где в библии написано что земля круглая
Где в библии написано что земля круглая
Библия прямо говорит о том, что земля круглая. Посмотрим на Исаии 40:22, где упоминается «круг земли». Это описание совершенно верное — особенно когда смотреть на землю из космоса; земля всегда выглядит как круг, потому что она круглая.
Круг может быть плоским, либо сферическим, посмотрите на рисунки.
Но Библия говорит, что Земля всё-таки шарообразная. Стих, который указывает на сферическую форму нашей планеты, это Иов 26:10. В этом стихе говорится о том, что Бог провел черту над поверхностью воды до границ света со тьмою. Эта граница между светом и тьмой (днем и ночью) называется «терминатором», т. е. граница света и тени на поверхности планеты, поскольку здесь прекращается свет. Если бы кто-то стоял на этой границе, то он непременно смог бы увидеть либо закат, либо рассвет; это граница перехода дня в ночь или ночи в день.
Если смотреть на Землю, то граница света и тени располагается на поверхности, покрытой в основном водой, (так как поверхность земли на 70 % занята водой). В Иова 26:9-10 подразумевается Божий взгляд на Землю.
Это место Писания не имело бы никакого смысла, если бы земля была плоская, поскольку на ней не было бы настоящей границы света и тени (терминатора); не было бы линии, которая бы разделяла день от ночи на плоской поверхности.
На гипотетически «плоской поверхности» был бы везде день или была бы везде ночь. Однако, Земля в действительности имеет четкую границу между тьмой и светом.
Любопытно, но во многих учебниках по астрономии рассказывается, что Пифагор (570–500 до Р.Х.) является первым человеком, который обнаружил, что земля круглая. Но ведь Библия намного старше! Книга Исаии была написана в 700-х годах до Р.Х., а книга Иова примерно в 2000 году до Р.Х. Наверное, светские ученые-астрономы, жившие до Пифагора, считали, что Библия ошибалась относительно круглой формы земли, но в действительности Священное Писание было совершенно верным, и если что и должно было измениться, так это мнение светской науки тех времен.
Однако, современная наука подтверждает то, о чем говорит Библия. Писание, как и во всех остальных областях знаний, является абсолютно точным касательно записанных в нем фактов относительно знаний о вселенной.
Где в библии написано что земля круглая
В самом деле, прямым текстом земля не названа ни плоской, ни шарообразной. Но если внимательно читать слово Божие, то можно легко понять, как автор(ы) этого слова представляют себе земную форму.
В ответ на это верующие ищут места Библии, в которых идёт речь о земном шаре, и действительно что-то находят.
«Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья»
В случае Иова 26:7 всё намного сложнее. Если слова:
«Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём»
Вот если бы в Иова 26:7 говорилось о плоской земле, тогда бы всё стало на свои места. Земля — диск, а северный её край (так же, как и прочие) действительно висит над пустотою. Но тогда уже неясно, почему земной диск хоть и висит, но ни на чём — такой вот загадочный оксюморон.
Повторюсь для начала, что даже он не противоречит плосковатости земли. Глянем, что в действительности говорит на сей счёт Библия:
Следовательно, в Библии написано не:
«Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём»,
Он распростёр север над пустотою, повесил землю над ничем.
Противоречит ли теперь Иова 26:7 шаровидности земли? Конечно! Земной шар не висит над ничем, под ним — какую бы точку отсчёта ни взяли — что-то да есть: искусственные спутники, астероиды, планеты, звёзды наконец. Да и северный полюс неясно над какой «пустотой» висит.
А вот если бы в дословном переводе Иова 26:7 шла речь о плоской земле, то всё было бы просто, понятно и очевидно. Земная плоскость, как и «север» на ней, висит над ничем, по сути, над пустотой.
Как помним, в Библии земля описана приблизительно так же: и небесная твердь в Священном писании есть, и на столбах эта твердь стоит, и земля дисковидна, и нет под ней ничего.
Библейскую и греческую мифологии отличает только то, что у Гомера дно мироздания называется Тартаром, а в Библии — Аваддоном. Между плоской землёй и Аваддоном ничего нет, только пустота. Об этом и написано в Иове 26:6-7:
Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону —
Он распростёр север над пустотою, повесил землю над ничем.
Следовательно, Библия подразумевает землю плоской — только так Книга Иова обретает хоть какой-то смысл.
На этом можно поставить точку, а можно продолжать разбираться с дурацким «севером» над пустотой. Глянем же, как смотрится Иов 26:6-7 без перевода:
Действительно ли слово Божие изначально было записано так? Отнюдь. Как известно, до VI-X вв. н.э. в еврейском письме никаких огласовок не было, поэтому Иова 26:6-7 из поколения в поколение переписывалось от руки в таком именно виде:
״ערום שאול נגדו ואין כסות לאבדון
נטה צפון עלתהו תלה ארץ עלבלימה״
Поэтому я имею все основания предполагать, что в Иова 26:6-7 говорится не о «севере», а о покрытии или покрывале. Без огласовок и без matres lectionis еврейское слово «север» действительно похоже на слово, обозначающее накрывающий предмет. Наверняка кто-то из переписчиков Священного писания эти два слова перепутал, и вышла полная чепуха. Хотя если задуматься, то накрывать «пустоту» можно только покрытием или покрывалом, но никак не «севером».
Каким же образом вышло, что на свитках Священного писания вещь для накрывания превратилась в «север»? На этот счёт у меня две версии.
״ערום שאול נגדו ואין כסות לאבדון
נטה צפון עלתהו תלה ארץ עלבלימה״
ערום שאול נגדו ואין כסות לאבדון
נטה צפית עלתהו תלה ארץ עלבלימה
״ערם של נגד ון כסת לבדן
נט צפן לת תל רץ לבלמ״
ערם של נגד ון כסת לבדן
נט צפי לת תל רץ לבלמ
ערום שאול נגדו ואין כסות לאבדון
נטה צפוי עלתהו תלה ארץ עלבלימה
Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону —
Он распростёр צפיתצפוי над пустотою, повесил землю עלבלימה.
Поскольку преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону,
то Он распростёр покрывало/покрытие над пустотою: повесил землю над ничем.
Значит, Библия действительно сообщает о плоской земле.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 8548
Согласно Библии, какова форма Земли и её положение относительно Солнца?
Вопрос задан:
08 января 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
И действительно, в четырёх местах Библии мы находим словосочетания «круг неба» и «небесный круг» :
1. «Велика земля и высоко небо, и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит КРУГ НЕБА и опять возвращается на свое место» (2 Езд 4:34).
3 . «Глас грома Твоего в КРУГЕ НЕБЕСНОМ ; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» (Пс 76:19).
1. «Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на ЗЕМНОМ КРУГУ Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притч 8:27-31).
3. «Ты из всего КРУГА ЗЕМНОГО избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию; Ты из всех пучин морских наполнил для Себя один источник, а из всех построенных городов освятил для Себя один Сион» (3 Езд 5:24-25).
4. «И сказал Он мне: от начала творения КРУГА ЗЕМНОГО и прежде нежели установлены были пределы века, и прежде нежели подули ветры; прежде нежели услышаны были гласы громов, прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая; прежде нежели показались прекрасные цветы, прежде нежели утвердились силы подвижные, и прежде нежели собрались бесчисленные воинства Ангелов; прежде нежели поднялись высоты воздушные, прежде нежели определились меры твердей, прежде нежели возгорелись огни на Сионе; прежде нежели исследованы были лета, и отделены те, которые грешат ныне, и запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище: тогда Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного» (3 Езд 6:1-6).
6. «На КРУГ ЗЕМНОЙ пришли уже бедствия, и вы пребудете в них. Бог не избавит вас, потому что вы согрешили против Него» (3 Езд 15:27).
Что же касается вопроса: вращается ли Земля вокруг Солнца, согласно Библии, или же Солнце вокруг Земли, Библия просто не упоминает об этом потому, что целью её написания является, не раскрытие законов движения планет, а вступление человека в спасительные отношения с Богом, и всё, что выходит рамки этой цели, просто не включалось в её содержание.
А тот факт, что движение Солнца в Библии описывается, как движение по тверди небесной, объясняется просто. Во-первых, о Солнце говорится с точки зрения земного наблюдателя: «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор» (Быт. 19,23). Разве мы с вами не имеем права так описывать реальность? Во-вторых, Библия использует образный, поэтический язык, который употребляется, к примеру, и в стихотворении Лермонтова «Бородино»: «Земля тряслась, как наши груди…». Откуда в центральной части России землетрясения? Является ли поэтому данное стихотворение антинаучным взглядом на мир? – Да нет, всем очевидно, что здесь используется особый язык. Так и Библейская картина мира не может быть названа антинаучной лишь на том основании, что образно говорит о движении небесных светил.
На главную страницу Задать свой вопрос священнику
Где в Библии написано, что Земля круглая и что это доказывает?
Где в Библии написано, что Земля круглая? Я хочу доказать, что Библия была первой книгой, в которой упоминается о круглой Земле. Я пытаюсь выяснить время, когда наука выяснила, что Земля имеет круглую форму. Можете ли Вы помочь мне узнать это? Кроме того, мне нужно знать, когда была написана Библия? Было ли это в 2500 — 3500 г.г. до н.э.? Когда были изначально написаны книги Псалмов и пророка Исаии? Пожалуйста, пришлите мне подтверждения ваших ответов.
Написано ли в Библии, что Земля круглая и где?
Я считаю, что Вы должны быть предельно осторожным, когда заявляете, что Библия была первой книгой, в которой сказано, что Земля круглая. Откуда Вы это знаете? Более 99,99% от всего сказанного или обнаруженного древними людьми утеряно. Как мы могли бы узнать, предположим, если бы в 2000 г. до н.э. кто-то предложил, что земля круглая, но это не было записано? Или записано, но эта запись была утеряна позже?
Что мы можем сказать, так это то, что в книге Исаия мы видим следующие слова:
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча [пред Ним]; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. (Исаия 40:22)
Я должен сказать, что нахожу этот отрывок из Библии действительно интересным и даже вдохновляющим, потому как он точно описывает, что Земля имеет круглую форму. Тем не менее я умерил мой энтузиазм по нескольким причинам. Прежде всего, еврейское слово, употребленное в отрывке, обозначает «круг», а не «сферу». Это неоднозначное слово. В качестве аналогии, мы говорим, что земля круглая. Но что это значит? Плоский круг или шар? Конечно, мы имеем в виду сферическую форму, но слово, тем не менее неоднозначное. Дело в том, что многие в древнем мире представляли Землю как плоский круг. Если это так, то Исаия использует несколько неоднозначное слово, которое может быть и сферой и плоским кругом. Это, возможно, не такой эффектный гол, служащий доказательством вдохновения Библии, каким некоторые из нас хотели бы его видеть.
Кстати, насколько я знаю, первой записью, в которой однозначно утверждается, что Земля на самом деле является сферой, был греческий математик и философ Пифагор, в 500-х годах до н.э. Книга Исаии был написана в 700-х годах до н.э. Так что, если Исаия, на самом деле, описывал Землю как имеющую сферическую форму (что несколько сомнительно, но…), то это было бы первое зарегистрированное утверждение по этому вопросу. Тем не менее мы не можем знать наверняка, что это было сказано буквально в первый раз, а можем утверждать только то, что это было первой записью, которую мы имеем по этой вопросу. Кроме того, слово немного неоднозначно – является Земля сферической или плоской и круглой. По этой причине, я бы не использовал Исаию 40:22 как действительно сильное подтверждение вдохновения Библии, хотя это и заманчиво.
Первоначальная дата написания Ветхого Завета является чрезвычайно сложным вопросом. Отдельные его части, такие как книги Есфирь и пророка Малахии, были написаны в 5 веке до н.э.. Книга Исаия был написана в 8-м веке до н.э. Исход и Второзаконие были написаны либо в 15-м, либо в 13-м веке до н.э., в зависимости от того, с насколько консервативным ученым Вы говорите. Здесь есть целый ряд вопросов. Мы не можем абсолютно доказать, что Исход и Второзаконие были написаны ранее. На самом деле, некоторые данные этих книг указывают на редактора, добавившего несколько небольших комментариев в гораздо более поздний период. Кроме того, существует целый ряд частей Ветхого Завета, о времени написания которых мы, действительно, не имеем представления. Когда были написаны эти книги?
Книга Бытие — сложный вопрос. Это, как представляется, устная традиция с почти 2000-го г. до н.э., но мы, действительно, не имеем ни малейшего представления, когда эта устная традиция была записана. Возможно, это было еще во времена Моисея, возможно, раньше или, возможно, позже. Некоторые из псалмов Давида датируются 11-м веком до н.э., но другие принадлежат Моисею, сыновьям Кореевым, Асафу, и, по меньшей мере, один датируется одним из периодов изгнания (Псалом 126), более чем 500 лет спустя, когда Давид написал свои псалмы. Соломон, вероятно, написал много пословиц, но конечно не все. 1-е и 2-е Царств были написаны значительно раньше, чем 1-е и 2-е Паралипоменон, но мы, действительно, не знаем дат.
Извините, но Вам придется жить с изрядной долей неопределенности по отношению к периодам написания большей части книг Ветхого Завета. Есть некоторые книги (Даниил, Ездра, Неемия), о времени написания которых можно сказать довольно точно, но есть и другие — о которых мы, действительно, не знаем, когда они написаны.
Книга Исайи говорит о Земле — но в каком ключе?
Это правда, что в Библии (книга Исайи) говорится, что земля круглая. Но что это значит? В этом месте Библии земля описана в поэтическом смысле как «круг». Причем круг — двумерная фигура. Если он не вращается вокруг оси, то еще и плоский. Кроме того, небо описано, как «раскинутое» или «растянутое», как купол. Древние часто представляли себе землю в виде диска, покрытого полусферическим хранилищем. Этот текст подходит под это понимание.
Другими словами, этот отрывок из Библии и ему подобные никогда не предназначались для того, чтобы комментировать размеры и форму Земли, но просто сообщает о восходе и заходе. Это поэтические картины, которые могут содержать правдивые части. Тем не менее если их вырвать из литературного контекста, то может возникнуть искаженная картина.
Этот отрывок из Библии не доказывает, что земля имеет шарообразную форму, как и не противоречит этому.
Донаучная информация в Библии о круглой форме Земли
Среди христиан и христианских библейских «исследователей» распространённым является убеждение, что их писания являются безупречными.
«Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча [пред Ним]; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья». Исаия 40:22
Они полагают, что ивритский эквивалент библейского слова «круг» также может означать сферу, что указывает на точность библейских данных (аргумент «донаучная информация в Библии о круглой форме Земли»; AA555).
Также имеется упоминание «земного шара» в апокрифическом тексте:
«Эта голова устрашила всю землю и владычествовала над обитателями земли с великим угнетением, и удерживала власть на земном шаре более всех крыльев, которые были». 3 Ездры 11:32
Содержание
Контрапологетика [ править ]
В приведённом отрывке из Исаия 40:22 сказано именно «круг земли», а круг – это плоская фигура. Но даже если слово «круг» в данном случае можно перевести как «шар» или «сфера», это всего лишь одна из возможных интерпретаций, которая не является доказанной и единственной правильной (а также противоречит многим другим фактам, как будет показано ниже). А это уже означает, что её нельзя использовать как доказательство точности и безупречности библейского текста и как доказательство его сверхчеловеческого происхождения. Иначе это будет выдача желаемого за действительное.
Более того, множество фактов указывают на то, что под «кругом земли» здесь с большей вероятностью имеется в виду именно плоский круг. Первый из таких фактов – это культурный контекст, в котором жили авторы Библии. Представления древней Месопотамии о мире были как о плоском круглом диске с сушей в центре и водой по краям. То, что ранняя иудейская мифология в значительной мере заимствована от вавилонских культурных достижений, делает, по крайней мере, правдоподобным то, что авторы Ветхого Завета были подвергнуты влиянию местных представлений и под «кругом земли» имели в виду именно плоский круг, а не шар. Второй из таких фактов – это контекст самих глав 40 и 41 Книги Исайи, где после упоминания «круга земли» говорится о «краях» и «концах» земли (см. ниже).
Стихи, указывающие на плоскую Землю [ править ]
В Библии имеется множество стихов, утверждающих, что у Земли есть края, с которых можно упасть, что с достаточно высокого места можно увидеть всю поверхность Земли до самых краёв (что невозможно для сферы), а некоторые стихи также утверждают, что у Земли есть 4 угла. Кроме плоской формы Земли некоторые из них указывают также, что небо – это некая поверхность над землёй («как шатёр для жилья»), которой можно достичь.
Сторонники апологетики пытаются трактовать эти стихи метафорически, зачастую вкладывая в них смысл, которые авторы этих строк в них, скорее всего, не вкладывали. Чтобы понять истинный смысл этих строк, нужно провести подробный лингвистический и филологический анализ. При этом анализировать придётся оригинальный текст. Главная сложность такого исследования заключается в том, что Библия написана на мёртвом языке, и нет способа обратиться за помощью к его носителям. Но даже если эти отрывки и можно трактовать метафорически, это, во-первых, не доказывает, что их нужно трактовать метафорически; а во-вторых, это само по себе лишает нас возможности делать утверждения о точности библейского описания мира. Если какие-то отрывки можно толковать метафорически, то нет способа установить, какая же из множества трактовок имелась в виду изначально автором этого отрывка. Сторонники апологетики без всяких оснований «задним числом» принимают за истинную именно ту трактовку, которая соответствует современным научным знаниям о мире, то есть подгоняют решение под заранее желаемый ответ.
Кроме того, следует помнить, что разные книги Библии (и иногда разные главы одной книги) писались разными авторами, жившими в разные эпохи и в разных культурных средах, и поэтому они могли иметь разные представления о форме Земли. Так, некоторые из них могли считать Землю плоским кругом, некоторые – плоским квадратом с четырьмя углами, а некоторые вполне могли считать Землю и шаром (в чём нет ничего удивительного, как будет показано ниже). Поэтому разные отрывки Библии (иногда даже в разных главах одной и той же книги) могут противоречить друг другу в вопросе о форме Земли. И это вовсе не доказывает, что одно из этих представлений следует понимать метафорически. Все эти отрывки могут иметь буквальный смысл, просто представления о форме Земли у их авторов были разные. Поэтому в главе 11 Книги Исайи может говориться о «четырёх концах земли», а в главе 40 Земля может быть представлена как плоский круг (ведь, по мнению специалистов, эти главы написаны разными людьми).
Источник информации о форме Земли [ править ]
Даже если в авторы Библии действительно знали, что Земля имеет форму шара, имеется несколько возможностей, как они могли получить информацию об этом:
Без дополнительных сведений в качестве предварительного вывода следует рассматривать варианты 3—5 как наиболее правдоподобные объяснения. Первый вариант являет собой самое невероятное из предложенных объяснений перечня.
Форма Земли в древнегреческой философии [ править ]
В частности, известно, что ещё древнегреческие философы в VI–IV веках до н.э. доказали шарообразность Земли на основе реальных наблюдаемых фактов:
Времена написания Третьей книги Ездры и глав 40–50 Книги Исайи пересекаются с периодом, когда древнегреческие философы предполагали и доказывали шарообразную форму Земли (VI век до н.э. и позже). Следовательно, авторы этих глав книг Библии могли быть знакомы с их идеями, и даже если эти авторы действительно имели в виду шар, а не плоский круг, нет никаких серьёзных причин предполагать сверхъестественное происхождение этих знаний.
К идее о шарообразности Земли на основе тех же наблюдаемых фактов могли прийти философы и астрономы и других народов, с которыми евреи находились в более тесном контакте (например, вавилонские). Или же вавилоняне могли заимствовать эти идеи от греков, а потом передать их евреям. В конце концов, образованные евреи сами могли проанализировать факты и прийти к выводу о шарообразности Земли. Все эти объяснения гораздо правдоподобнее, чем объяснение через влияние сверхъестественных сил. Особенно, если учесть, что эти главы Библии были написаны как раз во время или после Вавилонского плена.