ге что есть истина фото
«Что есть истина?» Николая Ге
Николай Ге, родившийся в Воронеже, — выдающийся русский художник-передвижник, мастер исторических и религиозных полотен. Его техника исполнения картин на евангельские сюжеты была новаторской для своего времени и часто вызывала неоднозначную реакцию у современников. Некоторые работы Ге даже запрещались к показу на выставках. К таким «спорным» произведениям относится картина «Что есть истина?», которую Николай Ге написал в 1890 году.
В основе картины «Что есть истина?» — евангельский сюжет. Художник изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, которого обвиняли в покушении на захват власти в Иудее. Название картины – это цитата из Евангелия от Иоанна. Пилат задал вопрос Иисусу: «Что есть истина?», не услышав ответа, он вышел к иудеям и сказал им: «Я никакой вины не нахожу в Нем».
Изображение на картине Ге расходится со сложившейся в то время культурной традицией – как церковной, так и живописной. Во-первых, световое решение картины было необычным. Иисус находился в тени, а фигура Пилата напротив освещена солнцем. Обычно мрак отождествлялся со злом, а свет с добром. Во-вторых, сам образ Христа был далек от канонического. Николай Ге изобразил Иисуса измученным, низкорослым, тщедушным. Такой образ вызвал неприятие со стороны Синода и многих зрителей, в том числе и художников. Картина была снята с экспозиции по распоряжению Священного синода.
Николай Ге «Что есть истина», 1890
Интересно, что картина «Что есть истина?» написана поверх другой работы под названием «Милосердие» («Не Христос ли это?»), созданной в 1879 году. Она экспонировалась на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1880 году. От этой картины осталась только фотография, сделанная на выставке и опубликованная сыном художника в каталоге 1903 года. Существует две версии, почему Ге решил записать картину. Художник жил довольно скромно и вдали от крупных городов, не всегда у него под рукой были чистые холсты. Искусствоведы больше склоняются к версии, что Ге решил записать «Милосердие», потому что эта картина вызвала много критических отзывов, и сам художник был недоволен результатом. Наличие предыдущего изображения на холсте было подтверждено во время рентгенографии полотна в 2011 году во время юбилейной выставки художника в Третьяковке. Кроме того, на полотне были обнаружены следы ещё какого-то изображения, возможно, одного из ранних вариантов «Распятия». Контуры прежнего изображения проступают на ныне существующей картине: правее и выше головы Пилата на полотне видны очертания записанного лица.
Рентгеновский снимок картины «Милосердие», поверх которой Ге написал разговор Пилата и Христа
Картину «Что есть истина?» приобрел Павел Третьяков по рекомендации Льва Толстого. Третьякову произведение Ге не понравилось, он не хотел его покупать, но передумал после резкого письма от авторитетного писателя: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело». Все же Третьяков купил картину «Что есть истина?» (холст, масло 233х171). Увидеть шедевр Николая Ге можно в Третьяковской галерее.
5 интересных фактов о Николае Ге
1. Николай Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже на улице Введенская (сейчас это улица Освобождения Труда, 7). Мама Ге умерла от холеры, когда ему было всего три месяца. В Воронеже будущий художник провел первые семь лет своей жизни. Потом отец продал дом, и семья уехала в Киев, а затем в Подольскую губернию.
2. Николай учился в первой киевской гимназии, постоянно рисовал. Однако отец хотел, чтобы его сын стал математиком. Николай Ге поступил на физико-математический факультет в Киевский университет, а потом продолжил обучение в Петербургском университете. Как-то в Эрмитаже он увидел картину «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, после этого он решил исполнить свою мечту, несмотря на страх перед отцом. Ге поступил в Академию художеств.
3. За успехи в учебе и искусстве Академия наградила Ге поездкой в Италию, куда он отправился в 26 лет вместе со своей женой Анной. Художник сначала планировал написать «Разрушение Иерусалимского Храма Титом», но после встречи в Италии с художником Александром Ивановым решил обратиться к евангельскому сюжету. Николай Ге написал «Тайную вечерю», за которую Академия присвоила ему звание профессора. Уже в этой работе он создает более «человеческий» образ Христа, чем это было принято в живописной традиции тех лет.
Николай Ге «Тайная вечеря», 1863
4. Николая Ге и Льва Толстого связывала многолетняя дружба. В начале 1880-х художник прочитал статьи писателя и решил с ним познакомиться, приехал к нему в Москву и долгое время жил у него. Ге написал портрет Толстого, сделал бюст писателя. Также художник делал рисунки к повести классика «Чем люди живы».
Николай Ге «Портрет Л. Н. Толстого», 1884
5. Николай Ге скончался в возрасте 63 лет на своем хуторе Ивановский (сейчас село Шевченко в Черниговской области в Украине) 1 июня 1894 года. За год до смерти художник написал «Автопортрет», который считается одним из лучших произведений живописца.
Этот «Автопортрет» — одна из последних работ художника
Николай Ге — Что есть истина? (история картины)
Николай Николаевич Ге – выдающий русский художник-передвижник. Его техника исполнения картин на евангельские сюжеты была новаторской для своего времени и в большей степени не понята современниками. Многие из них ждала нелегкая судьба: их запрещали к показу на выставках художников-передвижников, его неклассический Христос был слишком экспрессивным, неузнаваемым. После смерти художника судьбу его нескольких интереснейших полотен невозможно проследить.
Вот так и одна из его картин «Милосердие» исчезла. В первый и последний раз он показал ее в 1880 году на VIII выставке передвижников. От нее остался снимок, который был опубликован в альбоме работ художника в 1903 году. На картине изображены две фигуры: девушка, подающая нищему воды. Она смотрит ему вслед, задавая себе вопрос «Не Христос ли это?». Сын Ге Петр Николаевич и его невестка Забело Екатерина Ивановна позировали художнику для написания образов этой картины. На этом полотне зримо представлены слова Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Ге представил собственное авторское толкование евангельского сюжета, что совсем не приветствовалось критиками. Картина осталась непонятой, подвергалась неоправданно резким суждениям, да и сам художник был ею недоволен. Он увез ее в свою мастерскую, и лишь через 10 лет она была полностью записана новой картиной «Что есть истина?». Интересен тот факт, что картина понравилась Павлу Михайловичу Третьякову, он не приобрел полотно, но из его писем к Толстому Л.Н. понятно, что он считал ее удачной.
В истории целый ряд мастеров писали на уже использованных холстах, так что Ге Н.Н. не является в этом отношении исключительным художником. Причин тому могло быть несколько: одна из них – Николай Николаевич жил довольно скромно и к тому же на расстоянии от крупных городов, не всегда у него под рукой был чистый холст. Но хочется верить в другую версию: его идеалистическое сознание распинало само себя за неудавшиеся замыслы, он не жалея своих работ, резал их, счищал красочный слой, записывал новыми сюжетами. Так произошло и с «Милосердием» — поверх нее была написана картина «Что есть истина?» (Христос и Пилат) в 1890 г., история которой изобилует интересными фактами.
Эта картина Ге стала наиболее противоречивой в его биографии. Она была написана на сюжет 18-й главы Евангелия от Иоанна (о чем свидетельствует авторская подпись на картине): изображен момент, когда Христос говорит: «Я… на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…», Пилат же ему пренебрежительно отвечает «Что есть истина?». Понтий Пилат не желает больше его слушать, учение Христа для него ничтожно. Он – римский правитель Иудеи, наместник Луция Лициния Лукулла, друг римской богемы – считает шум, поднятый вокруг этого тщедушного человека, просто мышиной возней. Фигура Пилата вычерчена светом, она грандиозна, могущественна, самоуверенна. Сказав эти слова, он развернется и уйдет, Христос проводит его глазами. Этого худого человека всю ночь били, ему плевали в лицо, издевались, он молил, чтобы его миновали страдания. Перед Пилатом у него уже нет телесности, на картине он окутан тенью. Но выражение его глаз, говорит о том, что он любит этого человека, погрязшего во лжи. Если Христос пришел в этот мир проповедовать об истине, то он должен и Пилату рассказать о своем учении.
Ге Н.Н. показал эту картину на передвижной выставке в 1890 г. В картине все одобряли композицию, цвет и свет, но образ Христа вызвал много нареканий. Публика разделилась на два лагеря: первый — это те, кто считали картину оскорбляющей религиозные чувства, второй – те, которые всю жизнь искали такой реалистичности в живописи на религиозные темы. И действительно, картина получилась очень правдивой. Художник понимал, что картины с изображением Христа не могут быть историческими, потому что для своего времени Христос был фигурой незаметной, а изображение Учителя в благостной форме в конце XIX века было уже неактуально. Эта картина потому породила столько противоположных мнений, потому что нашла и затронула такой сюжет, который был важен для Христа именно в тот момент его жизни, но изображен он был неканонически. Критикам, заключенным в догматические рамки, было тяжело принять растрепанный, болезненный образ Спасителя. Можно сказать, что картина Ге «Что есть истина?» стала своего рода вехой в русской живописи.
Картина была куплена Третьяковым П.М. в 1890 г. по настоянию Льва Николаевича Толстого, который предвидел, что она станет настоящей жемчужиной в собрании галереи. Но картина не сразу попала в экспозицию. Известно, что адвокат Ильин Н.Д., который был последователем толстовского учения, уговорил Николая Николаевича позволить ему показать эту работу заграницей: он рассчитывал, что там она вызовет такое же волнение умов, как и в России. Картина имела успех в Германии, особенно среди рабочих людей: она посетила Гамбург, Берлин, Ганновер. Затем отправилась в Америку – Балтимор и Бостон – но, к сожалению, там публика осталась к ней совсем равнодушной, даже не смотря на протекции Л.Н.Толстого, который очень любил эту картину. Ильину было тяжело в Америке, ему не хватало средств на рекламу выставок, проживание, он просил денег у самого художника, Толстого и даже Третьякова. Вернувшись в Россию, он написал книгу «Дневник толстовца», где в нелицеприятной форме отзывался о Ге Н.Н. и писателе, но эти отзывы остались без ответа: как настоящий толстовец Ге простил ему эти беспочвенные оскорбления.
Картина до сих пор находится в собрании Третьяковской галереи. Со временем она покрылась мелкими трещинами, укрывистось красок уменьшилась, сквозь верхний красочный слой стал проступать абрис головы. Специалисты Третьяковской галереи сделали 35 рентгенограмм с поверхности картины, совместив все снимки, они обнаружили «исчезнувшую» картину Ге Н.Н. «Милосердие» («Не Христос ли это?»). В ходе исследования нижележащих слоев выяснилась одна интересная подробность: прежде чем появилась картина «Что есть истина?» художник пробовал варианты своего «Распятия» — в правой части холста угадываются контуры креста и толпы людей. По свидетельствам его сына «Милосердие» уже в середине 1880-х гг. отправилось на переписку, художник окончательно разочаровался в этой картине. В окончательном варианте девушка была переделана в фигуру Христа.
И все же жаль, что картина «Милосердие» не сохранилась. Она могла бы стать одним из немногочисленных примеров воплощения символического и реалистического евангельского трактования милосердия: пока живо милосердие в сердцах людей, будет живо и христианство.
Ниже приведен рентгенографический снимок картины «Милосердие».
Хотите, что бы ваш дом преобразился до неузнаваемости? Для вас печать на холстах от Decor Interior. Картины и фотографии на холстах в интерьере — это новое слово в искусстве дизайна.
«Что есть истина?», Николай Николаевич Ге — описание картины
Описание картины:
Картина, написанная Николаем Ге на широко известный библейский сюжет, вызвала у зрителей и критиков массу эмоций, как положительных, так и отрицательных. Связано это с тем, что и образы на полотне, и трактовка самого сюжета, и даже художественные особенности – все было новаторским и неординарным.
Широко мыслящие люди приняли картину и высоко ее оценили, но представители высшей церковной власти, люди косные и стремящиеся придерживаться многовекового канона, остались крайне недовольными, даже возмущенными дерзостью и свободомыслием художника. При этом и некоторые его соратники по искусству также не поняли новизны и новаторства произведения Ге.
Хотя сюжет картины использовался неоднократно, до Ге никто не трактовал библейскую сцену подобным образом. На его полотне всего две фигуры – это Иисус Христос и Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Картина изображает момент допроса Христа Пилатом, после которого тот признал Иисуса невиновным. Вроде бы все как обычно, но трактовка совершенно необычная.
Неудивительно, что такая картина вызвала неудовольствие традиционалистов от искусства и религии. Даже Третьяков, который купил картину для своей галереи, не хотел делать это, но приобрел полотно только после гневного письма Льва Толстого. Благодаря этому новаторская картина дошла до наших дней, чего нельзя сказать о «Милосердии», поверх которого она была написана.
clone_me
Николай Ге | Что есть истина
Вообще, Ге все время был этаким объектом насмешек. Даже когда он выставлял свою картину «Вестники воскресения», раннюю работу 1860-х гг., то Марию Магдалину, которая стремится возвестить миру о том, что Христос воскрес, критика издевательски называла то ли сорокой, то ли ласточкой.
Не принимал картину и сам Павел Третьяков, который совершенно сознательно не хотел ее приобретать. Лишь вмешательство и авторитет Льва Толстого способствовали тому, чтобы эта картина была приобретена в Третьяковскую галерею. Толстой написал Третьякову довольно резкое письмо, в котором прямо говорил меценату о том, что вышла поразительная вещь: «Вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите ее, чтобы не погубить все свое многолетнее дело«.
При том, что случаи, когда Третьякову что-то не нравилось в приобретаемых им картинах, были не так уж редки; общеизвестно, что ему, например, не нравилась картина Крамского «Неутешное горе», были претензии к картине Репина «Крестный ход в Курской губернии», когда Третьяков даже позволил себе давать художнику советы, мол, не лучше ли было красивую девушку в центре изобразить. В случае же с Ге он, действительно, был резко против, объясняясь потом, что не хотел навлекать на свой музей надзор полиции и жандармские вмешательства, после которых его галерею могли бы закрыть.
Не менее интересна и история создания картины «Что есть истина». У Ге существовала картина под названием «Милосердие», написанная в 1879 г. и выставлявшаяся в 1880 г. на восьмой передвижной выставке. Впоследствии Ге записал ее, написав на этом же холсте свою, пожалуй, самую знаменитую картину.
У Ге, разумеется, были модели, но их образы в картинах не настолько портретны, во всяком случае, в «Страстном цикле», как, допустим, у Крамского или у Репина в «Не ждали» или в «Иване Грозном, убивающем своего сына», где художником была сделана целая серия портретных этюдов. Этот принцип психологического реализма второй половины XIX века относился не только к живописи, но и к литературе, когда роман строился вокруг портрета главного действующего лица и где эти портреты были первичны, например, «Обломов» или «Анна Каренина» и коллизия возникала из характера. Однако в случае со «Страстным циклом» Ге это уже не работало: когда Ге только начинал работу над своей картиной «Иуда», то сначала хотел обратить Иуду лицом к зрителю, а потом он понял, что лицо Иуды неважно, гораздо важно его положение по отношению к Христу. И тогда художник повернул Иуду к нам лицом и Иуда предстал на картине в таком коконе плаща, как будто обратившимся в соляной столб. На дальнем же плане видно, как стражники уводят Христа из Гефсиманского сада. Так же и здесь, лица героев картины «Что есть истина» не столь портретны и даже почти не проработаны, куда как важнее драматургия цвета, света и тени в этой картине, этот жест выброшенной руки Пилата. И неслучайно выразительна сама спина, Пилат к нам обращен спиной, мы видим его затылок. Ге акцентирует прежде всего эту массу, что-то непробиваемое, костное и материальное, что противопоставлено образу Христа
Что есть истина? Христос и Пилат
Описание картины «Что есть истина? Христос и Пилат»
Иисус и Пилат написаны Ге с непривычной для конца XIX века остротой. Пилат с его выразительным, мощным затылком и широкой спиной показан властным римлянином, самоуверенным сибаритом. Он обращает свой вопрос к обвиняемому без ярости или злобы, с высокомерной насмешкой. Пилата вряд ли интересует ответ на его вопрос «Что есть истина?» – он уверен, что знает его и сам. Между ним и Христом пролегает луч света, разделяющий их, подобно мечу; это напоминает о других словах Христа: «Не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Но более всего необычен здесь Христос.
Нашёлся, правда, энтузиаст – некто Н.Д. Ильин, присяжный поверенный по роду службы и фанатичный толстовец по призванию – который взялся организовать показы картины Ге в Европе и Соединённых Штатах. Это удалось осуществить. Но и там картину не поняли: очевидно, её время еще не пришло.
Картина с секретом
Татьяна Львовна Сухотина-Толстая, дочь писателя, в мемуарах упоминала, что картину «Что есть истина? Христос и Пилат» Ге написал поверх другой картины, тоже на библейскую тему. Та, первая, картина называлась «Милосердие» и изображала Христа и женщину-самаритянку у колодца. «Милосердие» было встречено публикой плохо, а Ге отнюдь не испытывал священного трепета перед собственными работами: картину, которая казалась ему неудачной, он легко мог записать, отрезать часть холста и даже бросить в мастерской под ноги.
В 2011-м году Третьяковская галерея проводила масштабную выставку Ге. К тому моменту появилась возможность проверить слова Татьяны Львовны при помощи рентгенограмм (их было сделано в процессе исследования не менее 30-ти) и других современных методик. Действительно, под красочным слоем картины «Что есть истина?» обнаружилось утраченное «Милосердие».
Округлое темное пятно, которое со временем проступило на картине между лицами героев картины «Что есть истина?», когда-то было головой Христа с картины «Милосердие», а женщину-самарянку Ге переделал в фигуру Христа. Полученная реконструкция «Милосердия» в 2011-м году экспонировалась рядом с картиной «Что есть истина?»