отправить номер мошенников сбербанк куда
Куда сообщить номер телефона, с которого звонили мошенники, чтобы их потом могли вычислить
Сегодня банковские карты есть если не у всех, то у большинства совершеннолетних в России. Мы переводим с карты на карту друзьям в счет общей покупки, просим закинуть на счет «до зарплаты», безналично оплачиваем покупки в магазинах и интернете.
В этом году количество операций с участием карт бьет все рекорды. По данным аналитиков СберИндекса и IT-компании «Платформа ОФД», в третьем квартале безналичный товарооборот преодолел отметку 60% аж в семи регионах страны, при этом Карелия возглавила рейтинг самых безналичных городов России. Те же аналитики утверждают, что это нехарактерно высокий уровень для сезона, и полагают, что причина отклонения кроется в нежелании людей лишний раз пользоваться купюрами. Пандемия пандемией, но что ни говори, такой способ оплаты удобен, а зачастую еще и позволяет сэкономить благодаря различным системам лояльности.
На фоне всех возможностей, которые открываются перед владельцами банковских карт, важно не потерять голову и не забыть простые правила безопасности, тем более новостей о телефонном мошенничестве в последнее время стало особенно много. Все надеются, что их это не коснется, но для любого у злоумышленников найдется своя схема. Разберем самые популярные и составим простую инструкцию, которая максимально обезопасит вас и ваших родных.
Звонки поступают многим, в том числе сотрудникам нашей редакции – далеко ходить не надо. Недавно коллегу убеждали, что с его счетом происходят подозрительные операции, поэтому средства срочно надо перевести на «безопасный счет», данные которого ему сейчас продиктуют. Он, конечно, понял, что это мошенники, и спросил: «А если я просто сниму деньги?». «Нет, так нельзя», – отрапортовали на другом конце. – «Счет уже открыт, вы должны что-то туда зачислить». «Хорошо, я рубль положу», – засмеялся коллега. «Но нужно хотя бы тысячу», – заявили в ответ.
Эта история закончилась хорошо: парень просто повесил трубку. А вот 31-летний житель Медвежьегорска, желая спасти свои средства, недавно перечислил мошенникам 90 тысяч рублей. 53-летняя жительница поселка в Прионежском районе лишилась 43 тысяч. В костомукшское ОМВД поступило обращение от 41-летнего мужчины, который под давлением аферистов перевел на «защищенный счет» больше миллиона рублей! Мошенники на этом не остановились: пытались убедить пострадавшего ещё и оформить кредит. После этого предложения мужчина опомнился и обратился в полицию. А вот 44-летний житель Беломорска оформил-таки кредит на 400 тысяч и перевел злоумышленникам эти деньги. Похожая история с кредитом произошла с 50-летней петрозаводчанкой, которая перевела мошенникам больше 200 тысяч рублей.
Угроза безопасности счета по-прежнему остается самой популярной схемой. Мошенники настаивают на немедленном решении «проблемы», торопят и пугают последствиями, впечатляя своего собеседника настолько, что тот теряет бдительность и не задумывается о том, чтобы перепроверить информацию. А еще теперь людям всё чаще звонят роботы, которые могут попросить: «Перезвоните в службу безопасности». Правда, этот робот продиктует вам номер, который принадлежит сами понимаете кому.
Что делать, чтобы не попасться на уловки мошенников?
Помним правило номер один: сразу заканчивать разговор в любой непонятной ситуации. В телефонную книгу можно «забить» номер телефона своего банка — к примеру, в Сбербанке это 900 и 8-800-555-555-0. Если эти номера будут в вашей адресной книге, любые другие отобразятся как неизвестные, и только это уже позволит вам относиться к происходящему настороженно. Не перезванивайте ни по каким другим номерам, кроме официальных, как бы убедительно вас об этом ни просили. Если что, оперативно связаться банком можно также через мобильное приложение.
Еще одно важно правило: никаких операций по инструкциям звонящего! Сотрудник банка никогда не попросит у вас перевести деньги или назвать секретные данные: ПИН, CVV- или CVC-код (те самые заветные цифры с оборота карты), пароль от интернет-банка или коды из СМС.
Если вы сменили телефонный номер, стоит сообщить об этом в ваш банк. Иначе есть риск, что ваши банковские данные попадут к новому владельцу. Или при переводе средств по номеру телефона деньги придут не вам, а третьему лицу.
Кроме «звонка из службы безопасности» мошенники могут прислать сообщение (якобы от банка) об ошибочном переводе денег. Когда потом с другого номера приходит СМС с просьбой вернуть эти средства, многие по наивности перечисляют их, не уточнив информацию. Помните: если вы самостоятельно совершили кому-то перевод, вернуть деньги уже не получится. Поэтому в любой подобной ситуации в первую очередь проверьте номер телефона, с которого пришло сообщение о зачислении. И заодно баланс своей карты: если он не изменился — смело сотрите все СМС, связанные с этой историей, а друзьям и близким расскажите, какой вы молодец. Где мошенники берут номера телефонов реальных людей? Да где угодно! В соцсетях или на сайтах бесплатных объявлений, например. Кстати, в переписках на этих сайтах ни в коем случае нельзя озвучивать данные своих карт. Недавно 38-летний житель Петрозаводска таким образом лишился 4 тысяч рублей: поверил «потенциальному покупателю» кроссовок.
А 23-летнему петрозаводчанину сообщили, что его банк присоединяется к другому известному банку и всем клиентам необходимо самостоятельно перерегистрировать свои счета. Удобнее и быстрее всего это получится сделать, конечно же, по телефону. Молодого человека долго переключали между «сотрудниками», потом попросили продиктовать код из СМС-сообщения «голосовому помощнику». По итогу со счета было списано 83 тысячи рублей.
Что делать, если вы уже продиктовали данные либо вовремя заподозрили мошенников?
Если вы поняли, что вам звонят мошенники, самым мудрым решением будет прекратить разговор. Сейчас в сети ходит много роликов о том, как люди тролят телефонных аферистов, но это точно не самая полезная практика.
Если вы все-таки поддались на уговоры и продиктовали личные данные или код из СМС, то деньги всё ещё можно спасти. Немедленно звоните в банк и блокируйте карту. Здесь важно не потерять драгоценное время.
Можно проверить любой подозрительный номер телефона (и адрес в интернете, кстати) на официальном сайте Сбербанка. Результатом проверки будет оценка риска и рекомендации. Там же можно сообщить адреса мошеннических сайтов и телефонов, если факт, увы, уже подтвержден, и вы лишились денег. Это поможет в сборе данных и предотвращении подобных случаев с другими людьми. Ресурс бесплатный и доступен всем, в том числе клиентам других банков.
Чтобы эффективнее бороться с телефонными мошенниками, точно стоит сохранить себе эту инструкцию и поделиться ею с близкими. Будьте бдительны — позаботьтесь о надежной сохранности своих персональных данных и не дайте злоумышленникам ни единого шанса!
Как обезопасить себя от СМС и email мошенничества
Мошенники регулярно рассылают СМС и электронные письма, замаскированные под сообщения от банка. Их цель — получить доступ к вашему счёту и украсть деньги. Поэтому важно уметь отличать официальные сообщения банка от писем мошенников.
Важно знать
Сбербанк не отправляет сообщения с формой для ввода ваших персональных данных
Примеры мошеннических писем и СМС
СМС «Ваша карта заблокирована»
Вы получили СМС примерно такого содержания: «Ваша карта заблокирована» или «По Вашей карте проведена операция на сумму N рублей». Текст содержит номер телефона и призыв срочно по нему позвонить. Когда вы перезваниваете, вам отвечает мошенник, который представляется вам сотрудником банка — например, службы безопасности или технической поддержки. Вас просят предоставить информацию или срочно совершить какие-то действия — например, разблокировать карту или отменить операцию.
Мошенники попытаются под различными предлогами получить у вас конфиденциальные данные: полный номер карты, ПИН-код, СVV, СVС-код, срок действия, или попросят подойти к банкомату или терминалу и ввести код — будто бы для разблокировки карты или отмены платежа. Эти данные мошенники используют для кражи денег, покупок и переводов с вашего счёта.
Электронное письмо от имени Сбербанка
Вам приходит электронное письмо якобы от Сбербанка, замаскированное под официальное письмо. Мошенники требуют от вас быстрых действий или немедленного ответа. Часто отправители таких писем хотят напугать вас («Сообщение об увеличении задолженности», «Ваш счёт заблокирован») или сообщают о каком-то выигрыше. Письма могут содержать вложения, просьбу уточнить реквизиты карты, срочно позвонить по указанному в письме номеру телефона или перейти по ссылке. Адрес сайта обычно похож на официальные адреса сайтов Сбербанка. Будьте осторожными с такими письмами: не переходите по ссылкам и не открывайте вложения. Лучше перезвоните в контактный центр банка, чтобы проверить информацию.
Как распознать мошенническое письмо
Статья на официальном ресурсе Сбербанка Sberbank Media, из которой вы узнаете, как именно мошенники маскируют свои письма под банковские, и научитесь не попадаться на удочку жуликов. Читать
Статья на официальной странице Сбербанка на сайте Яндекс.Дзен. Узнайте о трёх самых распространённых схемах обмана, которыми пользуются мошенники в соцсетях, и узнайте, как противостоять им. Читать