какой регион усть кут

УСТЬ-КУТ

История

Первые зимовья на «Ленском волоке» с реки Илим на реку Лену возникли во время похода десятника Василия Бугра в 1630 году. Первое зимовье в устье р. Куты на р. Лене поставлено енисейским атаманом Иваном Галкиным в 1631 году. Впоследствии зимовье было обнесено частоколом, в начале 1640-х годов поставлен острожек, который в конце XVII века по чертежу С.У. Ремезова представлял собой четырехугольник, обнесенный острожной стеной длиной в 61 саженей с 1 проезжей башней, стоявшей на стыке восточной и западной сторон. В остроге размещался двор приказчика и государевы амбары. Возле острога находились 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа.

Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз по Лене. Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка.

В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.

В 1700 году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В 1723 году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников.

В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию 1736 года «Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою. длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м)«.

С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди.

В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.

По описанию 1913 года Усть-Кут представлял собой «большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные пристани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставляют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово» [2].

Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключённых (осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий). C 1950 по 1953 год здесь размещалось Усть-Кутское лагерное отделение [3].

К 1950 году в Усть-Куте была проложена железная дорога.

В 1954 году в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В 1974 году был утвержден герб города.

В 1962 году открыта пристань «Осетрово» с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта.

В 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК.

На начало XXI века основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса. В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО «НГАВТ», Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек, действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт, основанный в 1925 году.

Статистика

Религия

Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.

С декабря 1721 года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.

В XIX веке на территории солеваренного завода был построен Прокопиевский храм.

Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1911 год:

В отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1915 год сказано, что «в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт«.

В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.

В 1992 году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.

С 2006 по 2008 год в местной газете «Парус» действовала еженедельная рубрика «Мир православия». За это время было издано более 40 статей.

5 октября 2011 года город вошел в состав Братской епархии.

Храмы

Литература

Источник

Города Иркутской области. Усть-Кут

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

Город Усть-Кут является одним из самых старейших городов во всей Восточной Сибири. Основан он был на три десятилетия раньше Иркутска – в 1631 году. Расположен он в устье реки Кут, в месте ее впадения в Лену, на расстоянии 510 км на северо-восток от Иркутска.

Город является административным центром Усть-Кутского района и его можно отнести к северным городам Иркутской области. Также, город является конечной точкой железнодорожной магистрали Тайшет – Лена, которая строилась с 1974 по 1987 год. Во второй половине 70-х годов он назывался восточной столицей БАМа. Начиная с советского периода, и до 2006 года, Усть-Кут был городом областного подчинения. На сегодняшний день он вошел в состав Усть-Кутского муниципального района и его можно отнести к населенным пунктам районного подчинения. Общая площадь Усть-Кута составляет 56 км квадратных или 5,6 тысяч гектаров.

Рельеф

Усть-Кут располагается в центре Лено-Ангарского плато, в долине реки Лена, на высоте приблизительно 295 метров над уровнем моря. Город стоит среди холмов, покрытых тайгой, с высотой вершин от 558 до 757 м над уровнем моря. За чертой города, на пойменной территории между реками Кут и Лена расположены небольшие участки, которые используются для сельскохозяйственного спектра деятельности. Эти земли начинали осваиваться еще во времена русских крестьян, начиная со второй половины XVII века, и использовались для выпаса скота, сенокоса, выращивания зерновых культур и овощей. На сегодняшний день большая часть участков занята жилыми постройками.

Климат

Территория Усть-Кут приравнивается к району Крайнего Севера и имеет резко-континентальный климат. Средний безморозный период длится до 97 дней в году. Первые заморозки начинаются приблизительно 9 сентября, а последние – 3 июня. Средняя температура в январе составляет – 25 градусов, в июле + 18 градусов. Максимально зафиксированная температура зимой составляет – 52 градуса, в июле температура воздуха достигала +38 градусов тепла. Среднегодовое количество осадков равно 431 мм, из них большая часть припадает на период с мая по август.

Население

Общее количество населения города составляет 44,5 тысячи человек. В начале 90-х годов население города существенно сократилось, так как кризис повлиял на отток населения в более благоприятные места с развитой инфраструктурой. На сегодняшний день негативная демографическая ситуация сохранилась и остается непреодолимой, численность населения не растет и имеется тенденция к снижению. В основном население работает на предприятиях водного и железнодорожного транспорта, в государственных и бюджетных организациях города, а также в лесоперерабатывающей промышленности.

Социальная сфера

Перспективы

Перспективы на ближайшее время можно во многом связать с добычей и переработкой углеводорода. Возможно расширение лесохимической и деревообрабатывающей промышленности и базы речного флота. Судоходство региона осуществляется в бассейне Верхней Лены, укрепляя, таким образом, позиции города в качестве основного водно-железнодорожного перевалочного узла. Особую роль в жизни города может сыграть возрождение местного аэропорта и увеличение количества авиаперевозок. Благоприятно может сказаться и продвижение населенного пункта как курортного города с высоким качеством обслуживания в местных санаториях. Кроме того, в городе возможно организация базы обслуживания нефтепровода. ОАО «Иркутскэнерго» на данный момент рассматривает возможность создания в районе Киренска и Усть-Кута нескольких генерирующих мощностей, на которых мог бы использоваться газ здешнего месторождения.

Облик города

Усть-Кут по форме напоминает узкую полосу, которая тянется по берегам Куты и Лены на три десятка километров. Минимальная ширина застройки составляет 1 км, максимальная достигает 3 км. Такая необычная планировка многим приезжим напоминает образ города с одной улицей. Однако это совершенно не так. Большую часть микрорайонов города связывает объездная дорога, которая находится немного выше городской застройки. Железная дорога и водный путь на реке Лена также являются транспортными магистралями города и его окрестностей. Основная часть Усть-Кута находится на левых берегах рек Лена и Кут, хотя весь город растянулся на двух берегах. На правом берегу находится только два микрорайона. Дне части города соединяются автомобильным и железнодорожным арочными мостами. Несмотря на то, что город состоит из нескольких, довольно самостоятельных микрорайонов, связанных одной дорогой, он является единым административным объектом. Территории промышленного назначения чередуются с жилыми участками и заброшенными ранее территориями.

Главными в городе являются два микрорайона – Речники и Лена. На них находятся полностью обустроенные, каменные, многоэтажные дома. Основная часть населения проживает здесь, поскольку именно в этих микрорайонах находятся важные социальные и культурные объекты. Центром города является сквер, который находится между речным и железнодорожным вокзалами. Остальные районы расположены ниже и выше центра, прямо по течению реки Лена. Старая часть города в прошлом была селом. На сегодня она располагается в устье реки Кут. В старой части, как и на окраинах, находится большое количество одноэтажных, деревянных домов, которые были построены в начале прошлого века. Сохранились также некоторые исторические здания. В 1995 году в состав города был включен поселок Минган, а в 2004 году – Турука. Усть-Кут со всех сторон окружен тайгой и горами. Некоторые из склонов составляют утесы, имеющие необычные названия, например Мир, скала Любви, Чертова скала и другие.

Герб города был утвержден еще в 2009 году городской думой. На нем изображен золотой щит, на котором находятся якорь, башня и золотой соболь. Место воссоединения рек Кут и Лена изображается в виде перевернутой буквы «У». Авторами герба являются А. Половикова, О. Фефелова, К. Моченов и К. Переходенко. Герб был внесен в геральдический регистр под номером 4833.

Источник

Усть-Кут

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

«Усть-Кут» в новостях:

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

Усть-Кут — город в Иркутской области России, административный центр Усть-Кутского района.

Первое упоминание в 1628.

Прежние названия: Усть-Кутский острог (Усть-Куцкий острог), село Усть-Кутское.

Население: 40 783 человека (2020).

Катойконим: устькутя́не, устькутя́нин, устькутя́нка.

Топонимика

Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).

Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.

Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.

Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.

История

Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.

Некоторые события истории Усть-Кута

Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.

В 1943 село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).

В 1974 Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.

В 1996 численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, после чего начало уменьшаться в связи с миграцией населения.

Аварии на теплосетях 2001

Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную «Прямую линию» с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Владимир Корнейко, который в это время находился в отпуске.

Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут переживает более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.

География

Географическое положение

Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.

Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на север вниз по течению Лены).

Климат

Климат города резко континентальный. Средняя температура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.

Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.

Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.

Рельеф и геологическое строение

Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытой тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.

Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).

Почвенный покров

Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.

Транспортная доступность

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.

Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Железнодорожный транспорт

Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).

Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:

• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.

• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.

Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).

Воздушный транспорт

Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.

Речной транспорт

Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).

Автомобильный транспорт

Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу « Байкал » через Братск в Тулуне).

В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).

Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.

Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.

Автобусное сообщение

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.

Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).

Городская инфраструктура

Город вытянут вдоль рек Лены и Куты. Его длина по руслам рек составляет 34 километра, в то время как максимальная ширина застройки не превышает трёх километров.

Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из микрорайонов и посёлков. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения. Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными недостроенными объектами городского значения.

Принято отдельно выделять старую часть города — бывшее село Усть-Кут. В настоящее время известное как микрорайон «старый Усть-Кут». Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная. Сохранились исторические здания, не входящие в перечень объектов культурного наследия.

Город окружён тайгой, до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.

Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд, например, Чёртова скала, Бубнов камень, Петух, Мир и другие.

Геральдика

Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.

Население

Динамика численности населения Усть-Кута

Источник

Усть-Кут

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

Усть-Кут — город (с 1954) в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области. Расположен в 510 км севернее Иркутска в центральной части области в месте слияния рек Лены и Куты.

Население — 45 375 [1] человек, Росстат).

Одно из первых русских поселений в Восточной Сибири. Основан в 1631 году как Усть-Кутский острог, долгое время являлся местом политической ссылки. В 1974 году объявлен отправной точкой «всесоюзной комсомольской стройки» — Байкало-Амурской магистрали.

Глава Усть-Кутского городского поселения — Кривоносенко Владимир Георгиевич.

Содержание

Физико-географические характеристики

Географическое положение

Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.

Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на северо-восток вниз по течению Лены).

Часовой пояс

Усть-Кут располагается в Иркутском часовом поясе: IRKT = UTC+9. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.

Климат

Климат города резко континентальный. Средняя темпаратура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.

Климат Усть-Кута
ПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.
Средний максимум, °C−20−17−631221242111−1−11−18
Средний минимум, °C−26−25−18−7171292−4−16−24
Норма осадков, мм201413193355726752322825
Источник: Туристический портал

Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.

Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.

Рельеф и геологическое строение

Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытых тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.

Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).

Почвенный покров

Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.

История

Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х годов. В 1628 (по другим данным — в 1629 [4] ) году казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог.

Развитие острога как постоянного поселения напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.

Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.

Уже в XVII веке вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок. Население волости также занималось хлебопашеством, работало на сользаводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт.

Долгие годы Усть-Кут служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На сользаводе работало большое количество ссыльных поляков — участников восстания 1863 года.

Во время Гражданской войны в Усть-Куте разворачивались крупные партизанские бои — за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 года село было освобождено от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Зверева.

В 1926 году в Усть-Куте впервые открыта больница, село стало центром новообразованного Усть-Кутского района. В 1928 году на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.

В 1941—1945 годах более 3 тысяч устькутян участвовали в Великой Отечественной войне, более тысячи из них не вернулись. За участие в сражениях 4 жителя Усть-Кута получили звание Героя Советского Союза: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев, Пётр Тюрнев.

В 1943 году село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).

В июле 1951 года в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь построенной железнодорожной линии «Тайшет — Лена». В том же 1951 году сдана первая очередь Осетровского речного порта, в будущем крупнейшего в СССР. С завершением его строительства город становится крупным транспортным узлом промышленного масштаба, обслуживает бо́льшую часть «северного завоза».

29 июля 1954 года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. В 1963—2004 годах являлся городом областного подчинения.

В 1974 году Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.

В 1996 году численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, — после чего начало уменьшаться (до 1,5 тыс. чел. ежегодно).

Наводнение 2001 года. В 2001 году город пострадал от наводнения на Лене (см. Ленск). В Усть-Куте были подтоплены часть прибрежных улиц, разрушены строения в частных секторах. Разливы на Куте привели также к краткосрочному затоплению трассы Р419 и размыву железнодорожной насыпи на некоторых участках.

Аварии на теплосетях 2001 года. Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную «Прямую линию» с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Евгений Корнейко, который в это время находился в отпуске.

Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут переживает более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.

Название

Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).

Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.

Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.

Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).

Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954 году.

Геральдика

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

Герб у Усть-Кута впервые появился в 1974 году (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.

Флаг города, принятый также 10 февраля 2009 года, повторяет рисунок герба.

Планировка города

Город сильно вытянут вдоль рек Лены и Куты — его длина по руслам рек составляет 34 км, в то время как максимальная ширина застройки не превышает 3 км.

Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из множества микрорайонов и посёлков [

Центром современного города считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения.

Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными посёлками.

Принято отдельно выделять и старую часть города — бывшее село Усть-Кут. Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная, сохранились исторические здания.

Парки, зелёные зоны

В Усть-Куте есть несколько парков, действуют два фонтана. Город окружён тайгой — до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут спокойным пешим ходом. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.

Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд — например, Чёртова скала, Бубнов камень, скалы Любви, Петух, Мир и др.

Население

Демографическая ситуация

Численность населения города Усть-Кута по годам [6] (в тыс. чел.)

ГодЧисленность
1875 (село)0,278 [7]
1959 (город)21,3
196729,0
197033,2
197949,6
198253,0
198657,0
198961,2
199261,8
199662,4
199859,6
200057,1
200156,2
200350,0
200547,6
200646,6
200745,8
200845,3
200944,8

До середины XX века Усть-Кут оставался крупным селом с преимущественно крестьянским населением, включая семьи осевших здесь ссыльных. Переломными стали 1940-е годы, когда началось строительство Осетровского речного порта и Ленской железной дороги, на строительство которых стекались рабочие из близлежащих поселений и других регионов СССР. В 1943 году Усть-Кут приобретает статус рабочего посёлка, а уже в 1954 становится городом при численности населения около 20 тыс. человек, преимущественно рабочих. С возобновлением строительства БАМа в 1970-х город переживает вторую волну миграции — здесь селятся тысячи молодых специалистов, в большом числе из Ставропольского и Краснодарского краёв, шефствовавших над станцией Лена. Вслед за строителями в Усть-Кут прибывают геологи в составе нескольких геологических экспедиций.

Номинальная численность населения города продолжала расти до 1996 года, когда достигла исторического пика 62,4 тыс. человек. (Эти данные, однако, не отражают реальную динамику естественного прироста и миграции: в 1996 году в состав города был включён рабочий посёлок Якурим.) С этого времени отмечается массовый отток населения, в 2001—2003 годах достигший максимальной величины: за два года населённость Усть-Кута сократилась на 6,2 тыс. человек (более 10 % населения). В настоящее время темпы оттока несколько замедлились. С 2007 года после более чем 10-летнего перерыва в городе вновь отмечается естественный прирост.

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

Уровень жизни населения [8]

По данным местной администрации на 1 января 2010 года, при численности постоянного населения 45 тыс. чел.:

Уровень безработицы составил 3 % (в 1,7 раза ниже, чем в предыдущем году). Количество официально зарегистрированных безработных — 804. Из них 89,7 % получают пособие по безработице.

Среднемесячная заработная плата в 2009 года составил расчётно 16,4 тыс. руб (106 % к уровню 2008 года). Наиболее высокая заработная плата — в отраслях добычи полезных ископаемых, транспорта и связи. Средний размер пенсий — 8,1 тыс. руб. (145 %).

Средний прожиточный минимум составил 5 152 рубля на человека.

Местное самоуправление

С 1 января 2006 года [9] местное самоуправление осуществляется в рамках Усть-Кутского городского поселения. Исполнительно-распорядительный орган — администрация поселения, подчинённая администрации Усть-Кутского муниципального района; представительный орган — городская Дума.

Экономика

Экономика Усть-Кута основана на добыче природных ресурсов, лесном хозяйстве и деятельности предприятий транспортного узла «железная дорога — порт». Общий объём выручки от реализации товаров и услуг в 2009 году составил 6,8 млрд руб. [8]

Основные отрасли промышленного производства в порядке уменьшения объёмов — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и в Китай. Ассортимент конечной продукции, выпускаемой в городе, очень мал — преимущественно это пиломатериалы и изделия из дерева. Кроме того, для нужд города выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности — хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.

Связь

Почтовая связь. Единственный оператор почтовой связи, — «Почта России». В городе действует 11 отделений, индексы 666781—666793, и 11 сельских отделений связи

Сотовая связь действует в городе с 2005 года. Операторы: Байкалвестком, Мобильные ТелеСистемы, БиЛайн, Мегафон. На 31 декабря 2008 года суммарная абонентская база (город и район) составила 40 тыс. человек [12]

Потребительский рынок

На начало 2010 года в городе зарегистрировано 862 объекта потребительского рынка. Среди них:

Оборот розничной торговли в 2009 году составил 3,58 млрд рублей (115,5 % к уровню 2008 года). Оборот общепита составил 120 млн рублей.

Транспорт

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.

Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Железнодорожный транспорт

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут На Янталь, Коршуниху-Ангарскую
Усть-Кут
706 километр (бывш. Паниха)
Усть-Кут
Западный грузовой район порта Осетрово
Базы Холбос
ЛенаНачало БАМа
Лена-Перевалка
Тоннель под улицами микрорайона Речники
Северный грузовой район порта Осетрово
Портовая
Нефтебаза (1-я очередь)
Якурим
Нефтебаза (2-я очередь)
Якурим-Перевалка
Лена-Восточная
Предприятия лесного комплекса
какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут На Половинку
Мост через Лену
Усть-Кут
какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут На Звёздную, Северобайкальск

Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:

До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.

Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:

Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).

История. Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 году — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги. (Ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958 году. А в 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 году сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.

Воздушный транспорт

Речной транспорт

Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза). Летом 2009 года существовало грузовое сообщение баржами до Ленска, время в пути 4 дня, стоимость переправы 4000 рублей за 1 метр длины автомобиля [1].

Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалово, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».

Автомобильный транспорт

Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита.

Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на М53 «Байкал» через Братск в Тулуне).

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).

Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.

Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.

Автобусное сообщение

Помимо федеральных и областных СМИ, в Усть-Куте выпускаются местные газеты, производятся местные радио- и телепрограммы. Офсетной печатью занимаются две типографии. Кроме того, действует несколько типографий, использующих ротационную печать.

Телевидение

Во всех микрорайонах города в зоне уверенного приёма находятся 2 эфирных телеканала: «Первый канал» и «Россия» (с программами ГТРК «Иркутск»), — в большинстве районов также доступен телеканал «Россия 2». На местной телестудии «Диалог» производятся местные новости и небольшое количество других телепрограмм общеинформационного характера. Вещание местного телевидения не превышает 20 минут в день, в остальное время на частоте ретранслируются передачи канала «Рен-ТВ». Приём телеканала возможен в центральных и ряде периферийных микрорайонов города.

Развита система спутникового телевидения. С 2002 года начал работать оператор кабельного телевидения ООО «Обзор». C 2009 года появился ещё один оператор кабельного телевидения «Мир ТВ»

Радио

Единственная местная радиостанция — «Лена-FM», работающая с 2004 года. Носит информационно-развлекательный характер. Кроме того, возможен прием федеральных радиостанций «Юность» (FM) и «Маяк» (УКВ). В 2010 году запущена вторая радиостанция в FM диапазоне «Радио Радио» (бывшее «Поместное радио») 102.0 FM

Газеты

В Усть-Куте выпускаются две газеты:

Люди, связанные с Усть-Кутом

Фотографии

какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут

площадь речного вокзала Осетрово

Интересные факты

Примечания

Топографические карты

Ссылки

Административный центр: Иркутск
Города: Алзамай | Ангарск | Байкальск | Бирюсинск | Бодайбо | Братск | Вихоревка | Железногорск-Илимский | Зима | Киренск | Нижнеудинск | Саянск | Свирск | какой регион усть кут. Смотреть фото какой регион усть кут. Смотреть картинку какой регион усть кут. Картинка про какой регион усть кут. Фото какой регион усть кут Слюдянка | Тайшет | Тулун | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск | Усть-Кут | Черемхово | Шелехов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *