где проходит что где тогда
Где снимают «Что? Где? Когда?». Особенности программы и интересные факты
Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, где снимают «Что? Где? Когда?»? А ведь с 1990 года это место остается неизменным. И выбрал его сам легендарный основатель интеллектуальной игры – Владимир Ворошилов. С тех пор волшебное действо происходит только там. Подробности можно узнать из этой статьи.
Как все начиналось
Рассказ о том, где снимают передачу «Что? Где? Когда?», будет долгим. Шоу ведет отсчет с 1975 года. Сейчас многое происходит не так. Изменились некоторые правила, по-другому выглядят знатоки, иначе оформлен игровой зал. Вплоть до 1982 года игра проходила в Останкинском баре. Это помещение каждый раз подвергалось серьезному переоборудованию: водружался круглый стол, менялась осветительная композиция, устанавливались декорации.
Программе много раз приходилось переезжать с места на место. Съемочный процесс проходил на улице Герцена, затем на Красной Пресне. Местечко в Нескучном саду стало самым подходящим для интеллектуалов. Здесь царит непередаваемая атмосфера благородной старины и невозмутимого спокойствия.
Охотничий домик
Место, где снимают «Что? Где? Когда?», совершенно не приспособлено для съемок. Охотничий домик не отапливается. В нем нет водоснабжения. Он очень маленького размера. Только отделка зеркалами делает его зрительно немного больше. Помещение может вместить 100 человек максимум. Однако оно очень нравится знатокам. Ни у кого даже мысли не возникает перебраться в более подходящий павильон. В настоящее время охотничий домик числится в аренде.
Тяжелая судьба
В далеком XVIII веке на юге Нескучного сада находилась усадьба Трубецких. Единственная уцелевшая постройка – охотничий домик. Он располагается в глубине леса. Его много раз переоборудовали. Помещению довелось побывать кафе, пивным баром, туалетом. Со временем место, где снимают «Что? Где? Когда?», было бы полностью разрушено. Спас его Владимир Ворошилов. Он взял домик в аренду, сделал в нем капитальный ремонт и приспособил для проведения игр.
Историческое место
В павильоне, где снимают «Что? Где? Когда?», когда-то коротали время охотники. Они пили чай, играли в карты, рассказывали о своих приключениях. Неподалеку находится висячий мост, на котором были написаны стихи «Первая любовь». Их сочинил вдохновенный Тургенев. Александр Сергеевич Пушкин вместе со своей женой Натали были частыми гостями у Трубецких, также наведывались в охотничий домик, любовались местными красотами природы.
Проблемы размещения
Игровой зал, где снимают «Что? Где? Когда?», находится в исторической части здания. Она была возведена в 18 веке. А служба технического обслуживания и директор шоу располагаются в специально сооруженной пристройке. Величина павильона – 75,8 квадратных метров. Игровой зал занимает площадь 28,8 кв. м.
Дизайнеры гениально решили проблему небольшого пространства. Они сделали стены и потолок зеркальными. При этом пригодилось мастерство специалистов из Эрмитажа. Львиную долю зала занимает игровой стол и шесть кожаных кресел для знатоков. Остальные гости размещаются с трудом и буквально дышат друг другу в затылок. Именно поэтому так часто возникает проблема подсказок во время игры. Ведь участники и зрители подходят друг к другу практически вплотную.
Съемочный процесс
Многих интересует, как снимается телеигра «Что? Где? Когда?». Действительно, масса любопытного остается за кадром. Охотничий домик окружают машины с техническим оборудованием, предназначенным для выхода в прямой эфир. Рядом находится сцена для музыкальных пауз. В небольших строениях располагается артистическая гримерная и раздевалка. В ней висят тщательно отглаженные смокинги, рубашки и жилетки. Их надевают интеллектуалы на время передачи.
Зрители помнят, что распорядитель игры – Борис Крюк – стоит в небольшом коридорчике в глубине зала. Однако мало кто знает, что рядом располагается еще несколько комнат. Одна – для корреспондента, снимающего сюжеты, другая – для Андрея Витюгова (директора программы). Неподалеку располагается кабинет редактора шоу – Елены Бялко. Она хранит запасной волчок, на случай, если основной сломается. Такие случаи во время съемок программы были. В 1980-е группа математиков даже прислала в редакцию программы письмо, в котором прислала свои многолетние расчеты. По ним выходило, что движения волчка можно специально настроить. Пришлось специалистов пригласить в интеллектуальное казино, чтобы они лично убедились в том, что никакой подтасовки не существует.
Место прощания с Ворошиловым
Когда знатокам и организатором шоу предлагают перебазироваться в более удобный павильон, они неизменно отвечают, что это невозможно. Охотничий домик стал местом прощания с Ворошиловым.
Желающих проводить в последний путь любимого распорядителя программы оказалось очень много. Очередь тянулась до самого Ленинского проспекта. И многим нравится думать, что Владимир Яковлевич по-прежнему присутствует в этом месте. Любуется на свое детище, помогает знатокам найти правильный ответ, вдохновляет организаторов на новые перспективные идеи. Поедет ли он вместе с программой в Останкино? Никто этого не знает. Поэтому все остается, как было. В тесноте, да не в обиде.
Как попасть на программу
Это может сделать каждый. Нужно присылать на программу как можно больше интересных вопросов. Тогда вас могут пригласить в элитный клуб в качестве гостя. Конечно, если вы родственник игрока или члена клуба, то вопрос о том, как попасть на программу «Что? Где? Когда?», отпадет сам собой. Это может сделать вас своим среди постоянной публики интеллектуального казино.
У организаторов шоу есть маленький секрет. Дело в том, что у передачи существует свой официальный сайт. В 2004 году Борис Крюк сообщил заинтересованным телезрителям, что на каждый выпуск будет приглашать несколько людей с форума этого электронного ресурса. Уже более сотни людей воспользовались этой возможностью. К ним относятся с особым теплом: угощают чаем, дарят подарки, знакомят с кумирами-знатоками.
На финале «Что? Где? Когда?» стало плохо знатоку, который дал лучший ответ 2021 года. Он ушел из домика во время эфира
Команда Андрея Козлова проиграла финал 2021 года в «Что? Где? Когда?». У нее три победы в трех прошлых играх и первое поражение в финале года:
После игры ведущий Борис Крюк выбрал знатока, который в 2021 году дал самый яркий ответ. Он сказал, что для него это самая важная награда: «Мне было из чего выбирать. Можно было вручить трем знатокам без натяжек [но не уточнил фамилии]».
Награду получил Иван Марышев за вопрос о «невыносимом грузе одиночества», который выпал в осенней серии. В 2021 году Марышев провел две игры. Летом он проиграл в составе команды Алены Повышевой, но попал в сборную летней серии на осень, где тоже было поражение.
Так звучал вопрос, который принес Марышеву награду: «Невыносимый груз» – это неполное название работы художника Танго. Правая часть рисунка тоже представлена вам не полностью. Дорисуйте правую часть рисунка и закончите название этой работы Танго».
Корабль наклонился вправо, потому что все пассажиры радостно приветствуют встречающих. Марышев дорисовал на левой палубе одинокого человека. Это уравновесило корабль. Свою работу Танго назвал «Невыносимый груз одиночества». Так Марышев сделал счет 2:1, а потом получил «Хрустальный атом» как лучший знаток игры.
Марышев был на финале года, но не получил награду лично, потому что покинул зал во время игры. Перед эфиром Марышев ничего не говорил о плохом самочувствии, общался с редактором Евгением Галкиным на ютуб-канале и читал скороговорку. Он рассказал, что прилетел из Германии и отвык от холода, поэтому замерзшими пальцами набирал сообщения на телефоне.
Крюк прокомментировал ситуацию: «Мне передали, что Ивану Марышеву стало плохо во время игры. Он был в зале. Я его поздравляю. Мы обязательно передадим ему этот приз. Надеюсь, с ним все будет хорошо. Просто стало нехорошо во время игры». Александр Друзь добавил: «Стоял, стоял, стоял. После музыкальной паузы – и нет».
Иван Марышев играет «Что? Где? Когда?» с 2015 года.
Приз за самый яркий ответ вручается с 2015 года. Это золотая запонка с изображением совы. Ее получали шесть знатоков. Елизавета Овдеенко – единственная, кто выигрывал приз дважды. Как было в прошлых сезонах:
Что?Где?Когда?
С 1975 по Настоящее время
Данная статья описывает телевизионную версию игры. Чтобы узнать о турнирах и о спортивной версии игры, смотрите соответствующую статью.
Что? Где? Когда? — интеллектуальная викторина, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной версии появилась спортивная версия игры. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей. Знатоки должны за одну минуту при помощи мозгового штурма найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков.
Содержание
Правила телеигры
В телевизионной версии каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко «команде зрителей» (которые как бы вместе играют против команды знатоков). Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает. Это означает, что в течение одной телевизионной игры может прозвучать не более одиннадцати вопросов. Правила телеигры постоянно меняются, но проходит она всегда (за исключением нескольких первых сезонов) в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Там оборудована особая комната с рулеткой, на которой установлен волчок со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанными названиями городов участников, приславших вопрос. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыгран, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос.
Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово даётся автору версии.
Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (зачастую это кулак с поднятым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.
Также было введено такое правило, как «помощь клуба». Если знатоки не знали ответа на заданный вопрос, они могут обратиться к знатокам в зале. Время, которое можно использовать для данных целей — 20 секунд. В 2007 году это правило было слегка изменено, после чего брать помощь можно только при счёте не в пользу знатоков. Ранее существовало такое правило как «помощь магистров», при котором знатокам могли подсказывать в течение 20 секунд магистры игры, однако это правило было впоследствии отменено.
Так как знатоки находятся в зале не одни, существует потенциальная возможность несанкционированной подсказки. Для предотвращения этого во время обсуждения вопроса в зале находится распорядитель, который при обнаружении этого поднимает красную карточку. Кроме того, в зале задействованы несколько операторов, что позволяет зафиксировать подсказку на видео. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, в большинстве случаев удаляется из зала. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.
Вопросы
Общие сведения
Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить. Из краткого описания игры можно ошибочно заключить, что для успешного ведения игры необходимо помнить множество фактов. На самом деле вопросы, требующие знания определённых фактов, обычно неинтересны, таких вопросов стараются избегать. Хороший вопрос должен содержать в себе всё необходимое для ответа, кроме того могут требоваться знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и т. п. Часто какое-то лишнее, не очень пригодное в данном контексте слово или грамматическая тонкость являются сильным намёком; такую роль играют каламбуры и т. п., так что вопросы часто непереводимы и предполагают наличие познаний в культурологии.
Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности — специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.
Виды вопросов
Примеры вопросов
Телеверсия игры
Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.
После игра стала меняться, и эти изменения продолжаются до сих пор. В 1991 году появился новый сектор — ноль («зеро»). Если указатель останавливался на этом поле, то ведущий выходил к публике с тремя карточками (позже игрался единственный вопрос), на которых были записаны его собственные вопросы, и показывал их команде. Делал он это в своей манере, и как-то раз игроки даже не могли понять, где же кончается вступление и начинается вопрос. Такой вариант игры Ворошилов называл «игрой казино против знатоков».
В 2000 году был введён тринадцатый сектор. Если волчок покажет на него, то сыграть должен вопрос, случайным образом отобранный среди присланных через Интернет. Такие вопросы имеют свою специфику: ведущий до того, как знатоки дали ответ, не знает правильного ответа на вопрос, потому не может дать никаких комментариев.
Игра проходит ежегодно четырьмя сериями (весенняя, летняя, осенняя и зимняя) по пять-шесть игр и остаётся очень популярной. Состав знатоков мало менялся на протяжении всей истории игры. Несколько самых старых игроков вышли из игры, другие пришли, но это был довольно медленный и незаметный процесс, за исключением нескольких случаев.
Начиная с 2000 в игры стали принимать новых интеллектуалов, так что каждый сезон играла новая команда. Членов этих команд набирали из местных клубов, а после — по результатам игры по телефону, в течение которой все зрители должны были оценивать точность их ответов с помощью сотовых телефонов. Однако эти группы, не имевшие опыта командной игры, не очень хорошо выглядели на экране.
В настоящее время существуют клубы любителей «Что? Где? Когда?» практически во всех крупных регионах России и во многих странах, где проживают выходцы из бывшего СССР. Клубы организуют игры по спортивной версии «Что? Где? Когда?». Проводятся регулярные чемпионаты, а также фестивали и турниры. Работа клубов регулируется Международной ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?». Также издавалась газета «Игра», освещающая ключевые события в играх «Что? Где? Когда?» и «КВН».
Многие знаменитые знатоки клуба «Что? Где? Когда?» принимали активное участие в съёмках телевизионной версии «Брейн-ринга»
В телеверсии игры предусмотрены паузы преимущественно для отдыха знатоков. Они бывают двух видов:
Прямой эфир
Особенностью игры является то, что она проходит в прямом эфире. Во время прямого эфира зрители могут давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей.
Призы и титулы телеигры
Пиджаки
Погон лучшего капитана
Магистры
Начиная с 1995 года, в каждом юбилейном сезоне игры одному из знатоков присваивается звание магистра. В настоящее время этим званием обладают:
Хранитель традиций
Хранителем традиций клуба «Что? Где? Когда?» является адвокат, полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский.
Музыка в телеигре
Телевизионная игра стала настолько популярной, что её музыку ассоциируют уже только с телеигрой. Некоторые темы обрели огромную известность и используются в местных викторинах. Для многих людей эти мелодии, впервые услышанные в игре, навсегда остаются связанными с её атмосферой. Основная мелодия, звучащая в заставке игры — это вступительная часть к симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Кроме того, в начале игры звучит фрагмент арии Германа из оперы «Пиковая дама» («Что наша жизнь? Игра!») и другие эпизоды из той же оперы. Во время игры между раундами иногда звучит обработка фрагмента из «Рапсодии в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, композиция Джеймса Ласта «Ra-ta-ta» группы «Rotations», фрагменты песен «Crucified» и «Israelism» группы Army of Lovers. В конце игры проигрывается симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти» в исполнении Ekseption.
Спортивная версия
В отличие от телеверсии игры, спортивный вариант остаётся неизвестным для большей части россиян, так как популяризацией фестивалей и игр практически не занимаются — в основном потому, что те менее зрелищны, чем телевизионная версия, так как в спортивной версии у зрителя практически нет возможности наблюдать за игровым процессом.
Игра известна внутри некоторого движения, и человек попадает туда случайно, через своих друзей, знакомых, случайно увиденное объявление или институтский клуб, которые, как и клубы КВН, регулярно проводят игры для студентов.
Известные знатоки телеигры
Многие игроки, в основном игроки телеверсии, были очень популярны в Советском Союзе, позже — в России. Наиболее выдающиеся получают различные почётные призы, такие как хрустальная сова, титул бессмертного игрока Что? Где? Когда?, красный пиджак. В некоторых сезонах получали автомобили и крупные суммы денег (в основном, если были известные спонсоры).
Самые известные и прославленные участники этой игры:
Интересные факты
Версии игры в других странах
Белоруссия
На телеканале ОНТ. В Белоруссии, по словам Алеся Мухина (В элитарном клубе “Что? Где? Когда?” играет с 2001 года только в качестве капитана команды. А с 13 апреля 2009 года в эфире белорусского телевидения ведёт премьерную серию игр белорусского телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» [17] ), активно играют около полутора тысяч человек [18]
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
10 любопытных фактов о телепередаче «Что?Где?Когда?» в день ее рождения
Одна из самых любимых программ советского телевидения «Что? Где? Когда?» отмечает 4 сентября свой день рождения. В 2017 году передаче исполнилось 42 года. Сегодня это самая долгоживущая программа на российском телевидении. Она включает в себя все: азарт, конфликт, интригу и самое главное – борьбу интеллектов. Примечательно, что первыми призами для победителей передачи были не деньги, а хорошие книги, которые в то время по-настоящему ценились «на вес золота». В честь дня рождения знаменитой передачи портал Amic.ru подготовил подборку самых интересных фактов о «Что?Где?Когда?».
В самом первом выпуске передачи «Что? Где? Когда?», который вышел в эфир 4 сентября 1975 года, знатоков еще не было. В передаче приняли участие две семьи из Москвы: семья Ивановых и семья Кузнецовых. Съемки проходили в квартирах обеих семей. Каждой было задано 11 вопросов. Потом два сюжета соединили в одну передачу. Шоу, каким мы привыкли его видеть, появилось 24 декабря 1977 года. Спустя два года игроков за столом впервые назвали знатоками. Первые вопросы для «Что? Где? Когда?» сочиняли редакторы и 12-летний школьник — Боря Крюк.
Имя ведущего телепередачи долгое время оставалось загадкой для зрителей. А за Владимиром Ворошиловым надолго закрепилось прозвище «Инкогнито из Останкино». Кто скрывается за грозным голосом, зрители узнали лишь 23 апреля 1980 года, когда эфир закончился словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов». После его смерти в 2001 году кресло ведущего занял Борис Крюк. Его имя также долго скрывалось, а голос обрабатывался на компьютере. Но даже теперь, когда эта информация перестала быть тайной, знатоки обращаются к ведущему только так: «Господин ведущий!»
Начиная с 1990 года, все игры «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду. Построенное в период между 1739 и 1753 годами, здание является памятником архитектуры XVIII века, частью увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Именно там умнейший Нурали Латыпов дал правильный ответ на вопрос, который поставил в тупик всех знатоков.
Символом игры является филин по имени Фомка. В 1977 году он даже появился в зале во время игры. А в качестве награды лучшие игроки получают «Хрустальную сову». Впервые приз был введен в 1984 году. В 2002 году к хрустальной сове добавилась бриллиантовая. Ее получает лучший игрок по результатам года. Были моменты в игре, когда Александр Друзь ликовал после неправильного. ответа знатоков.
Организаторы игры очень ответственно относятся к музыкальной паузе. В разные годы на телешоу выступали: Людмила Гурченко, Вячеслав Малежик, Анне Вески, Игорь Николаев, Эдита Пьеха и многие другие. На юбилейных играх 2000 года Константину Райкину была вручена «Хрустальная сова» за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры «Что? Где? Когда?» (номер с участием К. Райкина был показан 29 декабря 1984 года).
Одним из самых загадочных атрибутов игры «Что? Где? Когда?» является знаменитый черный ящик. За время существования передачи в нем побывали сотни разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Однажды среди них был даже настоящий авиационный «черный ящик». А несколько раз за всю историю игры черный ящик был пуст.
Каждый, кто хоть раз смотрел игру, наверняка обратил внимание на стоящий на столе волчок с всадником внутри, который распорядитель зала запускает перед каждым раундом. Сложно поверить, но этот волчок – слегка усовершенствованная детская игрушка, которую выпускает московский завод «Красный пролетарий». «Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй – себе. Играл, не выходя из дома, дней десять», – вспоминал Ворошилов.
До осени 1991 года знатоки не играли на деньги. В качестве призов в игре использовались книги. Потом интеллектуальный клуб стал называться интеллектуальным казино, а ведущего переименовали в крупье. Девизом передачи стала фраза: «Интеллектуальное казино – единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».
30 декабря 2000 г. Владимир Ворошилов провел свою последнюю игру, 10 марта 2001 г. он скончался. С мая 2001 г. автором, ведущим, режиссером и продюсером игры «Что? Где? Когда?» стал Борис Крюк. С этого года был введен «13 сектор», в который пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира. Создатель игры родился в Симферополе в 1930 году, а в 1943 году из эвакуации его семья переехала в Москву. Три образования: Академия художеств Эстонской ССР (факультет живописи), школа-студия МХАТ (постановочный факультет), Высшие режиссерские курсы. Был художником-постановщиком МХАТа, Малого театра, Театра оперетты. Работал режиссером в театре «Современник» и в Театре на Таганке. А в 1968 году Владимира Яковлевича пригласили на телевидение. По крайней мере, так утверждает официальный сайт телекомпании «Игра». В любом случае на ТВ Ворошилов пошел не от хорошей жизни – просто подработать. И, как это часто бывает, нашел там свое призвание.
За время своего существования телевикторина «Что? Где? Когда?» получила семь премий ТЭФИ, включая победу в номинации «Звукорежиссер». Каждое действие игры сопровождается определенной музыкальной композицией. Пока крутится волчок, звучит композиция Геннадия Бондарева «Дикая лошадь», черный ящик выносят под «Ra-Ta-Ta» Криса Ювенса и Кристиана Хайльбурга, а хрустальную сову вручают под аккомпанемент Homage To The Mountain группы Yello.
Ну и самый последний факт, так сказать, «на закуску». Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» — наиболее грандиозная задумка, пожалуй, за все время существования телевидения. Это самая долгоживущая программа на TV, которая до сих пор не теряет свою аудиторию.