гвс крсои что это

Что такое СОИ в квитанции ЖКХ?

гвс крсои что это. Смотреть фото гвс крсои что это. Смотреть картинку гвс крсои что это. Картинка про гвс крсои что это. Фото гвс крсои что это

Квитанция ЖКХ – официальный платежный документ, который отображает общую сумму оплаты, а также перечень услуг, которые необходимо оплатить за прошедший расчетный период. Многие сокращения в квитанциях вызывают вопросы. Один из них: что такое СОИ в квитанции ЖКХ.

СОИ в ЖКХ – это расходы, которые идут на Содержание Общедомового Имущества. Такая строка расходов не так давно появилась в платежках. Это не значит, что раньше домовладельцы не оплачивали данные услуги, просто до изменений эта строка обозначалась ОДН (общедомовые нужды). Изменилось не только название, но и способы проведения начислений. Теперь усилен контроль, а собственник оплачивает только за те услуги, которыми он пользовался, а не оплачивать «за соседей».

В чем разница между СОИ и ОДН?

гвс крсои что это. Смотреть фото гвс крсои что это. Смотреть картинку гвс крсои что это. Картинка про гвс крсои что это. Фото гвс крсои что это

Основным отличием между двумя этими понятиями является то, что при расчете СОИ ресурсы, потраченные на содержание общедомового обслуживания, вносятся в состав квартирной платы. СОИ – жилищная услуга, предоставлять которую должна управляющая компания. ОДН включаются в квитанцию, как отдельные расходы по каждому коммунальному ресурсу. Предоставляют данные услуги не управляющие компании, а ресурсоснабжающие организации.

ОДН оплачивались по показаниям общедомового счетчика. От показаний отнимали показания индивидуальных приборов учета и остаток распределялся в соответствии с площадью жилья на всех собственников. ОДН насчитывают по нормативам региональных властей, что соответствует части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса.

Если подвести итог, основная разница между СОИ и ОДН в том, что СОИ относится к жилищным услугам, а ОДН — к коммунальным.

Что такое СОИ?

гвс крсои что это. Смотреть фото гвс крсои что это. Смотреть картинку гвс крсои что это. Картинка про гвс крсои что это. Фото гвс крсои что это

Когда говорят об общедомовом имуществе, важно понимать, что именно входит в это понятие. Сюда входит следующее: подъезды и лифты, подвальные и чердачные помещения, мусоропровод, несущие конструкции, крыша, придомовая территория, лестничные проемы, служебные помещения.

Естественно, на содержание всего этого в порядке, проведение ремонтных работ, необходимо использовать воду (горячую и холодную), электроэнергию, водоотведение. В квитанциях ЖКХ СОИ разделено на категории:

Кроме этого, на общем собрании жильцов может быть принято решение внести в СОИ затраты на оплату одноразовых или сезонных работ, к примеру, уборка снега, утепление фасадов, текущий ремонт подъездов и пр.

Рассчитывается СОИ по нормативам. Оплата начисляется в соответствии с общей площадью жилья. Остановимся более подробней на оплате различных ресурсов.

Что такое СОИ в квитанции за электроэнергию?

гвс крсои что это. Смотреть фото гвс крсои что это. Смотреть картинку гвс крсои что это. Картинка про гвс крсои что это. Фото гвс крсои что это

Графа «Эл. энергия СОИ» появилась в платежных документах в 2017 году. Объем электроэнергии, которая используется на общественные нужды (освещение мест общего пользования, потери и пр.), ограничивается нормативами.

Расчет электроэнергии на СОИ проводится по формуле:

, где сумма равна установленному региональными властями нормативу, умноженному на величину площади собственности общего пользования, умножено на площадь квартиры, разделенной на общую площадь дома.

Площадь жилых, нежилых площадей указаны в техническом паспорте здания. Эти данные можно получить в УК. В соответствии с законодательством, начисленная сумма не может быть больше, чем установленный норматив.

Если в доме установлены коллективные приборы учета электроэнергии, от показаний счетчика отнимаются показания частных приборов учета, а оставшаяся сумма делится по количеству жильцов, прописанных в доме. В данном случае оплата зависит напрямую от последнего показателя.

ХВС и ГВС на СОИ в квитанции ЖКХ

гвс крсои что это. Смотреть фото гвс крсои что это. Смотреть картинку гвс крсои что это. Картинка про гвс крсои что это. Фото гвс крсои что это

Использование воды на содержание общедомового имущества сейчас разделено на две графы:

Решение проводить оплату по факту выносится на общем собрании жильцов. В любом случае, если оплачивать реальное использование воды затраты будут ниже, поэтому рекомендовано во всех домах устанавливать коллективные приборы учета.

Если общедомового счетчика нет, тогда расчет производится по установленному нормативу.

Водоотведение СОИ в квитанции: что это?

гвс крсои что это. Смотреть фото гвс крсои что это. Смотреть картинку гвс крсои что это. Картинка про гвс крсои что это. Фото гвс крсои что это

Водоотведение СОИ — это утилизация использованной воды, которая использовалась при обслуживании общедомовых систем, площадей. Соответственно сумма, проставленная в квитанции напротив этой графы, означает начисление оплаты за данную услугу. Водоотведение — это сбор, доставка к очистным сооружениям, очищение сточных вод. Оплата за водоотведение идет на техническое обслуживание канализационных систем, водонапорных башен, работу очистных систем и сооружений, утилизацию использованных и прошедших очистку вод.

Оплата начисляется по тарифу, умноженному на количество жильцов.

Все люди хотят, чтобы в доме было комфортно проживать, было чисто, и все работало. Обеспечить это должна УК, а жильцы обязаны вовремя оплачивать услуги по содержанию общедомового имущества.

Источник

КР на СОИ при прямых договорах: как проконтролировать действия поставщика ресурса, чтобы КР на СОИ не был завышенным

Плата за коммунальный ресурс – является сбором транзитных денежных средств, который осуществляется с жителей управляющей организацией. В дальнейшем эти поступления оплачиваются ресурсоснабжающей организации. В случае перехода на прямые договора (предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией) коммунальный ресурс на представление коммунальных услуг жители оплачивают поставщику ресурса на прямую, а за управляющей организацией остается обязанность по оплате коммунального ресурса на содержание общего имущества (далее – КР на СОИ). В ситуации, когда начисление платы за коммунальные услуги осуществляет ресурсник мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, при которой объемы индивидуального потребления занижаются, а КР на СОИ недобросовестно завышается. В таком случае важной задачей является контроль действия поставщика ресурса.

Варианты оплаты КР на СОИ

КР на СОИ является частью общедомового потребления, которое оплачивается четырьмя путями:
— исходя из норматива;
— исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (при ее наличии в доме);
— исходя из среднемесячного объема потребления с проведением перерасчета размера таких расходов (однако, такой порядок перерасчета Правительством РФ не установлен);
— исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) по тарифам тарифного органа.

При этом для третьего и четвертого случаев необходимо решение общего собрания (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).

По факту действующее законодательство в части прямых договоров выстроено таким образом, что все небалансы по КР на СОИ падают на управляющую домом организацию. И если у нее нет решения собственников о том, чтобы распределять КР на СОИ по факту, то все небалансы оплачиваются поставщику ресурса с текущей выручки.

Выстроенная государством схема в части оплаты КР на СОИ – полностью порочная, с одной стороны, нарушающая права управляющих организаций, с другой сторон, демотивирующая поставщика ресурса на налаживание коммерческого учета и работу с конечным потребителем. Поскольку ресурсник все равно свои деньги получит, он не ведет никакую работу с потребителями и относит все недосборы и небалансы на управляющую организацию, а та собирает их с жителей.

Способы определения КР на СОИ

Порядок расчета КР на СОИ приведен в п. 21.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), которым предусмотрено несколько способов такого расчета:
1. При наличии в доме ОДПУ размер КР на СОИ определяется по формуле:
Vд = Vодпу – Vпотр
где:
Vодпу – объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц)
Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц).

Иными словами, если дом оприборен, то из показаний общедомового потребления поставщик ресурса минусует тот объем, который он самостоятельно выставил жителям (потребителям), а всю разницу относит на управляющую организацию в виде КР на СОИ.

гвс крсои что это. Смотреть фото гвс крсои что это. Смотреть картинку гвс крсои что это. Картинка про гвс крсои что это. Фото гвс крсои что это

2. В случае, если ОДПУ вышел из строя, был утрачен или истек срок его эксплуатации, то в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) КР на СОИ определяется по формуле:
Vд = Vодн1
где:
Vодн1 – объем КР на СОИ, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления.

3. Если многоквартирный дом не оборудован ОДПУ, либо после выхода ОДПУ строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока эксплуатации ОДПУ, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ, КР на СОИ определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vн/одн
где:
Vн/одн – определяется по принципу норматива, указанного в п. 21 Правил № 124.

4. В случае вмешательства в работу ОДПУ электрической энергии (самовольного срыва пломб), либо при двукратном недопуске представителей гарантирующего поставщика для установки, замены, допуска к эксплуатации и (или) подключения ОДПУ объем КР на СОИ определяется исходя из норматива потребления электрической энергии в целях КР на СОИ с учетом повышающего коэффициента, равного 1,5.

Обязанности поставщика ресурса по предоставлению информации об объемах

Довольно часто мы сталкиваемся с ситуаций злоупотребления поставщиком ресурса при прямых договорах. Основная проблема – непонятные механизмы определения КР на СОИ. Поскольку начисление платы за коммунальные услуги потребителям осуществляет поставщик ресурса, управляющая организация не владеет информацией о том, чего и сколько было начислено каждому отдельно взятому потребителю.

В этом случае мы руководствуется п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, где сказано о том, что при прямых договорах поставщик ресурса обязан предоставить управляющей организации (в том числе, через ГИС ЖКХ) информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.

Как правило, каждый месяц поставщики ресурсов предоставляют сведения о начисленных объемах по каждому потребителю и на основании данных сведений управляющая организация может проверять насколько выставленный объем КР на СОИ соответствует фактическому потреблению. Такая система контроля (несмотря на ограниченный функционал) позволяет не допускать завышения КР на СОИ поставщиком ресурса.
Такой подход также соответствует сложившейся судебной практике.

В решении Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-44783/2017 от 07.02.2020 г. суд указал, что в ситуации, когда между РСО и собственниками помещений складываются прямые договорные отношения и в этом случае управляющая компания не получает от них информацию о количестве потребленного в их помещениях коммунального ресурса, это существенно затрудняет исполнение управляющей организацией обязанности по оплате КР на СОИ. Суд указал, что Ресурсоснабжающая организация обязана передать исполнителю показания индивидуальных (квартирных) приборов учета по форме и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса, а также уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния.

В решении Арбитражного суда Кировской области по делу № А28-2971/2019 от 05.02.2020 г. суд указал, что ответчик, как ресурсоснабжающая организация, с которой собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, от своего имени заключены договоры горячего водоснабжения, теплоснабжения, в силу приведенных положений жилищного законодательства обязан предоставлять истцу, как управляющей организации, информацию о показаниях ИПУ.

В решении Арбитражного суда города Севастополь по делу № А84-2123/2019 от 28.01.2020 г. суд указал, что поскольку управляющая организация даже при прямых договорах остаётся исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых на содержание общего имущества МКД, она имеет право на получение указанной информации.

Аналогичная позиция приведена в решении Арбитражного суда Тамбовской области по делу № А64-9066/2019 от 03.02.2020 г.

Практика с отрицательным КР на СОИ

В практике определения объемов по КР на СОИ мы иногда сталкиваемся с отрицательным КР на СОИ. Это встречается в ситуации, когда объем индивидуального потребления жителей (Vпотр) превышает общедомовое потребление (Vодпу).

В этом случае обязательства управляющей организации по оплате КР на СОИ за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0. Одновременно, если объем отрицательного Vпотр не может быть использован в данном месяце, то уменьшение объема КР на СОИ происходит в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах) (п. 21.1 Правил № 124).

Кроме того, в своем определении по делу № А51-12971/2017 от 27.06.2019 г. Верховный суд указал, что в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.

Однако ключевой вопрос для отрицательного КР на СОИ – реальные факты и объемы величины Vпотр, которые ежемесячно представлять поставщики ресурса зачастую отказываются.

Источник

Гвс крсои что это

гвс крсои что это. Смотреть фото гвс крсои что это. Смотреть картинку гвс крсои что это. Картинка про гвс крсои что это. Фото гвс крсои что этоИсточник фото: https://www.pexels.com/

Еще с 10 августа 2017 года действует новая редакция ЖК РФ.

Согласно п.2 ст.9.2 ЖК РФ на общем собрании собственники помещений могут принять решение об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества (далее по тексту – КРСОИ), исходя из показаний общедомового прибора учета.

Ох, как старались в своё время представители Минстроя и Госдумы выдать исправление ошибки Минстроя, совершенной еще в 2016 году, за свой «подвиг» по защите прав граждан. Рассказывали о вороватых управляющих организациях, о неправильно рассчитанных нормативах потребления коммунальных услуг и о прочих проблемах, виновником которых оказался сам Минстрой. Но рассказчики забыли напомнить, что раньше такой порядок существовал в п.44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила 354).

До 01.01.2017 года собственники помещений могли оплачивать стоимость коммунальных услуг на общедомовое потребление (далее по тексту – ОДН), исходя из показаний общедомового прибора учета. Для этого необходимо было принять решение на общем собрании.

С 01.01.2017 ОДН вошел в состав жилищной услуги и стал называться «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». Данные изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

После внесения изменений получилось так, что с 01.01.2017 года:

При отсутствии решения общего собрания размер платы за КРСОИ появится в квитанции и будет изменяться «автоматически» хотят этого собственники помещений или нет.

Может получиться так, что при расчете КРСОИ по показаниям общедомового прибора учета размер платы за КРСОИ может оказаться «минусовым».

Это достаточно распространенная ситуация, когда объем потребленных коммунальных услуг собственниками помещений и потребителями превысит объем коммунального ресурса по показаниям общедомового прибора учета. В таком случае управляющая организация (ТСЖ) начнет «зарабатывать», реализуя фактически не приобретенный объем коммунального ресурса.

В проекте поправок в Правила содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491, содержится норма, согласно которой при расчете размера платы за КРСОИ «отрицательная» стоимость КРСОИ за текущий месяц будет учитываться при расчете размера платы за КРСОИ в следующем месяце.

Куда вписывать условие об определении размера КРСОИ по общедомовому прибору учета, в договор управления или нужно отдельное решение собрания собственников?

На последних семинарах по управлению МКД, которые я читал в ноябре и декабре 2017 года, слушатели мне рассказывали, что на вебинарах им рассказывают о том, что собственники могут утвердить на общем собрании форму договора управления, в котором прописана возможность выставлять размер КРСОИ по показаниям общедомового прибора учета. По словам экспертов, которые проводят вебинар, это абсолютно безопасный и удобный способ определения «алгоритма» расчета КРСОИ.

Не согласен с такой позицией и вот почему.

В ст.156 ЖК РФ однозначно указано, что принятие решения об определении способа расчета стоимости КРСОИ осуществляется путем принятия решения на общем собрании собственников помещений.

С одной стороны, договор управления МКД утверждается на общем собрании собственников помещений, и кворум при утверждении условий договора такой же, как и при принятии решения рассчитывать размер платы за КРСОИ по показаниям общедомового прибора учета.

С другой стороны, советы экспертов кроме умозаключений ничем не подкрепляются, а штрафы платить вам и претензии жителей тоже ваши.

Спросите откуда штрафы и претензии? Легко.

Как я указывал выше, «старая редакция» п.44 Правил №354 содержала тоже условие принятия решения об оплате тогда еще ОДН по показаниям общедомового прибора учета. Условием выступала ситуация, «когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета…».

Не находите ничего общего с действующими нормами ЖК РФ? И в Правилах 354 и в ЖК РФ говорится о том, что должно быть именно решение собственников, принятое на общем собрании, а не формулировки в договоре управления, пусть и подсказанные вам юристами и экспертами всех мастей. Такая позиция подтверждалась многочисленной судебной практикой, которая, к сожалению, была не в пользу управляющих организаций и ТСЖ.

Так, Верховный суд в Определении от 12 июля 2016 г. №304-КГ16-8311 указал, что «наличие в проекте договора условия о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды между помещениями многоквартирного дома пропорционально занимаемой площади (пункт 5.7), нельзя рассматривать как обстоятельство, достоверно свидетельствующее о волеизъявлении собственников помещений многоквартирного дома о возложении на них бремени несения расходов по оплате сверхнормативного расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, по указанному вопросу должно быть принято отдельное решение в связи с его особой значимостью».

Ну, а пока ждем поправок от Минстроя и Правительства. Новый год прошел, пить им уже хватит… Хотя, тут скорее как в известном анекдоте «Налейте мне для запаха, дури у меня своей хватает…».

Источник

Коммунальный ресурс на содержание общего имущества: откуда берется и как минимизировать

Помимо индивидуального потребления коммунальных услуг собственники оплачивают коммунальный ресурс на содержание общего имущества (КР на СОИ), к которому относятся ресурсы, потребляемые домом на общедомовые нужды. Законом предусмотрено несколько вариантов оплаты и начисления КР на СОИ потребителям.

26.12.2016 г. было принято Постановление Правительства РФ от «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» № 1498 (далее – Постановление № 1498), которое определило порядок применения КР на СОИ при начислении платы собственникам. Новый порядок стал применяться с 1 января 2017 года.

До принятия Постановления № 1498 в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) использовалось понятие общедомовых нужд (ОДН). Нужно сказать, что КР на СОИ на бытовом уровне продолжает называться населением «ОДЭЭНАМИ».

Однако разница между КР на СОИ о ОДН состоит в том, что если ОДН являлось коммунальной услугой (которую сейчас можно относить на ресурсоснабжающую организацию при переходе на прямые договора через ст. 44 и 157.2 ЖК РФ), то КР на СОИ относится к жилищной услуге, выставляемой в составе платы за текущее содержание.

Для чего потребовалась такая игра понятиями? Если очень сильно упрощать, то для того, чтобы ресурсник всегда мог получить свои деньги и списать все свои небалансы из-за проблема с коммерческим учетом на управляющую домом организацию. Изменив природу данной услуги с коммунальной, на жилищную, органы власти отнесли данную ответственность в виде транзитных денег за выпадающий коммунальный ресурс на конечного потребителя. И теперь при переходе на прямые договора с ресурсником, КР на СОИ все равно продолжает относиться на управляющую домом организацию, а та относит эти небалансы (если они есть) на жителей.

Нужно отметить, что первоначальное понятие ОДН (как коммунальная услуга) в законе осталось применительно к двум случаям:
— непосредственному управлению (ст. 164 ЖК РФ, оно возможно, если в доме до 30 квартир)
— ситуации, при которой способ управления домом не реализован.

В этих двух случаях плата за КР на СОИ не выставляется, но выставляется (ресурсником) только плата на ОДН в ограниченном объеме (не более норматива). Во всех остальных случаях на КР на СОИ относится реальный факт коммунального ресурса, который потребил дом.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ, законодатель ограничивается общей формулировкой, что в состав платы за содержание жилого помещения, включается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Реальный состав КР на СОИ определяется степенью благоустройства самого дома (например, вместо отведения сточных вод, в доме могут быть установлены колодцы-септики, а вместо отдельной трубы на ГВС может быть общая труба на тепловую энергию, из которой готовится ГВС уже внутри самого дома).

При этом есть два вида коммунальных услуг, плата по КР на СОИ за которую не может начислять вообще:
1.Отопление (потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) (п. 40 Правил № 354).

гвс крсои что это. Смотреть фото гвс крсои что это. Смотреть картинку гвс крсои что это. Картинка про гвс крсои что это. Фото гвс крсои что это

(для общедомовых нужд газ не используется, только для личного потребления и в редких случаях крышных или автономных газовых котельных).

Варианты оплаты КР на СОИ

Порядок оплаты КР на СОИ может варьироваться и определен в п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Данные варианты оплаты КР на СОИ следующие:

1.Исходя из норматива по КР на СОИ при наличии коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ). Данный норматив утверждается региональным органом исполнительной власти, а размет тарифа контролируется региональной жилищной инспекцией. Норматив должен включать потребление КР на СОИ на:
— освещение мест общего пользования, электроэнергию на работу лифтов, инженерных узлов или иного оборудования, являющегося общим имуществом собственников
— санитарно-гигиенические мероприятия мест общего пользования (мытье полов), обеспечение сохраннности зеленых насаждений (полив)
— иные работы по содержанию общего имущества, для которых необходимы коммунальные ресурсы.

Если нормативов нет, это их нужно утвердить. В письме Минстроя России от 20.05.2019 № 19094-ОГ/04 пояснено, что для установления нормативов в многоквартирном доме собственник помещений вправе обратиться к исполнителю коммунальной услуги, который вправе обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

2.Исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (АИС). Такая система одновременно снимает индивидуальное и общедомовое потребление, что минимизирует разницу и небалансы по КР на СОИ.

3. Исходя из решений общего собрания, которые могут предполагать расчет по КР на СОИ:
— по среднемесячному объему потребления КР на СОИ в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— по объему потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

У всех трех вариантов начисления КР на СОИ есть плюсы и минусы.
Плюсы первого – предсказуемость суммы, которая каждый месяц одинакова. Минусы – необходимость оплаты даже при отрицательном КР на СОИ.
Плюсы второго (при наличии в доме АИС) – полный контроль и полная прозрачность по определению объема КР на СОИ. Минусы – дороговизна АИС и затраты на ее эксплуатацию.
Плюсы третьего – оплата КР на СОИ по реальному факту, отсутствие необходимости оплаты КР на СОИ при отрицательном потреблении (а такое часто бывает, если налажен коммерческий учет). Минусы – возможность небалансов по КР на СОИ при запущенном коммерческом учете.

Спорные моменты по КР на СОИ

Первым спорным моментом является вопрос о том, может ли начисляться плата за КР на СОИ по тепловой энергии (по договору теплоснабжения на покупку КР на СОИ) при наличии в доме индивидуального теплового пункта (ИТП), на котором готовится коммунальная услуга по ГВС. Единого мнения на этот счет нет.

Если следовать п. 54 Правил № 354, то при наличии в доме ИТП КР на СОИ по ГВС начисляться не может. В этом же духе есть письмо Минстроя России от 20.05.2019 № 19094-ОГ/04, где указано, что под КР на СОИ понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Тепловая энергия в этом перечне отсутствует.

В пользу данной позиции можно также сослаться на п. 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124). Они относят к КР на СОИ холодную воду, горячую воду, электрическую энергию и сточные воды. КР на СОИ по тепловой энергии в этом перечне нет.

Против данной позиции есть общая норма, приведенная в п. 12 ст. 161 ЖК РФ, где сказано, что управляющий домом организации не вправе отказываться от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями. Такая неурегулированность данного вопроса, конечно, порождает двоякие толкования взаимных прав и обязанностей между управляющей организацией и ресурсником.

Вторым спорным моментом является ответ на вопрос о том, нужно ли начислять плату за КР на СОИ по нормативу при отрицательном потреблении. Например, если в дом вошло 100м3, а показаний индивидуальных приборов учета (вместе со штрафными санкциями, нормативами и повышающими коэффициентами) собрано на 110м3, нужно ли начислять норматив при отсутствии решения общего собрания по КР на СОИ на ОДПУ.

В Письме Минстроя России от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04 изложена позиция о том, что если объем КР на СОИ рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, оплату нужно начислять по факту. Однако для управляющей организации даже при отрицательном КР на СОИ начисление норматива жителям является возможностью собрать хотя бы какие-то дополнительные деньги. Поэтому, с учетом того, что письма Минстроя России не являются нормативными актами (а на уровне закона этот вопрос не урегулирован), управляющие организации не следуют такой рекомендации и выставляют норматив, даже при отрицательном факте потребления.

Третий спорный момент – попытки начисления ресурсниками сверхнормативных КР на СОИ при отсутствии ОДПУ по коммунальному ресурсу на отведение сточных вод. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственников помещений оснащать дома таким прибором учета (чаще всего они не устанавливаются застройщиками). В таком случае объем по КР на СОИ определяется как сумма ХВС и ГВС по показания индивидуальных приборов учета (п. в_4) п. 21 Правил № 124). Иные действия ресурсника будут неправомерны, поскольку при отсутствии в доме установлен ОДПУ на водоотведение, невозможно определять составляющую КР на СОИ на водоотведение по факту его потребления.

Основная проблема при определении объема по КР на СОИ также состоит в том, что закон написан исключительно в пользу ресурсника, поскольку все свои небалансы ресурсник перекидывает на управляющие организации, а те вынуждены собирать транзитные деньги с жителей (чтобы их отдать ресурснику одной кучкой). У ресурсника нет никаких стимулов налаживать коммерческий учет за поставляемый им коммунальный ресурс, а государство всяческим образом поддерживает и поощряет эту порочную практику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *