читаю плохо вслух что делать
Читаю плохо вслух что делать
Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня. В начальной школе детей поджидает срез по технике чтения: с её помощью учитель проверяет, как быстро школьник вникает в текст и может ли воспринимать его без ошибок. Вместе с преподавателем Полиной Булатовой выбрали способы, которые помогут улучшить скорость чтения в начальной школе всего за 10-15 минут в день.
Источник
Скороговорки
Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.
Примеры скороговорок
Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.
Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.
Дыхание
Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе.
Источник
Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.
Таблицы Шульте
Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.
Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.
«В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Полина Булатова. — Но удобнее скачать приложение на мобильный телефон (AppStore, GooglePlay) и тренировать навык, как появится время: в очереди к врачу, в паспортном столе или магазине».
Целые слова
Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.
Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».
Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.
Лесенки из слов
Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:
Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.
Источник
Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книге «Скорочтение».
Как я начал читать вслух, и почему это невероятный кайф
Забавный факт: чуть ли не до индустриальной эпохи люди практически не умели читать про себя. Они просто не имели подобного навыка. Лишь исключительные умы древности владели им и вызывали этим восхищение у современников. Александр Македонский поражал своих солдат тем, что читал письма, не произнося слова вслух. Но он был учеником Аристотеля, наверняка набрался от величайшего ума современности. Святой Августин, встретивший проповедника Амвросия Медиоланского, оказался настолько впечатлен его умением читать про себя, что упомянул это в своей «Исповеди».
В больших библиотеках приходилось устраивать отдельные комнаты для читающих, чтобы они не мешали друг другу, И это было дополнительным фактором, из-за которого книгохранилища древности так часто горели: каждому чтецу был необходим дополнительный источник света, вроде свечей или масляных светильников. Одно неловкое движение, одна опрокинутая жаровня — и Александрийская библиотека полыхает (опять).
С этой точки зрения чтение вслух — это деградация и инволюция. Мы так долго и мучительно учились читать про себя, а потом какой-нибудь Владимир Бровин плюет на все достижения человечества и начинает забавляться, оратурствая своим стенам. Да и зачем, казалось бы? В чем тут смысл и удовольствие? Попробую объяснить. Причем так, что, надеюсь, вы тоже начнете практиковать это — для развлечения или пользы.
Как я начал читать вслух, и в чем тут прикол
Летом 2019 года я переехал в другой город и за несколько месяцев так и не оброс прочными знакомствами. Через несколько месяцев без регулярного человеческого общения я начал замечать, что моя речь заметно деградирует. Сначала в разговорах с посторонними я начал больше «экать» и тормозить, потом начал тупить. С какого-то момента я обнаружил что мне приходится напрягаться, чтобы сформулировать элементарные мысли даже в разговоре с продавцами в магазине.
Для начала, чтение вслух прекрасно вписывается в философию так называемой «медленной жизни» — возврата к более медленному темпу существования и мышления, вопреки современной суетности. Адепты этого движения придумали довольно много забавных концепций, вроде «медленной еды», когда готовишь и ешь не торопясь, вдумчиво наслаждаясь; или «медленного путешествия», когда отправляешься в путь не впопыхах, а расслабленно и спонтанно.
Одним из самых любимых концептов фанатов «медленной жизни» стало «медленное чтение» — процесс, во время которого плюешь на количество прочитанного и целиком отдаешься качеству. Я сам давно угорел по этой теме, задолго до того, как узнал о подобных идеях. В свое время я разом прочитал уйму литературы, учась в аспирантуре, и однажды просто перегорел. Книги начали ассоциироваться с работой и рутиной. К счастью, черепашье, вдумчивое и даже ленивое поглощение книг вернуло мне любовь к литературе. А чтение вслух — это самый верный способ проникнуться «медленным чтением». Как минимум потому, что скорость в этом случае по определению сильно ограничена.
Чтение вслух позволяет прочувствовать каждую метафору, каждый закидончик, который позволил себе автор, каждую эмоцию. Вдруг начинаешь понимать, насколько же певучей и плавной оказывается речь в книгах с хорошей стилистикой. Подобный текст приятно проговаривать, даже если сам по себе он не так уж интересен.
Еще один важный элемент чтения вслух в одиночестве — можно обезьянничать, что совершенно отдельный сорт удовольствия. Бывает ужасно смешно прочитать рассказ По или Лавкрафта замогильным полушепотом, или какое-нибудь эссе с нарочитой серьезностью, под конец не выдержав и начав смеяться. Если кто-то из героев вашего чтива вам неприятен или кажется пресным, его так и тянет передразнивать самым гнусным образом. Главное — не увлекаться, лишь иногда позволяя себе подобное, иначе это уже не чтение, а обыкновенное баловство.
Большой плюс чтения вслух — жестикуляция. Читая про себя, вряд ли попытаешься жестикулировать свободной рукой, однако вслух — напрашивается само. Возможно, потому что начинаешь чувствовать себя декламатором перед публикой. Герой хватается за голову — и ты сам невольно прикладывашь к ней ладонь. Отзывается о ком-то с презрением — и рука делает пренебрежительный жест. Все это получается само, спонтанно, и оттого мне даже начало казаться, что раньше, читая тихо и сидя спокойно, я лишал себя некой важной доли удовольствия от книги.
И, кстати, чтение вслух — лучший способ уснуть, если у вас легкая бессонница. Собственная монотонная речь убаюкивает лучше всяких подкастов и прочих lofi hip-hop radio — beats to sleep/chill to.
Как начать читать вслух, чтобы получить от этого кайф
Должен сразу сказать, что я не настолько поехал, чтобы читать абсолютно все вслух. Это до сих пор занимает едва ли треть моего «рациона».
Читать вслух нужно крайне избирательно, не всякая литература подойдет для этого. Для себя я определил, что лучшие варианты — это нечто образное, с прекрасным стилем и мастерски сделанными метафорами и описаниями. То есть большая часть беллетристики отпадает сразу.
Прекрасно подходят эссе (больше всего удовольствия получил от Умберто Эко), естественно, поэзия (читал всяких стародавних китайцев, вроде Ли Бо и Ду Фу — у них очень простой, ясный и лишенный надрыва стиль). Отлично зашли «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон, написанные придворной дамой японской императрицы в VIII веке, и которые я раньше совершенно не смог оценить, читая не вслух. Хорошо идут рассказы, полные смачных фантастических описаний. Изредка — что-нибудь философское, но лаконичное. Лао-цзы и Ларошфуко залетели как пирожки в печку.
Кроме этого советую попробовать читать с музыкой, которая, как это ни контринтуитивно, зачастую помогает сконцентрироваться и погрузиться в книгу, при этом нисколько не сбивая речь. Я выбирал нечто спокойное, вроде эмбиента и легкого джазца, но не удивлюсь, если вам зайдет и что-то более энергичное. Чтение вслух часто подкидывает сюрпризы.
Еще один важный совет — по возможности использовать во время чтения глубокое брюшное или диафрагмальное дыхание. Вообще, оно является физиологической нормой для человека, но в наше время, судя по всему, характерно далеко не для всех. Доходит до того, что мне, например, приходится учиться дышать правильно, а не как я привык, как бы дико это не звучало. Мы дышим слишком неглубоко и прерывисто, мало задействуя диафрагму — видимо, повинны сидячий образ жизни и специфика жизни горожанина. Впрочем, не претендую на истинное понимание вещей. Однако во время чтения вслух брюшное дыхание настроить весьма просто, зачастую оно напрашивается само — иначе попросту начинаешь быстро уставать.
А главное: не нужно пытаться превратить медленное и вдумчивое чтение вслух в привычку усилием воли. Это — вещь для удовольствия и отдыха. Попробуйте его, когда у вас возникнет потребность в абсолютной тишине (да, странно, но это так), уединении и расслаблении. Самое же крутое во всем процессе — это то, что вас будет слушать самая благодарная, самая лучшая публика в мире, то есть вы сами.
Фигуры из книг на иллюстрациях — работы художника Гая Ларами. Остальные его работы в можете найти на его сайте.
Чтение вслух. Как нужно правильно читать вслух
Когда вы в последний раз читали с листа вслух?
Почему люди плохо читают вслух? Из-за чего так происходит? Почему кажется: «Сейчас, ах, как прочитаю!», а выходит сухое чтение? Об этом и поразмышляем.
А когда в последний раз вы читали вслух?
В этой статье
Что такое чтение
Как пишет Википедия: Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.
Почему люди плохо читают вслух.
Когда мы читали вслух? Наверное, еще в школе.
Причем, не в старших классах, а в начальных. Когда заставляли читать вслух.
Потом всем мы перешли на чтение «про себя». И в этом достигли хороших успехов.
Неудивительно, что ораторы (и не ораторы) с трибуны не могут хорошо и красочно прочитать вслух текст. Почему?
Потому что невостребованная функция, как говорят медики, она атрофируется. С чтением «вслух» происходит тоже самое.
Сейчас как прочитаю!
— Сейчас как прочитаю! Я ведь читаю красиво и красочно. Прочитал сотни книг!
А что выходит в результате?
Монотонное чтение. Маловыразительное. Без желаемых переливов голоса.
Во всяком случае, так слышится со стороны.
Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?
Обычно, ассоциируют оратора с таким образом. Оратор читает, звучит пламенная речь, жесты устремлены вперёд к публике, листики разлетаются с трибуны… А как на самом деле происходит?
Полезно осознать, что навык «чтения вслух» мы уже давно не развивали, а упражнялись в чтении «про себя». А это, хоть и похожие, но разные навыки нашего мозга.
И начать читать вслух.
Можно читать разные тексты: и красочные тексты великих писателей, и «сухие» тексты энциклопедий.
Ведь многие тексты хорошо написаны. Они тщательно продуманы писателями. В них содержатся слова, мало используемые в быту, слова, которые полезны для развития словарного запаса.
Как оратор должен читать с листа перед публикой
Посмотрите это видео, где рассказывается о том, как оратор должен читать текст на публике. Впрочем, это касается не только оратора
В советские времена читать «по бумажке» было принято.
Вспомните, к примеру, речи Леонида Ильича Брежнева.
Как, обычно, происходит выступление оратора. Оратор занят текстом — публика занята своими делами.
Впрочем, бывает, современные ораторы которые читают речи очень хорошо.
А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают! И еще как читают.
Вспомните Жванецкого, Альтова, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают с листа.
Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги.
Но читает он так, что никто и не замечает чтения.
Вот, к примеру, одно из видео, где Барак Обама выступает, используя написанный текст. Но ведь это выглядит красиво. Почему? — Потому что он умеет читать.
Публичное чтение
Правильное публичное чтение.
Почему «правильное» — потому что есть правило: нужно смотреть в глаза тем людям, которым адресуется речь, не важно, написанная или нет.
Нужно читать вслух так, чтобы и публику видеть, и текст перед собой.
Публичное чтение (чтение перед аудиторией), действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.
Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.
И читать, и видеть тех, кому читаешь.
И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.
Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.
Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.
Вспомним наши замечательные лекции в институте…
Так как же читать вслух с листа, не теряя зрительного контакта?
На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать вслух? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией.
Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.
Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.
Рекомендуем посмотреть, как мы обучаем ораторскому искусству детей онлайн:
Упражнения
Как правильно читать вслух
Итак, подытожим всё выше написанное.
1. Не проблема
Ну кто же так читает? А где эмоции?
Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух — это не проблема. Это — задача. Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.
Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.
Чтобы научиться читать вслух (или научить другого), нужно читать любые тексты. Как правило, написанные тексты хорошо продуманны. В них присутствуют «новые» слова для нашего разговорного словарного запаса.
О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:
Как увеличить словарный запас
2. Что читать вслух
Можно читать сказки, читать истории, читать притчи.
Очень рекомендую читать именно притчи. Это — короткие рассказы. И нет желания читать быстро, чтобы дочитать до конца. Как правило, они очень хорошо написаны.
3. Как читать вслух
Желательно читать не спеша, медленно. Не более 100 слов в минуту. Лучше: 60. Еще лучше (хотя это трудно) — 40 слов в минуту.
Да. Именно. Сомневаетесь? И — правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью «120 слов в минуту». Но я — тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале.
4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво
Сможете контролировать и свою речь и голос.
Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и — любоваться ими в зеркале.
5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе
Без диктофона, но глядя на свое лицо в зеркале. Следите за тем, чтобы каждую фразу, которую вы произносите вы говорили глядя себе в глаза.
Ошибкой считается (в данном упражнении) произнесение слов, подымая глаза. когда вы начинаете говорить, но свои глаза еще не увидели. На публике будет тоже самое, только вместо своих глаз в зеркале вы увидите глаза публики.
6. Послушайте (посмотрите) как вы читаете вслух
Включите видеокамеру (сейчас она есть в любом смартфоне). Или веб-камеру на запись. Прослушивайте себя. Корректируйте свою речь.
Проверьте, есть ли мусорные звуки «э-ээ», «м-мм».
Обратите внимание на то, чтобы голос не был монотонным, чтобы были интонации.
7. Учитесь на одном тексте
Более полезно перечитывать один и тот же текст, нежели постоянно читать новые страницы.
Так вы будете видеть свой результат.
8. Не переживайте, если вам не нравится ваш голос
Чтение вслух. Практические упражнения на тренинге по ораторскому искусству.
Это нормальная реакция нашего подсознания на услышанный голос.
90% учеников нашей Школы Ораторского Мастерства утверждают, что им нравятся голоса других учеников, но совершенно не нравится свой собственный.
Наверное вы знаете, что мы себя слышим «внутренним ухом» (это такое устройство в нашей ушной раковине), а других людей — «внешним ухом». И вдруг — мы и себя услышали «внешним ухом». Это совсем другой звук, другой голос. Вот подсознание и «возмущается»: «Это не я говорю! Это чужой человек!».
К своему голосу из динамиков нужно привыкнуть. Привыкание происходит быстро, хоть и не сразу. Как правило, после седьмого прослушивания ни у кого из моих учеников не происходит «неприятия» своего голоса.
9. То же самое можно сказать и о видео
Вы ведь видели выступления моих учеников, на моем канале Ютуб, например с рассказыванием притч. Так вот, с первого раза эти видео всем, кроме… самих участников. Самих участников приходится убеждать, что видео хорошее, что вот всем участникам тренинга оно нравится, что это одно из лучших выступлений группы… Но на лицах ораторов написано обратное: «Ужас какой!». Проходит время, и уже спустя несколько таких просмотров ораторы привыкают к своему видео-изображению со стороны.
В подтверждении моих слов, посмотрите это видео известного артиста кино, который рассказывает, как он сам не любил смотреть на себя со стороны:
Когда я впервые себя увидел на экране – волосы встали дыбом
10. Сделайте анализ своей речи
Поставьте себе новые задачи.
И… читайте, читайте, читайте вслух.
Где можно обучиться правильно читать вслух
Тренеры нашей Школы Ораторского Мастерства обучают взрослых и детей ораторскому искусству. В том числе и правильному чтению вслух. Это не дорогое, но эффективное практическое обучение. Можно попробовать только один урок.
Рекомендуем посмотреть, как мы обучаем ораторскому искусству взрослых онлайн
Уважаемый читатель! На сайте есть много других полезных статей.
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.
/ Чтение вслух / Как правильно читать вслух / Книги для чтения вслух / Чтение вслух это / Что нужно делать, чтобы правильно читать вслух /
Как красиво читать вслух? 7 советов и упражнений
Красиво читать вслух — это мечта родителей, педагогов и самих школьников, даже если они еще не до конца ее осознают. Возможность заявить о себе ярко и громко, побеждать на конкурсах чтецов, читать детям любимые произведения как настоящий диктор аудиокниги, а, главное, понимать задумку автора — чувствовать его ритм — желанный и актуальный навык. Как его развить и как подойти к Маяковскому и Пастернаку, Пушкину и Лермонтову, пространным описаниям Толстого?
Об этом рассказал на открытом мастер-классе «Как читать вслух красиво?» проекта «Родительский университет: PRO-Родители» профессиональный диктор, преподаватель по технике речи и ораторскому мастерству Максим Левченко.
Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах, что позволило зрителям попрактиковаться в чтении стихов и прозы при наставнической поддержке эксперта.
Мастер-класс доступен в записи по ссылке, а в этом материале мы собрали основные упражнения и практические советы спикера, с помощью которых вы сможете изменить свою речь и сделать ее выразительной и понятной слушателям.
Скорость мыслей и скорость речи
Речь — это, прежде всего, практика. Можно прослушать сотни лекций о том, как кататься на велосипеде, но это не позволит вам сесть и поехать.
Наши мысли работают на огромной скорости, и когда мы читаем про себя, то делаем это очень быстро. Порой пропускаем огромные абзацы, а не просто предложения, описания природы, рассуждения автора и лирические отступления.
Но изложение мыслей вслух требует определенного навыка, потому что вслух мы говорим и читаем для кого-то. Этот кто-то — взрослый или ребенок — должен четко понимать, какую мысль вы хотите донести.
Картина Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене», 1911 г.
Тело и наша речь
Наша речь неразрывно связана с нашим телом: как ведет себя наше тело, так мы и говорим.
Упражнение-эксперимент «Счет до пяти»
Теперь посчитайте громко и медленно, также медленно загибая пальцы.
Третья часть эксперимента: произносите слова громко и быстро, но пальцы загибайте медленно.
Как итог: ничего не получается! Причина в том, что наша речь синхронизирована с телом, и когда мы выводим систему из равновесия, то чувствуем дискомфорт, нам неудобно или говорить, или загибать пальцы.
Что происходит, когда мы читаем стихотворение? Мысли, прекрасные и яркие, с одной стороны торопят нас вперед, а зажатое тело со скрещенными позади руками — тянет назад. В этот момент речь может оказаться неинтересной. Стоите вы или сидите, старайтесь держать руки на весу, пусть они вам помогают.
В чем польза чтения вслух?
Логичность речи и правильное дыхание
Первое, о чем важно помнить, — это логичность речи, то, что отражает соотношение языка и мышления. Если вы хотите выразить яркую мысль — речь должна звучать ярко и громко, если печальную — тише, но все так же четко. В любом случае, этому поможет дыхание.
Без логического ударения невозможно выражать мысли, так как одно слово в предложении все-таки должно быть главным.
Классический пример — вопрос «Это твоя бабушка?». Попробуйте переставить ударение на разные слова, и смысл вопроса будет меняться от ударения.
Второй, еще более классический пример, — знаменитая басня Крылова.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался
А Ларчик просто открывался
И.А. Крылов
Куда ставить ударение в последней строчке?
Длина строки и логические ударения
Разные поэты используют разную длину строки, у Владимира Маяковского это лесенка в одно слово, у Александра Пушкина — 6-7 слов.
Как правило, мы подсознательно стремимся к желанию прочесть как можно больше слов на одном дыхании. Но это неправильно. Каждый автор вкладывает в стихотворение не только настроение и мысль, он задает ритм.
Воспользуйтесь правилом: каждую строку читайте на одном выдохе и выделяйте последнее слово, перед следующей делайте паузу и вдох. Как только мы начинаем делать паузы между строчками, появляется ритм — и он создается не за счет интонаций или эмоций, а дыхания.
Читая стихи, дети часто не дают себе возможность выдохнуть, путаются в быстролетящих мыслях. С таким размеренным темпом, как в правиле, вы сможете прочитать все произведение до конца.
Попробуйте попрактиковаться на отрывках ниже. Все примеры необходимо воспринимать не как литературные произведения, а как тренажер. И вы увидите, как эмоции появятся именно благодаря дыханию.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
Иллюстрация «Сказка о Попе и работнике его Балде». Источник
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Следуйте за ритмом, который заложен в стихотворении. В случае с «Бородино» он торжественный, в случае со сказкой Александра Сергеевича — размеренный, повествовательный. Детям важно предлагать учить и читать стихи именно в таком формате, по строчке, чтобы было время сделать паузу.
Скорость и громкость речи
Особенность, от которой следует избавиться, — желание говорить быстро. Пусть речь будет медленной и громкой. Только в этом случае есть возможность донести смысл.
Поэзия — искусство площадей. Выходите к доске и рассказывайте так, чтобы вас было слышно. Громкость появляется не за счет напряжения горла, а за счет выдоха.
Конечно, невозможно расценивать речь без психологического аспекта. Когда вы говорите тихо, на вас могут не обратить внимания. Это может быть даже комфортно — никто не смотрит, все тихо, спокойно и незаметно. Но разве это — ваша цель?
Когда вы станете заметными, то почувствуете, как к вам устремятся взоры. Нужно привыкнуть к тому, что вы хороший оратор — вас внимательно слушают. Выходите из зоны комфорта. Рассмотрим еще одно упражнение:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Пробуйте выделять на одном выдохе и первое, и последнее слово. Здесь есть свой ритм — тот, в котором Пастернак написал стихотворение. В момент, когда вы понимаете ритм, вы говорите словами автора, понимаете произведение.
На этом этапе не стоит вкладывать ощущения, выделяйте слова на одном выдохе. Мы все хотим выразить что-то, но обычно делаем это с помощью изменения тона голоса. Куда лучше попробовать достичь той же цели с помощью дыхания.
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
В.В. Маяковский
Попробуйте применить правило выдоха, ударения и паузы к стихотворению Владимира Маяковского. Вы поймете, что поэт специально выбирал ритм, похожий на общение с детьми: вы говорите медленно, выделяя каждое слово, чтобы ребенок смог понять.
Все произведения разные. Есть сложные и длинные с замысловатыми предложениями. Ударных слов может быть несколько, но пауза для вдоха после них сохраняется.
Роза прекрасна по форме и запах имеет приятный.
Болиголов некрасив и при этом ужасно воняет.
Байрон, и Шиллер, и Скотт совершенны и духом и телом
Но безобразен Буренин, и дух от него нехороший
Саша Черный хочет задеть и даже насмешить читателя, он затеял игру, так следуйте его логике речи. Забудьте, что дыхание нужно для произнесения максимально длинного количества слов подряд.
Не стесняйтесь говорить громко. Рефлексы рождаются в процессе, и тело запомнит, как вы читаете стихи, помогая себе руками и движениями.
Помните выражение «чтобы читать вслух, нужно понимать то, о чем вы читаете». Послушайте самых профессиональных чтецов и их ритм, дикторов на радио: все они читают очень медленно, нам только кажется, что они говорят быстро.
Как правильно читать скороговорки?
Даже когда мы читаем вслух текст, в котором нет рифмы, логическое ударение сохраняется. Все так же необходимо читать два-три слова на одном выдохе и делать это ярко.
Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
Не пытайтесь сразу произнести скороговорку быстро, так как они созданы, вопреки расхожему подходу, не для проверки скорости. Выделяйте ударную гласную в слове и успевайте вдыхать после каждых двух-трех слов. Наша задача: понять логику, донести идею скороговорки, и вместе с этим отработать звуки четко и ясно. Все это не получится, если стараться уложиться в 5 секунд.
Чтение прозы
Читать книги, как любимые дикторы, — отдельная мечта педагогов, мам и пап. Хочется подарить детям сказку, передать эмоцию, но получается не всегда.
Дело в том, что обычно мы читаем сразу несколько строчек на одном дыхании, а потом начинаем сбиваться. Возвращайтесь к главному правилу: передавайте логику речи, делайте акценты и паузы, ведь дыхание и здесь рассчитано на два-три слова. Мозг сам считает ритм произведения и на пятой-шестой строчке текст пойдет как нужно.
Сколько усилий было вложено, когда мы или наши дети читали вслух текст Гоголя, Пушкина, описание дуба из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Но стоит начать дышать и не бежать — ударные слова начнут появляться самостоятельно. Речь предназначена для того, чтобы передавать не только набор слов, а мысль.
Попробуйте подбросить каждое слово в отрывке вверх. Доверьтесь дыханию и оно выстроит ритм. Не бойтесь, что «подбрасывание» будет выглядеть как «кривляние». Со стороны все выглядит намного спокойнее, а, главное, понятнее:
Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.
Картина Жюля Дюпре «Старый дуб», 1870 г.
Но что делать, если авторский текст закончился, и начинаются диалоги? Как озвучивать голоса разных персонажей?
Менять голос и говорить неестественно не нужно. Главное правило — те же паузы. Вспоминайте, как вы говорите в обычной жизни. Если герой шепчет — шепчите. Если говорит озорной мальчишка — озорничайте! К тому же, автор всегда оставляет подсказки, добавляя описание к диалогам.
Напутствие
Не сомневайтесь в себе, умению выразительно читать можно научиться. Главное, что необходимо, — это практика. Потребуются усилия, чтобы привыкнуть к новому себе: дыханию, ритму, тону. Но такой человек всегда будет привлекать внимание как со стороны маленьких, так и взрослых слушателей.
Мастер-класс был организован проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.
Следующее очное и онлайн-занятие с Максимом Левченко будет посвящено теме «Знаки препинания в речи» и состоится в мае 2021 года. Зарегистрироваться на этот и другие мероприятия можно на официальном сайте.