порядковый номер ответ на требование
Как работать с требованиями налоговых органов по НДС: пошаговая инструкция
Что произошло?
Закончилась отчетная кампания по НДС, налоговики провели проверку, нашли расхождения в с контрагентами и другие «грешки» налогоплательщика. Итогом их деятельности стали требования о предоставлении пояснений, направленные компаниям. Рассмотрим, как действовать, если пришло требование. Для наглядности сопроводим все действия скриншотами из системы для сдачи отчетности Контур. Экстерн.
Отправить квитанцию
Квитанцию нужно отправить в течение рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования фиксируется оператором ЭДО — это дата поступления требования на сервер оператора. Если не отправить квитанцию в установленный законом срок, ФНС вправе заблокировать расчетные счета организации (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Учтите, требование не поступит, если организация, которой выставлено требование, не зарегистрирована в системе для сдачи отчетности. В таком случае оператор отправит в ФНС отрицательное извещение о получении.
После отправки квитанции вам из налоговой должно поступить Извещение о получении — этот документ подтверждает, что квитанция получена. Если Извещение не пришло, квитанцию нужно выслать вновь. Как правило, функция ответа на требование недоступна до отправки квитанции.
Просмотреть поступившее требование
Требование может содержать в себе сразу несколько запросов на пояснения, а именно:
Из этого списка только для первых трех пунктов утвержден формат для передачи по ТКС (письмо ФНС России от № ), однако на все виды требований с 1 января 2017 года необходимо давать ответ в электронном виде через оператора ЭДО.
Подготовить документы для работы с требованием
Чтобы корректно ответить на требование, потребуются такие документы:
Следующий шаг — это подготовка ответа на требование. Этот этап мы детализируем в привязке к требованиям того или иного вида, выделим соответствующие действия в отдельные шаги.
Отвечаем на требование по расхождениям с контрагентами
Данные покупателей и продавцов в проходят автоматическую сверку в информационной системе ФНС.
Требование направляется налогоплательщику (в первую очередь покупателю), если у контрагента не найден, или покупатель заявил к вычету НДС больше, чем продавец — к уплате.
Для более надежного подтверждения правильности информации к ответу на требование можно приложить или оригинал в электронном виде (в формате xml). Это позволит налоговой быстрее убедиться в корректности ваших сведений и не присылать требований по этому же в дальнейшем. Приложенные включаются в опись документов.
Документы можно загружать в формате pdf или xml.
Рекомендуется прилагать оригиналы (в электронном виде или бумажного носителя). После того, как документы пройдут контроль, их можно отправлять.
Отвечаем на требование по контрольным соотношениям
Напомним. контрольное соотношение — это равенство, которое должно выполняться в рамках декларации по НДС, например: р. 3 ст. 170 гр. 3 = р. 3 ст. (010+020+030+040) гр. 5
Что увидим. Требование по контрольным соотношениям содержит:
Отвечаем на требование по счетам-фактурам, не включенным в книгу продаж
Такие требования направляются продавцам в том случае, когда покупатель отразил в декларации сделки с продавцом, а продавец не отразил их в своей книге продаж.
Контрагент с ИНН 1234567890:
Как действуем. Ответ на такое требование содержит 2 таблицы. Данные из нужно включить в первую таблицу, заполнив обязательные поля (ИНН покупателя, номер СФ, дата СФ) и дополнительные, которые не обязательны по формату (стоимость продаж, код вида операции, раздел, в котором отражен и ИНН посредника):
Отвечаем на требования по другим основаниям
Требования о пояснениях по НДС могут приходить и по прочим основаниям. Они поступают налогоплательщику в формате pdf, а отвечать на них нужно в свободной форме, подготовив пояснительное письмо. Напомним, ващ комментарий не должен быть длиннее 1000 символов.
Формируем опись документов
Проверяем реквизиты ответа
Чтобы ответ на требование был корректно зарегистрирован в информационной системе ФНС, нужно без ошибок заполнить его реквизиты, а именно:
Дополнительно проверьте ответ перед отправкой
Сформированный ответ должен соответствовать формату, установленному ФНС. Если после заполнения найдутся ошибки, необходимо их исправить. Иначе ваш ответ не примут в налоговой, и вы получите отрицательное извещение.
Убедитесь, что ответ на требование принят
Как и в случае с квитанцией, факт получения ответа не требование налоговый орган подтверждает извещением. Если извещение не пришло, то не исключена ошибка при транспортировке ответа по телекоммуникационным каналам связи от оператора ЭДО к инспекции. В такой ситуации нужно обратиться к оператору ЭДО и навести справки.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Порядковый номер ответ на требование
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной налоговой службы от 31 августа 2012 г. № ММВ-7-6/587@ “О внесении изменений в приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@”
С целью обеспечения возможности направления налогоплательщиками документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы в соответствии с пунктом 3 статьи 80, пунктом 2 статьи 93 пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Внести в формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@, изменения, изложив таблицы 4.8, 4.9, 4.10, 4.16 и 4.17 в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушина.
Руководитель Федеральной налоговой службы | М.В. Мишустин |
Приложение
к приказу Федеральной налоговой службы
от 31 августа 2012 г. № ММВ-7-6/587@
Документ, представленный в виде xml-файла (ДокФорм)
Документ, представленный в виде скан-образа (ДокСкан)
Реквизиты лица, составившего документ (реквизиты участника сделки, поставки, указанные в документе) (УчСдел)
Сведения о физическом лице (СвУчСделФЛТип)
Сведения об организации (СвУчСделЮЛТип)
Обзор документа
Уточнен формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Поправки обусловлены утверждением формы корректировочного счета-фактуры. В связи с этим внесены необходимые дополнения в отдельные структурные элементы логической модели файла обмена.
Напомним, что формат применяется при представлении налоговых деклараций, а также документов (информации) по запросам налоговиков в рамках проводимой ими проверки.
Представить документы в ответ на требование будет проще
Приказом от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ ФНС утвердила формат описи документов, которая сопровождает электронный документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Теперь не только компании смогут использовать опись, когда представляют документы в налоговый орган, но и сами налоговые органы могут аналогично пользоваться описью. Набор реквизитов в ней в этих случаях различается.
Если опись сопровождает документ от налоговой, то в ней содержится идентификатор приложенного файла и информационное сообщение о направляемом документе: КНД, номер, дата, количество файлов, из которых состоит документ, и их названия.
Как и раньше, с описью в ФНС можно направить xml-документы и скан-образы. Однако максимальное число документов, которые можно отправить, увеличено с 99 до 9 999.
В прежней описи для всех документов нужно было заполнять их коды, которые были строго ограничены форматом: всего можно было представить 14 кодов, то есть типов xml-документов. Теперь этого не требуется, такого поля нет. Это значит, что когда будут появляться новые утвержденные форматы электронных документов, бизнес сможет сразу начать их использовать. Раньше приходилось ждать, когда обновится список кодов в описи. Без этого электронный документ невозможно было представить в ФНС. Например, весной 2016 года вступил в силу формат УПД, а в составе описи его код появился лишь спустя полгода.
Представление скан-образов упростилось еще больше. Код, как и прежде, обязательно заполняется для каждого документа. Но если раньше можно было указать коды только для 11 типов документов, то теперь будет единый код для любого типа документа — 9998. Это значит, что теперь в виде скана можно представить любой документ, без ограничений. Раньше, чтобы представить документы, для которых в формате описи не было кодов, приходилось делать бумажные копии и направлять в налоговую в таком виде.
Значительно уменьшился набор реквизитов, с помощью которых идентифицируются сканированные документы. Теперь в числе обязательных, кроме кода, только наименование документа (или другие идентифицирующие признаки) и имя файла. Ранее для большинства типов документов обязательными были еще дата, номер, сумма сделки, сумма налога, предмет документа и реквизиты лица — составителя документа.
Согласно еще одному нововведению, если скан документа заверен электронной подписью (ЭП) нотариуса, то файл электронной подписи можно представить вместе со сканом, а имя файла ЭП указать в описи.
И последнее изменение: если раньше в описи налогоплательщик указывал только код налогового органа, в который направлял документы, то теперь наряду с кодом следует указывать наименование налогового органа.
Новый формат описи вступит в силу в июне и упростит документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами. Однако проблема представления электронных неформализованных документов остается. Их по-прежнему нужно представлять в виде заверенных бумажных копий.
Документ, представленный в виде скан-образа (ДокСкан) (Таблица 4.10)
Документ, представленный в виде скан-образа (ДокСкан)
Сокращенное наименование (код) элемента
Признак типа элемента
Признак обязательности элемента
Принимает значение кода вида документа (КВД) или кода налоговой документации (КНД) для документов, которым присвоен данный код.
При направлении документов в ответ на требование о представлении документов (информации), то есть если в значении (из таблицы 4.8) содержатся сведения о документе с префиксом 1165013_, принимает значение = 9998
Порядковый номер запрашиваемого документа (запрашиваемой информации)
Элемент обязателен при направлении документов в ответ на требование о представлении документов (информации), то есть если в значении (из таблицы 4.8) содержатся сведения о документе с префиксом 1165013_.
Наименование, реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документа
Имя файла ЭП нотариуса (при наличии)
Имя файла ЭП нотариуса, удостоверившего в соответствии с законодательством Российской Федерации равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе в соответствии с приказом Минюста России от 29.06.2015 N 155 «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.06.2015, регистрационный номер 37827).
Имя файла ЭП должно иметь следующий вид: ИмяФайл_XXX_N, где:
соответствии с утвержденным форматом для данного документа (без расширения);
Наименование, реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документа-основания (основного документа) |
Используется для документов, составляемых при наличии основания (основного документа)
Имя файла документа-основания (основного документа)
Указывается имя файла, направляемого (направленного ранее) документа
Имя файла документа
Имя файла сканированного документа имеет вид: KD_O_P_N1_GGGGMMDD_N2, где:
получателя, четырехразрядный код налогового органа;
К файлам, содержащим отсканированные изображения, предъявляются следующие требования: черно-белое изображение с разрешением отсканированного документа не менее 150 и не более 300 точек на дюйм с использованием 256 градаций серого цвета.
Как представить документы по требованию налоговой инспекции
Способы представления документов
Если при камеральной проверке были потребованы различные документы, то в налоговую инспекцию их можно предоставить следующими способами (подп. 1 п. 2 ст. 93 НК РФ):
Налогоплательщик сам вправе выбрать, каким способом передавать ему документы по запросам и требованиям налоговиков (письмо ФНС России от 25.11.2014 № ЕД-4-2/24315).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налогоплательщики, обязанные сдавать отчетность только в электронном виде, не вправе направлять уведомления о невозможности представления запрашиваемых ФНС документов почтой.
Подробности см. здесь.
ВАЖНО! Пояснения по НДС можно подать только в электронном формате. Подробности см. в этой статье.
Какие возможности предоставляют электронные личные кабинеты, узнайте из материалов:
Перечень документов, которые может затребовать ФНС зависит от вида мероприятия, которое проводится налоговиками. Какие документы подготовить в рамках проверок (выездной или камеральной), вне проверок, при встречных проверках, подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и приступайте к изучению Готового решения бесплатно.
Представление документов в электронной форме
Передать налоговикам требуемые документы в безбумажной форме можно по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) через оператора электронного документооборота (ЭДО) или через сайт ФНС России (подробности об этом способе см. по ссылке).
Как получить электронную подпись, узнайте из публикации.
Благодаря такой возможности вы:
На подготовку и представление документов у вас есть:
Отсчет сроков производится со дня получения требования о представлении документов.
Скан-образы бумажных документов: на что ориентироваться при их представлении
При передаче налоговикам скан-образов документов, составленных на бумажном носителе, ориентируйтесь:
Решая вопрос о том, в какой форме представить налоговикам истребуемые документы, не забывайте, что отдельные документы налоговики принимают исключительно в электронной форме. Подробнее об этом узнайте по ссылке.
Как подписать ксерокопии документов
Если документы представляются в бумажном виде, то следует придерживаться ряда правил.
Ксерокопии документов необходимо заверить у руководителя или другого уполномоченного лица. Можно также скрепить их печатью, если она есть у организации. Но это необязательно. Налоговики разрешают не заверять представляемые копии печатью, даже если компания или ИП не отказалась от печати в своей деятельности (письмо ФНС России от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@).
Уполномоченное лицо действует на основании доверенности, выданной руководителем. Доверенность должна быть составлена в соответствии с требованием законодательства (ст. 185-189 ГК РФ и подп. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ).
Подпись на ксерокопии проставляется в соответствии с порядком оформления, определенном в п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 (постановление Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст). Этот стандарт указывает, в каком порядке должны стоять надписи. Это выглядит таким образом:
Должность заверяющего Личная подпись Инициалы, фамилия
Необходимо учитывать, что установленный порядок носит рекомендательный характер, поэтому считается необязательным (подп. 4 п. 1 ГОСТ Р 6.30-2003). Таким образом, надписи могут находиться в любом месте документа.
Нотариально удостоверять копии документов не требуется (п. 2 ст. 93 НК РФ). Но может возникнуть ситуация, когда без нотариуса не обойтись. Узнайте об этом из следующего раздела.
Нужно ли ИП заверять доверенность у нотариуса
Если документы предпринимателя для предоставления в налоговую инспекцию заверяются уполномоченным лицом, то необходима доверенность, заверенная у нотариуса (подп. 4 п. 2 ст. 11, подп. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ).
Такого же мнения придерживаются:
Как оформить копии документов
Если законодательством не предусмотрена копия документов, заверенная нотариусом, то налоговые инспекторы не имеют право требовать заверенных копий (подп. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ, дополнительно письмо Минфина России от 07.12.2009 № 03-04-05-01/886).
Поэтому налоговым инспекторам предоставляются копии документов, заверенные руководителем.
Многостраничная копия документа обязательно прошивается и ставится единая заверительная надпись на прошивке. Листы нумеруются, и общее количество проставляется на заверительной надписи. Прошивать листы необходимо с таким условием, чтобы впоследствии не было расшития пачки, и был свободный доступ для ксерокопирования любого листа. Все даты, подписи должны быть хорошо видны на копии документа (письма Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (п. 21)).
Указанные письма относятся к встречным проверкам. Так как условия представления документов по требованию налоговых органов одинаковы, то могут применяться и к камеральным проверкам (п. 2 ст. 93, подп. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Не следует для копии документов применять использованные листы. На обратной стороне ставятся данные об исполнителе документа – фамилия, инициалы и номер телефона (письмо от 01.02.2010 № 03-02-07/1-35).
Об особенностях оформления ответов на требования ФНС отвечает эксперт КонсультантПлюс Климова М. А. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходте к видеолекции.
Требование отсканированного варианта документа неправомерно
Действия налоговых инспекторов считаются неправомерными, если кроме заверенной копии документов запрашивается отсканированный вариант документа на дисках или в электронном виде.
В налоговом законодательстве не предусмотрено представление отсканированного варианта документа на дисках или в электронном виде, если ранее была представлена бумажная копия (ст. 93 НК РФ).
Какие штрафы ожидают компанию, если она не представит документы по встречной проверке, см. в статье «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».
В какие сроки необходимо успеть подготовить и передать налоговикам документы, узнайте здесь.
Когда можно не исполнять требования налоговиков, мы рассказывали в этой публикации.
Итоги
Если налоговики запросили у вас документы, можете представить их на бумаге или в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить подписью руководителя и определенным образом сшить, а принести в налоговую можно лично (либо через представителя) или отправить заказным письмом по почте.
При передаче документов электронным способом нужно учесть требования приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.