получения номера для электронных накладных

Пошаговый алгоритм внедрения электронных накладных от МНС в помощь рознице

Субъекты хозяйствования, которые осуществляют оборот товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, будут обязаны использовать ТН (ТТН) в виде электронных документов, если средство идентификации нанесено непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации).

Кроме того, электронные накладные нужно использовать при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (абз. 2 ч. 1 п. 14 Положения о системе прослеживаемости).

Для организаций и ИП, осуществляющих розничную торговлю, это, в частности, означает, что поступать от поставщиков такие товары будут по электронным накладным. Соответственно, рознице нужно будет внедрить использование таких документов в свою деятельность.

МНС предложило два алгоритма:

1) для предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию молочной продукции;

2) для предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости (за исключением молочной продукции).

Напомним, что такая молочная продукция, как сыры и мороженное, включены в перечень продукции, подлежащей маркировке средствами идентификации, уже с 08.07.2021 п. 6 и 8 приложения 2 к Постановлению N 1030).

Первый алгоритм вкратце выглядит так:

1. Проанализировать ассортимент реализуемой молочной продукции на предмет:

— сроков введения обязательной маркировки средствами идентификации;

— перечня поставщиков такой продукции.

2. Опросить поставщиков реализуемой молочной продукции на предмет планируемого ими способа нанесения средства идентификации на товары: с использованием или без использования полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты.

При этом обращается внимание, что поставщики молочной продукции, произведенной (поставляемой) в (из) России, обязаны использовать только электронные накладные.

3. Получить GLN, присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

4. Получить ЭЦП для лица/лиц, осуществляющих приемку товаров и подписание накладных, если ЭЦП для таких лиц отсутствуют.

5. Определить EDI-провайдера, с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ним договор.

6. Подготовить рабочее место и наладить информационное взаимодействие между учетной системой, применяемой предприятием, с информационной системой электронного документооборота EDI-провайдера (при необходимости).

Источник

Электронные накладные 2021: право или обязанность?

Порядок перехода на электронные ТТН (ТН) долгое время был добровольным, и они применялись вместо обычных бумажных накладных только по обоюдному желанию как поставщика (грузоотправителя), так и покупателя (грузополучателя). Однако с введением в РБ нового механизма маркировки товаров, а также системы прослеживаемости, подход к применению электронных накладных кардинально поменялся. Так с 2021 г. изменились структура и формат электронных накладных, а для многих организаций их оформление стало обязательным.

Примечание
Под электронными накладными понимаются:
— ТТН и ТН в виде электронных документов (далее — электронная ТТН и электронная ТН соответственно);
— электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров, подлежащих прослеживаемости, в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, и (или) иностранного гражданина, и (или) лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность (п. 7 приложения к Указу N 496).

На сегодняшний день законодательство устанавливает, что вместо бумажных ТТН (ТН) организации должны использовать обязательные электронные накладные при обороте:

1) товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации (СИ) (п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации N 243 );

2) товаров, подлежащих прослеживаемости (п. 14 Положения N 496 ).

Электронные накладные по товарам, маркированным незащищенными СИ

Примечание
В соответствии с Перечнем N 1030 обязанность составлять электронные накладные в 2021 году возникает при обороте маркированных незащищенными СИ:
— сыра и мороженого- с 8 июля 2021 г.;
— молочной продукции сроком хранения свыше 40 суток- с 1 сентября 2021 г., а менее 40 суток — с 1 декабря 2021 г.;
— шин и покрышек пневматических резиновых новых — с 1 декабря 2021 г.;
— обуви — с 1 ноября 2021 г.

Если по товарам, включенным в Перечень N 1030, их маркировка СИ в соответствии с законодательством не производится (например, по остаткам товаров на дату введения маркировки), то и применять электронные накладные в обязательном порядке нет необходимости. В этих случаях можно по-прежнему составлять ТТН (ТН) в бумажном формате.

Не требуются электронные накладные и при применении иных, чем маркировка незащищенными СИ, способов маркирования товаров СИ. Речь идет о маркировке с использованием защищенного материального носителя либо с использованием незащищенного материального носителя с последующим нанесением на него знака защиты (п. 5 Инструкции о порядке маркировки товаров ). При обороте товаров из Перечня N 1030, промаркированных таким образом, оформление электронной накладной необязательно.

Можно сказать, что обязанность по использованию электронных накладных зависит от необходимости маркировки товаров, включенных в Перечень N 1030, а также способа нанесения маркировки.

Примечание
Следует отличать маркировку товаров унифицированными контрольными знаками (УКЗ), от маркировки товаров СИ. Обязанность составлять электронные накладные при маркировке товаров УКЗ не предусмотрена (подп. 2.1 Указа N 243, п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации N 243).

Отметим, что электронные накладные используются только между субъектами хозяйствования (подп. 1.1 Положения N 940 ). Физические лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей в РБ, к таковым не относятся. Они не имеют возможности принять и подписать электронную накладную, так как не являются в этой части участниками электронного документооборота. По разъяснениям МНС, если контрагентами организации при обороте товаров, маркированных незащищенными СИ, выступают такие физические лица, обязанность использовать электронные накладные у нее отсутствует. Следовательно, организация в таком случае по-прежнему будет оформлять бумажные ТТН (ТН).

Требование об обязательном оформлении электронных накладных распространяется на все организации. Использовать электронную накладную вместо обычной ТТН (ТН) в бумажном формате они должны при любой операции, относящейся к обороту товаров, маркируемых незащищенными СИ. При этом, под оборотом таких товаров понимается их ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля (п. 10 приложения 3 к Указу N 243).

За отсутствие в обязательных случаях электронных накладных установлена административная ответственность: штраф в размере 50% от стоимости предмета административного правонарушения (суммы выручки, полученной от реализации товаров) (ст. 13.12 КоАП). С учетом разъяснений МНС до 01.09.2022 эта ответственность применяться не будет. Вместе с тем принимать исчерпывающие меры по переходу к использованию электронных накладных организация по-прежнему должны — мораторий на применение ответственности не освобождает их от этой обязанности (письмо МНС N 8-2-10/04440).

Электронные накладные при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости.

Организации обязаны использовать электронные накладные по товарам, включенных в один их перечней:

— перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами — членами ЕАЭС. На данный момент такой перечень пока не утвержден;

— перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости. Для попавших в этот перечень товаров (холодильников и морозильников бытовых, шин и покрышек пневматических резиновых новых) обязанность составлять электронные накладные, также как и прослеживаемость, вводится с 1 декабря 2021 г. (подп. 2.1 Указа N 496 ).

Необходимость составлять электронные накладные возникает при осуществлении организацией операций, связанных с оборотом включенных в указанный перечень товаров.

Примечания
К операциям, связанным с оборотом товаров, относятся (п. 1 Перечня терминов и определений ):
— отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств — членов ЕАЭС;
— отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств — членов ЕАЭС;
— использование в производстве и (или) транспортировка товаров.

При этом установлен ряд случаев, когда по оборотам товаров, подлежащих прослеживаемости, электронные накладные составлять необязательно. Например, при обороте товаров, используемых в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках, товаров, являющихся безвозмездной (спонсорской) помощью. Это операции по отпуску и получению товаров, не связанными с предпринимательской деятельностью и получением доходов, а также операций, осуществляемые за счет госсредств либо имеющие строго целевое назначение (п. 17 Положения N 496).

Если составление обязательных электронных накладных будет невозможно по объективным причинам, не зависящим от организации, в качестве исключения разрешается составить ТТН (ТН) на бумажных носителях. Однако в течение 5 рабочих дней с момента устранения неполадок, необходимо будет оформить и электронные накладные (п. 18 Положения N 496).

За отсутствие в обязательных случаях электронных накладных установлена административная ответственность: штраф в размере 50% от стоимости предмета административного правонарушения (суммы выручки, полученной от реализации товаров) (ст. 13.12 КоАП). Отметим, что моратория на применения таких мер ответственности по товарам, подлежащим прослеживаемости, аналогичного применяемому до 01.09.2022 г. по маркировке товаров, на данный момент не предусмотрено. Возможно, особенности применения мер ответственности за отсутствие электронных накладных в этом случае будут установлены позже.

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Пошаговый алгоритм внедрения электронных накладных розничной торговлей

МНС подготовило рекомендации по внедрению организациями розничной торговли электронных накладных на товары, подлежащие маркировке и (или) прослеживаемости, за исключением молочной продукции.

Пошаговый алгоритм действий предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости (за исключением молочной продукции), по внедрению электронных накладных

1. Проанализировать ассортимент реализуемой продукции на предмет включения ее в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости.

Справочно. Перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250

Перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определен в приложении 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2011 № 1030 (в редакции, вступающей в силу с 8 июля 2021 г.).

2. Опросить поставщиков реализуемых товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на предмет планируемого ими способа нанесения средства идентификации на товары:

без использования полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты;

с использованием полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты.

Справочно. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 10 июня 2011 г. № 243 (в редакции, вступающей в силу с 8 июля 2021 г.) при выборе первого способа нанесения средства идентификации (без использования полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты) всем участниками оборота такой продукции (в том числе организациям розничной торговли) обязательно использование электронных накладных.

Важно. Поставщики товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости, произведенных (поставляемых) в (из) Российской Федерации, обязаны использовать только электронные накладные.

Справочно. Указанный реквизит является обязательным для заполнения при составлении электронных накладных.

Получение GLN осуществляется в ассоциации ГС1 Беларуси (г. Минск, ул. Судмалиса, 22, 4 этаж, тел.: (+375 17) 298-09-13, 298-06-60, 230-89-52; факс (+375 17) 298-03-01, e-mail: info@gs1by.by, прейскурант размещен на: http://gs1by.by/).

Справочно. Пошаговая инструкция размещена по ссылке gs1by.by.

4. Получить электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП) для лица (лиц), осуществляющих приемку товаров и подписание накладных (в случае их отсутствия).

Возможно осуществить в Республиканском унитарном предприятии «Национальный центр электронных услуг» (далее – НЦЭУ) (г. Минск, пр. Машерова, 25, пом. 200, тел. (017) 311 30 00 (доб. 707)) либо в иных региональных регистрационных центрах, перечень которых размещен на сайте НЦЭУ https://nces.by/.

Справочно. Информация и справочные документы по получению ЭЦП размещены по ссылке https://nces.by/pki/.

5. Определить оператора электронного документооборота (EDI-провайдера), с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ним договор.

Справочно. В настоящее время операторами электронного документооборота (EDI-провайдерами), осуществляющими передачу и получение электронных накладных, являются 6 юридических лиц Республики Беларусь: ООО «Современные технологии торговли», ООО «Электронные документы и накладные», ООО «Информационные производственные архитектуры», РУП «Издательство «Белбланкавыд», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и ООО «Бидмартс».

Информация об аттестованных EDI-провайдерах и их контактных данных размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси по адресу: https://ids.by.

6. По результатам проведенных консультаций с выбранным EDI-провайдером подготовить рабочее место и наладить информационное взаимодействие между учетной системой, применяемой предприятием с информационной системой электронного документооборота EDI-провайдера (при необходимости).

Необходимость и порядок применения электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости установлены следующими нормативными правовыми актами:

Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» (в редакции, вступающей в силу с 8 июля 2021 г.);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496»;

Источник

Прослеживаемость товаров с 1 июля 2021 г. Что такое и как подготовиться

Работаете с импортными товарами? С 1 июля 2021 года начинает действовать национальная система обязательной прослеживаемости товаров. Прослеживаться будут импортные товары согласно утвержденному правительством перечню. Товарам будет присваиваться регистрационный номер партии товара (РНПТ). Операции с товарами согласно РНПТ с помощью электронного документооборота (ЭДО) поступают в систему прослеживаемости. В счетах-фактурах появляются новые реквизиты, а применение ЭДО становится обязательным. Ежеквартально компании обязаны отчитываться в ФНС. Штрафные санкции будут применять с 1 июля 2022 года.

О сроках поддержки прослеживаемости в решениях «1С:Предприятие 8» см. в Мониторинге законодательства.

В статье расскажем, какие товары подлежат прослеживаемости, какие отчеты и как часто необходимо сдавать, важные изменения в счетах фактурах в связи с началом прослеживаемости и как подготовиться к учету прослеживаемости.

Национальная система прослеживаемости

Прослеживаемость товаров — это система учета и хранения сведений о ввозимых товарах из других государств. Цель — контролировать ввозимые товары от импортера до покупателя, т. о. сократить долю нелегально ввозимых товаров. В 2019 году был запущен проект в качестве эксперимента. С 1 июля 2021 года для всех компаний эти требования становятся обязательными для исполнения.

Участники системы и товары, подлежащие прослеживаемости

Оператор системы прослеживаемости — ФНС России.

Кто участники — все организации и предприниматели на любой системе налогообложения, у которых есть операции с прослеживаемыми товарами. А также все посредники: комиссионеры и агенты, ведущие такие операции.

Товары. Полный список товаров утверждается. В эксперименте участвовали холодильники, автопогрузчики, бульдозеры, стиральные машины, мониторы, электронные интегральные схемы, детские коляски и детские сидения безопасности. Более полная и точная информация в Постановлении Правительства.

Компаниям, которые затрагивает вводимая система прослеживаемости, с 1 июля начинают указывать в первичных документах реквизиты прослеживаемости и предоставлять в налоговые органы сведения об операциях. Поэтому для компаний изменяется порядок предоставления первичных документов, появляется обязанность уведомлять об операциях с прослеживаемыми товарами и сдавать новые отчеты в ФНС.

Изменения в документах и учете

Регистрационный номер партии товара (РНПТ). Каждой партии прослеживаемых товаров в Россию при ввозе присваивается РНПТ. С помощью этого номера ФНС контролирует движение импортных товаров. Регистрационный номер теперь появляется в первичных документах: счетах-фактуры, документах отгрузки, а также в отчете об операциях и декларации по НДС.

При ввозе товаров из стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) компании-импортеры обязаны в течение 5 дней с даты принятия товаров на учет уведомить ФНС, которая формирует на каждую партию РНПТ.

При ввозе товаров из других стран компании формируют РНПТ самостоятельно на основании регистрационного номера таможенной декларации и номера партии товаров.

Компании при совершении покупки/продажи прослеживаемых товаров предоставляют друг другу электронные документы с указанием РНПТ. Компании, которые являются плательщиками НДС, предоставляют счета-фактуры. Компании, которые не являются плательщиками НДС обмениваются отгрузочными документами.

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) и в «1С:Управление нашей фирмой» отражать операции с прослеживаемыми товарами с 01.07.2021 — в частности, получать РНПТ при ввозе прослеживаемых товаров из ЕАЭС и третьих стран и др., — см. в новом справочнике «Прослеживаемость товаров».

Документы через ЭДО поступают в систему прослеживаемости.

Электронный документооборот (ЭДО) обязаны применять все участники системы прослеживаемости с 1 июля 2021 г. согласно ФЗ от 09.11.2020 № 371-ФЗ и ст. 169 НК РФ.

Компании через ЭДО обязаны передавать в ФНС отчеты и информацию об остатках товаров.

Также ЭДО используются участниками для обмена между собой первичными документами.

Об электронном документообороте в 1С электронными счетами-фактурами, первичными учетными документами и др. см. в разделе «Инструкции по учету в программах „1С“».

Счета-фактуры и УПД

В порядке исключения можно выставлять бумажные счета-фактуры при следующих операциях:

УПД аналогично счетам-фактурам содержат реквизиты прослеживаемости:

УПД оформляется и передается в электронном виде через ЭДО. Исключение составляют те же случаи, что и для счетов-фактур.

Отчеты, сроки, штрафы

Состав отчетов. У всех компаний: юридических лиц и ИП, совершающих операции с прослеживаемыми товарами появляется обязанность дополнительно отчитываться перед ФНС. Полный состав отчетов и порядок заполнения можно уточнить в Письме ФНС.

Уведомление о ввозе. Отчет сдают компании, которые ввозят прослеживаемые товары из стран ЕАЭС, в течение пяти дней с даты постановки товаров на учёт. ФНС га основании уведомления присвоит РНПТ на каждую партии и сообщит по ТКС.

Уведомление об имеющихся остатках. Отчет должны предоставить компании, у которых есть прослеживаемые товары и они собираются их реализовать. Например, компания до 1 июля 2021 года приобрела и использовала мониторы в своей деятельности. После 1 июля 2021 года решила продать старые и купить новые. Перед продажей необходимо оформить уведомление об остатках.

Уведомление о перемещении. Отчет сдают компании, которые вывозят прослеживаемые товаров из РФ в государства ЕАЭС. Сдается в течении пяти дней с даты отгрузки товара.

Отчёт об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, сдают все компании ежеквартально, начиная с 3 квартала 2021 года не позднее 25 числа месяца, который следует за истекшим отчетным периодом. Отчет сдается в электронной форме. Указываем полную информацию о приобретении, реализации и передаче прослеживаемых товаров, в том числе через агента или комиссионера.

Штрафные санкции за нарушение начнут действовать с 1 июля 2022 года.

Подготовка к учету прослеживаемости

1. Подключение к ЭДО. Применение ЭДО становится обязательным для работы с прослеживаемыми товарами. Если еще не работаете с электронными документами, то можно быстро подключиться к 1С-ЭДО. Этот сервис уже работает с типовыми программами 1С и можно обмениваться электронными документами непосредственно из учетной программы.

2. Инвентаризация остатков и получение РНПТ. Проверьте свои товары в списке прослеживаемых с помощью ТН ВЭД. Если у вас на складе до 1 июля 2021 г. есть товары, подлежащие прослеживаемости, то посчитайте количество и сверьте остатки. Отправьте в налоговую уведомление об остатках для получения РНПТ. Сделать это нужно до реализации товаров. При продаже уже необходимо будет указать полученные РНПТ. Для дальнейшей работы удобно в справочнике номенклатуры сгруппировать товары по ТН ВЭД. Для каждой позиции поставьте признак прослеживаемости и заполните страну происхождения.

3. Подключение к системе электронной отчетности. Отчитываться перед налоговой необходимо тоже в электронном виде. Для пользователей 1С удобно подключиться и использовать 1С-Отчетность. Этот сервис уже встроен в программы 1С, отчеты заполняются автоматически и можно сдавать непосредственно из учетной программы.
В программе 1С:УНФ будут реализованы все операции по оперативному учету товаров, подлежащих прослеживаемости. Для отчетности ежеквартально по прослеживаемым товарам рекомендуем использовать 1С:Бухгалтерию.

Итоги

Новые условия работы в системе прослеживаемости затронут все компании и предпринимателей, работающих импортными товарами согласно утвержденному перечню. Не имеет значения ни форма собственности, ни система налогообложения, ни собственник ли вы товара, либо посредник.

Стала обязательным применение ЭДО, первичными документами обмениваемся только в электронном виде, документы получили новые реквизиты.

Система прослеживаемости уже начинает работать с 1 июля 2021 г, первую отчетность сдаем за 3 кв. 2021 года. Штрафные санкции начнут применять с 1 июля 2022 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *