где создаются локальные системы оповещения и в чем их преимущество
Где создаются локальные системы оповещения
На вопрос, где создаются локальные системы оповещения, имеется определенный ответ – на предприятиях, где необходима эвакуация персонала в случае экстренной необходимости (пожар или чрезвычайная ситуация). Предназначение СО – обеспечить сохранность здоровья работников, предупредить ухудшение обстоятельств вследствие возникновения разного вида бедствий.
Задачи локальной системы оповещения
При появлении чрезвычайных ситуаций, локальная система оповещения, которая создается на предприятиях, торговых центрах, местах общего пользования позволяет предупредить появления человеческих жертв, существенные материальные убытки. Быстрая оценка персоналом текущего положения дел дает возможность оперативно отреагировать на проблему, грамотно оценить обстоятельства, применить методы защиты.
Главными задачами современных оповещающих средств являются:
Технический контроль, осмотр элементов локальной системы оповещения должен проводиться в соответствии со спецификацией устройств, составляющих ее. Невыполнение норм обеспечения безопасности сотрудников, визитеров в публичном помещении влечет за собой уголовную ответственность.
Места создания системы локального оповещения
Производственные предприятия – главные потребители комплексных систем локального оповещения. Согласно статистическим исследованиям, именно заводы, фабрики, комбинаты разного типа собственности признаются МЧС объектами повышенной опасности. Прямая угроза самочувствию, жизни человека, серьезных имущественных потерь обуславливает внедрение ЛСО.
В первую очередь, комплексы предупреждений (зрительных, аудио) создаются на предприятиях:
Системы локального оповещения персонала в учреждениях повышенной опасности должны включать все типы сигналов, поскольку нередко нештатные происшествия не могут быть идентифицированы тактильно, визуально. Случаются стихийные бедствия, иные катаклизмы, приводящие к частичному (полному) обрушению строений. В таких случаях, правильно настроенное радиооповещение обеспечит немедленную эвакуацию сотрудников, посетителей.
Технические требования к системе локального оповещения
Законодательство, регулирующее положения о нештатных происшествиях, требует наличия в помещениях массового скопления людей системы локального оповещения, состоящей из взаимосвязанных (взаимозаменяемых) аппаратных решений.
В структуру стандартного комплекса входят:
Речевая (текстовая) информация, внедренная в систему локального оповещения, усилит эффект, даст находящимся в здании необходимые инструкции, устранит вероятность проявления панических настроений. Индикаторы (светодиодные, ламповые) зададут правильное направление движения в условиях задымления, снижая тем самым риск получения травм при продолжающихся эвакуационных мероприятиях.
Требования по созданию локальной системы оповещения
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для объектов зоны оповещения для которых не установлены нормативными правовыми актами в соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 4.6 ГОСТ Р 55201-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства» разработке проектной документации предшествует разработка специальных технических условий с целью установления границ зон оповещения, в порядке, установленном законодательством.
Для получения дополнительных разъяснений по созданию ЛСО необходимо обращаться в отдел государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области.
Адрес: 190020, Ленинградская область, Всеволожский район,
Телефон/факс: (812) 640-05-89 доб.036
Заместитель начальника отдела – Коваленко Дмитрий Андреевич
Локальные системы оповещения
Чтобы оперативно оповещать население авариях на АЭС, химически опасных предприятий, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность аварий и катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения.
С их помощью миожно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.
Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.
Приходится констатировать, что Постановление Правительства «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» выполняется неудовлетворительно. Только 7% объектов имеют такие системы предупреждения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Главное преимущество локальных систем – их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.
Локальная система должна включаться очень быстро, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.
Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения – вот главное требование к тем, сто несет дежурство на диспетчерском пункте.
Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов народного хозяйства, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья).
Во всех населенных пунктах и объектах, включенных в локальную систему оповещения, устанавливаются электросирены типа «С-40», обеспечивающие надежное излучение в радиусе 300-700 м. В производственных помещениях с повышенной шумностью устанавливаются электросирены «С-28».
Локальные системы оповещения. Новые правила создания.
С 1 января 2021 года вступают в силу два нормативных акта МЧС России и МинЦифРаз России существенно влияющих на создание и обслуживание систем оповещения, в том числе и на локальные системы оповещения (ЛСО).
Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития РФ № 578/365 утверждает новое Положение о системах оповещения населения, а приказ N 579/366 утверждает Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.
Для сотрудников организаций эксплуатирующих и создающих ЛСО на опасных производственных объектах I и II классов опасности необходимо разобраться в изменившихся требованиях к созданию и эксплуатации ЛСО. Мы рассмотрим все изменения и рассмотрим все аспекты создания и эксплуатации ЛСО.
«Положение о системах оповещения населения» утверждает общие положения, назначение и основные задачи систем оповещения населения, порядок задействования систем оповещения населения, а также мероприятия по поддержанию в готовности систем оповещения населения.
Вся представленная в данном разделе информация, касающаяся стоимости систем, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса РФ.
Стоимость создания локальной системы оповещения определяется расчётом на основании полученных исходных данных. Предоставляется по запросу.
Модернизация управляющего комплекса ЛСО ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б. П. Константинова»
г. Гатчина
Модернизация управляющего комплекса ЛСО Новатэк Усть-Луга
Ленинградская Обл.
Создание ЛСО под ключ
Полный комплекс работ по созданию ЛСО «Бурейского НПЗ» г.Бурейск
Модернизация управляющего комплекса ЛСО ЦБК
Ленинградская Обл.
Модернизация управляющего комплекса АО «Еврохим СЗ» г. Кингисепп
Монтаж и пуско-наладка локальной системы оповещения ГТС Отказненского водохранилища
Ставропольский край с.Отказное
В состав предложения входит:
— Проектирование;
— Поставка оборудования;
— Монтаж и пуско-наладка;
— Сдача локальной системы оповещения в эксплуатацию.
Локальная система оповещения осуществляет оповещение абонентов посредством трансляции им звуковых и речевых сообщений, как ранее записанных, так и созданных с помощью технологии синтеза речи.
Оповещение по каналам:
— громкоговорящей связи;
— телефонной, сотовой, радиосвязи;
— отправка E-mail и SMS-сообщений.
Система соответствует требованиям ГОСТ-Р 42.3.01- 2021 «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Функциональные возможности:
— трансляция ранее записанных или созданных с помощью технологии синтеза речи речевых сообщений ;
— рассылка уведомлений (sms, e-mail);
— оповещение по сценариям;
— развитая система мониторинга чрезвычайных ситуаций на территории объекта;
— контроль состояния оконечных устройств и передача сигнала исправности (неисправности) на пульт управления;
— прием сигналов квитирования о получении информации оповещения от оконечных устройств, подключенных к пункту управления, показ информации на интерактивной план-схеме поверх карты;
— отображение и хранение информации о ходе и результате процесса оповещения;.
1. Где создаются локальные системы оповещение?
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
2. Зоны действия локальной системы оповещения?
Примечание:
Каким же именно нормативным документом необходимо руководствоваться организации при определении границы зоны действия локальной системы оповещения?
Фактически новое положение узаконивает механизм разработки и применения Специальных технических условий (СТУ ЛСО) для определения границы зоны действия ЛСО.
Это наиболее точный механизм определения границы зоны действия локальной системы оповещения. Если собственник хочет сократить зону действия ЛСО для Химически опасного объекта он разрабатывает специальные технические условия (СТУ ЛСО) для определения зоны действия ЛСО. Для взрыва-пожароопасных объектов разработка СТУ ЛСО вообще является обязательным пунктом, т.к. ни 178 Постановление, ни новое Положение не определяет эти границы.
3. Задачи и назначение локальной системы оповещения
Задачи и назначение локальной системы оповещения
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (и информирования), и экстренной информации до:
· руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий, объектового звена РСЧС;
· объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
· единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
· руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
· людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
Что же конкретно должна выполнить локальная система оповещения при ее задействовании?
4. Порядок задействования локальной системы оповещения населения.
Задействование по предназначению ЛСО планируется и осуществляется в соответствии с:
· положением о системе оповещения населения (локальной системе оповещения);
· планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны);
· планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Положение о локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с «Положением о системах оповещения населения», утверждённого приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ № 578/365 от 31.07.2020 г.
Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС (в том числе и опасных производственных объектов I и II классов опасности), получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС объектового уровня.
5. Решение на задействование локальных систем оповещения.
Решение на задействование локальных систем оповещения принимается руководителями организаций.
Руководители штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Границы зоны чрезвычайной ситуации соответствуют границам зоны оповещения ЛСО.
6. Режимы функционирования локальной системы оповещения:
Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования локальные системы оповещения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) локальных систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) локальной системы оповещения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, так же задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации.
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС объектового уровня. Допускается трехкратное повторение этих сообщений.
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС объектового уровня, совместно с органами повседневного управления РСЧС.
Требования к локальной системе оповещения.
— прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня; включение (запуск) не менее чем с одного пункта управления ГО и РСЧС для муниципальных и локальных систем оповещения;
— взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления о задействовании ЛСО;
— автономное (децентрализованное) управление локальными системами оповещения;
— автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска локальной системы оповещения; обмен информацией со взаимодействующими системами мониторинга техногенных чрезвычайных ситуаций в:
* автоматическом;
* автоматизированном;
* ручном режимах;
— подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения;
— формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений;
— передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации;
— двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями;
— установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный);
— оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации;
— дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС объектового уровня;
— приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде;
— контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение;
— приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему;
— контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи; защита от несанкционированного доступа;
— документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.
Создание Локальных систем оповещения
Общие понятия
Локальная система оповещения или Система оповещения потенциально-опасного объекта — cоставная часть нижнего звена многоуровневой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемая на потенциально опасных объектах.
1 п. 3 ст 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
В зависимости от назначения потенциально опасного объекта определены зоны действия (озвучивания) локальных систем оповещения, которые составляют 2 :
2 № 178 от 01.03.1993 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения
потенциально опасных объектов»). Постановление Правительства Российской Федерации
Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до 3 :
3 701/212/803 от 17 декабря 1998 года701/212/803 от 17.12.1998 «Положение о системах оповещения гражданской обороны», введенное приказом МЧС России
Состав комплекса технических средств Локальной системы оповещения определяется по итогам разработки проектной документации на основании:
Этапы ввода в эксплуатацию
Рекомендуется следующая последовательность выполнения работ по реализации Локальной системы оповещения:
1 этап – разработка и согласование проектной документации, а также технического задания с ГУ МЧС России по Ленинградской области и ГКУ «Объект №58 Правительства Ленинградской области»;
2 этап – создание командного комплекса локальной системы оповещения на территории объекта;
3 этап – создание элементов локальной системы оповещения в регламентированной зоне озвучивания.
4 этап – создание элементов локальной системы оповещения на территории объекта;
5 этап – приемка в промышленную эксплуатацию с разработкой инструкций по эксплуатации, инструкций для эксплуатационного персонала и персонала, производящего техническое обслуживание и ремонт; проведение обучения персонала, разграничение зон ответственности и внесение изменений в должностные инструкции; формирование приказов по предприятию о вводе Локальной системы оповещения в опытную и промышленную эксплуатацию;
Проектные решения
При создании Локальной системы оповещения должна быть произведена оценка имеющихся (действующих) аналоговых и цифровых средств оповещения на территории объекта, построенных на базе П-160, П-164, П-166, КТСО-Р, КТС ТРВ и ОКСИОН, и определение возможного их сопряжения с проектируемым комплексом технических средств оповещения.
Основной вклад в стоимость реализации Локальной системы оповещения вносит количество и мощность средств усиления и воспроизведения сигналов оповещения. Выбор типа, количества и мощности громкоговорителей определяется на основании результата расчета уровней звукового давления, который производится, исходя из следующих критериев*:
Тип и мощность усилительно-коммутационного блока выбирается, исходя из суммарной мощности рупорных громкоговорителей с учетом рекомендуемого запаса или последующего расширения системы оповещения.
* — для выбора оптимального количества громкоговорителей и снижения затрат на последующую реализацию локальной системы оповещения при выполнении акустических расчетов используется сервис ООО «Инфострата».
При создании командного комплекса должно быть применено оборудование, позволяющее осуществлять прием сигналов оповещения от РАСЦО и КСЭОН Ленинградской области. В качестве составляющего оборудования оперативного дежурного командного комплекса устанавливается оборудование для циркулярного управления Локальной системой оповещения и для подачи сигнала о чрезвычайной ситуации на вышестоящее звено РАСЦО.
Для сопряжения оборудования командного комплекса с усилительно-коммутационным оборудованием, применяемым для оповещения в зоне действия Локальной системы оповещения, устанавливаются блоки сопряжения, позволяющие организовывать взаимодействие посредством проводных и беспроводных каналов связи.
Кроме организации каналов связи с оборудованием оповещения на территории объекта и оборудованием, расположенным на территории зоны озвучиваемости (зоны действия) Локальной системы оповещения, должна быть предусмотрена организация основных и резервных каналов сопряжения оборудования командного комплекса с РАСЦО и КСЭОН Ленинградской области.
ООО «КСЭОН» выполняет полный комплекс работ по созданию Локальных систем оповещения, производит сдачу в промышленную эксплуатацию, осуществляет эксплуатационно-техническое обслуживание. Для получения консультации или предложения на выполнение работ — позвоните нам (812) 309-01-85 или отправьте запрос на ooo@kse—on.ru.