регистрационный номер казахстан что это
Регистрационный номер налогоплательщика
Регистрационный номер налогоплательщика (РНН) — это документ, необходимый для администрирования налогоплательщиков в Республике Казахстан. Российский аналог данного документа — ИНН.
Получение РНН в Казахстане обязательно всеми физическими и юридическими лицами. Физические лица получают РНН единожды только по месту жительства. Услуга по регистрации налогоплательщиков Республики Казахстан осуществляется налоговыми органами на бесплатной основе.
Содержание
Получение
Для получения РНН физическому лицу необходимо представить в налоговое управление по месту жительства следующие документы:
В случае если налогоплательщик состоит на регистрационном учёте в другом налоговом органе, то постановка на учёт осуществляется в течение пяти рабочих дней после подтверждения снятия с учёта налогоплательщика в другом налоговом органе.
В случае если Вы хотите получить РНН на несовершеннолетнего ребёнка, необходимо будет представить копию свидетельства о рождении ребёнка, а само заявление должно заверяться подписью одним из родителей или другим законным представителем.
Государственная регистрация налогоплательщиков осуществляется налоговым органом с выдачей ему свидетельства налогоплательщика в течение пяти рабочих дней после подачи заявления по ф.001.
Государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в территориальном налоговом органе по месту жительства.
Срок оформления РНН в Республике Казахстан: 5 рабочих дней.
Вычисление контрольных цифр
Для 12-значного РНН, присваиваемого физическому лицу, контрольными являются последние две цифры:
Восстановление РНН в случае порчи или потери
В случае порчи или потери свидетельства налогоплательщика «О регистрационном номере налогоплательщика» выдаётся дубликат свидетельства. Для получения дубликата свидетельства представляется заявление формы 001.00 в налоговый орган по месту регистрации (жительства, нахождения, пребывания) и копия удостоверения личности, в случае порчи свидетельства к заявлению прилагается его испорченный бланк.
Регистрационный учёт налогоплательщиков осуществляется после прохождения налогоплательщиком процедуры государственной регистрации налогоплательщиков в налоговых органах. То есть налогоплательщик обязан встать на регистрационный учёт в налоговых органах по месту нахождения и (или) регистрации объектов налогообложения, объектов, связанных с налогообложением, а также по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Порядок получения РНН для иностранного гражданина
Для регистрации в качестве налогоплательщика Вы должны представить в налоговый орган по месту вашего пребывания следующие документы:
Перспективы
В ближайшей перспективе возможна замена РНН на индивидуальный идентификационный номер (ИИН).
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Регистрационный номер налогоплательщика» в других словарях:
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — Регистрационный номер налогоплательщика юридического или физического лица, присваиваемый налоговым органом. ИНН обязан указываться во всех платежных документах. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Номер Идентификационный Налогоплательщика (Инн) — регистрационный номер налогоплательщика юридического или физического лица, присваиваемый налоговым органом. И.н.н. обязан указываться во всех платежных документах. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
НОМЕР, ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ИНН) — регистрационный номер юридического лица, предпринимателя, присваиваемый налоговым органом. И.н.н. обязан указываться во всех платежных документах, декларациях, заявлениях и т.д … Большой экономический словарь
НОМЕР, ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА — (ИНН) регистрационный номер юридического лица, предпринимателя, присваиваемый налоговым органом. И.н.н. обязан указываться во всех платежных документах, декларациях, заявлениях и т.д … Большой бухгалтерский словарь
Бизнес-идентификационный номер — БИН бизнес идентификационный номер уникальный номер, формируемый для юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства на территории… … Википедия
РНН — реле нулевого напряжения электр. техн. РНН регистрационный номер налогоплательщика РНН регулируемый и направленный приём РНН редакция «Новости недвижимости» … Словарь сокращений и аббревиатур
ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ — обязанности, установленные в ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Эти организации обязаны: 1) идентифицировать личность, которая совершает операции … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Реквизиты — Реквизиты совокупность постоянных элементов содержания документа. Один из наиболее полных перечней реквизитов (30 реквизитов) приведен в ГОСТ Р 6.30 2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно… … Википедия
БЛАНК ПИСЬМА — согласно ГОСТ Р 6.30–2003 УСД «Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов», может изготавливаться для организации, структурного подразделения и должностного лица. На бланке письма… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
СЛУЖЕБНОЕ ПИСЬМО — согласно параграфу 2.7.4 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.11.2005 № 536 – письменный документ,… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Казахстан: Переход на ИНН/БИН
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПЕРЕХОДЕ НА ИИН/БИН И НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ТИПОВЫХ РЕШЕНИЯХ НА ПЛАТФОРМЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона РК № 223 от 12 января 2007 года «О национальных реестрах идентификационных номеров» с 1 января 2013 года в Республике Казахстан при осуществлении платежей и переводов денег (в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений), исполнении налоговых обязательств и других случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан, вместо РНН и СИК необходимо применять идентификационный номер:
В типовых решениях в настоящее время РНН применяется:
Таким образом, с 1 января 2013 года в указанных подсистемах необходимо использовать ИИН/БИН.
Заполнение сведений о БИН и ИНН в информационной базе
В информационной базе необходимо проверить и, в случае необходимости, заполнить сведения о БИН/ИИН в справочниках:
Первичные документы
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года №216 «Об утверждении форм первичных учетных документов» утвержден альбом форм первичных учетных документов.
В данном альбоме указание ИИН/БИН в качестве реквизитов организации не предусмотрено. По состоянию на момент подготовки информационного письма отсутствует законодательно утвержденный альбом форм первичных документов, предусматривающий наличие в формах документов сведений об ИИН/БИН. В случае утверждения нового альбома форм, будут подготовлены и выпущены соответствующие обновления к типовым решениям.
На данный момент типовые конфигурации содержат возможность вывода в печатных формах (в том числе, утвержденных приказом МФ РК №216) информации об ИИН/БИН вместо сведений о РНН.
Пример настройки переключения печатных форм в режим ИИН/БИН в конфигурациях 1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана, 1С:Управление торговлей 8 для Казахстана, ред. 2.2, 1С:Управление торговым предприятием 8 для Казахстана, 1С:Управление производственным предприятием 8 для Казахстана, 1С:Розница 8 для Казахстана
Для вывода информации об ИИН/БИН вместо сведений о РНН в печатных формах первичных документов в настройках параметров учета необходимо снять признак «Вывод РНН в печатных формах документов» и в качестве даты прекращения вывода РНН указать дату «01.01.2013».
В этом случае при печати документов, выписанных до 01.01.2013, будет выводиться информация о РНН.
При печати документов, выписанных после 01.01.2013, будет выводиться информация об ИИН/БИН.
Настройка переключения печатных форм в режим ИИН/БИН в конфигурациях 1С:Зарплата и управление персоналом 8 для Казахстана, 1С:Управление торговлей 8 для Казахстана (ред. 3.0)
В типовом решении «Зарплата и управление персоналом 8 для Казахстана» настройка имеет название «Вывод ИИН/БИН в печатных формах» (для вывода ИИН/БИН настройку необходимо включить).
В типовом решении «Управление торговлей 8 для Казахстана, редакция 3.0» настройка производится в общих настройках параметров учета и имеет название «Выводить ИИН/БИН в печатных формах документов» (для вывода ИИН/БИН настройку необходимо включить).
Особенности оформления счетов-фактур
Для счета-фактуры отсутствует утвержденная печатная форма. При этом требования к содержанию счета-фактуры определены в статье 263 Налогового кодекса РК. В соответствии с подпунктом 4) пункта 5 статьи 263 Налогового кодекса РК, в редакции, действующей с 01.01.2013 года, указание идентификационного номера поставщика и покупателя в счете-фактуре является обязательным требованием для принятия НДС в зачет.
При снятии признака вывода РНН в печатных формах документов (настройка параметров учета), начиная с даты прекращения вывода РНН, в документе «Счет-фактура выданный» вместо сведений о РНН поставщика и получателя товаров выводятся сведения об ИИН/БИН поставщика и получателя.
Параметр «Вывод БИН/ИИН в форме счета-фактуры», указываемый на закладке «Печать» настройки параметров учета, применявшийся ранее для одновременного вывода данных о РНН и БИН/ИИН в печатной форме счета-фактуры, после снятия признака вывода РНН не применяется системой.
Особенности оформления Платежных поручений
С 1 января 2013 года вводится в действие новая форма платежного поручения, содержащая сведения об ИИН/БИН отправителя и бенефициара. Форма платежного поручения утверждена постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года № 179 «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан» (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 марта 2012 года № 108).
При снятии признака вывода РНН в печатных формах документов (настройка параметров учета), начиная с даты прекращения вывода РНН, в документе «Платежное поручение» применяется новая форма документа.
Формирование swift-файлов для перечисления ОПВ, СО и пр.
Для применения нового формата выгрузки данных в swif-файл в информационной базе необходимо подключить внешнюю обработку ВыгрузкаДанныхМТ102_БИН.epf, которая входит в комплект поставки обновления типовых решений (для конфигураций Управление производственным предприятием 8 для Казахстана и Управление торговлей 8 для Казахстана (ред. 3.0) обработка поставляется в виде дополнения к актуальной версии конфигурации). Для подключения обработки необходимо:
Процесс настройки справочника «Внешние обработки» для обновления формата МТ-102 приведен на рисунке.
После выполнения указанной настройки системы, формирование Swift-файла из документа «Платежное поручение» будет производиться в формате, содержащем сведения об ИИН/БИН организации и сотрудников предприятия.
Обмен платежными документами 1С:Клиент банка
Для обмена данными с банковскими системами, имеющими сертификат 1С:Совместимо, с 1 января 2013 года применяется формат версии 2.0, содержащий сведения об ИИН/БИН организаций, контрагентов и сотрудников предприятия.
Для использования обмена данными с программным обеспечением банков в формате версии 2.0 необходимо выполнить подключение внешней обработки КлиентБанк_БИН.epf, входящей в поставку обновления типовых решений (для конфигураций Управление производственным предприятием 8 для Казахстана и Управление торговлей 8 для Казахстана (ред. 3.0) обработка поставляется в виде дополнения к актуальной версии конфигурации). Для подключения обработки необходимо:
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА НА ИИН/БИН В ТИПОВЫХ РЕШЕНИЯХ НА ПЛАТФОРМЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 7.7
Начиная с указанной даты (с 01.01.2013) в печатных формах конфигурации вместо РНН будет выводиться информация об ИИН/БИН организации, сотрудников предприятия и контрагентов.
Обработка формирования swift-файлов в формате МТ-102 для перечисления обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений и заработной платы встроена в конфигурацию и автоматически применяется в платежах, начиная с даты, указанной в константе для перехода на ИИН/БИН.
Для обмена данными с программным обеспечением банков, имеющих сертификат 1С:Совместимо, в формате 2.0 (формат обмена, содержащий информацию об ИИН/БИН) в поставку дистрибутивов конфигураций включена внешняя обработка BCL_BIN.ert. Для проведения обмена c банком необходимо открыть данную обработку через меню Файл-Открыть.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЛИЗЫ ТИПОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ИИН/БИН
Рекомендуется проверить используемую версию конфигурации и при необходимости обновить конфигурацию до текущей актуальной версии.
Актуальные версии отдельных типовых решений по состоянию на 26.12.2012:
Рекомендуем партнерам довести данную информацию до своих пользователей и помочь им выполнить правильные настройки соответствующих параметров в прикладных решениях «1С:Предприятия» для Казахстана.
С уважением,
Представительство фирмы «1С» в Казахстане
БИН и ИИН вместо РНН и СИК (комментарий Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров) (А.Лобков, юрист, эксперт по бизнесу)
С 13 февраля 2007 года в Казахстане введен в действие и начал действовать (за исключением некоторых статей, о которых будет упомянуто ниже) Закон от 12 января 2007 года № 223-111 «О национальных реестрах идентификационных номеров».
ИН будет двух видов:
После истечения шестимесячного срока со дня введения в действие настоящего Закона:
А) с ИИН должны быть следующие документы:
— свидетельство о рождении (вновь выдаваемые);
— вид на жительство иностранца в РК;
— удостоверение лица без гражданства;
— свидетельство налогоплательщика для иностранцев и лиц без гражданства в случае отсутствия документов РК, удостоверяющих личность.
Б) с БИН должны быть следующие Документы:
1) получающих доходы от прироста стоимости при реализации определенных ценных бумаг в соответствии с налоговым законодательством;
2) владеющих в РК объектами налогообложения;
3) открывающих текущие счета и карт-счета в банках-резидентах инее подлежащих государственной регистрации.
ИН обоих видов, подтвержденные соответствующими документами
будут применяться при:
1) регистрации актов гражданского состояния;
2) выдаче документов, удостоверяющих личность;
3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам;
4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также исполнении налоговых обязательств (это подпункт вводится в действие по истечении трех лет и шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона);
5) открытии и ведения банковских счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций ((это подпункт вводится в действие по истечении трех лет и шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона);
6) выдаче документов разрешительного и регистрационного характера;
7) выдаче военного билета и удостоверения личности офицера;
8) статистическом учете;
9) осуществлении внешнеэкономической деятельности;
10) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах;
11) ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений;
12) государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств.
Законом установлено, что регистрация либо прием обращений физических и юридических лиц (филиалов и представительств) для формирования ИН должны производиться:
3) по месту жительства уполномоченного лица совместного индивидуального предпринимательства;
Статья 11 Закона предусматривает, что содержащаяся в национальных реестрах идентификационных номеров министерства юстиции РК информация, касающаяся физического или юридического лица, не может быть предоставлена другому лицу (за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами) без нотариально удостоверенного их согласия в порядке, определенном законодательством РК, а также неправомерно изменена лицами, имеющими доступ к указанной информации в связи с их служебной деятельностью.
Существенно, что при переоформлении выдача вышеперечисленных документов с ИН при условии сдачи в регистрирующие органы (городские и районные подразделения документирования и регистрации органов министерства юстиции) ранее выданных документов должна производиться за счет бюджетных средств. Госпошлину должны будут оплатить лишь те лица, которые свои удостоверения личности и паспорта получают впервые.
Одновременно с изданием комментируемого Закона был издан Закон № 224-111 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам национальных реестров идентификационных номеров», которым внесены изменения и дополнения в 20 законодательных актов. Большинство этих изменений и дополнений носит редакционный характер (исключаются РНН и СИК, вводится ИИН и БИН). Среди наиболее существенных изменений и дополнений можно отметить, помимо уже отмеченных, следующие:
1. Статья 16 ГК РК дополнена пунктом 3, предусматривающим, что гражданин имеет юридическим адрес, которым признается место его регистрации.
3. Часть пятая статьи 13 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» изложена в следующей редакции: «Документом, подтверждающим присвоение унифицированных идентификационных и других системно-учетных кодов и постановку на учет в Государственном статистическом регистре, является свидетельство о государственной регистрации».
4. В новой редакции изложены следующие пункты статьи 27 Закона РК «О частном предпринимательстве»: «6. При изменении данных, указанных в заявлении на выдачу свидетельства о государственной регистрации, а также в договоре о совместной деятельности (договоре простого товарищества), индивидуальный предприниматель (уполномоченное лицо совместного индивидуального предпринимательства) обязан об изменениях сообщить в регистрирующий орган по форме, установленной этим органом. При изменениях данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель (уполномоченное лицо совместного индивидуального предпринимательства) обязан осуществить перерегистрацию и получить новое свидетельство.
5. В случае утраты свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (совместного индивидуального предпринимательства) по его заявлению выдается дубликат документа, удостоверяющего государственную регистрацию…».
В целях реализации комментируемого Закона распоряжением премьер-министра РК от 14 марта 2007 года № 56-р утвержден следующий Перечень постановлений Правительства РК, которые должны быть приняты в ближайшее время:
1. Об утверждении Правил создания, ведения и использования национальных реестров идентификационных номеров.
2. Об утверждении требований к интегральной микросхеме, используемой при изготовлении документов, удостоверяющих личность.
3. Об утверждении Правил формирования идентификационного номера, обращения физических и юридических лиц (филиалов и представительств), а также индивидуальных предпринимателей для формирования идентификационного номера и переоформления ранее выданных документов.
ИИН в открытом доступе: насколько это опасно?
Индивидуальный идентификационный номер (ИИН) — это 12-значный универсальный номер, присваемый казахстанцам. Им в 2013 году заменили РНН (регистрационный номер налогоплательщика) и СИК (социальный индивидуальный код). Последние восемь лет, если вы обращаетесь в госучреждение или банк и называете свой ИИН, операторы получают доступ к массиву данных о вас. С одной стороны, это избавило от хлопот и необходимости собирать и предоставлять множество документов. Однако это значит и то, что персональная информация теперь общедоступна, а это открывает путь мошенникам и облегчает вторжение в частную жизнь.
«ПО ФАКТУ ВСЯ СИСТЕМА РАБОТАЕТ НЕ ТАК»
В июле прошлого года неизвестные получили кредит в размере 80 тысяч тенге от имени жителя Алматы Александра Марченко. Теперь он, как и десятки других людей, оказавшихся в схожей ситуации, пытается доказать, что не оформлял этот заём.
— Я с рождения живу в Алматы, у меня много знакомых, друзей. 80 тысяч тенге я мог в любой момент занять у них. Зачем мне обращаться в микрокредитную организацию? Под такие грабительские проценты? Какой смысл? — описывает ситуацию Марченко.
По его словам, кредит был получен с помощью банковской карты, выпущенной во время карантина по коронавирусу. Сначала мошенники от его имени завели социальную карту, чтобы получать через банк второго уровня выплаты в размере 42 500 тенге, которые выдавали потерявшим доход из-за пандемии. Для этого преступникам понадобились случайная сим-карта и ИИН Марченко.
Затем на основе той же социальной карты была открыта виртуальная карточка банка. Потом мошенники обратились в микрокредитную организацию и получили кредит от имени Марченко.
— [Когда открывали карту] они использовали ИИН, номер телефона, и всё. Номер телефона был чужой абсолютно, который купили в переходе где-то. На этот номер пришло СМС с кодом подтверждения. Условно говоря, допустим, я сейчас возьму ваш ИИН, укажу в заявке. Мне придет СМС с кодом, я его введу, и на вас будет оформлен кредит, — объясняет Марченко.
Счет, говорит он, открыли через мобильное приложение, при этом не понадобилось ни фото, ни видеоподтверждений.
— В итоге человек бегает и доказывает, что не виноват, не брал кредит, не открывал счета. А как доказывать? Всё это работает против человека, на которого это всё оформили. Вся система, которая призвана «улучшить жизнь», чтобы мы могли никуда не ходить, онлайн оформить счет, кредит, по факту работает не так, как оно задумывалось, — жалуется Марченко.
По данным прокуратуры Казахстана, в 2020 году по статье «Мошенничество» (статья 190 уголовного кодекса) в стране было зарегистрировано 33 653 дела, из них 14 155 в связи с преступлениями, совершёнными через интернет. Отвечая на запрос Азаттыка, прокуратура сообщила, что не ведет конкретную статистику по мошенничеству с ИИН.
ЧТО ТАКОЕ ИИН?
В законе «О национальных реестрах идентификационных номеров», принятом 12 января 2007 года, говорится, что «ИИН — уникальный номер, формируемый для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства». Согласно этому закону, с 1 января 2013 года регистрационный номер налогоплательщика и социальный идентификационный код, обозначенные как РНН и СИК, а также «Общий классификатор предприятий и организаций» были признаны недействительными и заменены на ИИН и БИН (идентификационный номер предприятия).
Согласно правилам формирования ИИН, он состоит из 12 цифр. Первые шесть — дата рождения человека, седьмая цифра — век рождения и пол человека, следующие четыре цифры — регистрационный номер в системе, а 12-я — контрольная цифра. Таким образом, зная ИИН человека, можно узнать его дату рождения и пол.
26 августа 2013 года в правила были внесены поправки, согласно которым при присвоении ИИН больше не требуется указывать дату рождения и половую принадлежность. Но ИИН, присвоенные после этой даты, по-прежнему обычно формируются по старым правилам. В поправке говорится, что ИИН не может быть изменен или воссоздан. Номер также присваивается при появлении ребенка на свет и отражается в свидетельстве о рождении. Он также указывается в удостоверениях личности и паспортах.
ИИН любого гражданина Казахстана можно узнать через сервис «Поиск налогоплательщика» комитета государственных доходов министерства финансов. Для этого необходимо знать лишь имя человека. Услуга работает и в обратном порядке: если ИИН известен, не составит труда узнать и другие данные.
Жительница Нур-Султана Марина Бескровная стала жертвой иной мошеннической схемы. Летом прошлого года она намеревалась продать детское автокресло на сайте для частных объявлений Оlx.kz. Ей позвонила некая девушка и сказала, что приобретет кресло, но сама приехать не может, а потому отправит такси. Она также попросила у Бескровной ее ИИН, IBAN банковского счета и адрес.
Через два дня незнакомка позвонила вновь и попросила вернуть «по ошибке» переведенные Бескровной 90 тысяч тенге. Деньги, которые действительно поступили на счет, Марина вернула, а через месяц выяснила, что эту сумму мошенница взяла в кредит от имени Бескровной.
— Когда нам скинули договор из микрокредитной организации после нашего запроса, там были указаны все мои данные. Звонившая мне девушка сначала запросила ИИН, затем 12-значный IBAN счета в Kaspi Bank и для такси спросила адрес, я назвала улицу и номер дома. В договоре с микрокредитной организацией были прописаны все эти данные. Только номер телефона был неправильный. Остальные данные все мои. Без ошибок, без опечаток, — говорит Марина Бескровная.
ИИН — ОТКРЫТАЯ ИЛИ ЗАКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ?
Казахстанский закон «О персональных данных и их защите» гласит, что персональные данные подразделяются на общедоступные и ограниченного доступа, которые нельзя использовать без разрешения владельца. К какому типу относится ИИН, в законе не указано.
Юрист Эльвира Хайруллина относит ИИН к персональным данным ограниченного доступа.
26 ноября 2019 года гражданин Арман Оспанов через сайт Dialog.gov.kz обращался к министру внутренних дел Ерлану Тургумбаеву с вопросом, к какому типу персональных данных относится ИИН. Согласно ответу чиновника, «ИИН относится к персональным данным с ограниченным доступом».
Азаттык обращался в комитет госдоходов министерства финансов с вопросом, не нарушает ли комитет закон, свободно предоставляя через сервис «Поиск налогоплательщика» данные, которые квалифицируются как информация ограниченного доступа. Комитет, ссылаясь на налоговый кодекс, заявил, что ИИН не является налоговой тайной, поэтому его открытость не противоречит закону.
Директор департамента законодательства министерства юстиции Арман Кенжегалиев отказался дать Азаттыку юридическую трактовку налогового кодекса, заявив, что это не входит в его компетенцию, и посоветовал обратиться в министерство внутренних дел.
В МВД, несмотря на то что глава ведомства Тургумбаев ранее высказывал свою версию, комментируя вопрос гражданина Оспанова, Азаттыку ответить также отказались и перенаправили в комитет по информационной безопасности при министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Его председатель Руслан Абдикаликов заявил, что ИИН относится к открытым данным.
КАКИЕ ДАННЫЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ С ПОМОЩЬЮ ИИН?
При обращении в центры обслуживания населения (ЦОН) и банки второго уровня с помощью ИИН можно установить личность человека и получить массу данных о нем.
Например, ИИН достаточно для погашения кредита или пополнения депозита с терминала Жилстройсбербанка. На сайте Верховного суда вы, введя ИИН, можете узнать, возбуждено ли против гражданина уголовное дело. Приложение Kaspi.kz может выдать информацию о штрафах за нарушение правил дорожного движения и о других административных нарушениях.
Зная ИИН, с помощью мобильного приложения Smart Uralsk, предназначенного для жителей административного центра Западно-Казахстанской области, можно узнать, стоит ли человек в очереди на жилье, а также имеет ли задолженность по налогам. Ознакомиться с результатами присуждения образовательных грантов можно в мобильных приложениях Aitu, UniVision.kz. А боты в сети Telegram предоставляют широкий спектр услуг через ИИН, находя массу персональной информации о человеке в интернете.
Олжас Сатиев, глава организации по предотвращению кибератак «ЦАРКА», считает, что держать ИИН в открытом доступе опасно.
— Здесь нужно смотреть шире. Открытые данные об ИИН — это только верхушка айсберга. Проблема глубже. Сегодня государственным органам доверено беспрецедентное количество конфиденциальных данных. Между тем в Казахстане еще не было прецедента, когда кто-то понес наказание за утрату персональных данных. Сам механизм реагирования на такие инциденты не отработан. Сразу вспоминается прошлогодний громкий случай с утечкой персональных данных миллионов казахстанцев. Тогда в Сети была доступна полная база 11 миллионов человек, всё совершеннолетнее население страны: их адреса, телефоны, даты рождения, — говорит Сатиев.
«Утечка» данных 11 миллионов казахстанцев
4 июля 2019 года центр ЦАРКА сообщил на странице в Telegram’е, что в интернете доступны и проиндексированы поисковыми системами Google и «Яндекс» данные 11 миллионов казахстанцев. Аскар Жумагалиев (в ту пору он был министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности) подтвердил утечку личных данных и написал, что меры безопасности будут ужесточены. Месяц спустя ЦАРКА сообщил о начале досудебного расследования инцидента и опубликовал письмо МВД.
Социолог Айсулу Молдабекова также считает, что с ИИН связана большая часть социальной информации, поэтому эксперт выступает против ее доступности в открытых источниках, считая, что это наносит «ущерб безопасности» граждан и в конечном итоге «представляет угрозу для общества и государства». В противовес Казахстану она приводит пример Германии и свой опыт предоставления личной информации в этой стране.
— Меня попросили предоставить персональные данные для подачи заявления на страхование. Я ознакомилась с политикой защиты информации на семи-восьми страницах. Всё, что им требовалось, — это дата моего рождения. Они подписали со мной контракт, чтобы получить эту информацию. У нас она имеется в открытом доступе, — говорит Молдабекова.
ИИН НА САЙТАХ-АГРЕГАТОРАХ
ИИН можно найти не только на сервисе «Поиск налогоплательщика» комитета госдоходов, но и на частном сайте Аdata.kz. Его особенность в том, что он предоставляет запрашиваемый ИИН намного оперативнее. Указав свой номер на сайте, вы можете узнать, есть ли у вас штрафы, а также выяснить данные, касающиеся обязательного страхования.
Азаттык обратился с запросом в компанию Alldata.kz, владельцу сайта Adata.kz, чтобы узнать, где и как они получили данные и как относятся к нахождению этой персональной информации в открытом доступе.
Анель Шакенова, возглавляющая юридический отдел компании, говорит, что они не хранят ИИН казахстанцев на своих серверах, а получают напрямую от комитета госдоходов. На наш вопрос, почему информация на сервисе Adata.kz «Поиск налогоплательщика» отображается быстрее, Шакенова сослалась на «технические инновации», но подробности сообщать не стала.
Юрист считает, что компания работает в правовых рамках, но признаётся, что сам закон «не совсем понятен».
— Если говорить о нас, да, я говорю, что мы работаем в рамках правового поля. Но эти рамки, они несколько размыты. Если вопрос будет отрегулирован четко, если законодательство будет давать четкое понимание хотя бы [по] элементарному вопросу, что такое персональные данные и как правильно ими пользоваться, то от этого выиграют все, — говорит она.
«ДАТА-ГРАМОТНОСТЬ ЕЩЕ НЕ ДОШЛА ДО ОБЩЕСТВА»
Асхат Еркимбай, преподающий курс дата-журналистики в Университете Сулеймана Демиреля, считает, что через пять-десять лет Казахстан столкнется с последствиями такого «разбрасывания» персональными данными.
— До нашего общества еще не дошла дата-грамотность. Удостоверения личности остаются в копировальных аппаратах, даже хранятся на компьютерах в киосках. Однако приближается тот день, когда мы лицом к лицу столкнемся с последствиями дата-неграмотности, — говорит он.
По словам эксперта, процедуры работы с личными данными отсутствуют на самых разных уровнях, в том числе в банковском секторе, а граждане лишены возможности контролировать, кто получает и хранит информацию о них.
— Я обратился в один из банков и сказал: «Спасибо, я решил больше не пользоваться вашими услугами, удалите мои данные. Какие документы мне нужно заполнить или подписать?» Оказалось, что такой процедуры не предусмотрено, — говорит Еркимбай. — Мне страшно. Я не хочу доказывать, что я не брал ссуду или прекратил получать услуги, если завтра у меня возникнут проблемы с этим банком. Потребитель должен иметь возможность потребовать безвозвратного удаления его личной информации. Тогда у нас будет рынок, который отвечает за данные.
При этом Еркимбай считает, что проблему решит не усложнение механизма составления ИИН и какие-то технические новшества. Он полагает, что вопрос «в конечном итоге сводится к формированию правового общества и пониманию юридической ответственности».