площадь двухместного номера в гостинице
Площадь двухместного номера в гостинице
Дата введения 1966-01-01
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом по делам строительства СССР 4 октября 1965 г.
ВЗАМЕН § 5 главы II-В.10 СНиП издания 1958 г.
Глава СНиП II-Л.17-65 «Гостиницы. Нормы проектирования» разработана Центральным научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭП жилища) Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.
С введением в действие настоящей главы утрачивает силу § 5 главы II-В.10 СНиП «Жилые здания» (2-е исправленное издание, 1958 г.)
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование зданий гостиниц для строительства в населенных местах, а также при железнодорожных, морских и речных вокзалах и при аэровокзалах.
Примечания: 1. При реконструкции зданий гостиниц, в том числе при их надстройках и пристройках, допускаются отступления от настоящих норм при надлежащем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами Государственного пожарного надзора и Государственного санитарного надзора.
2. При проектировании зданий гостиниц надлежит дополнительно руководствоваться соответствующими главами II части СНиП и нормативными документами, утвержденными или согласованными Госстроем СССР или его органами в установленном порядке.
1.2. Здания гостиниц по капитальности подразделяются на четыре класса:
1.3. Здания гостиниц допускается проектировать:
Примечание. Наименования этажей и этажность зданий гостиниц следует определять согласно главе СНиП II-Л.1-62 «Жилые здания. Нормы проектирования».
1.4. Рабочую и полезную (общую) площади помещений обслуживания (п.3.13 настоящей главы) и подсобных помещений (п.3.24 настоящей главы) следует определять согласно главе СНиП II-Л.2-62 «Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования».
1.5. Жилую и полезную (общую) площади жилой части здания гостиницы, включая общие коридоры и общие санитарные узлы, обслуживающие жилые помещения, следует определять согласно главе СНиП II-Л.1-62 «Жилые здания. Нормы проектирования».
1.6. В зданиях гостиниц не разрешается размещать предприятия общегородского или общепоселкового назначения (торговли, коммунального и бытового обслуживания населения и др.), кроме ресторана, кафе-закусочной и парикмахерской, предусмотренных в настоящей главе.
1.7. Естественное освещение помещений гостиниц надлежит проектировать согласно главам СНиП II-А.8-62 «Естественное освещение. Нормы проектирования» и II-Л.1-62 «Жилые здания. Нормы проектирования».
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ
2.1. При выборе участков для строительства зданий гостиниц следует учитывать градостроительное значение этих зданий при формировании общественных центров, городских площадей и магистралей, а также при планировке аэропортов, железнодорожных, морских и речных вокзалов. К зданию гостиницы должны быть предусмотрены удобные подъезды, независимые от потока городского транспорта.
2.2. На участке здания гостиницы следует предусматривать открытую стоянку для легковых автомобилей из расчета 1 легковой автомобиль на 10 гостиничных мест, а также для автобусов из расчета 1 автобус на 150 гостиничных мест. При строительстве зданий гостиниц на курортах вместимость стоянок легковых автомобилей может быть увеличена из расчета 1 легковой автомобиль на 7 гостиничных мест.
Площадь стоянки надлежит принимать из расчета 25 м на 1 легковой автомобиль и 50 м на 1 автобус.
Стоянка должна быть отделена от здания гостиницы полосой зеленых насаждений шириной не менее 15 м.
Расположение стоянки автомашин и автобусов не должно мешать подъезду к главным входам в гостиницу и в ресторан.
2.3. Земельный участок гостиницы надлежит отделять от границ селитебной территории застройки защитной зеленой полосой шириной не менее 5 м.
2.4. Жилая часть здания гостиницы должна быть расположена от красных линий на расстоянии не менее 8 м.
2.5. На участке должен быть выделен хозяйственный двор. При строительстве зданий гостиниц на курортах рекомендуется выделять площадки для отдыха и спортивных игр.
2.6. Площадь земельного участка на 1 гостиничное место следует принимать согласно табл.1.
Нормы площади земельных участков для зданий гостиниц
Вместимость гостиниц (человек)
Площади участка на одно место в м
Примечания: 1. При отсутствии на участке гостиницы хозяйственного двора или стоянки автомашин допускается уменьшать площадь земельного участка.
2. При строительстве зданий гостиниц на свободных территориях курортов нормы площади земельных участков могут быть увеличены на 25-50%.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ ГОСТИНИЦ
3.1. В гостиницах должны быть следующие помещения:
б) помещения обслуживания;
в) подсобные помещения.
3.2. Номера должны быть расположены в надземных этажах.
Примечания: 1. Варочные залы, заготовочные, кладовые овощей, технические помещения с моторами и насосами, машинные отделения, шахты лифтов, стояки и камеры мусоропроводов и централизованного пылеудаления не допускается располагать непосредственно под и над номерами, а также смежно с ними.
2. При устройстве лифтов, стояков мусоропроводов и централизованного пылеудаления и установке насосов и моторов должны быть предусмотрены меры против передачи шумов и вибрации в номера и обеденные залы.
3.3. Номера, помещения обслуживания и подсобные помещения должны быть с непосредственным естественным освещением.
Примечание. Допускается устройство без непосредственного естественного освещения или только с искусственным освещением гардероба, передних и санитарных узлов в номерах, камеры хранения ручного багажа, кладовой грязного белья центральной бельевой, кладовой уборочного инвентаря, складов мебели и инвентаря, общих душевых обслуживающего персонала, общих уборных на 1-2 очка.
3.4. Высота номеров в гостиницах устанавливается во всех строительно-климатических зонах в соответствии с высотой жилых комнат согласно главе СНиП II-Л.1-62 «Жилые здания. Нормы проектирования».
НОМЕРА
3.7. Номера подразделяются на две категории согласно табл.2.
Характеристика номеров гостиниц
Количество
комнат в номере
Количество мест в номере
Жилая площадь номера в м
Полезная площадь номера в м
Санитарно-техническое оборудование номера
Санитарный узел (умывальник, унитаз, душ или ванна, а в двухкомнатных номерах также и бидэ)
Приложение. Требования к гостиницам и иным средствам размещения
Приложение
к Системе классификации гостиниц
и иных средств размещения
Требования
к гостиницам и иным средствам размещения
(Знак «+» означает необходимость выполнения требования)
1. ЗДАНИЕ И ПРИЛЕГАЮЩАЯ К НЕМУ ТЕРРИТОРИЯ
— освещаемая или светящаяся
— отдельный от служебного входа*(10)
— с козырьком для защиты от атмосферных осадков на пути от автомобиля
— в ресторан (кафе, бар и т.п.) из средства размещения*(11)
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Аварийное освещение и энергоснабжение:
— аварийное освещение (аккумуляторы, фонари)
— стационарный генератор*(12), обеспечивающий основное освещение и работу основного оборудования (в том числе лифтов) в течение не менее 24 часов
— горячее от резервной системы ГВС на время аварии, профилактических работ
— установка по обработке воды с целью обеспечения ее пригодности для питья*(13)
— наличие бутилированной питьевой воды в номере (бесплатно)*(13)
Кондиционирование воздуха во всех помещениях круглогодично
Внутреннее радиовещание с возможностью радиотрансляции во всех помещениях, включая лифты
— служебный, грузовой (или грузоподъемник)*(10),*(15)
Время ожидания лифта (при наличии):
Круглосуточная работа лифта (при наличии)
Телефонная связь из номера:
— внутренняя (без выхода за пределы гостиницы) или кнопка вызова обслуживающего персонала в 100% номеров
— внутренняя в 100% номеров
— внутренняя и городская в 100% номеров
— внутренняя, городская, междугородная и международная в 100% номеров
Телефоны коллективного пользования в общественных помещениях (вестибюле) в кабине или под акустическим колпаком:
— городской, междугородный, международный
Мест в одно/двухместных номерах не менее:
Многокомнатные номера или номера, которые могут быть соединены
Многокомнатные номера и номера, которые могут быть соединены
Площадь номера должна позволять гостю свободно, удобно и безопасно передвигаться и использовать все оборудование и мебель
Площадь номера (не учитывая площадь санузла, лоджии, балкона), м2 не менее
Номера, предназначенные для приема большего числа гостей, должны иметь площадь, определяемую из расчета на каждого проживающего, м2 не менее:
Санузел в номере (умывальник, унитаз, ванна или душ):
— не менее 25% номеров
— не менее 50% номеров
Площадь санузла, м2 не менее:
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Охранная сигнализация, электронные замки или видеокамеры в коридорах
Звукоизоляция: повышенная, обеспечивающая уровень шума менее 35 ДБ
Вентилятор (в районах с жарким климатом)*(17)
Термостат для индивидуальной регулировки температуры
5. САНИТАРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
— общий туалет из расчета один на 20 человек, проживающих в номерах без туалета, но не менее двух на этаж
— вблизи общественных помещений
Оборудование туалетов: туалетные кабины, умывальник с зеркалом, электророзетка, туалетная бумага, мыло*, махровые или бумажные полотенца (или электрополотенце), крючки для одежды, корзина для мусора
Ванная или душевая общего пользования из расчета одна на 30 человек, проживающих в номерах без ванны или душа
Ванная или душевая общего пользования из расчета одна на 20 человек, проживающих в номерах без ванны или душа
Оборудование ванных комнат/душевых: ванны, душевые кабины, туалетная кабина, умывальник с зеркалом и полкой для туалетных принадлежностей, крючки для одежды, корзина для мусора
* Допускается наличие диспенсера с жидким мылом.
6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Общественные помещения должны иметь
мебель и другое оборудование, соответствующее функциональному назначению помещения
Площадь холла*(10) не менее:
— 9 м2 плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, максимальная площадь может не превышать 25 м2
— 20 м2 плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, максимальная площадь может не превышать 40 м2
— 30 м2 плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, максимальная площадь может не превышать 80 м2
— 30 м2 плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, максимальная площадь может не превышать 120 м2
— 30 м2 плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, максимальная площадь может не превышать 160 м
Служба приема и размещения с зоной для отдыха и ожидания
Служба приема и размещения с зоной для отдыха и ожидания с соответствующей мебелью
(кресла, диваны, стулья, журнальные столики), с газетами, журналами
— с подачей напитков и музыкальным вещанием
Ковры, ковровое или иное напольное покрытие в зоне отдыха
Декоративное озеленение, художественные композиции, музыкальное вещание
Индивидуальные сейфовые ячейки для хранения ценностей гостей*(18)
Гардероб вблизи общественных помещений*(10)
Вешалки в холле и в общественных помещениях
Помещение (часть помещения) для просмотра телепередач
Конференц-зал с соответствующим оборудованием
Бизнес-центр (электронные средства связи, копировальная техника, помещения для переговоров, компьютеры)
Спортивно-оздоровительный центр с тренажерным залом
Плавательный бассейн или сауна с мини-бассейном
Ковровое покрытие (ковры) в коридорах
Магазины и торговые киоски
7. ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПИТАНИЯ
Ресторан или другие типы предприятий питания
— банкетный зал (залы), возможен трансформируемый в конференц-зал
Вручение корреспонденции гостям
Служба поиска проживающих*(15)
Поднос багажа (из машины в номер и из номера в машину) круглосуточно:
Утренняя побудка (по просьбе)
Ежедневная уборка номера горничной, включая заправку постелей
Вечерняя подготовка номера
Смена постельного белья:
— один раз в пять дней
— один раз в три дня
— один раз в три дня
— исполнение в течение суток
— исполнение в течение 1 часа
— предоставление утюга, гладильной доски
— исполнение в течение суток
Мелкий ремонт одежды
Автомат для чистки обуви
Почтовые и телеграфные услуги
Отправление и доставка корреспонденции, телексов/телефаксов
Хранение ценностей в сейфе администрации
Обмен валюты или прием платежей по кредитным картам*(10)
Организация встреч и проводов (в аэропорту, на вокзале и т.д.)
Аренда (прокат) автомашины
Бронирование и/или продажа билетов на различные виды транспорта
Бронирование и/или продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия
вызов скорой помощи, пользование аптечкой
— возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (завтрак, двухразовое, трехразовое питание)
— круглосуточное предоставление услуг питания*(15)
Обслуживание в номере:
— меню завтрака в номере*(15)
10. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ И ЕГО ПОДГОТОВКЕ
Письменные стандарты для персонала, фиксирующие функциональные обязанности и установленные правила работы
Внешний вид персонала:
Форменная одежда, служебные значки
Критерии
балльной оценки гостиниц и других средств размещения различных категорий с количеством номеров более 50
Здания и общественные помещения
Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником федерального значения
Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником местного значения
Внешний вид (фасад, балконы, лоджии, ставни):
Наличие второго лифта (служебного), используемого исключительно для персонала и доставки багажа
Наличие гостевых лифтов:
Наличие гостиных (салонов)
Наличие этажей (номеров) для некурящих
Наличие отдельного входа с улицы в ресторан, кафе или бар
Качество, состояние интерьера холлов, салонов и других общественных помещений и их оборудования
Площадь, занятая ресторанами, м2 не менее :
— 1,8 на 1 проживающего
— 1,6 на 1 проживающего
— 1,2 на 1 проживающего (допускается уменьшение данного показателя на 20% в случае расположения средства размещения в местности с достаточным количеством близко расположенных предприятий общественного питания)
Площадь, занятая барами, м2 не менее:
— 1,8 на 1 проживающего
— 1,3 на 1 проживающего
— 0,39 на 1 проживающего
Качество и состояние оборудования номерного фонда (в 100% номеров)
Телевидение в номерах (телевизор с кабельным или спутниковым каналом для внутреннего показа фильмов или аренда видеомагнитофона, видеокассет в 100% номеров)
Качество, состояние оборудования ванных комнат
Наличие табурета или стульчика в ванной комнате
Наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от падения при скольжении
Подогрев пола в ванной комнате
Наличие банной простыни (махрового халата)
Состояние покрытия стен в ванной комнате :
Наличие бидэ не менее чем в 50% номеров (в ванной комнате)
Наличие фена в ванной комнате в 100% номеров
Телефонная кабина (телефонный автомат) с междугородной связью
по 1 баллу за кабину, но не более 4-х баллов
Телекс или электронная почта
доставка проживающих и багажа
Наличие парикмахерской (косметического салона)
Наличие ресторанов, кафе, других предприятий питания
по 1 баллу за каждое предприятие питания, но не более 6 баллов
Наличие ресторана национальной кухни или специализированного ресторана с фирменными блюдами
Время работы предприятий питания не менее:
Время работы баров не менее:
Наличие постоянных или временных торговых точек
по 1 баллу за торговую точку, но не более 4-х баллов
Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки (кроме мотелей) с количеством мест:
— 50% от количества мест в средстве размещения в закрытом или открытом паркинге на расстоянии до 100 м от средства размещения с возможностью предоставления услуги подачи автомобиля;
— 50% от количества мест в средстве размещения в паркинге на расстоянии до 200 м от средства размещения в районах (кварталах, местах) без автомобильного движения;
— 30% от количества мест в средстве размещения
— курортно-бытовых товаров и инвентаря
Наличие комнаты площадью не менее 30 м2 с естественным освещением для детских игр:
— под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов в сутки)
— без наблюдения квалифицированного персонала
Наличие сервиса для инвалидов
по 1 баллу за услугу, но не более 6 баллов
Наличие зала для фитнеса площадью не менее 30 м2 с не менее 6-ю гимнастическими снарядами или тренажерами
Наличие теннисного корта/4-стенного корта для сквоша 7 м х 10 м
Наличие плавательного бассейна с площадью водной поверхности м2 :
— на 6 и более человек
Критерии
балльной оценки гостиниц и других средств размещения различных категорий с количеством номеров менее 50
Расположение средства размещения у моря (океана), на берегу реки или естественного водоема*(21):
Здания и общественные помещения
Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником федерального значения
Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником местного значения
Внешний вид (фасад, балконы, лоджии, ставни):
Наличие гостевых лифтов
Наличие гостиных (салонов)
Наличие этажей (номеров) для некурящих
Качество, состояние интерьера холлов, салонов и других общественных помещений и их оборудования
Качество и состояние оборудования номерного фонда (в 100% номеров)
Телевидение в номерах (телевизор с кабельным или спутниковым каналом для внутреннего показа фильмов или аренда видеомагнитофона, видеокассет в 100% номеров)
Качество, состояние оборудования ванных комнат
Наличие табурета или стульчика в ванной комнате
Наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от падения при скольжении
Подогрев пола в ванной комнате
Наличие банной простыни (махрового халата)
Состояние покрытия стен в ванной комнате :
Наличие бидэ не менее чем в 50% номеров (в ванной комнате)
Наличие фена в ванной комнате в 100% номеров
Телефонная кабина (телефонный автомат) с междугородной связью
по 1 баллу за кабину, но не более 4-х баллов
Телекс или электронная почта
доставка проживающих и багажа
Время работы предприятий питания не менее :
Время работы баров не менее :
Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки
Наличие сервиса для инвалидов
Наличие прочих услуг (читальный зал, информационные услуги, экскурсионные услуги, услуги переводчика)
по 1 баллу за услугу, но не более 6 баллов
— на 6 и более человек
Наличие закрытого плавательного бассейна с площадью м2:
— не менее 150 (площадь водной поверхности не менее 80)
— не менее 100 (площадь водной поверхности не менее 60)
— не менее 80 (площадь водной поверхности не менее 35)
Наличие открытого плавательного бассейна*(21) с подогреваемой водой с площадью водной поверхности м2:
Наличие открытого плавательного бассейна*(21) с неподогреваемой водой с площадью водной поверхности м2:
Критерии
балльной оценки домов отдыха, пансионатов и других аналогичных средств размещения
Расположение средства размещения у моря (океана), на берегу реки или естественного водоема:
Площадь территории (включая площадь застройки) в расчете на одного отдыхающего м2:
Наличие парковой/лесопарковой зоны площадью:
Состояние паркового/лесопаркового хозяйства (деревьев, кустарников, декоративных растений, травяного покрова, дорожек, тропинок)
Расположение сооружений для развлечений и фитнеса на открытом воздухе в местах, наиболее удаленных от прилегающих улиц, зданий и технических зон средства размещения
Состояние навесов, беседок:
Здания и общественные помещения
Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником федерального значения
Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником местного значения
Расположение средства размещения на территории историко-архитектурных памятников, религиозно-культовых объектов, заповедников, географических достопримечательностей
Наличие стилизованных средств размещения (замок, изба, юрта, плавсредство и др.)
Наличие балконов или лоджий:
Внешний вид (фасад, балконы, лоджии, ставни):
Наличие гостевых лифтов:
Наличие гостиных (салонов)
Наличие этажей (номеров) для некурящих
Качество, состояние интерьера холлов, салонов и других общественных помещений и их оборудования
Качество и состояние оборудования номерного фонда (в 100% номеров)
Телевидение в номерах (телевизор с кабельным или спутниковым каналом для внутреннего показа фильмов или аренда видеомагнитофона, видеокассет в 100% номеров)
Качество, состояние оборудования ванных комнат
Наличие табурета или стульчика в ванной комнате
Наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от падения при скольжении
Подогрев пола в ванной комнате
Наличие банной простыни (махрового халата)
Наличие фена в ванной комнате в 100% номеров
Телефонная кабина (телефонный автомат) с междугородной связью
по 1 баллу за кабину, но не более 4-х баллов
Услуги связи: телефон, почта, телеграф, телефакс, электронная почта
Транспортное обслуживание: доставка проживающих и багажа
Наличие ресторанов, кафе, других предприятий питания
по 1 баллу за каждое предприятие питания, но не более 6 баллов
— выбор меню при полном пансионе и полупансионе во время обеда или ужина:
— обслуживание напитками на этаже не менее 16 часов в сутки или мини-бар в 100% номеров
— обслуживание напитками на территории пансионата, дома отдыха и средства размещения с оказанием лечебно-оздоровительных услуг не менее:
— автомат для напитков или круглосуточная продажа напитков на территории средства размещения
Наличие парикмахерской (косметического салона)
Наличие постоянных или временных торговых точек
по 1 баллу за торговую точку, но не более 4-х баллов
Обеспечение специализированного отдыха (охота, рыбалка и др.)
по одному баллу за каждый вид, но не более 4 баллов
— закрытого теннисного корта/четырехстенного корта для сквоша размером не менее 7 х 10 м
— площадок для тенниса, гольфа, футбола и пр.
по одному баллу за каждую площадку, но не более 6 баллов
Наличие терренкура (пешеходного маршрута с разметкой расстояния)
Наличие велосипедной дорожки для велопрогулок
Наличие закрытого плавательного бассейна с площадью м2:
— не менее 150 (площадь водной поверхности не менее 80)
— не менее 100 (площадь водной поверхности не менее 60)
— не менее 80 (площадь водной поверхности не менее 35)
Наличие открытого плавательного бассейна с подогреваемой водой с площадью водной поверхности м2:
Наличие открытого плавательного бассейна с неподогреваемой водой с площадью водной поверхности м2:
Наличие проката: автотранспорта, водного и водомоторного транспорта, катамаранов, аквалангов; животных (лошади, верблюды, собачьи упряжки); курортно-бытовых товаров и инвентаря и пр.
Наличие комнаты для детских игр площадью не менее 30 м2 с естественным освещением:
— под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов в сутки)
— без наблюдения квалифицированного персонала
Наличие детской игровой площадки:
— под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов в сутки)
— без наблюдения квалифицированного персонала
Наличие прочих услуг (аттракционы, читальный зал, информационные услуги, экскурсионные услуги, услуги переводчика, обмен валюты и др.)
по 1 баллу за услугу, но не более 6 баллов
Наличие зала для фитнеса площадью не менее 30 м2 с не менее 6-ю гимнастическими снарядами или тренажерами
— на 6 и более человек
Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки
Наличие сервиса для инвалидов
Наличие оздоровительных процедур:
по одному баллу за каждый вид лечения, но не более 6 баллов
Наличие природных факторов для оказания оздоровительных услуг
Наличие современного оборудования для оздоровительных процедур (не менее 40% от общего кол-ва оборудования с датой изготовления не более пятилетней давности)
Наличие кабинетов бальнеогрязевых процедур
по одному баллу за каждую процедуру, но не более 6 баллов
Наличие кабинетов процедур талассотерапии
по одному баллу за каждую процедуру, но не более 6 баллов
Наличие кабинетов прочих оздоровительных процедур
по одному баллу за каждую процедуру, но не более 6 баллов
Квалифицированная медицинская помощь (консультации) врача-специалиста
*(10) Требование не является обязательным для гостиниц и других средств размещения с количеством номеров менее 50;
*(11) При наличии ресторана (кафе, бара и пр.), кроме домов отдыха, пансионатов и других аналогичных средств размещения;
*(12) Требование не является обязательным при использовании аварийного энергоснабжения;
*(13) В районах, где отсутствует гарантия качества питьевой воды;
*(14) Требование не является обязательным в случае невозможности установки лифта по техническим причинам (при наличии документального подтверждения). При отсутствии лифта обеспечивается бесплатная доставка багажа;
*(15) Требование не является обязательным для коттеджей, домов отдыха, пансионатов и других аналогичных средств размещения;
*(16) В домах отдыха, пансионатах и других аналогичных средствах размещения допускается наличие внутренней телефонной связи или кнопки вызова обслуживающего персонала;
*(17) Районы, расположенные в южной климатической зоне;
*(18) Требование не является обязательным при наличии индивидуальных сейфов в 100% номеров;
*(19) Для гостиниц и других средств размещения с количеством номеров менее 50;
*(20) Для всех категорий гостиниц и других средств размещения при отсутствии лифта (см. раздел 2 «Лифт в здании»);
*(21) Для гостиниц и других средств размещения, расположенных в курортной местности.