по какому номеру вызывают врача
Если у вас коронавирус: отвечаем на 10 главных вопросов о правах пациентов при заражении COVID-19
Вместе с экспертами по ОМС мы изучили действующие рекомендации для врачей и органов здравоохранения.
Количество заразившихся коронавирусом растет, число запросов о ковиде в поисковых системах увеличивается, а получить достоверные ответы на некоторые вопросы не так-то просто.
На этой неделе нехваткой доступной информации о лечении COVID-19 возмутилась на своей странице в соцсетях главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Тут же последовал ответ замминистра здравоохранения Олега Салагая. Представитель Минздрава пояснил, что все подробности о диагностике, терапии, реабилитации после ковида и т.д. можно найти в соответствующих рекомендациях ведомства. Однако документ это объемный, сложный, предназначенный в первую очередь для медиков и органов здравоохранения.
Мы изучили обновленную версию методички Минздрава вместе с кандидатом медицинским наук, экспертом по обязательному медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергеем Шкитиным. В этом материале вы найдете ответы на 10 главных вопросов, которые чаще всего возникают у заразившихся коронавирусом и их близких.
1. При каких симптомах к пациенту на дом обязан прийти врач из районной поликлиники?
Врача на дом можно вызвать, если есть повышение температуры — выше 37,2 градуса и/или признаки ОРВИ: кашель, заложенность носа, затрудненное дыхание, одышка, боли в груди, слабость, головная боль, потеря обоняния.
Кроме того, есть условия, когда вызов врача на дом при таких симптомахне просто желателен, а строго необходим. Это:
! Обязательно сообщите об этих фактах, вызывая врача.
2. В течение какого времени должен прийти участковый терапевт из «районки»?
По законодательству врач, вызванный на дом, должен прийти в течение 24 часов.
3. Когда звонить в «скорую»?
Сегодня диспетчеры службы скорой медицинской помощи (СМП) занимаются распределением вызовов. Поэтому сюда можно звонить, если чувствуете, что состояние ухудшается, а ждать врача на дом еще долго. Либо сразу при появлении тяжелых симптомов: температура выше 38,5 градусов, боли в груди, чувство нехватки воздуха и т.д.
При поступлении вызова на пульт СМП оператор проводит опрос позвонившего. Кроме жалоб важно сразу назвать свой возраст, сопутствующие болезни и сообщить, если были контакты с зараженными коронавирусом. По итогам опроса принимается одно из трех решений:
4. Что должны сделать прибывшие медики?
По правилам осмотр пациента включает:
5. Когда и у кого должны взять мазок из носоглотки на коронавирус?
В Методических рекомендациях Минздрава сказано, что подозрительным на COVID-19 считается случай, когда у пациента температура выше 37,5 °C и есть один или более из следующих признаков: кашель (сухой или со скудной мокротой), одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, уровень кислорода в крови ≤ 95%, боль в горле, заложенность носа, нарушение или потеря обоняния, конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь – при отсутствии других известных причин для таких симптомов (скажем, отравления, обострения давней хронической болезни и т.п.).
Кроме того, по правилам обязательно должны брать мазок на коронавирус:
Забор анализа проводит выездная бригада медицинской организации. Либо врач поликлиники при первичном осмотре, если есть подозрения на covid- инфекцию (см. выше).
Результаты анализа должны сообщить пациенту в разумный срок, ориентировочно в течении 2-3 суток.
6. Когда и как сдается анализ крови?
Необходимость проведения лабораторных исследований крови определяется врачом. В методичке Минздрава сказано, что при легком течении COVID-19 и лечении пациента на дому, как правило, не требуются ни анализ крови, ни лучевая диагностика (рентген, компьютерная томография, УЗИ). Если пациента госпитализируют — в основном, начиная со среднетяжелого состояния, то при госпитализации должны сделать общий анализ крови и биохимический анализ крови.
Если больного оставляют лечиться на дому, сажают на режим изоляции и врач считает необходимым лабораторное исследование крови (в частности, при сопутствующих хронических болезнях), то для забора анализа должна прибыть выездная бригада поликлиники.
Как определяется степень тяжести COVID-19
! Легкое течение
— частота дыхания > 22/мин
— одышка при физических нагрузках
— изменения при КТ/рентгенографии: объем поражения минимальный или средний (КТ 1-2)
— уровень С-реактивного белка в крови >10 мг/л
! Тяжелое течение
— частота дыхания > 30/мин
— нестабильная гемодинамика: систолическое (верхнее) артериальное давление менее 90 мм рт.ст. или диастолическое (нижнее) давление менее 60 мм рт.ст.)
— объем поражения легких значительный или субтотальный (КТ 3-4)
— снижение уровня сознания, ажитация.
7. Как решается вопрос о проведении компьютерной томографии легких?
Необходимость такого обследования определяет врач. При этом должны учитываться возраст пациента, наличие сопутствующих хронических болезней, жалобы, объективное состояние и клиническая картина развития пневмонии (по итогам «прослушивания» легких, измерения сатурации, частоты дыхания и т.д.).
Методичка Минздрава рекомендует назначать КТ, если есть признаки среднетяжелой формы COVID-19 (см. выше «Справку «КП»). Порядок и сроки проведения КТ определяются возможностями региональной системы здравоохранения, говорится в документе.
8. При каких симптомах больного должны госпитализировать?
Согласно Рекомендациям Минздрава, если больному поставлен диагноз COVID-19 и он лечится дома, ему полагается госпитализация при сохранении температуры ≥ 38,5 °C в течение 3 дней.
Также должны госпитализировать пациентов в состоянии средней тяжести, у которых есть любые два из следующих показателей:
* признаки пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
Кроме того, госпитализируются вне зависимости от тяжести ковида пациенты, относящиеся к группе риска, а именно:
* с сопутствующими заболеваниями и состояниями: артериальной гипертензией; хронической сердечной недостаточностью; онкологическими заболеваниями; гиперкоагуляцией; ДВС-синдромом; острым коронарным синдромом; сахарным диабетом; болезнью двигательного нейрона; циррозом печени; длительным приемом ГК и биологической терапии по поводу воспалительных заболеваний кишечника; ревматоидным артритом; пациенты, получающие гемодиализ или перитонеальный диализ; иммунодефицитными состояниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией без антиретровирусной терапии; получающие химиотерапию);
* пациенты, проживающие в общежитии, многонаселенной квартире, с лицами старше 65 лет, с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
9. В каком порядке госпитализируют больных с коронавирусом и можно ли выбрать больницу?
Госпитализация происходит по направлению участкового врача или врача «скорой». Медик запрашивает по телефону наличие свободных мест в ближайших ковидных стационарах и принимает решение, куда направить больного. Права выбора у пациента в данном случае нет.
Человека с подозрением на коронавирус или подтвержденной covid-инфекцией должны везти в больницу на машине Скорой или специальным медицинским транспортом (если направление дает участковый).
10. Что делать, если нарушаются перечисленные правила?
Можно звонить на единую «горячую линию» по коронавирусу: 8-800-2000-112; на «горячие линии», работающие в каждом регионе.
В то же время, как показывает практика, один из наиболее действенных способов – обращение к своему страховому представителю по ОМС. Напомним, страховые компании, выдающие нам полисы ОМС, занимаются бесплатным консультированием и защитой прав пациентов. Сейчас работа страховых представителей «заточена» на помощь больным, столкнувшимся с проблемами при заражении коронавирусом, рассказали «КП» во Всероссийском союзе страховщиков. Звонить в свою страховую медицинскую организацию можно в любое время суток, телефон найдете на полисе или через поиск в Интернете по названию компании.
В России создали единый телефонный номер для обработки звонков пациентов с коронавирусом
В правительстве РФ объявили о создании единого телефонного номера 122, по которому граждане смогут вызывать врача или скорую помощь при COVID-19. Это позволит решить проблему длительного дозвона в поликлиники и скорую помощь.
Чернышенко отметил, что наибольшую эффективность маршрутизации звонков удалось достигнуть в регионах, которые переходят на единый колл-центр с использованием чат-бота — например, в Иркутской, Омской и Томской областях. В правительстве приняли решение распространить эту практику во всех субъектах федерации.
В правительстве запросили в регионах информацию о потребностях по созданию и оснащению колл-центров, которые будут обрабатывать звонки по номеру 122. Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что федеральные власти готовы оказать финансовую и поддержку, но организацию колл-центров и контроль за их работой должны взять на себя регионы. В настоящий момент к инициативе подключились уже 27 регионов. Сроки реализации проекта вице-премьер не уточнил. Известно лишь, что 1 декабря будут назначены руководитель цифровой трансформации, которые должны подключиться к решению вопросов функционирования колл-центров.
В перспективе по номеру 122 можно будет вызвать не только врача или скорую помощь, но и оформить дистанционно больничный лист, заказать доставку рецептурных лекарств и решить другие вопросы, связанные с COVID-19.
Ранее, 23 ноября вступил в силу приказ Минздрава о новом порядке оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусом, которые проходят лечение на дому. Теперь заболевшие, чье состояние позволяет проходить лечение амбулаторно, смогут получить консультацию врача дистанционно, не вызывая специалиста на дом. Врачи смогут выяснять самочувствие пациентов, выписывать лечение и оценивать его эффективность, назначать обследование и оформлять электронные больничные листы. Медицинские карты будут заполняться в режиме онлайн. Получить консультацию смогут также пациенты с симптомами ОРВИ, гриппа или внебольничной пневмонии.
Платформой для телемедицины станет портал госуслуг, а также информационные технологии в сфере здравоохранения. Минздрав рекомендовал регионам обеспечить поликлиники помещениями, необходимым оборудованием и средствами связи для проведения консультаций и консилиума врачей.
Как вызвать на дом врача, скорую или неотложную помощь
1. Как вызвать скорую или неотложную помощь?
Позвоните с городского или мобильного телефона (для всех операторов):
Как правило, соединение с оператором «103» происходит в течение нескольких секунд, однако, позвонив по телефону «103» в часы массового поступления звонков, вы можете услышать информацию автоответчика: «Здравствуйте. Вы позвонили в Единый диспетчерский центр скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы, пожалуйста, не кладите трубку, мы обязательно вам ответим».
Дождитесь ответа, не бросайте трубку — в противном случае, набирая заново, вы снова окажетесь в конце очереди звонков на линию.
2. Что нужно рассказать диспетчеру при вызове скорой помощи?
3. Как вызвать врача на дом?
Для того чтобы вызвать врача-терапевта или врача-педиатра на дом, нужно иметь полис медицинского страхования.
Независимо от того, к какой поликлинике вы прикреплены, вызвать врача на дом можно только из той поликлиники, которая обслуживает адрес вашего проживания. Чтобы сделать это, нужно позвонить по телефону Единой медицинской справочной службы: 122. Служба работает ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Помимо ваших личных данных (ФИО, дата рождения) и описания симптомов приготовьтесь назвать номер полиса ОМС.
Если у вас нет полиса ОМС, но есть полис добровольного медицинского страхования (ДМС), Вы можете позвонить в обслуживающую вас страховую компанию и обратиться за помощью.
Без полиса ОМС вы также можете вызвать скорую или неотложную помощь или получить консультацию врача без выезда на дом, позвонив по телефону врачебно-консультативного поста службы скорой и неотложной медицинской помощи: +7 (495) 620-42-33.
4. В каких случаях следует вызывать скорую или неотложную помощь?
В первом случае по вашему вызову приедет скорая помощь (время прибытия — до 20 минут), во втором — неотложная (время прибытия — до 2 часов).
5. В каких случаях следует вызывать врача на дом?
6. В каких случаях следует обращаться в травмпункт?
В случае травмы, не представляющей угрозы для жизни, необходимо самостоятельно обратиться за помощью в травмпункт. Медицинскую помощь в травмпунктах оказывают бесплатно, независимо от наличия страхового медицинского полиса.
7. Как получить консультацию врача без выезда на дом?
Если вам необходимо получить консультацию врача без выезда на дом, или вы не можете самостоятельно оценить, является ли ситуация экстренной и представляет ли угрозу для жизни, позвоните:
«112» или «122» Куда звонить?
Номера телеф онов «112» и «122» очень легко спутать. Всего одна цифра, а такая большая разница.
В Службу 112 Москвы часто звонят люди, чтобы вызвать врача на дом или записаться к врачу в поликлинику, спрашивают, где провести тест на коронавирус или антитела, как поменять полис ОМС и т.п. Однако, по этим вопросам можно и нужно обращаться в Единую медицинскую справочную службу города Москвы по номеру «122», так как он был создан специально для этого.
По номеру «122» можно:
— вызвать врача на дом;
— записаться к врачу в поликлинику, отменить или перенести запись;
— записаться на исследование и анализы, отменить или перенести запись;
— получить справочную информацию.
Если звоните с городского телефона, то необходимо набрать +7 (495) 122-02-21.
В ситуациях, когда номер «122» не отвечает, можно обратиться непосредственно по номеру Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) Департамента здравоохранения города Москвы +7 (495) 539-30-00.
Узнать адреса и телефоны пунктов вакцинации, записаться на вакцинацию от коронавирусной инфекции, а также узнать другую информацию о Covid-19 можно на портале mos.ru.
Номер «112» создан для вызова экстренных служб в ситуациях, угрожающих жизни, здоровью и имуществу граждан.
По номеру «112» можно вызвать:
— скорую медицинскую помощь;
— пожарных и спасателей;
— газовую и другие аварийные службы.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Вызов врача на дом из поликлиники по телефону
Любой гражданин при появлении симптомов болезни может записаться к участковому терапевту и приехать на осмотр. В некоторых случаях врача можно вызвать на дом – эффект от этой процедуры не будет отличаться от самостоятельной поездки в медицинское учреждение.
Когда стоит вызывать
Основная причина вызова врача на дом (как и в случае звонка в службу медицинской помощи) – проблемы со здоровьем. Чаще всего они проявляются в виде симптомов – кашель, боль в горле, высокая температура, проблемы с сердцем.
Если они напрямую не угрожают здоровью человека – можно дождаться приезда врача вечером или на следующий день – требуется вызвать врача на дом. Также стоит учитывать, что одна из причин данной процедуры – невозможность приехать в больницу самостоятельно. Это проявляется в очень плохом состоянии здоровья, невозможностью передвигаться (сильный ушиб или перелом) или риском распространить эпидемию из-за возможного инфекционного заболевания.
После вызова врача на дом, специалист приезжает не сразу же (в этом основное отличие «неотложки» от скорой медицинской помощи), а исходя из графика работы. Чаще всего доктор в первую смену принимает пациентов в больнице, а во вторую отправляется на вызовы, приходящиеся с его участка. В некоторых случаях специалист может приехать утром, а после обеда поехать непосредственно в медучреждение. Во время вызова дата приезда будет сообщена пациенту.
Способы вызова
Для вызова врача на дом необходимо обратиться в медицинское учреждение. Самое главное, что необходимо иметь – полис обязательного медицинского страхования. Без него можно воспользоваться полисом добровольного медицинского страхования, но звонить тогда придется в частную клинику из списка, который указан в договоре со страховой компанией.
Из поликлиники
Самый простой способ вызвать врача на дом – обратиться в поликлинику. Это можно сделать только с тем учреждением, к которому прикреплен пациент. Для вызова специалиста необходимо найти номер больницы, а затем позвонить по нему и передать диспетчеру всю необходимую информацию. Вызов будет принят в рабочее время в будние.
Также можно обратиться в службу скорой медицинской помощи по номеру «03», «103» или «112». После разговора с диспетчером, сотрудник примет решение – необходим ли немедленный приезд бригады СМП или в ближайшее время согласно рабочему графику на дом пациенту приедет участковый врач.
Без прописки
Отсутствие прописки не является преградой для получения медпомощи. Согласно закону от 2011 года, любой гражданин РФ может обратиться в поликлинику и вызвать врача на дом. Для этой процедуры необходим только полис обязательного медицинского страхования.
Доктор приедет из ближайшей к месту фактического проживания поликлиники. Второй вариант – заранее приобрести полис добровольного медицинского страхования и при необходимости обращаться в страховую компанию для вызова врача.
Что нужно сообщить
Диспетчеру или сотруднику регистратуры необходимо максимально спокойно и четко объяснить причину вызова. Потребуется рассказать следующее:
Самое главное – максимально четко рассказать об угрозе здоровью. Не следует гиперболизировать имеющиеся симптомы – это не ускорит приезд врача. Также будет не лишним уточнить у оператора – какие процедуры можно провести во время ожидания специалиста. Диспетчер или сотрудник регистратуры даст несколько советов, а также скажет время приезда доктора.
Номера телефонов
Самый простой способ для вызова врача – позвонить по номерам телефона «03», «112» или «103». В некоторых случаях во время звонка можно услышать голос автоответчика. В таком случае необходимо дождаться ответа оператора, повторный звонок приведет к тому, что ответа придется дожидаться очень долго.
Москва
При отсутствии полиса обязательного медицинского страхования или для получения консультации по лечению без приезда специалиста, можно обратиться по номеру телефона врачебно-консультативного поста службы скорой и неотложной медицинской помощи: +7 (495) 620-42-33. Также можно обратиться в единую справочную службу города Москва 8 (495) 777-77-77.
ПодМосковье
Вызов врача в Подмосковье ничем не отличается от аналогичной процедуры в самой столице. Требуется позвонить по номерам телефона «03», «103», «112». Второй вариант – обратиться непосредственно в поликлинику, к которой прикреплен пациент или в частную клинику.
Единый номер
Единым номером для вызова врача на дом в Российской Федерации является «103». В Москве также можно позвонить по номеру телефона 8-499-251-83-00 и 620 41 40 – информационная линия Департамента здравоохранения Москвы.
В области с недавних пор работает единый многоканальный телефон — 8-800-550-50-30. С его помощью можно не только вызвать специалиста на дом, но и узнать о наличии лекарственных препаратов, а также записаться в поликлинику или встать в очередь ожидания на приобретение медикаментов.
Платные аналоги
Система здравоохранения в Российской Федерации развита достаточно хорошо – любой гражданин обязан иметь полис обязательного медицинского страхования. Этот документ гарантирует, что любое обращение к доктору или вызов СМП оплачивается из фонда социального страхования.
В некоторых случаях обращение в частные клиники более предпочтительно. Основная причина – наличие у гражданина полиса добровольного медицинского страхования, который оплачивает обращения в платные медучреждения из определенного перечня (он указан в договоре). Вторая причина – более высокая квалификация специалистов и более новое и качественное оборудование для оказания помощи. Вызвать врача на дом рекомендуется из следующих частных клиник.
Название | Телефон | Официальный сайт | График работы | Стоимость консультации дому, рублей |
Медси | +7 (495) 021-47-02 | medsi.ru | Ежедневно, с 8 до 21 часа | От 3850 в пределах МКАД** |
СМ-Клиника | +7 (495) 292-86-48 | www.smclinic.ru | Ежедневно, круглосуточно* | От 3500 |
МедЦентрСервис | +7 (495) 152-80-38 | www.medcentrservis.ru | Ежедневно, круглосуточно* | От 3500 в пределах МКАД** |
ABC медицина | +7 495 223 38 83 | abc-medicina.com | Ежедневно, круглосуточно* | 2800 в пределах МКАД** |
Добромед | +7 (495) 045-53-03 | dobromed.ru | Ежедневно, с 8 до 21 часа | 3400 в пределах МКАД** |
*Звонок принимается круглосуточно, однако приезд врача зависит от графика работы частной клиники, обычно это происходит с 7 до 22 часов без выходных.
**В случае поездки доктора за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги, к стоимости добавляется порядка 50 рублей за каждый километр пути. Тем не менее, в крупных районах Подмосковья могут находиться филиалы крупных частных клиник и работать собственные сети медклиник, в таком случае стоимость не будет выше.
Приехавший специалист на месте проведет все необходимые процедуры для проверки состояния здоровья – соберет анамнез, измерит температуру и давление, а также проверит ряд симптомов – состояние горла, наличие насморка, дыхание и кашель. При необходимости дома может быть взята электрокардиограмма (за это необходимо заплатить дополнительно).
После всех необходимых терапевтических процедур, будет назначено лечение, при необходимости выписаны рецепты и даны рекомендации по последующему выздоровлению. Через некоторое время необходим повторный приезд специалиста (обычно повторная процедура стоит меньше, чем первая). В случае улучшения состояния, можно самостоятельно добраться до частной клиники – прием в медучреждении в 1,5-2 раза дешевле, чем аналогичная процедура на дому.
Основное преимущество вызова доктора из частной клиники – более качественное и быстрое обследование – специалист приезжает достаточно быстро, в отличие от государственных медучреждений. Единственный минус – стоимость данной процедуры. Но полис добровольного медицинского страхования может решить данную проблему.
Заключение
Вызов доктора – достаточно простая процедура, необходимая при проблемах со здоровьем, когда пациент не может самостоятельно добраться до медучреждения. Благодаря развитой медицине, обратиться можно не только в государственную, но и в частную клинику. Итог этого будет одинаков независимо от выбора конкретного медучреждения – грамотно назначенное лечение и выписка рецептов на необходимые медикаменты.