парковочные сессии по номеру машины
Парковка против личной жизни: данные миллионов россиян оказались в Сети
Рынку автомобилей с пробегом заметно помогли открытые базы, которые предоставляют всю историю машины. За символическую плату можно проверить достоверность пробега, дату и сумму покупки, уточнить все регистрационные действия и даже выяснить, какие детали и по какой причине менялись. Но без перекосов не обошлось: массовая утечка персональных данных позволяет вычислить перемещения владельцев.
Речь идет о парковочных сессиях: приложения и Telegram-боты выдают дату, место и продолжительность стоянки. Как выяснил Autonews.ru, информация о водителях постоянно обновляется и по-прежнему находится в открытом доступе. Причем данные о парковочных сессиях появляются с некоторым опозданием — обычно это две-три недели.
Власти Москвы отказались комментировать проблему, хотя публикация личных данных в открытом доступе противоречит Конституции России. Адвокат Александр Липатников объяснил, что любой гражданин имеет право на обеспечение защиты его прав и свобод при обработке его персональных данных, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. По его словам, водители, чьи персональные данные появились в свободном доступе, имеют право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Сайты и Telegram-каналы, о которых идет речь, хорошо известны перекупщикам автомобилей, а также тем, кто помогает искать подержанные машины. В описании к базе указано, что в ней собрана информация о более чем 30 миллионах владельцев с 2012 года. При заказе отчета можно получить подробные данные из баз ГИБДД, включая госномера всех когда-либо зарегистрированных на гражданина автомобилей, VIN-номера, номера ПТС и СТС.
Изначально ресурсы были созданы для отслеживания истории транспортных средств с тем, чтобы покупатель на вторичном рынке мог понять, сколько у машины было хозяев, какой реальный пробег транспортного средства, попадало ли оно в ДТП и какой именно ремонт проходило. То есть для проверки чистоты истории автомобиля и добросовестности продавца. Однако около трех лет назад в базе появились и личные данные владельцев.
«Коллеги пользуются этим сервисом для проверки истории продаж, — рассказал владелец компании по подбору подержанных автомобилей Help Buy Auto Павел Будяков. — По номеру телефона автовладельца можно сразу увидеть, на каких площадках, сколько раз, в какое время он продавал автомобиль. Когда добавилась информация о транзакциях по оплате парковок в Москве, я подумал, что миллионы автомобилистов не хотели бы, чтобы их жены или подруги узнали, где и когда они парковались. Эту функцию нужно убирать, ведь это личные данные людей, которыми они совершенно не хотят делиться».
Проведя эксперимент, редакция Autonews.ru выяснила, что получить полный отчет по любому человеку, который оплачивал парковку в Москве при помощи мобильного приложения Департамента транспорта Москвы или просто по номеру телефона, можно за несколько минут.
Доступ к базе можно получить при оплате подписки: 750 руб. за сутки или 2500 руб. за месяц. Однако корреспонденту Autonews.ru удалось без проблем получить бесплатный доступ к базе и заказать такие же подробные отчеты, какие доступны платным аккаунтам. Автор материала с проверяемого номера телефона оплачивала парковку лишь однажды — в 2016 году. Однако система сразу же выдала данные об этой сессии с указанием зоны парковки (2004) в районе Цветного бульвара. Кроме того, в отчете под номером 5 661 554 также оказались все данные об объявлениях, размещаемых на сайте Avito, причем речь идет далеко не только о продаже автомобилей, но и личных вещей.
При проверке еще одного телефонного номера, принадлежащего коллеге, выяснилось, что информация по нему доступна за последние неполные три года: за это время по номеру телефона было оплачено 85 парковочных сессий. Подробно система отобразила номер и адрес парковки, время оплаты, продолжительность стоянки, оплаченную сумму и госномер автомобиля, который был припаркован. Кроме того, в аккумулируемый по номеру телефона профиль подтянулись данные обо всех соцсетях гражданина, его имя, все зарегистрированные на него автомобили.
Редакция Autonews.ru также проверила данные пресс-секретарей Госавтоинспекции России, Департамента транспорта Москвы, помощника бывшего вице-премьера Игоря Шувалова, сотрудников ГИБДД Москвы, занимающих руководящие должности. Можно подробно отследить места и время их парковки, а также узнать наиболее популярные адреса стоянки и их длительность.
В базе собрана информация о более чем 30 миллионах автовладельцев с 2012 года: она агрегирует информацию с крупных сервисов по продаже автомобилей. Оператор технической поддержки одной из площадок в беседе с корреспондентом Autonews.ru заверил, что все данные для базы берутся «из открытых источников в сети Интернет».
По его словам, сайт располагает и более подробными данными об автовладельцах. При этом специалист открыто заявил о доступе ко всем парковочным сессиям в Москве, однако из каких источников берется эта информация, уточнить не смог.
«Мы не берем данные из «Автотеки» (один из сервисов автомобильных историй. — Прим. ред.), у нас свои источники, которыми мы пользуемся, и информация у нас более подробная: больше фотографий машин, парковочные сессии, телефоны владельцев», — рассказали в техподдержке. На просьбу корреспондента удалить личные данные там посоветовали направить письменный запрос.
Один из руководителей сайта, с которым удалось связаться редакции, дал понять, что данные о парковочных сессиях могут быть получены незаконно, но отказался назвать источник, заявив, что «все базы можно найти в интернете».
Представитель сайта «Автотека» и «Авито» Вадим Иванов с одной стороны заверил, что эти ресурсы делают все возможное, чтобы защитить информацию о своих пользователях. Однако он признался, что защититься от сервисов, которые собирают информацию с различных интернет-площадок и без согласия пользователей продают эти базы, крайне сложно.
Между тем близкий к работе подобных сервисов источник предположил, что в Департаменте транспорта могут не так пристально следить за безопасностью данных автомобилистов, поскольку не имеют для этого достаточно ресурсов.
Руководство столичного Дептранса должно понести ответственность за распространение личных данных автомобилистов, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. В беседе с Autonews.ru он заявил, что базами с подобной информацией могут пользоваться криминальные элементы с тем, чтобы отслеживать передвижение интересных им людей и автомобилей.
Юристы уточнили, что за нарушение закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния, может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
UPD: через несколько часов после публикации персональные данные исчезли из открытых источников без объяснений. Подробности можно узнать здесь.
Как оплатить парковку
1. Как оплатить почасовую стоянку в зоне платной парковки?
Оплатить парковку можно наличными или по безналичному расчету. Наличными парковка оплачивается только с помощью терминалов QIWI. По безналичному расчету оплатить парковку можно:
Приложение «Парковки Москвы» можно установить на телефоны под управлением iOS или Android. Пополнить парковочный счет можно на mos.ru.
При оплате парковки через мобильное приложение или СМС-сообщение тарификация происходит поминутно. Таким образом, если вы завершаете парковку досрочно, деньги за неиспользованное время стоянки сохраняются на парковочном счете и могут быть использованы для оплаты следующих парковочных сессий.
Во всех остальных случаях оплата происходит с точностью до 15 минут.
Если с 08:00 до 21:00 вы дважды припаркуетесь в зоне действия дифференцированного тарифа в течение 30 минут, время парковочных сессий суммируется.
Время действия платной стоянки может ограничиваться соответствующими дорожными знаками.
2. Как оплатить парковку с помощью телефонного звонка?
С 1 августа 2016 года в Москве действует новый способ оплаты парковки — голосовой. Чтобы воспользоваться услугой, наберите один из двух телефонных номеров: +7 (495) 539-54-54 или 3210. В голосовом разделе меню выберите «1» и следуйте подсказкам автоответчика. Четко и разборчиво сообщите:
Обратите внимание, если ранее вы не оплачивали парковку через мобильный телефон и не были зарегистрированы в системе московского парковочного пространства, деньги за оплату парковки будут списаны со счета телефона. Если вы уже зарегистрированы, деньги за оплату парковки будут списаны с парковочного счета.
Закончить или продлить парковку можно с помощью повторного звонка, либо стандартными способами — через приложение «Парковки Москвы» или СМС-сообщением на короткий номер 7757 с командой «с».
3. Как оплатить парковку с помощью СМС-сообщения?
Чтобы оплатить парковку при помощи СМС, нужно отправить сообщение на номер 7757 с текстом:
номер парковки*номер автомобиля*количество часов от одного до 24 (пример: 1004*А123АА199*3).
Для продления парковки нужно отправить еще одно СМС-сообщение с текстом:
х(количество часов) (пример продления на два часа: х2).
Для досрочной остановки парковки отправляйте СМС-сообщение с текстом S или С. При этом сумма за неиспользованное время стоянки возвращается на ваш парковочный счет. Обязательно дождитесь СМС-отчета о выполненной услуге.
4. Сколько стоит уличная парковка в Москве?
Информацию о стоимости парковки и наличии свободных мест на интересующей вас улице можно посмотреть на карте.
5. Сколько стоит абонемент на городскую парковку?
Стоимость парковочных абонементов разнится в зависимости от зоны, в которой вы планируете парковаться:
6. Как работают платные парковки со шлагбаумом?
Плоскостные парковки закрытого типа (парковки со шлагбаумом) работают круглосуточно и функционируют в платном режиме, в том числе в выходные и праздничные дни.
Тарифы и способы оплаты для каждой парковки указаны на информационных щитах при въезде.
Чтобы попасть на территорию парковки, водителю необходимо нажать кнопку на въездной стойке, получить парковочный билет, либо приложить парковочный ключ к считывателю на въездной стойке.
Выезд с плоскостной парковки осуществляется по парковочному билету, полученному при въезде, в течение 10 минут после оплаты.
7. Как оплатить парковку со шлагбаумом?
Для плоскостных парковок закрытого типа действует как почасовая оплата, так и абонементы.
Более подробную информацию о тарифах на парковку можно получить, воспользовавшись картой на сайте Московского паркинга. Для этого разверните карту, в правой части строки поиска нажмите на фильтры и выберите «Плоскостные парковки».
Оплатить почасовую парковку можно через паркомат наличными или банковской картой, а также путем списания денежных средств с виртуального парковочного счета.
8. Как купить абонемент на парковку со шлагбаумом?
Абонементы на плоскостные парковки со шлагбаумом приобретаются на один календарный месяц. Купить абонемент на парковку можно за пять дней до начала календарного месяца, в течение которого автомобиль будет припаркован на плоскостной стоянке.
Продлить ранее приобретенный абонемент на следующий календарный месяц возможно до 25–26 числа каждого месяца. Оплата производится банковскими картами. Инвалиды, а также лица, перевозящие инвалидов, могут бесплатно парковаться при наличии свободных парковочных мест для инвалидов. Автомобиль также должен быть оборудован опознавательным знаком «Инвалид» (спереди или сзади) и внесен в Федеральный реестр инвалидов.
9. Как найти ближайшую парковку?
Чтобы найти ближайшую к вам парковку, зайдите на сайт Московского паркинга. На карте отмечены все городские парковки и указаны их номера.
Проверить историю и получить разрешение на парковку: самые популярные услуги mos.ru для автомобилистов
С начала 2020 года московские автомобилисты воспользовались транспортными услугами и сервисами на mos.ru более 15 миллионов раз. Чаще всего горожане в режиме онлайн оформляют или продлевают парковочные разрешения, проверяют штрафы и историю автомобилей, а также получают информацию об эвакуации машин.
«Портал mos.ru позволяет получить нужную информацию или услугу в любое время из любой точки города, что особенно актуально для автомобилистов. Для тех, кому удобнее получать услуги со смартфона, разработаны мобильные приложения. Например, в приложении “Госуслуги Москвы” можно проверить и оплатить выставленные штрафы и получить информацию об эвакуации. А в приложении “Моя Москва” в дополнение к остальным услугам можно проверить историю машины и оплатить круглосуточное резидентное парковочное разрешение», — рассказали в пресс-службе Департамента информационных технологий столицы.
Все доступные онлайн-услуги, которые могут быть полезны автомобилистам, расположены на mos.ru в разделе «Услуги» (категория «Транспорт»). Перед тем как воспользоваться ими, рекомендуется указать в личном кабинете номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства.
В этом году на mos.ru автомобилисты часто запрашивают информацию об эвакуации. Сервис позволяет не только узнать адрес спецстоянки, на которую переместили машину, но и оплатить ее перемещение и хранение. Такая возможность появилась после модернизации сервиса. Также специалисты доработали интерфейс, дополнив страницу инструкцией и подсказками, благодаря чему пользоваться сервисом стало еще проще и удобнее.
Помимо этого, на mos.ru пользуется популярностью оформление или продление резидентных парковочных разрешений. Такое разрешение позволяет с 20:00 до 08:00 бесплатно оставлять автомобиль в зоне платной городской парковки в пределах района проживания. А за три тысячи рублей в год его можно сделать круглосуточным. Парковочное разрешение для многодетных семей бесплатно, распространяется на всю зону действия платной уличной парковки и действует круглосуточно. Оформить этот документ можно на срок до трех лет.
Также востребованы у автомобилистов услуги по проверке и оплате выставленных штрафов, записи в ГИБДД на выдачу или замену водительских удостоверений и медкомиссию, направления электронных обращений в «Администратор Московского парковочного пространства» и Московскую административную дорожную инспекцию.
В мобильном приложении «Парковки Москвы» теперь можно исправлять ошибки в оплате стоянки
В столице обновили мобильное приложение «Парковки Москвы». Теперь пользователи сервиса могут самостоятельно исправлять ошибки, допущенные во время оплаты парковки.
Раньше автомобилисты часто получали штраф за неоплаченную стоянку, если они забыли продлить парковочную сессию и машина оставалась на парковке дольше положенного времени, а также если они ошиблись при вводе номеров автомобиля или парковочной зоны.
Теперь все эти ошибки можно исправить. Для этого необходимо обновить приложение в App Store или Google Play, после чего в меню появится пункт «Изменить завершенную парковку». Затем пользователю следует выбрать нужную парковочную сессию из тех, что были совершены в течение дня, и внести необходимые коррективы.
Автовладельцы могут исправить время завершения парковки, государственный номер автомобиля и номер парковочной зоны. Это необходимо сделать до конца того же дня, когда машина стояла на парковочном месте. Важно успеть ввести корректные данные до 23:59. Если водитель успеет исправить допущенную ошибку, постановление не выпишут.
Продлить можно только ту парковочную сессию, которая сама завершилась по истечении оплаченного времени. Если автомобилист остановил сессию и уехал раньше, функция будет недоступна.
Для того чтобы получить возможность исправлять ошибки, водителям нужно установить на свой гаджет обновленную версию приложения. Теперь оно называется «Парковки Москвы New» (после установки на телефоне сервис будет называться «Парковки 2»). Прежнюю версию приложения следует удалить, она уже недоступна для скачивания и со временем перестанет поддерживаться. Парковочный счет автоматически переносится в новую программу.
Новую функцию предложило добавить экспертное сообщество.
«Благодаря обновленному дизайну и функционалу мобильного приложения “Парковки Москвы New” будет удобнее оплатить парковку. Автомобилисты станут реже получать штрафы при некорректном заполнении данных», — рассказал заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
Мобильное приложение «Парковки Москвы» заработало одновременно с появлением первых зон платной парковки в 2012 году. С помощью него можно не только посмотреть тарифы и оплатить парковку, но и проверить наличие штрафов, узнать, на какую спецстоянку переместили автомобиль, купить абонемент на парковку и многое другое. Карта в приложении поможет увидеть ближайшие парковки для автомобилей инвалидов, грузовиков, электрокаров и других типов транспорта.
Если штраф за парковку выписан неверно, его можно оспорить на mos.ru, заполнив онлайн-форму для обращения в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, на портале «Автокод». Также можно лично обратиться в один из сервисных центров «Московский транспорт». Центры расположены по адресам: улица Старая Басманная, дом 20, корпус 1 и улица 1905 года, дом 25. Они работают ежедневно с 08:00 до 20:00.
Проконсультироваться по всем вопросам, связанным с платным парковочным пространством столицы, можно в контакт-центре «Московский транспорт» по телефону: +7 (495) 539-54-54 или 3210 (с мобильного).
Парковочные сессии окажутся в общем доступе
Какие данные об автомобилях и их владельцах внесут в базы
Вся личная жизнь в бардачке машины: выяснилось, что базы подержанных автомобилей собирают не только технические данные об авто, но также показывают, где бывает владелец и сколько времени проводит по разным адресам. Речь идет о парковочных сессиях. Как бороться с вмешательством в личную жизнь? Подробности — в материале Светланы Беловой.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
Вместе с ключами от машины новый автовладелец получает и строчку в базе данных транспортных средств. Госномер, VIN-номер, ПТС, потом добавится еще информация об авариях, ремонтах и прочие подробности из жизни автомобилиста. Причем по номеру телефона владельца можно проследить истории жизни всех машин, которыми он когда-либо управлял. Появилась также опция «парковочные сессии». Для покупателя подержанного авто это полезная информация, объяснил эксперт по подбору автомобилей Help Buy Auto Павел Будяков: «Там указывается парковочная зона, по которой, забив ее в “Яндекс”, очень легко понять, где человек парковался, в каком месте и на какое время. Нам это помогало определить, кто едет на автомобиле, кто его эксплуатирует. Потому что часто владельцы дезинформируют потенциальных покупателей, рассказывая, что они владеют этой машиной, обслуживали и так далее, а по факту являлись просто перекупщиками, например».
Как все автомобили России войдут в историю
В существующих базах собраны данные о 30-ти млн автомобилей. В хранилище закачана информация от ГИБДД, Федеральной службы судебных приставов, из залогового реестра, а также объявления таких агреготоров, как, например, Avito. Продавца и его активность на рынке проверяют через номер телефона и IP-адрес. Узнать детали парковочных сессий можно из реестра ЦОДД. Личной жизни у тех, кто за рулем, совсем не осталось, возмущается руководитель Федерации автовладельцев России, руководитель общественного движения «Автомобильный союз» Сергей Канаев: «Должен быть некий предел. Когда речь идет о том, что известно, где этот автомобиль парковался, с кем он парковался, то это уже личные данные, и здесь в обязательном порядке должны вмешиваться, скажем, серьезные структуры, которые действительно уполномочены заниматься такими вопросами».
Государственные структуры, от которых утекают данные, существование таких хранилищ не комментируют. А ГИБДД объявила, что сама составит похожую базу и даст к ней свободный доступ через портал госуслуг. Можно будет узнать данные об интересующей машине и о количестве предыдущих собственников. Нелегальные продавцы данных дают гораздо более подробную информацию об автовладельцах и их машинах. Конечно, можно подать на них в суд, но исход дела прогнозировать сложно, признался юрист, адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько:
«Наверное, это не совсем законно, потому что это не что иное, как информация о передвижениях автомобиля.
Хотя она вряд ли секретна, потому что если автомобиль где бы то ни было стоит, то он ни от кого не прячется. Но, с другой стороны, информация уходит из того места, где она хранится, то есть из ЦОДД или другой структуры, которая как раз и содержит данные о том, где какие машины припарковались, какая была оплата и так далее».
Справедливости ради, стоит упомянуть, что данные о парковочных сессиях владельцы баз данных все-таки удалили, без вмешательства правоохранительных органов. Так же было и несколько лет назад, когда через машину и номер телефона можно было легко входить на странички в соцсетях автомобилиста. Но это не меняет общих правил игры: информация о частной жизни водителей, выходит, доступна всем, кто готов платить.