какой регион усть кут
УСТЬ-КУТ
История
Первые зимовья на «Ленском волоке» с реки Илим на реку Лену возникли во время похода десятника Василия Бугра в 1630 году. Первое зимовье в устье р. Куты на р. Лене поставлено енисейским атаманом Иваном Галкиным в 1631 году. Впоследствии зимовье было обнесено частоколом, в начале 1640-х годов поставлен острожек, который в конце XVII века по чертежу С.У. Ремезова представлял собой четырехугольник, обнесенный острожной стеной длиной в 61 саженей с 1 проезжей башней, стоявшей на стыке восточной и западной сторон. В остроге размещался двор приказчика и государевы амбары. Возле острога находились 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа.
Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз по Лене. Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка.
В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.
В 1700 году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В 1723 году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников.
В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию 1736 года «Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою. длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м)«.
С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди.
В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.
По описанию 1913 года Усть-Кут представлял собой «большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные пристани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставляют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово» [2].
Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключённых (осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий). C 1950 по 1953 год здесь размещалось Усть-Кутское лагерное отделение [3].
К 1950 году в Усть-Куте была проложена железная дорога.
В 1954 году в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В 1974 году был утвержден герб города.
В 1962 году открыта пристань «Осетрово» с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта.
В 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК.
На начало XXI века основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса. В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО «НГАВТ», Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек, действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт, основанный в 1925 году.
Статистика
Религия
Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.
С декабря 1721 года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.
В XIX веке на территории солеваренного завода был построен Прокопиевский храм.
Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1911 год:
В отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1915 год сказано, что «в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт«.
В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.
В 1992 году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.
С 2006 по 2008 год в местной газете «Парус» действовала еженедельная рубрика «Мир православия». За это время было издано более 40 статей.
5 октября 2011 года город вошел в состав Братской епархии.
Храмы
Литература
Города Иркутской области. Усть-Кут
Город Усть-Кут является одним из самых старейших городов во всей Восточной Сибири. Основан он был на три десятилетия раньше Иркутска – в 1631 году. Расположен он в устье реки Кут, в месте ее впадения в Лену, на расстоянии 510 км на северо-восток от Иркутска.
Город является административным центром Усть-Кутского района и его можно отнести к северным городам Иркутской области. Также, город является конечной точкой железнодорожной магистрали Тайшет – Лена, которая строилась с 1974 по 1987 год. Во второй половине 70-х годов он назывался восточной столицей БАМа. Начиная с советского периода, и до 2006 года, Усть-Кут был городом областного подчинения. На сегодняшний день он вошел в состав Усть-Кутского муниципального района и его можно отнести к населенным пунктам районного подчинения. Общая площадь Усть-Кута составляет 56 км квадратных или 5,6 тысяч гектаров.
Рельеф
Усть-Кут располагается в центре Лено-Ангарского плато, в долине реки Лена, на высоте приблизительно 295 метров над уровнем моря. Город стоит среди холмов, покрытых тайгой, с высотой вершин от 558 до 757 м над уровнем моря. За чертой города, на пойменной территории между реками Кут и Лена расположены небольшие участки, которые используются для сельскохозяйственного спектра деятельности. Эти земли начинали осваиваться еще во времена русских крестьян, начиная со второй половины XVII века, и использовались для выпаса скота, сенокоса, выращивания зерновых культур и овощей. На сегодняшний день большая часть участков занята жилыми постройками.
Климат
Территория Усть-Кут приравнивается к району Крайнего Севера и имеет резко-континентальный климат. Средний безморозный период длится до 97 дней в году. Первые заморозки начинаются приблизительно 9 сентября, а последние – 3 июня. Средняя температура в январе составляет – 25 градусов, в июле + 18 градусов. Максимально зафиксированная температура зимой составляет – 52 градуса, в июле температура воздуха достигала +38 градусов тепла. Среднегодовое количество осадков равно 431 мм, из них большая часть припадает на период с мая по август.
Население
Общее количество населения города составляет 44,5 тысячи человек. В начале 90-х годов население города существенно сократилось, так как кризис повлиял на отток населения в более благоприятные места с развитой инфраструктурой. На сегодняшний день негативная демографическая ситуация сохранилась и остается непреодолимой, численность населения не растет и имеется тенденция к снижению. В основном население работает на предприятиях водного и железнодорожного транспорта, в государственных и бюджетных организациях города, а также в лесоперерабатывающей промышленности.
Социальная сфера
Перспективы
Перспективы на ближайшее время можно во многом связать с добычей и переработкой углеводорода. Возможно расширение лесохимической и деревообрабатывающей промышленности и базы речного флота. Судоходство региона осуществляется в бассейне Верхней Лены, укрепляя, таким образом, позиции города в качестве основного водно-железнодорожного перевалочного узла. Особую роль в жизни города может сыграть возрождение местного аэропорта и увеличение количества авиаперевозок. Благоприятно может сказаться и продвижение населенного пункта как курортного города с высоким качеством обслуживания в местных санаториях. Кроме того, в городе возможно организация базы обслуживания нефтепровода. ОАО «Иркутскэнерго» на данный момент рассматривает возможность создания в районе Киренска и Усть-Кута нескольких генерирующих мощностей, на которых мог бы использоваться газ здешнего месторождения.
Облик города
Усть-Кут по форме напоминает узкую полосу, которая тянется по берегам Куты и Лены на три десятка километров. Минимальная ширина застройки составляет 1 км, максимальная достигает 3 км. Такая необычная планировка многим приезжим напоминает образ города с одной улицей. Однако это совершенно не так. Большую часть микрорайонов города связывает объездная дорога, которая находится немного выше городской застройки. Железная дорога и водный путь на реке Лена также являются транспортными магистралями города и его окрестностей. Основная часть Усть-Кута находится на левых берегах рек Лена и Кут, хотя весь город растянулся на двух берегах. На правом берегу находится только два микрорайона. Дне части города соединяются автомобильным и железнодорожным арочными мостами. Несмотря на то, что город состоит из нескольких, довольно самостоятельных микрорайонов, связанных одной дорогой, он является единым административным объектом. Территории промышленного назначения чередуются с жилыми участками и заброшенными ранее территориями.
Главными в городе являются два микрорайона – Речники и Лена. На них находятся полностью обустроенные, каменные, многоэтажные дома. Основная часть населения проживает здесь, поскольку именно в этих микрорайонах находятся важные социальные и культурные объекты. Центром города является сквер, который находится между речным и железнодорожным вокзалами. Остальные районы расположены ниже и выше центра, прямо по течению реки Лена. Старая часть города в прошлом была селом. На сегодня она располагается в устье реки Кут. В старой части, как и на окраинах, находится большое количество одноэтажных, деревянных домов, которые были построены в начале прошлого века. Сохранились также некоторые исторические здания. В 1995 году в состав города был включен поселок Минган, а в 2004 году – Турука. Усть-Кут со всех сторон окружен тайгой и горами. Некоторые из склонов составляют утесы, имеющие необычные названия, например Мир, скала Любви, Чертова скала и другие.
Герб города был утвержден еще в 2009 году городской думой. На нем изображен золотой щит, на котором находятся якорь, башня и золотой соболь. Место воссоединения рек Кут и Лена изображается в виде перевернутой буквы «У». Авторами герба являются А. Половикова, О. Фефелова, К. Моченов и К. Переходенко. Герб был внесен в геральдический регистр под номером 4833.
Усть-Кут
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Усть-Кут» в новостях:
Усть-Кут — город в Иркутской области России, административный центр Усть-Кутского района.
Первое упоминание в 1628.
Прежние названия: Усть-Кутский острог (Усть-Куцкий острог), село Усть-Кутское.
Население: 40 783 человека (2020).
Катойконим: устькутя́не, устькутя́нин, устькутя́нка.
Топонимика
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.
История
Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.
Некоторые события истории Усть-Кута
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
В 1943 село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).
В 1974 Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В 1996 численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, после чего начало уменьшаться в связи с миграцией населения.
Аварии на теплосетях 2001
Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную «Прямую линию» с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Владимир Корнейко, который в это время находился в отпуске.
Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут переживает более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.
География
Географическое положение
Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на север вниз по течению Лены).
Климат
Климат города резко континентальный. Средняя температура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.
Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.
Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.
Рельеф и геологическое строение
Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытой тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.
Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).
Почвенный покров
Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.
Транспортная доступность
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).
Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
Воздушный транспорт
Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу « Байкал » через Братск в Тулуне).
В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.
Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Городская инфраструктура
Город вытянут вдоль рек Лены и Куты. Его длина по руслам рек составляет 34 километра, в то время как максимальная ширина застройки не превышает трёх километров.
Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из микрорайонов и посёлков. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения. Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными недостроенными объектами городского значения.
Принято отдельно выделять старую часть города — бывшее село Усть-Кут. В настоящее время известное как микрорайон «старый Усть-Кут». Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная. Сохранились исторические здания, не входящие в перечень объектов культурного наследия.
Город окружён тайгой, до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.
Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд, например, Чёртова скала, Бубнов камень, Петух, Мир и другие.
Геральдика
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.
Население
Динамика численности населения Усть-Кута
Усть-Кут
Усть-Кут — город (с 1954) в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области. Расположен в 510 км севернее Иркутска в центральной части области в месте слияния рек Лены и Куты.
Население — 45 375 [1] человек, Росстат).
Одно из первых русских поселений в Восточной Сибири. Основан в 1631 году как Усть-Кутский острог, долгое время являлся местом политической ссылки. В 1974 году объявлен отправной точкой «всесоюзной комсомольской стройки» — Байкало-Амурской магистрали.
Глава Усть-Кутского городского поселения — Кривоносенко Владимир Георгиевич.
Содержание
Физико-географические характеристики
Географическое положение
Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Часовой пояс
Усть-Кут располагается в Иркутском часовом поясе: IRKT = UTC+9. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.
Климат
Климат города резко континентальный. Средняя темпаратура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.
Климат Усть-Кута | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | |
Средний максимум, °C | −20 | −17 | −6 | 3 | 12 | 21 | 24 | 21 | 11 | −1 | −11 | −18 | |
Средний минимум, °C | −26 | −25 | −18 | −7 | 1 | 7 | 12 | 9 | 2 | −4 | −16 | −24 | |
Норма осадков, мм | 20 | 14 | 13 | 19 | 33 | 55 | 72 | 67 | 52 | 32 | 28 | 25 | |
Источник: Туристический портал |
Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.
Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.
Рельеф и геологическое строение
Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытых тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.
Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).
Почвенный покров
Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.
История
Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х годов. В 1628 (по другим данным — в 1629 [4] ) году казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог.
Развитие острога как постоянного поселения напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
Уже в XVII веке вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок. Население волости также занималось хлебопашеством, работало на сользаводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт.
Долгие годы Усть-Кут служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На сользаводе работало большое количество ссыльных поляков — участников восстания 1863 года.
Во время Гражданской войны в Усть-Куте разворачивались крупные партизанские бои — за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 года село было освобождено от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Зверева.
В 1926 году в Усть-Куте впервые открыта больница, село стало центром новообразованного Усть-Кутского района. В 1928 году на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.
В 1941—1945 годах более 3 тысяч устькутян участвовали в Великой Отечественной войне, более тысячи из них не вернулись. За участие в сражениях 4 жителя Усть-Кута получили звание Героя Советского Союза: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев, Пётр Тюрнев.
В 1943 году село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).
В июле 1951 года в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь построенной железнодорожной линии «Тайшет — Лена». В том же 1951 году сдана первая очередь Осетровского речного порта, в будущем крупнейшего в СССР. С завершением его строительства город становится крупным транспортным узлом промышленного масштаба, обслуживает бо́льшую часть «северного завоза».
29 июля 1954 года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. В 1963—2004 годах являлся городом областного подчинения.
В 1974 году Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В 1996 году численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, — после чего начало уменьшаться (до 1,5 тыс. чел. ежегодно).
Наводнение 2001 года. В 2001 году город пострадал от наводнения на Лене (см. Ленск). В Усть-Куте были подтоплены часть прибрежных улиц, разрушены строения в частных секторах. Разливы на Куте привели также к краткосрочному затоплению трассы Р419 и размыву железнодорожной насыпи на некоторых участках.
Аварии на теплосетях 2001 года. Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную «Прямую линию» с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Евгений Корнейко, который в это время находился в отпуске.
Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут переживает более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.
Название
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954 году.
Геральдика
Герб у Усть-Кута впервые появился в 1974 году (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009 года, повторяет рисунок герба.
Планировка города
Город сильно вытянут вдоль рек Лены и Куты — его длина по руслам рек составляет 34 км, в то время как максимальная ширина застройки не превышает 3 км.
Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из множества микрорайонов и посёлков [
Центром современного города считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения.
Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными посёлками.
Принято отдельно выделять и старую часть города — бывшее село Усть-Кут. Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная, сохранились исторические здания.
Парки, зелёные зоны
В Усть-Куте есть несколько парков, действуют два фонтана. Город окружён тайгой — до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут спокойным пешим ходом. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.
Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд — например, Чёртова скала, Бубнов камень, скалы Любви, Петух, Мир и др.
Население
Демографическая ситуация
Год | Численность |
---|---|
1875 (село) | 0,278 [7] |
1959 (город) | 21,3 |
1967 | 29,0 |
1970 | 33,2 |
1979 | 49,6 |
1982 | 53,0 |
1986 | 57,0 |
1989 | 61,2 |
1992 | 61,8 |
1996 | 62,4 |
1998 | 59,6 |
2000 | 57,1 |
2001 | 56,2 |
2003 | 50,0 |
2005 | 47,6 |
2006 | 46,6 |
2007 | 45,8 |
2008 | 45,3 |
2009 | 44,8 |
До середины XX века Усть-Кут оставался крупным селом с преимущественно крестьянским населением, включая семьи осевших здесь ссыльных. Переломными стали 1940-е годы, когда началось строительство Осетровского речного порта и Ленской железной дороги, на строительство которых стекались рабочие из близлежащих поселений и других регионов СССР. В 1943 году Усть-Кут приобретает статус рабочего посёлка, а уже в 1954 становится городом при численности населения около 20 тыс. человек, преимущественно рабочих. С возобновлением строительства БАМа в 1970-х город переживает вторую волну миграции — здесь селятся тысячи молодых специалистов, в большом числе из Ставропольского и Краснодарского краёв, шефствовавших над станцией Лена. Вслед за строителями в Усть-Кут прибывают геологи в составе нескольких геологических экспедиций.
Номинальная численность населения города продолжала расти до 1996 года, когда достигла исторического пика 62,4 тыс. человек. (Эти данные, однако, не отражают реальную динамику естественного прироста и миграции: в 1996 году в состав города был включён рабочий посёлок Якурим.) С этого времени отмечается массовый отток населения, в 2001—2003 годах достигший максимальной величины: за два года населённость Усть-Кута сократилась на 6,2 тыс. человек (более 10 % населения). В настоящее время темпы оттока несколько замедлились. С 2007 года после более чем 10-летнего перерыва в городе вновь отмечается естественный прирост.
Уровень жизни населения [8]
По данным местной администрации на 1 января 2010 года, при численности постоянного населения 45 тыс. чел.:
Уровень безработицы составил 3 % (в 1,7 раза ниже, чем в предыдущем году). Количество официально зарегистрированных безработных — 804. Из них 89,7 % получают пособие по безработице.
Среднемесячная заработная плата в 2009 года составил расчётно 16,4 тыс. руб (106 % к уровню 2008 года). Наиболее высокая заработная плата — в отраслях добычи полезных ископаемых, транспорта и связи. Средний размер пенсий — 8,1 тыс. руб. (145 %).
Средний прожиточный минимум составил 5 152 рубля на человека.
Местное самоуправление
С 1 января 2006 года [9] местное самоуправление осуществляется в рамках Усть-Кутского городского поселения. Исполнительно-распорядительный орган — администрация поселения, подчинённая администрации Усть-Кутского муниципального района; представительный орган — городская Дума.
Экономика
Экономика Усть-Кута основана на добыче природных ресурсов, лесном хозяйстве и деятельности предприятий транспортного узла «железная дорога — порт». Общий объём выручки от реализации товаров и услуг в 2009 году составил 6,8 млрд руб. [8]
Основные отрасли промышленного производства в порядке уменьшения объёмов — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и в Китай. Ассортимент конечной продукции, выпускаемой в городе, очень мал — преимущественно это пиломатериалы и изделия из дерева. Кроме того, для нужд города выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности — хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.
Связь
Почтовая связь. Единственный оператор почтовой связи, — «Почта России». В городе действует 11 отделений, индексы 666781—666793, и 11 сельских отделений связи
Сотовая связь действует в городе с 2005 года. Операторы: Байкалвестком, Мобильные ТелеСистемы, БиЛайн, Мегафон. На 31 декабря 2008 года суммарная абонентская база (город и район) составила 40 тыс. человек [12]
Потребительский рынок
На начало 2010 года в городе зарегистрировано 862 объекта потребительского рынка. Среди них:
Оборот розничной торговли в 2009 году составил 3,58 млрд рублей (115,5 % к уровню 2008 года). Оборот общепита составил 120 млн рублей.
Транспорт
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
На Янталь, Коршуниху-Ангарскую | |||||||
Усть-Кут | |||||||
706 километр (бывш. Паниха) | |||||||
Усть-Кут | |||||||
Западный грузовой район порта Осетрово | |||||||
Базы Холбос | |||||||
Лена | Начало БАМа | ||||||
Лена-Перевалка | |||||||
Тоннель под улицами микрорайона Речники | |||||||
Северный грузовой район порта Осетрово | |||||||
Портовая | |||||||
Нефтебаза (1-я очередь) | |||||||
Якурим | |||||||
Нефтебаза (2-я очередь) | |||||||
Якурим-Перевалка | |||||||
Лена-Восточная | |||||||
Предприятия лесного комплекса | |||||||
На Половинку | |||||||
Мост через Лену | |||||||
Усть-Кут | |||||||
На Звёздную, Северобайкальск |
Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:
До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.
Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
История. Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 году — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги. (Ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958 году. А в 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 году сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.
Воздушный транспорт
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза). Летом 2009 года существовало грузовое сообщение баржами до Ленска, время в пути 4 дня, стоимость переправы 4000 рублей за 1 метр длины автомобиля [1].
Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалово, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита.
Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на М53 «Байкал» через Братск в Тулуне).
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
Помимо федеральных и областных СМИ, в Усть-Куте выпускаются местные газеты, производятся местные радио- и телепрограммы. Офсетной печатью занимаются две типографии. Кроме того, действует несколько типографий, использующих ротационную печать.
Телевидение
Во всех микрорайонах города в зоне уверенного приёма находятся 2 эфирных телеканала: «Первый канал» и «Россия» (с программами ГТРК «Иркутск»), — в большинстве районов также доступен телеканал «Россия 2». На местной телестудии «Диалог» производятся местные новости и небольшое количество других телепрограмм общеинформационного характера. Вещание местного телевидения не превышает 20 минут в день, в остальное время на частоте ретранслируются передачи канала «Рен-ТВ». Приём телеканала возможен в центральных и ряде периферийных микрорайонов города.
Развита система спутникового телевидения. С 2002 года начал работать оператор кабельного телевидения ООО «Обзор». C 2009 года появился ещё один оператор кабельного телевидения «Мир ТВ»
Радио
Единственная местная радиостанция — «Лена-FM», работающая с 2004 года. Носит информационно-развлекательный характер. Кроме того, возможен прием федеральных радиостанций «Юность» (FM) и «Маяк» (УКВ). В 2010 году запущена вторая радиостанция в FM диапазоне «Радио Радио» (бывшее «Поместное радио») 102.0 FM
Газеты
В Усть-Куте выпускаются две газеты:
Люди, связанные с Усть-Кутом
Фотографии
площадь речного вокзала Осетрово
Интересные факты
Примечания
Топографические карты
Ссылки
Административный центр: Иркутск
Города: Алзамай | Ангарск | Байкальск | Бирюсинск | Бодайбо | Братск | Вихоревка | Железногорск-Илимский | Зима | Киренск | Нижнеудинск | Саянск | Свирск | Слюдянка | Тайшет | Тулун | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск | Усть-Кут | Черемхово | Шелехов