шумовые полосы номер разметки
Шумовые полосы на дорогах
Шумовые полосы на Европейских дорогах появились лет 15 назад, в России же эту особую разметку стали наносить совсем недавно. Наряду с «лежачими полицейскими» они призваны обострить внимание водителя и предотвратить возникновение аварий. Особенно они актуальны на скоростных загородных трассах.
Что такое шумовые полосы
Так как для российского водителя данное явление на дорогах в новинку, нужно ознакомиться с ним подробнее. Шумовые полосы позиционируются как более дешёвая альтернатива «лежачим полицейским», цена которых приближается к 200 000 рублей. Это довольно серьёзная сумма, особенно для больших городов с развитой дорожной инфраструктурой. Шумовая полоса выполняет те же функции что и «лежачий полицейский», но она на порядок дешевле.
Каково назначение
Функция шумовой полосы проста – заставить водителя снизить скорость и обострить внимание на определённом участке дороги. Достигается это нанесением на покрытие полос с изменённой высотой относительно дорожного полотна. В результате шины при попадании на разметку издают звук на что водитель сразу обращает внимание. Плюс такого изобретения в том, что в отличие от уже привычного «лежачего полицейского», оно не разрушает подвеску автомобиля.
Область применения
Применяется там же, где ранее устанавливались «лежачие полицейские», на дорогах повышенной опасности для пешеходов и самих водителей. Обычно это участки дороги с пониженным пределом скорости. Например, перед детскими учреждениями, школами, поликлиниками, детскими садами или перед резким поворотом, железнодорожным переездом, резким спуском или подъёмом.
Классификация
Целей для устройства шумовых полос множество, именно поэтому появилась специальная классификация по типу и способу их расположения:
Мировой опыт применения
В странах, практикующих нанесение шумовых полос, значительно снизилась аварийность. Например, в США на таких трассах аварийность снизилась на 85%. Причина такого результата заключается в том, что в этой стране крайне широко развита перевозка грузов именно по дорогам. Теперь водители большегрузов не засыпают на дорогах, находясь за рулём по 10-12 часов кряду. Шумовые полосы не дают грузовикам съехать с дороги или выехать на встречную полосу.
Тот же эффект наблюдается в Японии, здесь появление шумовых полос на дорогах снизило аварийность на 55%. В данном случае страна по сравнению с Америкой меньше, но и она имеет большой трафик по своим региональным трассам.
Положительная тенденция по снижению аварийности на дорогах наблюдается в странах Европы – Дании, Швеции и Финляндии.
Такая тенденция подталкивает остальные страны тоже применять на своих дорогах шумовые полосы, что положительно сказывается на снижении количества аварий.
Виды и способы нанесения
Технология и материал выбирается в зависимости от задач и назначения:
Требования к полосам
На Российских дорогах шумовые полосы появляются в соответствии с ГОСТом Р52605-2006. Наносятся они вдоль или поперёк полотна шириной не меньше 7 м. Во втором случае разметка представляет собой 5-8 линий шириной по 10-15 см, выполненных из термопластика или методом фрезерования.
Выбор расположения основан на уровне аварийности участка дороги, наличия детских учреждений, сложности перекрёстка и ещё ряда признаков. Принятие решение об устройстве шумовой полосы остаётся за главой района, через который проходит дорога.
Существуют места на дорогах и трассах, где устройство шумовых полос не разрешается:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
В целом, шумовые полосы нравятся, как водителям, так и организациям, призванным содержать дорожное полотно в рабочем состоянии. Для их устройства не требуется перекрывать движение и затрачивать большие ресурсы. При этом влияние на ходовые качества автомобиля, его узлы и механизмы минимально.
Шумовая разметка: что это и зачем она нужна?
Шумовая разметка: что это и зачем она нужна?
Эта наземная конструкция хорошо себя зарекомендовала. С ее помощью существенно снижается риск аварий. С 2012 стали применять ИДН в связке с шумовыми разметками.
Шумовая разметка: сфера применения и ключевые задачи
Название преграды связано с особенностями покрытия – в процессе монтажа используются специальные составы. Когда автомобиль заезжает на поверхность, появляется характерный звук и вибрация. Машины буквально пружинят на гравии – появляется характерный вибрационный звук из-под колес, а сам кузов мелко трясет. Изменения безопасны для средства передвижения, но в тоже время хорошо ощутимы водителем. Такие спецэффекты – сигнал к тому, что необходимо снизить скорость передвижения в этом участке пути.
Дислокация шумовой разметки: оптимальные зоны размещения
Расположение разметки соответствует тому, где принято использовать лежачих полицейских:
Изначально предупреждающая разметка размещалась исключительно перпендикулярно дорожному полотну. Но со временем монтаж стал появляться и на других участках: вдоль дороги в зоне обгона, по кромке рядом с обочиной.
Эффективность инструмента полностью себя оправдывает. Однако есть один нюанс – вибрационные и шумовые свойства заметны исключительно на скорости от 80 км/час. То есть, шумовая разметка рассчитана на транспортные средства, движущиеся на высокой скорости. Если скорость низкая, то эффект практически не заметен. Поэтому монтаж производится, преимущественно, за городом, на объездных трассах, автомагистралях и автобанах. В черте города они встречаются довольно редко.Здесь чаще всего встретишь стандартные «лежачие полицейские». Они эффективно справляются с поставленными перед ними задачи при любой скорости движения ТС.
Обратите внимание! Специфика покрытия обеспечивает звуковой и вибрационный эффект, чтобы предотвратить негативные последствия, закон запрещает монтаж шумовой разметки в следующих зонах:
Виды и особенности шумовой разметки
Существует несколько видов разметки. Классификация покрытия базируется на дислокации:
Помимо целевого назначения, шумовые разметки отличаются материалом изготовления. Здесь также присутствует 4 типа покрытия:
Обратите внимание! Только фрезерованные полосы можно монтировать продольно и поперечно. Все остальные методы укладки подразумевают только поперечный монтаж.
Технология нанесения шумовой разметки всегда базируется на определенных техниках. Монтажом занимаются дорожные службы, оснащенные необходимым оборудованием. При проведении дорожно-строительных работ не предусмотрен ручной труд. Что же касательно технологии нанесения, то тут лидирует спреевое нанесение. Метод подразумевает, что материал наносится безвоздушным способом. Фактически, это экструдерный метод окрашивания, адаптированный под исходный материал.
ГОСТ стандарты для шумовой разметки
Проектирование и монтаж аналогового решения регламентируется государственным законом Р526052006. В соответствии с нормативно-правовым актом, разметка должна соответствовать следующим правилам:
Шумовая разметка – это эффективная и безопасная альтернатива стандартным лежачим полицейским, но увы не замена. Установка ШР на объездных и региональных трассах позволяет обезопасить участников движения, а также снижает расход государственного бюджета на установку полицейских. Но все это справедливо только в той ситуации, когда в качестве основы используются хорошие материалы, пигменты, а монтаж проводится квалифицированными специалистами дорожной службы
Разметка со структурной и профильной поверхностью и техника для ее нанесения
Каждый раз, когда происходит очередное лобовое столкновение – самое страшное, что может быть на дороге, в обществе начинается судорожное выяснение, как такое могло произойти. Чаще всего причина одна: водитель вылетает на встречную полосу, заснув за рулем. Недаром такие аварии обычно происходят под утро, когда у водителей, утомленных монотонной ночной ездой, закрываются глаза, и голова падает на руль. Согласно исследованиям, проведенным компанией Ford, более 32% российских водителей признались, что «проваливались» в сон во время управления автомобилем, причем 3,8% опрошенных уже попадали из-за этого в ДТП (в ЕС каждый пятый водитель хотя бы раз засыпал за рулем).
Вот что сообщили в пресс-службе государственной компании «Автодор» об одной из недавних таких аварий: «шестого ноября 2018 г. в 4:55 на 85-м километре федеральной автомобильной дороги М-3 «Украина» на границе Московской и Калужской областей произошла авария, в которой пострадали девять человек, шесть из которых доставлены в больницу, трое погибли. Частный микроавтобус Citroen с белорусскими номерами двигался в Москву. Водитель, по предварительной версии уснувший за рулем, не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения. После этого автобус врезался в дерево и опрокинулся».
Радикальным средством борьбы со «встречкой» являются, по признанию специалистов, бетонные ограждения (типа «Нью Джерси»). Такие конструкции стоят на крупных скоростных магистралях, например на МКАД. Установлено, что благодаря профилю «Нью Джерси» риск опрокидывания транспортного средства в момент столкновения очень низок. К недостаткам бетонного ограждения относится то, что оно намного шире разделительной полосы, следовательно, такую конструкцию непросто воздвигнуть на существующей дороге – для этого придется расширять дорожное полотно, то есть делать практически капитальный ремонт дороги.
Этого недостатка лишены металлические барьерные и тросовые ограждения – они вполне вписываются в стандартную двойную сплошную полосу. Правда, эти конструкции хотя и доказали свою эффективность в городах, не очень активно применяются на протяженных загородных трассах по достаточно банальной причине – это требует больших затрат на возведение и последующее содержание в надлежащем состоянии (особенно это касается тросовых ограждений – нужно регулярно проверять натяжение тросов).
На Западе уже много лет практикуется технология фрезерования лунок. В этом случае нужно приобрести специальную фрезу, которая устанавливается на погрузчике с бортовым поворотом. Погрузчик движется вдоль разделительной полосы, и прямо на ней выфрезеровываются лунки, одна за другой. В России такую технологию пока применяет госкомпания «Автодор» на подведомственных ей платных дорогах, но в наступившем 2019 г., по заявлению ФДА «Росавтодор», на федеральных трассах должны появиться пилотные участки с подобной шумовой разметкой – на трассах М-7 «Волга», Р-22 «Каспий», М-5 «Урал», Р-258 «Байкал» и Р-254 «Иртыш». Новая разметка будет наноситься на тех участках дорог, где отсутствует возможность установки барьерного или тросового ограждения.
У фрезерования есть противники, как можно догадаться, среди дорожников, которым совсем не нравится, что таким образом нарушается целостность дорожного покрытия. В лунках неизбежно скапливается вода – главный враг верхнего слоя асфальтобетона. Если где-нибудь в Майами температура никогда не опускается ниже 0° и лунки там либо сухие, либо после дождя быстро высыхают на солнце, то в России переход через ноль происходит до 50 раз за сезон – каждый раз при замерзании воды происходит ее расширение с неизбежным разрушением дефектов покрытия.
На ряде магистралей в качестве эксперимента появились дорожные катафоты (световозвращатели). Они имеют выпуклую форму со световозвращающей поверхностью, хорошо отражающей свет фар, монтируются в дорожное покрытие – при наезде на них колес автомобиля водитель чувствует вибрацию и шум. Недостаток у этой технологии тот же: для установки катафотов приходится «вгрызаться» в дорожное покрытие.
Технология шумовых полос
Между тем есть технология нанесения продольных шумовых полос, не допускающая риска разрушения покрытия. Прелесть ее еще в том, что шумовая полоса идеально вписывается в размер обычной разделительной полосы. Еще бы – она сама таковой и является, выполняя по совместительству роль шумовой. Смешно сказать, для нанесения шумовой разметки не нужно привлекать какие-то дополнительные ресурсы – операция и так заложена в смету организации, эксплуатирующей дорогу.
Существуют требования, регламентирующие данную технологию. Согласно техническим требованиям к дорожной разметке на автомобильных дорогах общего пользования, прописанным в межгосударственном стандарте ГОСТ 32953–2014, горизонтальная разметка по свойствам поверхности разделяется на разметку без структурной и профильной поверхности и разметку со структурной или профильной поверхностью (говоря иначе, шумовую). Разметка со структурной поверхностью выполняется «из отдельных фрагментов, степень заполнения линий которой при нанесении составляет от 25 до 75% и толщиной не менее 1 мм». Разметка с профильной поверхностью наносится «с чередующимися выступами различной формы, степень заполнения линий которой при нанесении составляет 100%». Как сказано в ГОСТе, «горизонтальная разметка со структурной и с профильной поверхностью обеспечивает вибрационное (шумовое) воздействие на водителей транспортных средств, информируя их о наезде на эту разметку».
Технические условия к шумовым полосам на автомобильных дорогах общего пользования определяются в ГОСТ 33025–2014. По виду используемого материала и технологии устройства шумовая полоса, согласно этому стандарту, делится на выполненную из термопластиков и холодных пластиков для горизонтальной дорожной разметки со световозвращающей поверхностью, либо из цветных покрытий противоскольжения, либо методом фрезерования дорожного покрытия. В примечании отмечено, что термопластики, холодные пластики и цветные покрытия противоскольжения применяются для устройства поперечных шумовых полос. Однако в следующем пункте стандарта сказано: «допускается применение других материалов и технологий для изготовления шумовых полос, обеспечивающих выполнение требований настоящего стандарта». При этом «для обеспечения безопасности дорожного движения путем визуального и вибрационного эффекта допускается применение для устройства продольных шумовых полос горизонтальной дорожной разметки со структурной и профильной поверхностью по ГОСТ 32953». Таким образом, стандартом допускается в качестве продольной шумовой полосы применять горизонтальную разметку со структурной и с профильной поверхностью.
Техника для нанесения разметки
Для устройства горизонтальной дорожной разметки со структурной и профильной поверхностью используются термопластики и холодные пластики (или полимерные ленты с готовой структурной и профильной поверхностью, устраиваемые на небольших расстояниях). Разметка со структурной поверхностью с помощью термопластиков и холодных пластиков (в виде квадратов, эллипсов, кругов правильной или неправильной формы) выполняется разметочной машиной, обеспечивающей нанесение экструдерным методом, со специальным оборудованием (например, вращающимся перфорированным барабаном). Разметка с профильной поверхностью с помощью термопластиков и холодных пластиков производится разметочной машиной, обеспечивающей нанесение гравитационным методом, со специальным оборудованием (например, кареткой с перемещающейся заслонкой, периодически поднимающейся и опускающейся для изменения толщины горизонтальной дорожной разметки).
Изготовлением техники для нанесения разметки со структурной и профильной поверхностью занимаются все представленные на нашем рынке крупные производители разметочных машин: российские ООО «Спецдортехника» (г. Саратов), «Тау-С» из Смоленска и «Тверская механическая компания», белорусская ООО «Строительная техника и материалы» (СТиМ), датская Borum Industri A/S, американская GRACO, немецкие Hofmann и Winter Markiertechnologie GmbH.
Шумовая разметка со структурной и профильной поверхностью имеет хороший коэффициент сцепления, высокие значения коэффициента световозвращения (особенно если учесть, что современные разметочные машины «умеют» наносить разметку с использованием световозвращающих стеклошариков). Структурная разметка к тому же обеспечивает хороший водоотвод, а также позволяет серьезно экономить на материале. Правда, водителям в дневное время суток структурная разметка при прочих равных условиях может показаться менее яркой по сравнению со сплошной, хотя на скорости шашечки или капли пластика, конечно, сливаются в одну сплошную ленту. Зато ночью и на мокрой дороге структурная разметка выглядит уже ярче сплошной за счет большего рассеивания ее элементов при свете фар. Но главное, такая разметка, так же как и профильная, отлично справляется с вибрационным (шумовым) эффектом, способным разбудить засыпающего водителя.
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛОСЫ ШУМОВЫЕ
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 26 марта 2015 г. N 184-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОЛОСЫ ШУМОВЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ
Automobile roads of general use. Rumble strips.
Technical requirements
ГОСТ 33025-2014
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
Сведения о стандарте
1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью Центр инженерно-технических исследований «Дорконтроль» (ООО ЦИТИ «Дорконтроль»).
2. Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации 418 МТК «Дорожное хозяйство».
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол от 20 октября 2014 г. N 71-П).
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 184-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33025-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г. с правом досрочного применения.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на шумовые полосы, применяемые в качестве элементов обустройства на автомобильных дорогах общего пользования по ГОСТ 32846-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», и устанавливает технические условия к вновь устраиваемым шумовым полосам.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.3.005-75 Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 427-75 Линейки металлические. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
ГОСТ 32846-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»
ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения»
ГОСТ 32953-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования»
ГОСТ 32952-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Методы контроля»
ГОСТ 32945-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные знаки. Технические требования»
ГОСТ 32830-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования»
ГОСТ 32829-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний»
ГОСТ 32753-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Цветные покрытия противоскольжения. Технические требования»
ГОСТ 32754-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Цветные покрытия противоскольжения. Методы контроля»
ГОСТ 32758-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения»
ГОСТ 33220-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»
3. Термины и определения, обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Шумовая полоса; ШП: элемент обустройства на поверхности покрытия дороги либо непосредственно в слое покрытий конструктивных элементов дороги, вызывающий вибрацию элементов подвески автомобиля и повышенный шум, вынуждающий водителей снижать скорость движения и повышать внимание.
Примечание. ШП не является искусственной неровностью по ГОСТ 32846. ШП повышает внимание водителей, в том числе путем визуального ориентирования.
3.2. Геометрические размеры ШП: ширина и высота (глубина) ШП, интервал между элементами ШП.
3.3. Функциональная долговечность ШП: период, в течение которого ШП отвечает требованиям настоящего межгосударственного стандарта.
3.4. Блок ШП: поперечная ШП, состоящая из отдельных элементов ШП с промежутками между ними.
3.5. Элементы ШП: отдельные поперечные полосы, входящие в блок ШП, или отдельные углубления продольной ШП.
3.6. Комплекс ШП: сочетание поперечных ШП (блоков ШП) в продольном направлении относительно оси автомобильной дороги на определенном расстоянии друг от друга.
3.7. Опасный участок: участок автомобильной дороги, на котором для обеспечения безопасности дорожного движения возможно устройство ШП.
4.1. По расположению на автомобильной дороге ШП делится на:
— поперечную, применяемую в поперечном направлении проезжей части автомобильной дороги;
— продольную, применяемую вдоль краевой или разделительной полосы проезжей части.
4.2. По виду применяемого материала и технологии устройства ШП делится на:
— выполненную из термопластиков и холодных пластиков для горизонтальной дорожной разметки по ГОСТ 32830 со световозвращающей поверхностью;
— выполненную из цветных покрытий противоскольжения по ГОСТ 32753;
— выполненную методом фрезерования дорожного покрытия.
Примечание. Термопластики, холодные пластики и цветные покрытия противоскольжения применяются для устройства поперечных ШП.
4.3. Допускается применять другие материалы и технологии для изготовления ШП, обеспечивающие выполнение требований настоящего стандарта.
Примечание. Для обеспечения безопасности дорожного движения путем визуального и вибрационного эффекта допускается применять для устройства продольных ШП горизонтальную дорожную разметку со структурной и профильной поверхностью по ГОСТ 32953.
5. Технические требования
5.1. Основные показатели
5.1.1. ШП следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего межгосударственного стандарта.
5.1.2. Отклонение от проектного положения ШП должно быть не более:
5.1.3. Ширина поперечной ШП, выполненной из цветных покрытий противоскольжения, должна составлять (1,00 +/- 0,05) м. ШП, выполненная из материалов для горизонтальной дорожной разметки, должна состоять из блока, включающего в себя четыре элемента шириной (0,15 +/- 0,01) м или пять элементов шириной (0,10 +/- 0,01) м с равными промежутками между ними (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Общий вид поперечной ШП
5.1.4. Высота поперечной ШП над уровнем проезжей части должна составлять от 5 до 10 мм включительно. При этом край поперечной ШП (включая элементы блока ШП) должен иметь скос (уклон) со стороны направления движения транспортных средств (см. рисунок 2). Отношение высоты поперечной ШП (f) и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие (e) должно составлять от 0,5 до 1,0.
Рисунок 2. Поперечный профиль (сечение, параллельное оси
проезжей части) поперечной ШП (элемента блока ШП)
5.1.5. Для поперечной ШП со световозвращающей поверхностью удельный коэффициент световозвращения, удельный коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении и коэффициент яркости должны соответствовать требованиям ГОСТ 32953.
5.1.6. Поперечные ШП входят в состав комплекса ШП, который располагается на полосах движения транспортных средств одного направления. Расстояние от начала опасного участка до первой и последующей поперечной ШП и их количество в комплексе ШП устанавливаются в зависимости от величины требуемого снижения скорости движения. Количество ШП в комплексе должно быть от 4 до 9 шт. Расстояние от начала опасного участка до первой ШП комплекса должно быть не менее 20 м.
5.1.7. Продольная ШП, выполненная методом фрезерования, должна состоять из отдельных чередующихся элементов шириной от 0,20 до 0,40 м и длиной от 0,10 до 0,20 м. Глубина элементов должна составлять от 1,0 до 2,0 см. Интервал между осями соседних элементов должен быть не менее двух длин элементов и не более 1,2 м (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Общий вид продольной ШП
5.1.8. Функциональная долговечность ШП должна быть:
При этом допускается:
— снижение высоты поперечной ШП в процессе эксплуатации по полосам наката колес транспортных средств, но не ниже чем до 0,3 см;
— снижение удельного коэффициента световозвращения, удельного коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении и коэффициента яркости поперечной ШП со световозвращающей поверхностью до минимальных значений, установленных для горизонтальной дорожной разметки в процессе эксплуатации по ГОСТ 33220.
Примечание. Функциональная долговечность ШП, выполненных из других материалов и технологии для изготовления ШП, должна соответствовать предъявляемым к ним требованиям на национальном уровне.
5.1.9. Цвет ШП должен соответствовать:
— для поперечной ШП, выполненной из материалов для горизонтальной дорожной разметки, требованиям ГОСТ 32830;
— для поперечной ШП, выполненной из цветных покрытий противоскольжения, требованиям ГОСТ 32753.
5.1.10. Коэффициент сцепления колеса автомобиля с поперечной ШП шириной 1 м, выполненной из цветных покрытий противоскольжения, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32753.
5.2. Требования к материалам
5.2.1. Для устройства поперечной ШП из материалов для горизонтальной дорожной разметки применяют термопластик и холодный пластик по ГОСТ 32830.
5.2.2. Для устройства поперечной ШП из цветных покрытий противоскольжения применяют материалы в соответствии с требованиями ГОСТ 32753.
6. Требования безопасности и охраны окружающей среды
6.1. При проведении работ по устройству ШП должны соблюдаться требования соответствующих межгосударственных стандартов.
6.2. В сопроводительной документации на каждую партию материалов для устройства ШП должны быть указаны правила (требования) пожаро- и взрывобезопасности.
6.3. При устройстве ШП содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 и ГОСТ 12.3.005.
6.4. Показатели пожаро- и взрывобезопасности материалов для устройства ШП определяют в соответствии с ГОСТ 12.1.044.
6.5. Место производства работ по устройству ШП должно быть ограждено в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов и схемами, согласованными в установленном порядке, оборудовано необходимыми временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758.
6.6. Лица, связанные с применением материалов для устройства ШП, должны быть обеспечены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103.
6.7. При выполнении работ по нанесению ШП должны соблюдаться требования по защите окружающей среды.
7.1. Контроль ШП осуществляется:
7.2. Метод контроля геометрических параметров элементов и расстояния между ними для продольной ШП, выполненной методом фрезерования.
7.2.1. Сущность метода заключается в измерении длины и ширины элементов продольной ШП и расстояния между ними с помощью линейки или рулетки.
7.2.2. Применяемые средства измерения.
Рулетка металлическая по ГОСТ 7502 с ценой деления 1 мм.
Линейка металлическая по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.
7.2.3. Проведение контроля.
При проведении измерений величины геометрических размеров элементов продольной ШП и расстояния между ними необходимо выполнить следующие операции:
— измерить рулеткой или линейкой максимальный размер длины элементов и расстояния между ними параллельно оси автомобильной дороги с точностью до 1 см;
— измерить рулеткой или линейкой максимальный размер ширины элемента перпендикулярно оси автомобильной дороги с точностью до 1 см.
7.3. Метод контроля глубины фрезерования элементов продольной ШП.
7.3.1. Сущность метода заключается в определении глубины фрезерования путем измерения линейкой максимального просвета под трехметровой рейкой.
7.3.2. Применяемые средства измерения.
Трехметровая рейка по ГОСТ 30412.
Линейка металлическая по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.
7.3.3. Проведение контроля.
При измерении глубины фрезерования элементов продольной ШП необходимо:
— установить рейку на дорожное покрытие поперек элемента ШП (перпендикулярно оси автомобильной дороги);
— измерить линейкой максимальный просвет под трехметровой рейкой с точностью до 1 мм. Провести не менее трех измерений глубины фрезерования элемента ШП. За результат измерения принимаются все полученные значения.
Схема проведения измерения максимальной глубины фрезерования элементов продольной ШП представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Схема измерения максимальной глубины фрезерования
элементов продольной ШП
7.4. Метод контроля скоса краев поперечной ШП.
7.4.1. Сущность метода заключается в определении скоса (уклона) края поперечной ШП путем расчета соотношения измеренных высоты ШП (f) и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие (e) (см. рисунок 2).
7.4.2. Применяемые средства измерения.
Линейка металлическая по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.
7.4.3. Проведение контроля.
При проведении измерений высоты и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие необходимо выполнить следующие операции:
— измерить максимальную высоту ШП с точностью до 1 мм (по ГОСТ 32952);
— измерить линейкой длину горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие с точностью до 1 мм.
7.4.4. Обработка результатов.
За результат определения скоса края (уклона) поперечной ШП принимают соотношение полученных значений высоты ШП и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие по формуле:
8. Указания по применению
8.1. ШП применяются в соответствии с ГОСТ 33151. Типовые схемы устройства ШП приведены в Приложении А.
Продольные ШП применяются на дорожных покрытиях, соответствующих требованиям ГОСТ 33220. В районах с числом дней образования зимней скользкости в году по среднемноголетним данным более 100 продольные ШП применяются в случае соответствующего технико-экономического обоснования.
8.2. В местах устройства комплексов ШП устанавливают дорожные знаки в соответствии с ГОСТ 32945, а также в соответствии с требованиями к дорожным знакам и правилами их применения, предъявляемыми на национальном уровне.
8.3. Поперечные ШП должны наноситься на всю ширину полосы движения транспортных средств. Поперечные ШП не должны пересекаться с горизонтальной дорожной разметкой. Для обеспечения водоотвода расстояние между поперечными ШП и горизонтальной дорожной разметкой или бортовым камнем должно составлять (0,05 +/- 0,01) м.
8.4. Продольные ШП должны располагаться за пределами полос движения транспортных средств. Расстояние между продольными ШП и краевыми линиями горизонтальной дорожной разметки должно составлять от 0,05 до 0,10 м (Приложение А, рисунки А.3, А.4).
9. Гарантии изготовителя
9.1. Гарантийный срок эксплуатации определяется продолжительностью функциональной долговечности ШП, приведенной в п. 5.1 настоящего стандарта.
ТИПОВЫЕ СХЕМЫ УСТРОЙСТВА ШУМОВЫХ ПОЛОС
Рисунок А.1. Пример схемы устройства комплекса ШП,
выполненных из цветных покрытий противоскольжения
Рисунок А.2. Пример схемы устройства комплекса ШП,
выполненных из материалов для горизонтальной
Рисунок А.3. Пример схемы устройства продольных ШП
на участке автомобильной дороги без разделительной полосы
Рисунок А.4. Пример схемы устройства продольных ШП
на участке автомобильной дороги с разделительной полосой