гегель считал что в основе реальности лежит что
История философии. Тест 18
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью
правителей государства
выдающихся личностей
изобретателей-новаторов
религиозных лидеров
2. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с
языка
трудовой деятельности
прямохождения
развития рук
3. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти
интуитивно
способом доказательств
на основе чувственного опыта
в первичном ощущении
4. Для гносеологии Канта справедливо утверждение
все наше познание начинается с чувственного опыта
познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом
познание — это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств
познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта
5. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть
вещь в себе
феномен
ноумен
интеллектуальный синтез
6. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»
привычной формой твоего поведения
принципом инстинкта самосохранения
общим «естественным» законом
примером для подражания других
7. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он
соответствует действующему закону
доставляет личное удовлетворение
подчинен абстрактному чувству долга
связан с гуманными или дружескими чувствами
8. В этике Канта современники усмотрели
основу новой системы права
моральное доказательство существования бога
истоки нового естествознания
основы современной метафизики
9. По Канту, приятное, вызванное эстетическим объектом, обусловлено
размерностью объекта познающим способностям
чувственным наслаждением как совокупностью простых ощущений
логическими атрибутами, лежащими в основании понятий о возвышенном, величественном и т. д.
полезностью и практической значимостью конкретных предметов
10. В «наукоучении» Фихте действующее чистое «Я» в отношении к внешнему миру выявляет
присутствие «бытия для нас» предметов
безотносительность внешних предметов эмпирическому и теоретическому «Я»
содержание внешних предметов внутри сознания «Я»
настойчивое воздействие предметов на биологический организм, дающее возможность проявиться еще неосознанному «Я», способному их освоить
11. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает
величие
славу
почет
бессмертии
12. В философии Фихте природа является
объективной реальностью
отчужденным продуктом «Я»
противостоящим «не-Я»
трансцендентным «Оно»
13. По Шеллингу, начало сознания состоит в
неосознанном поведении инстинктивного «Я»
действии относительно мира
исключительно в «идеализирующей» деятельности сознания
исключительно в «реализующей» акции сознания
14. По Шеллингу, история может быть определена, как
воплощение абсолютной свободы
постепенная реализация правового закона
проявление необходимости
воплощение божественного замысла
15. Гегель считал, что в основе реальности лежит
абсолютная идентичность
абсолютное бессознательное
абсолютная идея
абсолютное божество
Георг Гегель: абсолютная идея и мировой разум
«Все действительное разумно, все разумное действительно.»
Г. Гегель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель — один из основоположников немецкой классической философии и философии романтизма. Он считал, что все мироздание — это проявление мирового разума.
Весь мир — философия
Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.
Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.
Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.
До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».
«Истина рождается ересью, а умирает предрассудком» (Г. Гегель)
Развитие абсолютной идеи
Развивая мысль о существовании Абсолютной идеи, Гегель пришел к выводу, что она находится во всем и в своем развитии проходит три этапа. Первый этап — это нахождение Абсолютной идеи самой в себе, в непроявленном состоянии, в идеальной сфере. Эту идеальную сферу философ назвал логикой. Он употребляет это слово не в общепринятом значении, логика у Гегеля — не наука, а первичная реальность.
С наступлением второго этапа Абсолютная идея выходит за пределы логики и воплощается в физическом мире, создавая его. Таким образом получается, что материальный мир — это не нечто самостоятельное, а всего лишь проявление Абсолютной идеи. Природу Гегель называл «застывшим духом». Что означает это определение? Чтобы лучше понять представление Гегеля о реальности, можно привести аналогию с художником. Когда перед ним находится чистый лист, он уже знает, что на нем должно быть изображено. То, что будет на листе бумаги, сначала находится в его сознании. Но он может при помощи карандашей и красок сделать содержимое своего сознания материальным. Так же действует Абсолютная идея. Она проявляет то, что в ней заложено, в материальной реальности, создавая весь этот мир.
На третьем этапе Абсолютная идея снова возвращается в область идеального — в человеческое сознание, где продолжает свое существование. Здесь она приобретает специфические формы, становится либо научным знанием, либо искусством. Таким образом, три стадии саморазвития Абсолютной идеи образуют триаду: тезис переходит в антитезис, а завершает все синтез.
«Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому, что лакей — только лакей» (Г. Гегель)
История мирового духа
«Половинчатая философия отделяет от Бога», — говорил Гегель, — истинная же философия приводит к Богу». Философия Абсолютной идеи была тесно связана с пониманием Божественного бытия. Гегель считал, что Бог находится не где-то за пределами мира и космоса, а внутри бытия, в каждой его частице. Абсолютная идея, которая рождает из себя весь мир и опять возвращается к себе, это и есть Бог. Бог — это мировой дух, который снова и снова раскрывается в разных формах и осознаёт себя через человеческий ум.
Философ называл себя «биографом мирового духа». Вся человеческая история — это история проявленного духа, изучением которой занимается философия. Но философия не может предвидеть, как дух проявит себя в будущем, она только фиксирует то, что уже случилось, будущее же от нее скрыто.
Гегель был не только ученым, но и преподавателем, причем, по рассказам очевидцев, его манера читать лекции была уникальной. Его уроки были своеобразной философской лабораторией, где прямо на глазах у слушателей происходило рождение истины. Он задавал студентам вопросы, которые в этот момент волновали его самого, и вместе с ними проходил путь от непонимания и сомнения к утверждению и уверенности. Воспринимать его лекции было сложно, но результаты были впечатляющими: все студенты Гегеля становились большими любителями философии.
«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Г. Гегель)