последние новости авто армянскими номерами
Почему в России начались гонения машин с армянскими номерами? Разбираемся, что происходит
В Краснодаре люди собирались возле таможни, чтобы привлечь к себе внимание
Владельцы машин вышли на улицу
Коллаж: Артем Краснов / 74.RU, Тipichkras / Т.me
О проблемах с автомобилями на армянских номерах известно уже не первый год. Более 300 000 человек с разных уголков России купили в Армении недорогие машины, оформили их в собственность, привезли домой и через несколько лет узнали, что это незаконно.
В Краснодаре 7 сентября напротив здания Федеральной таможенной службы собрались владельцы автомобилей на армянских номерах. Люди недовольны тем, что сейчас автомобили с армянскими номерами начали изымать у владельцев. Год назад собственники даже записывали обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором просили остановить задержание и арест машин, разрешить ставить авто на учет без растаможки, а также направить оплату штрафов и налогов в бюджет РФ.
Почти два года идут суды, пока машины продолжают забирать и ставить на штрафстоянки — за них, кстати, тоже надо платить. Журналист 93.RU попыталась разобраться, что сейчас происходит с армянскими автомобилями.
Откуда в России такие машины и что с ними не так?
В 2014 году Армения вступила в Евразийский таможенный союз, и следующие 6 лет у нее были льготные правила растаможки машин. При ввозе необходимо было заплатить всего 10% стоимости машины, в то время как в России этот показатель превышал 50%. Помимо низкой стоимости, иностранные номера не фиксируют камеры на дорогах.
В 2020 году против владельцев машин с армянскими номерами начали массово оформлять протоколы по ст. 12.1 КоАП РФ («Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке»). За повторное такое нарушение штраф достигает 5000 рублей или лишение прав до 3 месяцев. Также у водителей могут изъять документы и госномера. Почему о собственниках автомобилей вспомнили только год назад — неизвестно. Ни одно министерство и ведомство не может объяснить это людям.
Сотрудники ГИБДД могут забрать машину посреди дороги
Фото: Аracrimea / Т.me
Чтобы избежать наказания, нужно заплатить разницу в пошлине. Но проблема в том, что эта сумма зачастую превышает стоимость самого автомобиля.
— Если бы законы сразу применялись, такого количества автомобилей с армянскими номерами в принципе бы не ввезли на территорию России. Долгое время было молчаливое согласие делать так, но вдруг всё изменилось. Шквал обращений к юристам идет по всей России, и вопросы касаются как машин с армянскими номерами, так и с другими иностранными регзнаками, — рассказывал автоюрист Лев Воропаев.
Наша проблема похожа на проблему обманутых дольщиков
Член координационного совета Общероссийского общественного движения «Авто Союза», представитель в Краснодарском крае Сергей Шубин рассказал журналисту портала 93.RU, что проблема владельцев машин с армянскими номерами похожа на проблему обманутых дольщиков.
— Два с половиной года государственные органы двух стран не соблюдали условия договора, в результате чего образовалась такая ситуация. ФТС [Федеральная таможенная служба] бездействовала. Не было оповещений, уведомлений людей. Не возбуждались дела по линии ФТС, работало сарафанное радио. Человек приезжал, покупал машину и пользовался ей, всё было отлично. Создавался массовый ввоз этих автомобилей, бесконтрольный, — рассказал Сергей.
Из Армении в Россию везли много элитных машин
Фото: Артем Краснов / 74.RU
По словам Шубина, Правительство России не идет навстречу людям, ничего не объясняет. При этом, когда в похожей ситуации оказались граждане Казахстана, им разрешили поставить машины на временный учет без доплат разницы платежей:
— Сейчас машины считаются иностранным товаром. В 2023 году они станут обладать нужным статусом, то есть их легко можно будет продать и поставить на учет. Осталось 1,5 года, и они приобретут нужный статус. Раз уж люди попали в эту ловушку, почему бы не пойти им навстречу? Не может так быть, чтобы 300 000 человек в один миг стали контрабандистами и преступниками.
Представитель «Авто Союза» добавил, что по закону никакие таможенные документы при въезде не оформляются, при этом сотрудники ГИБДД их требуют. Сейчас машины стоят и гниют на платных стоянках, штрафы набегают больше стоимости машины.
Машины отвозят на штрафстоянки по всей России
Фото: Аracrimea / Т.me
— У многих машины так стоят, пока суды идут и не заканчиваются. Хотя суды — это отдельная тема. Так вот, суммы за стоянку набежали уже больше, чем стоимость автомобиля. Согласитесь, ехать за 20-летними авто люди с достатком не будут. В основном туда ехали люди с небольшим достатком. Или многодетные за бусами [микроавтобусами] — если трое детей и больше, нужно куда-то ставить кресла. А теперь вдруг одномоментно им сказали: «Ребята, вы вне закона, вы должны доплатить».
Суть в том, что, если автомобиль стоил 500 000 рублей, теперь за него нужно доплатить более 1 миллиона рублей. То есть малообеспеченным людям, чтобы оплатить разницу, придется продать свою квартиру. При этом многие покупали машины в кредит.
Почему абхазские машины ввозить можно, а армянские — нет?
Шубин объяснил, что россияне приезжают в Абхазию и покупают машины по «левым» схемам. Чаще всего граждан России оформляют в качестве фиктивных работников в подставные фирмы. После этого человек выезжает по путевым листам. Далее водители оформляют временный ввоз и при необходимости просто переписывают путевые листы.
— Сейчас эту схему прижали. 20 дней дают пересечь границу, если это правило нарушено, то машину не впустят. Это изначально мошенническая схема. Армянские автомобили тем и отличаются, что всё происходило законно: человек приезжал в Армению, оформлял временную прописку и ставил машину на учет. Автомобиль оформляется на собственника, на гражданина, происходит купля-продажа.
Популярностью пользуются микроавтобусы
Фото: Валерия Дульская / 93.RU
Про ситуацию с абхазскими автомобилями журналисту 93.RU рассказал и краснодарец Евгений, который ездил на такой машине год. Мужчина подтвердил схему с фиктивным трудоустройством — на россиянина оформляют генеральную доверенность на три года с правом представления в ГИБДД, суде, банках и других органах. После этого водитель пересекает границу как наемный рабочий абхазской фирмы и оформляет временный ввоз.
— Эти фирмы существует недолго, это не совсем однодневки, они живут около года. Обязательно, чтобы было юрлицо. Потом фирму разваливают. В Сочи есть брокеры, которые занимаются декларациями, вот у них за деньги можно сделать все необходимые документы. Когда срок доверенности истекает, машину можно переоформить на кого угодно и ездить дальше, — рассказал Евгений.
И что теперь делать людям?
По словам Сергея Шубина, ошибку допустила как российская сторона, так и армянская. В Армении переоформляли машины на гражданина России, умалчивая об ограничениях. Автомобили спокойно пропускали на границе с Грузией, затем с Россией — нигде таможенные органы не требовали декларации.
— Если бы всё было соблюдено, никто бы не оказался в этой ситуации. Дикая, жуткая ситуация, которая свалилась одномоментно. ФТС и ГИБДД к этим машинам не имели претензий 2,5 года, а потом всех назвали контрабандистами.
Люди второй год пытаются решить свою проблему, но Минфин, Минюст, Минпром, ФТС, МВД показывают друг на друга пальцем, и получается замкнутый круг. Сейчас владельцы армянских машин обивают пороги ведомств и министерств с просьбой помочь разобраться в ситуации и встать на сторону людей. Пока что в ответ приходят лишь отписки.
Портал 93.RU будет следить за ситуацией и направит запросы в уполномоченные органы.
Обновлено в 14:00: Пресс-секретарь Краснодарской таможни Татьяна Бурмистрова рассказала журналисту 93.RU, что 7 сентября состоялась рабочая встреча руководства Краснодарской таможни с инициативной группой собственников транспортных средств, ввезенных из Республики Армения. Участники обсудили проблемные вопросы и наметили пути решения. В настоящее время рассматриваемые вопросы находятся на отдельном контроле у руководства Краснодарской таможни.
Авто с армянскими номерами вне закона. ГИБДД разъяснила правила регистрации
Можно ли ездить в России на иностранных номерах
Закон позволяет ездить в России на иностранных номерах, но не дольше определенного срока и не всем. Такие номера легальны, если транспортное средство находится в «международном движении» — принадлежит иностранцу, который не имеет постоянного места жительства в России.
Граждане России и лица с двойным гражданством, которые постоянно проживают на территории РФ, обязательно должны получить российские номера.
Как долго можно ездить с иностранными номерами
Что грозит водителю, если он ездит с иностранными номерами
Обычно ГИБДД выписывает протоколы по статье 12.1 ч.1 или 12.3 ч.1 КоАП РФ. Водитель получает относительно небольшой штраф — 500-800 рублей. Но за повторное нарушение штрафуют уже на 5 000 рублей и могут лишить прав на срок до трех месяцев.
В некоторых регионах России (Архангельская область, Урал, Ханты-Мансийский автономный округ) зафиксированы более строгие санкции. Таможня признает автомобили импортным товаром, за который не уплачена пошлина по единому тарифу Таможенного союза. В основном это касается армянских авто, ввезенных с 2014 по 2020 год по льготным таможенным тарифам. Такие машины конфискуют и выставляют на торги после суда.
Проверка штрафов для юр. лиц
Как ГИБДД узнает, что водитель ездит на иностранных номерах дольше года
Дату ввоза автомобиля инспектор ГИБДД или суд устанавливает по моменту пересечения границы. Если прошло больше года, водитель попадает под санкции.
Почему машины с армянскими номерами так популярны в России
В 2014 году Армения подписала документы о вступлении в ЕАЭС — Евразийский экономический союз. В 2020 году вступление состоялось фактически.
С 2014 по 2020 год в Армении действовали особые правила растаможки иностранных автомобилей. Ввезти авто можно было двумя способами — по армянским тарифам и по тарифам ЕАЭС.
При ввозе авто в Россию по армянским тарифам надо было заплатить примерно 10% стоимости авто, а по тарифам ЕАЭС — 48-50%. Чаще всего через Армению ввозили дорогие японские, европейские и американские машины: на них в России самые высокие пошлины. Экономия исчислялась сотнями тысяч рублей.
В Армении ниже транспортный налог, особенно для старых машин. Кроме того, штрафы от камеры фотофиксации нарушений не доходят до владельцев авто с армянскими номерами. Базы хозяев таких авто у ГИБДД нет, а значит и постановление им отправить невозможно. Продавцы авто на форумах часто делали акцент именно на этом, обещая покупателям полное отсутствие штрафов за превышение скорости.
Гражданину России было несложно поставить авто с армянскими номерами на учет. Он мог съездить, например, в Ереван, зарегистрировать машину и вернуться уже на ней. Еще работала другая схема: машину регистрировал на себя гражданин Армении, а реальный пользователь ездил по доверенности.
В 2020 году таможенные пошлины в Армении перестали быть льготными, с 1 января там действуют такие же тарифы, как в других странах ЕАЭС и РФ. Количество желающих ввезти авто через Армению уменьшилось, но в России все еще остается примерно 300 тысяч машин с армянскими номерами.
Почему в 2020 году авто с армянскими номерами стали вне закона
Формально, все правила, по которым владельцев авто с армянскими номерами сейчас наказывают, уже давно существовали в законе. Однако, на практике они раньше не применялись.
Было несколько вариантов ввоза авто с армянскими номерами в Россию:
Первый, второй и третий вариант законны. Владельцы таких автомобилей могут в любой момент оплатить утильсбор, получить ПТС российского образца, а в ГИБДД — госномер.
Вне закона оказался только четвертый вариант — самый распространенный. С 2014 по 2020 год в России был пик ввоза автомобилей из Армении, потому что армянские таможенные тарифы обходились дешевле всего.
До 2019 года российская таможня не считала ввоз таких автомобилей противозаконным. В ответах на обращения граждан ФТС России разъясняла, что ввозить авто из Армении можно без совершения дополнительных таможенных операций.
Однако, в 2020 году ФТС изменила свое мнение, хотя в законодательстве формально ничего не изменилось. В официальном письме таможня сообщает, что авто с армянскими номерами считаются иностранным товаром, и владелец обязан уплатить разницу в таможенной пошлине и налогах.
Произошла путаница в трактовке законодательства. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 сказано, что Армения обязана обеспечить использование авто, растаможенных по более низким тарифам, только в пределах своей территории. Получается, машины, которые были растаможены не по тарифам ЕАЭС, вообще не должны были покидать пределы Армении.
По этому же договору российская таможня должна была контролировать въезд таких авто на свою территорию и сразу взимать дополнительные платежи. Однако, на практике этого не происходило, и автомобили с армянскими номерами шесть лет ездили в России без уплаты таможенных платежей.
Никакого информирования о том, что армянские номера теперь незаконны, не было. Владельцам авто не дали возможности добровольно доплатить пошлину или вывезти машины обратно в Армению. Их просто стали неожиданно штрафовать, а машины — конфисковывать.
В июле 2020 года после многочисленных жалоб владельцев авто ГИБДД разъяснила, что россияне, которые зарегистрировали авто в странах ЕАЭС, не считаются участниками международного движения, если постоянно проживают в РФ. Значит, они обязаны зарегистрировать авто в ГИБДД через 10 дней после ввоза в Россию.
Что делать владельцам авто с иностранными номерами в 2020 году
К сожалению, однозначно хороших вариантов решения проблемы сейчас нет. Владелец может:
Можно перегнать автомобиль обратно в Армению и продать его там, но это дорого и опасно. Водитель рискует по пути попасть под спецоперацию таможни, получить штраф и потерять автомобиль. К тому же, неизвестно, получится ли вообще продать в Армении машину: после облав количество желающих избавиться от армянских номеров резко возросло, конкуренция на рынке увеличилась.
Растаможить авто по российским правилам.
При растаможке можно доплатить разницу, получить новый ПТС и номера. Но сумма растаможивания будет высока. Например, за популярную в Армении Toyota Alphard 2013 года придется доплатить более 800 тысяч рублей — за эти деньги можно купить точно такую же машину на Авито или Авто.ру.
Подождать, пока изменится законодательство.
Портал drom.ru предлагает временно не ездить на авто с армянскими номерами и подождать до 2023 года. Тогда такие машины можно будет зарегистрировать как товар ЕАЭС, и они перестанут считаться импортными. Но этот вариант тоже не лишен риска, потому что неизвестно, что изменится в законодательстве за два года.
Доказать, что постоянно проживает в иностранном государстве.
В этом случае налоги и пошлины оплачивать не нужно, а авто можно ввезти в Россию на срок до года. Если у гражданина России есть второе гражданство и прописка в иностранном государстве, ему этот вариант подходит. ФТС разъяснила, что сейчас это законно.
Так как штрафовать владельцев армянских авто начали недавно, пока неясно, как будут реагировать на такие дела суды. Возможно, штрафы и конфискацию удастся оспорить, а в ходе разбирательств появятся четкие разъяснения вышестоящих инстанций.
Проверка штрафов для юр. лиц
Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их?
13 июля заинтересованные лица создали петицию с просьбой разрешить регистрировать армянские авто в России. Сейчас под ней более 6 000 подписей. К сожалению, петиции на площадке change.org не имеют юридической силы. Можно создать петицию на портале «Российская общественная инициатива», такие просьбы государство обязано рассмотреть. Чтобы инициатива была принята, петиция должна собрать не менее 100 тысяч голосов «за».
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Депутаты предложили легализовать в России машины из Армении
В России насчитывается несколько сотен тысяч ввезенных из Армении автомобилей. В то же время многие граждане не в состоянии найти деньги для того, чтобы их растаможить. В связи с этим несколько депутатов нижней палаты парламента подготовили протокольное поручение думскому Комитету по транспорту о законодательном разрешении временной регистрации таких машин в ГИБДД, пишет «Парламентская газета».
«В мой адрес поступило множество жалоб автовладельцев, чьи автомобили уже изъяты либо находятся под угрозой изъятия, — цитирует депутата газета.
— С одной стороны, использование иностранных номеров позволяло владельцам избегать уплаты налогов и административных штрафов при нарушении Правил дорожного движения, что недопустимо и требует изменения.
С другой стороны, многие автовладельцы приобретали дешевые автомобили в меру своих финансовых возможностей».
В соответствии с российским законодательством, автомобили, ввезенные российскими гражданами из-за границы для эксплуатации в РФ, должны быть в десятидневный срок растаможены, для чего таможня взимает обеспечительный платеж собственно в размере суммы растаможки. Кроме того, необходимо оплатить утилизационный сбор, без отметки об его погашении ГИБДД не выдаст российский ПТС. Однако фактически до 2020 года в стране практиковалась такая схема:
%россияне покупали автомобили, зарегистрированные в союзном государстве, и ездили по дорогам, не проходя дорогостоящую процедуру таможенной очистки.
Для некоторых автомобилистов у такой практики были определенные незаконные выгоды, что использовалось продавцами даже в своем роде, как реклама: армянские номера не числятся ни в одной базе российских правоохранительных органов, взимающих штрафы за нарушения ПДД (в том числе с камер фото- видеофиксации). Штраф за неоплату парковки или проезда по платной трассе также взыскать не получится. Кроме того, солидная разница в таможенных тарифах России и Армении позволяла приобрести выгодно дорогую иномарку, которая после таможенной очистки в России стоила бы существенно дороже.
Впрочем, ситуация для владельцев таких машин изменилась кардинально в прошлом году, сообщал «Коммерсант». Прежде всего, интерес к такому транспорту угас из-за того, что Армения уравняла свои таможенные тарифы на ввоз автотранспорта с Россией. А в законе «О безопасности дорожного движения» стали действовать поправки, которые исключили для россиян возможность движения по дороге машин с иностранными номерами без растаможки. Это право сохранилось только для иностранцев, которые оформляют временный ввоз транспорта.
В ГИБДД пояснили, что машины без регистрации будут привлекать к административной ответственности по статье 12.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф от 500 до 800 рублей. Если же в течение года автомобилист попадется на такой машине повторно, то его уже ждет штраф на 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Также применялась статья 27.13 КоАП, предполагающая задержание транспортного средства.
По данным депутата Светланы Бессараб, случаи эвакуации инспекторами ДПС таких машин были зафиксированы на территории Уральского федерального округа, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Кургане, Тюмени, Нижневартовске, Челябинске и в Краснодарском крае. Некоторые автомобилисты вынуждены хранить машины на армянских номерах в гаражах, чтобы их не изъяли правоохранители, отметила парламентарий.
Более того, на сайте change.org владельцы машин с армянской регистрацией создали петицию (подписало 9 тыс. человек) обращенную к российским властям. В ней они попросили «разрешить постановку автомобилей на временный учет как в Казахстане». Власти Казахстана действительно пошли на встречу обладателям «армянских машин». Правда, на временную регистрацию было выделено ограниченное время – с 1 июня до 1 сентября 2020 года.
Авторы петиции просят российские власти аналогичным образом разрешить получение временных номеров и ПТС до возможности поставить транспортное средство на учет в РФ без дополнительной таможенной пошлины. Они подчеркивают, что в этом случае отпадает обязанность полной таможенной очистки автомобиля.
В противном случае есть риск роста протестных настроений, предупредили обладатели иномарок с иностранными номерами.
Эта ситуация не совсем простая, полагает автоюрист Сергей Ифанов: если ставить на учет без растаможки автомобили на армянских номерах, то это несправедливо по отношению к владельцам, которые ввезли и, к примеру, не растаможили машины из других стран. Почему для них нет таких преференций, задается вопросом он. В тоже время собеседник отмечает, что во всем стоит искать рациональный компромисс.
«Положим можно было выбрать золотую середину. Если человек ввез для себя недорогую машину, скажем, не дороже 1 млн рублей, а не пару-тройку штук на перепродажу, пользуясь дыркой в законодательстве, то имело бы смысл ему предоставить возможность легализовать свой автомобиль», – предложил собеседник.
В тоже время, если речь идет, к примеру, о постановке на учет дорогого кроссовера Porsche Cayenne или еще какого-нибудь другого премиум-автомобиля, либо больше одной машины, то тут, по мнению Ифанова, автовладельцам уже не стоит давить на жалость.
«Значит это был бизнес с вполне осязаемыми рисками и не нужно перекладывать проблемы на правительство. Государство тут не при чем», – резюмировал автоюрист.
Таможня забрала добро. У россиян массово изымают машины с армянскими номерами
По всей России идёт «охота» на автомобили с армянскими номерами. Под прицелом ГИБДД и Федеральной таможенной службы (ФТС) оказались порядка 300 000 россиян, которые ввезли машины из Армении, не заплатив за растаможку сотни тысяч рублей. Теперь водителей массово штрафуют, а автомобили отвозят на спецстоянки. «Секрет» спросил у экспертов, имеет ли смысл платить огромный пошлинный сбор и как поступать владельцам автомобилей из Армении.
Что произошло
«Машины просто забирают на штрафстоянки. Высаживают семьями с вещами прямо на трассах! Наши семьи и дети остались без средства передвижения. А индивидуальные предприниматели и самозанятые, малый бизнес без работы, как следствие, и без заработка для жизни», — говорится в открытом письме владельцев автомобилей, стоящих на учёте в Армении, общественному омбудсмену по вопросам таможенного регулирования Виталию Сурвилло.
К 2020 году в Россию завезли порядка 300 000 таких автомобилей, но теперь у властей изменился подход к их легализации. Проблема кроется в противоречиях таможенного законодательства. В 2018 году ФТС полагала, что такие автомобили при временном ввозе ни декларированию, ни таможенному контролю не подлежат. Но с 2020 года армянские авто считают иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.
Узаконить ввезённое до 2020 года авто не так просто: сумма пошлин и сборов зачастую обходится дороже самого авто.
«Машина стоимостью 300 000 — 400 000 рублей, вы должны за неё выложить миллион рублей, которого у вас нет. Ну так нельзя с людьми», — говорит зампредседателя Думы Ставропольского края Александр Кузьмин.
Альтернативы нет: сдать на металлолом незаконно, продать в РФ — тоже и даже ввезти обратно в Армению довольно проблематично. По пути машину могут остановить и увезти на штрафстоянку.
Зачем россияне покупают машины в Армении
Россиянам стало выгодно покупать автомобили в Армении с 2015 года, когда республика подписала договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу. Пошлины по армянским ставкам были намного ниже российских, так как введение единых таможенных тарифов отложили до 2020 года.
Были и другие плюсы: пересечь границу можно было, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Кроме того, армянские номера позволяли не платить российский транспортный налог, а из-за того, что в базах автомобиля нет, дорожные камеры не считывали номера при нарушении ПДД Позже на ситуацию обратил внимание даже президент России Владимир Путин: владельцы машин с иностранными номерами часто пренебрегают ПДД, но остаются невидимками для дорожных камер. Только в Москве зафиксировали почти 2 млн таких нарушений. Выписать постановления удалось менее чем по 30 000 нарушений (в тех случаях, когда у ГИБДД были данные о собственниках авто).
В ГИБДД так объясняют повышенное внимание к владельцам армянских авто: «С учётом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезённые на её территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств — членов ЕврАзЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления».
Кроме того, гражданин РФ должен иметь постоянное место жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль, иначе он не может рассматриваться как участник международного дорожного движения, отмечают в ведомстве.
Что изменилось в 2020 году
Теперь беспрепятственно передвигаться на автомобилях с армянскими номерами могут только граждане этой республики, рассказали «Секрету» в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto.
«Остальным же остаётся два варианта: оплатить все положенные платежи, что недёшево — например, за Honda Accord седьмого поколения с пробегом придётся внести в государственную кассу 837 362 рубля или приостановить эксплуатацию автомобиля до 2023 года и потом поставить его на учёт в России согласно действующему регламенту. В 2023 году автомобили, ввезённые из Армении, будут легализованы как «товары ЕврАзЭС» после уплаты утилизационного сбора», — отметили в сети автосалонов.
Владельцам автомобилей, уже ввезённых в РФ, придётся заплатить пошлину по российским расценкам, постановил Совет Евразийской экономической комиссии. Таможенные органы Армении обмениваются с РФ информацией об автомобилях, которые ввезли в страну по более низким ставкам таможенных пошлин.
За растаможку и постановку на официальный учёт в ГИБДД действительно придётся заплатить сумму, превышающую стоимость машины, подтвердила «Секрету» Анна Уткина, руководительница пресс-службы ГК «Автоспеццентр».
«Владельцу нужно зарегистрировать машину в России в десятидневный срок со дня его ввоза на территорию страны. Если этого не сделать, россиянину грозит конфискация машины и штраф 500–800 рублей, а в случае повторного нарушения — 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от одного до трех месяцев», — говорит она.
Что делать с теми россиянами, чьи авто уже несколько лет находятся в России, непонятно, сказала «Секрету» управляющий партнёр аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.
«Любой из вариантов невыгоден автолюбителю. Первый: продать машину, правильно оформив договор, но для этого нужно поехать в Армению. По дороге инспекторы ДПС могут не раз оштрафовать и арестовать транспортное средство. Второй: растаможить машину. Без этого авто считается контрабандой и «висит» на владельце», — объясняет она.
На растаможке и постановке на учёт уже пытаются навариться мошенники.
Как решают дела в судах
Для всех автомобилей, ввезённых из стран ЕАЭС после 2014 года, необходимы таможенные документы. Но до 2020 года эти документы практически не выдавали, поэтому многие владельцы авто с армянскими номерами оспаривают вынесенные штрафы в судах, рассказали «Секрету» в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto. В большинстве случаев суды Краснодара, Челябинска, Казани, Хасавюрта вставали на сторону владельцев автомобилей с армянскими номерами и отменяли административные нарушения по ст. 12.3 и 12.1 КоАП.
«Примечательно, что в большинстве случаев решение выносится в пользу владельцев транспортных средств. На данный момент правительство рассматривает возможные варианты решения данного вопроса. В перспективе законность эксплуатации автомобилей с армянскими номерами будет зависеть от статуса: если их приравняют к иностранным товарам, потребуется доплатить разницу таможенных пошлин и налогов, если товаром ЕАЭС — оплаты не потребуется», — говорят в сети автосалонов.
По мнению Екатерины Косаревой, решить проблему мог бы нормативный документ, который бы позволил владельцам ТС с армянскими номерами выйти из тени с минимальными потерями: снизить стоимость растаможки или зарегистрировать авто без огромных штрафов за контрабандный провоз.