парк культуры выход номер 1
bluesmaker
BluesMaker`s home
Фото и немного текста
Нынешний павильон построен на месте южного вестибюля ст.м. «Парк Культуры» Сокольнической линии. Подобная же история случилась и с «Комсомольской», например. Так как ЦПКиО носит имя Горького, на глухой стене платформенной части барельеф писателя. На «Парке Культуры» Сокольнической линии тоже есть изображение Горького, но об этом позже.
Платформенный зал. Обращают на себя внимание лавочки, которых сейчас нету.
Тоже постановочное. Дети на станции.
В 2011-2012 станцию закрывали и реконструировали. Вот уникальные фото.
В вестибюле идет работа.
1. Павильон как всегда помпезный. Но отчего то нет архитектурной подсветки, вечером смтрится простовато.
2. Сбоку есть проход. Рябом построили палатки и отгородили павильон забором. Надеюсь это все нафиг уберут со временем.
3. На боковом фасаде двери на выход. Тут тоже декоративненько. Барельеф над дверями, по бокам ниши в которых ничего нет.
4. А вот с задней части павильона неожиданно интересно.
5. Тут еще один выход.
7. Тут можно через окошко заглянуть и увидеть эскалаторный зал с необычного ракурса.
9. Внутри павильона центральный зал, который имеет квадратную форму в плане. Наверху купол. Это вид на вход в павильон. Слева эскалатор вверх со станции «Парк Культуры» Сокольнической линии, справа на станцию ведет лестница.
10. Справа выход в город.
11. Вот тут видно, как люди поднимаются из перехода. С каждой стороны от центрального зала висит крутая позолоченная люстра. Кстати после ремонта 2011-2012 года тут поменяли не только эскалаторы, собственно ради этого и затевался ремонт, но и валидаторы. Как я уже отмечал, они совершенно гармонично вписываются в исторические интерьеры.
12. С противоположной витраж и справа еще один выход.
13. К юбилею тут поставили тантамареску. Можно ощутить себя машинистом электропоезда.
14. Выход в сторону задней части павильона см. фото 5.
16. Эскалаторный зал. Тут новые эскалаторы и красивые светильники торшеры.
17. Не знаю, мне понравились люстры.
20. В торце позолоченный Горький. На станции оригинальные светильники. В центральном зале на потолке затейливый узор.
21. Скамеек в центральном зале, которые мы видели на архивном фото теперь нет, скамейки есть только в торцевых частях боковых залов. Шикарные деревянные скамейки со спинками.
22. Более того, тут установлены те же светильники торшеры, что и в вестибюле, см. фото 16.
23. Есть ощущение, что если бы был использован светлый камень в отделке, было бы круче.
24. Вид на центральный зал. На фото смотрится неплохо. Даже на полу тут не просто «шахматная доска» тут выложен простенький, но все же орнамент. Но в живую все равно станция вызывает у меня приступы клаустрофобии. Может оттого, что тут всего один выход наверх, он же пересадка на Сокольническую линию и как только прибывают поезда все стремятся на эскалатор и образуется пробка. Кошмар.
25. Кстати серенький Русич тут смотрится вполне органично.
Одна вещь меня удивила. Все станции Кольцевой линии так или иначе прославляли отца народов, тов. Сталина. Его барельефы, скульптуры и мозаики с ним украшали почти все станции Кольца. Тут я не нашел никаких упоминаний. И на архивных фото тоже ничего не нашел. Неужели архитекторы не удостоили вниманием Вождя?
bluesmaker
BluesMaker`s home
Фото и немного текста
«Ну и как же это только получается
Что-то в жизни перепуталось хитро
Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся
От Сокольников до Парка на метро»
В этой «песне старого извозчика» всея суть прихода нового вида транспорта в Москву. На сегодняшний день метро в Москве является одним из самым быстрых способов передвижения по городу. А начиналось все с небольшого участка «красной» ветки 80 лет назад. Сегодня мы прогуляемся по станции метро «Парк Культуры».
Сначала погрузимся в архивные фото. ТТХ станции.
Павильон в плане прямоугольный, в отличие от круглого соседнего. Наверху огромные буквы «М» Я так предполагаю, что вот таким вот образом москвичей зазывали в метро. Транспорт то был новый необычный. А большие буквы видно издалека. Косвенно подтверждение этого в том, что позднее эти большие буквы везде сняли. Огромная буква и там справа. Может это съемка с открытия первой очереди?
Павильон внутри. Удивительно, но фотографий внутренностей павильонов и вестибюлей очень немного. Поэтому очень радует, когда находишь что то такое.
Вот этот аванзал сохранился. Светильник, обратите внимание дальше, такой же, как на станции. Пол из плиточки, конечно же сейчас там камень. Вообще интересно, как со временем, по мере того, как накапливалась статистика по разным отделочным материалам одни материалы заменялись другими. Так кафельная плитка полностью со временем была вытеснена со станций. С полов в первую очередь, а потом и с путевых стен.
Второй павильон дошел до нас. Однако не совсем в первозданном виде. Например тут видны светильники шарики между колоннами. Колонны изначально не имели отделки цоколей темным, а двери были деревянными.
А вот павильон на историческом фото Аркадия Шайхета времен Великой отечественной.
Вестибюль. Раньше в круглых нишах на потолке были светильники. Снова обратите внимание, такие же, как светильники над путями на самой станции. Сейчас рисунок на потолке кажется странным, светильников сейчас нет.
А вот реализация. В принципе почти все перешло из рисунка в жизнь, кроме пожалуй розеток на потолке под светильники. Пол асфальтированный. Край платформы обозначен белой линией.
Обратите внимание на отделку стен. Теперь плитка другая.
И отделка капителей колонн. Похоже, что она таки светлая, а не как сейчас. Забавно, тут видно, что у камня в отделке нижней части колонны отколот уголок. Менять не стали, просто замазали уголок цементом. =)
1. Сейчас у станции один наземный павильон подземного вестибюля, а также совмещенный вестибюль со станцией Кольцевой линии.
2. Павильон очень лаконичный и небольшой.
3. Павильоны многих станций первой очереди представляли собой по сути накрывашки, над лестничными сходами, ведущими в подземный вестибюль.
4. Внутри павильона только лестница вниз. На противоположной входной группе стене расположено панно с изображением Горького. Собственно и станция названа в честь Парка культуры и отдыха им. Горького. Хотя до самого парка еще идти и идти через Крымский мост.
5. По верхнему карнизу устроены ходки для доступа к окнам. Справа внизу кстати виден в карнизе проем, наверное в этом месте можно поставить приставную лестницу и залезть наверх.
6. Всего по две двери на вход и на выход. Видимо планировался совершенно небольшой пассажиропоток.
7. Спускаемся вниз в вестибюль.
8. Тут сохранилась оригинальная плитка на полу и рельефные элементы на потолке. Как только я сделал это фото, ко мне подошел сотрудник метрополитена и попросил тут не снимать. Я ему сказал, что снимать можно где угодно, но он был непреклонен. Не стал спорить с этим странным человеком и пошел дальше. Это за все мое время съемок на станция московского метро первый такой случай. Кстати, странно смотрится потолок без светильников, светильники сейчас уродские, размещены по периметру.
9. Проходим через валидаторы дальше, на станцию ведут лестницы с ограждением с настоящими классическими балясинами.
10. На станции есть еще один выход в совмещенному вестибюлю ст.м. Парк Культуры Сокольнической и Кольцевой линий.
11. Небольшой аванзальчик перед эскалаторами.
13. По этому эскалатору мы попадаем в наземный вестибюль. Там же переход на станцию «Парк Культуры» Кольцевой линии.
14. Еще одна лестница в центре зала, тут проход на выход в павильон. Это видимо сделано, чтобы пассажиропотоки не встречались. Хотя все равно все попадают в один крошечный подземный вестибюль и такой же крошечный наземный павильон.
15. Сверху можно наблюдать за прибывающими поездами.
16. Путевая стена традиционно отделана плиткой. Плитка белая, в форме «пирамидки». Такая же, например на ст.м. Таганская (Кольцевой линии). Но это не родная отделка, поглядите на архивные фото. Изначально была совсем другая.
19. Лестничный сход в торце станции. Кстати, светильники хоть и не аутентичные, но сами по себе оригинальной формы.
20. Под лестницами. Тут ничего интересного, какая то дверь в служебное помещение.
21.Над путями подсветки нет, подсветка есть только в центральном зале. Потолок кажется скучным, явно надо вернуть светильники.
22. Еще раз взглянем на станцию и лесенки.
Как добраться до парка Горького
Тут стоит культурный парк по-над речкою,
В нем гуляю и плюю только в урны я,
Но ты, конечно, не поймешь, там, за печкою,
Потому ты — темнота некультурная.
В.Высоцкий 1966
Как добраться до парка Горького.
ЦПКиО им. Горького или просто парк Горького (по антисоветски «парк культуры имени Отдыха») — весьма известное место Москвы. Хотя расположен он недалеко от центра города, поисковый запрос «как добраться до парка Горького» очень часто встречается в Яндексе. Идя навстречу неискушённым туристам, предлагаем подробный фото-путеводитель с инструкциями как найти заветный парк не на плане, а на местности в Москве. При сём прилагаем карты и раскрываем несколько способов достижения пункта Б (парк Горького) из различных пунктов А.
Способ 1. Как добраться до парка Горького на автомобиле
Вариант вполне возможный. В навигатор следует поставить адрес — Крымский вал, д.9. Этот способ хорош в будний день.
В выходные и праздничные дни парковка перед парком Горького до отказа забита машинами, найти там свободное местечко весьма сложно. Если только приехать рано утром.
Способ 2. Как добраться до парка Горького на метро
Здесь возможны варианты.
Вариант а.
Выйдя из вагона поезда ориентируемся на указатель: «выход в город на Калужскую площадь и к Ленинскому проспекту». Упомянутая на указателе улица Шаболовка нас не интересует.
Поднимаемся по эскалатору наверх, выходим на улицу и видим оживлённую Калужскую площадь с памятником Ленину.
Сразу поворачиваем налево и через несколько шагов ещё раз налево. Указатель подсказывает, что идти нужно прямо. Но не 600 метров, до входа в парк — метров 250.
Далее следуем прямо и через несколько метров по левой стороне замечаем колоннаду — это ограда парка Горького.
Движемся дальше и метров через 100-150 видим парадные ворота ЦПКиО им. Горького. Вы у цели.
Вариант б.
Добраться до парка Горького можно от станции метро Октябрьская радиальная.
Я бы посоветовала вам сразу перейти на кольцевую линию и в город выходить с кольцевой, идти оттуда ближе.
Но на всякий случай расскажу, как от радиальной дойти до искомой точки Б, то есть до парка Горького. Выходим в город по указателю «на Калужскую площадь и улицу Большая Якиманка».
Поднимаемся наверх, выходим на улицу Большая Якиманка.
Нам нужно перейти Якиманку по подземному переходу. Поверните налево и через несколько шагов увидите подземный переход.
Выходить из него нужно налево. Как только поднимитесь вверх, справа от вас будет японский ресторан.
Дойдёте до угла ресторана, посмотрите направо вдаль. Вы увидите ограду парка Горького.
Вам нужно перейти широкую улицу (Садовое кольцо). Ориентируйтесь на коричневое здание МИСиС (Московский институт стали и сплавов).
По наземному переходу, дождавшись зелёного сигнала светофора переходите дорогу.
Перейдя улицу сразу поворачивайте направо.
До парка Горького уже совсем близко, теперь нужно идти только прямо.
Вариант в.
Как добраться до парка Горького от станции метро Парк культуры кольцевая.
Выход в город на этой станции один. Следуем по указателю «выход в город».
Поднявшись на эскалаторе наверх, оказываемся в наземном вестибюле станции.
Здесь прервёмся и подождём тех, кто воспользовался красной веткой и вышел на станции Парк Культуры радиальная.
Вариант г.
Дойти до Парка Горького от станции метро Парк Культуры радиальная.
Ориентируемся на указатель «»переход на кольцевую линию».
Вам нужно подняться вверх по лестнице в центре зала.
И пройти по узкому коридору.
Подняться вверх на эскалаторе.
И вы окажетесь в наземном вестибюле станции.
Здесь нас уже ждут те, кто приехал по кольцевой линии.
На нашей стороне бульвара есть троллейбусная остановка. Можно подождать троллейбус Б или 10 и проехать одну остановку через Крымский мост. Но я обещала провести вас пешком. Поэтому, поворачиваем направо. Перед нами — эстакада.
Нужно пройти под ней и перейти дорогу на ТРЁХ светофорах. Сначала один.
Как только перешли дорогу на втором светофоре немедленно поверните налево. Посмотрите на противоположную сторону дороги на светофор. (Ориентир — Катковский лицей Дипломатическая академия). Зеброй переход НЕ обозначен, там есть дорожный знак «пешеходный переход» и светофор. Пока ждём — на светофоре красный свет.
Теперь можно, загорелся зелёный.
Перешли дорогу и сразу поворачиваем направо, на Крымский мост.
Теперь всё просто — только прямо. С моста увидите причал теплоходов «Рэдиссон».
(О них я рассказала в отдельной статье, в ней же — «особенности национальной прогулке по Москве-реке на теплоходе Radisson»). Если вам не нужно к причалу, идите до конца моста. Можно войти в парк через боковые ворота.
Можно дойти до главного входа (летом 2014 года его ремонтировали).
Теперь поведаю свой любимый метод достижения пункта Б.
Способ 3. Как добраться до парка Горького на троллейбусе
Вариант а. От метро Парк Культуры (с кольцевой ветки только один выход в город, с радиальной красной — в сторону Крымской площади, Комсомольского проспекта и Зубовской площади). Не переходя дорогу дождаться троллейбусов Б или 10 и проехать одну остановку.
Вариант б. От станции метро Смоленская Филёвкой линии. На неё удобно перейти со станции Киевская кольцевая. Или со станций Арбатская, Библиотека им. Ленина и Боровицкая. Пересадочные станции обозначены красными стрелками, Смоленская обведена овалом.
На станции Смоленская Филёвской линии только один выход в город.
Вышли наверх, перед вами площадь.
Поверните налево и ещё раз налево за угол дома. Сразу увидите троллейбусную остановку. Номер 79 пропускаем!
Вам подойдут троллейбусы Б и 10. Выходите на остановке «ЦПКиО им. Горького» сразу за Крымским мостом.
Выход в город тоже единственный. Оказавшись на улице сразу поверните налево и, через жёлтую арку, выходите на Садовое кольцо.
Посмотрите вперёд и чуть правее — на жёлтый жилой дом арх. И.В Жолтовского с башенкой.
Троллейбусная остановка находится у ближнего угла этого дома. У кого зрение хорошее, может разглядеть её на снимке ниже.
Зато подземный переход через Садовое знают только свои, чужие там не ходят.
Сдаю явку. Вы вышли из арки, поворачивайте направо и по наземному переходу переходите дорогу (Карманицкий переулок).
По правой стороне стоит длинное жёлтое двухэтажное здание. Проходите кафе «Шеш-беш» и, не доходя до вывески «Мир пиццы», поворачиваете направо в арку этого дома.
Это и есть подземный переход.
Поднимаетесь наверх, перед вами — станция метро «Смоленская» Филёвской линии.
За углом дома — троллейбусная остановка. Ага, вот уже и «десятка» подошла, едем.
Не забудьте, выходить надо сразу после Крымского моста, остановка так и называется «ЦПКиО им. Горького».
Как добраться до парка Горького. Способ 4. От Красной площади пешком
Напомню любителям пеших прогулок, что до парка Горького можно дойти пешком от Красной площади. Далековато, но вполне возможно. Во всяком случае, иностранные туристы не гнушаются этим способом и с удовольствием прогуливаются по набережной Москвы-реки до пункта Б.
Обратимся за помощью к гугль-картам. Он рисует несколько маршрутов, примерно одинаковых по времени. Это — изобретение гугля, он считает, что так короче.
Я бы не советовала сворачивать с набережной, так легко заблудиться. Лучше идти вдоль реки.
По пути увидите многие знаковые места столицы — панораму Кремля с Софийской набережной, особняк Харитоненко (резиденция английского посла), храм Христа Спасителя и дом-сказку, «фабрику Красный Октябрь» и памятник Петру I.
Как вариант пешей прогулки от центра предложим пройти до парка Горького от храма Христа Спасителя. По времени не сориентирую, злыдский гугль рисовал полную чушь. Вот доморощенная схема.
А уж коли добрались до парка Горького, не откажите себе в удовольствии покататься на теплоходе «Рэдиссон», причал флотилии находится на набережной в парке Горького. Подробно в статье «Теплоход Radisson».
Путешественнику на заметку
Самостоятельных туристов мы очень уважаем. Открываем им нюансы посещения достопамятностей Кремля.
Второго выхода нет. (часть 4)
Это заключительная часть материала по ещё непостроенным и недоделанным выходам станций метро. Как заметил один из моих читателей в комментариях под предыдущей частью материала, я решил включить в посты информацию и про планировавшиеся третий, четвёртый, другие выходы, если таковую мне получилось найти. Здесь тоже будет ряд таких станций.
Белорусская
В 2013-м году на ныне несуществующем сайте проектной компании «Метро-Стиль» появился проект подземного комплекса на площади Тверской Заставы и сопутствующей реконструкции пересадочного узла между станциями метро «Белорусская» Замоскворецкой и Павелецкой линий. На приведённой выше схеме красным отмечен планировавшийся второй выход радиальной станции на нижний ярус подземного пространства нового торгового комплекса. Этот выход примыкает двумя ходками к центральному залу станции. На этой же схеме зелёным цветом показан третий выход станции Замоскворецкой линии, одновременно являющийся третьим выходом станции Кольцевой линии и, к тому же, второй пересадкой между обеими станциями метро. «Белорусская»-радиальная соединена с промежуточным уровнем малым наклонным ходом из южного торца центрального зала, а к «Белорусской»-кольцевой коридор примыкает на уровне аванзала перед наклоном её выхода на Лесную улицу. Общий новый выход станции соединяется с коридором пересадки большим наклонным ходом и выводит к перекрёстку 1-й Тверской-Ямской улицы с Лесной на площадь Тверской заставы, а вторым сходом к перекрёстку улиц Лесная и 1-я Брестская. Проект торгового комплекса был отменён, а вместе с ним и строительство дополнительных выходов станций метро.
Проект «Транспортная развязка, многоярусный подземный гараж-стоянка с торговым комплексом на площади Тверская Застава» разработан «Метро-Стилем» в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы № 1567-РП от 4.08.2004 г. по заказу ООО «Стройинком-К». Организацией на объекте были выполнены в том числе следующие проектные работы:
— проект пешеходного перехода с устройством пандуса и лифта на выходах из перехода, и входа в комплекс на 2 этаж с устройством эскалаторов;
— проект второго выхода в город со станции «Белорусская» Замоскворецкой линии, через комплекс и второй пересадочный узел между станцией «Белорусская» Замоскворецкой линии и станцией «Белорусская» Кольцевой линии Московского метрополитена (выполнен по Техническому заданию «Стройинком-К» и ТУ ГУП «Московский метрополитена», согласован в ГУП «Московский метрополитен»).
(фото от 21.02.2010, автор — Битцевский Панк с форума «Наш транспорт»)
(фото от июля 2015, автор — bluesmaker.livejournal.com)
Павелецкая
Ещё один проект от компании «Метро-Стиль», который был выложен ими на своём сайте в 2013-м году и канул в Лету. К сожалению, поднять его описание не получается даже через архив страниц Интернета. Поэтому хочется сказать большое спасибо Владимиру Свириденкову за присланные схемы проектов «Белорусской» и «Павелецкой». Без них подборка была бы неполной. Выше схема размещения второго выхода станции «Павелецкая» Кольцевой линии. Второй выход предлагалось вывести коридором из проектируемого комплекса на площади Павелецкого вокзала в восточный торец станции метро. Детали проекта на данный момент неизвестны. Возможно, планировалась установка траволаторов для ускорения перемещения пассажиров. Многострадальный многоэтажный многофункциональный комплекс долгое время был заброшен. Сейчас, вроде бы, его будут достраивать, а про выход «Павелецкой» ни слова.
(фото от 10.06.2017, автор — russos.livejournal.com)
Достоевская
В проекте станции «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии метро был предусмотрен перспективный второй выход из южного торца к перекрёстку улицы Дурова, Делегатской улицы и Самарского переулка. По более раннему варианту между южным торцом «Достоевской» и западным проектируемой станции «Суворовская» Кольцевой линии должны была быть пересадка. Как этот узел проектируют в данный момент — пока неизвестно.
Зато известно, что для размещения в южном торце «Достоевской» автором других изображений на станции И.В. Николаевым было задумано панно «Речь Достоевского на пушкинском юбилее 1880 года», на котором Ф.М. Достоевский изображён в окружении писателя И.С. Тургенева и других его современников. Знаменитый памятник А.С. Пушкину в Москве был открыт 6 июня 1880-го года. Панно должно было разместиться симметрично тому, что установлено в северном торце, где изображён портрет Ф.М. Достоевского. Ко всему вышесказанному могу ещё добавить, что однажды дверца торцевой стены была открыта, и я увидел, что там сделана лестница симметрично той, что в северном торце, а также выполнен небольшой участок отделки.
(фото от 19.06.2010, автор — Битцевский Панк с форума «Наш транспорт»)
Парк культуры
Выше приведена схема, скорее всего, за авторством АО «Метрогипротранс» по проекту западного выхода станции метро «Парк культуры» Кольцевой линии метро и прямой пересадке на одноимённую станцию Сокольнической линии. В этом проекте второй выход «Парк культуры»-кольцевой из западного торца центрального зала выводится лестницей и подходным коридором к аванзалу эскалаторного наклона, который выходит в подземный вестибюль, который соединяется с проектируемым подземным переходом через Садовое кольцо (Зубовский бульвар, в районе домов №4 стр. 1 и №27 стр. 1) у пересечения с Зубовским проездом. Пересадку на радиальную станцию выполняется через примыкание ходками к центральному залу станции Кольцевой линии, далее длинным подходным коридором и наклоном до второго яруса центрального зала радиальной станции, куда сейчас примыкает один из двух «рукавов» выхода в объединённый вестибюль двух станций (для Сокольнической этот вестибюль южный), одновременно являющийся пока и переходом. Данный выход мог бы решить проблему замены эскалаторов на наклоне пересадки и выхода в город станции Кольцевой линии. Но, так как его не было, пришлось временно закрывать станцию. Однако при реконструкции был допущен один серьёзный просчёт — вместо трёх эскалаторов на наклоне поставили снова три штуки, что никак не решило проблему нагрузки совмещённого вестибюля.
(фото от сентября 2011, автор — russos.livejournal.com)
Киевская
Выше приведён чертёж из проекта торгового центра «Европейский», который находится у Киевского вокзала. Это план подвала автором является проектно-инжиниринговое предприятие «АлександрЪ». Мы видим, что станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской и Филёвской линий параллельны, но они расположены на разной глубине. В центральном зале станции Арбатско-Покровской линии симметрично ходкам выхода в здание Киевского вокзала и пересадки на «Киевскую» Кольцевой линии есть три неиспользуемых ходка над путём в сторону станции «Парк Победы». По проекту эти ходки должны соединиться подходным коридором с аванзалом эскалаторного наклона, что будет выведен в подземный вестибюль под 2-м Брянским переулком. Сход из этого вестибюля выводится к перекрёстку Брянской улицы и 2-го Брянского переулка. А из южной части вестибюля выполняется подземное соединение со вторым ярусом платформы станции Филёвской линии, где сейчас есть только выход в здание Киевского вокзала. Таким образом, станция Филёвской линии тоже получает новый выход, появляется второй переход со станции Арбатско-Покровской линии на «Киевскую» Филёвской и наоборот. Данный второй выход мог бы решить проблему замены эскалаторов на общем выходе станций Арбатско-Покровской и Кольцевой линии, но увы. Другой момент — это то, что отчего-то наклон нового выхода не выводят к пересечению 2-го Брянского переулка с Большой Дорогомиловской улицей, где этот выход был бы более востребован, так как сейчас по близости никаких выходов нет. Кроме того, был бы полезен подземный переход под Большой Дорогомиловской для тех, кто желает перейти её, чтобы попасть в «Европейский».
(фото от 02.05.2011, автор — Aviateur, сайт transphoto.org)
(фото от апреля 2013, автор — russos.livejournal.com)
Парк Победы
На станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской Калининско-Солнцевской линий метро формально 16.03.2017 был открыт второй выход. А формально потому что это наклонный ход южного зала, выходящий в ту же точку, что и наклон северного зала. У них один общий западный вестибюль, но появился дополнительный сход из него (№6) к улицам Барклая и Генерала Ермолова. А настоящий второй выход должен примыкать к восточным торцам обоих залов и с помощью подходного коридора и наклонного хода выводить к восточному вестибюлю с выходом на нечётную сторону Кутузовского проспекта к улице Генерала Ермолова и площади Победы, собственно, к парку Победы. Может быть, он будет соединён всё с тем же действующим подземным переходом под Кутузовским проспектом, с которым соединяется западный вестибюль.
Первая схема выставлялась компанией АО «Ингеоком», строившей второй наклон в западный вестибюль и перегон «Деловой центр» — «Парк Победы» Калининско-Солнцевской линии. Проект вестибюля, скорее всего, авторства АО «Метрогипротранс», которые занимались проектированием всей станции. На схеме можно заметить коридор, соединяющийся с восточными торцами обоих залов «Парка Победы» (оригинал схемы | ещё один). Вторая схема это набросок от Владислава Лаврова, где также показан наклон, связывающий восточные торцы залов с новым вестибюлем, а сверху (чёрным цветом) — нереализованная третья станция узла, планировавшаяся для Солнцевско-Мытищинской хорды Третьего Пересадочного контура.
(фото от февраля 2010, автор — russos.livejournal.com)
(фото от 03.03.2018, автор — ncd2010.livejournal.com)
Ленинский проспект / Площадь Гагарина МЦК
Наверное, самая неожиданная станция из листа ожидающих новый выход. Но и здесь он может когда-нибудь появиться. Дело в том, что когда-то в этом узле проектировалась третья станция, относящаяся к Митинско-Бутовской хорде в составе Третьего Пересадочного Контура. Эти линии метро отменили, но при строительстве Гагаринской развязки Третьего Транспортного Кольца задел в на платформе станции «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии в виде лестничных сходов, ведущих на второй ярус, был дополнен подходным коридором, ведущим на построенную в то же время в конструкциях станцию «Площадь Гагарина» Московского Центрального Кольца. Данный подходной коридор имеет задел в восточной его части для пересадки на третью станцию узла. Кроме того, планировалось дополнить его ещё одним коридором со сходами на платформу «Ленинского проспекта». Так как ещё одна станция в этом узле вряд ли появится, сложно рассчитывать на то, что из восточного торца пересадочного коридора появится ещё один выход в город, который должен был быть совмещён с пересадкой. Но на «Площади Гагарина» есть только один выход в город, а данная станция является самой загруженной на Московском Центральном Кольце.
(фото от октября 2016, автор — bluesmaker.livejournal.com)
Красносельская
При строительстве станции «Красносельская» Сокольнической линии метро был оставлен задел для восточного выхода к перекрёстку улицы Гаврикова с Краснопрудной улицей, переходящей здесь в Русаковскую. В восточном торце платформы «Красносельской» имеются лестничные сходы на второй ярус. По сути, это почти половина вестибюля, сооружённая в конструкциях и отделке. Сейчас наверху рядом с местом перспективного восточного выхода находится здание торгового центра «Краснопрудный». Подозреваю, что оно не просто так имеет скошенный угол, выходящий на перекрёсток. Скорее всего, зона для наземного или подземного вестибюля продолжает быть зарезервированной. А рядом есть подземный переход под Краснопрудной улицей, который было бы правильно интегрировать с вестибюлем. Вообще, вторые выходы на станциях «Сокольники» и «Красносельская» очень нужны для сокращения пересадки на планирующуюся станцию Митьково третьего Московского Центрального Диаметра. Надеюсь, что про них своевременно вспомнят (скорее всего, нет).
(фото от апреля 2010, автор — russos.livejournal.com)
Боровицкая
В 1970-е годы, когда начинали проектировать Серпуховско-Тимирязевскую линию, станцию «Боровицкая» (тогда — «Библиотека имени Ленина») с другими станциями центрального пересадочного узла должны были связать по-другому. Сверху на картинке «Боровицкая», снизу — «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, справа «Арбатская» Арбатско-Покровской и «Александровский сад» Филёвской (тогда — «Калининская»). Пересадка на «Арбатскую» выполнялась как через ходки в середине центрального зала на «Боровицкой», так и через лестницы в восточных торцах боковых залов. На «Новокузнецкой» Замоскворецкой линии есть схожее решение. А пересадка на «Александровский сад» в объединённый вестибюль этих станций должна была осуществляться через наклонный ход, выведенный в восточный торец центрального зала «Боровицкой». Возможно, планировался каскад из двух наклонных ходов — малого и большого. В дальнейшем проект «Боровицкой» не раз менялся, и схема со вторым выходом с неё больше не попадалась. По итогу, в восточном торце центрального зала сделана пересадка к «Арбатской», а на «Александровский сад» прямой пересадки нет. Ходили слухи о том, что всё же собственный выход запланирован к подземному переходу под улицей Воздвиженка, что у здания «Военторга». По другой информации, расширение комплекса зданий Российской Государственной Библиотеки имени Ленина не оставляет в своём проекте возможности строительства выхода «Боровицкой».
Александровский сад
У данной станции метро есть целых два нереализованных дополнительных выхода. Северный вестибюль «Александровского сада» Филёвской линии (на схеме, приведённый выше, показан справа) мог стать общим с «Боровицкой», но не сложилось. Ещё раньше не срослось с выходом на улицу Воздвиженка, который должны были встроить в здание дома №5/25 (это Московский музей Архитектуры имени А.В. Щусева). В северных торцах платформ расположены лестницы, ведущие на второй ярус. Когда-то они были доступны для перехода между двумя береговыми платформами станции. Позже для этих нужд был построен мостик примерно посередине «Александровского сада», а переход в торце перестали использовать. Сейчас там технические помещения станции.
С восточной платформы планировался выход в дом №4/7с1 по Воздвиженке. В этом здании можно заметить что-то, похожее на задел, — две арки, в одной из которых въезд на подземную парковку, а во второй — книжный магазин «Республика». На самой станции «Александровский сад» задел обозначен заложенным мрамором проёмом на восточной платформе.
(фото от марта 2009, автор — russos.livejournal.com)
(кадр из декабрьского видео 2019 года с YouTube-канала «Юрий Демидов»)
Тверская / Чеховская
Станцию метро «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской линии и весь узел с пересадками на «Тверскую» (тогда — «Горьковскую») Замоскворецкой линии и «Пушкинскую» Таганско-Краснопресненской реализовали в соответствии с первоначальным замыслом почти полностью. За исключением некоторых деталей: не был построен дополнительный пересадочный коридор между «Тверской» и «Чеховской», соединяющийся ходками с центральным залом последней и выходящий лестницами в южные торцы обоих боковых залов «Тверской» (такое решение было реализовано на станции «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии и не было на станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии). Сейчас действует единственный путь для перехода, соединяющий южный торец центрального зала «Тверской» с западным торцом центрального зала «Чеховской».
Также цифрой «6» на первой схеме и цифрой «1» на схеме второй обозначен перспективный объединённый вестибюль станций «Тверская» и «Чеховская», соединённый наклонным ходом с промежуточным ярусом пересадки между этими станциями и выходящий в 67-й квартал Тверского района. На второй схеме он прорисован чуть больше. Предположу, что этот выход мог быть либо встроен в дом №12с6 по улице Тверская, либо находиться во дворе этого дома. Ещё вариант — южнее этого дома, где сейчас огороженная стройплощадка клубного дома «Tverskaya X», он же жилой комплекс «Тверская 10».
(кадр из видеоролика от 25.06.2017 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
Дубровка
Наверное, вы думали, что я расскажу про перспективный второй выход этой станции Люблинско-Дмитровской линии, соединяемый наклоном с северным торцом или с ходками с центральным залом, но нет. Таких проектов найти не удалось. Может быть, там когда-то будет переход на Троицко-Некрасовскую линию метро, кто знает. Но недоделка здесь есть в виде закрытого проёма в подземном переходе под Шарикоподшипниковской улицей. Видимо, здесь планировался выход на территорию бывшего завода, а ныне — торгового комплекса «Дубровка». По какой причине этот недодел до сих пор не был открыт, неясно. Автор фото предположил, что у Шарикоподшипникового завода планировалась подземная проходная.
(фото от января 2013, автор — Дурень с форума «Наш транспорт»)
Нагорная
На станции «Нагорная» Серпуховско-Тимирязевской линии метро есть задел под юго-западный выход к перекрёстку Электролитного проезда с улицами Криворожская и Ремизова. Данный вестибюль должен был быть пересадкой на станцию Митинско-Бутовской хорды, входящей Третьего Пересадочного Контура, но проект был отменён. Объём готовности вестибюля неизвестен.
(фото от 18.12.2015, автор — Antares 610, wikipedia.org)
Партизанская
У станции «Партизанская» Арбатско-Покровской линии метро планировался восточный вестибюль, связанный с проектировавшимся стадионом Сталина. Оба объекта так и не были построены. Объём реализации выхода неизвестен. Он должен был соединяться лестничными сходами с восточными торцами обеих платформ и выводить ко 2-му кварталу Измайловского парка.
(фото от 27.01.2014, автор — Anakin с форума «Наш транспорт»)
Петровско-Разумовская
В заметке про строительство станции «Петровско-Разумовская» Серпуховско-Тимирязевской линии из газеты «Московская Правда» от 29.10.1989 было написано следующее:
На новой станции делаются два выхода — на Дмитровское шоссе и Локомотивный проезд
Как известно, у станции Серпуховско-Тимирязевской линии не был построен выход к Дмитровскому шоссе. Вероятно, его отменили в начале 1990-х годов из-за нехватки финансирования. Владислав Лавров приводил следующую цитату из неизвестного источника в 2007 году:
В противоположном торце станции в перспективе предусмотрен выход (при условии перпендикулярного к продольной оси станции тоннеля примыкания эскалаторного спуска).
Видимо, вестибюль планировалось расположить вблизи перекрёстка Верхней аллеи с Дмитровским шоссе. В 2011 году АО «Метрогипротранс» представило первую версию проекта второго зала «Петровско-Разумовской», который был нужен для пересадки на Люблинско-Дмитровскую линию:
Из приведённой выше схеме понятно, что предлагалось соединить южные торцы обоих залов станции с наклонным ходов, выводящим в подземный переход под Дмитровским шоссе. Однако в следующей версии узла уже был наклон, соединяемый только новым (восточным) залом:
Очень жаль, что по какой-то причине было решено отказать от общего для двух станций южного вестибюля. Теперь шансы на то, что старый (западный) зал получит новый выход из южного торца, стремятся к нулю. Можно лишь предположить, что это выход может быть построен по первоначальной идее с вестибюлем на пересечении Верхней аллеи и Дмитровского шоссе.
(фото от августа 2014, автор — russos.livejournal.com)
Добрынинская, Новокузнецкая, Семёновская и другие
В схеме из Генерального плана развития Москва от 2010 года треугольниками обозначены вторые выходы, запланированные на ряде станций. В их числе, помимо некоторых, уже разобранных отдельно, числятся такие станции, как «Добрынинская» Кольцевой линии, «Новокузнецкая» Замоскворецкой и «Семёновская» Арбатско-Покровской. Присутствует и «Электрозаводская» Арбатско-Покровской, которая вряд ли получит теперь новый выход, так как с неё строится пересадка на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии. Что касается первых трёх станций, они также фигурируют в постановлении Правительства Москвы №564 от 27 июня 1995 года (которое утратило силу на основании постановления Правительства Москвы №357-ПП от 04.06.2013) в разделе «Вторые выходы на станциях». Список там следующий:
— «ВДНХ» — 1991-1997 (открыт 25.08.1997)
— «Белорусская» (кольцевая) — 1991-1996 (открыт 25.08.1997)
— «Маяковская» — 1994-1998 (открыт 12.09.2005)
— «Комсомольская» (не указано, что кольцевая) 1999-2003 (отложен)
— «Бауманская» — 2002-2004 (отложен)
— «Павелецкая» (кольцевая) — 2000-2010 (отложен)
— «Парк культуры» (кольцевая) — без сроков (отложен)
— «Арбатская» (видимо, Филёвской линии) — без сроков (отложен)
— «Электрозаводская» (Арбатско-Покровской линии) — без сроков (отменён)
— «Семеновская» — без сроков (отложен)
— «Киевская» (видимо, Арбатско-Покровской линии) — без сроков (отложен)
— «Новокузнецкая» — без сроков (отложен)
— «Добрынинская» — без сроков (отложен)
— «Сокольники» — без сроков (отложен)
На схеме из Генерального плана развития Москва и других схемах также есть: «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии (отложен или отменён), «Рижская» Калужско-Рижской линии (отложен/отменён), «Парк Победы» Арбатско-Покровской (открыт дублирующий наклон 16.03.2017), а также «Международная» Филёвской линии (открыт 30.12.2017). В целом, можно сделать вывод, что после кризиса 1998 года программа открытия вторых выходов на действующих станция, в основном, была провалена. Нынешним властям, к сожалению, это не интересно, так как не даёт цифр в километрах введённых линий и тысячах жителей, охватываемых новыми станциями. Но есть надежда, что после смены мэра и окончания глобальных проектов, таких как Большая Кольцевая линия, Московские Центральные Диаметры, новые хордовые Рублёво-Бирюлёвская и Троицко-Некрасовская линии, на смену им придёт программа интеграции и улучшения существующей инфраструктуры, в рамках которой построят новые выходы и дополнительные пересадки, а ещё — станции на действующих перегонах. Будем надеяться и ждать! И да, я знаю, что есть ещё ряд станций, у которых всего один выход в город. «Фрунзенская» Сокольнической линии, которая, скорее всего, получит выход, совмещённый с пересадкой на станцию Рублёво-Бирюлёвской линии. Или «Алексеевская» Калужско-Рисжкой линии и «Дмитровская» Серпуховско-Тимирязевской, про которые никакой информации найти не удалось. Станция «Полянка» всё той же Серпуховско-Тимирязевской должна получить вместо выхода переход на «Якиманку» Калужско-Рижской линии. А про «Сухаревскую» на Калужско-Рижской мне снова ничего не известно. Уверен, вы найдёте и другие станции, которые нуждаются во втором/третьем/новом выходе. Напишите про них в комментариях. Спасибо за внимание!