гемба визит что это
А не фигню ли я делаю? Зачем разработчики ходят в гембу
Привет, Хабр. Я тестировщик и очень верю в то, что гемба – это отличный инструмент для понимания своего продукта. Там хорошо получается ответить себе на вопрос: «А не фигню ли я делаю?» Сегодня хочу рассказать подробнее про его преимущества, а также инсайты, которые мы получили после похода в пиццерии.
Disclaimer: Гэмба (яп. 現場 гэмба), гэнти гэмбуцу (яп. 現地現物, «наличный товар на местах») — обозначения подхода, характерного для японской управленческой практики кайдзен, согласно которому для полноценного понимания ситуации считается необходимым прийти на гэмба — место выполнения рабочего процесса, собрать факты и непосредственно на месте принять решение. В русскоязычной литературе обычно используются написания «гемба» и «генти генбуцу». (Wikipedia)
Кто должен ходить в гембу
Зачем ходить в гембу
1. Дёшево и сердито. Поход в гембу прост в реализации. Разработчик идет в пиццерию и пользуется продуктом. Всё. Это в сотни раз проще, чем имитация пиццерии в офисе с приглашением действующих сотрудников пиццерии и фиктивной демонстрацией их пользовательского опыта в условиях сферического коня в вакууме.
2. Инсайты автоматизации. В гембе случаются инсайты об автоматизации бизнес-процессов. Один наш Android-разработчик Паша пошёл в гембу и увидел, что из себя представляет процесс маркировки. Сотрудники СЧИТАЛИ В УМЕ и РУКАМИ писали маркировки со сроками годности продуктов. Для каждого продукта считают и пишут дату начала разморозки, начало срока годности и окончание срока годности. Маркировка продукта – скучный рутинный процесс, в котором постоянно случаются ошибки по невнимательности.
Разработчик понял, что это полнейший bullshit, автоматизировать это – «полчаса работы программиста», взял и автоматизировал. Так появилось мобильное приложения для печати этикеток. Операция свелась к следующему: сотрудник выбирает на планшете товарную позицию, делает «тык», этикетка со всеми сроками печатается, всё.
3. Недостатки в поле. В гембе ярче проявляются недостатки продукта. В Dodo IS есть функционал для проведения ревизии. Функционал разрабатывался под планшет. Во время ревизии сотрудник может вводить данные сразу в планшет, но в морозильнике и холодильнике слишком холодно, планшет отказывается работать, иногда отваливается связь, да и сам интерфейс не очень удобный. Поэтому результаты ревизии записывают на бумагу, а затем вносят в Dodo IS. Двойная работа!
Перед тем, как начать переписывать интерфейс ревизора, команда разработки пошла на ночные ревизии в пиццерии, чтобы понять процесс. Вернулись они оттуда с идеями по его улучшению. Например, если пропадает связь, значит ввод информации нужно сделать асинхронным, складывать данные в локальном хранилище, а при восстановлении связи отправлять на сервер.
За окном ночь, в это время разработчики считают томаты
4. Реальные условия работы. В пиццерии видно условия работы, в которых используют приложения. Одна из команд разработки делала трекинг для пиццерии – это набор из шести планшетов, на которых отображается пицца, рецепт с добавленными или удаленными ингредиентами и местоположение пиццы на кухне в момент времени.
Планшет раскатки теста
Планшет упаковки
Команда включила новый трекинг в одной пиццерии и пошла смотреть как это работает. В пиццерии разработчики увидели, что пиццамейкеры тыкают в планшеты руками, испачканными соусом или сыром и делают это очень быстро. Как результат на планшете вместо клика получается свайп. Команда очень удивилась. Ведь мы в офисе кликали по планшету чистыми руками и никуда при этом не спешили. После этого похода в гембу команда вернулась и переделала клик на свайп.
5. Решение проблем. После похода в пиццерию ты предлагаешь наиболее подходящие решения. Ты знаешь как работает бизнес, как устроены процессы в реальной жизни. Когда бизнес приходит к тебе с проблемой, благодаря широкому взгляду на бизнес и знанию как система работает изнутри, ты можешь предложить более простое или системное решение проблемы.
Довольные разработчики в гембе
6. Влияние продукта. Видно как недоступность или сложный интерфейс продукта влияет на сотрудников и клиентов. Стоишь на кассе, а она подтормаживает, у кассы скапливается очередь, некоторые клиенты из-за этого негативят или уходят. Без этого ценного знания разработчик мог бы не обратить внимание на увеличение задержки отклика.
QA-engineer на кассе принимает заказы
Зачем не ходить в гембу
Я так и не смог придумать недостатки этого подхода, кроме того, что поход наших разработчиков в гембу не оправдан финансово. Мы получаем много фидбэка о том, что занимаемся дорогостоящей фигней, платим зарплату разработчику за то, что он крутит пиццу, отрываем его от работы и выполнения своих непосредственных должностных обязанностей. Здесь у меня мнение простое – мы платим разработчику за его работу, за его продукт. Просто он выполняет свою работу в пиццерии, смотрит на продукт глазами клиента и отвечает себе в режиме реального времени на вопрос «а не фигню ли я сделал».
Конец
В Dodo Pizza походы в гембу обычное явление. Это крутой опыт, с помощью которого мы делаем качественный продукт.
Мне понравилось как написал наш разработчик Дима Афонченко: «Для меня, как для разработчика, который не ходил в гембу, разработчик, который ходил в гембу выглядит, как носитель тайного знания. При обсуждении на общем собрании такой человек может сказать: «То, что ты предлагаешь не будет работать, потому, что я был в пиццерии и видел, как оно там на самом деле. В общем в гембу нужно ходить как минимум за этим».
Два самых частых вопроса про гембу и разработчиков
Как вы ходите в пиццерию без мед. книжки? Никак. Без медицинской книжки ходить в гембу нельзя. Мы же нормальные люди и строго блюдём стандарты чистоты. Никаких исключений быть не может. Перед тем как пойти в гембу, нужно пройти медицинский осмотр и получить соответствующее разрешение на работу.
Нужно ли разработчикам мыть туалеты? Нет. Мы ходим в пиццерии для того, чтобы понять как работает наш продукт в «боевых» условиях. UPD: после публикации статьи мне прилетел фидбэк о том, что во время гембы вас всё же могут попросить убраться, в том числе в туалетах, так как приходя в пиццерию вы становитесь полноценным стажёром.
Выход в гемба: как внедрить в компании японский подход к управлению бизнесом
Колонка о повышении эффективности бизнеса собственными силами
Катарина Андреева, директор по лин-технологиям Ак Барс Банка, в своей авторской колонке продолжает (ч. 1) рассказывать о внедрении бережливого производства в компании. О том, что такое «гемба», почему топ-менеджеры должны примерять на себя роль рядовых сотрудников и как найти потери в бизнес-процессах — об этом в новом материале.
Топ-менеджеры знают только о 4 процентах проблем компании
Японский термин «гемба» в переводе означает «место, где происходят события». В контексте лин-менеджмента гемба приобрело более узкий смысл — место, где создается ценность для клиента, за которую платит потребитель. Например, на предприятии Toyota гемба — это конвейерная линия, где производятся и собираются детали автомобиля, в сервисных компаниях — офис продаж, где специалист напрямую работает с клиентом. В то же время местом, где создается ценность для клиента, является и бэк-офис, который отвечает за администрирование и документарное сопровождение. Например, для компании сотовой связи гемба будут и офисы, где консультанты продают услугу, и место, где рабочие строят вышки.
В практике менеджмента часто применяется «Айсберг Сидни Йошида» — исследование, иллюстрирующее ограниченное понимание топ-менеджментом реальных проблем компании. Так, высшее руководство видит только верхушку айсберга — 4% проблем, менеджерам среднего звена известно о 9%, низшее звено видит почти весь айсберг — 74% проблем. Эта статистика демонстрирует важность гемба-менеджмента.
Нельзя понять их причину, не проанализировав все, что происходит на месте их возникновения. Руководитель не должен быть оторван от реальности, а должен иногда спускаться «на землю» и видеть, чем дышит обычный сотрудник.
Согласно японской философии, руководитель — это человек, который несет ответственность за своих сотрудников, за то, в каких процессах и с какими инструментами он работает. Японцы убеждены, что руководитель находится в услужении у своих сотрудников. Еще одно отличие восточной культуры от европейской — это то, что они ценят детали и продвижение к цели маленькими шагами. Философия Кайдзен — это непрерывное, ежедневное совершенствование бизнеса, рабочих процессов, личных компетенций, это умение отвечать на вопрос «Как я могу стать еще лучше?».
«Синдром короны»
Проблема, с которой сталкивается топ-менеджер, — это «корона», которую он не может снять и оставить в своем кабинете. Важно понимать, что гемба — это не контрольная проверка и не аттестация сотрудников. И тем более руководитель — это не «тайный» покупатель, который хочет найти слабые места у своих сотрудников и наказать. Посыл должен быть следующим: «Я хочу помочь вам разобраться с вашими проблемами, чтобы вам стало комфортнее, и это, в свою очередь, позитивно скажется на общении с клиентом». Есть и другая проблема — как правило, менеджеры среднего звена боятся показать руководителю реальную картину происходящего.
Руководитель может думать, что внутренних проблем у компании не так уж и много, но, когда он видит весь «айсберг», который находится под водой, ему может быть психологически сложно «переварить» все проблемы. Столкновение с действительностью, иногда не самой приятной, может спровоцировать увольнения сотрудников, но в 80% случаев виноваты не люди, а процессы, в которых они работают. Даже если уволить людей, но не изменить процессы, то все останется как прежде. С одной стороны, гемба — это хороший источник реальных знаний. Другой вопрос, поймет ли руководитель, как распорядиться полученными знаниями, как системно подойти к вопросу совершенствования.
Пять правил
Есть пять золотых правил гемба:
Учимся находить потери
В любом бизнес-процессе есть потери. Одна из ключевых задач руководителя — видеть их и устранять. Японский предприниматель Тайити Оно сформулировал восемь видов потерь:
В практике Toyota есть понятие «стоять в круге». В производственных помещениях на полу рисуются круги, куда встают менеджеры и наблюдают за процессом. При этом менеджер не вмешивается в процессы, а только оценивает и анализирует без посредников. Для более глубокого понимания проблемы необходимо вдумчиво задавать сотрудникам вопросы и выслушивать ответы.
Ориентиром могут стать следующие вопросы:
Согласно японской философии Кайдзен, руководитель должен ходить в гемба каждый день. Но, в силу нашей ментальности, это невыполнимая задача. В большинстве случаев достаточно ходить в гемба раз в месяц. В сервисных компаниях у руководителя есть возможность организовать погруженную гемба. Руководитель может в прямом смысле встать на место сотрудника и попробовать выполнить его работу, чтобы максимально прочувствовать его рабочую рутину. Когда сотрудникам некомфортно, когда они несчастливые, какую эмоцию они могут передать клиенту? Поэтому ходите в гемба, улучшайте процессы и делайте ваших сотрудников счастливыми. И, как следствие, будут счастливыми и ваши клиенты.
Справка
Лучшие книги по теме:
Гемба или “иди и делай”
Гемба — один из инструментов бережливого производства, основанный на непосредственном участии в рабочем процессе для оценки ситуации и принятия решения.
В переводе Гемба значит “место, где происходит работа”, поэтому и называют часто поход в гембу, т.е. поход в место, где производится работа.
Данный инструмент пришел из японских практик кайдзена. Обычно пишут «гемба» или гэмба, так же можно встретить понятие «генти генбуцу», но смысл везде одинаковый. Популяризация данного инструмента началась после публикаций литературы о производственной системе Тойота.
Данный метод уникален, потому что поиск проблемы и решения происходит непосредственно на рабочем месте, а не удалено, проводя совещания, мозговый штурмы и т.п.
Для чего нужна гемба?
Как показывают исследования, топ менеджеры не владеют информацией, что происходит на местах. А о проблемах вообще практически ничего не знают. Точнее знают только 4% проблем, как показали исследования. Одно из таких исследований – это айсберг Сидни Йошида. Айсберг визуально показывает кто и на каком уровне владеет информацией о проблемах.
Статистические исследования показывают. почему поход в гембу необходим для высшего руководства. Другого пути понимания проблем на местах в настоящий момент не придумали.
Разрыв между исполнителем и исполнителем можно устранить спустившись “на землю”. Только так можно понять, чем занят персонал, какие проблемы на месте возникают. Выявить причину этих проблем и по возможности устранить на месте.
Очень часто, при походе в гембу можно услышать вопрос, что мы можем улучшить?
Основные правила гемба.
В данном инструменте, как и во всех, существуют основные правила. Выполнение которых позволяет достигнуть максимального эффекта. Они на первый взгляд просты, но они обязательны к исполнению:
Учимся ходить в гемба.
Есть одна история, в учебниках по бережливому производству. Называется «стоять в круге». Когда на полу рисуются круги, в которые встают руководители и наблюдают за тем как происходит работа. При наблюдении руководитель не вмешивается, а только оценивает и анализирует работу. Практически, побывав на нескольких заводах в Японии, подобной практики я не видел, но в ней есть определенное зерно.
Для поиска проблемы, можно стоять и наблюдать, а можно и самому выполнять работу. Но можно и провести опрос работников, после набледения, для формирования решения и поиска первичной проблемы. Как пример, людям можно задать вопрос о том как они мотивированы, когда обучались, какие стандарты у них используются, когда проходило обучение. Эти вопросы, направленные не только на порядок проведения работ, но и на эмоциональную составляющую помогут лучше понять проблему.
«Гемба»: пришел, увидел и решил
«Выход в гемба» – один из полезнейших инструментов бережливого производства. На станциях Юнипро он применяется с 2018 года.
В концепции бережливого производства термин «гемба» используется для обозначения места, где непосредственно производится работа, или еще более точно – места, где создается ценность.
«Гемба» (Gemba) (в переводе с японского языка – «место, где происходит работа») означает подход, характерный для японской управленческой практики кайдзен, согласно которому для полноценного понимания ситуации необходимо прийти на место выполнения рабочего процесса, собрать факты и непосредственно на месте принять решение. Японский принцип принятия решения на месте возникновения проблем отличается от традиционного управленческого подхода, в том числе американского, где решения принимаются, как правило, удаленно.
Пять золотых правил менеджмента гемба кайдзен:
В нашей компании «Выход в гемба» – это практика выхода руководства на площадку, позволяющая эффективно выявлять области улучшений и разрабатывать решения с вовлечением линейного персонала.
Руководителю, вооруженному этой технологией, для полноценного понимания ситуации необходимо прийти на место выполнения работ, понаблюдать за работой сотрудников, пообщаться с ними в течение 1–2 часов в рамках каждого выхода, собрать факты и совместно с командой, выполняющей работы, выработать решение непосредственно на месте. Или, если вопрос решен не полностью из-за сложности, организовать его дальнейшую проработку в расширенной кросс-функциональной команде.
«Выход в «Гемба» осуществляется с целью:
«Выход в «Гемба» осуществляется с целью:
* По состоянию на февраль 2021 года.
Одним из ярких примеров улучшений, которые были предложены в результате «Выхода в гемба», стал набор мероприятий по оптимизации выполнения технического обслуживания щеточного контактного аппарата генератора на Сургутской ГРЭС-2.
В результате удалось сократить время выполнения технического обслуживания в течение года на 40 часов. Также совместно с персоналом участка в процессе обсуждения были разработаны меры по улучшению условий труда в мастерской.
Тележка для перемещения кассет щеточного контактного аппарата генератора
Что такое гемба и как оно связано с бережливым производством
Раскрывается понятие гемба, используемое в производственном менеджменте. Рассмотрены модели гемба при правильном и неправильном подходе менеджмента предприятия.
Гемба японское слово и означает «фактическое место», т. е. место, где происходит какое-либо действие.
В японской промышленности слово «гемба» практически в такой же степени популярно, как и кайдзен. Оба понятия (и гемба, и кайдзен) являются абсолютно естественными для менеджмента японских компаний, и они используют его во благо своим компаниям.
В любой коммерческой компании регулярно происходят сотни различных видов действий, но только три из них напрямую связаны с извлечением прибыли: разработка, производство и продажа продукции. Именно без этих трех ключевых видов деятельности не может существовать ни одна коммерческая организация. Исходя из этого, слово «гемба» можно трактовать как место, где происходят все эти три ключевых действия. Но это слишком широкое и размытое определение, которое может больше навредить, чем принести какую-либо пользу.
В современных реалиях, менеджеры, занятые непосредственным внедрением инструментов бережливого производства на предприятиях, под словом «гемба» подразумевают только место создания продукции или услуги, уводя при этом в тень действия, связанные с разработкой и продажей продукции или услуги. Именно производством чаще всего пренебрегают менеджеры, рассматривая рабочее место только в качестве средства по извлечению прибыли.
Современный менеджмент готов уделять все вниманию маркетингу и продажам, пренебрегая производством, хотя именно на рабочих местах чаще всего и находятся широкие возможности, которые могут придать компании новый виток в развитии. Но не стоит думать, что с гемба можно столкнуться только на промышленных предприятиях. Вся уникальность данного термина заключается в том, что он всеобъемлющ и по-настоящему вездесущ, даже там, где его присутствие неочевидно.
Например, с гемба можно встретиться в сфере услуг – место, где потребители соприкасаются с услугами. Так, например, в гостинице гемба находится буквально повсюду: на входе, в номерах и барах, в местах регистрации новых посетителей. Готовы поспорить, что банковские сотрудники даже не подозревают, что работают в гемба, несмотря на их постоянное взаимодействие с клиентами. Офисные служащие, выполняющие административные функции, также находятся в постоянном взаимодействии с гемба, так как у большинства таких отделов есть свои «внутренние» потребители. А если вы решитесь позвонить по телефону японскому начальнику производства или менеджеру по качеству, то с большой долей вероятности вы услышите от секретаря традиционные извинения с последующим ответом: «Его нет, он в гемба».