норматив номер 7 огневая подготовка
Обучение выполнению нормативов № 7 и 8
При оценке отработки норматива руководитель занятия должен, помимо требований, изложенных в условии выполнения норматива, дополнительно руководствуется следующими требованиями:
1. Если норматив отрабатывается в процессе тренировки несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки.
2. Норматив считается выполненным, если при его выполнении соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований уставов, наставлений, инструкций, руководств и мер безопасности.
Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме (поражению) личного состава и поломке вооружения, выполнение норматива прекращается и оценивается «неудовлетворительно».
3. За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не приводит к поломке вооружения, а также за каждую ошибку, указанную в условиях выполнения норматива (в руководстве, наставлении), оценка снижается на один балл.
4. При выполнении нормативов в противогазе время увеличивается на 10%.
7. Время выполнения норматива отсчитывается по секундомеру с момента подачи команды «К выполнению норматива приступить» (или другой установленной команды, сигнала) до момента выполнения норматива или доклада обучаемого о его выполнении.
8. Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:
«отлично» | если не менее половины проверяемых нормативов выполнены с оценкой «отлично», а остальные «хорошо» |
«хорошо» | если не менее половины проверяемых нормативов выполнены с оценкой не ниже «хорошо», а остальные «удовлетворительно» |
«удовлетворительно» | если не менее 70% нормативов оценены положительно, и при оценке по трен нормативам выполнены два |
* Вес автомата указан без штыка-ножа.
Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 5 ; Нарушение авторских прав
Норматив по тактической подготовке № 7
Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Довожу до обучаемых, как необходимо солдату выбирать место для стрельбы при переходе к обороне в условиях отсутствия соприкосновения с противником, а также требования, которым должно оно удовлетворять. После этого показываю на слайде, как необходимо правильно выбрать место для стрельбы на указанном рубеже. Затем довожу до обучаемых последовательность оборудования и маскировки солдатом окопа для стрельбы лежа из автомата (ручного пулемета) в выбранном им месте для стрельбы.
Затем довожу до студентов порядок действий солдата при подготовке к бою.
ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ, ОБОРУДОВАНИЕИ МАСКИРОВКА ОКОПА
При переходе к обороне в условиях непосредственного соприкосновения с противником солдат, получив задачу, прежде всего, должен отыскать на местности небольшое естественное укрытие или воронку от бомбы (снаряда), быстро укрыться от огня противника и изготовиться к бою. Если поблизости нет никакого укрытия, то необходимо быстро окопаться. Прежде чем приступить к окапыванию, из положения лежа проводится краткое изучение местности. При этом особое внимание обращается на такие места, как небольшие складки, низины, канавы, борозды на пашне и другие укрытия, которые могут использоваться противником для скрытного приближения к позиции.
Земля выбрасывается вначале вперед, а в последующем в стороны, чтобы предохранить себя от поражения пулями и осколками снарядов или мин.
Во время работы голову надо держать возможно ближе к земле, но так, чтобы можно было вести непрерывное наблюдение за противником.
Рис. 1. Последовательность отрывки одиночного окопа
Если противник не проявляет активности, то работа по совершенствованию окопа продолжается. Углубляя и приспосабливая его для стрельбы с колена на глубину 60 см (рис. 2), а затем отрывая для стрельбы стоя до 110 см. При благоприятных условиях, когда противник ведет себя пассивно, по указанию командира отделения или самостоятельно одиночные окопы соединяются между собой в окоп на отделение, который доводится до полного профиля. С этой целью солдат, не выходя из окопа, отрывает соединительный ход к своему соседу слева. Последовательность работы такая же, как и при отрывке одиночного окопа.
Рис. 2. Окоп для стрельбы из автомата с колена
Если перед окопом имеется кустарник или высокая трава, то для лучшего обзора и обстрела производится расчистка, но это делается незаметно для противника. Кроме того, в предвидении ночного боя автоматы и пулеметы без ночных прицелов готовятся к ведению огня ночью.
Для автомата в этом случае делается вбруствере желобок и используются колышки-ограничители. Желобок в бруствере готовится с таким расчетом, чтобы положенный в него автомат был наведен в указанном командиром направлении. Края желоба утрамбовываются и обкладываются дерном. Колышки-ограничители забиваются по два у цевья и приклада автомата. По возможности колышки заменяются рогатками.
При подготовке пулемета для ведения огня ночью могут использоваться различные приспособления для установки под приклад.
При занятии обороны вне соприкосновения с противником имеется возможность более тщательно выбрать и полно оборудовать место для стрельбы (огневую позицию), установить заграждения и при необходимости произвести расчистку сектора обстрела и выполнить другие задачи.
Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Довожу до обучаемых порядок действий солдата в обороне с переходом танков и пехоты противника в атаку. Затем на слайдах показываю действия солдата по уничтожению пехоты противника огнем из автомата (ручного пулемета), а также его танков и пехоты, прорвавшихся к переднему краю обороны, ручными противотанковыми и осколочными гранатами.
ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА ПРИ ОТРАЖЕНИИ АТАКИ ПРОТИВНИКА
До начала огневой подготовки и общего наступления противника отдельные его группы будут пытаться вести разведку, проделывать проходы в минно-взрывных заграждениях или проникнуть в глубину обороны. Эти группы уничтожаются назначенными дежурными огневыми средствами, личный состав которых находится в постоянной готовности к немедленному открытию огня с запасных или временных огневых позиций. Остальные солдаты в это время находятся в готовности к отражению атаки противника и одновременно совершенствуют инженерное оборудование огневых позиций (мест для стрельбы).
С началом огневой подготовки противника солдат, еслион не наблюдатель, по команде (сигналу) командира укрывается в перекрытой щели или блиндаже в готовности быстро занять огневую позицию (место для стрельбы).
Будучи наблюдателем солдат находится в своем окопе и наблюдает за действиями противника. О результатах наблюдения докладывает командиру отделения.
В случае применения противником отравляющих веществ солдат быстро надевает противогаз.
С переходом противника в атаку по сигналу наблюдателя или команде командира отделения солдат занимает огневую позицию (место для стрельбы) и изготавливается к бою. Огонь по атакующей пехоте он открывает по команде командира отделения, когда пехота выходит на дальность действительного огня. До этого огонь по противнику ведут артиллерия, танки, боевые машины пехоты, противотанковые ракетные комплексы и другие огневые средства.
Солдат в это время внимательно наблюдает за действиями противника, докладывает обо всем замеченном своему командиру и выбирает цели, которые он будет уничтожать по мере их приближения. В последующем, с приближением противника, огонь ведется самостоятельно.
При отражении атаки пехоты противника с танками гранатометчик уничтожает танки и другие бронированные машины, а пулеметчик и стрелки отсекают пехоту.
Если к позиции (окопу) приближается танк противника, и его не удалось уничтожить из гранатомета, то нужно выждать, пока он подойдет на расстояние 25-30 м. На таком близком расстоянии танк уже своим огнем не опасен, так как даже при самом большом склонении пушки и пулемета их огонь не может поразить солдата. Этот момент надо использовать для броска противотанковой гранаты.
Не исключена возможность, что брошенная солдатом противотанковая граната не поразит танк, в этом случае надо отскочить по траншее в сторону или лечь на дно траншеи, а когда танк пройдет, быстро встать и бросить гранату в борт или кормовую часть танка. После взрыва изготовиться к стрельбе для поражения экипажа, покидающего пораженный танк (рис. 1)
Рис. 1. Уничтожение танка противотанковой гранатой в борт.
В отдельных случаях по приказу командира отделения для борьбы с танками противника может назначаться солдат, который, используя рельеф местности, под прикрытием огня отделения или дымов выдвигается с противотанковыми гранатами к цели и уничтожает ее.
После отражения атаки противника солдат восстанавливает свой окоп, пополняет боеприпасы и готовится к отражению последующих атак.
Преподаватель вызывает к себе обучаемых и доводит до них порядок действий солдата при отходе. Затем на командире курсантского взвода и подготовленном курсанте показывает обучаемым действия солдата по обеспечению отхода своего соседа и при осуществлении перебежек в ходе отхода на другую позицию.
Огневая подготовка (стр. 38 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 |
Обучение спуску курка.
Спуск курка является одним из важных и ответственных моментов в производстве стрельбы. Главное при спуске курка – умение плавно нажимать на спусковой крючок. Нажим должен быть настолько плавным, чтобы положение, приданное оружию при прицеливании, не нарушалось. Ни в коем случае нельзя отождествлять понятия «плавный» и «медленный» спуск курка, Чрезмерно медленный спуск курка неизбежно приводит к «затягиванию» выстрела, к излишнему утомлению стрелка, а следовательно, и к неметкому выстрелу. Поэтому с самого начала обучения надо приучать к плавному, но смелому спуску курка.
При обучении сначала нужно показать и объяснить, что указательный палец на спусковой крючок накладывается первым суставом и нажимать на крючок надо плавно и прямо назад.
Обучение производству прицельного выстрела.
4. Разведка целей наблюдением и определение исходных установок для стрельбы, целеуказание различными способами. Решение огневых задач с учетом поправок на угол места цели, ветер и температуру воздуха. Корректирование стрельбы – 20 мин.
Обучение разведке и обнаружению целей проводится в следующей последовательности:
-выбор места для наблюдения и оборудование его для наблюдения в указанном секторе;
-изучение правил осмотра местности;
-изучение демаскирующих признаков целей;
-изучение способов целеуказания;
-изучение способов определения дальностей до целей.
Оценка за выполнение упражнения по разведке целей определяется в зависимости от условий упражнения по количеству обнаруженных и распознанных целей, а также по правильно переданному целеуказания.
Целеуказание считается правильно переданным, если точно указаны: тип, местонахождение, характер действия (положение, направление и скорость движения) цели и дальность до нее.
Характер действия цели считается определенным, если правильно указаны направление движении цели (фронтальное, фланговое, косое, от фронта, к фронту, справа на лево, слева на право) и ошибка в измерении скорости движения цели не более 5 км/ч для техники и не более 2 м/с для живой силы.
При определении дальности до цели точность измерения дальности оценивается:
С началом занятия командир подразделения:
-сообщает тему, цели и порядок проведения занятия;
-проверяет знание обучаемыми основных положений Курса стрельб, условий выполняемого упражнения и требований безопасности;
-ставит обучаемым боевую задачу в зависимости от условий выполняемого упражнения.
При постановке задачи руководитель вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает ориентиры, положение и характер действий противника, место разведки, устанавливает сектор наблюдения и порядок доклада о результатах разведки.
После постановки задач, занятия обучаемыми указанных мест и доклада о готовности руководитель подает команду: «К разведке целей приступить», по которой оператор начинает показ целей, а обучаемые приступают к выполнению упражнения. Показ целей разрешается осуществлять как последовательно так и одновременно.
Результаты разведки целей обучаемые записывают в оценочном листе разведки целей наблюдение(приложение 14 КС) или докладывают руководителю устно по мере обнаружения. После окончания выполнения упражнения руководитель проводить краткий разбор и объявляет оценку каждому обучаемому.
Подача команды на открытие огня:
· Кому открыть огонь (автоматчикам, гранатометчикам)
· Целеуказание (Ор-1, дальше 100 танк)
· Установка прицела (Постоянный, пять, и т. д.)
· Установка целика или величины выноса точки прицеливания («Целик влево два»; «влево две фигуры»; «вторая марка справа»)
· Точка прицеливания («под цель», «в пояс», «под башню»)
· Устанавливается длина очереди (короткими, длинными, непрерывным, одиночными), а если необходимо то и расход боеприпасов
· Момент открытия огня словом «Огонь!»
Постановка огневых задач:
− Каждому подразделению (кому) становится огневая задачи
− Вид огня и способы стрельбы
− Расход боеприпасов (при необходимости)
− Задача на поражение цели («Уничтожить!» «Подавить!»)
· При недолетах (перелетах) «Выше» («Ниже»)
1. Занятие огневой позиции. Выполнение нормативов по тактической подготовке №1а, №7а и по РХБЗ №1,№4.– 30 мин.
Автоматчик изготавливается к стрельбе по команде или самостоятельно. На учебных занятиях команда для изготовки к стрельбе может подаваться раздельно, например: «На рубеж открытия огня, шагом – марш» и затем «Заряжай». Если нужно, перед командой «Заряжай» указывается положение для стрельбы.
Также может подаваться команда: «Рядовому Петрову! Огневая позиция в правой ячейке траншеи. К бою».
Изготовление к стрельбе включает принятие положения для стрельбы и заряжание автомата.
Норматив №1а по тактической подготовке «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции) военнослужащим»:
Военнослужащий находится на удалении не менее 50м. от указанной огневой позиции. Задача на ее занятие поставлена. Руководитель занятия подает команду (сигнал) « К бою». Студент, получив команду (сигнал), скрытно выдвигается (двумя перебежками по 15м и переползанием по-пластунски 20м) к укрытию, занимает его, изготавливается к бою и докладывает: «К бою готов».
Время отсчитывается от команды (сигнала) «К бою» до докладастудента о готовности.
Оценка по времени: отлично-1мин20с; хорошо-1мин30с; удовлетворительно-2мин10с
Норматив №7а по тактической подготовке «Смена огневой позиции в обороне на новую (основную или запасную позицию)»:
Время отсчитывается от команды на смену огневой позиции до доклада о готовности к бою.
Оценка по времени: отлично-19с.,хорошо-21с., удовлетворительно-24с.
Норматив №1 по РХБЗ «Надевание противогаза или респиратора».
Условия (порядок) выполнения норматива
Оценка снижается на 1 балл, если: при надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не задержал дыхание или после надевания не сделал полный выдох; шлем-маска надета с перекосом или перекручена соединительная трубка; концы носового зажима респиратора не прижаты к носу. Оценка ставится «неудовлетворительно», если допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникать под шлем-маску.
Военнослужащие: отлично 7/11, хорошо 8/12, удовлетворительно 10/14
Отделение: отлично 8/12, хорошо 9/13, удовлетворительно 11/15
Взвод: отлично 9/13, хорошо 10/14, удовлетворительно 12/17
Рота: отлично 10/14, хорошо 11/15, удовлетворительно 13/18
Изучение норматива: «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию)»
Особенности отработки нормативов по тактической подготовке
Нормативы в ходе занятий и тренировок отрабатываются на исправных вооружении и военной технике и учебно-тренировочных средствах.
Вооружение и военная техника должны быть полностью укомплектованы инструментом, принадлежностями и приспособлениями, уложенными и закрепленными на своих местах.
Нормативы выполняются в соответствии с создаваемой руководителем тактической обстановкой.
Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.
Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке техники, вооружения или аварии, выполнение норматива прекращается и обучаемый оценивается на «неудовлетворительно».
За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) техники и вооружения, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, технологических карт, оценка снижается на один балл.
При температуре воздуха минус 10° С и ниже, плюс 30° С и выше, при сильном дожде, снегопаде, высоте свыше 1500 м над уровнем моря время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.
При отработке нормативов на местности маршруты (направления) для действий подразделений заранее не прокладываются и не обозначаются.
Технические неисправности, обнаруженные в ходе выполнения норматива, не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива). Обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.
Порядок определения оценки за выполнения нормативов
Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольного занятия.
Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по тактической подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:
если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично»
если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо»
если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо»
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»
Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обучаемых и определяется:
если не менее 90% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку «отлично»
если не менее 80% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку не ниже «хорошо»
если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»
Условия и методические указания по отработке норматива: «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию)»
Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива
Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию):
Условия выполнения
норматива
Порядок выполнения
норматива
Методические указания по отработке норматива
Передвижение ускоренным шагом пригнувшись применяется для скрытного перемещения по местности с невысокими укрытиями (низкий кустарник, высокая трава, канава и т. д.), по траншеям и ходам сообщения.
Порядок выполнения норматива
Порядок
выполнения приема
Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку.
Военнослужащий меняет огневую позицию.
2. После выполнения норматива останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.
Временные показатели и оценка за выполнение норматива
Справочники
Особенности отработки нормативов по огневой подготовке
Особенности отработки нормативов по огневой подготовке
Порядок определения оценки за выполнения нормативов
«отлично»
если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично»
«хорошо»
если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо»
«удовлетворительно»
если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо»
«неудовлетворительно»
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»
«отлично»
если не менее 90% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку «отлично»
«хорошо»
если не менее 80% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку не ниже «хорошо»
«удовлетворительно»
если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки
«неудовлетворительно»
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»
Норматив № 1
Изготовка к стрельбе из различных положений (лежа, с колена, стоя, из-за укрытия) при действиях в пешем порядке
Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива № 1
Наименование
норматива
Изготовка к стрельбе из различных положений (лежа, с колена, стоя, из-за укрытия) при действиях в пешем порядке
Условия выполнения норматива
Порядок выполнения норматива
Методические указания по
отработке норматива
Подготовительные действия, не входящие в условия норматива № 1
Действия
руководителя
Действия
обучаемого
Порядок
выполнения приема
1. Подает команду: «Такому-то (очередной смене) получить на пункте боепитания учебные патроны», «Раздатчику боеприпасов (начальнику пункта боепитания), выдать такому-то (смене) по пять учебных патронов». Контролирует порядок выполнения приема. Фиксирует ошибки.
Получает учебные патроны и снаряжает ими магазин
Обучаемый (смена) получает на пункте боепитания учебные боеприпасы поштучно или в снаряженном магазине по раздаточно-сдаточной ведомости (у раздатчика боеприпасов на исходном рубеже только в снаряженном магазине).
Осматривает их, снаряжает патронами магазин, укладывает магазины в сумку. Если боеприпасы получены в снаряженном магазине, то проверяет наличия патронов в нём по контрольному отверстию в магазине.
Под руководством старшего смены следует на исходный рубеж.
2. Уточняет каждому порядок выполнения норматива (огневую позицию, место и положение для стрельбы, сектор стрельбы и порядок выдвижения на рубеж открытия огня).
Слушает руководителя занятия и запоминает дальнейшие свои действия
Порядок выполнения норматива № 1
Действия
руководителя
Действия
обучаемого
Порядок
выполнения приема
1. Подает команду: «К БОЮ». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку.
1. Шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись) в соответствии с поставленной задачей выдвигается на рубеж открытия огня.
Обучаемый намечает путь выдвижения и, применяясь к местности, быстро выдвигается на рубеж открытия огня.
При движении автомат (пулемет) удерживает одной или двумя руками, как удобнее. Ноги сошки пулемета при этом должны быть разведены.
2. Занимает указанную огневую позицию на рубеже открытия огня в соответствии с поставленной задачей.
3. Изготавливается к стрельбе:
Для принятия положения для стрельбы лежа из автомата обучаемый берет автомат правой рукой за ствольную накладку и цевье дульной частью вперед, одновременно делает полный шаг правой ногой вперед и немного вправо.
Наклоняясь вперед, опускается на левое колено и ставит левую руку на землю впереди себя, пальцами вправо затем, опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой руки, ложится на левый бок и быстро поворачивается на живот, раскидывает ноги слегка в стороны носками наружу.
Автомат укладывает цевьем на ладонь левой руки.
Для принятия положения для стрельбы лежа из пулемета обучаемый берет пулемет правой рукой за ствольную накладку и цевье, одновременно делает полный шаг правой (левой) ногой вперед и, наклоняясь вперед, ставит пулемет на сошку в направлении стрельбы.
Не разгибаясь, опирается обеими руками о землю, отбрасывает ноги назад и ложится на живот, раскинув ноги носками наружу.
Для принятия положения для стрельбы с колена обучаемый берет автомат (пулемет) в правую руку за ствольную накладку и цевье дульной частью вперед, одновременно отставляет правую ногу назад, опускается на правое колено и приседает на каблук. При этом голень левой ноги должна остаться в вертикальном положении, а бедра составлять угол, близкий к прямому.
Перекладывает автомат (пулемет) цевьем в левую руку, направив его в сторону цели.
Для принятия положения для стрельбы стоя обучаемый поворачивается вполоборота направо по отношению к направлению на цель и, не приставляя левой ноги, отставляет ее влево примерно на ширину плеч, как удобнее автоматчику (пулеметчику), распределив при этом тяжесть тела равномерно на обе ноги. Одновременно подхватывает автомат (пулемет) левой рукой снизу за цевье и ствольную накладку и энергично подает его дульной частью вперед, в сторону цели.
2. После доклада останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.
Слушает руководителя занятия и запоминает своё время выполнения норматива
Временные показатели и оценка за выполнение норматива № 1
Вид оружия
Оценка по времени (секунд)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
Автомат
Ручной пулемет
Дальнейшие действия, не входящие в условия норматива № 1
Действия
руководителя
Действия
обучаемого
Порядок
выполнения приема
Для установки прицела обучаемый, приблизив автомат (пулемет) к себе, большим и указательным пальцами правой руки сжимает защелку хомутика и передвигает хомутик до совмещения его переднего среза с риской (делением) под соответствующей цифрой на прицельной планке.
Установку прицела у пулемета можно производить и по шкале, нанесенной на обратной (нижней) стороне прицельной планки.
Для установки целика обучаемый оттягивает маховичок винта целика несколько вправо и вращением его совмещает риску под прорезью гривки с нужным делением.
Обучаемый, не теряя цели из виду, упирает приклад автомата (пулемета) в плечо так, чтобы ощущалось плотное прилегание к плечу всего затыльника; указательный палец правой руки (первым суставом) накладывает на спусковой крючок.
Наклоняет голову немного вперед и, не напрягая шеи, правую щеку прикладывает к прикладу.
Обучаемый зажмуривает левый глаз, а правым смотрит через прорезь прицела на мушку так, чтобы мушка пришлась посредине прорези, а вершина ее была наравне с верхними краями гривки прицельной планки, т. е. берет ровную мушку.
Задерживает дыхание на выдохе, перемещением локтей, а если нужно, корпуса и ног, подводит ровную мушку к точке прицеливания и нажимает на спусковой крючок первым суставом указательного пальца правой руки.
При прицеливании следит за тем, чтобы гривка прицельной планки занимала горизонтальное положение.
П р и м е ч а н е: Дальнейшие действия обучаемых на огневом рубеже осуществляются в соответствие с условиями выполнения норматива № 2.