портирован номер абонента что значит
Часто задаваемые вопросы
Могу ли я портировать номер в ту же сеть?
Нет. Портабильность существует, чтобы позволить Вам сменить оператора, сохранив при этом номер телефона.Если желаете остаться в той же сети, но сменить контрактные условия, необходимо обсудить с оператором подходящие для Вас контрактные условия
Если меняю сеть, сохраняется ли актуальный формат моего телефонного номера?
Да. Портированные номера не изменяют формат и целостность.
Могут ли быть портированы номера с предоплаченных карточек?
Да, в случае с мобильными телефонными номерами, каждый абонент имеет возможность сохранить номер при переходе от одного оператора к другому, вне зависимости от способа оплаты (postpaid или prepaid) либо используемой технологии (GSM, CDMA, 3G, 4G).
Если у меня предоплаченная карточка, и я хочу портировать номер, что происходит с остатком на счете?
Неиспользуемый остаток на счете НЕ будет перенесен.
Как узнать в какую сеть я звоню? Как узнать что номер, на который я звоню, был портирован?
Если звоните из вашей сети на номер, который изначально был в вашей сети, а потом был портирован, после начала звонка, но перед поднятием трубки абонентом, вы услышите специальный тональный сигнал, обозначающий, что номер был портирован. Таким образом, у вас будет возможность отказаться от данного звонка. Можно узнать разными способами какой сети принадлежит определенный номер:
— у вашего оператора посредством службы заботы о клиентах;
— на сайте www.portare.md, и воспользовшись формой для проверки принадлежности номера на главной странице.
Хочу перенести телефонный номер в другую сеть, до истечения контракта. Возможно ли портирование? Что происходит с контрактом, заключенным с оператором, от которого ухожу?
Портирование возможно, в этом случае заявка не может быть отклонена. Заявка на портирование есть пожелание прекращения предоставления услуг телефонии оператором донором. ЗАПОМНИТЕ: переход к другому оператору, не освобождает Вас от контрактных обязательств к оператору, от которого уходите.
Сколько раз я могу портировать свой номер?
Сколько пожелаете. Нет ограничений.
Могу ли я портировать номер, если у меня есть долги перед оператором, от которого хочу уйти?
Да, но вы должны погасить все долги. Вы не будете освобождены от общественной либо административной ответственности, согласно настоящему законодательству, за нарушение условий контракта.
В случае переноса номера в другую сеть, могу ли я продолжать использовать свой телефон, если он закодирован для сети оператора, от которого ухожу? Имеет ли право оператор кодировать телефон для своей сети?
Операторы могут закодировать телефоны, таким образом, чтобы они работали только в своей сети, и распространять их в рамках рекламных акций/программах лояльности для клиентов. Как следствие, есть вероятность, что Вы не сможете использовать телефон в другой сети. Терминальное оборудование (телефонный аппарат) не представляют объект портирования. Необходимо обсудить с оператором, от которого уходите, условия разблокировки телефона.
Может ли оператор брать плату за портирование номера? Какую максимальную сумму может составлять оплата?
Оператор, от которого уходите, не в праве налагать оплату на Вас за портирование номеров, либо контрактные обязательства перед ним. Поскольку затраты при портировании номера несет оператор к которому Вы переходите, он может прибегнуть к различным способам возврата убытков, включительно взять с Вас плату за портирование.
Что такое MNP? Переход к другому оператору с сохранением номера
Что такое MNP?
MNP (англ. Mobile number portability) – это переносимость номеров мобильных телефонов, т.е. возможность перейти к другому мобильному оператору с сохранением своего номера телефона.
Появилась эта возможность относительно недавно – в декабре 2013 года, когда мобильные операторы начали принимать заявки на смену оператора, что тут же прозвали «Отменой мобильного рабства».
Дело в том, что ранее нельзя было перейти к другому оператору с сохранением своего номера: решили сменить поставщика услуг – покупайте его сим-карту, переносите контакты, оповещайте друзей и знакомых о том, что у Вас новый номер, привязывайте новый номер ко всем сервисам (благо на конец 2013 года не так много интернет-сервисов запрашивало привязку мобильного телефона) и так далее.
В общем, смена оператора в те времена вызывала больший дискомфорт, нежели сейчас.
Немного истории
В декабре 2012 года все необходимые поправки к закону «О связи» были приняты Госдумой в третьем чтении и подписаны президентом.
В июле 2013 года появились детали MNP:
В сентябре 2013 года был произведён первый перенос номера – тестовый. До открытия приёма заявок оставалось несколько месяцев.
В ноябре 2013 года был принят закон, который установил ответственность мобильных операторов за затягивание процесса передачи абонентского номера новому оператору.
1 декабря 2013 года МТС, Билайн и Мегафон открыли приём заявок на смену оператора с сохранением номера, но сроки переключения немного сдвинулись – на 9-15 января 2014 года. Также 1 декабря 2013 года оператором базы данных перенесённых номеров был назначен ЦНИИС. На сайте этого института (https://zniis.ru/bdpn/check) можно проверить, какому мобильному оператору принадлежит конкретный номер мобильного телефона.
За первые семь месяцев после «Отмены мобильного рабства» свои номера перенесло к другому оператору более полумиллиона человек.
Как осуществляется перенос номера к другому оператору?
Немного терминологии для начала:
Как происходит перенос номера:
Зачем нужен переход к другому оператору с сохранением номера?
Рассмотрим два сценария, при которых может понадобится переход к другому оператору с сохранением своего номера:
Что может предложить оператор уходящему абоненту?
Сразу стоит отметить, что оператор-донор теоретически может и не связаться с абонентом, чтобы уговорить его остаться, например, если произошёл технический сбой, абонент не интересен оператору, или просто о нём забыли (такой вот человеческий фактор).
Также стоит понимать, что оператор не будет предоставлять список всех бонусов, которые может получить абонент – он лишь задаст вопросы из разряда «что Вас не устраивает», «что бы Вы хотели». Исходя из Ваших ответов он сформирует готовое предложение: согласитесь – переход к другому оператору будет отменён, откажетесь – переход продолжится.
Возможные бонусы (подключить могут как некоторые из них, так и комбинацию бонусов):
Возможны и другие бонусы, о которых я просто не слышал.
Получившийся в итоге тарифный план по своим параметрам и размеру абонентской платы может легко посоперничать с секретными тарифами, подключение к которым продают в интернете.
Если абонент, который получил специальное предложение от мобильного оператора, перейдёт на другой тарифный план, то все бонусы, включая скидку на абонентскую плату, будут отключены.
Лично я не приветствую откровенный шантаж мобильного оператора с целью получения выгодного предложения, но времена нынче не очень радужные, да и сами операторы не чураются пользоваться всеми доступными способами увеличения прибыли, включая повышение цен, изменение условий, перевод абонентов на другие тарифы и т.п.
Как работает перенос сотового номера к другому оператору: FAQ и опыт разработки
Начнём с того, что теперь каждый сотовый номер в нашей стране стал существенно длиннее и начинается, например, на D7799. D — это чтобы данный 15-значный номер нельзя было набрать с обычного мобильного телефона. Затем код региона (77), затем код оператора (99).
CDB — общая база данных российских операторов
Когда MNP (перенос номера) только внедрялся, последние три недели были просто фееричны. Почему? Просто по всему миру такая процедура внедряется в среднем за 2 года, а в России было всего 5 месяцев.
Обычный процесс переноса номера
Есть 4 разных процесса переноса, которые отличаются по условиям и времени. Все они подразумевают, что абонент приходит к оператору-реципиенту (у которого он хочет обслуживаться) и пишет заявление на перенос с указанием того, когда он хочет перейти. У нас ещё можно делать заявку с сайта из личного кабинета как для физлиц, так и для юрлиц, чтобы не заполнять бумаги в офисе. Есть курьер, который привозит всё сразу вместе с SIM-картами.
Сразу после заявки мы даём временную SIM-карту (так делают не все операторы). Во время первой части переноса номера на ней просто некий случайный номер из числа свободных из номерной ёмкости, а после передачи вашего номера в нашу номерную ёмкость мы просто переписываем номер на этой SIM удалённо. И абонент может спокойно звонить по своему старому номеру без ещё одного похода до нашего офиса.
После того как вы написали заявление, мы обращаемся в центральную базу данных, через которую общаются все операторы. Общение идёт так:
— База, мы единственные, кто сейчас делает перенос номера?
— Да, двух одновременных процессов нет.
— База, а новый номер и старый номер в одном субъекте Федерации?
— Да, зональная адресация та же.
— База, а у абонента нет задолженности старому оператору на момент подачи заявления?
— Нет, всё чисто, можете подключать.
— База, чисто на всякий случай: а номер-то точно этого оператора, от которого мы собираемся перенести?
— Да не волнуйтесь вы, переносите давайте.
Вот так это выглядит для абонента
Пройдя все возможные проверки статуса, заявка попадает на валидацию к оператору-донору (мы называем его на жаргоне «мамкой»). Сейчас «большой тройки» операции проверки физлиц выполняются автоматически, что очень бережёт время. Проверяются ФИО и паспортные данные. По нашему опыту, примерно 30% заявок отсеиваются на этой стадии.
Если валидация анкеты прошла успешно, делается пауза на 2 дня, определяется задолженность на текущий момент. Если она есть, даётся ещё 3 дня на её погашение, за которые 2 раза говорится абоненту, что он не оплатил. Не погасил — заявка отклоняется. Задолженности нет — подтверждается дата переноса. Ещё 2 дня есть возможность отказаться от этого переноса, потом будет нельзя.
За сутки до переноса абоненту приходят SMS с инструкциями о том, что нужно не забыть поменять SIM-карту и так далее, пока он их ещё может получить, потому что потом связь будет прерываться.
Во время процедуры вы можете живо следить за процессом. У нас это так:
• *444*1# — вот команда на состояние вашей заявки.
• В личном кабинете временного номера — состояние заявки и ход всех процедур по ней.
• На каждое важное событие — SMS с пояснением, что это значит.
• Есть 8-800-700-4004, куда можно позвонить за статусом заявки.
Точка X
Начинается, собственно, перенос. Разрешено прерывание связи на 6 часов по законодательству. У нас так: если все системы (наши и других операторов) работают штатно, то абонент недоступен примерно около 20 минут. Точнее, так (хронометраж по нам, у других операторов будет отличаться):
• Исходящая связь подключается почти сразу.
• Входящая «Билайн» — 15–20 минут.
• Входящая с оператора-донора — в течение часа, обычно тоже 15–20 минут.
• Входящая с остальных сотовых операторов страны — ещё около 2 часов.
• Входящая с фиксированных операторов — примерно так же, для редких региональных операторов — чуть дольше.
В момент X, когда начинается перенос, на SIM-карту пишется новый номер, он же обновляется в билинге. Надо сказать, что на SIM-карте находится только IMSI (международный идентификатор мобильного абонента). Вашему IMSI присваивается новый российский абонентский номер.
Для того чтобы можно было определять новую маршрутизацию, пришлось поменять всю схему адресации в России. Как я уже говорил, теперь номера внутри систем маршрутизации записываются в 15-значном формате, начинающемся на что-то вроде D7799. Это значит, что теперь принадлежность номера определяется не по первым числам вроде 903, как было, когда конкретная номерная ёмкость была закреплена за оператором, а по префиксу региона и оператору в этом 15-значном «маршрутном» номере. Ну и ещё по параметру «куда маршрутизировать», который также может быть в базе (а может и не быть). Это важно для клиентов виртуальных операторов.
После X
Информацию о перенесённом номере получают платёжные системы и начинают правильно маршрутизировать платежи. Не все делают это с одинаковой скоростью, поэтому частое обращение в первый день после переноса — это «Когда дойдёт мой платёж?».
В первые сутки лучше класть напрямую через нового оператора. Оптимально платить картой с сайта нового оператора или в салоне оператора руками.
Возможны случаи, когда абонент начинает жаловаться на отсутствие связи по некоторым направлениям. Что характерно — входящей. И, естественно, считает, что виноват новый оператор.
На деле же всё проще. Дело в том, что при правильной маршрутизации через нормальный маршрут звонок идёт напрямую от оператора вызывающего абонента к оператору вызываемого без дополнительных петель. Если же вдруг коммутатор оператора вызывающего абонента решит, что нужно обязательно отдать звонок «мамке», то «мамка» (как изначальный владелец ёмкости) обязана маршрутизировать через себя. За деньги, кстати, что стимулирует многих мелких операторов сразу правильно прописывать маршруты. И конечно, возникает регулярная проблема: к нам идёт абонент, у него нет входящей связи по межгороду и части фиксы. «Мамка» не смогла правильно пробросить звонок на маршрутизирующем узле — и отбой. Связано это с неточным выполнением спецификации на узлах вызывающего оператора и, иногда — с багами в маршрутизации у «мамки».
Сегодня в день переносится несколько тысяч абонентов, и только 1–2 могут столкнуться с такими проблемами. В первые примерно 10 дней после начала переноса мы накатывали релизы ПО каждый день, исправляя как свои ошибки, так и добиваясь совместимости с релизами коллег. У нас пришлось обновлять 25 подсистем. Решилось так: мы сразу решили не переписывать свои стандартные CRM, а делать отдельные решения, которые работали на разрыве между входящими данными и остальной «внутренней кухней», и отвечали за преобразования номеров. Своего рода универсальные коннекторы.
Количество переносов
Количество переходов абонентов от оператора к оператору — открытые данные. В среднем у нас с самого начала постоянный и большой приток юрлиц, в последний месяц — стабильный плюс по абонентам-физлицам. На начало MNP у нас был чёткий приток по югу РФ и колебания туда-сюда по ряду регионов, позже дельта начала уменьшаться, и сейчас мы в стабильном плюсе по абонентской базе каждый день.
Другие процедуры переноса
Для физлиц срок 9 дней. Для юрлиц срок 29 дней, в частности, потому что обязательно делается ручная верификация документов. Для них также увеличенный срок оплаты, можно гасить задолженность неделями. Можно указывать любое количество номеров в заявке, например, только половину корпоративных из всего контракта со старым оператором. Каждый номер переносится индивидуально — на финале заявление рассыпается на строчки.
Для маленьких юрлиц с количеством номеров 5 или менее — тоже 9 дней.
Для B2G-рынка (госкомпаний) — 9 дней, но там нет проверки задолженности. Проверяется договор, когда конкурс завершён, проверяется, что подававший заявление — победитель конкурса.
Ещё есть процедура экстренного возврата номера. Например, абонент передумал в положенный срок, отнёс заявление в офис в 21:59, а его не успели занести в базу. В общем, в течение суток можно вернуть номер обратно, если есть веские обоснования по технической части. Например, от нас переходил один большой завод, который внезапно передумал и написал заявление об отказе. Оператор, куда он переходил, задержал регистрацию заявления, и номера поменялись. Сотрудники в этот момент уже выкинули симки несостоявшегося нового оператора. А на следующий день после рассмотрения претензии был сделан экстренный возврат.
Увеличь свой процесс: 10 раз по 25 сантиметров
Длина процесса со всеми шагами в Visio — 250 сантиметров. Начали мы с 4 шагов, а потом стали прописывать исключения.
Например, «оператор-мамка» имеет через 45 дней право сказать, что абонент должен ему денег. Во-первых, пара рублей может набежать после последней проверки задолженности. Во-вторых, на постпейде много деталей, и счёт может приехать через месяц-другой. В-третьих, могут только прибыть запоздалые данные за роуминг. В этот момент у абонента есть 10 дней, чтобы дойти до старого оператора и погасить задолженность (через обычные автоматы не получится — маршруты уже новые). Дальше, если он не гасит, через центральную базу ставится блокировка (это обязательное условие стандарта). В день так блокируется по несколько десятков номеров.
Ещё одно. Поскольку в момент X из номерной ёмкости «мамки» номер переходил в нашу номерную ёмкость, в момент конца контракта нужно вернуть номер на базу. Конкретно, когда абонент решит завершить контракт, номер возвращается. Сейчас около 50–100 таких возвратов в день.
— Почему нельзя перенести номер из одной географической области в другую?
Потому что в России используется система маршрутизации по зонам. Отказ от такой системы означает перестройку архитектуры почти всех фиксированных операторов. Но даже если технически можно будет прописать новую маршрутизацию таким образом, нужны законодательные изменения — номерная ёмкость сейчас выдаётся на субъект Федерации.
— У моей девушки бесплатные звонки на «Билайн», она сможет бесплатно звонить на новый номер?
Да, при переходе к нам новый номер будет считаться «нашим», и звонки ей будут бесплатными. Однако есть нюанс: когда «мамка» или реципиент — MVNO без MNC, то нужно делать специальную таблицу исключений. Делают её не все, либо она обновляется у некоторых операторов вручную. Это значит, например, что для ряда мелких областных операторов номер может быть «ничей», и бонусами для звонка своим воспользоваться не получится.
— А как узнать, чей номер тогда?
У нас есть USSD-команда: *444*НОМЕР#, например, 444*9031111111#. В ответ приходит сообщение с тем, что это за оператор (Билайн или нет) и какой регион (если он другой). У других операторов есть аналогичные средства (по звонку на IVR или запросу через SMS либо USSD), которые должны по стандарту отдавать как минимум оператора. Регион отдавать не обязательно, но мы делаем.
— Когда берутся 100 рублей за перенос?
За перенос номера берётся оговоренная в нормативе сумма — 100 рублей. Мы списываем её только тогда, когда перенос успешно завершится, некоторые другие операторы берут её по факту подачи заявления. Это важно, потому что от половины до трети заявлений отклоняется, а эти 100 рублей не возвращаются.
Главная проблема MNP
— Коммутация — процесс дозвона на конкретный номер телефона несколько усложняется, если абонент уходит под управление другим оператором.
— Биллинг — сложнее становится и процесс определения стоимости. Поскольку теперь условие принадлежности уникального кода номера к какому-то конкретному оператору не является актуальным.
Именно из-за этого процедура внедрения технологии MNP является достаточно сложной и одновременно весьма дорогостоящей.
Как выглядит процесс перехода
1. Абонент приходит в офис нового оператора и пишет заявление о переходе.
2. Новый оператор отправляет запрос в ЦБДПН. Там заявку регистрируют и запускают процесс портации.
3. «Старый» оператор получает заявку. После чего проверяет абонента на: отсутствие задолженности, отсутствие запрета на перенос в течение 6 мес. с даты подключения и пр.
4. В случае успешной проверки «старый» оператор отправляет предполагаемую дату начала переноса. Обычно — около 7 полных суток после окончания проверки. В этот период «старый» оператор пытается выяснить у абонента причины перехода. И уговаривает его остаться в «старой» компании.
5. В назначенный день и час начинается этап «малая портация». Основные участники процесса вносят изменения в своих системах. И после чего новая SIM-карта абонента сможет работать в новой сети. Процесс запускает «старый» оператор. Он деактивирует абонента в своих системах — HLR и биллинге.
6. Потом новый оператор активирует своего нового абонента у себя. По регламенту этот переход не должен занимать более получаса. Ведь абонент во время этого процесса остается полностью без связи.
7. Затем «старый» оператор вносит изменения в свой SFR. Это необходимо, чтобы вызовы из его сети к своему «бывшему» абоненту корректно отправлялись в его новую домашнюю сеть. На этом заканчивается этап «малой портации».
8. ЦБДПН выкладывает в свою базу инкрементальные данные о новом RN портированного абонента. А все присоединенные операторы забирают эти сведения раз в 2 часа. И обновляют свои SRF.
Опасения операторов
Активное обсуждение введения в России MNP началось еще в декабре 2012 года. Однако лишь в июле 2013 было подписано постановление, касающееся внесения изменений и поправок в закон «О связи». С 1 декабря 2013 года россиянам разрешили сохранять свой номер при переходе от одного оператора мобильной связи к другому.
Изначально операторы связи отнеслись к идее ввести переносимость номеров крайне отрицательно. Они аргументировали свою позицию тем, что затраты на внедрение и поддержание услуги будут слишком велики по отношению к возможному эффекту от нее для потребителей и самих операторов.
В 2009 году «большая тройка» оценила свои расходы на внедрение MNP более чем в 400 млн долларов за 3-4 года. Операторы также высказывали свои опасения, что эти дополнительные затраты могут привести к повышению цен на услуги связи для абонентов.
Плюсы MNP
Но участники рынка всегда признавали и плюсы введения услуги переноса номера. Например: свобода абонента, развитие рыночных отношений, возможное снижение цен при конкуренции и повышения качества сервисов. Операторы предсказывали сложности при управлении и в правовом статусе центральной базы данных абонентов сотовой связи.
На начальном этапе внедрения MNP часто случалось так, что какие-то отдельно взятые операторы не везде успевали внести изменения в маршрутизацию вызовов и сигнализации. Из-за чего некоторые диапазоны номеров могли отрабатываться по прежней схеме. Т. е. без участия SRF. Сейчас это практически устранили.
Некоторые проблемы возникают из-за несвоевременного обновления локальных баз данных операторов. Дело в том, что у каждого крупного игрока несколько узлов SFR и синхронизируются они не напрямую с ЦБДПН, а через локальную БДПН оператора. Эти процессы несколько снижают оперативность процедуры портации. Абонент может это заметить как отсутствие входящей связи от каких-то операторов.
Когда осенью 2013 года все участники телеком рынка критиковали организацию проекта MNP, они были правы. Как и предполагалось, Минкомсвязь объявила внятные правила с большим опозданием. Тем не менее, внедрить проект удалось, но только благодаря тому, что Россия не была пионером в этой области. На тот момент на рынке существовали готовые решения: как для ЦБДПН, так и для каждого оператора и вендора его оборудования. Поэтому «отмена мобильного рабства» прошла спокойно и весьма успешно.
Кто управляет базой номеров
C 1 декабря 2013 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт связи» определили оператором базы данных перенесенных абонентских номеров (распоряжение Правительства РФ от 9 октября 2013 г. № 1832-р). ФГУП ЦНИИС не только управляет базой данных, но и обеспечивает посредничество в переносе номера.
Сколько абонентов переходят
По данным ФГУП ЦНИИС Россвязи, в 2018 году количество абонентов-«перебежчиков» увеличилось на 20% по сравнению с 2017 годом. С начала текущего года абоненты поменяли оператора связи почти 2,5 млн раз. Эксперты отмечают рост популярности услуги смены оператора с сохранением номера — MNP. Всего с момента запуска MNP в России перенесено 10 млн номеров.
В 2017 году картина была следующая:
Ушли от операторов с начала работы MNP:
● МегаФон — 1,466 млн абонентов.
● МТС — 1,344 млн абонентов.
● Билайн — 947 000 абонентов.
● Tele2 — 458 000 абонентов.
● От остальных операторов ушли 860 000 абонентов.
Пришли к операторам с начала работы MNP:
● В Билайн пришли 1,27 млн абонентов.
● МТС — 1,199 млн абонентов.
● МегаФон — 1,187 млн абонентов.
● Tele2 — 880 000 абонентов.
● К другим операторам пришли 539 000 абонентов.
Наибольшие потери понесли операторы МегаФон и МТС. В плюсе остались Билайн и Tele2.
Кто выиграл от введения MNP в России
● Tele2 получил 422 000 абонентов.
● Билайн получил 323 000 абонентов.
● МТС потерял 145 000 абонентов.
● МегаФон потерял 279 000 абонентов.
● Остальные операторы потеряли 321 000 абонентов.
Опыт зарубежных стран
Удивительно, но технология перехода по MNP не такая уж и новая услуга. Она была разработана еще в конце 90-х годов. Правда, тогда она была реализована лишь в ряде европейских стран, а также в США и Канаде. До России MNP добралась спустя 10 лет, корректно заработав лишь в 2014 году.
Опыт зарубежных стран, внедривших MNP несколько лет назад, показал, что популярность услуги зависит от нескольких факторов:
Финляндия
1. В большинстве случаев услуги MNP оказались востребованы только на ранних стадиях развития рынка. Который характеризуется относительно низким проникновением, невысоким качеством связи, «провалами» в покрытии и ограниченной конкуренцией (как следствие — высокими тарифами).
Например, в Финляндии, где услугами MNP к концу первого года после внедрения воспользовалось около 20% абонентов мобильной связи (а к настоящему времени — более половины абонентов). На момент принятия MNP в 2003 году уровень проникновения составлял около 90% (этот показатель в России сейчас составляет 159%). А оператор Sonera доминировал с долей рынка 56%.
2. Напротив, в США рынок на момент принятия MNP в том же 2003 году уже являлся высоко конкурентным и достаточно развитым. Услуги связи предоставляли 6 национальных и более сотни региональных операторов. По прогнозам специалистов, в США спустя год после внедрения MNP этой услугой должны были воспользоваться 30 млн абонентов.
Но в реальности их оказалось гораздо меньше — всего 7,8 млн абонентов. Также существенно ниже предполагаемых значений оказался и показатель оттока абонентов. За год он снизился примерно до 25%. А еще через 2 года — до 22% (по прогнозам, 44% и 40% соответственно).
Япония
3. В Японии рыночная среда на момент принятия MNP в октябре 2006 года отличалась очень высокой конкуренцией и большим разнообразием тарифных планов. Они предлагали большие скидки абонентам при заключении годового контракта, специальные условия членам семей и др. Это позволило японским операторам существенно повысить лояльность своих абонентов и снизить показатель оттока.
В итоге, внедрение MNP привело только к краткосрочному повышению показателя churn rate. А сама услуга оказалась практически невостребованной. Таким образом, на начальной стадии внедрения MNP количество заявлений на сохранение номера при смене оператора мобильной связи составило всего 0,2% от общего количества абонентов в Японии. Этот показатель был существенно ниже, чем предполагалось (до 30% от абонентской базы).
На момент внедрения MNP в исследованных странах наименьший отток абонентов (churn rate) был в Японии (4%). А наибольший — в Бразилии (34%). Спустя 5 лет после внедрения MNP в некоторых странах (Польша, Австралия и др.) этот показатель увеличился. В других (США, Япония, Бразилия и др.) — уменьшился.
Нужна ли будет услуга MNP после внедрения eSIM
Привычные нам SIM-карты имеют свои плюсы и минусы. Например, к плюсам можно отнести то, что любой абонент может для переноса номера с одного телефона на другой просто вытащить SIM-карту из одного устройства и вставить ее в другое. Но если абоненту нужно на том же устройстве сменить оператора с сохранением номера, то ему придется пойти в офис нового оператора, написать заявление. Потом подождать несколько дней, а затем ему выдадут новую SIM-карту.
С технологией eSIM абонентов избавят от необходимости менять SIM-карту. Они смогут самостоятельно выбрать нужного оператора внутри меню своего телефона. Однако именно этого и опасаются операторы. Так как их существующая бизнес-стратегия заточена на управление абонентской базой через распространение SIM-карт. А сами «симки» работают уже на удержание базы оператора.
После внедрения eSIM необходимость в услуге MNP отпадет сама собой.