шлюз номер 5 мазурского канала
Мазурский канал, шлюзы в Озерках и Ново-Бийске
Калининградская область: Замки, кирхи, море, пляж – это все конечно интересно, а как на счет огромного гидротехнического сооружения с высотой 15 метров, глубиной шахты 45 метров и шириной 7 метров, построенного немцами в 30-е годы?
О необходимости канала говорили еще в средние века тевтонские завоеватели. Канал, соединяющий Мазурские озера с рекой Лавой и следовательно с Балтийским морем был важен и необходим для перевозки грузов с отдаленных территорий до Кёнигсберга и далее по морю.
Реально за постройку канала взялась только после окончания Семилетней войны в 1764 году. Был вырыт канал, длинной в 50 километров, по которому помчались груженные суда. Проект курировал Иоганна Фридриха фон Домхарта, но после его смерти канал постепенно мелел. В концу 19 века назрела необходимость модернизации. Проект был готов к 1908 году. Планировалось возвести 10 шлюзов, разной величины. Строительство продолжалось до первой мировой войны, к этому времени работы были в основном закончены, но война все прервало, потом полный экономический упадок Германии и великая депрессия. К вопросу вернулись лишь в 1934 году.
После серьезных поражений немецкой армии в 1942 году все работы свернули. Как говорят специалисты, работы по строительству шлюзов были практически завершены и готовность называлась до 97%. Итоги войны разделили Мазурский канал на 2 государства: 5 шлюзов досталось нашей стране, 5 Польше.
Сейчас поляки используют мазурский канал как туристический аттракцион. На нашей стороне они никак не используются и особо никому не нужные, доживают тихо свой век, при этом поражая любопытных редких туристов своей мощью.
Шлюз в Озерках (нем. Georgenfelde) номер 5
Его и называют Мазурский шлюз.
Первый шлюз от польской границы и одни из самых высоких. Находится рядом с Железнодорожным, в Озерках.
Снизу ворота – затвор нижнего бьефа, находится ниже по течению, под мостом. По бокам вода стекает через колодец из верхнего бьефа.
Сейчас канал зарос и заболотился. Изначально его глубина была 2,5 – 3 метра для гарантированного прохождения по каналу речных судов.
Плотина верхнего бьефа с водопадом.
Сверху очень мощно смотрится, можно долго осматривать и находить какие то интересные детали.
Тут должны были находится ворота верхнего бьефа для регулирования воды.
Глубина 15,5 метров, особенно хорошо смотрится с человеком на лесенке для понимания масштаба.
Шлюз в Ново-Бийское (нем. Wilhelmshof) номер 4
Он значительно меньше выше описанного, в глубину 7,5 метров. В длинну и ширину совпадают 45 метров и 7,5.
Строительство на 1942 год было закончено на 85 %.
Снаружи выглядит уже не так грозно.
В последние годы интерес туристов к Калининградской области большой до шлюза стали доезжать любопытные туристы, правда от Калининграда далековато, но тем не менее… Может власти таки обратят внимание, расчистят шлюзы и канал. Будут курсировать туристические лодки от Польши до Калининграда.
Пока тут другой аттракцион. Роуп джамперы навешивают веревки и отправляют всех желающих в свободное падение в шахту.
Мазурский канал и его шлюзы
Мазурский канал был построен немцами в XVIII веке, как судоходный водный путь между Мазурскими озерами и рекой Алле. Шлюзы канала начали строить с 1908 года, работы окончательно были прекращены в 1942 году из-за войны. Сейчас, когда-то грандиозный замысел — Мазурский канал с шлюзами, заброшен и находится в запустении.
Самый интересный шлюз Мазурского канала на территории Калининградской области — Озерки Вольные, сюда приезжают любители экстрима, заброшек и эффектных фото. Является интересной достопримечательностью Калининградской области.
Мазурский канал: несколько фактов
История создания
Ещё в XIII-XIV веках зародилась идея создания этого канала для быстрой транспортировки торговых судов. Во времена правления Фридриха Вильгельма (начало XVIII века) вновь возникла необходимость в данной постройке, поскольку был нужен удобный и недорогой способ переправки сельскохозяйственного и промышленного груза.
Но лишь при его сыне, Фридрихе Великом, эту идею начали наконец осуществлять, и немаловажную роль здесь сыграл обер-президент Пруссии Фридрих фон Домхарт. Строительство началось в 1764 году, почти сразу после окончания Семилетней войны (1756-1763 гг.) под его присмотром: было прорыто ложе длиной в 50 км, вода по нему текла из одного из Мазурских озер к Алленбургу, а там впадала в Алле. За 12 лет работ проект был выполнен и канал начал функционировать: по нему пустили лодки, нагруженные различными товарами, и баржи. В 1781 году Домхарт умирает, и о канале стали со временем забывать. Не слишком глубокое русло заболотилось, а береговые насыпи стали разрушаться.
Прошел целый век, прежде чем Мазурский канал вновь заинтересовал правительство. В 1874 году разработали свежий план его строительства, и на этот раз с применением шлюзов. Однако к выполнению задач приступили не сразу, а спустя 34 года. Этот большой перерыв был связан с вопросами организационного характера и денежными ресурсами, необходимо было всё это согласовать и утвердить.
В 1908 году строительство началось. Руководили проектом два управления из Инстербурга, один — северной частью канала, другой — южной. В 1914 году в связи с началом Первой Мировой войны работы были приостановлены, однако к тому моменту большая часть шлюз уже была готова. Через 8 лет строительство возобновилось, но ненадолго. Приближалась Великая депрессия, и финансировать постройку уже не удавалось.
Шёл 1934 год, когда на Мазурский канал снова обратили внимание. В это время Германию начали облагораживать (к власти тогда пришёл Гитлер), строились дороги, и в связи с этим территория вокруг канала обросла бараками, по берегам появились рельсы, по которым ездили вагонетки, начали работать экскаваторы. Строительство развернулось во всю, было привлечено много рабочих рук, но несмотря на это, правительство следило за тем, чтобы всё это сохранялось в секрете. Никаких съёмок на месте не проводилось, на топографических картах тех лет не изображены шлюзы и южное русло канала. Мы можем предположить, что секретность нужна была для того, чтобы в будущем по этому водному пути транспортировать военные грузы.
Во время боевых действий он достаточно сильно пострадал, поскольку его использовали для обороны. После войны его не восстанавливали, но несмотря на это, канал хорошо сохранился до наших дней.
Шлюзы
На канале всего выстроено 10 шлюзов, 5 принадлежат Калининграду, 5 — соответственно Польше. Расположение шлюзов в северной части, принадлежащей Калининграду:
Общие характеристики шахт шлюзов:
Глубина шахт у всех шлюзов разная, вследствие этого у каждой из них своя система запора. Более глубокие имеют вертикальные запоры, у тех, которые поменьше — простые ворота.
Шлюз Озерки Вольные
Адрес: поселок Озерки Правдинского района
Шлюз Озерки Вольные (нем. Schachtschleuse Georgenfelde) является первым шлюзом Мазурского канала и самым популярным у туристов. Это шлюз с самой глубокой камерой на территории Калининградской области: глубина — 15,5 метров (высота пятиэтажки), ширина камеры — 7,5 метра, длина — 45 метров.
Корпус полностью завершен, запорные механизмы имеются, остальные же детали не были установлены. Вдоль шлюза находится множество отверстий технического назначения.
Расположен около дороги рядом с поселком Озерки, бывшим Георгенфельде, в 9,5 километрах от поселка Железнодорожный и 30 километрах от города Правдинск. Эти населенные пункты известны сохранившимися историческими домами времен Восточной Пруссии, поэтому рекомендуется совместить просмотр шлюза с ними. Рядом со шлюзом находится товарный остановочный железнодорожный пункт Озерки Вольные и сохранившийся железнодорожный мост через Мазурский канал.
Охрана и заборы отсутствуют. Нет перил и заграждений, поэтому необходимо помнить о технике безопасности, особенно, когда скользко. Сюда приезжают прыгнуть с веревкой (роупджампинг) любители экстрима. Шлюз Озерки Вольные включен в некоторые экскурсионные маршруты.
Мосты
Через Мазурский канал было выстроено достаточно много мостов. Высота от воды составляет 4 метра. Северный участок, составляющий общей протяженностью 25 км, имел 18 мостов, причём 3 из них являлись железнодорожными ветками. На данный момент действительна лишь одна линия Железнодорожный — Черняховск.
Сейчас сохранились только опоры мостов, по ним можно понять, что они являлись одноколейными. Но к юго-востоку от первого шлюза среди лесов есть 2 моста с подъемными затворами. Тогда они функционировали как один дополнительный шлюз, пользуясь ложе канала (которое в длину составляет около 500 метров).
Почти по всему берегу сооружены дамбы, поднимающихся в высоту от 5 до 9 метров. Раньше с помощью специализированных устройств собиралась вода из ближайших озер и ручьев, она текла в главное русло. Это было необходимо, когда наступало слишком жаркое лето.
Современное состояние
Мазурский канал уже давно не используется по назначению, на данный момент это исторический и промышленный памятник. Русло обмелело, заболотилось, заросло травой и тростником, дамбы на берегах тоже покрылись труднопроходимой растительностью. В некоторых местах (непосредственно рядом со шлюзами) осталась чистая водная гладь, но в большинстве своём она также обросла яркой зеленой ряской. Металлические механизмы постепенно ржавеют.
Здесь очень тихо и спокойно: людей нет, охраны нет, каких-либо оградительных заборов тоже нет. И природа в этом месте очень красивая: леса, рощи, поля. Дамбу можно увидеть издалека. Раньше возле канала было почти 20 деревень, сейчас же осталось только два населенных пункта: Дружба и Озерки.
Всегда немного грустно наблюдать за тем, как постройки, раньше считавшиеся жизненно необходимыми, сейчас утратили своё значение. Сейчас мы можем только наблюдать за ними как за памятником, оставленном для нас историей.
Шлюз номер 5 мазурского канала
Это Кёниг, детка! запись закреплена
Шлюз 5 на Мазурском канале. Октябрь 2020.
Вообще идея создания судоходного пути от Больших Мазурских озёр до Балтийского моря через реку Прегель возникла во второй половине 17 века. К реализации приступали несколько раз, но то деньги заканчивались, то возникали неодолимые технические трудности по работе с углублением и расширением канала. Да и время шло, проекты устаревали технически (например появились паровые двигатели, что повлекло за собой изменение транспортной политики).
В 1907 году на рассмотрение Прусского парламента поступил проект канала общей длиной 50,4 км с 10 шлюзами с шириной камер 7,5м и глубиной 2,5м (под суда водоизмещением до 270т).
Шлюзы получили названия близлежащих поселков, 5-й шлюз назывался Georgenfelde (ныне Озерки).
Строительство началось в 1911 году, и прекратилась с началом первой мировой войны в 1914 году. Далее проект ещё несколько раз стартовал и останавливался по разным причинам.
К 1942 году канал был готов на 70%, но с наступлением советской армии стройка прекратилась.
В 1957 году после демаркации границы, советскому союзу перешло 30 км канала, а Польской стороне 20,4 км. В 1958 году восстановление канала признали нецелесообразным.
В середине 1960 гг. из-за отсутствия тех.обслуживания вода из советской части канала ушла
В 1990-х гг. часть гидротехнического оборудования была демонтирована (читай разграблена).
Польская часть канала до сих пор остаётся под надзором и охраной, обслуживается. Является популярным туристическим объектом.
Подземелья Кёнигсберга
История Восточной Пруссии и Калининградской области
Мазурский канал.
Мазурский канал.
Сообщение sveko » 19-05-2010 21:33:18
Re: Гидросооружения (не мосты!) области
Сообщение sveko » 19-05-2010 21:35:01
Re: Гидросооружения (не мосты!) области
Сообщение sveko » 19-05-2010 21:38:17
Re: Гидросооружения (не мосты!) области
Сообщение sveko » 19-05-2010 21:40:54
Re: Гидросооружения (не мосты!) области
Сообщение sveko » 19-05-2010 21:52:04
Re: Гидросооружения (не мосты!) области
Сообщение sveko » 19-05-2010 21:54:01
Re: Гидросооружения (не мосты!) области
Сообщение sveko » 19-05-2010 21:55:30
Re: Гидросооружения (не мосты!) области
Сообщение sveko » 19-05-2010 21:58:03
Re: Гидросооружения (не мосты!) области
Сообщение sveko » 19-05-2010 22:01:34
Re: Мазурский канал.
Сообщение zehlau » 20-05-2010 20:38:25
На польской стороне канала часть шлюзов представлена только «полуфабрикатами», да и русло не везде прокопано.
Для желающих узнать больше (но на польском языке!) можно зарегистрироваться на сайте
http://ruciane-nida.org/sercemazur/index.php и тогда получить доступ к объемному форуму о канале.
Есть небольшая страничка, тоже на польском, о южной части канала:
Re: Мазурский канал.
Сообщение sveko » 20-05-2010 23:11:48
Re: Мазурский канал.
Сообщение sveko » 21-05-2010 21:29:22
Re: Мазурский канал.
Сообщение sveko » 21-05-2010 22:03:01
Re: Мазурский канал.
Сообщение sveko » 21-05-2010 22:13:01
Re: Мазурский канал.
Сообщение sveko » 21-05-2010 22:17:01
Re: Мазурский канал.
Сообщение uran238 » 25-05-2010 12:37:58
Re: Мазурский канал.
Сообщение serg » 25-05-2010 13:49:18
Re: Мазурский канал.
Сообщение logo » 25-05-2010 15:32:55
Re: Мазурский канал.
Сообщение uran238 » 25-05-2010 15:39:12
Re: Мазурский канал.
Сообщение zehlau » 25-05-2010 19:45:46
Re: Мазурский канал.
Сообщение gsm_689 » 25-05-2010 21:39:59
Саша, если ты внимательно смотрел данное кино, то там речь идет про Оберландский канал
Оглавление:
Домново → Правдинск → Железнодорожный
Перед Правдинском вплотную приближаемся к колючке – туда нельзя, проехав через Правдинск (нем. Friedland город-крепость основан в 1312 году великим магистром Тевтонского ордена Карлом фон Триром), по проселочной дороге спускаемся к реке Лава.
После Правдинска проезжаем Курортное и едем в пос. Дружба (нем. Алленбург) – инспектировать шлюзы Мазурского канала.
Алленбургская кирха – основана Великим магистром Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгингеном в начале XV века.
Сильно пострадала в период Первой мировой войны. Восстановлена к 1925 году и 30 августа была освящена.
После 1945 года осталась неповрежденной. Использовалась под зерносушилку и склад.
Мазурский канал – построен между 1764 и 1776г. по инициативе обер-президента тогдашней Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта. Мазурский канал соединял озеро Мамры (в нынешней Польше немецкое название — Мазуэрзее) с рекой Лавой на территории нынешней Калининградской области. Вода поступала в Лаву самотёком, так как перепад уровня воды составлял 111 метров. Канал впадает в Лаву в районе посёлка Дружба.
Мазурский канал неоднократно модернизировался. В ходе модернизации 1934—1942 годов бОльшая часть русла была дамбированна; было построено десять шлюзов (пять из них находятся в Польше, пять — в России).
Последний этап, реконструкции Мазурского канала начался в 1934 году. Несмотря на широкий фронт работ на Мазурском канале, применялись меры секретности – было запрещено фотографирование. На немецких топографических километровых картах 1936 и 1939 годов не показаны шлюзы и русло канала к югу от Георгенфельде. Это даёт основание говорить о планах использования канала в для перевозки военных грузов.
Строительство канала продолжалось и с началом Второй мировой войны. В 1942 году, после первых поражений на фронте, работы были свёрнуты. В начале 1945 года, с приближением Красной Армии, взорваны мосты над каналом. А в декабре 1945 года канал перерезала новая государственная граница между СССР и Польшей.
В прошлом году был на польской стороне Мазурского канала – там все шлюзы под контролем государства, у нас же – то, что не украли в 80е – просто ржавеет под открытым небом. Если учесть качество немецкого строительства – лет на 50 еще хватит.
Все Фотографии шлюзов- поиск в галерее по словам: Мазурский канал или шлюзы
Весь мокрый и исцарапаный ветками, но все же за час преодолеваем около 5 км, и выбираемся к нормальному автобану – проселочной грунтовой дороге.
День близится к вечеру, ночевать в историческом городе Железнодорожный негде, поэтому не задерживаемся и едем в Черняховск. По пути останавливаемся в городках – ночлеги для туристов не предусмотрены.
Фотографии – поиск в галерее по словам: Железнодорожный или Гердауэн
Так и добираемся до Черняховска (нем. Инстенбург), где разыскать ночлег вызвался помочь местный мотоциклист, позже посоветовал ехать нам в Гусев (нем. Гумбиннен)
10 минут езды.
Там мы и останавливаемся в гостинице «Аэлита». Мотоциклистов там видели впервые – все не могли сказать ГДЕ ШВАРТОВАТЬ МОТОЦИКЛ на ночь. Сговорились за 100 руб. во дворе. Номер 1300 рублей, есть как дешевле, так и дороже. За эти деньги в Европе гораздо интереснее номера попадались, да еще и с бесплатной парковкой для мотоцикла и Wi-Fi.
За день напетляли по дорогам Калининградской области