распределение абонентов по операторам 2020
«МегаФон» пересчитал абонентскую базу в 2020 году
По итогам 2020 года у «МегаФона» было 70,4 млн абонентов, говорится в поступившем в РБК сообщении компании. Если исходить из отчетности оператора, это на 6% меньше, чем в 2019 году. Как отмечается в сообщении, во втором полугодии «МегаФон» скорректировал систему учета абонентской базы, ужесточив требования к проверке активности клиентов. «При сравнении с показателями 2019 года в единых стандартах учета база сохраняется на прежнем уровне и не демонстрирует негативного тренда. Новая система позволит компании более эффективно использовать номерную емкость», — отмечается в сообщении. Как пояснили РБК в компании, в 2020 году при условии применения старой методологии абонентская база осталась неизменна — на уровне 75,2 млн, на уровне 2019 года. По новой методике число абонентов также неизменно — 70,4 млн. «В дальнейшем компания будет использовать в отчетности новую систему подсчета, в том числе и за прошедшие годы», — заявили в пресс-службе «МегаФона».
При этом выручка компании в прошлом году снизилась на 4,8%, до 332,2 млрд руб., а показатель OIBDA (операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) — на 2,5%, до 147,8 млрд руб. Негативное влияние на выручку продолжают оказывать сокращение доходов от международного роуминга, отток трудовых мигрантов в связи с ограничениями на передвижения между странами, а также изменение покупательского поведения — снижение активности, оптимизация трат на связь и дополнительные услуги в период пандемии, говорится в сообщении «МегаФона». Это частично было компенсировано ростом выручки от передачи данных и отдельных цифровых сервисов, в том числе услуг информационной безопасности и облачных решений, которые стали актуальными в условиях массового перехода на удаленную работу.
Чистая прибыль выросла на 157%, до 26,6 млрд руб. благодаря повышению операционной эффективности, сокращению затрат в связи со снижением долговой нагрузки и оптимизацией кредитного портфеля.
Капитальные затраты составили 54,7 млрд руб., что на 19% меньше, чем в 2019 году. В период пандемии «МегаФон» развивал сеть в тех регионах страны, где возросла потребность в услугах связи, при этом проекты, не связанные с качеством сети, были отложены на более позднее время.
Основные конкуренты оператора опубликовали свои результаты ранее. У МТС и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») абонентские базы в прошлом году также сократились: на 0,75% (до 78,5 млн клиентов) и на 8,6% (до 49,9 млн), соответственно. Единственный, кому удалось увеличить число абонентов в сегменте мобильной связи на 1,5%, до 46,6 млн, — «Ростелеком», владеющий «Т2 РТК Холдингом» (бренд Tele2). При этом и МТС, и «Ростелеком» в мобильном сегменте показали рост выручки.
Tele2 не обогнал «Билайн» по количеству абонентов в России в 2020 году
По итогам 2020 года абонентская база «Ростелекома» в мобильном сегменте увеличилась на 1,5% и достигла 46,6 млн клиентов, говорится в поступившем в РБК сообщении компании. «Ростелеком» владеет 100% «Т2 РТК Холдинга», оказывающего услуги сотовой связи под брендом Tele2.
Компания не смогла обогнать по этому показателю своего ближайшего конкурента — «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Согласно опубликованной ранее отчетности «ВымпелКома», его абонентская база снизилась почти на 5 млн клиентов, до 49,9 млн.
У лидера рынка МТС по итогам прошлого года абонентская база также снизилась — на 0,75%, до 78,5 млн клиентов. Еще один игрок, «МегаФон», пока не представил свои результаты за прошлый год.
По данным AC&M Consulting, по итогам 2019 года (последние доступные данные) МТС занимала 30% российского рынка сотовой связи, «МегаФон» — 29%, «ВымпелКом» — 21%, а «Т2 РТК Холдинг» — 19%.
Как говорил в октябре источник РБК, близкий к «Т2 РТК Холдингу», компания обогнала «ВымпелКом» по числу клиентов с учетом абонентов работающих на ее сети MVNO (виртуальных операторов мобильной связи). Согласно нынешнему отчету, число абонентов MVNO на сети компании превысило 2,8 млн, то есть общая база достигла 49,4 млн клиентов.
При этом выручка «Ростелекома» в 2020 году выросла на 15% по сравнению с 2019-м и достигла 546,9 млрд руб. По этому показателю компания считается крупнейшим игроком на российском телекоммуникационном рынке. У ближайшего конкурента — МТС — выручка в России в прошлом году составила 488,5 млрд руб. В 2019-м выручка МТС превышала аналогичный показатель «Ростелекома» — 476 млрд против 475,75 млрд руб.
Выручка «Ростелекома» от мобильной связи выросла на 15%, до 176,96 млрд руб. На это направление пришлось 32% в общей выручке «Ростелекома». Вторым наиболее значимым источником доходов компании стали услуги доступа в интернет (17%): за год выручка от них выросла на 7%, до 90,4 млрд руб. На цифровые сервисы приходилось 14%, и сегмент оказался наиболее быстрорастущим — выручка от него увеличилась на 59%, до 77,3 млрд руб.
«Благодаря сделке по консолидации 100% «Tele2 Россия» «Ростелеком» стал крупнейшим интегрированным цифровым провайдером в стране с доходами, которые превысили полтриллиона рублей, и широким спектром современных сервисов. Компания продолжит развивать цифровые направления в рамках обновленной стратегии, которую мы планируем представить рынку в апреле. Наша главная стратегическая задача — находить новые точки роста и создавать необходимые условия для расширения быстрорастущих бизнесов в портфеле «Ростелекома», — приводятся в сообщении «Ростелекома» слова президента компании Михаила Осеевского.
Показатель OIBDA «Ростелекома» вырос на 14%, до 194,05 млрд руб., чистая прибыль — на 15%, до 25,3 млрд руб. Капитальные затраты достигли 107,1 млрд руб. В 2021 году «Ростелеком» ожидает увеличения своей выручки и OIBDA не менее чем на 5%, СAPEX запланирован в пределах 110–115 млрд руб. без учета реализации госпрограмм.
Пресыщенные связью
Рынок коммуникаций
За тридцать лет с момента зарождения рынок сотовой связи в России успел достичь стадии перенасыщения, и в последние годы сотовые операторы заняты поиском новых источников роста. Пандемия ускорила этот процесс.
Одним из плюсов пандемии стал перенос на год исполнения «закона Яровой», который обязывает операторов связи и интернет-компании хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей шесть месяцев
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Одним из плюсов пандемии стал перенос на год исполнения «закона Яровой», который обязывает операторов связи и интернет-компании хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей шесть месяцев
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Золотая эра сотовой связи закончилась в 2012 году. Тогда операторы большой четверки (МТС, «Мегафон», «Билайн» и Tele2) одновременно зафиксировали падение базы абонентов. Спустя год было упразднено «мобильное рабство», это на какое-то время дало операторам возможность расширять базу за счет переманивания абонентов лучшими предложениями. Затем компании сделали ставку на MVNO (Mobile Virtual Network Operator) — виртуальных операторов сотовой связи, которые должны были «раскачать» стагнирующий сотовый рынок. Так, на базе Tele2 заработали, например, виртуальные операторы «Сбермобайл» (Сбербанк), «ТТК Mobile» (РЖД), «Тинькофф Мобайл» (Тинькофф-банк) и другие. Самую большую абонентскую базу в области MVNO собрал благодаря Yota «Мегафон». На сети МТС заработал виртуальный оператор МГТС. Но и здесь, судя по оценке экспертов, грандиозных успехов не случилось. Пока доля виртуальных операторов, как сообщал ранее “Ъ”, немногим больше 1%, и серьезного влияния они не оказывают.
Тем временем проникновение сотовой связи усиливается. По итогам 2019 года в Петербурге и Ленинградской области, согласно данным консалтингового агентства Advanced Communications & Media, оно выросло до 263%. Погоня за долей в подключениях новой выручки не приносит, как, впрочем, не увеличивают ее и снижение цен на услуги, безлимитные тарифы, пакетные предложения с увеличенным объемом услуг.
«Сегодня рынок очень конкурентный,— говорит Алексей Титов, директор по региональному развитию ПАО «Мегафон»,— чтобы удерживать свою долю рынка, его игрокам нужно максимально точно прогнозировать тренды покупательского спроса и быстро подстраиваться под новые тенденции. Инициативы операторов направлены на то, чтобы клиент был удовлетворен обслуживанием, получал персональные предложения. При этом базовые потребности клиентов остаются прежними, и операторам необходимо обеспечивать покрытие сети и качество связи, высокий уровень сервиса».
Чтобы соответствовать запросам времени, операторы в последние годы активно осваивают IT, медиа и другие смежные рынки. Практически у всех есть специальные предложения для любителей музыки, цифровое ТВ, ОТТ-сервисы, финансовые сервисы, Big Data, интернет вещей (IoT). «Еще до пандемии мы обновили собственную бизнес-стратегию, которая ориентирована на создание полноценной экосистемы диджитал-продуктов вокруг потребностей клиента,— сообщают в петербургском филиале ПАО «МТС».— Например, у МТС у единственной компании есть все среды передачи ТВ-сигнала: кабельное ТВ, IPTV, спутниковое и OTT. Одной из частей этой системы становится создание и дистрибуция эксклюзивного контента, что позволит укрепить конкурентное преимущество».
В среднем все эти дополнительные услуги (Value Added Services, VAS), благодаря которым сотовые операторы пытаются выйти за пределы традиционного телекома, совокупно составляют, по оценкам AC&M Consulting, до 13% от мобильной сервисной выручки (без учета передачи данных в сетях мобильной связи). «В диджитал-среду переходят и бизнес, и частные клиенты. Как итог — растет потребность в высоких скоростях передачи данных, объемах трафика и качестве связи. Бизнесу жизненно необходимы цифровые инструменты для организации работы в новых условиях. В выигрыше тот, кто придерживается этой стратегии»,— уверен господин Титов.
Впрочем, ощутимые коммерческие успехи VAS — все-таки дело будущего. Пока рынок телекома замедляет рост. Если в 2017-м и 2018-м рост, по оценке аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», составил 2,7 и 3,3% соответственно, то в 2019 году — всего 2,1%, а общий объем рынка составил 1,73 трлн рублей. И основную долю доходов отрасли пока формирует сегмент мобильной связи — до 60%.
По оценке Леонида Делицына, аналитика ГК «Финам», по итогам 2020 года выручка МТС вырастет на 2% и составит 502 млрд рублей. «Однако на статус крупнейшего по выручке российского оператора связи может претендовать и «Ростелеком», который и увеличил выручку, и ускорил темпы прироста благодаря поглощению Tele2 («Ростелеком» и Tele2 начали слияние в мае 2019 года, в мае 2020-го сделка была закрыта.— BG),— поясняет господин Делицын. — Выручка госоператора по МСФО в третьем квартале выросла на 13% по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года, до 135 млрд рублей, а за девять месяцев составила 383,9 млрд рублей. Сама компания ожидает рост выручки по итогам года на 9%». По мнению аналитика, в оптимистическом сценарии выручка «Мегафона» возрастет на 2% по сравнению с прошлым годом, до 340 млрд рублей. Выручка же российского подразделения VEON может снизиться на 4,4%, до 279 млрд рублей.
Ускоренные пандемией
И без того непростую ситуацию в отрасли, несмотря на ожидаемый рост отдельных игроков, обострила пандемия. Потери сотовых операторов в период с марта по май 2020 года агентство Content Review оценило примерно в 30 млрд рублей. Хотя помимо минусов, связанных с потерей роуминговых доходов из-за закрытия границ и 30–50% розничной сети, были и плюсы. «Пандемия вынудила предприятия перевести большую долю сотрудников на удаленку, а режим самоизоляции привел к росту спроса на онлайн-шопинг, развлечения и в целом к всплеску пользования цифровыми сервисами»,— говорят в ПАО «Мегафон». Это повысило интерес к сервисам, которые до этого несколько лет развивали операторы. По данным МТС, анализ индекса цифровой активности на основе Big Data выявил, что популярность онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов у петербуржцев выросла в четыре раза по сравнению с прошлым годом. «Мы видим ускоренную трансформацию медиапотребления и понимаем, насколько актуальным становится выделение медиа в отдельное бизнес-направление»,— говорят в ПАО «МТС».
Возможно, как плюс пандемии можно расценивать и перенос на год исполнения «закона Яровой», который обязывает операторов связи и интернет-компании хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей шесть месяцев. Точнее — отсрочку нормы о ежегодном увеличении на 15% емкости хранилищ трафика. Ранее операторы сообщали, во сколько им обойдется это хранение: так, с учетом размера бизнеса МТС оценивал свои расходы с 2018 по 2023 год в 60 млрд рублей, «Мегафон» — в 40 млрд, а «Билайн» — в 45 млрд.
Перспективы развития
Большая надежда у операторов на 5G. Это практически мгновенный доступ к облачным сервисам, потоковому видео, многопользовательским облачным играм, покупкам в дополненной и виртуальной реальности, совместной удаленной работе в режиме онлайн и многое другое, говорят эксперты. «Для людей жизнь сосредоточилась в смартфоне: с его помощью общаются, работают, совершают покупки. Тренд на цифровизацию будет только углубляться, а потребности в телеком-сервисах расти. Масштабного возврата к офлайну после окончания пандемии уже не будет. Цифра с нами навсегда»,— говорит господин Титов.
В июле 2020 года первым оператором, получившим лицензию на оказание услуг мобильной связи в новом формате, стал МТС. Однако и сама компания, и другие участники рынка, как писали СМИ, видят в выделенном для 5G диапазоне частот много проблем, которые не позволят пока создать коммерчески успешную сеть. Если проблемы с частотами будут решены, широкого применения 5G аналитики ожидают в России к 2025 году, когда технологией смогут пользоваться более 40 млн человек. До тех пор новый стандарт будет разворачиваться только в корпоративном сегменте, полагают эксперты.
Три десятка лет без провода
В следующем году сотовая связь в России отметит свое тридцатилетие. Корреспондент BG Анжелика Тихонова вспоминает основные вехи развития.
— в сентябре в Петербурге создана компания «Дельта Телеком». Связь осуществлялась по аналоговому стандарту NMT-450 (стандарт 1G). Благодаря компании в России 9 сентября состоялся первый звонок по сотовому телефону, который весил 3 кг, между мэром города Анатолием Собчаком и мэром Сиэтла;
— в декабре в столице России создана сотовая компании «Московская сотовая связь». До 2005 года работа велась в стандарте NMT-450 (и NMT-450i).
— в июне в Петербурге создан «Северо-Западный GSM» (с 2002 года — «Мегафон»);
— в августе создан «Би Лайн GSM», который проработал под этим именем до 2005 года, став «Билайном»;
— в октябре создан МТС.
— в России появился американский стандарт AMPS (стандарт 1G). Как и NMT, AMPS был аналоговой технологией, но предлагал более высокую емкость сетей, что было важно в условиях растущего числа абонентов;
— в июне по постановлению правительства России для пользования мобильными телефонами нужно было получить разрешение Госсвязьнадзора. При его отсутствии штраф составлял от 15 до 70 МРОТ (от 1251 до 5838 рублей того времени);
— появление сетей стандарта GSM (2G), который принес роуминг между операторами и SIM-карты. До этого SIM-карт не существовало, смена оператора связи была возможна только через перепрограммирование телефона.
— операторы отказываются от взимания платы за входящие вызовы.
— отменена регистрация всех мобильных телефонов в Госсвязьнадзоре;
— GSM-операторы предоставляют возможность подключения к интернету по протоколу WAP.
— появился GPRS (стандарт 2.5G) — первый массовый протокол соединения с интернетом.
— число абонентов стационарной и мобильной связи в России сравнялось и составило 35–36 млн человек (всего 70–72 млн). При этом 30 тыс. населенных пунктов все еще не телефонизировано.
— в России в стандарте GSM начинает работать Теле2 после покупки одноименным шведским холдингом российских активов Millicom, американо-шведской компании, которая с 1990-х создавала в российских регионах операторов сотовой связи по стандарту D-AMPS;
— на базе компаний «Дельта Телеком» и «Московская сотовая связь» создан «Скай Линк». Работает по технологии GSM и CDMA, которая развивается параллельно с GSM.
— появление EDGE — технологии, которая считается дальнейшим шагом развития GPRS. Она помогла увеличить скорость передачи данных.
— проникновение мобильной связи в России достигло 100%.
— в мае в Москве появилась компания Yota — первый в России оператор, работающий на основе новой в то время технологии передачи данных — WiMAX;
— в октябре «Мегафон» вводит в действие первую сеть UMTS (3G) в стране на территории Петербурга.
— Yota объявила о планах по переходу с технологии WiMAX на LTE (стандарт 4G). Год спустя в Новосибирске запущена первая LTE-сеть в России.
— операторы «большой четверки» одновременно зафиксировали падение базы абонентов;
— «Вымпелком» («Билайн»), МТС и «Мегафон» подписывают соглашение о совместном развитии мобильной коммерции в России.
— в декабре отменено «мобильное рабство»: абоненты могут переходить к любым операторам с сохранением номера телефона.
— впервые за историю отрасли в России выручка сотовых операторов сокращается.
— начало цифровой транcформации телеком-индустрии.
— с 1 июля вступил в силу «закон Яровой», который требует от операторов связи хранить записи разговоров, переписку, видео, изображения и другую коммуникацию абонентов в течение шести месяцев.
— с 1 июня отменен внутрисетевой роуминг.
— в июле МТС получил первую в России лицензию на оказание услуг мобильной связи в формате 5G;
— «Ростелеком» закрыл сделку по покупке Tele2;
— в октябре правительство России отсрочило до сентября 2021 года норму «закона Яровой» о ежегодном увеличении на 15% емкости хранилищ трафика.
Куда россияне переносят свои сотовые номера
В январе – ноябре прошлого года своих операторов, сохраняя номер, сменило 4 млн российских мобильных абонентов, следует из материалов Центрального НИИ связи (ЦНИИС). Больше всего номеров (27%, т. е. более 1 млн) было перенесено на сети «Т2 РТК холдинга» (Tele2), свидетельствуют данные этой организации, с которыми ознакомились «Ведомости» (эти показатели подтвердили два человека, близких к конкурентам оператора). Примерно по 20% номеров перенесли в «Мегафон» и МТС, в «Вымпелком», сохранив номер, ушло 19,8% подписчиков, решивших воспользоваться такой возможностью. Данные о том, сколько абонентов ушло от конкретных операторов со своими номерами, в материалах ЦНИИС отсутствуют.
Сами сотовые компании не раскрывают количество абонентов, перенесших свои номера (эта услуга называется Mobile Number Portability, MNP). Представители ЦНИИС не ответили на запрос «Ведомостей».
К Tele2 приходит больше абонентов других операторов, чем уходит к конкурентам, объясняет представитель компании Ольга Галушина. По ее словам, особенно это заметно в Москве, где MNP-баланс составляет 10 к 1 (т. е. на 10 абонентов, пришедших в сеть Tele2 со своими номерами, приходится 1 ушедший клиент). Главный стимул переноса номера – недовольство клиента своим старым оператором, рассуждает Галушина.
>1 млн
номеров было перенесено в базу Теlе2 от других операторов в 2019 г.
На желание абонентов прибегнуть к MNP влияет комплекс факторов, в ряде случаев – демпинг со стороны компаний, к которым переходят подписчики, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.
По итогам 2019 г. количество абонентов Tele2 выросло на 2,3 млн. По сравнению с 2016–2018 гг. темпы роста выросли, в тот период компания ежегодно набирала 1,6–1,7 млн подписчиков, отмечает старший аналитик Альфа-банка Анна Курбатова. Она полагает, что один из источников роста базы пользователей Теlе2 – переток абонентов от других операторов.
По данным Федерального агентства связи (Россвязь), за все время действия MNP в России, т. е. с конца 2013 г. по февраль 2020 г., абоненты подали 32,5 млн заявок на перенос номера. При этом лишь 15,1 млн было удовлетворено.
Tele2 последние четыре года активно инвестировала в развитие сетей и предоставляла новым абонентам услуги бесплатно, отмечает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. Однако более года назад оператор отказался от модели дискаунтера, хотя в ряде регионов по-прежнему сохранил более низкие цены, чем у конкурентов, утверждает он. По его словам, за последние два года компания заметно улучшила качество услуг в Москве и Петербурге и стала предлагать более выгодные тарифы.
В целом MNP не слишком популярная услуга, отмечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Интерес к ней, по его мнению, снижает длительный срок переноса номера – восемь дней. В феврале Россвязь предложила сократить этот срок. Tele2 поддерживает сокращение сроков переноса номера, говорит Галушина. Процедура MNP долго отрабатывалась и работает без технических сбоев, любое ее изменение чревато возникновением проблем, опасается Айбашева. MNP не является критически важным для рынка сервисом, утверждает она.
Предусмотренные законодательством восемь дней на перенос номера являются оптимальным сроком, соглашается представитель «Мегафона»: за это время операторы могут тщательно проверить и передать друг другу всю необходимую информацию об абонентах. Представители МТС не ответили на вопросы «Ведомостей» по существу.
«Билайн», МТС, «Мегафон» и «Ростелеком»: кто и сколько заработал в 2020 году
CNews сравнил финансовые и операционные итоги за 2020 г., которые продемонстрировали группа Veon, МТС, «Мегафон» и «Ростелеком». Впервые участником данного сравнения оказался «Ростелеком», который с 2020 г. начал консолидировать результаты сотового оператора Tele2.
Телеком 2020: «Ростелеком» с Tele2 против «большой тройки»
Телекоммуникационные компании — группа Veon (владеет российским «Вымпелкомом», торговая марка «Билайн»), «Мобильные телесистемы» (МТС), «Мегафон» и «Ростелеком» — представили свои финансовые и операционные итоги работы за 2020 г. На основе их CNews подготовил сравнительную таблицу с результатами работы операторов.
Впервые в такую аналитику включены результаты «Ростелекома». Исторически данный оператор занимался фиксированной связью, поэтому сравнение его результатов с результатами работы «большой тройки» («Вымпелком», МТС, «Мегафон») ранее было некорректным.
Однако в 2020 г. «Ростелеком» завершил консолидацию сотового оператора «Т2 мобайл» (торговая марка Tele2). Соответственно, результаты работы Tele2 теперь отражаются в результатах «Ростелеком», и компанию можно сравнивать с операторами «большой тройки» («Вымпелком», МТС, «Мегафон»). Поскольку у «Ростелекома» практически нет международных активов, в таблице его результаты представлены только в разделе про Россию без отдельного указания результатов всей группы.
«Мегафон» становится все менее публичным
В то же время «Мегафон» после прекращения листинга на Лондонской фондовой бирже все меньше раскрывает параметры своей отчетности. В этот раз финансовые итоги были раскрыты только по группе компаний без указания отдельных параметров по России. По нашей стране указано только количество сотовых абонентов. При этом у «Мегафона» нет значительного зарубежного присутствия — только Таджикистан, Абхазия и Южная Осетия (недавно оператор также вышел на рынок Узбекистана), поэтому результаты всей группы «Мегафона» можно считать близкими к результатам работы по России.
Сокращение международного присутствия российских компаний
В целом присутствие российских телекоммуникационных компаний за рубежом сокращается. У МТС в части иностранного присутствия остается только Армения, а также дочернее предприятие в Белоруссии, результаты которого все равно не консолидируются в общей отчетности компании.
МТС | Veon | Мегафон | Ростелеком + Tele2 | |
---|---|---|---|---|
Вся группа | ||||
Выручка, млрд руб. | 494,9 | 573,54 | 332,16 | — |
Сервисная выручка, млрд руб. | н/д | 536,89 | 303 | — |
Выручка от мобильного интернета, млрд руб. | н/д | 183,99 | н/д | — |
OIBDA/EBITDA, млрд руб. | 215,2 | 247,96 | 147,8 | — |
Рентабельность по OIBDA/EBITDA, % | 43,4 | 43,2 | 44,5 | — |
Операционная прибыль, млрд руб. | 112,9 | 45,6 | 73,44 | — |
Чистая прибыль (убыток), млрд руб. | 61,4 | убыток 25,08 | 26,3 | — |
Рентабельность по чистой прибыли, % | 12,4 | — | 7,9 | — |
Капитальные затраты, млрд руб. | 96,9 | 135,84 | 54,72 | — |
Чистый долг, млрд руб. | 317,6 | 438,4 | 308,9 | — |
Число сотовых абонентов, млн | 86,3 | 209 | н/д | — |
Число абонентов ШПД, млн | н/д | 4,4 | н/д | — |
Россия | ||||
Выручка, млрд руб. | 488,5 | 274,48 | н/д | 546,9 |
Сервисная выручка, млрд руб. | 396,6 | 247,2 | н/д | н/д |
OIBDA/EBITDA, млрд руб. | 210,6 | 107,78 | н/д | 194 |
Рентабельность по OIBDA/EBITDA, % | 43,1 | 39,3 | н/д | 35,5 |
Операционная прибыль, млрд руб. | н/д | н/д | н/д | 68,97 |
Рентабельность по операционной прибыли, % | н/д | н/д | н/д | 12,6 |
Чистая прибыль, млрд руб. | 57,7 | н/д | н/д | 25,35 |
Рентабельность по чистой прибыли, % | 11,8 | н/д | н/д | 4,6 |
Капитальные затраты, млрд руб. | 95 | 98,45 | н/д | 107,14 |
Чистый долг, млрд руб. | н/д | н/д | н/д | 362,2 |
Выручка от мобильной связи, млрд руб. | 334,5 | 209,5 | н/д | 177 |
Выручка от мобильной передачи данных, млрд руб. | н/д | 62,9 | н/д | н/д |
Выручка от продажи оборудования, млрд руб. | 69,1 | 26,5 | н/д | н/д |
Число сотовых абонентов, млн | 78,5 | 49,9 | 70,4 | 46,6 |
Число пользователей мобильного интернета, млн | н/д | 33 | н/д | н/д |
ARPU сотовых абонентов, руб. | 372 | 353 | н/д | 341 |
MOU сотовых абонентов, мин. | н/д | 340 | н/д | н/д |
Уровень оттока сотовых абонентов (Churn), % | н/д | 11 | 8,1 | |
MBOU (средний трафик пользователей мобильного интернета), ГБ | н/д | 10,87 | н/д | н/д |
Выручка от фиксированного бизнеса, млрд руб. | 62,1 | 37,66 | н/д | 183 |
Число абонентов ШПД, млн | н/д | 2,8 | н/д | 12,4 |
ARPU абонентов ШПД, руб. | н/д | 350 | н/д | 350 |
Число абонентов платного ТВ, млн | 6,6 | н/д | н/д | 10,8 |
ARPU пользователей платного ТВ, руб. | н/д | н/д | н/д | 250 |
Финансовые и операционные итоги работы в 2020 г. группы Veon, МТС, «Мегафона» и «Ростелекома»
Значительное зарубежное присутствие сохраняет только группа Veon, которая, будучи созданной на основе российского «Вымпелкома», сама позиционирует себя как международная группа со штаб-квартирой в Амстердаме. Но и Veon за последнее время избавился от многих своих активов: были проданы принадлежащие группе сотовые операторы в Канаде, Италии, странах Юго-Восточной Азии и Черной Африки. Veon начал отступление и из стран СНГ: были проданы «дочки» группы в Таджикистане и Армении.
Показатели группы Veon
В России «дочка» Veon, «Вымпелком» теперь находится лишь на четвертом месте по своим финансовым показателям. Выручка компании составила 274,5 млрд руб., показатель OIBDA/IBITDA — 107,8 млрд руб., рентабельность по показателю OIBDA/EBITDA — 39%, капитальные затраты — 985 млрд руб.
Выручка «Вымпелкома» от мобильной связи составила 209,5 млрд руб., в том числе от мобильной передачи данных — 62,9 млрд руб. Выручка от продажи оборудования составила 26,5 млрд руб. Число сотовых абонентов составило 49,9 млн, в том числе число пользователей мобильного интернета — 33 млн. Показатель ARPU (средняя ежемесячная выручка с одного абонента) составил 353 руб., MOU (средний голосовой трафик на одного абонента в месяц) – 340 мин., уровень оттока сотовых абонентов (churn) — 11%, MBOU (средний трафик пользователей мобильного интернета) — 107,87 ГБ.
Выручка «Вымпелкома» от фиксированной связи бизнеса составила 37,66 млрд руб. Число абонентов ШПД составило 2,8 млн, их ARPU — 350 руб.
Показатели «Ростелекома» и Tele2
«Ростелеком» в тандеме с Tele2 является вторым (после Veon) по своим финансовым параметрам среди рассматриваемых компаний и первым по финансовым показателям в России. Выручка компании в 2020 г. составила 546,9 млрд руб., показатель OIBDA/EBITDA — 194 млрд руб., рентабельность по показателю OIBDA/EBITDA — 35,5%, операционная прибыль — 69 млрд руб., чистая прибыль — 25,35 млрд руб. капитальные затраты — 107,14 млрд руб. Чистый долг достиг 362,2 млрд руб.
Выручка «Ростелекома» от фиксированного бизнеса составила 183 млрд руб. Число абонентов ШПД достигло 12,4 млн, их ARPU составляет 350 руб. Число абонентов платного ТВ составило 10,8 млн, их ARPU — 250 руб.
Показатели МТС
МТС — третий по своим финансовым параметрам среди рассматриваемых компаний и второй после «Ростелекома» в России. Выручка группы компаний в 2020 г. составила 494,9 млрд руб., показатель OIBDA/EBITDA — 215,2 млрд руб., рентабельность по показателю OIBDA/EBITDA — 43,4%, операционная прибыль — 112,9 млрд руб., чистая прибыль — 61,4 млрд руб.
Капитальные затраты группы составила 96,9 млрд руб., чистый долг — 317,6 млрд руб. Число сотовых абонентов достигло 86,3 млн.
В России выручка МТС составила 488,5 млрд руб., показатель OIBDA/EBITDA — 210,6 млрд руб., рентабельность по показателю EBITDA/OIBDA — 43%, чист чистая прибыль — 57,7 млрд руб., капитальные затраты — 95 млрд руб.
Выручка компании от мобильной связи составила 334,5 млрд руб., выручка от продажи оборудования — 69,1 млрд руб. Число сотовых абонентов достигло 78,5 млн, их ARPU (по подсчетам CNews) составляет 372 руб. Выручка компании от фиксированного бизнеса составила 62,1 млрд руб.
Показатели «Мегафона»
«Мегафон», по своим финансовым параметрам, является четвертым среди рассматриваемых компаний и третьим в России. Выручка всей группы в 2020 г. составила 332,16 млрд руб., показатель EBITDA/OIBDA — 147,8 млрд руб., рентабельность по показателю EBITDA/OIBDA — 44,5%, операционная прибыль — 73,44 млрд руб., чистая прибыль — 25,3 млрд руб.
Выручка от продажи оборудования составила 29 млрд руб. Капитальные затраты компании — 54,72 млрд руб., чистый долг достиг 308,9 млрд руб. Число сотовых абонентов в России достигло 70,4 млн.