шостакович вальс номер 2 фортепиано
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — Вальс №2
Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 [25] сентября 1906, Санкт-Петербург — 9 августа 1975, Москва) — русский и советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.
Герой Социалистического Труда (1966). Народный артист СССР (1954). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974).
В 1957—1974 годах — секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960—1968 годах — председатель Правления Союза композиторов РСФСР.
Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.
Прадед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по отцовской линии — ветеринарный врач Пётр Михайлович Шостакович (1808—1871), родился в местечке Шеметово (ныне в Мядельском районе, Минская область, Белоруссия). В документах причислял себя к крестьянам; в качестве вольнослушателя окончил Виленскую медико-хирургическую академию. В 1830—1831 годах участвовал в польском восстании и после его подавления вместе с женой, Марией-Юзефой Ясинской, был выслан на Урал, в Пермскую губернию. В 40-х годах супруги жили в Екатеринбурге, где 27 января 1845 года у них родился сын — Болеслав-Артур.
В Екатеринбурге Пётр Шостакович дослужился до чина коллежского асессора; в 1858 году семья переселилась в Казань. Здесь ещё в гимназические годы Болеслав Петрович сблизился с деятелями «Земли и воли». По окончании гимназии, в конце 1862 года, он отправился в Москву, вслед за казанскими «землевольцами» Ю. М. Мосоловым и Н. М. Шатиловым; работал в управлении Нижегородской железной дороги, принял активное участие в организации побега из тюрьмы революционера Ярослава Домбровского. В 1865 году Болеслав Шостакович вернулся в Казань, но уже в 1866-м был арестован, препровождён в Москву и привлечён к суду по делу Н. А. Ишутина — Д. В. Каракозова. После четырёх месяцев пребывания в Петропавловской крепости он был приговорён к ссылке в Сибирь; жил в Томске, в 1872—1877 годах — в Нарыме, где 11 октября 1875 года у него родился сын, названный Дмитрием, затем в Иркутске, был управляющим местного отделения Сибирского торгового банка. В 1892 году, в то время уже почётный гражданин Иркутска, Болеслав Шостакович получил право повсеместного проживания, но предпочёл остаться в Сибири.
Могила матери Шостаковича на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Дмитрий Болеславович Шостакович (1875—1922) в середине 90-х годов отправился в Санкт-Петербург и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, по окончании которого, в 1900 году, был принят на работу в Палату мер и весов, незадолго до того созданную Д. И. Менделеевым. В 1902 году он был назначен старшим поверителем Палаты, а в 1906 году — заведующим Городской поверочной палаткой. Участие в революционном движении в семье Шостаковичей к началу XX века стало уже традицией, и Дмитрий не был исключением: по семейным свидетельствам, 9 января 1905 года он участвовал в шествии к Зимнему дворцу, а позже в его квартире печатали прокламации.
Дед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по материнской линии, Василий Кокоулин (1850—1911), родился, как и Дмитрий Болеславович, в Сибири; окончив городское училище в Киренске, он в конце 1860-х годов переселился в Бодайбо, куда многих в те годы влекла «золотая лихорадка», и в 1889 году стал управляющим приисковой конторой. Официальная пресса отмечала, что он «находил время вникать в нужды служащих и рабочих и удовлетворять их потребности»: он ввёл страхование и медицинское обслуживание рабочих, установил для них торговлю удешевленными товарами, выстроил тёплые бараки. Его жена, Александра Петровна Кокоулина, открыла школу для детей рабочих; о её образовании сведений нет, но известно, что в Бодайбо она организовала самодеятельный оркестр, широко известный в Сибири.
Любовь к музыке унаследовала от матери младшая дочь Кокоулиных, Софья Васильевна (1878—1955): игре на фортепиано она обучалась под руководством матери и в Иркутском институте благородных девиц, а после его окончания вслед за старшим братом Яковом отправилась в столицу и была принята в Санкт-Петербургскую консерваторию, где училась сначала у С. А. Малозёмовой, а затем у А. А. Розановой. Яков Кокоулин учился на естественном отделении физико-математического факультете Санкт-Петербургского университета, где и познакомился со своим земляком Дмитрием Шостаковичем; сблизила их любовь к музыке. Как превосходного певца Яков представил Дмитрия Болеславовича своей сестре Софье, и в феврале 1903 года состоялась их свадьба. В октябре того же года у молодых супругов родилась дочь — Мария, в сентябре 1906-го — сын, названный Дмитрием, а три года спустя — младшая дочь, Зоя.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в доме № 2 по Подольской улице, где Д. И. Менделеев в 1906 году снял в аренду первый этаж для Городской поверочной палатки[К 1].
В 1915 году поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.
Обучаясь у Гляссера, достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Дмитрий покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью 1919 года поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll.
На следующий год поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были Мария Юдина и Владимир Софроницкий. В этот период сформировался «Кружок Анны Фогт», который ориентировался на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка стал и он сам, где познакомился с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. В это время написал «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.
В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революция, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году.
Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паёк был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер его отец, семья осталась без средств к существованию. А через несколько месяцев и сам он перенес тяжёлую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает Глазунов, который сумел выхлопотать ему дополнительный паёк и персональную стипендию.
В 1923 году окончил консерваторию по классу фортепиано у Л. В. Николаева, а в 1925 году — по классу композиции у М. О. Штейнберга. Его дипломной работой была Первая симфония. Первое её исполнение состоялось 12 мая 1926 года (впоследствии этот день композитор будет праздновать как свой день рождения). Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где он исполнил также сонату собственного сочинения, получил почётный диплом. Необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер попросил молодого композитора прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер, в США — Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 года в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым.
В 1927 году произошли ещё два значительных события в жизни музыканта. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило молодого композитора приняться за написание оперы «Нос», по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство его с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал его знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего.
Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х годов, были написаны следующие две симфонии — обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова А. И. Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова С. И. Кирсанова).
В 1928 году познакомился с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работал в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930—1933 годах работал заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне — театр «Балтийский дом»).
1930-е
Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930—1932 годах, поставлена в Ленинграде в 1934-м), первоначально принятая с восторгом, уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года). Позицию, изложенную в этой публикации, возможно инспирировал Сталин, в частности, своему другу Михаилу Чиаурели в это же время он указывал на то, что музыка композитора непонятна для народа.
В том же 1936 году должна была состояться премьера Четвёртой симфонии — произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие его симфонии, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Композитор приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой. Четвёртая симфония была впервые исполнена только в 1961 году.
В мае 1937 года композитор закончил Пятую симфонию — произведение, драматический характер которого, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Премьеру Пятой симфонии И. Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику».
С 1937 года вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 году стал профессором.
5 ноября 1939 года состоялась премьера его Шестой симфонии.
Находясь в первые месяцы войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), начал работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. 19 июля 1942 Седьмая симфония (впервые) прозвучала в США под управлением Артуро Тосканини (радиопремьера). И наконец, 9 августа 1942 симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижёром выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.
Через год композитор написал Восьмую симфонию (посвящена Евгению Мравинскому), в которой отдал дань неоклассицизму — III её часть написана в жанре барочной токкаты, IV — в жанре пассакалии. Эти две части как образец специфически «шостаковичевского» преломления жанра до сих пор остаются наиболее популярными в Восьмой симфонии.
В 1943 году композитор переехал в Москву и до 1948 года преподавал композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года — профессор). У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко, А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.
Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств композитор использовал жанры камерной музыки. В этой области им были созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Второе фортепианное трио (памяти И. Соллертинского, 1944; Сталинская премия, 1946), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949). В 1945 году, после завершения войны, написал Девятую Симфонию.
В 1948 было опубликовано постановление Политбюро в котором он, наряду с другими советскими композиторами, был обвинён в «буржуазном формализме», «декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. В 1948 году композитор написал вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставил его в столе (в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом»). Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт также не был тогда опубликован. В том же 1948 году начал писать не предназначенную для публикации сатирическую пародийную музыкальную пьесу «Антиформалистический раёк» на собственный текст, где высмеивал официальную критику «формализма» и высказывания Сталина и Жданова об искусстве.
Несмотря на обвинения, в 1949 году посетил США в составе делегации всемирной конференции в защиту мира, которая проходила в Нью-Йорке, и выступил на этой конференции с продолжительным докладом, а в 1950 году получил Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах» (написана в 1949) — образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён.
Пятидесятые годы начались для композитора очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя — И. С. Баха, — что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано.
В 1952 году написал цикл пьес «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра.
В 1953 году после восьмилетнего перерыва вновь обратился к симфоническому жанру и создал Десятую симфонию.
В 1954 году написал «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получил звание Народного артиста СССР.
Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом. Таковы Шестой струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва, Черёмушки». В том же году композитор создал Одиннадцатую симфонию, назвав её «1905 год», продолжил работу в жанре инструментального концерта (Первый концерт для виолончели с оркестром, 1959).
В те же годы началось сближение композитора с официальными органами власти. В 1957 году он стал секретарём Союза композиторов СССР, в 1960 — Союза композиторов РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960 году вступил в КПСС.
В 1961 году осуществил вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» — произведение «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Несмотря на ярко выраженную «идеологическую» программу, Двенадцатая симфония не получила в СССР громкого официального признания и не была (в отличие от Одиннадцатой симфонии) удостоена правительственных премий.
Совсем иную задачу композитор поставил перед собой годом позже в Тринадцатой симфонии, обратившись к поэзии Е. А. Евтушенко. Первую её часть образует «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), за которой следуют ещё четыре части на стихи, описывающие жизнь современной России и её недавней истории. Вокальный характер композиции сближает её с жанром кантаты. Симфония № 13 впервые была исполнена в ноябре 1962 года.
В том же 1962 году посетил (совместно с Г. Н. Рождественским, М. Л. Ростроповичем, Д. Ф. Ойстрахом, Г. П. Вишневской и другими советскими музыкантами) Эдинбургский фестиваль, программа которого была составлена преимущественно из его сочинений. Исполнения музыки композитора в Великобритании вызвали большой общественный резонанс.
После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в СССР его музыка вновь приобрела сумрачный тон. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой симфонии (1969) — снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных — Шостакович использовал стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой — смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).
В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969—1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. В ней композитор прибегнул к цитатам из известных сочинений прошлого (техника коллажа). Использовал, в том числе, музыку увертюры Дж. Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки, Г. Малера и, наконец, свою собственную прежде написанную музыку. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года. Последним его сочинением стала Соната для альта и фортепиано.
В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. У него было очень сложное заболевание, связанное с поражением мышц ног — боковой амиотрофический склероз. В 1970—1971 годах он приезжал в город Курган три раза и в общей сложности провел здесь 169 дней на лечении в лаборатории (при Свердловском НИИТО) доктора Г. А. Илизарова.
Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья
Первая жена — Нина Васильевна Шостакович (урожд. Варзар) (1909—1954), астрофизик, училась у знаменитого физика Абрама Иоффе. Отказалась от научной карьеры и полностью посвятила себя семье.
Сын — Максим Дмитриевич Шостакович (род. 1938), дирижёр, пианист. Заслуженный артист РСФСР (1978). Ученик А. В. Гаука и Г. Н. Рождественского. Невозвращенец.
Дочь — Галина Дмитриевна Шостакович.
Вторая жена — Маргарита Кайнова, сотрудница ЦК ВЛКСМ. Брак быстро распался.
Третья жена (1962—1975) — Ирина Антоновна Супинская (Шостакович) (род. 1934). Дочь репрессированного этнографа Антона Казимировича Супинского (1896—1957). Редактор издательства «Советский композитор».
Шостакович вальс номер 2 фортепиано
Д. Шостакович «Вальс №2»
Дмитрий Шостакович – это выдающийся советский композитор, произведения которого хорошо знают во всём мире. Однако среди творений гениального маэстро есть небольшое сочинение, которое очень любят за рубежами нашей страны. Иностранцы называют его по-разному: «Второй вальс», «Вальс №2» или просто «Русский вальс». Забавно, но как только начинает звучать музыка этого поистине очаровательного произведения, слушатели, с восторгом воспринимая её, начинают двигаться в такт, напевать мелодию и даже танцевать. У этого сочинения Дмитрия Шостаковича не простая судьба, и она таит в себе множество загадок, которые до сих пор не могут постичь маститые музыковеды и биографы композитора.
Историю создания «Вальса №2» Шостаковича, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Однако биографы тесно связывают историю его создания с образованием в 1936 году Государственного джаз-оркестра СССР, музыкальным руководителем которого был назначен Виктор Кнушевицкий, а художественным – Матвей Блантер.
Чтобы для вновь созданного оркестра составить разнообразный репертуар, было решено обратиться к композиторам С. Прокофьеву , Д. Шостаковичу и И. Дунаевскому. А ради того, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать ему заказ на джазовое сочинение, худруку оркестра пришлось даже поехать в Ленинград. Дмитрий Дмитриевич справился с поставленной задачей довольно быстро: через несколько дней он сам приехал в Москву и привёз три пьесы. Инструментовка руководителям оркестра очень понравилась, но джазового характера в этой музыке не было. Тогда Шостаковичу предложили прийти на репетицию коллектива.
Послушав игру оркестра, композитор переделал свои сочинения, и хоть ничего джазового в них не было, по словам музыкантов, звучали они изумительно. Несомненно, эти пьесы сразу вошли в концертную программу оркестра и впервые были исполнены в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. Госджаз (сокращённое называние коллектива) много выступал, и всегда в его концертном репертуаре была «Сюита для джаз-оркестра» Шостаковича. Так продолжалось до 1941 года, пока оркестр не выехал на фронт и не оказался в окружении немцев. Большая часть музыкантов погибла, а коллектив по этой причине прекратил своё существование. Соответственно были утеряны все ноты и как назывались пьесы, составляющие сюиту, сочинённую Дмитрием Шостаковичем, сегодня никто точно не знает. Однако всё же существует предположение, что «Вальс», который сегодня известен под № 2 в неё входил.
Прошло пятнадцать лет, и наш вальс вновь зазвучал, но теперь не на концертных площадках, а с экранов кинотеатров. В 1955 году известный кинорежиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Первый эшелон», в котором использовал, разумеется, с разрешения композитора, эту замечательную музыку. Но в то время никто её историей ещё не интересовался, и наверняка потому, что фильм и музыка, звучащая в нём, были просто никем не замечены. В 1988 году «Вальс №2» прозвучал вновь и на этот раз в Лондоне в «Барбикан Холле». И хоть оркестром дирижировал Мстислав Ростропович, опять особых восторгов от слушателей не последовало.
До сих пор остаётся загадкой, как нотные архивы советского композитора оказались за границей? И почему утерянная сюита впервые прозвучала не в нашей стране, а за рубежом?
Вся «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича, включающая в себя восемь пьес, в том числе и наш «Вальс» в 1991 году была исполнена, а в 1993 году записана на диск Королевским симфоническим оркестром Нидерландов «Консертгебау», которым в то время дирижировал итальянец Рикардо Шайи. Однако основную роль в популяризации ныне знаменитого сочинения Шостаковича сыграл фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», в котором музыка «Вальса» прозвучала запоминающее красиво.
Интересные факты
Содержание
Тайн у «Русского вальса» Шостаковича очень много. Ещё одна, которая не даёт покоя искусствоведам – это музыка произведения. Многие считают, что по стилю она совершенно нехарактерна для композитора. Есть предположение, что Дмитрий Дмитриевич, очень любивший в своей музыке пошутить, и в данном случае проделал то же самое, воспользовавшись приёмом компиляции, то есть взял наиболее яркие интонации из популярных произведений и расположил их по своему усмотрению.
Тайну «Вальса № 2» Дмитрия Шостаковича до сих пор так никто и не смог разгадать: автор унёс её с собой, но это и не столь важно. Главное то, что композитор подарил людям такую изумительную музыку, которая приносит радость и вдохновляет на свершение добрых поступков.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Вальс №2» Шостаковича