пилоты борта номер 1 россии
Бывший личный пилот Владимира Путина рассказал, как летает президент. Пять фактов
Генеральный директор Специального летного отряда (СЛО) «Россия», который обеспечивает авиаперевозки первых лиц страны, Константин Терещенко дал большое интервью агентству ТАСС. Терещенко проработал в СЛО 30 лет, 17 из которых был шеф-пилотом президента. Мы выбрали пять цитат бывшего личного пилота Владимира Путина о том, в каких условиях перемещается по стране и миру глава государства.
Факт № 1. Для зарубежных поездок Владимира Путина задействуют три борта.
«Когда мы летим в другие страны, нас тоже называют «борт номер один». А «основной», потому что есть основной борт, а есть резервный. С интервалом в 15–20 минут резервный должен следовать за основным бортом. В случае неисправности и посадки основного борта он должен забрать пассажиров и везти дальше.
С 1977 года стали ставить еще на вылет третий борт, который резервирует резерв. Потому что, если летят далеко, все равно два борта должны уйти. Это правило возникло, когда в Москву прилетел президент США Ричард Никсон, а Леонид Ильич Брежнев решил прокатить его на нашем Ил-62. Сели, а двигатель не запустился. Они в другой, а тот тоже сломался. После этого стали ставить основной, резерв и резерв под резерв».
Факт № 2. Техническое обслуживание и ремонт самолета президента везде и всегда проводят только свои люди.
«Еще одно очень жесткое и обязательное правило — мы проводим техническое обслуживание, ремонт только сами. Для этого в СЛО есть технический персонал. Если идет визит президента, то летит основной борт, резервный борт, передовая группа. На передовом шесть человек техперсонала, на резервном — четыре, два на основном. Бригада из восьми человек может даже весь самолет перебрать. Они к этому готовы, допущены…
В первую очередь. Мы должны работать как подводная лодка — в полной автономии! Чтобы никакие чужие руки не могли касаться нашей техники в других аэропортах. Кроме фактора безопасности, есть и другая причина. Раньше в некоторых аэропортах мира были специалисты, допущенные к обслуживанию советской техники. Сейчас же почти никто не знает наших самолетов, специалистов почти не осталось».
Факт № 3. В летном президентском отряде есть два борта с Украины.
«В СЛО есть два Ан-148 «родом» с Украины. Прекрасная машина, очень приятный салон, трехклассная компоновка. Только около двух месяцев назад оба самолета сломались. И пока починить невозможно. Потому что запчасти украинские, ремонтировать блоки нужно на Украине. Сейчас ищем пути решения, нашли в Таганроге у производителей Бе-200, которые тоже используют украинские детали, собираемся закупать такими обходными путями. Потому что украинцам тоже нужно зарабатывать. Так что сейчас проще каким-то частным фирмам находить компоненты. Мы ведь под прямыми санкциями Госдепа США.
Факт № 4. С президентского борта можно в любой момент куда угодно позвонить.
«Ил-96 оборудован всем необходимым. Есть место для отдыха. Есть место, где поработать. Есть место, где провести совещание. Зал с большим столом так и называется в компоновке — «конференц-зал», причем обладающий всеми видами связи. В любой момент руководитель может позвонить куда угодно».
«Президент — очень комфортный пассажир. Всегда спокойно относится к любой ситуации. Нет каких-то повышенных требований. Может только поинтересоваться деталями полета или уточнить, есть ли у нас проблемы. По окончании полета всегда благодарит экипаж».
«Для него есть специальная кухня, которая находится в ведении Федеральной службы охраны. Для всех остальных пассажиров бортовое питание поставляется из Внукова рестораном «Скай фуд». Бортовое питание своеобразное, там много особенностей и в приготовлении, и в хранении. Слухи о роскошном питании на борту СЛО сильно преувеличены. Бюджетные деньги расходуются достаточно экономно. Конечно, это не «голодный» рейс на лоукостере, где в лучшем случае можно выпить стакан воды, но и далеко не первый класс в авиакомпании».
Бонус — два факта о Леониде Брежневе и Борисе Ельцине:
Самолет Путина – настоящий “летающий кремль”
Каждый глава государства пользуется специальным авиационным транспортом, чтобы добираться до отдаленных точек назначения. Президент России не стал исключением. Необходимость доступности такого способа перемещения для Владимира Путина особенно важна, ведь территория страны огромна. О том, на чем летает президент знают далеко не все. Какой он – самолет Путина? Авиационный парк главы России один из самых примечательных в мире, а его основной стал борт №1.
Парк самолетов Путина
Впервые борт №1 появился в СССР у Иосифа Сталина в 1943 году. Тогда на нем глава государства прилетел на Тегеранскую конференцию. Самолет представлял собой американский C-47. Согласно некоторым источникам, Сталин использовал не оригинальную версию, а ее точную копию советского исполнения в виде Ли-2.
Когда к власти пришел Борис Ельцин, самолет решили заменить на более продвинутый Ил-96. С назначением в президенты В. Путина борт №1 менять не стали. До 2003 года глава государства летал на самолете Ил-96-300, иногда выбирая Ил-62М.
Если предыдущим президентам хватало одной машины, то новому потребовалось несколько. Он был мобильней и намного чаще посещал другие страны с официальными визитами, чего избегали его предшественники. Позднее президент получил улучшенную модель Ил-96-300ПУ. Спустя годы список авиации главы государства пополнился еще несколькими машинами.
Технические характеристики борта номер 1
Бортовой номер главного самолета президента РФ – R96016. Ил-96-300 был разработан ОАК имени Ильюшина специально для использования В. Путиным. Поэтому конструкторы уделили внимание мельчайшим деталям. При создании самолета выбирали элементы исключительно российского производства. Поэтому сердцем борта №1 стали отечественные двигатели ПС-90А, которые отличаются высокой надежностью. Они собирались особенно тщательно, благодаря чему вероятность возникновения неполадок или сбоев сводится к нулю.
Размеры борта номер один внушительны. По длине самолет вытянут на 55,35 м, а его высота составляет 17,57 м. Размах крыла достигает 60,1 м. Внутренняя площадь создает особый комфорт, все помещения занимают 391,6 м², а пассажирское отделение вытянуто по длине на 31 м от общих габаритов.
Взлетный вес для R96016 ограничен 250 т, чего вполне достаточно для авиации такого типа. Самолет может разгоняться до 900 км/ч, а его предельная дальность составляет более 9000 км. Подобные характеристики позволяют быстро и легко добраться до места назначения, оставаясь в полной безопасности.
Чем оснащен самолет Путина
Первый борт президента используется Путиным для выполнения рабочих полетов и официальных визитов довольно часто. Поэтому самолет оснащен всем, что может потребоваться человеку при длительном нахождении на борту.
В нем есть спортивный зал, большая кухня и несколько отдельных кабинетов. Это сделано не только для комфортного полета до точки назначения, но и для обеспечения условий для жизни в случае опасности, из-за которой президенту придется подняться в воздух на неопределенный срок.
Важным отличием от предыдущих бортов №1 и базовой версии самолета стало наличие нижнего трапа. Он позволяет президенту сойти с самолета даже там, где нет аэродромных служб. Такое решение оказалось бы крайне полезным при посещении Хрущевым США на Ту-114.
Интерьер самолета президента
Самолет, ставший главным во всем президентском отряде «Россия», выделяется не только своими возможностями и характеристиками. Особого внимания заслуживает внешний вид изнутри. Его интерьер проработан таким образом, чтобы находящиеся внутри гости чувствовали себя комфортно, а глава государства мог настроиться на работу и прием высокопоставленных лиц.
СМИ заявляли, что на отделку салона было потрачено много миллионов рублей. Все выполнено в едином стиле, комнаты оборудованы покрытиями из орехового шпона. Есть спортзал, помещение для отдыха, бар, кухня, столовая и туалет с душем. А также медицинский блок, где любому можно оказать экстренную помощь. В переговорной поставлен большой стол для совещаний и кожаные кресла. При необходимости президент может отдохнуть в специальной комнате на большой двуспальной кровати.
Снимки внутри самолета показывают, насколько качественно был проработан интерьер. За отделку отвечали опытные ювелиры. Считается, что на стенах коридоров и комнат висят исторические гравюры. Большая часть интерьера выполнена в светлых тонах, местами используется триколор, соответствующий цветам российского флага. Многие элементы отделаны золотом, что создает особое эстетическое удовольствие.
Строгий классический стиль всего интерьера позволяет не только наслаждаться видом самому Путину, но и произвести нужное впечатление на своих гостей. Российский президент имеет не самый большой самолет, но он считается одним из лучших по всем критериям, включая внутреннюю отделку.
Особые возможности самолета
Самолет был построен на авиационном заводе в Воронеже. При проектировании конструкторы учитывали десятки факторов, которые могли бы стать важными при эксплуатации. Ключевой возможностью, которая была реализована на авиалайнере Путина, стала уникальная радиоэлектронная начинка.
Она позволяет отправлять сообщения во время полета в любую точку мира, шифруя их сложным кодом, взломать который практически невозможно. Президент может передавать приказы на землю любым государственным структурам, но основной целью связи считаются военные на случай непредвиденного конфликта. Поэтому шифрование имеет особое значение.
Как обеспечивается безопасность
Обеспечение безопасности президента – одна из важнейших задач для государственных структур любой страны. Поэтому при создании борта №1 учитывается множество нюансов. Сделать перелеты на самолете более безопасными можно несколькими способами.
Главной защитой для него считается высокое качество машины. Отечественные конструкторы использовали наиболее прочную конструкцию и устанавливали на борту только российские детали. Это помогло добиться максимальных показателей безопасности, которые могли быть достигнуты.
Обезопасить полет также можно с помощью секретности перемещения президента. Координаты самолета, маршрут и точку назначения сообщают узкому кругу лиц. При необходимости применяется намеренная дезинформация. Подобные меры оказываются результативными, если президенту может что-то угрожать.
Сам Ил-76-300ПУ имеет дополнительные средства защиты. Специальное покрытие корпуса помогает скрыть присутствие самолета для иностранных РЛС. А автоматическое оборудование позволяет создавать помехи или дезориентировать вражеские радары, чтобы запутать и сбить со следа потенциального врага. Известно, что на борту также есть отдельная установка ПВО. Она призвана уничтожать все выпущенные по самолету ракеты.
Повышенное внимание уделяют моментам взлета и посадки. Считается, что это наиболее опасные периоды в процессе перелетов, т.к. вероятность атаки террористов возрастает. Поэтому в такие моменты диспетчеры и работники службы безопасности внимательно отслеживают перемещения людей и техники вблизи взлетающего или садящегося самолета Путина.
Специальный авиационный отряд
Подразделение, отвечающее за перевозки первых лиц государства на авиатехнике, появилось в 1956 году. Изначально оно получило название «авиаотряда особого назначения», после чего было переименовано в «авиационный отряд №235». Только в 1993 году эта структура стала называться СЛО «Россия».
В первой половине 1990 годов в состав отряда входило 65 самолетов, но уже к концу десятилетия их количество сократилось до 38-и единиц. Многие машины были проданы по минимальной цене, чтобы получить больше средств и защитить предприятие от кризиса. Позднее парк стал вновь расширяться. По словам генерального директора, оптимальным будет наличие 60-ти самолетов.
Такое количество чрезмерно большое для президента, но с помощью этой структуры летают также другие должностные лица из правительства, включая министра иностранных дел, генпрокурора, секретаря Совбеза и председателей Государственной думы и Совета Федерации. Они не имеют личного самолета и летают на том, который будет доступен в конкретный момент. Иногда авиацией пользуются правительственные делегации, для чего используется версия Ил-96-300 «Салон». На это нужно получить специальное разрешение от Владимира Путина.
Авиация специального летного отряда расположена на поле компании. Ее сгоняют туда сразу после посадки в аэропорту «Внуково-2», закрепленного за «Россией» и представляющего собой правительственный сектор. Вся территория тщательно охраняется и огорожена забором. Ее регулярно патрулируют, а попасть туда можно только со специальным разрешением через КПП. Доставляют к самолетам официальных лиц с помощью ФГБУ АТК УД Президента РФ. Эта же служба отвечает за их встречу. Под аббревиатурой скрывается название: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ.
На борту самолетов специального авиационного отряда работают лучшие специалисты. Попасть в эту структуру крайне тяжело, т.к. к будущим сотрудникам предъявляют высочайшие требования. Они касаются возраста, состояния здоровья, личных качеств и профессиональных навыков. Кандидат должен быть исполнительным, дисциплинированным и благонадежным.
Важно, чтобы он прошел все ступени своей профессии, а не сразу попал на высокую должность или перескочил через один из этапов. Только тогда у человека будут шансы попасть на работу в летный отряд. Компания отличается от гражданской режимом, схожим с военным. Даже бортпроводник не может отлучиться по соответственному желанию в рабочее время. В состав экипажа Путина входят пилоты, охрана и личная стюардесса.
Ориентировочная стоимость «летающего Кремля»
Сколько стоит самолет Путина, официальными лицами не сообщается. Базовая модель Ил-96-300 продается за 4,5 миллиарда рублей. На ней отсутствует дорогая отделка, за которую могут быть выложены десятки миллионов, не установлено дорогостоящее оборудование и не применяется специальное покрытие корпуса. Поэтому можно смело утверждать, что стоимость самолета Путина намного выше, чем цена на гражданскую модель.
Предполагается, что его приобрели для главы государства за 5,2 млрд рублей. К этому можно прибавить стоимость обслуживания и затраты на топливо, которые выливаются в круглую сумму ежегодно.
Вертолет Путина
Самолет Путина – один из самых примечательных президентских воздушных суден в мире. Он получил продвинутые системы связи и защиты. Пользуясь им, глава государства находится в полной безопасности. При необходимости «летающий Кремль» может быть заменен другим самолетом или вертолетом. Это создает высочайшее удобство и снижает риски.
Самолет Путина: какую защиту имеет летающая крепость первого лица страны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Президентский самолет – не просто так называют «бортом номер один». Данная машина получает самое современно оборудование и передовое оснащение, характеристики значительной части которого (по объективным причинам) не разглашаются. Сегодня в России в качестве основанного президентского самолета используется машина Ил-96-300. Самолет относится классу дальнемагистральных. Это означает, что при полной заправке всех баков он может пролететь до 13 тысяч километров без посадки и контакта с самолетами-заправщиками.
Очень важно то, что Ил-96 на сегодняшний день создается из отечественных комплектующих. Самолет является нерентабельным с коммерческой точки зрения, поэтому используется исключительно для государственных нужд и собирается по специальным заказам. В данный момент именно эта машина используется Владимиром Путиным для международных полетов.
Интересный факт : во время большинства полетов президентский Ил-96 сопровождают боевые истребители. Кроме того, за бортом президента всегда летает еще один запасной самолет, на тот случай, если основной (вдруг) не сможет взлететь после посадки.
Примечательной особенностью Ил-96-300 является то, что его корпус создан из специальных радиопоглощающих материалов. Это делает борт номер один менее заметным для радаров. По некоторым данным, Ил-96, используемый в качестве президентского, также оборудован системами обмана ракет (тепловыми ловушками) на самый крайний случай. Достоверно известно, что на борту имеются системы радиолокационной борьбы типа «Ртуть» и «Шпора». Нужны они для все той же защиты от летящих ракет. Кроме того, на борту имеется продвинутая система радаров, которая не позволит подлететь к президентскому самолету незамеченным.
Наконец, в самолете есть специальная спасательная капсула для главы государства и первых лиц на тот случай, если все меры противодействия ракетам будут исчерпаны.
Видео
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто летает зайцем и шикует на самолетах Путина
Президентский летный отряд тратит бюджетные средства на посторонних пассажиров
Счетная палата обнаружила, что на самолетах Специального летного отряда «Россия» летают не только высшие руководители государства. Под видом членов экипажа на борт номер один попадают люди, которые не имеют никакого права там находиться. И они не только летают за бюджетные деньги в дальние страны — питание и проживание в отелях также оплачиваются из казны. Кроме того, как выявила проверка Счетной палаты, деньги налогоплательщиков уходят на шикарные отели для пилотов и бортпроводников.
Подбросьте до Пекина
В мае 2017 года СМИ широко освещали официальный визит президента РФ Владимира Путина в Китайскую народную республику. А в ноябре 2018 Счетная палата России подготовила доклад о нарушениях в президентском летном отряде «Россия», и одно из них касалось именно рейса, приходящегося на даты визита.
На борту самолета, вылетевшего 12 мая 2017 по маршруту Внуково — Казань — Пекин — Иркутск аудиторы обнаружили совершенно постороннюю женщину: в полетном задании в строке «на борту находятся» значилась фельдшер амбулатории ФГБУ СЛО «Россия» А.В.Маркина.
К экипажу медработник никакого отношения не имела, да и сама ее поездка в Китай должным образом задокументирована не была. По данным Счетной палаты, фельдшер Маркина была направлена в Казань и Пекин для медицинского обеспечения спецрейса приказом ФГБУ СЛО «Россия», но командировочное удостоверение ей не оформлялось и суточные не выплачивались.
Аудиторы подсчитали, что из российского бюджета на проживание фельдшера в пятизвездочной пекинской гостинице KUNTAl ROYAL HOTEL с 13 по 15 мая 2017 года было потрачено 108 тыс. руб. На питание Маркиной без достаточных правовых оснований было выделено свыше 36 тыс. рублей: в ресторане в Казани по системе «шведский стол» она поела на сумму 5,6 тыс. руб., а в отеле в Пекине — на сумму 30,8 тыс. руб.
Кроме того, как отмечается в докладе контрольного органа, для допуска в контролируемую зону аэропорта Росавиация по представленным СЛО «Россия» документам выдала Маркиной удостоверение члена экипажа воздушного судна, где она значилась инспектором, которым, понятно, не являлась. Срок действия удостоверения — по 30 сентября 2021 года.
Случай с фельдшером Маркиной выглядит поразительно для непосвященных, но, оказывается, что провоз посторонних на самолетах, предназначенных для первых лиц государства, стал в СЛО «Россия» практически системой. Во всяком случае, Счетная палата приводит массу примеров таких нарушений.
Так, в феврале 2017 года на борту самолета Внуково — Пномпень — Давао — Манила — Давао — Внуково-2 оказались четыре человека, не являющихся членами экипажа — Борщ Д.Б., Кравцов А.А., Толмачев В.Ю., Чеботарев Л.И. Общая стоимость услуг по их питанию и проживанию составила 196 тыс. руб.
В ноябре 2017 года по маршруту Внуково — Дубай — Бангкок — Чианграй — Тегеран — Внуково слетал Кузьменков А.А.. Его питание и проживание обошлось бюджету в 47,3 тыс. руб.
При выполнении с 10 по 13 июля 2017 года рейса Внуково — Вена — Брюссель — Берлин — Внуково-2 на борту находился Кучеров Ю.А., не являющийся членом экипажа, на его питание и проживание из казны потрачено 76,3 тыс. руб.
Пять звезд для пилотов
Между тем, в ходе выполнения уже упомянутого рейса в Пекин в мае 2017 года, по данным аудиторов, произошло еще одно нарушение, повлекшее необоснованные траты из российского бюджета. Оно касается проживания в Китае экипажа экипажа воздушного судна Ил-96.
Счетная палата выявила, что 23 членам экипажа с 13 мая по 15 мая 2017 года были предоставлены номера в пекинской гостинице категории 5 звезд KUNTAI ROYAL HOTEL, стоимость проживания составила 2 млн 443 тыс. руб.
Между тем, Федеральным законодательством не предусмотрены предоставление и оплата экипажам воздушных судов номеров в гостиницах категории 4 и 5 звезд в аэропортах базирования и аэропортах назначения при выполнении полетных заданий.
В коллективных договорах СЛО «Россия» на 2016 и 2017 годы также оговорены условия отдыха летных экипажей «без отнесения мест проживания по классификации объектов туристической индустрии — 4 или 5 звезды».
Счетная палата РФ в октябре-ноябре 2018 года провела плановую проверку эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных Управлению делами президента РФ в 2016 — 2017 годах на обеспечение деятельности ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия». Итоги проверки изложены в акте, который имеется в распоряжении ПАСМИ. Объем документа — около 200 страниц.
Основной целью деятельности отряда является оказание услуг, связанных с авиаперевозками президента РФ Владимира Путина, главы правительства Дмитрия Медведева, спикеров палат российского парламента Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина, председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, генерального прокурора Юрия Чайки, председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, главы Администрации президента Антона Вайно и министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Основным источником финансирования СЛО «Россия» являются выделяемые из бюджета РФ субсидии.
Подробнее о скандалах в президентском летном отряде «Россия» — в подборке ПАСМИ.