геликоид объектива что это
Фокусировочный геликоид для установки объективов большого формата на среднеформатные и малоформатные фотоаппараты
Встретил на необъятных просторах Интернет-фотобарахолок такой интересный геликоид. Он предназначен для установки объективов большого формата на средний и малый.
На мое удивление геликоид оказался заводского производства. Это значит, что такой девайс был востребован не только единицами фотолюбителей, но и профессионалами. До этого я встречал для этих целей самодельные геликоиды и приспособления типа «тромбон».
Девайс состоит из двух частей: геликоида, с винтовой резбой под байонет В для среднеформатных фотоаппаратов. И переходника для камер с резьбой М39. Он вкручивается в заднюю часть геликоида.
Общая длинна геликоида с переходником в минимальном состоянии — 147 мм. В максимальном — 187 мм. Внутренний посадочный диаметр — 60 мм. Этот диаметр отверстия идтет внутрь на глубину 44 мм. Далее идет уменьшение отверстия до диаметра 50 мм.
Внутри геликоид обклеен черным бархатом, что исключает паразитные блики оправы.
Угол вращения: 540 градусов, т.е. геликоид делает полтора оборота. Ход геликоида 40 мм. При этом выезжает передняя часть.
Через кольцо М39-М42 и переходник М42-Nikon его можно установить на фотоаппараты Nikon. Этот геликоид идеально подходит для объектива от деревянной камеры И-51 4,5/210.
Такой геликоид предназнеачается для больших объективов формата 13х18 и больше. Еще через этот геликоид можно уставносить объектив И-37 4,5/300, формата 18х24, но потребуется большое макрокольцо от байонета «В», или набор макроколец М42. Ну и другие объективы большого формата, включая репродукционные и т.п.
Для установки объективов, расчитанных на меньший формат, он не подходит, поскольку отрезок слишком большой. Для них рекомендуется геликоид поменьше.
Также он может быть интересен для макросъемки в масштабе 2:1 и более.
Конструкция геликоиды в объективах Canon 50mm 1.4
Деформация геликоиды в объективах Canon 50mm 1.4 случается даже при незначительных воздействиях, вследствие чего объектив перестает отрабатывать во всем диапазоне фокусных расстояний. Это известно, наверное, всем владельцам полтинничка.
Можно утверждать, что объективы Canon 50mm 1.4 последних выпусков менее подвержены риску выхода из строя при незначительных воздействиях на них, иными словами, они более прочные.
Но от падения фотоаппаратов и объективов не застрахован ни один фотограф.
Давайте рассмотрим ситуацию, когда объектив падает на твердую поверхность с большой высоты или подвергается чуть большим физическим силам.
Фото 2. Неисправные детали объектива Canon 50mm 1.4 поступившего в ремонт. Со слов клиента: объектив упал со штатива на пол в фотостудии.
После падения объектива Canon 50mm 1.4 последних версий геликоида, в подавляющем большинстве случаев, остается целой, что нельзя сказать о других деталях. Почти всегда повреждаются пластиковые втулки, купить которые в ближайшем магазине канцелярских товаров не получится однозначно. Кроме того, нередко повреждается направляющая («посадочное гнездо» для втулки) и резьба (на снимке указано стрелкой). Подобные повреждения крайне редко встречались в версиях предыдущих выпусков.
Резюмируя вышесказанное: модификация геликоиды объектива Canon 50mm 1.4 сделала его более стойким к незначительным физическим воздействиям, но при больших экстремальных ситуациях, повреждению подвержены детали которые не так уж и легко приобрести, как минимум одна из которых, если не дороже геликоиды, то сопоставима с ней по стоимости.
И в заключении. В подавляющем большинстве случаев, причины неисправностей в фотоаппаратах и объективах не следует пытаться найти в ошибках или недостатках конструкции. Что касается полтинников от Canon, ошибок в конструкции не было, нет и быть не могло. В основном, причиной возникновения неисправностей является нарушение элементарных правил эксплуатации.
Чаще всего фототехника не ломается, а ее ломают.
Услуги мастерской
Прайс-лист
Профессиональные мастера ФОТОмастерской Ремтелевид-сервис выполняют ремонт объективов Canon, Nikon, Tamron, Sigma, Tokina, сервисное обслуживание профессиональной и любительской оптики.
Canon (Кэнон) EOS – лидер на рынке зеркальных фотоаппаратов. Специалисты нашей мастерской выполняют ремонт зеркальных фотоаппаратов Canon от классических бюджетных до дорогостоящих профессиональных фотоаппаратов.
Самодельный геликоид для больших проекционных объективов
Часто в продаже можно встретить большие проекционные объективы с диаметром оправы 62 мм и более, например такие как 35КП-1.8-100 и прочие.
Такие объективы не имеют большой ценности, потому что их очень сложно установить на фотоаппарат. Для того, чтобы ими полноценно фотографировать нужен фокусировочный геликоид. На Ebay можно заказать геликоиды с диаметром резьбы 58 мм или 65 мм, подобно этому но их стоимость начинается от 50 долларов — дорогое удовольствие, чтобы просто поиграться объективом.
Но если вам повезет найти на барахолке убитый зеркально-менисковый объектив, то его геликоид можно использовать для проекционников. Идею изготовления такого геликоида я увидел здесь.
Потом нужно выпотрошить из него все внутренности и в результате получается такой вот геликоид.
Мой геликоид имеет внутренний диаметр оправы почти 72 мм, что позволит устанавливать объективы до этого диаметра.
Обычно диаметр объектива меньше, и чтобы установить его в геликоид я использую понижающие кольца. Например я установил объектив Meopta Meostigmat 120/2,1 используя понижающее кольцо 72-62, расточив его внутренний диаметр до 64,5 мм, чтобы оно наделось на оправу объектива, потом установить его в положение, чтобы при вкручивании кольца в резьбу светофильтра объектив был настроен на бесконечность. Далее фиксируем суперклеем это положение, и факстически наш проекционный объектив превращается в линзоблок, который можно вкрутить или выкрутить из геликоида.
Meopta Meostigmat 120/2,1 установленый в геликоиде
Также кроме проекционных в такой геликоид можно устанавливать и большие объективы для фотоувеличителя, например Индустар-58.
Индустар-58 на фотоаппарате Nikon D3100, установленный в геликоиде
Понятно, что такой геликоид тоже стоит недешево, но он значительно удобнее чем китайский аналог. Также купив такой геликоид один раз вы можете обзавестись парком проекционных объектвов, которые можно будет в него устанавливать и менять их как линзоблоки.
КО-120М 120/1.8 с диафрагмой и геликоидом. Обзор адаптированного кинопроекционного объектива от Родиона Эшмакова
Обзор объектива КО-120М 120/1.8 специально для Радоживы подготовил Родион Эшмаков (instagram).
Будучи одним из первых переделанных в таком варианте объективов, КО-120М выглядит немного несуразно, но уважение своим видом внушает.
КО-120М принадлежит к классу недорогих кинопроекционных объективов выполненных по апланатической схеме. В отличие от Триплетов, использующихся в диапроекторах и эпидиаскопах, объективы серии КО имеют большую в более чем 2 раза светосилу, но притом обладают нескомпенсированной кривизной поля, что отличает их от аналогичных по параметрам проекционных анастигматов серии 35КП/ОКП/РО, выполненных по схеме Планар.
Среди объективов 35КП и РО также встречались апланаты, что вносит путаницу в обозначениях. Например, тот же КО-120М встречается также под названием 35КП 120/1.8, из-за чего его можно спутать с анастигматом производства ММЗ. Главное отличие анастигматов и апланатов между собой при равных параметрах – их масса: апланаты весят гораздо меньше.
Несмотря на то, что кинопленочный 35 мм кадр по размерам примерно равен кадру формата APS-C, все советские кинопроекционные объективы этого формата хорошо кроют полный кадр 36*24 мм. Многие из них также обладают внушительных задним отрезком, в результате чего могут быть с успехом применены на зеркальных камерах (все советские планаровидные объективы и апланаты с ФР >100 мм). Низкая цена и распространенность на вторичном рынке при весьма серьезных оптических параметрах делает проекционную оптику популярной у многих фотолюбителей, однако для ее использования необходимы усилия по адаптации. Оригинальный КО-120М в «наколеночном» варианте уже был мною представлен на Радоживе 5 лет назад, в этой же статье тот же самый объектив (выполненный 3 года назад) предстает в полностью адаптированном виде: уже снабженный настоящим фокусировочным геликоидом и огромной роскошной диафрагмой от мертвого репродукционного объектива ЛОМО О-2 600/10.
Технические характеристики [Справочник Яковлева, т.1, с. 370]:
Оптическая схема – апланат, 4 линзы в 2 группах;
Фокусное расстояние – 121,05 мм;
Относительное отверстие – 1:1,8;
Угол поля зрения (на 35 мм кинопленке) — 14°;
Задний фокальный отрезок — 52,43 мм;
Коэффициент светопропускания — 0,9;
Масса оригинального линзоблока — 655 г;
Особенности — проекционный объектив, оригинальный линзоблок не имеет фокусера и геликоида.
Геометрические параметры корпуса оригинального линзоблока:
Особенности адаптации
Проекционные апланаты являются самыми дорогими и сложными для полноценной адаптации проекционными объективами: установка внутренней диафрагмы в их корпус невозможна в отличие от большинства планаровидных анастигматов. Виною тому является большой световой диаметр внутренних поверхностей линз апланатов. Таким образом, чтобы получить проекционный апланат с диафрагмой, необходимо изготовить новый корпус для его оптики.
Объективы КО состоят всего лишь из двух склеек, что несколько упрощает жизнь: новый линзоблок можно изготовить из 2 половин, содержащих посадочное место для склейки и соединяемых узлом диафрагмы. Из-за этого апланаты с установленной диафрагмой имеют очень характерное утолщение посередине линзоблока — в нем-то и размещается большая ирисовая диафрагма с диаметром большим или равным диаметру задней линзы.
Линзоблок для этого объективы был изготовлен из стали за неимением в то время лучшего. Для чернения внутренней поверхности линзоблока использовали газовую сажу, нанесенную на клеевую основу.
Характерный вид адаптированного апланата с утолщением на корпусе, в котором размещена многолепестковая диафрагма большого диаметра.
Фокусеры для подобных объективов сегодня можно найти на AliExpress, но для этого объектива, выполненного еще до их появления на рынке, был изготовлен простейший многозаходный геликоид из дюралюминия, обеспечивающий очень малую минимальную дистанцию фокусировки (порядка 40-50 см) и мягкий, плавный ход тяжелого линзоблока.
Геликоид для этого объектива сделан «на века» и обеспечивает комфортную фокусировку в любых условиях.
Диафрагму для 120/1.8 апланата сегодня можно тоже без проблем найти на AliExpress, однако они очень дороги, и, иногда, представляется более разумным поискать старый форматный объектив в ненадлежащем состоянии. В данном случае была использована диафрагма довольно необычной конструкции от большого и тяжелого репродукционного объектива ЛОМО О-2 600/10. Она имеет своеобразную фиксацию лепестков и при этом выполнена в «рассыпающемся», немонолитном корпусе. Зато ее лепестки практически черные, а отверстие – всегда круглое.
Многолепестковая диафрагма не испортит боке объектива и позволит пользоваться ею без угрызений совести. А пользоваться придется.
Оптические свойства
На открытой диафрагме объектив имеет удовлетворительную резкость в центре кадра, значительно убывающую к краю из-за ярко выраженной кривизны поля: точка фокуса смещается в сторону камеры при движении от центра к краю кадра. В пределах фокальной поверхности края изображения также отстают от центра по разрешению из-за полевых искажений. Наиболее существенными недостатками изображения в диапазоне апертур F/1.8-F/2.2 являются сферическая аберрация и хроматизм. К F/2.8 объектив становится очень резким, хотя кривизну поля невозможно скомпенсировать диафрагмированием до F/8 даже на формате APS-C. Таким образом, апланат оказывается очень специфическим объективом и требует другого подхода к компоновке кадра, нежели привычные анастигматы.
На полнокадровой камере объектив имеет
50% виньетирование, что сказывается на боке: к краям кадра диски нерезкости превращаются в характерные «лимончики». В совокупности с кривизной поля, усиливающей размытие к краям кадра из-за смещения точки фокуса, это производит эффект завихренного боке, что может быть уместным художественным приемом. Поскольку характер распределения яркости по диску нерезкости и форма дисков нерезкости у объективов серии КО сильно отличаются от таковых у планаровидных объективов (aka Гелиос-40), то и боке апланатов выглядит весьма своеобразно и необычно. На диафрагмах меньших F/2.8 размытие фона объективом выглядит как боке очень хорошего оптически 135/2.8 объектива, поскольку практически полностью уходят аберрации системы (кроме кривизны поля).
Из-за наличия протяженного пустого пространства между линзами КО-120М посредственно работает со светом: несмотря на чернение, побороть отражения трудно. Более эффективным вариантом является использование не только хорошего чернения, но и светоотсекающих диафрагм, но их использование привело бы к резкому возрастанию диаметра корпуса и катастрофическому удорожанию объектива. В целом с объективом рекомендуется применять бленду.
Цветопередача КО-120М смещена в сторону теплых оттенков и притом, как мне показалось, в чем-то довольно необычна. Скорее всего, тому виной внутренние переотражения света и примененное (возможно) свинцовое стекло.
Фотографировать на КО-120М трудно, особенно на полнокадровой камере, когда кривизна поля вносит крайне большой вклад в формируемую картинку. Совершенно недопустимо фокусироваться по центральной точке с последующей перекомпоновкой кадра. ГРИП объектива очень мала и трудночитаема через ОВИ/ЭВИ. Лучший помощник в этом случае – брекетинг фокусировки. Мне пришлось использовать его и на A7s, поскольку точная фокусировка по лупе ЭВИ была мучительна.
Использование объектива наиболее целесообразно именно на полнокадровых камерах, поскольку характерные особенности изображения на APS-C кадре проявляются в меньшей степени, а аберрации на открытой апертуре чересчур велики.
Ниже приведены примеры фотографий на Canon 600D (APS-C, съемка в RAW, обработка в Lightroom):
Как я чинил полтинник…
Эта статья будет повествовать об одной грустной истории. Прежде чем я начну, хочу поведать две непреложные истины:
На днях у меня случился весьма прискорбный для любого фотографа момент: по роковой случайности объектив Canon 50mm f1.4 выпал из моей сумки на асфальт. Этого было достаточно для появления проблемы с автофокусом. Фокусироваться объектив стал только с 3 метров. А вот что было дальше…
Как я пытался чинить полтинник своими силами
Для начала я решил залезть в интернет. Оказалось, что проблема эта частая и вроде несложно решаемая своими силами. На тему ремонта полтинника от Canon в интернете множество как статей, так и видео. Стоит только ввести в гугл «ремонт автофокуса canon 50 1.4«. Изначально я думал сдать объектив в ремонт, потом решил довериться виртуальным советам…
Вот это видео очень детально показывает что нужно делать:
Ролик отличный в плане сборки/разборки объектива. Без него это было бы намного сложнее. Внутри объектива очень много мелких винтиков, а также частей, которые нужно собирать/разбирать в строго определённом порядке. Процесс требует сосредоточенности, тщательности, дотошности и массы времени. Это я к тому говорю, что при разборке/сборке вы легко можете сделать что-то не так, так что придётся начинать всё заново)
Кстати, я приобрёл новый навык. Теперь я могу полтос на скорость собирать/разбирать, прям как солдаты автоматы собирают:) Навык абсолютно бесполезный и даже вредный. И вот почему…
В чём суть поломки?
Наиболее частой проблемой при падении полтинника является деформация геликоида.
Геликоид — это движущая часть объектива, отвечающая непосредственно за автофокус. Это именно тот хоботок, который в этой модели выдвигается наружу при фокусировке.
Выглядит он вот так:
Сделана эта деталь из очень тонкого и мягкого металла. Он очень легко деформируется. После деформации возникают проблемы с его вращением. То есть, руками вы его можете провернуть в разобранном виде, а вот моторчик уже не справляется.
Суть ремонта сводится к тому, что его нужно каким-то способом вернуть в исходный, девственно ровный вид. Советчики из интернета предлагают бить по нему молотком, становится на него ногами и другие способы активного физического вмешательства.
В инструкциях по починке этого объектива 90% внимания посвящается его разборке, и только 10% коррекции его формы. А корректировать в домашних условиях её очень сложно.
Ещё раз повторюсь: не занимайтесь этим.
Почему не надо ремонтировать объектив самостоятельно?
Теперь, когда я описал проблему и теоретический способ её решения, я расскажу, что из этого вышло у меня. Для ремонта я приобрёл вот такой набор юного механика, состоящий из комплекта микроотвёрток и пинцета.
Просматривая видео, я поэтапно препарировал этот замечательный, но пострадавший объективчик.
Процесс шёл медленно. Разобрал я его где-то за час. И это было только начало. Чтобы понять, как работает внутренний механизм и увидеть причину неисправности, понадобилось ещё немало времени. Суммарно я потратил около 5 часов.
В итоге моих манипуляций объектив вообще перестал фокусироваться.
Вот так выглядит Canon 50mm f1.4 в полуразобранном виде:
Выводы
Скорее всего, мои манипуляции привели к тому, что этот геликоид придётся полностью менять, а это удорожит починку. Пока что объектив сдан в полноценный ремонт. Жду результатов.
Обновление — отремонтировали, работает. Стоил ремонт как 1/3 стоимости всего объектива.
А самое полезное в этом деле то, что я смог поделиться своим опытом и предостеречь других фотографов. Любите свои объективы, не роняйте их. А если уронили, несите в сервис.