где обозначено что воспитатель должен заниматься развитием речи дошкольников
О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников
Елена Ивановна Асеева
О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.Собственный опыт работы свидетельствует: очень многие дети нуждаются в помощи логопеда, и большинство старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение, не умеют, что называется, двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
А ведь правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать «в унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на логопедических занятиях.
Воспитателю следует помнить о том. что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель, вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребенка с ослабленной нервной системой могут развиться тахилалия (ускорение речи, логоневроз и даже заикание.
Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи — и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Что еще может и должен делать воспитатель, работающий в полном контакте с логопедом? На занятиях и вне их (на прогулке, в свободном общении и т. д.) следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ими ошибки (в произношении звуков, в расстановке ударений, «слышать» их успехи, тактично отмечать их (особенно это важно на этапе автоматизации уже поставленных звуков).
Желательно, чтобы воспитатель регулярно (один—два раза в неделю) выполнял с детьми старшей группы «упражнения на слова» (ребенок внимательно слушает слова, называет звуки, из которых оно состоит; учится произносить слова, в разных формах которого ударение падает на разные слоги, и определять место ударения в словах, произнесенных воспитателем и т. д.). Времени эти упражнения займут немного (всего 5—7 минут, а польза от них весьма существенная.
При подготовке утренников особое внимание надо уделять детям с различными речевыми нарушениями. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Каждому хочется, чтобы его группа была лучшей.
Но именно таких детей следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них (читать хором, дать задание выучить стихотворение дома для сольного номера и несколько раз прослушать его чтение, в группе или один на один, потому что такие дети, начиная осознавать свои недостатки, могут комплексовать, часто становятся застенчивыми, нерешительными, предпочитают и на занятиях, и в свободное от них время отмалчиваться.
Естественно, что все необходимые рекомендации дает воспитатель родителям. Он выявляет детей,нуждающихся в помощи логопеда: подсказывает, что могут сделать воспитатель и родители до зачисления ребенка в логопедическую группу; советует, как организовать режимные моменты, чтобы помочь логопеду устранить дефекты речи; знакомит воспитателя с игровыми приемами, направленными на обогащение словаря, закрепление речевых навыков, в том числе грамматических, и т. д.
Чем раньше воспитатель и логопед начнут работать вместе, тем больше надежды, что они добьются положительных результатов.
Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.
Консультация для воспитателей «Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи дошкольников»
Таисия Котлярова
Консультация для воспитателей «Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи дошкольников»
«Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Остановим свое внимание на методике развития связной речи.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
2. Умения речевого этикета.
3. Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
5. Невербальные (неречевые) умения.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитательбольше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Для привлечения ребенка к диалогу можно использовать следующие приемы:
демонстрацию игрушек, картинок; обращение к опыту ребенка; элементарные вопросы, вызываемые обстоятельствами; сюжетно-ролевые игры; индивидуальные и коллективные разговоры, беседы; образцы ответов и вопросов; словесные поручения и совместные трудовые действия.
Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
В зависимости от функции (назначения)выделяют такие типы монологов:
1. Описание – это характеристика предмета в статике.
2. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
3. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
4. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
5. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…», постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п., средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз…собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателяспособны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.). При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Рассказывание по серии картинок и по картине
Для обучения детей рассказыванию в детском саду всегда широко использовались серии картинок и сюжетные картины. Для обучения дошкольниковрассказыванию по сериям картинок и по картине применяются разнообразные приемы: вопросы, беседа, образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ, указание и т. п.
Структура занятия по обучению рассказыванию по картине
• Организационный момент. Объявление темы занятия.
Создание эмоционального положительного фона (прослушивание отрывка музыкального или литературного произведения, отгадывание загадки, дидактическая игра и т. п.).
• Рассматривание картины под руководством педагога. Беседа по картине.
• Сообщение плана рассказа по картине педагогом (совместное составление плана с педагогом, самостоятельное составление плана детьми).
• Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
• Рассказ по картине несколькими детьми по частям.
• Обобщающий рассказ по картине одним ребенком или педагогом.
• Оценка работы детей. Подведение итога занятия.
Структура занятия по пересказу рассказа
• Организационный момент. Сообщение темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.
• Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
• Беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения.
• Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
• Сообщение детям плана пересказа или совместное составление плана детьми.
• Пауза для подготовки детей к ответам.
• Пересказ текста несколькими детьми.
• Обобщающий пересказ педагогом или одним из детей.
• Оценка работы детей.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, выразительной, грамотной, богатой и учитывать возраст детей.
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.
Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.
Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.
Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.
Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.
Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы «Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.
Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.
Организация работы старшего воспитателя по образовательной области «Речевое развитие»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития (А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, В. С. Мухина, С. Л. Рубенштейн и др.).
Развитие речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Цель: Создание системы работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста.
— проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ в направлении речевого развития детей;
— создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию по развитию речи детей;
— создать систему мероприятий по корректировки содержания и форм педагогического процесса.
— выявить эффективность проделанной работы.
Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОУ.
Методической основой послужили источники К. Ю. Белой, Н. В. Елжовой, С. М. Оберемок, В. И. Савченко, Т. В. Хабаровой, А. Н. Чернышевой.
Педагогический коллектив МБДОУ в течении учебного года решает вопросы речевого развития детей.
Ведется работапо следующим направлениям:
• Организация, оснащение развивающей речевой среды;
• Формирование словаря у дошкольников в разных видах деятельности;
• Формирование грамматического строя речи у дошкольников;
• Развитие связной речи дошкольников.
При посещении мероприятий, проводимых педагогами ДОУ, а также при организации предметно-развивающей среды по развитию речи и осуществлении контрольной деятельности за работой педагогов по планированию, проведению речевой работы с детьми проанализированы знания, умения,навыки педагогов по проблемам речи дошкольников:
— все педагоги знают программу и методику диагностирования развития речи детей, направления данной работы,
— учитывают индивидуальные особенности ребенка,
— осуществляют дифференцированный подход к детям с разным уровнем освоения родного языка,
— используют различные формы взаимодействия с родителями по речевому развитию детей.
Отдельные педагоги владеют высокой культурой речи, коммуникативными умениями.
Наряду с этим имеются трудности педагогов:
— недостаточное владение научной терминологией,
— не в полном объеме владеют об инновациях в методике развития речи,
— недостаточно ориентированы в специфике средств обучения развитию речи, нетрадиционных форм организации обучения детей родному языку,
— у отдельных педагогов речь эмоционально обеднена, неполное соответствие культуры речи современным требованиям.
В связи с этим требуется активизировать работу:
По расширению знаний педагогов о особенностях методики развития речи и умении оперировать научной терминологией.
По теоретическому просвещению педагогических кадров о нетрадиционных формах организации обучения дошкольников родному языку.
Следующим этапом аналитического блока является оценка уровня речевой развивающей среды в группах.
Ее основная цель – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду с взрослыми, сверстниками и детьми младшего и стар-шего возраста, а также определение особенностей развивающей среды во всех группах детского сада. Ежегодно проводятся смотры книжных уголков, темати-ческих уголков.
Цель проведения смотров: стимулирование активности педагогов в совершен-ствовании, актуализации, обновлении содержания и оформления речевых угол-ков в соответствии с современными требованиями.
Результаты оценивания смотра конкурсов речевыхуголков оформлены табли-цей по показателям:
• Соблюдение требований к организации речевого уголка;
• Подбор материала с учетом их идейно-художественной ценности;
• Жанровое разнообразие книг;
• Тематический принцип подбора материала;
• Наличие книг-самоделок, ширм с картинками, иллюстраций, портретов писателей и художников-иллюстраторов, детских журналов, газет, рисун-ков детей;
• Связь с театрализованной деятельностью и т. д.
— календарные планы по ознакомлению с художественной литературой пред-ставлены в полном объеме и соответствуют требованиям реализуемой програм-мы;
— в перспективно-календарную модель планирования образовательного процесса в течение всего дня включена разнообразная деятельность детей по развитию речи;
— ведется работа с родителями по расширению знаний о речевом развитии детей.
— имеется качественная подготовка и разнообразие материала в соответствии с возрастом.
— продолжать обновление содержания книжных уголков в соответствии с возрас-том детей.
— пополнение разных видов театра.
— продолжать работу по словотворчеству.
Результаты обследования показали, что в старшем дошкольном возрасте количество детей с нарушением речи уменьшается. Это определяется грамотным планированием и едиными требованиями к методической организации речевой работы в ДОУ в соответствии с программными и возрастными требованиями, результатами диагностики и тесной взаимосвязью в работе логопеда и воспитателей.
• Проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в овладении норм родной речи.
• Ежедневно закреплять знания детей по разделу «Развитие речи».
• Развивать психические процессы (память, мышление и др.) при использо-вании дидактических игр, заучивании стихотворений, пересказывании ска-зок, произведений.
• Регулярно взаимодействовать с родителями по вопросам речевого разви-тия детей.
Для отслеживания результатов проводимой работы педагогами разработан план контроля мероприятий по организации работы педагогов и выявлению проблем развития речи детей.
Результаты методической работы:
• Составлен каталог наглядно-дидактических и методических пособий.
• Систематизирован материал методических мероприятий.
• Разработан и упорядочен материла тематического планирования и мето-дической документации по управлению над разделом «Развитие речи».
• Отмечается достаточный уровень развития речи детей во всех возрастных группах.
• Составлены письменные и устные консультации по развитию речи и по-знавательному развитию детей разных возрастных групп.
• Разработаны сценарии родительских собраний в подготовительной к шко-ле группе по вопросам речевой и общей подготовки детей к школе.
• Составлены перспективные планы по педагогическому просвещению родителей в вопросах речевого развития по каждой возрастной группе.
Итак, в результате проводимой активной, систематической работе педагогического коллектива приоритетным направлением остается развитие речи детей, так как в современных условиях эта проблема наиболее актуальна, необходима для педагогов, детей и их родителей.
Накопленный опыт ДОУ способствует созданию и внедрению методического и дидактического сопровождения речевого развития ребенка – дошкольника.Этому способствуют: полноценная теоретическая и практическая база, грамотное просвещение педагогических кадров по вопросам обучения дошкольников родному языку, умение педагогов перерабатывать необходимую информацию по развитию речи.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Письмо Деду Морозу» Цель: формировать у детей умение «писать» письма. Задачи: 1. Образовательная область: речевое развитие Формирование связной речи: совершенствовать.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе с использованием ИКТ «Ранняя весна» Тема «Ранняя весна» Цель: Обогащать активный словарный запас детей. Задачи: 1. Образовательные: Вырабатывать умение составлять описательный.
НОД «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто» по образовательной области «Речевое развитие» Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» ФИО педагога : Чистякова Елена Анатольевна Возрастная.
Повторение сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Образовательная область: «Речевое развитие» Автор: Маслова Наталья Вячеславовна Тема: Повторение сказки «Репка» Цель: Умение слушать и.
Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.
Перспективное планирование в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». (Обучение грамоте) Сентябрь 1. Звук и буква А Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить.
Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.
Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.