первый номер журнала веселые картинки
По страницам журнала «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ»
Карандаш, главный герой, ставший символом журнала.
Среди авторов журнальных материалов были одни из лучших советских писателей и художников, среди которых были: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Владимир Сутеев,
«Весёлые картинки» были единственным изданием в СССР, на страницах которого не публиковались извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л. И. Брежнев и появилась директива опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий, в «Весёлых картинках» на фоне названия журнала это выглядело бы неуместно.
Благодаря отсутствию цензуры журнал стал первым официальным изданием, в котором публиковался советский вариант комиксов. Постоянными героями таких иллюстрированных историй стали Весёлые человечки — группа сказочных персонажей, включающая Карандаша, Самоделкина, Буратино, Чиполлино, Незнайку и других. На страницах журнала печатались сказки, приключенческие рассказы, загадки, игры и пр. В рубрике «Школа Карандаша» детей учили рисовать, в «Школе Самоделкина» — мастерить игрушки, в «Весёлой азбуке» знакомили с буквами. Журнал проводил ежегодный конкурс на лучший детский рисунок.
«Весёлые карти́нки» — советский и российский литературно-художественный детский юмористический журнал. Рассчитан на детей от 4 до 11 лет. Издаётся в Москве ежемесячно с 24 сентября 1956 года. До 1990-х годов был органом ЦК ВЛКСМ. Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Он организует досуг всей семьи, поскольку маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка.
Наряду с «Мурзилкой» был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960—1980-е годы. В начале 1980-х годов его тираж достигал 9,536 миллиона экземпляров (№ 5 1981 года).
Обложка журнала за июнь 1994 года
В 1979 году Виктор Пивоваров создал логотип журнала, состоящий из «букв-человечков».
«Весёлые картинки» в России — журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ. Свидетельство № 0110417 от 16 марта 1993 года. Распространяется по подписке в России, странам СНГ и Балтии.
Сохраняя традиции отечественной детской периодики, «Весёлые картинки» предлагают своим читателям лучшие произведения детской литературы.
В 2006 году редакция журнала «Весёлые картинки» получила Премию Москвы за подготовку номера, посвящённого 50-летию издания.
В 2012 году главному редактору Инне Антипенко была присуждена премия Правительства Российской Федерации 2012 года в области СМИ — «за создание современного издательского комплекса».
В сентябре 2016 года журнал отметил 60-летие, выпустив юбилейный номер. В нём были размещены материалы самого первого выпуска и письма читателей, присланные в адрес редакции, а сам номер был выполнен в горизонтальном формате, в котором журнал выходил в 1950-е годы.
Первый номер журнала веселые картинки
ЖУРНАЛ, НА КОТОРОМ ВЫРОСЛИ ВСЕ
Если выйти на улицу любого российского города и начать задавать прохожим вопрос: «Что такое весёлые картинки?», то почти все (или вообще все, кроме разве что иностранцев) ответят: «Это детский иллюстрированный журнал». Причём возраст не важен: правильный ответ дадут и дети, и подростки, и люди средних лет, и пожилые. Кто-то читал и рассматривал журнал в детстве, кто-то покупает или раньше покупал его для своих детей, а многие мальчишки и девчонки и сейчас смеются над весёлыми историями в «Весёлых картинках». Каждый хотя бы слышал об этом журнале. В те далёкие годы, когда в нашей стране никто не знал слова «бренд», создатели «Весёлых картинок» сделали то, о чём мечтает каждый издатель, маркетолог и рекламщик: создали суперузнаваемый бренд. Имя журнала у всех на устах уже 60 лет. Согласитесь, это выдающийся успех.
А начиналось всё так. В начале 1956 года советское руководство распорядилось развивать детскую литературу и периодику, о чём было выпущено официальное постановление. Стали появляться новые детские газеты и журналы. Ситуацией воспользовался известный карикатурист «Крокодила» Иван Семёнов, у которого как раз была идея журнала для ребят примерно от десяти лет и младше. Опытный мастер в одиночку нарисовал «пилотный» номер журнала и представил его на утверждение руководству комсомола (главной молодёжной организации Советского Союза). Идея показалась начальству симпатичной, Иван Семёнов получил «добро» на запуск нового журнала и был назначен на должность главного редактора. Как появилось название «Весёлые картинки» — доподлинно неизвестно. По одной из версий, Семёнов приехал на дачу навестить сына и застал его за рисованием. Между ними состоялся такой диалог: «Что рисуешь?» — «Картинки про то, как мы тут живём». — «Какие картинки?» — «Весёлые картинки!» Это словосочетание запомнилось Семёнову и позже стало названием журнала. По другой версии, Семёнов в 1956–1957 годах иллюстрировал книгу знаменитого английского писателя-юмориста Джерома К. Джерома. И не мог не знать, что первое русское издание этого автора 1898 года называлось «Весёлые картинки». Как бы то ни было, уже осенью 1956 года вышел первый номер «Весёлых картинок», о которых вскоре узнала вся страна.
Журнал стал сразу выходить большими тиражами, но даже их не хватало на всех желающих. Советские дети с первых же номеров полюбили «Весёлые картинки», и подписка на журнал стала желанным подарком, а в газетных киосках его сметали за считанные часы. В чём же был секрет такой популярности? Почему у Ивана Семёнова и его коллег получился такой успешный проект, выражаясь современным языком?
Причин несколько. В первую очередь это личность главного редактора и собранная им команда художников. Семёнов не только сам был выдающимся мастером книжной и журнальной графики, признанным карикатуристом, но и умел привлекать к своему делу другие таланты. С журналом сотрудничали лучшие мастера того времени. Причём опытный главред приглашал в журнал как корифеев жанра, состоявшихся художников (таких как Константин Ротов, Аминадав Каневский, Владимир Конашевич, Владимир Сутеев, Юрий Васнецов), так и молодых (Михаил Битный, Виктор Чижиков, Виталий Стацинский). Это сочетание опыта, годами отточенного мастерства и молодого задора, фантазии сделали журнал уникальным, узнаваемым, придали ему собственное неповторимое лицо.
«Весёлые картинки» были журналом новаторским. Прежде всего из-за нового для того времени жанра — комикса, который активно продвигали Семёнов и его команда. В каждом номере журнала было по нескольку длинных историй с несколькими персонажами, которые обменивались репликами, напечатанными внутри «пузырей» — облачков со словами. Эта форма привычна современным детям (отметим, что взрослые её тоже любят), а тогда это было свежей новинкой, которая сразу всем понравилась. Ещё одно новаторское решение, полюбившееся маленьким читателям, — альбомная (горизонтальная) ориентация журнала, который из-за этого был похож на художественный альбом. Уже одним этим «Весёлые картинки» выделялись на фоне остальных журналов, обращали на себя внимание. И художникам так было удобнее заполнять страницы своими рисунками.
Семёнов и другие художники журнала придумали целую компанию «сквозных» персонажей, которые веселили читателей из номера в номер. Это знаменитый «Клуб Весёлых человечков» — Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино. Ребята ждали новых встреч с забавными человечками, и выход каждого нового номера становился настоящим праздником.
В журнале сложилась прекрасная атмосфера. Здесь поощрялись талант, юмор, выдумка, неожиданные решения. В редакции постоянно слышался смех, между сотрудниками были дружеские отношения. Художник Леонид Сергеев вспоминает атмосферу «Весёлых картинок» такими словами: «Потрясающий мир художников-юмористов, клан неисчерпаемых выдумщиков и едких насмешников. Этот клан можно представить в виде облака с электрическим полем юмора, попадая в которое невольно трясёшься от смеха». А Константин Ротов, один из столпов журнала, говорил так: «Крокодил» — мой долг, а «Весёлые картинки» — моя любовь».
Отчасти эта атмосфера была связана с таким удивительным фактом: «Весёлые картинки» были единственным в Советском Союзе печатным изданием, которое не проходило цензуру, которая в те времена была строго обязательной для всех. Каждый журнал, газета, брошюра, книга, прежде чем отправиться в типографию, проходили проверку на благонадёжность. «Весёлые картинки» были единственным исключением. Конечно, партийное и комсомольское руководство контролировало журнал, но по сравнению с другими изданиями давление сверху было минимальным. И авторы журнала чувствовали себя достаточно свободно.
А ещё в журнале совсем не было скучных нравоучений. Вернее, совсем никаких не было. Люди, которые делали «Весёлые картинки», не стремились поучать и воспитывать своих читателей. Они просто хотели смешить ребят, рассказывать и показывать им что-то забавное и интересное. Дети всегда очень тонко чувствуют такие вещи, и эта тональность разговора им очень нравилась.
Вот так и получился популярнейший детский журнал, тираж которого в начале 80-х годов прошлого века достигал фантастических по нынешним временам девяти с половиной миллионов экземпляров. Сейчас, конечно, такие тиражи невозможны, этому есть объективные причины. Но и сегодня, в совершенно другое время, чем 60 лет назад, и в совершенно других условиях, «Весёлые картинки» продолжают радовать юных читателей по всей нашей стране.
В этом издании мы хотим познакомить вас с тем, как журнал начинался, вставал на ноги. Это было хорошее, весёлое время — вторая половина 50-х годов бурного прошлого века: время обновления жизни в стране и во всём мире; время надежд, изобретений, новаций. И частью этого времени были «Весёлые картинки».
Дмитрий Данилов, отрывок из книги «Весёлое детство «Весёлых картинок»/
«ВЕСЁЛЫМ КАРТИНКАМ» – 60!
26 сентября 1956 года вышел в свет первый номер популярнейшего детского журнала «Весёлые картинки». Идея появления «Весёлых картинок» принадлежала Ивану Семёнову – популярному карикатуристу журнала «Крокодил». Он и стал первым главным редактором «Весёлых картинок». Семёнов привлёк к работе известных художников и писателей: Аминадава Каневского, Алексея Лаптева, Константина Ротова, Корнея Чуковского, Агнию Барто, Сергея Михалкова, Владимира Сутеева…
В честь выхода первого номера журнала Самуил Маршак написал не просто стихотворение, а оду!
А название «Весёлые картинки» появилось неожиданным и забавным образом. Летом 1955 года Иван Семёнов приехал за город проведать сына Володю. Мальчик что-то старательно вырисовывал в своём альбоме. «Что там?» – заинтересовался отец. «Картинки про то, как мы здесь живём!» – «А какие картинки?» – «Весёлые!» – воскликнул сын.
Карандаша – главного героя «Весёлых картинок», ставшего символом журнала, – тоже придумал и нарисовал Иван Максимович Семёнов. А вскоре на страницах журнала появились и остальные Весёлые человечки: Самоделкин, Незнайка, Петрушка, Буратино, Чиполлино, Гурвинек и Дюймовочка.
Первоначально «Весёлые картинки» имели горизонтальный формат; журнал был похож на альбом для рисования. Большая часть страниц была заполнена выразительными рисунками-историями с краткими репликами, размещёнными в «пузырях» (такие истории в картинках теперь называют комиксами).
В 1977 году во главе журнала стал Рубен Варшамов – известный иллюстратор. Сохраняя лучшие традиции «Весёлых картинок», он стал активно работать над дизайном журнала, менял макеты обложек, «играл» с форматом. Номер «Весёлых картинок» раскладывался в огромный лист-игру с рисунками, внутри издания появлялись оригинальные вкладки, приложения. Рубен Варшамов был открыт для всего нового, неординарного, активно привлекал к работе в журнале молодых художников и литераторов. В их числе художники-нонконформисты Виктор Пивоваров, Илья Кабаков и Эдуард Гороховский, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер, мультипликаторы Юрий Норштейн и Эдуард Назаров… «Весёлые картинки» открыли имена талантливых детских писателей: Эдуарда Успенского, Григория Остера, Андрея Усачёва, Тима Собакина, Марины Дружининой и других.
В 1979 году знаменитый художник Виктор Пивоваров придумал хорошо известный сегодня логотип журнала, который состоит из букв-человечков.
В советское время тираж «Весёлых картинок» был самым большим среди детских изданий и достигал 9,5 миллиона экземпляров в месяц. А общий тираж за 60 лет составил более 4,5 миллиарда экземпляров!
«Весёлые картинки» оказались единственным в стране СМИ, никогда не подвергавшимся обязательной для советской прессы цензуре.
В 1992 году после ликвидации ЦК ВЛКСМ и сокращения штата издательства «Молодая гвардия» редакция оказалась на улице. В ноябре 1992 года сотрудники редакции организовали ООО «Весёлые картинки», которое являлось единственным правопреемником бренда и остаётся в неизменном виде по настоящее время.
В начале 2000-х, отвечая на всё возрастающие тематические запросы читателей и в связи с необходимостью вовлечения в процесс пропаганды детского чтения семейной аудитории, редакция выпустила сразу несколько новых изданий: «Трамплин» – единственный в России детский журнал о спорте, «Пампасы» – журнал для подростков, «Синдбад» – о путешествиях и географических открытиях, «Филя» – о природе и животных, «Эскиз» – об искусстве и культуре.
В настоящее время журнал «Весёлые картинки» выходит ежемесячно тиражом 20 000 экземпляров и распространяется во всех регионах России. Редакция выпускает также детские журналы: познавательный «Филя» и об искусстве «Эскиз».
Весёлые картинки (журнал)
Весёлые картинки | |
Специализация: | |
---|---|
Специализация | литературно-художественный, юмористический, журнал для детей |
Периодичность | ежемесячный |
Язык | русский [1] |
Адрес редакции | Москва, ул. Малая Дмитровка, дом 16, строение 2 |
Главный редактор | Инна Антипенко |
Страна | СССР → Россия |
Дата основания | сентябрь 1956 |
Объём | 40 полос |
Тираж | 20 000 |
ISSN печатной версии | 0320-8044 |
Веб-сайт | veselyekartinki.ru |
«Весёлые карти́нки» — российский (до 1991 — советский) литературно-художественный детский юмористический журнал. Рассчитан на детей от 4 до 11 лет. Издаётся в Москве ежемесячно с 24 сентября 1956 года. До 1990-х годов был органом ЦК ВЛКСМ.
Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Он организует досуг всей семьи, поскольку маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка.
Наряду с «Мурзилкой» был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960—1980-е годы. В начале 1980-х годов его тираж достигал 9,536 миллиона экземпляров (№ 5 1981 года).