечественной цифровой инфраструктуры и «изгнании» транснациональных IT-гигантов с нашего рынка. Действительно, когда мы говорим об инфраструктуре, мы подразумеваем в первую очередь транспортную и социальную. В это же время та же банковская или цифровая инфраструктура является не менее, а то и более важной в современном мире.
Развитие нашей экономики не может базироваться на иностранных платформах. Помимо коммерческой составляющей это также является вопросом безопасности. Например, если бы Россия не создала свою национальную систему СПФС (система передачи финансовых сообщений), то отключение нас от SWIFT обернулось бы экономическим крахом и обнищанием граждан до уровня африканских стран. Имея СПФС, мы потери, конечно, понесём, но они станут небольшими, а все последствия будут преодолены быстро.
Таким образом, мы видим чёткую и выверенную стратегию правительства по ускоренному развитию экономики страны. Самое главное здесь то, что в отличие от предыдущих стратегий и планов, в нынешнем документе указаны конкретные вещи, базирующиеся на определяющих направлениях. Помимо этого, важно отметить, что нынешняя стратегия лишена либеральных мантр и красивых монетаристских лозунгов. В ней чётко прослеживается государственническая протекционистская политика, направленная как на обеспечение реального экономического суверенитета России, так и на повышение уровня благосостояния граждан.
Шанс, который нельзя упустить
Прошлый тур холодной войны закончился поражением коммунизма и СССР. Каковы шансы в этом, развязанном против КНР и России? Подсчитаем ресурсы. Из-за распада Советского Союза мы потеряли значительную часть территории и населения. Неудачные реформы нанесли существенный урон меритократической элите, человеческому капиталу, науке и высоким технологиям. Сузился западный буфер безопасности. Потеря глобального влияния, империи была для многих болезненной.
Политические системы большинства стран, решивших противостоять нам и Китаю, не приспособлены для длительной жёсткой конфронтации. Если бы нам противостоял Запад, управляемый более авторитарными и эффективными правительствами, ситуация могла бы быть гораздо сложнее. Авторитарные тенденции в западном мире будут, как и везде, неизбежно усиливаться (пандемия активно используется для такого перехода). Но изменения устоявших за последние полвека политических систем будут болезненными и займут десятилетия.
Важнейшим нашим преимуществом является уверенность большинства россиян и российской элиты в своей моральной правоте. В позднем советском обществе такого ощущения не было. И это стало одной из главных причин провала СССР. Необходимо поддержать такое чувство устремлённой вперёд стратегией и идеологией, выходить из подрывающей кураж экономической стагнации.
Подозреваю, что те, кто решил развязать очередную холодную войну против нас, Китая, других «новых», уже потеряли веру в свою правоту. В редких теперь прямых дебатах с западными коллегами я не раз просто говорил: «Прекратите врать». И они прекращали. Такими стеснительными были раньше мы, советские. Сказанное, впрочем, не означает, что соперники быстро сдадутся. Пока они пытаются консолидироваться.
Уже сейчас пора думать и о возможности того, что в случае относительного проигрыша Соединённые Штаты через десятилетие пойдут на предлагавшийся Киссинджером и Бжезинским кондоминиум с Китаем.
У нас высок шанс победить в этой холодной войне. Но борьба потребует большого напряжения национальных сил, выработки наступательной идеологии. Она должна не просто опираться на жизнетворные традиции, но вести в будущее. Её контуры достаточно очевидны. Мы с коллегами их неоднократно описывали. Выдвигаются плодотворные идеи и многими другими думающими россиянами.
Чтобы создать такую идеологию и сделать её эффективной, необходимо сохранить интеллектуальную открытость, плюрализм. Думаю, задача эта решаемая, хотя и непростая в условиях конфронтации. Если такая свобода будет ограничиваться, это приведёт не только к потере конкурентного преимущества, но и к неизбежным ошибкам в политике (см. опыт СССР).
Ну, а потом, после «выигрыша», история продолжится, и потребуются новые усилия по совершенствованию нашей страны, поиску оптимальных балансов в мире. Прошлый тур холодной войны мы проиграли, в том числе взяв на себя неподъёмное бремя. Сейчас есть возможность стать балансиром в американо-китайском соперничестве (более дружественным Китаю) и в будущей миросистеме Большой Евразии.
Путин и Байден в Женеве сделали шаг назад от этой грани. Но ситуация остается крайне опасной. У меня вызывала отвращение прошлая холодная война, которую я застал, и тошнит от нынешней, но хотелось бы, чтобы аналитики будущих поколений имели возможность писать подобные статьи, спорить, жить.
Полный текст статьи будет опубликован в следующем номере журнала «Россия в глобальной политике».
Россия в глобальной политике
Директор-учредитель Russia Matters.
Любопытный взгляд со стороны на новую российскую стратегию национальной безопасности – весьма характерные тенденции. Спасибо коллегам из Russia Мatters.
Когда в 2015 г. была принята предыдущая стратегия, многие аналитики подозревали, что отношения между Западом и Россией уже достигли дна после интервенции на Украине, которую Москва начала в 2014 г., поэтому некоторые надеялись хотя бы на частичное их восстановление в скором времени.
Из нового документа следует, что это дно было ложным, так как под ним оказалось ещё много слоев для дальнейшего ухудшения отношений России с Соединёнными Штатами и их союзниками, тогда как партнёрство Москвы с ведущими державами Азии оставалось крепким (Индия) или ещё больше углубилось (Китай).
Если в Стратегии 2015 г. содержались пункты о сотрудничестве с США и ЕС, а также упоминались многочисленные совместные цели и даже говорилось о развитии отношений с НАТО, в версии 2021 г. подобная терминология полностью исключена при описании взаимодействия России с Западом, который, по мнению Кремля, переживает упадок. Более того, в новом документе Европейский союз даже не упоминается. По мнению политического руководства России, Евросоюз больше не имеет значения – по крайней мере, в вопросах национальной безопасности (пусть даже он и остаётся крупнейшим торговым партнёром).
В то время как число упоминаний Евросоюза сократилось с трёх в документе-2015 до нуля в документе-2021, Соединённые Штаты поминаются в последнем документе четыре раза – и исключительно в негативном ключе. Негативно и единственное упоминание НАТО. США и возглавляемый ими альянс обвиняются в усугублении «военных угроз и опасностей для Российской Федерации» и даже в нападках на «традиционные духовные, нравственные, культурные и исторические ценности России». Соединённые Штаты и их союзники подвергаются в новом документе ещё более жёсткой и резкой критике.
В документе 2015 г. говорилось о «стремлении» этих стран «сохранить господствующее положение в мировой политике». В документе же 2021 г. заявлено, что мир переживает «период трансформации» на фоне «краха стремлений стран Запада сохранить свою гегемонию» в мире. Авторы документа также обвиняют «некоторые страны» в поощрении «процесса дезинтеграции в Содружестве независимых государств» и некоторые неназванные страны – в попытках «изолировать Российскую Федерацию». Если и есть какой-то луч света на этом мрачном фоне, то это отсутствие любых упоминаний (имевших место в документе 2015 г.) «сети военно-биологических лабораторий США на территории сопредельных России государств».
В отличие от обращения с Америкой, все три ссылки в документе 2021 г. на усиливающийся Китай выдержаны в позитивном ключе, хотя и не без оговорок. В документе 2021 г., как и в предыдущей версии, а также в высказываниях российских лидеров проводится чёткое разграничение между партнёрством России с Китаем и её партнёрством с Индией, которая дважды упоминается в новой стратегии. Взаимоотношения России с Китаем описаны как «всеобъемлющее партнёрство и стратегическое взаимодействие», тогда как взаимоотношения с Индией описываются как «особо привилегированное стратегическое партнёрство». Это разграничение, отражающее желание Москвы сохранять глубокое сотрудничество с Дели, несмотря на свои растущие связи с Пекином, особенно наглядно свидетельствует о стремлении не держать все яйца в одной корзине с учётом того, что китайские лидеры привычно говорят об отношениях с Россией как о «всеобъемлющем стратегическом партнёрстве».
Хотя авторы документа старательно формулируют приоритеты национальной безопасности России в отношениях с другими странами, в целом стратегия 2021 г., похоже, ставит на первое место развитие внутренних компонентов национальной безопасности, которым уделяется существенно больше внимания, чем в предыдущей версии. Один из разделов под названием «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» начинается с описания национальных приоритетов, первым из которых является «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала». И далее подробно обсуждается, как сохранить этот потенциал, улучшить его качество и нарастить количество. За этим пунктом следует «Оборона страны», а затем «Государственная и общественная безопасность».
В отличие от этого документа, в разделе о национальных интересах Стратегии-2015 ничего не говорилось о «сбережении народа России». В ней были пункты об обороне и общественной безопасности, а после них шёл пункт «Повышение качества жизни российских граждан». Документ 2015 г. также приветствовал рост населения в России, но в Стратегии-2021 ничего подобного не говорится, то есть неявно признаётся тот факт, что после почти десятилетнего роста населения возобновилась депопуляция.
В документе 2021 г. меньшее значение придаётся демократизации России. Первоочередные национальные интересы, определённые в нём – «сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан»; в документе 2015 г. демократизация явно упоминалась (пусть только единожды) среди первоочередных национальных интересов: «укрепление национального согласия, социально-политической стабильности, развитие демократических институтов и совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества». Единственное упоминание о демократии сейчас содержится в разделе «Россия в современном мире». Там ясно даётся понять, что демократия должна соответствовать тому, что Кремль любит называть «традиционными ценностями»: «сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и её открытости миру».
В приведённой ниже таблице сравниваются ключевые мысли двух стратегий.
Стратегия россии журнал последний номер
Издание
Федерального Собрания
Российской Федерации
Ежемесячный общественно-политический журнал Федерального Собрания — Парламента РФ (зарегистрирован Комитетом РФ по печати, регистрационный №016614 от 23.9.1997). Учредители — Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Издатель — АНО «Парламентская газета».
Является одним из старейших в стране (в 2016 г. отметил своё 90-летие) и ведёт свою историю от журнала «Советское строительство», первый номер которого вышел в августе 1926 года, а передовую статью о задачах издания написал Председатель Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР М.И. Калинин. В 1935 г. с формулировкой «за политическое и бытовое разложение» А.С. Енукидзе был снят с редакторского поста, а в декабре 1937 г. журнал был закрыт.
Журнал стал вновь издаваться в 1957 г. под названием «Советы депутатов трудящихся». В 1976 г. журнал (уже под названием «Народный депутат») был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В годы перестройки и начала реформ издание несколько раз меняло название: «Советы народных депутатов», «Народный депутат», «Российская Федерация», «Российская Федерация сегодня». В июле 2015 г. журнал вошёл в состав АНО «Парламентская газета».
Законодательство, регулирующее работу с должниками, постоянно обновляется
Для спасения ценных лесов эксперты предлагают разработать закон о многофункциональной оценке лесного богатства страны
Роспотребнадзор составил оптимальное меню для россиян
По данным ведомства, в России не хватает 785 приютов для бродячих животных
В парламенте будут работать много ярких личностей с уже готовыми идеями законопроектов
Ее нельзя купить или продать, но держатель этой ценной бумаги может наложить вето при попытке разбазарить государственное имущество
Станет ли временный мораторий на экспорт морских млекопитающих постоянным
Если владелец заброшенных угодий отказывается идти в суд, решение об изъятии участка предлагают принять без него
30 сентября 1946 года Международный военный трибунал начал оглашение приговора по итогам Нюрнбергского процесса над государственными и военными деятелями гитлеровской Германии
27 сентября исполняется 110 лет Ливадийскому дворцу
В Совете Федерации обещают найти способ поддержки профессионалов
Парламентарии и учёные прогнозируют, что, даже когда пандемия закончится, забыть про коронавирус не получится
15 сентября 1921 года Совет народных комиссаров РСФСР принял «Положение об охране здоровья подростков и детей РСФСР»
Сын изобретателя водородного двигателя рассказал о судьбе зелёной энергетики
30 лет назад Президиум Верховного совета РСФСР издал указ «О возвращении городу Ленинграду его исторического названия Санкт-Петербург».
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе считает, что путешествовать так, как до ковида, человечество не сможет больше никогда
5 сентября — Международный день благотворительности
Полученные в Интернете «письма счастья» теперь можно там же и оспорить
1 сентября вступают в силу новые требования, уточняющие антитабачные правила