сколько абонентов мтс в россии
Исследование AC&M: количество мобильных абонентов в России выросло почти на 2 млн за полгода Статьи редакции
Это почти не повлияло на распределение долей «большой четвёрки» операторов.
По итогам первых шести месяцев 2019 года количество мобильных абонентов в России выросло на 1,9 млн — с 258,7 млн на конец 2018 года до 260,6 млн на конец июня 2019 года. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование аналитической компании AC&M Consulting.
По подсчётам аналитиков, больше всего абонентов подключил Tele2 (1,8 млн), общая база оператора выросла до 45,9 млн человек. В компании не раскрывают число абонентов по итогам квартала, но близкий к Tele2 собеседник издания подтвердил данные AC&M.
Абонентская база «Мегафона» выросла на 700 тысяч человек, до 75,9 млн; у МТС — на 90 тысяч, до 78,1 млн. «Билайн» сократил базу на 920 тысяч человек, до 54,3 млн. Подсчёты AC&M совпадают с данными операторов, которые они раскрыли в отчётности за второй квартал 2019 года, добавляет газета.
Доля Tele2 на рынке выросла на один процентный пункт — до 18%, говорят эксперты. По словам партнёра AC&M Антона Погребинского, рост даже на один процентный пункт на большом и стагнирующем рынке — серьёзное достижение. У Tele2 ещё много регионов, где оператор только начинает наращивать базу, говорит аналитик. Однако аналитик «Уралсиба» Константин Белов назвал рост на один процентный пункт несущественным.
Доля «Билайна» сократилась с 22% до 21%, МТС — с 31% до 30%. Доля «Мегафона» осталась на прежнем уровне — 29% рынка. Ещё 2% распредленеы между небольшими операторами.
В «Билайне» пояснили «Ведомостям», что начали оздоровление абонентской базы — оператор стремится оставить в ней только реальных клиентов. Например, компания отказалась от альтернативных каналов дистрибьюции и перешла на монобрендовую розницу.
В МТС отметили, что у оператора стабильная абонентская база, а выручка компании растёт в основном за счёт увеличения продаж цифровых продуктов и услуг экосистемы компании. В «Мегафоне» также сообщили, что число абонентов растёт в том числе за счёт развития экосистемы услуг и сервисов компании.
В AC&M также отметили «катастрофический» рост продаж SIM-карт в России. По данным компании, за январь-июнь 2019 года операторы продали 47,4 млн новых SIM-карт — для сравнения, за первые полгода 2018 года операторы продали 46,7 млн SIM-карт.
Оданко эксперты отмечают, что показатель оттока абонентов сокращается — на один процентный пункт за полгода, до 18%. Это значит, что абонентская база у операторов становится более качественной, пояснили в AC&M.
Наши рынки
КЛЮЧЕВЫЕ РЫНКИ ГРУППЫ МТС
МТС ТЕЛЕКОМ
По итогам 2020 года количество абонентов мобильной связи МТС в России составило 78,5 млн, что составляет около 31% рынка и обеспечивает лидерство как по численности базы, так и по доходам от мобильного бизнеса.
Численность абонентов операторов, входящих в Группу МТС, составляет: в Республике Армения (ЗАО «МТС Армения») — 2,15 млн, в Республике Беларусь (СООО «Мобильные ТелеСистемы» не консолидируется в финансовую отчетность Группы МТС) — 5,68 млн, или 59 и 47% рынка соответственно.
МТС входит в топ-5 интернет-провайдеров России и занимает около 11% российского рынка проводного широкополосного доступ в интернет (ШПД) по абонентам в сегменте частных лиц и около 10% в бизнес-сегменте согласно рейтингу «ТМТ Консалтинг». На массовом рынке фиксированной телефонной связи МТС занимает второе место после ПАО «Ростелеком» с рыночной долей около 18% по абонентской базе.
МТС РИТЕЙЛ
МТС — крупнейшая непродовольственная розничная сеть в России. По итогам 2020 года количество салонов МТС составило 5,2 тыс.
В рейтинге омниканальности Сайт рейтинга (оценки степени слияния онлайн- и офлайн-каналов продаж) крупнейших розничных ритейлеров глазами покупателя от аналитического агентства DataInsight, shop.mts.ru занял 57-е место, демонстрируя сбалансированное сочетание каналов продаж.
МТС ФИНАНСЫ
ОБЛАЧНЫЕ И ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
В облачное направление бизнеса МТС входит облачный провайдер #CloudMTS, провайдер «ИТ-ГРАД», платформа 1cloud, ориентированная на малый и средний бизнес, и дата-центр «Авантаж».
МТС предлагает инфраструктурные решения в формате частных, публичных и гибридных облаков, оказывает комплекс консалтинговых и профессиональных услуг, услуги дата-центров и телеком-сервисов
Объем услуг, оказанных МТС по данному направлению, вырос в 2020 году на 35 %. МТС предоставляет бизнес клиентам и государственным заказчикам решения на основе интернета вещей на базе собственных платформ, возможностей крупнейшей в России сети интернета вещей NB-IoT. В портфеле компании — комплексные отраслевые решения для заказчиков из сегментов ЖКХ, недвижимости, транспорта, ритейла, промышленности и др.
Новое направление выделенных Private LTE/5Gready сетей выступает проводником Индустрии 4.0 для корпоративных заказчиков.
BIG DATA
МТС не только активно использует большие данные в совершенствовании бизнес-процессов и работы сети, но и видит перспективы в разработке коммерческих сервисов с новыми качествами и возможностями для клиентов.
Достижения МТС в области работы с данными были отмечены премией в номинации «За повышение эффективности бизнеса», CDO Award 2019, учрежденной издательством «Открытые системы» и ресурсом CIO.ru.
МТС МЕДИА
МТС Медиа — подразделение в рамках Группы МТС, отвечающее за развитие медиаактивов Группы и развлекательных продуктов. Направления деятельности: производство и дистрибуция собственного контента, управление кабельным и спутниковым ТВ, IPTV и приложением «МТС ТВ».
В марте 2020 года МТС и Первый канал сообщили о создании совместного предприятия, в рамках которого компании будут в том числе совместно инвестировать в контент.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Центр искусственного интеллекта МТС действует с 2017 года. Центр дополняет существующие сервисы МТС новыми функциями, основанными на технологиях обработки естественного языка, распознавании голоса и компьютерном зрении, и создает продукты в области клиентского сервиса, медицины, юриспруденции и в других направлениях.
МТС — участник альянса по искусственному интеллекту, который занимается развитием данных технологий в России. Другими участниками альянса являются Сбербанк, «Яндекс», Mail.ru Group, «Газпром нефть» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
Для разработки решений на базе речевых технологий МТС открыла в 2020 году в инновационном центре «Сколково» Лабораторию искусственного интеллекта. Эксперты создают крупнейшую базу голосовых данных на русском языке. МТС также сотрудничает с Самарским государственным медицинским университетом в области цифрового здравоохранения: на базе созданной в университете лаборатории планируется разрабатывать и тестировать инновационные решения на основе искусственного интеллекта в области медицины.
МТС ЭНТЕРТЕЙНМЕНТ
МТС Энтертейнмент — подразделение в рамках Группы МТС, созданное для развития проектов в сфере развлечений и управления активами компании в этом сегменте. В периметр управления МТС Энтертейнмент вошли в том числе билетные сервисы «Тикетлэнд» и «Пономиналу», портал и приложение «МТС Афиша», проект MTS Live Arena и другие проекты.
МТС КИБЕРСПОРТОРТ И ГЕЙМИНГ
МТС вышла на рынок киберспорта в 2017 году с приобретением киберспортивной организации Gambit Esports — одного из лидирующих киберспортивных клубов Европы. В 2020 году Gambit был представлен в шести игровых дисциплинах: Fortnite, Counter-Strike: Global Offensive, League of Legends, Dota 2, Apex Legends и Valorant. Команды, входящие в состав Gambit Esports, неоднократно становились чемпионами мира и Европы, а также серебряными и бронзовыми призерами крупнейших международных соревнований.
ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЫНКОВ
Глобальные тренды экономики
Перспективы развития мировой экономики характеризуются высокой неопределенностью, связанной в первую очередь с дальнейшим ходом пандемии.
Реальный ВВП, годовое процентное изменение
2020 год | 2021 год, прогноз | 2022 год, прогноз | |
---|---|---|---|
Мировой объем производства | —3,3 | 6,0 | 4,4 |
Россия | —3,1 | 3,8 | 3,8 |
Одним из значимых последствий пандемии для информационных технологий стало ускоренное внедрение цифровых решений в самых разных областях. Цифровизация способствует ускоренному переходу в онлайн-среду трудовой деятельности, развлечений, покупок, государственного управления и образования. Эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации госорганов и перевод всех госуслуг в электронный вид.
Следующие обозначенные GSMA Intelligence на ближайшие 10 лет ключевые тренды развития мирового телекоммуникационного рынка сохранили актуальность:
Ожидается, что с приходом 5G дополнительный ресурс для развития получат сферы, уже использующие технологии больших данных (Big Data), интернета вещей (Internet of Things, IoT), облаков (Clouds) и искусственного интеллекта (Artificial Intelligence). Среди таких отраслей будут и медицина, и производство, и многие другие, в частности, дополненная и виртуальная реальность, возможность потоковой обработки больших массивов данных обеспечат им значительную эффективность и доступность. C помощью сетей нового поколения интернет вещей получит больше возможностей для развития в сложных производственных сферах.
Глобальный тренд на создание экосистем
Крупнейшие компании телекоммуникационной отрасли интенсивно развивают смежные направления деятельности, занимаясь не только предоставлением услуг связи. Расширение продуктовой линейки за счет создания новых сервисов — это необходимость, вызванная наполненностью рынка. Предлагая дополнительные услуги, основанные на передовых разработках, операторы нивелируют стагнацию доходов от основного бизнеса.
Россия: тренды экономики
В условиях глобального кризиса, вызванного пандемией, операторы связи оказались в экономически более устойчивом положении, чем другие отрасли экономики. Меры по ограничению распространения вируса подчеркнули ценность связи для социального и экономического благополучия. По данным Росстата, объем платных телекоммуникационных услуг населению в 2020 году сократился лишь на 5% в сравнении с 2019 годом и составил 1,4 трлн рублей.
По предварительным данным компании «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникаций в 2020 году насчитывает 1,73 трлн рублей. Годовая динамика рынка составила —0,7% — это самый низкий показатель за всю современную историю телекоммуникаций: в период предыдущих кризисов рынок сохранял рост за счет того, что его основные сегменты на тот момент еще не достигли насыщения.
К негативной динамике привело снижение темпов роста в сегментах мобильной связи, широкополосного интернет-доступа и платного ТВ. Небольшой рост этих рынков не смог компенсировать падение доходов от фиксированной телефонии, межоператорских услуг и ряда других сервисов.
Пандемия повлияла на доходы от роуминга, а также на использование дополнительных симкарт. База абонентов мобильной связи сократилась вследствие замедления привлечения новых клиентов из-за закрытия салонов.
В 2020 году первоочередными задачами операторов связи стали поддержка дистанционной работы своих абонентов, обеспечение безопасности данных и доступности информационных ресурсов. Многократно вырос спрос на решения и ИТ-услуги для организации работы в таком формате, организацию облачных хранилищ данных, услуги удаленного мониторинга ИТ-инфраструктуры и оборудования, поддержки пользователей.
Ситуация с пандемией коронавируса обозначила острую необходимость в цифровизации бизнеса, что, в свою очередь, повысило интерес к современным технологиям.
Аналитики компании Strategy Partners отмечают следующие тренды цифровой трансформации российских компаний в 2020–2021 годах.
Технологические тенденции на рынке России, процент подключений
Ожидается, что к 2025 году:
Ожидается, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе телекоммуникационный рынок вернется к своей первоначальной траектории роста, российские операторы продолжат проекты развертывания оптоволоконных и 5G-сетей, представятся новые возможности для выявления дополнительных источников дохода.
Конкурентная ситуация
Сегодня на российском рынке мобильной связи работают четыре федеральных оператора:
Также на рынке действуют несколько региональных телекоммуникационных компаний и операторов виртуальных сетей (MVNO).
По состоянию на конец 2020 года абонентская база мобильных абонентов (по числу симкарт в сети), по данным компании АС&M Consulting, составляла порядка 252,2 млн абонентов, уровень проникновения мобильной связи — более 170%.
МТС является лидером на рынке как по числу абонентов, так и по доходам мобильной связи.
В части фиксированного бизнеса — услуг телефонии и широкополосного доступа в интернет — основным конкурентом МТС в России является ПАО «Ростелеком». При этом МТС сохраняет свое лидерство в сегменте B2C в Московском регионе.
На рынке платного ТВ в России МТС входит в тройку лидеров, занимает около 9% рынка, пропуская вперед ПАО «Ростелеком» и «Триколор».
В России за полгода выросло число сотовых абонентов
Число мобильных абонентов в России за первое полугодие 2019 г. выросло на 1,9 млн человек, сообщила аналитическая компания AC&M Consulting: с 258,7 млн на конец 2018 г. до 260,6 млн на конец июня 2019 г. Основной прирост абонентской базы пришелся на «Т2 РТК холдинг» (работает под брендом Tele2).
По подсчетам AC&M Consulting, за полгода Tele2 подключила 1,88 млн новых абонентов (общая абонентская база Tele2 выросла до 45,9 млн человек). Tele2 не раскрывает число абонентов поквартально, говорит представитель Tele2. Но человек, близкий к компании, подтверждает расчеты AC&M.
Немного выросло количество абонентов у «Мегафона» (на 700 000 человек, достигло 75,9 млн) и МТС (на 90 000, стало 78,1 млн). А вот у «Вымпелкома» (бренд «Билайн») база сократилась – чуть более чем на 920 000 человек и теперь составляет 54,3 млн. Данные AC&M по числу абонентов совпадают с тем, что «Мегафон», МТС и «Вымпелком» раскрывали в отчетности за II квартал 2019 г.
Таким образом, на конец июня 2019 г. доля Tele2 на рынке выросла на 1 процентный пункт (п. п.) и достигла 18%, «Вымпелкома» – сократилась с 22 до 21%, МТС – с 31 до 30%. «Мегафон» сохранил позиции – 29% рынка мобильных абонентов. Оставшиеся доли – у небольших операторов.
Рост доли на 1 п. п. на большом и стагнирующем рынке, где практически ничего не меняется, – серьезное достижение Tele2, полагает партнер AC&M Антон Погребинский. Tele2 растет органически, у оператора все еще много регионов, где он только начинает активно вести деятельность и наращивать число абонентов, объясняет он. Tele2 отвоевывает рынок у других операторов, при этом «Вымпелком» стал более жестко следить за своими продажами, чтобы подключать «качественных» абонентов, говорит Погребинский.
«Вымпелком» взял курс на оздоровление абонентской базы, оператор хочет, чтобы в ней были только реальные клиенты, говорит представитель оператора Анна Айбашева: поэтому компания отказалась от альтернативных каналов дистрибуции и перешла на монобрендовую розницу – сегодня на нее приходится более 50% в продажах. «Вымпелком» также видит снижение количества мигрантов в базе на 30%, а вот количество абонентов-резидентов растет каждый квартал на 100 000, и этот тренд должен продолжиться во втором полугодии 2019 г., говорит она. Средний доход на одного абонента у «Вымпелкома» (ARPU) вырос во II квартале 2019 г. в годовом сопоставлении на 2,9%, что компенсирует в выручке уменьшение клиентской базы, заключает Айбашева.
Tele2 уже входит в большую четверку федеральных операторов, но находится на разных стадиях развития с остальными операторами, считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Если для Tele2 наращивание абонентской базы – одна из приоритетных задач, то остальные операторы скорее заинтересованы в сохранении костяка наиболее активных и лояльных абонентов и монетизации их за счет дополнительных услуг. Изменение доли на рынке на 1 п. п. Белов называет несущественным.
У МТС стабильная абонентская база, а выручка растет за счет увеличения количества высокодоходных абонентов, которые пользуются несколькими цифровыми продуктами и услугами экосистемы МТС, говорит представитель МТС Алексей Меркутов. Выручка МТС в России во II квартале 2019 г. выросла в годовом сопоставлении на 9,4%.
В России все еще катастрофически высокие продажи сим-карт, говорит Погребинский. По данным AC&M Consulting, за первое полугодие 2019 г. операторы продали 47,4 млн новых сим-карт – больше, чем в первом полугодии 2018 г. (46,7 млн). Хотя показатель оттока абонентов сокращается (на 1 п. п. – до 18%), а это значит, объясняет он, что абонентская база у операторов становится более качественной.
Число абонентов «Мегафона» постепенно растет за счет развития экосистемы услуг и сервисов компании и спроса на новую линейку тарифных планов «Включайся» с кешбэком, ориентированную на цифровых клиентов, говорит представитель «Мегафона» Юрий Нехайчук. Результаты исследования AC&M он называет корректными.
МТС отчиталась о сокращении числа абонентов из-за коронавируса
Во втором квартале 2020 года абонентская база МТС в России снизилась на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 77,2 млн клиентов, говорится в поступившем в РБК сообщении компании. Негативная динамика была вызвана отсутствием мигрантов в условиях пандемии коронавируса и отказом россиян от вторых и третьих сим-карт, пояснил президент компании Алексей Корня. По его словам, база долгосрочных абонентов, к которым компания причисляет тех клиентов, которые остаются с ней 12 месяцев и дольше, стабильна.
Из-за сезонности бизнеса мобильных операторов релевантным является сравнение показателей аналогичных кварталов года. Последний раз МТС отчитывалась о снижении абонентской базы в России по сравнению с тем же периодом предыдущего года в первом квартале 2019-го (на тот момент показатель составлял 77,6 млн клиентов).
При этом выручка российской МТС выросла на 0,8%, до 116,3 млрд руб. Доходы от мобильной связи увеличились на 1,9%, до 81,2 млрд руб., от фиксированной — на 5,2%, до 15,8 млрд руб. Выручка от продажи устройств и аксессуаров снизилась на 3,4%, но абсолютный показатель МТС не приводит. Показатель OIBDA в России вырос на 0,3%, до 50,4 млрд руб.
Выручка всей группы МТС во втором квартале выросла на 1,3% и составила 117,7 млрд руб. Выручка МТС в Армении упала на 14,3%, до 11,8 млрд драм, а в Белоруссии выросла на 14,5%, до 287,7 млрд белорусских руб. Как пояснил представитель МТС, рост выручки в Белоруссии по сравнению с другими странами, где работают «дочки» компании, объясняется отсутствием в стране режима самоизоляции. При этом в ответ на вопросы о том, как отразилась политическая нестабильность в Белоруссии на бизнесе оператора, Корня лишь сообщил, что компания работает в этой стране в прежнем режиме. Он также напомнил, что МТС является миноритарным акционером, владея 49% белорусской компании.
Скорректированный показатель OIBDA группы МТС увеличился на 0,6%, до 51,6 млрд руб. Чистая прибыль группы сократилась на 7,5%, до 11,8 млрд руб. На этот показатель повлияли резервы под обесценение кредитов в МТС-банке, а также динамика валютного рынка, пояснил представитель компании.
Компания сохранила озвученный по итогам первого квартала прогноз: в МТС рассчитывают к концу 2020 года нарастить выручку в пределах 3%. В конце года в компании также ожидают падение OIBDA на 2% в связи с падением доходов от роуминга, обесценением портфеля розничных кредитов МТС-банка на фоне пандемии и влиянием корректировки тарифов в первом квартале.
Остальные компании «большой четверки» телеком-операторов раскрыли финансовые результаты за второй квартал ранее. «МегаФон» и «ВымпелКом» (бренд «Билайн») показали падение выручки по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 8,3% (до 78,5 млрд руб.) и 9,7% (до 65,5 млрд руб.) соответственно. Выручка «Ростелекома», напротив, выросла на 13%, до 127,3 млрд руб.
«Билайн», МТС, «Мегафон» и «Ростелеком»: кто и сколько заработал в 2020 году
CNews сравнил финансовые и операционные итоги за 2020 г., которые продемонстрировали группа Veon, МТС, «Мегафон» и «Ростелеком». Впервые участником данного сравнения оказался «Ростелеком», который с 2020 г. начал консолидировать результаты сотового оператора Tele2.
Телеком 2020: «Ростелеком» с Tele2 против «большой тройки»
Телекоммуникационные компании — группа Veon (владеет российским «Вымпелкомом», торговая марка «Билайн»), «Мобильные телесистемы» (МТС), «Мегафон» и «Ростелеком» — представили свои финансовые и операционные итоги работы за 2020 г. На основе их CNews подготовил сравнительную таблицу с результатами работы операторов.
Впервые в такую аналитику включены результаты «Ростелекома». Исторически данный оператор занимался фиксированной связью, поэтому сравнение его результатов с результатами работы «большой тройки» («Вымпелком», МТС, «Мегафон») ранее было некорректным.
Однако в 2020 г. «Ростелеком» завершил консолидацию сотового оператора «Т2 мобайл» (торговая марка Tele2). Соответственно, результаты работы Tele2 теперь отражаются в результатах «Ростелеком», и компанию можно сравнивать с операторами «большой тройки» («Вымпелком», МТС, «Мегафон»). Поскольку у «Ростелекома» практически нет международных активов, в таблице его результаты представлены только в разделе про Россию без отдельного указания результатов всей группы.
«Мегафон» становится все менее публичным
В то же время «Мегафон» после прекращения листинга на Лондонской фондовой бирже все меньше раскрывает параметры своей отчетности. В этот раз финансовые итоги были раскрыты только по группе компаний без указания отдельных параметров по России. По нашей стране указано только количество сотовых абонентов. При этом у «Мегафона» нет значительного зарубежного присутствия — только Таджикистан, Абхазия и Южная Осетия (недавно оператор также вышел на рынок Узбекистана), поэтому результаты всей группы «Мегафона» можно считать близкими к результатам работы по России.
Сокращение международного присутствия российских компаний
В целом присутствие российских телекоммуникационных компаний за рубежом сокращается. У МТС в части иностранного присутствия остается только Армения, а также дочернее предприятие в Белоруссии, результаты которого все равно не консолидируются в общей отчетности компании.
МТС | Veon | Мегафон | Ростелеком + Tele2 | |
---|---|---|---|---|
Вся группа | ||||
Выручка, млрд руб. | 494,9 | 573,54 | 332,16 | — |
Сервисная выручка, млрд руб. | н/д | 536,89 | 303 | — |
Выручка от мобильного интернета, млрд руб. | н/д | 183,99 | н/д | — |
OIBDA/EBITDA, млрд руб. | 215,2 | 247,96 | 147,8 | — |
Рентабельность по OIBDA/EBITDA, % | 43,4 | 43,2 | 44,5 | — |
Операционная прибыль, млрд руб. | 112,9 | 45,6 | 73,44 | — |
Чистая прибыль (убыток), млрд руб. | 61,4 | убыток 25,08 | 26,3 | — |
Рентабельность по чистой прибыли, % | 12,4 | — | 7,9 | — |
Капитальные затраты, млрд руб. | 96,9 | 135,84 | 54,72 | — |
Чистый долг, млрд руб. | 317,6 | 438,4 | 308,9 | — |
Число сотовых абонентов, млн | 86,3 | 209 | н/д | — |
Число абонентов ШПД, млн | н/д | 4,4 | н/д | — |
Россия | ||||
Выручка, млрд руб. | 488,5 | 274,48 | н/д | 546,9 |
Сервисная выручка, млрд руб. | 396,6 | 247,2 | н/д | н/д |
OIBDA/EBITDA, млрд руб. | 210,6 | 107,78 | н/д | 194 |
Рентабельность по OIBDA/EBITDA, % | 43,1 | 39,3 | н/д | 35,5 |
Операционная прибыль, млрд руб. | н/д | н/д | н/д | 68,97 |
Рентабельность по операционной прибыли, % | н/д | н/д | н/д | 12,6 |
Чистая прибыль, млрд руб. | 57,7 | н/д | н/д | 25,35 |
Рентабельность по чистой прибыли, % | 11,8 | н/д | н/д | 4,6 |
Капитальные затраты, млрд руб. | 95 | 98,45 | н/д | 107,14 |
Чистый долг, млрд руб. | н/д | н/д | н/д | 362,2 |
Выручка от мобильной связи, млрд руб. | 334,5 | 209,5 | н/д | 177 |
Выручка от мобильной передачи данных, млрд руб. | н/д | 62,9 | н/д | н/д |
Выручка от продажи оборудования, млрд руб. | 69,1 | 26,5 | н/д | н/д |
Число сотовых абонентов, млн | 78,5 | 49,9 | 70,4 | 46,6 |
Число пользователей мобильного интернета, млн | н/д | 33 | н/д | н/д |
ARPU сотовых абонентов, руб. | 372 | 353 | н/д | 341 |
MOU сотовых абонентов, мин. | н/д | 340 | н/д | н/д |
Уровень оттока сотовых абонентов (Churn), % | н/д | 11 | 8,1 | |
MBOU (средний трафик пользователей мобильного интернета), ГБ | н/д | 10,87 | н/д | н/д |
Выручка от фиксированного бизнеса, млрд руб. | 62,1 | 37,66 | н/д | 183 |
Число абонентов ШПД, млн | н/д | 2,8 | н/д | 12,4 |
ARPU абонентов ШПД, руб. | н/д | 350 | н/д | 350 |
Число абонентов платного ТВ, млн | 6,6 | н/д | н/д | 10,8 |
ARPU пользователей платного ТВ, руб. | н/д | н/д | н/д | 250 |
Финансовые и операционные итоги работы в 2020 г. группы Veon, МТС, «Мегафона» и «Ростелекома»
Значительное зарубежное присутствие сохраняет только группа Veon, которая, будучи созданной на основе российского «Вымпелкома», сама позиционирует себя как международная группа со штаб-квартирой в Амстердаме. Но и Veon за последнее время избавился от многих своих активов: были проданы принадлежащие группе сотовые операторы в Канаде, Италии, странах Юго-Восточной Азии и Черной Африки. Veon начал отступление и из стран СНГ: были проданы «дочки» группы в Таджикистане и Армении.
Показатели группы Veon
В России «дочка» Veon, «Вымпелком» теперь находится лишь на четвертом месте по своим финансовым показателям. Выручка компании составила 274,5 млрд руб., показатель OIBDA/IBITDA — 107,8 млрд руб., рентабельность по показателю OIBDA/EBITDA — 39%, капитальные затраты — 985 млрд руб.
Выручка «Вымпелкома» от мобильной связи составила 209,5 млрд руб., в том числе от мобильной передачи данных — 62,9 млрд руб. Выручка от продажи оборудования составила 26,5 млрд руб. Число сотовых абонентов составило 49,9 млн, в том числе число пользователей мобильного интернета — 33 млн. Показатель ARPU (средняя ежемесячная выручка с одного абонента) составил 353 руб., MOU (средний голосовой трафик на одного абонента в месяц) – 340 мин., уровень оттока сотовых абонентов (churn) — 11%, MBOU (средний трафик пользователей мобильного интернета) — 107,87 ГБ.
Выручка «Вымпелкома» от фиксированной связи бизнеса составила 37,66 млрд руб. Число абонентов ШПД составило 2,8 млн, их ARPU — 350 руб.
Показатели «Ростелекома» и Tele2
«Ростелеком» в тандеме с Tele2 является вторым (после Veon) по своим финансовым параметрам среди рассматриваемых компаний и первым по финансовым показателям в России. Выручка компании в 2020 г. составила 546,9 млрд руб., показатель OIBDA/EBITDA — 194 млрд руб., рентабельность по показателю OIBDA/EBITDA — 35,5%, операционная прибыль — 69 млрд руб., чистая прибыль — 25,35 млрд руб. капитальные затраты — 107,14 млрд руб. Чистый долг достиг 362,2 млрд руб.
Выручка «Ростелекома» от фиксированного бизнеса составила 183 млрд руб. Число абонентов ШПД достигло 12,4 млн, их ARPU составляет 350 руб. Число абонентов платного ТВ составило 10,8 млн, их ARPU — 250 руб.
Показатели МТС
МТС — третий по своим финансовым параметрам среди рассматриваемых компаний и второй после «Ростелекома» в России. Выручка группы компаний в 2020 г. составила 494,9 млрд руб., показатель OIBDA/EBITDA — 215,2 млрд руб., рентабельность по показателю OIBDA/EBITDA — 43,4%, операционная прибыль — 112,9 млрд руб., чистая прибыль — 61,4 млрд руб.
Капитальные затраты группы составила 96,9 млрд руб., чистый долг — 317,6 млрд руб. Число сотовых абонентов достигло 86,3 млн.
В России выручка МТС составила 488,5 млрд руб., показатель OIBDA/EBITDA — 210,6 млрд руб., рентабельность по показателю EBITDA/OIBDA — 43%, чист чистая прибыль — 57,7 млрд руб., капитальные затраты — 95 млрд руб.
Выручка компании от мобильной связи составила 334,5 млрд руб., выручка от продажи оборудования — 69,1 млрд руб. Число сотовых абонентов достигло 78,5 млн, их ARPU (по подсчетам CNews) составляет 372 руб. Выручка компании от фиксированного бизнеса составила 62,1 млрд руб.
Показатели «Мегафона»
«Мегафон», по своим финансовым параметрам, является четвертым среди рассматриваемых компаний и третьим в России. Выручка всей группы в 2020 г. составила 332,16 млрд руб., показатель EBITDA/OIBDA — 147,8 млрд руб., рентабельность по показателю EBITDA/OIBDA — 44,5%, операционная прибыль — 73,44 млрд руб., чистая прибыль — 25,3 млрд руб.
Выручка от продажи оборудования составила 29 млрд руб. Капитальные затраты компании — 54,72 млрд руб., чистый долг достиг 308,9 млрд руб. Число сотовых абонентов в России достигло 70,4 млн.