в чем разница между естественными и искусственными биоценозами

Сравнение естественных и искусственых экосистем

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экосистема – это биологическая система, которая состоит из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы их взаимосвязей.

Сущность естественных и искусственных экосистем и различия между ними

Естественные экосистемы — это экосистемы, которые формируются в природе в результате естественной жизнедеятельности организмов. Искусственные экосистемы формируются при участии человека.

Между естественными и искусственными экосистемами имеются существенные различия между:

Сравнительные характеристики естественных и искусственных экосистем

Источником энергии для естественного биоценоза является Солнце. Что касается искусственных экосистем (агроценозов), то они помимо солнечной энергии получают дополнительные источники энергии. Ее человек затрачивает на борьбу с паразитами и болезнями сельскохозяйственных культур.

Также в искусственных и естественных экосистемах существенно различается видовое разнообразие. Агроценозы отличаются весьма бедным видовым составом. Часто им присуща монокультура или большое число одного вида сельскохозяйственного растения. В агроценозах большое значение для поддержания видового разнообразия имеют специализированные методы борьбы с вредителями, а именно:

Естественные и искусственные экосистемы отличаются также и по степени устойчивости сообществ. Так как в агроценозе содержится меньше видов, то и степень их устойчивости будет минимальной. Пищевые цепи в природном сообществе такого типа будут также неразветвленными.

Готовые работы на аналогичную тему

Естественные экосистемы (биогеоценозы) — это основные составные части биосферы. Их разнообразие и распространенность по земной поверхности имеют большое значение для человека, поскольку от них он получает продукты питания, вещества для лечения, материалы для изготовления одежды и постройки жилья, сырье для промышленного производства и т.д.

Круговорот веществ в природе также является весьма важной характеристикой экосистем. В естественных экосистемах первичная продукция растений или урожай проходит через многочисленные цепи питания, достаточно быстро возвращаются в систему биологического круговорота. Такой круговорот веществ называется замкнутым.

В агроценозах круговорот веществ несколько нарушен, так как большая часть продукции изымается при сборе урожая. Такой круговорот веществ называется незамкнутым. В результате постоянно приходится заботиться о поддержании плодородия почвы, внося удобрения. В последнее время человек особенно резко меняет состояние естественных экосистем и в целом глобальной оболочки Земли – биосферы. Результатом может стать разрушение исторически сложившихся природных сообществ.

Человек может использовать различные средства сохранения экосистем:

Таким образом, естественные и искусственные экосистемы являются по своей сути природными сообществами с различными механизмами образования, несколькими различными компонентами, но схожей системой взаимодействия организмов между собой.

Источник

Естественные и искусственные биоценозы

Разделы: Биология

Цели и задачи урока:

Формирование у учащихся знаний:

Тип урока. Дискуссионная лекция с использованием презентации.

Оборудование. Компьютеры, проектор, CD диск «Биология», электронные тесты.

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

1. Каковы доказательства того, что естественный отбор – ведущая причина эволюции животных?

2. Почему возникновение ареалов в природе и их виды – результат приспособленности животных?

3. Каковы закономерности размещения животных в природе?

II. Изучение нового материала.

Дети, глядя на тему урока, формулируют цели и задачи урока.

Всех нас волнует серьезный вопрос:
Что же такое биоценоз?
Эту проблему решу я, друзья, –
Это такая большая семья:
Звери и птицы, жуки, пауки,
Лес, в нем березы, осины, дубки,
Черви и мыши, воздух, земля,
Листья опавшие, может, хвоя,
Даже тропа, где грибочки ты нес,
Вот, что такое биоценоз.

Как вы думаете, исходя из прочитанного стихотворения, какое определение можно дать понятию «биоценоз»?

! Биоценоз – это сообщество (совокупность) растений, животных и других организмов.

Итак, биоценоз – это…(см. слайд 2)

Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный (см. слайд 3). Попробуйте определить, в чем разница этих биоценозов. Приведите примеры.

! Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.

Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород.

Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый (см. слайды 4-7)

Чем выше численность видов, тем устойчивее биоценоз к различным вмешательствам.

Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью – пространственной и временной (см. слайд 8).

Как вы считаете, что обозначают эти понятия?

Пространственная – располагается в пространстве (тройное измерение).

Временная – располагается во времени (меняется со временем)

Пространственная ярусность (см. слайд 9) характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.

Временная ярусность (см. слайд 10) происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.

В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения. Различают организмы продуценты, консументы и редуценты (см. слайд 11). Попробуйте дать определение понятию «продуценты»

! Продуценты – те, которые что-то производят (продуцируют).

Какие организмы на ваш взгляд могли бы быть продуцентами?

! Растения, т.к. они производят кислород и органические вещества.

Растения, производящие органические вещества из неорганических, называются продуцентами (см. слайд 12).

Если продуценты – организмы, производящие вещество, то тогда кто такие консументы?

! Консументы – это те организмы, которые потребляют вещество.

Растительноядные животные, создающие органические вещества, но уже животного происхождения, называются консументами I порядка (см. слайд 13).

Хищники и паразиты, тоже создающие органические вещества, поедая растительноядных животных, называются консументами II порядка и т.д.

Итак, мы выяснили, кто такие продуценты и консументы. Подумайте и скажите, кто такие редуценты и какую роль должны выполнять они?

! Редуценты – организмы, которые перерабатывают останки погибших животных и растений.

В естественном биоценозе происходит саморегулирование численности особей каждой группы.

Как вы думаете, какими особенностями будет обладать искусственный биоценоз?

! Там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.

Земледелие привело к уничтожению естественных и созданию искусственных биоценозов (агробиоценозов). Выращивание на больших площадях растений одного вида, например, картофеля, пшеницы, повлекло за собой резкое сокращение связей между видами. Агробиоценоз отличается незначительной устойчивостью, т.к. отсутствует ярусность (и временная, и пространственная).

Культурные растения формируют специфичный состав обитателей животного мира с преобладанием растительноядных видов, в основном насекомых- вредителей. Все особи характеризуются хорошей приспособленностью к быстрой смене растительного покрова, всеядностью.

Для борьбы с ними человек использует различные методы, применяет ядохимикаты, загрязняя при этом среду обитания, уничтожая наряду с вредными и полезных животных. Для поддержания устойчивости искусственных биоценозов необходимы большие финансовые затраты.

Для примера рассмотрим биоценоз водоема (см. слайд 16).

Продуцентами здесь являются все виды растений, которые в большинстве случаев располагаются в верхних слоях. Микроскопические водоросли образуют фитопланктон.

Консументами I порядка являются микроскопические животные, образующие зоопланктон, которые питаются фитопланктоном и напрямую зависят от его развития.

Консументы II порядка – рыбы, питающиеся ракообразными и насекомыми.

Консументы II порядка – хищные рыбы.

Консументы могут обитать на различных глубинах, в том числе и на дне.

Остатки жизнедеятельности всех организмов опускаются на дно и становятся кормом для редуцентов, разлагающих их до неорганических веществ.

Раз, два, три, четыре.
Биосемьи изучили,
Много нового узнали
И немножечко устали.
Мы глазами повращаем,
Головою покачаем.
Руки, ноги потянули,
Хорошенечко вздохнули,
Наклонились раз и два.
Не кружится голова?
Ну, коль с вами все в порядке,
Поработаем в тетрадке.

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа в тетради (закрепление понятий «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз»).

2. Самостоятельная работа (отработка понятий).

Сильные учащиеся рассматривают биоценоз водоема (работа на листах – шаблонах).

Слабые учащиеся просматривают фильм «Муравьи» и отвечают на вопросы (работа на листах – шаблонах).

На работу дается определенное время. По истечению времени учащиеся отвечают на поставленные вопросы (комментируют показ своего материала).

Листы (с разными сведениями) раздаются учащимся. Через 2–3 минуты предлагается зачитать 2 наиболее понравившихся факта.

Выполнение тестовых заданий в программе «Knowing». Учащиеся открывают на Рабочем столе папку «Knowing», выбирают тест «Биоценоз» и начинают тестирование.

1.Итак, сегодня мы проделали большую работу. Давайте подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали и где это может пригодиться вам в жизни?

Выслушиваются варианты ответов.

2. Домашнее задание:

Вот и ответили мы на вопрос –
«Что же такое биоценоз?»
Здесь все семьею одною живут,
Дышат, питаются, даже растут.
Все приловчились, порядок везде,
Всё по закону «Ты – мне, я – тебе»
Если вдруг с кем-то случилась беда –
Нечего плакать, такая судьба.
В целом, у каждого доля своя,
В этой системе есть где-то и я.
Теперь не возникнет, надеюсь, вопрос
«Что же такое биоценоз?»

Источник

53. Естественные и искусственные биоценозы

53. Естественные и искусственные биоценозы 25.07.2012 Torchwood

Вопрос 1. Докажите, что пространственная и временная ярусность повышают устойчивость био­ценоза.

Пространственная и временная ярус­ность позволяет большому количеству ви­дов уживаться на одной территории, так как обеспечивает более широкое исполь­зование света, тепла, влаги и тем самым уменьшает конкуренцию. А у сообщества с большим видовым разнообразием шире возможность приспособления к меняю­щимся условиям живой и неживой приро­ды, т. е. выше устойчивость.

Вопрос 2. Приведите известные вам примеры, подтверждающие наличие временной или про­странственной ярусности у животных.

Примером пространственной ярусности у животных может служить распределе­ние гнездовий у птиц. Есть виды птиц, гнездящиеся на земле (куриные, тетере­виные, овсянки, коньки и др.), в кустар­никовом ярусе (снегири, славки, соловьи, певчие дрозды и др.), в кронах деревьев (корольки, щеглы, зяблики и др.).

Временную ярусность иллюстрируют различные календарные сроки гнездова­ния. Так, например, зяблики выводят птенцов весной, а клесты — зимой.

Вопрос 3. Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка?

Продуцентами являются организмы, которые производят первичные органиче­ские вещества из неорганических. Напри­мер, растения, используя энергию солнца, производят их из углекислого газа и во­ды. Поэтому продуцентов II порядка быть не может. Все они относятся к первому трофическому уровню.

Консументы — это потребители органи­ческих веществ. Их можно разделить на растительноядных и хищных, т. е. отнес­ти к I и II порядку.

Вопрос 4. Почему в естественных биоценозах значительно реже, чем в искусственных, наблюда­ются случаи массового размножения вредителей?

Это объясняется тем, что в естествен­ных биоценозах видовой состав и взаимо­отношения между видами сбалансирова­ны. Внедрение в устойчивую систему есте­ственного биоценоза инородного вида и его массовое размножение затруднитель­но. В искусственном же биоценозе законы взаимодействия между видами направ­ленно нарушены (для получения высокой продуктивности одного вида) и массовому размножению вредителей нет естествен­ных преград.

Источник

В чем разница между естественными и искусственными биоценозами

в чем разница между естественными и искусственными биоценозами. Смотреть фото в чем разница между естественными и искусственными биоценозами. Смотреть картинку в чем разница между естественными и искусственными биоценозами. Картинка про в чем разница между естественными и искусственными биоценозами. Фото в чем разница между естественными и искусственными биоценозами

Естественные и искусственные биоценозы

Виды структур биоценоза: видовая, пространственная (вертикальная ( ярусность ) и горизонтальная ( мозаичность ) организация биоценоза) и трофическая.

Определяется видовым многообразием. Для биотопов характерно определенное видовое многообразие— совокупность популяций входящих в его состав. Количество видов зависит от продолжительности существования, стойкости климата, производительности типа биоценоза (пустыня, тропический лес).

Различается количество особей разных видов и т. п. Наиболее многочисленные виды биотопов называют доминантными. При изучении больших биотопов определить всё видовое многообразие невозможно. Для изучения определяют количество видов с определённой территории (площади)— видовое богатство. Видовое многообразие разных биоценозов сравнивают по видовому богатству с одинаковой площади.

Пространственная структура

Экологическая структура

Виды биоценозов: 1) Естественные (река, озеро, луг и т.д) 2) Искусственные (пруд, сад, и т.д.)

Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный (см. слайд 3). Попробуйте определить, в чем разница этих биоценозов. Приведите примеры.

Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.

Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород.

Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый.

Чем выше численность видов, тем устойчивее биоценоз к различным вмешательствам.

Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью – пространственной и временной.

Как вы считаете, что обозначают эти понятия?

Пространственная – располагается в пространстве (тройное измерение).

Временная – располагается во времени (меняется со временем)

Пространственная ярусность характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.

Временная ярусность происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.

В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения. Различают организмы продуценты, консументы и редуценты. Попробуйте дать определение понятию «продуценты»

Продуценты – те, которые что-то производят (продуцируют).

Какие организмы на ваш взгляд могли бы быть продуцентами?

Растения, т.к. они производят кислород и органические вещества.

Растения, производящие органические вещества из неорганических, называются продуцентами.

Если продуценты – организмы, производящие вещество, то тогда кто такие консументы?

Консументы – это те организмы, которые потребляют вещество.

Растительноядные животные, создающие органические вещества, но уже животного происхождения, называются консументами порядка.

Хищники и паразиты, тоже создающие органические вещества, поедая растительноядных животных, называются консументами II порядка и т.д.

Итак, мы выяснили, кто такие продуценты и консументы. Подумайте и скажите, кто такие редуценты и какую роль должны выполнять они?

Редуценты – организмы, которые перерабатывают останки погибших животных и растений.

В естественном биоценозе происходит саморегулирование численности особей каждой группы.

Как вы думаете, какими особенностями будет обладать искусственный биоценоз?

Там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.

Земледелие привело к уничтожению естественных и созданию искусственных биоценозов (агробиоценозов). Выращивание на больших площадях растений одного вида, например, картофеля, пшеницы, повлекло за собой резкое сокращение связей между видами. Агробиоценоз отличается незначительной устойчивостью, т.к. отсутствует ярусность (и временная, и пространственная).

Культурные растения формируют специфичный состав обитателей животного мира с преобладанием растительноядных видов, в основном насекомых- вредителей. Все особи характеризуются хорошей приспособленностью к быстрой смене растительного покрова, всеядностью.

Для борьбы с ними человек использует различные методы, применяет ядохимикаты, загрязняя при этом среду обитания, уничтожая наряду с вредными и полезных животных. Для поддержания устойчивости искусственных биоценозов необходимы большие финансовые затраты.

Для примера рассмотрим биоценоз водоема .

Продуцентами здесь являются все виды растений, которые в большинстве случаев располагаются в верхних слоях. Микроскопические водоросли образуют фитопланктон.

Консументами I порядка являются микроскопические животные, образующие зоопланктон, которые питаются фитопланктоном и напрямую зависят от его развития.

Консументы II порядка – рыбы, питающиеся ракообразными и насекомыми.

Консументы II порядка – хищные рыбы.

Консументы могут обитать на различных глубинах, в том числе и на дне.

Остатки жизнедеятельности всех организмов опускаются на дно и становятся кормом для редуцентов, разлагающих их до неорганических веществ.

Ни у одного народа вера в бессмертие не была так сильна, как у кельтов; у них можно было занимать деньги, с тем что возвратишь их в ином мире. Генрих Гейне
ещё >>

Источник

Естественные и искусственные биоценозы

Тема урока Естественные и искусственные биоценозы

Цель урока : Дать учащимся представление о биоценозах естественных и искусственных, о компонентах биоценоза (продуцентах, консументах и редуцентах), причинах устойчивости естественного и неустойчивости искусственного биоценоза

— образовательные : познакомить учащихся с естественными и искусственными биоценозами;

-развивающие : создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поискового и сравнительно-аналитического характера; Изучение новых знаний и способов деятельности (обучающиеся учатся добывать информацию различными способами).

-воспитательные : продолжить формирование ценностного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный процессор, интерактивная доска, презентация по теме, коллекция биоценоз, агроценоз, материал для моделирования

Методы : поисковый, сравнительно-аналитический.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

I. Организационный момент.

Мы с вами изучили развитие и закономерности размещения животных на Земле. Давайте вспомним основные понятия, решим кроссворд в чем разница между естественными и искусственными биоценозами. Смотреть фото в чем разница между естественными и искусственными биоценозами. Смотреть картинку в чем разница между естественными и искусственными биоценозами. Картинка про в чем разница между естественными и искусственными биоценозами. Фото в чем разница между естественными и искусственными биоценозами

1.наука о зародышевом развитии организма(эмбриология)

2. орган, утративший свою функцию (рудимент)

3. Наука о древних организмах прошлых геологических эпох (палеонтология)

4.закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования (миграция)

5.определённые территории занимаемые видом животных (ареал)

8. Появляющийся орган у отдельных особей от предков (атавизм)

Какое ключевое слово вы видите? (биоценоз)

Что такое биоценоз?

Значит чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сегодня мы будем говорить о биоценозах. Это новое понятие, которое нам ещё не встречалось.

Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?

Открываем учебник п 53 стр 268 Внимательно читаем статью и на полях знаками отмечаем ( метод инсерт),также работаем с тетрадью и дополнительным материалом

!-это интересно(5-6 минут)

После выясняем что я знаю

Какие бы вопросы хотел выяснить

Что интересного узнал.

Какие биоценозы можно выделить в нашей местности?

В чём разница между естественным и искусственным биоценозом

Самостоятельная работа в группах. Дать сравнительную характеристику естественного и искусственного биоценоза. Рассмотрим биоценоз и агроценоз (коллекция) используем материал учебника и дополнительный материал.

Естественные биоценозы они более устойчивые, чем искусственные.

А отчего зависит устойчивость биоценоза?

А чем обеспечивается устойчивость биоценоза?

Виды ярусности (пространственная и временная) проанализируем рис 196

Назовите компоненты биоценоза

Структура биоценоза (составим схему)

Все они зависят друг от друга и образуют пищевые взаимосвязи (рассмотрим рис 197 стр 270)

Вот и ответили мы на вопрос –
«Что же такое биоценоз?»
Здесь все семьёю одною живут,
Дышат, питаются, даже растут.
Все приловчились, порядок везде,
Всё по закону «Ты – мне, я – тебе»
Если вдруг с кем-то случилась беда –
Нечего плакать, такая судьба.
В целом, у каждого доля своя,
В этой системе есть где-то и я.
Теперь не возникнет, надеюсь, вопрос
«Что же такое биоценоз?

Давайте составим кластер с ключевым словом «биоценоз» показываем стрелочками

1. природное сообщество, включающее в свой состав все растения, населяющие определенную территорию;

8. все зеленые растения;

14. все зеленые растения;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *