номер осетинской церкви во владикавказе
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ОСЕТИНСКАЯ)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы ныне можно назвать самым старым зданием во Владикавказе. Она была основана в 1823 году и освящена 24 марта 1824 года. Прихожанами этой церкви были 120 дворов осетин, поселенных на окраине Владикавказской крепости. В первое время церковь считалась миссионерской.
Первоначально церковь была четырехугольной, затем стала крестообразной. В 1860 году ее обновили и расширили, а в 1896 году увеличили новой пристройкой и обнесли каменной оградой. Главной святыней церкви считался ковчежец, присланный экзархом Грузии Павлом с мощами святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Домаскина и др.
В ограде церкви находилось кладбище, где нашли вечный покой многие знатные горожане. В первые годы на кладбище хоронили генералов, офицеров, участников Кавказской войны. Здесь были погребены лучшие представители осетинской интеллигенции. Места было мало, поэтому в ограде церкви хоронили только избранных, заслуженных. Особенно престижным стало кладбище, когда на нем похоронили Коста Хетагурова.
В советское время церковь едва избежала участи остальных владикавказских храмов. А могилам повезло меньше. Большую часть кладбища снесли и построили на его месте школу № 13, другие могилы разрушились, так как церковь была закрыта и превращена в склад. Были утрачены могилы генерала Левковича, генерала Петра Нестерова, генерала Арсения Таучелова, полковника Василия Хетагурова, князя Михаила Туманова, священников Алексея Колиева, Михаила Сохиева и Алексея Гатуева, лесничего Ивана Тускаева и многих, многих других. К счастью, сохранилась могила Коста Хетагурова. Уцелели также погребения генерала Михаила Баева, полковника Федора Гусова, инженера Иосифа Гиоева, ученого Алихана Ардасенова, поручика Георгия Хасиева. Еще совсем недавно старых захоронений было больше, но при недавней реставрации церкви их число сократилось.
Из книги Ф.С. Киреева «По улицам Владикавказа»
ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
Владикавказский Богородице-Рождественский храм |
Владикавказский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Владикавказской епархии, «Осетинская церковь«
Храм был основан и освящен в 1815 году Осетинской духовной комиссией. Представлял собой деревянное четырехугольной здание расположенное на высоком холме.
В 1823 году вместо деревянной церкви был построен новый каменный крестообразный храм, который 24 марта 1824 года был освящен. В 1860-1861 году храм обновили и расширили. Строительство осуществлялось «при живом и деятельном участии» начальника Владикавказского Военного округа барона Вревского, генерала Евдокимова, полковника Сперанского, князя Святополк-Мирского, купцов Шилова, Андреева, Щербинина, а также на пожертвования русского и осетинского офицерства, жителей города и Осетинской слободки.
В начале 1860-х годов тщанием протоиерея Алексия Колиева при храме было основано трёхклассное женское училище.
В 1890 году на территории Осетинской церкви была построена одноэтажная церковно-приходская школа. В 1896 году территорию храма обнесли каменной оградой.
В конце 1920-х годов фрески и иконы в храме были уничтожены. В 1931 году храм был закрыт, а здание передали горисполкому. В 1930-х годах с колокольни было снята и уничтожена вся купольная часть и колокола. На месте бывшей церковно-приходской школы расположилась средняя школа № 13. В 1940-1941 годах здание было передано Литературному музею имени К. Л. Хетагурова. В 1972 году в помещениях храма были размещены фонды художественного музея осетинской литературы имени К. Л. Хетагурова.
В 1988 году группа верующих обратилась в исполнительный комитет Ленинского районного Совета народных депутатов с просьбой о возвращении Осетинской церкви. 13 апреля 1990 года решением № 111 исполнительного комитета Орджоникидзевского городского совета народных депутатов здание храма и прилегающая территория были переданы религиозному обществу православных христиан.
В сентябре 1992 года в здании храма состоялась первая после длительного перерыва служба. В сентябре 1993 года в храме была завершена реставрация. В сентябре 1994 года отреставрированный храм был вновь освящен митрополитом Ставропольским Гедеоном (Докукиным).
В 2005 году при храме было начато строительство приходского дома. В феврале 2009 года состоялось освящение приходского дома, которое совершили благочинный православных церквей Северной Осетии протоиерей Владимир Самойленко, настоятель храма протоиерей Константин Джиоев и настоятель Владикавказского Покровского храма протоиерей Владимир Михайлов. В здании разместились воскресная школа, библиотека, крестильная комната, административные службы.
31 июля 2014 года клир и прихожане начали работы по укреплению склона и благоустройству территории храма.
На территории, прилегающей к храму, расположен некрополь, место погребения знаменитых деятелей и героев Кавказской войны и лучших сынов осетинского народа.
Архитектура
Здание храма выдержано в стиле классицизма. В плане постройка решена в виде креста, в западной части устроена колокольня. Размеры: 28,1 м. в длину (включая колокольню) и 20 м в ширину (включая притворы).
Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе
История Храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе начинается с четырехугольной деревянной постройки, возведенной по указу Осетинской Духовной Консистории на Осетинской горке (позже в народе церковь станут называть «осетинской») в 1814–1815 годах. В течение 50 лет именно туда приходили все православные жители Владикавказа.
В 1823 году деревянное сооружение сменилось каменной постройкой в форме креста в традициях православной архитектуры. В западной части располагалась колокольня. 24 марта 1824 года здание было торжественно освящено. В 1860 году здание было расширено и обнесено каменной оградой. Аксо Колиев, осетинский просветитель и общественный деятель, священник русской православной церкви, открыл в 1862 году женскую школу при храме. На территории Осетинской церкви в 1890 году была построена одноэтажная церковноприходская школа.
В 1920-х годах все фрески и иконы храма были уничтожены, даже существование здания было под угрозой. В 1929 году было принято решение об уничтожении церкви, но прихожанам с настоятелем и клириками удалось его отстоять. В 1931 году Осетинская церковь все-таки была закрыта и передана в собственность горисполкома. С 1940 по 1993 год там располагался литературный музей основоположника осетинской литературы, поэта Коста Левановича Хетагурова.
С 1993 года Храм Рождества Пресвятой Богородицы снова является действующим, была проведена масштабная реставрация. Сегодня Осетинская церковь — единственная сохранившаяся постройка из тех, что располагались на территории Владикавказской крепости — памятник культуры федерального значения. В храме хранится Моздокская икона Божией Матери— почитаемая православная святыня.
На территории храма Рождества Пресвятой Богородицы расположен некрополь. Там похоронены Коста Хетагуров (1869-1906), первый градоначальник Владикавказа Гаппо Баев (1870-1939) и выдающийся советский филолог Василий Абаев (1900-2001).
Номер осетинской церкви во владикавказе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ГОРОД С ГРОМКИМ ИМЕНЕМ «ВЛАДЕЙ КАВКАЗОМ»
ЧАСТЬ 3. НАМОЛЕННОЕ МЕСТО – ОСЕТИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В 1814 году для удовлетворения религиозных нужд поселенцев крепости (всего через 30 лет от её основания, так сказать, первого камня) на холме (Осетинская горка), возвышающемся над Владикавказом, была построена маленькая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В строительстве церкви активное участие принимали: начальник Владикавказского Военного округа Вревский, генерал Евдокимов, полковник Сперанский, князь Святополк-Мирский, купцы, русские и осетинские офицеры, жители города и Осетинской слободки, которые жертвовали средства на возведение храма. Осетинская церковь поистине была народной.
До постройки других церквей во Владикавказе она одна обслуживала более 50 лет почти всё православное население города. К ней принадлежали помимо осетин русские, грузины (до 1898 г.) и греки (до 1904 г.) до образования у последних своих приходов. Поэтому христиане всех национальностей с предпочтительным благоговением и любовью относились к Осетинской церкви, все считали её своей.
Осетинская церковь выкрашена в голубой цвет, который является цветом Богородицы, ведь церковь освещена в её честь. Первоначально храм был четырёхугольным в плане, а затем крестообразным из-за пристроек новых помещений и колокольни.
Во Владикавказе было возведено семнадцать церквей, но только это религиозное сооружение сохранилось до наших дней. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы чуть не постигла участь многих храмов и монастырей.
В 1931 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы закрыли, и до 1939 года использовали как зернохранилище. Позже здесь открыли музей осетинской литературы имени К.Хетагуpова, который захоронен в некрополе на территории церкви. В наши дни храму присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Он является единственным сохранившимся зданием из располагавшихся на территории крепости.
В 1993 году церковь вернули верующим, началась масштабная реставрация. Ныне храм действует, регулярно совершаются богослужения.
Святыня храма — икона Божьей Матери «Моздокская». Другое название иконы – Иверская. В начале XIII века грузинская царица Тамара надумала подарить копию великой святыни грузинского народа — Иверской иконы Богоматери, как знак особого внимания к соседнему (осетинскому) народу, родственному грузинам по вере. Иверская, значит, грузинская.
Но не только соседство и родство по вере подвигло Тамару на такой подарок. Она была дочерью грузинского царя Георгия III и осетинской царевны Бурдухан. Первым мужем царицы Тамары был князь Юрий — сын русского великого князя Андрея Боголюбского. Вторым браком она была повенчана с осетинским царевичем Давидом Сосланом. Одним словом, осетины были ей роднёй.
Первоначально икона-подарок находилась длительное время в Куртатинском ущелье. Церковь, в которой хранился список иконы Иверской Божьей Матери, трижды горела, но икона каждый раз чудесным образом сохранялась. Эти чудеса прославили образ Пресвятой Богородицы, как новую Неопалимую Купину.
Прошло 600 лет! Группа осетин из Куртатинского ущелья получила позволение переселиться на плодородные равнины в окрестностях Кизляра. Переселяясь, они взяли с собою и заветную святыню — икону Богоматери. Остановившись на ночлег в предместье Моздока, переселенцы, как повествуется в сказании об этой святой иконе, видели в сумраке ночи необыкновенный свет, сиявший над той арбой, где находилась икона. Утром переселенцы запрягли волов и хотели двигаться дальше, однако волы, запряженные в ту арбу, где находилась святыня, несмотря ни на какие понуждения, не двигались с места. И тут один из переселенцев поведал товарищам, что слышал ночью голос, повелевавший ему оставить икону на том месте, где стояла арба. Не хотелось переселенцам расставаться со своей святыней, но они не посмели ослушаться столь явственных указаний. Так древняя икона Богоматери осталась в Моздоке, получила наименование Моздокской и обрела славу покровительницы всего Кавказа.
Для неё был построен в Моздоке храм во имя Успенской Божьей Матери. После революции храм сначала закрыли, а потом и вовсе взорвали. Подаренный Тамарой список иконы из него исчез самым загадочным образом. И сегодня в Моздоке и во Владикавказе висят копии со списка знаменитой иконы. А это уже не то. Но прихожане искренне верят, что и копия копии творит чудеса и надеются, что утраченный список когда-нибудь явится людям. Но произойдёт это лишь, когда они прекратят враждовать и будут соблюдать заповеди Божьи.
В ограде церкви находилось клад¬бище, где нашли вечный покой мно¬гие знатные горожане. В первые годы на кладбище хоронили генералов, офицеров, участников Кавказской войны. Здесь были погребены лучшие представители осетинской интелли-генции. Места было мало, поэтому в ограде церкви хоронили только из¬бранных, заслуженных. Особенно пре¬стижным стало кладбище, когда на нём похоронили Коста Хетагурова.
В советский период существования церкви могилам некрополя повезло меньше. Большую часть кладбища снесли и построили на его месте школу. Как бы ни было мало места в городе, строить на костях да ещё школу для детей – это нужно быть не просто атеистом, а каким-то извращенцем. К счастью, могила Коста Хетагурова уцелела.
В настоящее время в церковном некрополе могилы выдающихся жителей Владикавказа и Северной Осетии, в том числе уже упоминавшегося выше осетинского поэта Коста Хетагурова. Захоронения производились до 1990 года. Всё-таки Осетинская горка – не резиновая, территория крохотная.
Поднимемся по каменным ступеням к храму, чтобы с высоты Осетинского холма взглянуть на разросшийся со времён крепости Владикавказ.
В старинных путеводителях так писали о церкви: «…старинное здание и единственное место, откуда открывается восхитительная панорама, как на сам город, так и на его окрестности и величественную цепь гор».
Что правда, то правда – панорама восхитительная, а величественная цепь гор во главе с Казбеком не хуже открывается с любой точки на Набережной Терека. Правда, высотные здания нижнюю часть цепи закрывают.
Но что поделаешь – город развивается, строится, поднимается ввысь, приобретает современный вид. Не может же Владикавказ 200 лет находиться в границах малюсенькой крепости, когда самым высоким зданием была церковь Рождества Богородицы?!
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Владикавказ)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке (осет. Сыгъдæг Мады Майрæмы райгуырды аргъуан) — старейший православный храм Владикавказа. Усыпальница выдающихся граждан Северной Осетии.
Содержание
История [ править ]
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (из-за своего расположения на Осетинской горке, кратко именуемая в народе Осетинской церковью) основана и освящена в 1814-1815 гг. Осетинской Духовной Консисторией.
Церковь сооружена на высоком холме. Первоначально она была четырехугольной, затем стала крестообразной. В 1860 году ее обновили и расширили, а в 1896 году увеличили новой пристройкой и обнесли каменной оградой.
По мере увеличения православной паствы церковь расширялась и переустраивалась и к 1861 г. превратилась в удобную каменную церковь в классическом стиле (имя архитектора неизвестно). Строительство осуществлялось «при живом и деятельном участии» начальника Владикавказского Военного округа барона Вревского, генерала Евдокимова, полковника Сперанского, князя Святополк-Мирского, купцов Шилова, Андреева, Щербинина, а также на пожертвования русского и осетинского офицерства, жителей города и Осетинской слободки.
Впоследствии во Владикавказе было построено 17 православных церквей, но лишь это историческое здание сохранилось, хотя в конце 1920-х гг. фрески и иконы были уничтожены. В плане здание решено в виде креста, в западной части устроена колокольня. Размеры в плане — 28,1 м — длина (включая колокольню) и ширина 20 м (включая притворы). В 1930-х гг. с колокольни было снята и уничтожена вся купольная часть и колокола.
При церкви Рождества Пресвятой Богородицы протоиереем Алексием (Аксо) Колиевым в начале 1860-х годов было основано 3-классное женское училище.
В 1890 году на территории Осетинской церкви была построена одноэтажная церковно-приходская школа. На этом месте ныне расположилась средняя школа № 13.
После революции с 1920-х годов многие храмы подверглись полному уничтожению, а некоторым в какой-то степени повезло, когда их начали приспосабливать под различные функции. В начале 1930-х годов верхнюю часть основного объема Осетинской церкви (центральную главу на восьмигранном барабане) разобрали: вероятно, в тот же период были разобраны малые главки и шатровое покрытие звонницы.
В 1931 году храм был закрыт, здание передали горисполкому, а 1940-1941 гг. – Литературному музею им. К.Л. Хетагурова.
В 1972 г. в помещении были размещены фонды художественного музея осетинской литературы им. К. Л. Хетагурова.
В 1988 г. группа верующих обратилась в исполнительный комитет Ленинского районного Совета народных депутатов с просьбой о возвращении Осетинской церкви.
В начале 1990-х годов правительство республики приняло решение о сносе Осетинской церкви из-за ветхого и аварийного состояния. Однако руководство отдела охраны и использования памятников при Государственном объединенном музее РСО-Алания обратилось в Российские научно-реставрационные производственные мастерские с просьбой дать экспертную оценку состояния памятника. С этой целью во Владикавказ был командирован главный инженер мастерских Раввинский, который, изучив конструкции здания и состояние грунтов, предложил ряд мероприятий по выводу храма из сложившейся ситуации. В результате реализации всех этих рекомендаций Осетинскую церковь удалось спасти.
Территория церкви ограничена с юга подпорной стеной из бутовой кладки и кирпичными элементами, обращена на ул. Коста Хетагурова; с запада склоном и подпорной стеной, также выполненной из бутовой кладки с кирпичными деталями со стороны Кривого переулка, а с севера по ул. Войкова – двухэтажным административным зданием. Так, в 1931 году были возведены капитальные подпорные стены со стороны ул. К. Хетагурова и Кривого переулка, в 1990-е годы возведение подпорных стен продолжилось.
13 апреля 1990 года решением № 111 исполнительного комитета Орджоникидзевского городского совета народных депутатов здание церкви и прилегающая территория были переданы Религиозному обществу православных христиан.
В сентябре 1992 г. в здании церкви состоялась первая после длительного перерыва служба.
В сентябре 1993 г. церковь была реставрирована.
Церковь была вновь освящена в сентябре 1994 г. митрополитом Ставропольским и Бакинским — Гедеоном.
В 2005 г. при церкви было начато строительство приходского дома. В феврале 2009 года состоялось его освящение. Чин освящения совершили благочинный православных церквей РСО-А протоиерей Владимир Самойленко, настоятель храма протоиерей Константин Джиоев и настоятель Покровского храма Владикавказа протоиерей Владимир Михайлов. В здании размещены Воскресная школа, библиотека, крестильная комната, другие административные службы.
31 июля 2014 года, по благословению настоятеля протоиерея Константина Джиоева клир и прихожане начали работы по укреплению склона, согласно «Проекту противоаварийных мероприятий по укреплению западного склона и благоустройству территории храма». Основой его стал проект реставрации и приспособления «Осетинская церковь в г. Орджоникидзе», выполненный проектным институтом «Спецпроектреставрация» г. Таганрог в 1988 г. При разработке проекта были учтены предложения председателя Архитектурно-художественного отдела Владикавказской и Аланской епархии Самсона Марзоева и рекомендации инженера-реставратора высшей категории Ивана Стрельбицкого (Москва).
Современное состояние [ править ]
На территории, прилегающей к церкви, расположен некрополь, место погребения знаменитых деятелей и бессмертных героев Кавказской войны и лучших сынов осетинского народа.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: ул. Войкова, 22, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, 362007.