гегель полагает что в процессе развития объект должен

Гегель о развитии

Развитие – один из основных феноменов жизни, коими занимается философия. Это движение по прямой и по кругу, это зигзаг и возврат. Увеличение и рост, расширение и прибавление, приспособление и совершенствование, возвышение степени качества и смена качества. Переход внутреннего во внешнее, внешнего во внутреннее. Однако основные его компоненты следующие: субъект развития, цель развития, средства развития. Почитаем Гегеля: «Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, в-себе-бытие (как я это называю), потенция, второе есть для-себя-бытие, действительность. Если мы, например, говорим, что человек от природы разумен, то он обладает разумом лишь в потенции, в зародыше; в этом смысле человек обладает от рождения и даже в чреве матери разумом, рассудком, фантазией, волей». (Гегель. «Введение в историю философии».) Взрослый человек как бы удваивается: он разумен в потенции и в реальности, взрослый человек делает разум своим предметом. То же происходит и с растением. Сначала оно лишь зародыш, в-себе-бытие, а потом – зрелое растение, которое плодит новые зародыши, много новых зародышей. От человека его отличает то, что оно не осознает своего развития, поэтому его для-себя-бытие есть для-нас-бытие. И еще: в то время как для саморазвития разума не нужны средства, он сам для себя и субъект, и цель, и средства; растение берет питательные вещества извне; то же можно сказать и о животных.

Откуда приходит сила развития, что толкает субъект к развитию? Такая сила заключена в самом субъекте, точнее – в понятии. Сам разум определяет свою цель, находит в себе средства и ведет процесс до реализации, до воплощения, до для-себя-бытия. А за пределами человека? В неживой природе тоже присутствует разум, спящий. У растений, где разум просыпается и ставит внутренние цели развития, сила развития заключена в зерне (пшеницы, например). Как и в животном царстве. Сила развития животного спрятана в его семени, а потом переходи в инстинкт. Все разумное действительно. Почитаем Гегеля: Всякое развитие «имеет своей целью не что иное, как извлечение из себя и выявление вовне того, что есть внутри или в себе, и, следовательно, не что иное, как становление для себя предметом. То, что находится в себе, вступая в существование, хотя и изменяется, все же вместе с тем остается одним и тем же, ибо оно управляет всем ходом изменения… Зародыш не может мириться с тем, чтобы оставаться лишь в-себе-бытием, а влечется к развитию, так как он представляет собой противоречие: он существует лишь в себе и вместе с тем не должен существовать в себе. Но этот выход за свои пределы ставит себе определенную цель, и высшим его свершением, предопределенным конечным пунктом развития, является плод, то есть возвращение к первому состоянию». (Гегель. «Введение в историю философии».) Зародыш стремится раскрыть себя, чтобы снова возвратиться к себе. Здесь семя и плод два разных индивидуума, они не совпадают. В царстве духа дело обстоит иначе; дух свободен, потому что в нем начало и конец совпадают. В своем другом дух находится у самого себя.

Интересна о стимуле развития и мысль Гегеля из предисловия к «Философии духа»: «Следуя определению, которое уже Аристотель дает природе как целесообразной деятельности, цель есть нечто непосредственно покоящееся, неподвижное, которое само движет; таким образом, это – субъект. Его способность приводить в движение, понимаемая абстрактно, есть для-себя-бытие или чистая негативность. Результат только потому тождественен началу, что начало есть цель; – или: действительное только потому тождественно своему понятию, что непосредственное в нем самом имеет в качестве цели самость или чистую действительность. Осуществленная цель или налично сущее действительное есть движение и развернутое становление, но именно этот непокой и есть самость».

Итак, развитие есть там, где есть субъект, где есть цель, самость. Где понятие, потенция, в-себе-бытие способны к становлению, к для-себя-бытию, где разумное стремится стать действительностью. Где есть противоречие между тем, что есть в понятии и тем, что требует с реализации. Процесс развития сопряжен с великой затратой сил и страданием. Дух – самое высокое понятие философии – в своем развитии не страшится смерти, он открыто смотрит в лицо негативному и пребывает в нем. Субстанция в такой же мере есть субъект, как и объект, поэтом всякое развитие предмета есть, по сути, саморазвитие.

Человеческое общество, конкретный коллектив, отдельный человек как субъекты, как самости с вложенной в их сердцевину абсолютным духом, целью, саморазвиваются. Саморазвиваются и животные, их ведет инстинкт, разбуженный, но не дошедший до для-себя-бытия разум. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, говорит Гегель. Что это значит? Это значит, что основным стержнем, основным качеством, основным стремлением человека и человеческого сообщества является обретение свободы. Чтобы стать свободным, надо познать средства ее становления, познать необходимость, которой она обусловлена. Невежественный человек обречен жить в несвободе. Вот мысль Гегеля: Древний Восток – свободен один, тиран, а граждане и не подозревают, что они также свободны по своей природе, по понятию. Античный мир – некоторые знают, что они свободны. Христианская цивилизация – все знают, что свободны: христианство способствовало освобождению человека, перед Богом все равны.

Источник

Скрытый смысл

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

Развитие в системе Гегеля

Мы продолжаем наше исследование понятий развития и отпадения и в этом видео мы рассмотрим, как эти идеи представлены в учении Гегеля.

Свои основные работы Гегель написал в начале 19 века, когда парадигма Модерна с ее идеей прогресса как бесконечного развития уже прочно укоренилась в сознании европейцев.

Напомню, что парадигма Модерна отличается от парадигмы Традиции в том, что в ней отрицается вечное бытие и существующим признаётся лишь становящийся чувственный мир. Конечно, люди, живущие в эпоху Модерна, могут верить в Бога, вечность или абсолютную истину, однако мировоззренческая парадигма данной эпохи всё равно будет оставлять свой отпечаток на их мышлении. Идея прогресса так или иначе будет проявляться в их взглядах, построениях и выводах.

Поэтому, хотя в системе Гегеля и присутствует вечная Абсолютная идея, тем не менее, в основе его философии лежит идея прогресса и развития человеческого разума, понятого как абсолютный субъект, Абсолютный дух. Вечное и совершенное бытие уже не является чем-то трансцендентным для человека. Такое бытие Гегель вполне по-модернистски отрицает. И всё достоинство божественного бытия приписывает человеческому духу, который трактует как Абсолютный дух.

Итак, Гегель следующим образом формулирует понятие развития:

«Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, в-себе-бытие (как я это называю), potentia, δυναμις, второе есть для-себя-бытие, действительность (actus, ενέργεια).» [Гегель. Ист.филос., с.26].

То есть Гегель выделяет в понятии развития те же самые моменты, о которых говорили в прошлых видео: 1) потенциал как способность живого существа стать кем-то и 2) реализация потенциала как движение к цели.

Согласно Гегелю, действительность в целом имеет следующую структуру.

Роль вечной смысловой сферы здесь выполняет Абсолютная идея. Переходя в своё инобытие, Абсолютная идея становится природой. Возвращаясь из природы к самой себе через сознание и познание, Абсолютная идея становится Абсолютным духом.

Структура, как видим, очень похожая на платоническую, только здесь отсутствует Первоединое. Поскольку Гегель был рационалистом, для него абсолютом был Разум, тогда как Первоединое — это нечто иррациональное, выходящее за пределы мышления и потому абсолютно непознаваемое. Соответственно, учить об иррациональном и сверхлогическом истоке всего сущего Гегель не мог.

Следующее отличие гегелевского космоса от античного: надкосмический Ум, который понимался платониками как полнота бытия и самосознания, у Гегеля становится абстрактной идеей, логической формой, пустым логическим понятием, которое еще только нуждается в своём конкретном содержательном наполнении.

Соответственно, переход идеи в инобытие расценивается Гегелем не как отпадение от полноты бытия, а как закономерный процесс, необходимый для саморазвития идеи. А Мировая душа, которая неоплатониками мыслилась как убывающая полнота Ума, у Гегеля становится прогрессирующим в своём самопознании Абсолютным духом.

Таким образом, природа и человек в системе Гегеля — это, так сказать, «части» познающего самого себя Абсолюта. Абсолют здесь не является чем-то трансцендентным по отношению к человеку, независимым и самодостаточным. Напротив, он является имманентным человеку, а человек — имманентным Абсолюту. По Гегелю, Абсолютная идея есть не что иное как Бог-Отец христианской религии, природа — это Бог-Сын, а коллективное сознание человечества — Бог-Дух святой. По его словам,

«Бог как абстракция не есть истинный бог, истинным богом он является лишь как живой процесс полагания своего другого — мира; этот мир, постигаемый в божественной форме, есть сын божий, и лишь в единстве со своим иным, лишь в духе бог есть субъект.» [Энц., т.2, с. 24]

Понятно, что эта система вообще никоим образом не соответствует христианскому учению, где Бог является живым и истинным Богом совершенно независимо от сотворенного мира.

Интересно, что в отношении природы Гегель остался свободен от влияния эволюционистских идей. В природе, согласно Гегелю, не происходит никакого развития и никакой эволюции. Он говорит, что эволюция или эманация — это лишь два разных способа рассмотрения многообразия и иерархичности природы. И дело вовсе не обстоит таким образом, что из низшего происходит высшее или из высшего низшее. Ни хронологически, ни по смыслу. Поэтому, в богословских терминах, «мир сотворен, сотворяется теперь и будет вечно твориться» [Энц., т.2, с. 27].

Итак, природа, по Гегелю, не развивается. Прогресс происходит в Духе, т.е. в сознании и самосознании человека.

между духовным и природным миром существует, … еще и то различие, что последний постоянно лишь возвращается в самое себя, между тем как в первом, безусловно, имеет место также прогресс». [Энц., т.1, с. 418]

В природе мы видим, что живой организм начинается с зародыша, который содержит в себе организм в синкретической форме, затем переходит в свою противоположность, становится взрослой особью, и вновь возвращается к самому себе, создавая новый зародыш [Гегель. Ист.филос., с.26]. Здесь диалектический этап возвращения происходит лишь в новой особи, потому что конечное и ограниченное природное существо не может вернуться к самому себе в полной мере. Другое дело дух.

«он есть сознание, он свободен, потому что в нем начало и конец совпадают. … дух, после того как он сделал себя иным, снова концентрируется в себя, снова возвращается в единство. Однако существующее в себе становится существующим для духа, и таким образом он становится для самого себя» [Гегель. Ист.филос., с.28].

То есть, мы, когда рождаемся, не осознаём, что мы суть воплотившийся дух, дух, в состоянии вне-себя-бытия. И только в процессе образования мы как бы «вспоминаем» себя, обнаруживаем, что мы — это не тело, что наша сущность лишь осуществляет себя в материи, но сама находится за ее пределами. И таким образом, наш дух достигает ступени для-себя-бытия, возвращается к себе, приходит к самосознанию себя как свободного существа.

«Развитие духа состоит, следовательно, в том, что его выход из себя и самораскрытие есть вместе с тем его возврат к себе» [Гегель. Ист.филос., с.28].

Тот же процесс происходит, по Гегелю, и в глобальном масштабе. Абсолютный дух осознаёт себя в самосознании человечества, опредмечивая себя в искусстве, религии и философии — а также проявляет себя в различных формах государственного устройства, наивысшей из которых Гегель считает прусскую монархию. Таким образом, философская система Гегеля, по его мнению, являлась высшей точкой самосознания Абсолютного духа. В ней дух полностью возвращался к самому себе, достигая своего максимального развития.

«Это нахождение духа у себя, этот возврат его к себе, можно признать его высшей абсолютной целью. Все то, что совершается — вечно совершается — на небе и на земле, жизнь бога и все, что происходит во времени, стремится лишь к тому, чтобы дух себя познал, сделал себя самого предметом, нашел себя, стал для самого себя, объединился с собой» [Гегель. Ист.филос., с.28].

Моменты развития

Таким образом, развитие в системе Гегеля происходит, 1) в Абсолютной идее. Здесь происходит вневременное развитие как дифференциация — Абсолютная идея полностью различена внутри себя на всё множество необходимых категорий. Правда, как мы уже говорили, у Гегеля отсутствует необходимый момент единства, который обнимал бы собой все моменты идеального множества.

Далее, Абсолютная идея нуждается в реализации, и потому переходит в свою противоположность и становится природой. Традиционные учения о творении природы Богом или об эманации природы из надкосмического Ума Гегель считает не вполне верными и заменяет их на своё учение о том, что идея с необходимостью переходит в природу.

«Божественная идея именно и состоит в том, что она решается положить из себя это иное и снова вобрать его в себя, чтобы стать субъективностью и духом. … Идея определяет самое себя, т.е. полагает в самой себе различие, некое иное, но полагает его таким образом, что она в своей неделимости является бесконечной благостью и сообщает, дарит инобытию всю свою благость» [Энц., т.2, с. 25].

И уже в человеческом сознании Абсолютная идея познаёт саму себя, становясь, таким образом, Абсолютным Духом. Идея возвращается к самой себе как к своей цели. Все необходимые диалектические моменты развития здесь налицо. Понятно, что ни о каком отпадении здесь речи не идёт, поскольку, по мнению Гегеля, Абсолютный дух через человека способен полностью и адекватно познать самого себя. То есть, логический этап возвращения здесь происходит без потерь и полное самозабвение духа в материи и его свободный отказ возвращаться в лоно Абсолютной идеи здесь невозможны.

В этом и заключается логическое ядро модернистской идеи прогресса. Для традиционного мировоззрения очевидно, что в сфере природно-психической, т.е. в становящемся мире триада развития не может осуществиться в полной мере: моменты исхождения и возвращения реализуют исходный потенциал лишь в очень малой мере. Ведь даже если бы мы жили бесконечно долго, мы всё равно не смогли бы реализовать весь свой потенциал, потому что актуализировали бы только одну из возможных для нас ветвей развития. А значит, в природном инобытии возможна лишь постепенная деградация, отпадение от полноты бытия.

Модернистское же мировоззрение полагает, что в материальном мире триада развития полностью реализуема: перешедшая в инобытие идея может полностью вернуться к себе, т.е. абсолютно полностью познать и осознать себя. Т.е. фактически, на материальный мир здесь переносятся свойства мира идеального и потому исхождение и возвращение трактуются как движение к идеалу, т.е. как прогресс.

Источник

Гегель полагает что в процессе развития объект должен

Развитие – один из основных феноменов жизни, коими занимается философия. Это движение по прямой и по кругу, это зигзаг и возврат. Увеличение и рост, расширение и прибавление, приспособление и совершенствование, возвышение степени качества и смена качества. Переход внутреннего во внешнее, внешнего во внутреннее. Однако основные его компоненты следующие: субъект развития, цель развития, средства развития. Почитаем Гегеля: «Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, в-себе-бытие (как я это называю), потенция, второе есть для-себя-бытие, действительность. Если мы, например, говорим, что человек от природы разумен, то он обладает разумом лишь в потенции, в зародыше; в этом смысле человек обладает от рождения и даже в чреве матери разумом, рассудком, фантазией, волей». (Гегель. «Введение в историю философии».) Взрослый человек как бы удваивается: он разумен в потенции и в реальности, взрослый человек делает разум своим предметом. То же происходит и с растением. Сначала оно лишь зародыш, в-себе-бытие, а потом – зрелое растение, которое плодит новые зародыши, много новых зародышей. От человека его отличает то, что оно не осознает своего развития, поэтому его для-себя-бытие есть для-нас-бытие. И еще: в то время как для саморазвития разума не нужны средства, он сам для себя и субъект, и цель, и средства; растение берет питательные вещества извне; то же можно сказать и о животных.

Откуда приходит сила развития, что толкает субъект к развитию? Такая сила заключена в самом субъекте, точнее – в понятии. Сам разум определяет свою цель, находит в себе средства и ведет процесс до реализации, до воплощения, до для-себя-бытия. А за пределами человека? В неживой природе тоже присутствует разум, спящий. У растений, где разум просыпается и ставит внутренние цели развития, сила развития заключена в зерне (пшеницы, например). Как и в животном царстве. Сила развития животного спрятана в его семени, а потом переходи в инстинкт. Все разумное действительно. Почитаем Гегеля: Всякое развитие «имеет своей целью не что иное, как извлечение из себя и выявление вовне того, что есть внутри или в себе, и, следовательно, не что иное, как становление для себя предметом. То, что находится в себе, вступая в существование, хотя и изменяется, все же вместе с тем остается одним и тем же, ибо оно управляет всем ходом изменения… Зародыш не может мириться с тем, чтобы оставаться лишь в-себе-бытием, а влечется к развитию, так как он представляет собой противоречие: он существует лишь в себе и вместе с тем не должен существовать в себе. Но этот выход за свои пределы ставит себе определенную цель, и высшим его свершением, предопределенным конечным пунктом развития, является плод, то есть возвращение к первому состоянию». (Гегель. «Введение в историю философии».) Зародыш стремится раскрыть себя, чтобы снова возвратиться к себе. Здесь семя и плод два разных индивидуума, они не совпадают. В царстве духа дело обстоит иначе; дух свободен, потому что в нем начало и конец совпадают. В своем другом дух находится у самого себя.

Интересна о стимуле развития и мысль Гегеля из предисловия к «Философии духа»: «Следуя определению, которое уже Аристотель дает природе как целесообразной деятельности, цель есть нечто непосредственно покоящееся, неподвижное, которое само движет; таким образом, это – субъект. Его способность приводить в движение, понимаемая абстрактно, есть для-себя-бытие или чистая негативность. Результат только потому тождественен началу, что начало есть цель; – или: действительное только потому тождественно своему понятию, что непосредственное в нем самом имеет в качестве цели самость или чистую действительность. Осуществленная цель или налично сущее действительное есть движение и развернутое становление, но именно этот непокой и есть самость».

Итак, развитие есть там, где есть субъект, где есть цель, самость. Где понятие, потенция, в-себе-бытие способны к становлению, к для-себя-бытию, где разумное стремится стать действительностью. Где есть противоречие между тем, что есть в понятии и тем, что требует с реализации. Процесс развития сопряжен с великой затратой сил и страданием. Дух – самое высокое понятие философии – в своем развитии не страшится смерти, он открыто смотрит в лицо негативному и пребывает в нем. Субстанция в такой же мере есть субъект, как и объект, поэтом всякое развитие предмета есть, по сути, саморазвитие.

Человеческое общество, конкретный коллектив, отдельный человек как субъекты, как самости с вложенной в их сердцевину абсолютным духом, целью, саморазвиваются. Саморазвиваются и животные, их ведет инстинкт, разбуженный, но не дошедший до для-себя-бытия разум. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, говорит Гегель. Что это значит? Это значит, что основным стержнем, основным качеством, основным стремлением человека и человеческого сообщества является обретение свободы. Чтобы стать свободным, надо познать средства ее становления, познать необходимость, которой она обусловлена. Невежественный человек обречен жить в несвободе. Вот мысль Гегеля: Древний Восток – свободен один, тиран, а граждане и не подозревают, что они также свободны по своей природе, по понятию. Античный мир – некоторые знают, что они свободны. Христианская цивилизация – все знают, что свободны: христианство способствовало освобождению человека, перед Богом все равны.

Марксизм – механическая концепция развития общества. Прежние философы лишь объясняли мир, а мир надо переделать. И Маркс с помощью длинных текстов объяснил, почему это надо сделать, а также написал соответствующую инструкцию – как это надо сделать. Требование революционного обобществления собственности – это, конечно, вмешательство в святая святых естественного хода истории. Рыночная экономика – основа свободной жизни граждан, мощнейший стимул саморазвития – должна быть «вырезана», как ненужный рудимент на теле общественного организма; политическая жизнь – сведена к диктатуре, а духовная к единомыслию. Здесь речь не идет о саморазвитии общества, здесь речь идет о грубом принуждении общества к развитию с помощью толкания, запугивания граждан, уничтожения несогласных.

После вхождения в Гегеля я читаю текст Евгения Силаева, моего товарища по форуму «Философский штурм»: «Развитие – процесс изменений объекта, направленный к цели, как устойчивый процесс, замкнутый на будущее, – способ формирования сложного из более простых составляющих в определенном закономерном порядке». Здесь нет субъекта развития, здесь есть объект, который кто-то решил развить. Хватит-де ему валяться на дороге. Здесь мы имеем дело с механическим представление о развития. Четверг, 13 января 2013 года

Источник

Метод философии Гегеля

Гегель считал материализм беспорядочным неправомерным направлением.

Философская система делится Гегелем на три части: 1)логика; 2)философия природы; 3)философия духа.

Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.

Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство. тождество диалектики, логики и теории познания.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод : все действительное разумно, все разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность.

Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считал природу. природа есть поражение абсолютной идеи, ее инобытия. Пораженная духом, природа не имеет независимо от него существования.

Саморазвитие духа идет по трем ступеням:

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип. или закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура Гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.

Разрабатывая свою теорию диалектики Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть «всеобщий способ, в котором все остальные способы сняты и заключены. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.

Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право и так далее) предполагает реализацию принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку «сам метод расширяется в систему».

Философия права по Гегелю не имеет своих специфических методов исследования.

Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода. то есть тождества предмета и метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного содержания.

Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто «внешнее искусство» или субъективная игра в доказательства и опровержения. что его метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть «душа всякого научного развертывания мысли» и именно он, и только он, вносит необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.

гегель полагает что в процессе развития объект должен. Смотреть фото гегель полагает что в процессе развития объект должен. Смотреть картинку гегель полагает что в процессе развития объект должен. Картинка про гегель полагает что в процессе развития объект должен. Фото гегель полагает что в процессе развития объект должен

Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил он, моет быть рассмотрено как образец диалектики.

Диалектический идеализм, то есть сочетание научного воззрения с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля противоречие которого отнюдь не исключает их единства.

Специфическая диалектика политико-правовой сферы в гегелевской философии права проявляются окольным путем. То, что Гегелем обозначаются в качестве ступени объективного духа, есть особая сфера со специфическим смыслом и содержанием. В силу этого логико-гносеологический смысл понятий и закономерностей их движения, из которого сознательно исходит Гегель в ходе исследования права, государства, политики неизбежно трансформируются и приобретают иные новые характеристики и значения, обусловленные своеобразием исследуемого материала специфическим содержанием собственной логикой предмета рассмотрения.

В сфере философии права диалектический метод развертывается в систему теоретических конструкций, с помощью которых обосновываются определенные политико-правовые взгляды.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

I закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их III формами начальной ступени бытия идеи.

Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок в общем соответствует истории человеческого познания. Дикари (как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, то есть не знают количественных соотношений.

Количество, по Гегелю, есть определенность, «безразличная для бытия» внешняя определенность вещи. Качество есть внутренняя определенность вещи.

Качество и количество не могут существовать изолированно друг от друга, так как любая вещь есть определенно и качественная величина, качественно определенное качество.

Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера.

«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью».

Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.

Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической природой, именно представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2)преемственность в развитие; 3)утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с прохождением в процессе развития трех стадий:

-утверждение или положение (тезис);

-отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис);

-отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Процесс отрицание отрицания, не складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. Действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее. что было накоплено на предшествующей ступени.

Помимо диалектического истолкования категорий и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности, как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *