гди славою и честию венчай что означает
Гди славою и честию венчай что означает
Хотелось бы узнать о правильности написания на церковнославянском языке фразы «Господи Боже, честию и славою венчаем их».
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть – их. – и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора).
Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8: 5–6). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 28).
При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна
Bookitut.ru
Что означают слова «Господи Боже, честию и славою венчаем их»?
Иеромонах Иов (Гумеров)
«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть — их. — и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора).
Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8: 5–6). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 28).
Что означают слова «Господи Боже, честию и славою венчаем их»?
Иеромонах Иов (Гумеров)
«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть — их. — и. И )». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора).
Кто такой «богоглаголивый Аввакум» из пасхальных песнопений?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Творец Пасхального канона преподобный Иоанн Дамаскин при составлении ирмоса 4-й песни упоминает святого пророка Аввакума: «На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен». Здесь использованы слова из его пророческой книги: На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне (Авв. 2: 1). Еврейское слово мишмерет (стража) употреблено не в буквальном, а образном значении, указывающего на особенности пророческого служения. Пророки были стражами дома Израилева (Иез. 3: 17; Иер. 6: 17; Ис. 52: 8), которых верховный Пастырь и Страж избранного народа Господь воздвиг для охранения святости Завета. Возвышаясь всегда над своими современниками, пророки возвещали им волю Божию. Так и пророк Аввакум, став на стражу, ожидает от Господа Бога откровения.
Что такое «воздух»?
Иеромонах Иов (Гумеров)
В приведенной в письме цитате слово «воздух» употреблено в естественном значении — как часть окружающей природы.
Возду хом в христианском Богослужении называется большой плат. Он используется для покрытия Святых Даров, приготовленных к освящению на дискосе и потире и покрываемых сперва порознь малыми покровцами, а потом оба эти священные сосуда вместе покрываются воздухом. Таинственно-символическое значение их заключается в том, что покров для дискоса означает сударь, которым была повита глава погребенного Спасителя, а воздух — камень, которым был закрыт вход во гроб.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Толкование на Псалтирь 8:6
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 8:6 / Пс 8:6
Иоанн Златоуст (
Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его
Источник: Беседы на псалмы. На псалом 8.
Феодорит Кирский (386/93−
Ст. 6−10 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли
«Умалил еси малым чим от Ангел». Здесь Пророк привел себе на память определение, произнесенное по преступлении, потому что человек умален пред Ангелами смертностию.
«Славою и честию венчал еси его: И поставил еси его над делы руку Твоею». А сие прияло естество наше по вочеловечении Бога и Спасителя нашего. Ибо «благодатию есте спасени», говорит божественный Апостол: и с «Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе» (Еф.2:5−6).
«Вся покорил еси под нозе Его:«Овцы и волы вся, еще же и скоты польския. Птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския». Точным доказательством Твоего человеколюбия и могущества служит и то, что униженное естество человеческое исполнил Ты толикой мудрости, и человек господствует не только над животными земными, но и над птицами и рыбами и над живущими в воде и на суше, придуманными им способами уловляет и на высоте и на глубине, подчиняет себе и летающих по воздуху и скрывающихся в водах. И как владычество над сим даровано вообще всем людям, так Божие Слово, восприяв начаток нашего естества, соделав его собственным Своим храмом, и наименовав собственною Своею плотию, совершив неизреченное единение, возсело «превыше всякаго начальства и власти и господства и всякаго имени, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе» свои (Еф.1:21−22), не овец и волов всех, но всю видимую и невидимую тварь как свидетельствует о сем божественный Апостол, ясно взывая: «умаленнаго малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна» (Евр.2:9). И несколько выше говорит: «вся покорил еси под нозе Его» (Евр.2:8). И в послании к Коринфянам сказано: «внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся» (1Кор.15:27). Ибо одно несозданное естество, как свободное, изъято от сего покорения. Естество же от несозданнаго приявшее бытие, какое бы оно ни было, видимое или невидимое, подчинено Владыке Христу, и как Богу и как человеку. Такую честь прияло естество человеческое от Бога всяческих. Почему Пророк в заключении псалма повторил самое начало: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли».
Евфимий Зигабен (
Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его
Умалил ecи его малым чим от ангел (пред ангелами)
Пророк вспомнил о древних благодеяниях Божиих, которые дарованы были Богом первому человеку на земли при его творении. Ибо вышедши на свет из рук Творца первый человек обладал такими совершенствами природы, что только незначительным чем умален он был пред ангелами Божиими, по причине дарования ему тела и с ним всего того, что относится к телу. А это было сделано, конечно, не без особенного смотрения Божия о нем, дабы, когда он возгордится своим умом, в тоже время мог смиряться своею земною природою. Потому что, если, даже отягчаемые телом, мы кичимся своим умом; то что бы с нами было, когда бы мы не имели тела?
Славою и честию венчал (увенчал) ecи его
Ты увенчал, говорит пророк, славою человека, сотворил его по Своему образу и подобию; увенчал далее честию, даровав ему власть над всеми животными.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 6−10 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли
Возвышение Богом человека проявляется как в особенностях его духовной природы, так и в его царственном положении в мире. В первом случае Бог человека «немного умалил пред Ангелами», т. е. человек по своей духовной природе стоит немного ниже ангелов и, как и они, способен к духовно-нравственному бесконечному развитию, чего лишены животные низшие. В этой способности, приближающей человека к высшему миру духов бесплотных и к Богу, его «слава и честь» пред всем остальным миром. Выражение «не много» в святоотеческой литературе понимается еще в смысле указания на время состояния падшего человека в грехе до восстановления его страданиями Мессии, когда человек, непосредственно в себя воспринимая Христа в таинстве Евхаристии, становится через это даже выше ангелов, так как последние не вкушают Евхаристии. Согласно последнему пониманию выражение «не много» равносильно «на некоторое время», т. е. от падения Адама до страданий и воскресения Спасителя человек стоял ниже ангелов, а со времени Христа он близко стал к последним.
Царственное положение человека в мире обнаруживается в его господстве над всеми остальными видами всего растительного и животного царств: ему подчиняются как домашние и дикие животные, так и хищные птицы, и рыбы в морях. Своим разумом, открытиями и изобретениями человек не только обезопасил себя от всех хищных животных, но и подчинил их себе, сделавшись сам предметом страха для них. Примеры такого господства человека у всех на глазах. 3 стих, заключающей в себе пророчество о временах Мессии, содержащееся в самом историческом факте, показывает, что означенный псалом — прообразовательно мессианский.
Григорий Разумовский (1883−1967)
Ст. 6−9 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его; и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския
Пророк говорит здесь об особенных благодеяниях Божиих и преимуществах, оказанных человеческому естеству. И во-первых, говорит, что человек сотворен от Бога с такими высокими достоинствами, что разве малым чем не уравнен с ангелами. Далее, он почтен славой и честью выше всех других тварей, потому что сотворен по образу и по подобию Божию и одарен разумом и свободной волей. И наконец, ему дарованы от Бога власть и господство над всеми творениями Божиими, особенно же над животными, каковы суть овцы и волы, птицы небесныя и проч. «Разумной природе, как богоподобной, — говорит св. Афанасий, — Бог даровал господство над всем. И человек, приняв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих» [3, с. 57]. Это господство, потерянное падением Адама, возвращено во всей силе человечеству Христа Спасителя; ибо Отец Небесный «вся покорил под нози его» (Евр. 2:8; 1 Кор. 15:27); люди же получают это господство по мере веры от Господа, что доказывается бесчисленными чудесами, совершенными и совершаемыми святыми Божиими человеками именем Господа Иисуса. Еще более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе Его, в Царстве Отца Небесного. Таким образом, слова (объясняемых стихов) псалмопевца в собственном смысле относятся к Спасителю мира, как и относит их св. апостол, и частью к истинно верующим (Толкование еп. Палладия. С. 31).
Источник: Объяснение священной книги псалмов.
Псалтирь 8:6
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
Ст. 6-10 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли
«Умалил еси малым чим от Ангел». Здесь Пророк привел себе на память определение, произнесенное по преступлении, потому что человек умален пред Ангелами смертностию.
«Славою и честию венчал еси его: И поставил еси его над делы руку Твоею». А сие прияло естество наше по вочеловечении Бога и Спасителя нашего. Ибо «благодатию есте спасени», говорит божественный Апостол: и с «Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе» ( Еф.2:5–6 ).
«Вся покорил еси под нозе Его:«Овцы и волы вся, еще же и скоты польския. Птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския». Точным доказательством Твоего человеколюбия и могущества служит и то, что униженное естество человеческое исполнил Ты толикой мудрости, и человек господствует не только над животными земными, но и над птицами и рыбами и над живущими в воде и на суше, придуманными им способами уловляет и на высоте и на глубине, подчиняет себе и летающих по воздуху и скрывающихся в водах. И как владычество над сим даровано вообще всем людям, так Божие Слово, восприяв начаток нашего естества, соделав его собственным Своим храмом, и наименовав собственною Своею плотию, совершив неизреченное единение, возсело «превыше всякаго начальства и власти и господства и всякаго имени, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе» свои ( Еф.1:21–22 ), не овец и волов всех, но всю видимую и невидимую тварь как свидетельствует о сем божественный Апостол, ясно взывая: «умаленнаго малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна» ( Евр.2:9 ). И несколько выше говорит: «вся покорил еси под нозе Его» ( Евр.2:8 ). И в послании к Коринфянам сказано: «внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся» ( 1Кор.15:27 ). Ибо одно несозданное естество, как свободное, изъято от сего покорения. Естество же от несозданнаго приявшее бытие, какое бы оно ни было, видимое или невидимое, подчинено Владыке Христу, и как Богу и как человеку. Такую честь прияло естество человеческое от Бога всяческих. Почему Пророк в заключении псалма повторил самое начало: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли».
Евфимий Зигабен
Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его
Умалил ecи его малым чим от ангел (пред ангелами)
Пророк вспомнил о древних благодеяниях Божиих, которые дарованы были Богом первому человеку на земли при его творении. Ибо вышедши на свет из рук Творца первый человек обладал такими совершенствами природы, что только незначительным чем умален он был пред ангелами Божиими, по причине дарования ему тела и с ним всего того, что относится к телу. А это было сделано, конечно, не без особенного смотрения Божия о нем, дабы, когда он возгордится своим умом, в тоже время мог смиряться своею земною природою. Потому что, если, даже отягчаемые телом, мы кичимся своим умом; то что бы с нами было, когда бы мы не имели тела?
Славою и честию венчал (увенчал) ecи его
Ты увенчал, говорит пророк, славою человека, сотворил его по Своему образу и подобию; увенчал далее честию, даровав ему власть над всеми животными.
Лопухин А.П.
Ст. 6-10 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли
Возвышение Богом человека проявляется как в особенностях его духовной природы, так и в его царственном положении в мире. В первом случае Бог человека «немного умалил пред Ангелами», т. е. человек по своей духовной природе стоит немного ниже ангелов и, как и они, способен к духовно-нравственному бесконечному развитию, чего лишены животные низшие. В этой способности, приближающей человека к высшему миру духов бесплотных и к Богу, его «слава и честь» пред всем остальным миром. Выражение «не много» в святоотеческой литературе понимается еще в смысле указания на время состояния падшего человека в грехе до восстановления его страданиями Мессии, когда человек, непосредственно в себя воспринимая Христа в таинстве Евхаристии, становится через это даже выше ангелов, так как последние не вкушают Евхаристии. Согласно последнему пониманию выражение «не много» равносильно «на некоторое время», т. е. от падения Адама до страданий и воскресения Спасителя человек стоял ниже ангелов, а со времени Христа он близко стал к последним.
Прот. Григорий Разумовский
Ст. 6–9 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его; и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския
Пророк говорит здесь об особенных благодеяниях Божиих и преимуществах, оказанных человеческому естеству. И во-первых, говорит, что человек сотворен от Бога с такими высокими достоинствами, что разве малым чем не уравнен с ангелами. Далее, он почтен славой и честью выше всех других тварей, потому что сотворен по образу и по подобию Божию и одарен разумом и свободной волей. И наконец, ему дарованы от Бога власть и господство над всеми творениями Божиими, особенно же над животными, каковы суть овцы и волы, птицы небесныя и проч. «Разумной природе, как богоподобной, – говорит св. Афанасий, – Бог даровал господство над всем. И человек, приняв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих» [3, с. 57]. Это господство, потерянное падением Адама, возвращено во всей силе человечеству Христа Спасителя; ибо Отец Небесный «вся покорил под нози его» ( Евр. 2:8 ; 1Кор. 15:27 ) ; люди же получают это господство по мере веры от Господа, что доказывается бесчисленными чудесами, совершенными и совершаемыми святыми Божиими человеками именем Господа Иисуса. Еще более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе Его, в Царстве Отца Небесного. Таким образом, слова (объясняемых стихов) псалмопевца в собственном смысле относятся к Спасителю мира, как и относит их св. апостол, и частью к истинно верующим (Толкование еп. Палладия. С. 31).
Свт. Афанасий Великий
Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его
Свт. Иоанн Златоуст
Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его